Программа и методика изучения офицером деловых и морально-психологических качеств подчиненных

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОФИЦЕРОМ ДЕЛОВЫХ И МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПОДЧИНЕННЫХ

Оглавление

Введение

1. Организация изучения индивидуально-психологических особенностей пополнения

1.1 Содержание деятельности должностных лиц полка (бригады) по изучению пополнения

1.2 Деятельность заместителя командира полка (бригады) по воспитательной работе по изучению пополнения

1.3 Деятельность психолога полка (бригады) по изучению индивидуально-психологических особенностей пополнения

2. Деятельность должностных лиц администрации пункта приема и распределения пополнения

2.1 Деятельность командира роты по изучению пополнения

2.2 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению пополнения

2.3 Деятельность командира взвода по изучению пополнения

3. Формы и методы изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих

3.1 Анализ документов

3.2 Индивидуальная беседа

3.3 Наблюдение

3.4 Метод экспертного опроса

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

В данной курсовой работе изложена программа и методика изучения офицером деловых и морально психологических качеств военнослужащих, прибывших на укомплектование частей и подразделений.

Анализ результатов изучения качественных характеристик допризывной молодежи и пополнения, прибывающего в войска (силы), позволяет сделать вывод о том, что наметилась тенденция их ухудшения по многим показателям, особенно по состоянию здоровья, физическому развитию и уровню образования.

Исследования показывают, что более половины юношей допризывного возраста имеют заболевания, препятствующие службе в армии. По данным последних лет психическими заболеваниями страдают до 25 % подростков 1982-1980 годов рождения, около 2 тыс. допризывников в 1996 году покончили жизнь самоубийством. По нашим прогнозам многим призывникам 1998-1999 годов будут свойственны асоциальные формы поведения, так как 61 % допризывников употребляют спиртные напитки,20 % — пробовали наркотики, а более 33 тыс. подростков в минувшем году, самовольно ушли из дома и занимаются бродяжничеством. Многие воспитываются в неполных и неблагоприятных семьях.

Все это позволяет сделать вывод, что состояние психического здоровья военнослужащих призванных в 2007 году потребует конкретных дополнительных мер по развертыванию системы раннего выявления лиц с неустойчивой психикой и отклоняющимся поведением, оказания им психологической помощи, осуществления комплексной воспитательной работы на всех уровнях.

Министр обороны Российской Федерации Иванов требует, чтобы должностные лица глубоко и всесторонне изучали и знали своих подчиненных, принимали адекватные меры организационного и воспитательного характера в интересах повышения боевой готовности, организованности и воинской дисциплины.

Изучением пополнения, прибывающего в войска (силы), занимаются командиры и их заместители по воспитательной работе, психологи, врачи, специалисты подразделений профессионального психологического отбора военных комиссариатов и воинских частей, другие должностные лица. Порядок этой работы регламентируется целым рядом нормативных документов: созданы и работают штатные и нештатные подразделения профессионального психологического отбора, призванные изучать прибывающее пополнение, войска располагают достаточно большим наработанным методическим материалом. Однако усилия должностных лиц и структурных подразделений пока разобщены, нет единых подходов в применяемом методическом аппарате, формах итоговых документов, нет преемственности в использовании исследовательской информации между различными этапами и звеньями изучения прибывающего пополнения. Все это приводит к дублированию проводимых мероприятий, дискредитации и снижению их эффективности.

В целях оказания методической помощи командирам, их заместителям по воспитательной работе в организации системы изучения прибывающего пополнения Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации систематизировало наработанный опыт и предлагает использовать его в практической работе должностными лицами всех уровней.

пополнение индивидуальный психологический войско

1. Организация изучения индивидуально-психологических особенностей пополнения

Деятельность должностных лиц полка (бригады) по изучению пополнения, прибывающего в воинскую часть, организуется в строгом соответствии с требованиями нормативных документов:

  • общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • приказа Министра обороны Российской Федерации 1994 года № 202;
  • приказов Министра обороны Российской Федерации 1995 г. № 226, № 235;
  • директивы Министра обороны Российской Федерации 1996 года № Д-18;
  • проекта Руководства по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации (исх.172\1637 от 26.07.96 г.).
  • В полку работу по изучению пополнения организует командир. В целях наиболее полного и качественного изучения прибывающего пополнения командир полка (бригады) всесторонне оценивает обстановку и принимает решение, в котором определяет:
  • состав администрации пункта приема и распределения пополнения;
  • состав нештатного подразделения, группы профессионального психологического отбора (далее — ППО);
  • сроки проведения инструктивно-методических занятий и инструктажей по психолого-педагогической подготовке с должностными лицами, привлекаемыми к изучению пополнения;
  • время, место и порядок проведения психологического изучения (тестирования) личного состава;
  • систему сбора, анализа, доклада и хранения психологической информации о прибывшем пополнении;
  • порядок контроля за соблюдением требований профессиональной этики, конфиденциальности при проведении изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.
  • Решение командира на организацию изучения прибывающего пополнения оформляется приказом по полку.
  • 1.1 Содержание деятельности должностных лиц полка (бригады) по изучению пополнения
  • С прибытием пополнения в воинскую часть начинается непосредственная работа по его изучению и распределению по подразделениям.
  • На этом этапе необходимо четко реализовать систему сбора информации о прибывшем личном составе на пункте приема и распределения пополнения, а также своевременного доведения её до соответствующих командиров подразделений, их заместителей по воспитательной работе. При этом у каждого должностного лица администрации пункта приема и распределения пополнения должен быть определен свой участок работы по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.
  • 1.2 Деятельность заместителя командира полка (бригады) по воспитательной работе по изучению пополнения
  • Перед прибытием молодого пополнения заместитель командира полка (бригады) по воспитательной работе:
  • Проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами полка по методике изучения прибывающего пополнения (Приложение 3).
  • Совместно с начальником штаба осуществляет подбор военнослужащих для работы с молодым пополнением и представляет их командиру части.
  • Осуществляет контроль за подготовкой к приему пополнения должностных лиц администрации пункта приема и распределения пополнения, нештатной группы профотбора, командиров подразделений и их заместителей по воспитательной работе.
  • Докладывает командиру полка (бригады) о проведенной работе и готовности к приему пополнения.
  • В период приема пополнения заместитель командира полка (бригады) по воспитательной работе:
  • Организует работу должностных лиц администрации пункта приема и распределения пополнения, нештатной группы профотбора по изучению деловых, моральных и психологических качеств личного состава.
  • Проводит ознакомительную беседу с военнослужащими, информирует их о традициях полка, требованиях к службе со стороны командования, о порядке обращения по личным вопросам и т.п.
  • Осуществляет наблюдение за военнослужащими в целях выявления лиц с признаками НПН.
  • Проводит индивидуальные собеседования с отдельными военнослужащими, изучает их мотивацию к воинской службе, военно-профессиональную направленность и выявляет наличие у них признаков НПН.
  • Обобщает результаты изучения прибывшего в полк (бригаду) пополнения, утверждает список военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому изучению, представленный психологом полка.
  • Докладывает командиру полка (бригады) о результатах изучения молодого пополнения и мерах по их адаптации к военной службе.
  • По итогам изучения прибывшего пополнения заместитель командира полка (бригады) по воспитательной работе:
  • разрабатывает обобщенную социально-психологическую характеристику прибывшего в полк (бригаду) пополнения;
  • составляет список военнослужащих группы риска, знакомит с ним должностных лиц под роспись;
  • вырабатывает рекомендации штабу полка (бригады) по комплектованию подразделений, подбору военнослужащих на должности младших командиров;
  • отдает указания должностным лицам полка (бригады) по проведению воспитательной работы с военнослужащими, формированию здорового морально-психологического климата в воинских коллективах, укреплению правопорядка и воинской дисциплины;
  • осуществляет проведение утвержденных мероприятий по адаптации молодого пополнения к службе;
  • готовит доклад об итогах изучения пополнения;
  • оказывает помощь командирам подразделений и их заместителям по воспитательной работе в организации индивидуальной работы с лицами, требующими повышенного педагогического внимания.
  • 1.3 Деятельность психолога полка (бригады) по изучению индивидуально-психологических особенностей пополнения
  • Перед прибытием в часть пополнения психолог полка (бригады):
  • В соответствии с решением командира части проводит занятие с офицерами и прапорщиками полка (бригады) по методике изучения индивидуально-психологических особенностей личного состава.
  • Проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами администрации пункта приема и распределения пополнения, командирами подразделений, офицерами воспитателями о сущности и признаках проявления нервно-психической неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих.
  • Инструктирует сержантский состав по методам изучения пополнения.
  • Согласует с начальником штаба порядок тестирования пополнения (уточняет очередность, время, место и ответственных за представление личного состава).

    7 стр., 3003 слов

    Пути формирования и совершенствования педагогического мастерства ...

    ... показывает, что значительная часть командного состава ротного звена (командир роты, командир взвода) недостаточно подготовлена к работе с личным составом. В 76% случаев отмечены ... подготовкой офицерского корпуса, способного руководить боевой подготовкой подчиненных, воспитывать военнослужащих, постоянно профессионально самосовершенствоваться, углублять свои педагогические знания, повышать культуру ...

    13 стр., 6407 слов

    Изучение работы социального педагога с подростками, склонными ...

    ... В дальнейшем в этой работе будет рассматриваться содержание, формы, функции права и обязанности работы социального педагога в школе. Цель: общее изучение работы социального педагога с ... 9,с.46]. Рассмотрим основные должностные обязанности социального педагога. Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, ...

    12 стр., 5571 слов

    Организация противодействия и защиты личного состава от информационно-психологического ...

    ... необходимые направления сосредоточения усилий командиров, штабов, органов воспитательной работы в рамках информационно-психологического противоборства с ... на войска и население. необходимостью изучения опыта и содержание работы командиров, штабов по противодействию и ... боевых действий армейскому корпусу выделяется батальон, а дивизии (бригаде) - рота психологических операций (приложение № 2). ...

    Утверждает график тестирования пополнения.

  • Согласует с начальником медслужбы полка (бригады) порядок взаимодействия при изучении пополнения.
  • Готовит материальную базу для проведения тестирования пополнения:
  • помещение (оно должно иметь нормальную температуру воздуха, достаточное естественное и искусственное освещение, хорошую звукоизоляцию, обеспечивать вентиляцию; рабочие места обследуемых лиц должны быть удобно оборудованы и пронумерованы);
  • стимульный материал (набор тестов, демонстрационные таблицы, плакаты), регистрационные бланки, ключи для обработки результатов тестирования, канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, бумагу).
  • Докладывает заместителю командира полка (бригады) по воспитательной работе о проведенной работе и готовности к приему пополнения.
  • В период приема пополнения психолог:
  • Проводит ознакомительную беседу с прибывшим пополнением, разъясняет особенности службы, ближайшие перспективы, возможные трудности, отвечает на вопросы, ориентирует в формах и способах поведения в различных ситуациях армейской жизни и деятельности, в том числе связанных с высоким нервно-психическим напряжением. Информирует молодых солдат о деятельности психолога, о порядке обращения за консультацией и по личным вопросам.
  • Изучает личные дела военнослужащих. Особое внимание обращает на карту профессионального психологического отбора. Подбирает кандидатов для индивидуального собеседования.
  • Осуществляет наблюдение за военнослужащими в целях выявления лиц с признаками НПН.
  • Ежедневно заслушивает информацию о поведении молодых военнослужащих, при этом особое внимание уделяет тем, у кого наблюдаются признаки НПН, подавленность, замкнутость и неконтактность с другими военнослужащими.
  • Проводит индивидуальные собеседования с военнослужащими по ранее разработанной схеме и делает заключение о наличии у них признаков НПН.
  • Согласно утвержденного графика проводит тестирование военнослужащих по анкете Прогноз-2
  • Осуществляет обработку результатов тестирования с помощью специально обученных лиц из числа наиболее подготовленных солдат и сержантов (технический персонал нештатной группы ППО) и составляет список военнослужащих с признаками НПН.
  • Обобщает результаты изучения личного состава командирами подразделений и их заместителями по воспитательной работе, другими должностными лицами и составляет список военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому изучению, а также список лиц, нуждающихся в консультации медицинских специалистов.
  • Приступает к углубленному изучению военнослужащих.
  • Проводит тестирование лиц с признаками НПН по опроснику НПН-А, а при необходимости, по другим психологическим методикам.
  • Обобщает результаты изучения военнослужащих, делает заключение о выраженности признаков НПН.
  • Консультирует военнослужащих, прибывающих на прием. Разрабатывает адресные рекомендации командирам по индивидуализации воспитательного процесса.
  • По итогам изучения прибывшего пополнения психолог полка (бригады):
  • Составляет список военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью:
  • с резко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости. Данная группа нуждается в медицинском освидетельствовании на предмет годности к военной службе;
  • с умеренно выраженными признаками нервно-психической неустойчивости, которые ограничивают использование этих военнослужащих по отдельным специальностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитательных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальностям).
  • Заключение о наличии у военнослужащего нервно-психической неустойчивости подтверждается медицинским специалистом.
  • Берет под наблюдение военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью, заносит их в Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаимодействуя при этом с медицинской службой части.
  • Разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса.
  • Докладывает список лиц которые не могут быть допущены к несению службы с оружием.
  • Доводит до должностных лиц основные меры по профилактике нервно-психических срывов:
  • внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение к их чувствам, мыслям, суждениям, предложениям и т.д., недопущение в их адрес резких оскорбительных высказываний, несправедливости и т.п.;
  • создание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах — атмосферы уважительности, доброжелательности и взаимопомощи;
  • создание здорового быта — борьба против пьянства, токсикомании и наркомании;
  • предупреждение конфликтных и исключение других психотравмирующих ситуаций;
  • ограничение физической нагрузки для ослабленных военнослужащих;
  • временное, полное или частичное освобождение от несения службы, перевод в подразделения, занимающиеся выполнением хозяйственных работ для военнослужащих, испытывающих затруднения в адаптации к военной службе;
  • разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и формулирование рекомендаций для самоконтроля и коррекции (проводит лично психолог);
  • знание наиболее типичных ситуаций, в которых поведение воинов с признаками нервно-психической неустойчивости будет неадекватным.
  • Периодически анализирует результативность проводимой работы, уточняет порядок, систему работы с лицами с НПН, оказывает помощь командирам и их заместителям по воспитательной работе в работе с военнослужащими «группы риска».
  • 2. Деятельность должностных лиц администрации пункта приема и распределения пополнения
  • 2.1 Деятельность командира роты по изучению пополнения
  • Перед прибытием пополнения командир роты:
  • Организует работу по подготовке материальной базы для приема и изучения пополнения.
  • Инструктирует командиров взводов о порядке работы с пополнением, форме и сроках доклада о результатах изучения личного состава.
  • Проводит инструктаж сержантского состава по методам работы с пополнением.
  • Проверяет готовность командиров взводов и сержантского состава к приему пополнения.
  • Докладывает по команде о проведенной работе и готовности к приему пополнения.
  • В период приема пополнения командир роты:
  • Встречает пополнение. Знакомит личный состав с командованием роты, распорядком дня, доводит основные требования к военнослужащим.
  • Ставит задачи командирам взводов по проведению индивидуальных собеседований с пополнением.
  • Изучает личные дела военнослужащих.
  • Осуществляет наблюдение за военнослужащими в целях выявления лиц с признаками НПН.
  • Проводит индивидуальные собеседования с военнослужащими по ранее разработанной схеме, изучает их социально-психологические особенности и выявляет наличие у них признаков НПН.
  • Представляет личный состав роты для проведения тестирования психологу полка (бригады) согласно утвержденного графика.
  • Ежедневно проводит совещания, заслушивает командиров взводов о результатах изучения личного состава, уточняет список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании, подводит итоги и ставит задачи по работе с пополнением.
  • Доводит до заместителя по воспитательной работе свои выводы по итогам изучения пополнения для обобщения результатов изучения личного состава за роту и представления психологу полка (бригады).
  • Докладывает по команде о результатах изучения пополнения.

По итогам изучения пополнения командир роты:

13 стр., 6245 слов

Аддиктивное поведение военнослужащих в условиях военной службы, ...

... · Теоретический анализ литературы по проблеме аддиктивное поведение военнослужащих · Изучение методов и методик выявления аддиктивного поведения военнослужащих · Провести методику исследования в соответствии с поставленной ... способность к обобщению информации, необходимого для выбора оптимальной стратегии. Анализ работы по предупреждению пьянства и алкоголизма в Вооруженных Силах Российской ...

3 стр., 1355 слов

Изучение индивидуальных особенностей самосознания личности

... влияния внутреннего конфликта. Цель исследования: выведение индивидуальных особенностей самосознания личности А. Объект: самосознание личности: его структурные элементы; когнитивный (содержательный), аффективный (оценочный) и ... и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый. Глава 4. Методика изучения самоотношения. Автор этой методики С.Р. Пантелеев. А) Результаты самоотношения объясняем ...

7 стр., 3195 слов

Психодиагностика и средства изучения индивидуальных особенностей личности

... индивида). Человек является объектом изучения естественных и общественных наук. Понятие личность уже, чем понятие человек. Личность – категория общественно- историческая. Личность – объект исследования только ... -смежнику (педагогу, руководителю, тренеру, врачу) совершенствовать свою работу с людьми. Тема данной работы посвящена психодиагностике – разделу психологического знания, формирующемуся на ...

10 стр., 4683 слов

Деятельность заместителя командира подразделения по воспитательной ...

... коллектива (закрытость, однополость, выполнение сложных задач) военнослужащему, употребляющему наркотические вещества, значительно сложнее адаптироваться и ... Силах Российской Федерации, а также работы заместителя командира роты по воспитательной работе по профилактике наркомании в ... улучшения психического и физического тонуса. Для изучения данной проблемы следует определиться в рассматриваемых ...

подводит итоги изучения пополнения;

распределяет военнослужащих по взводам с учетом рекомендаций психолога по психологической совместимости;

отдает указания командирам взводов и сержантскому составу по проведению воспитательной работы с пополнением, оказанию необходимой помощи в адаптации к службе, формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности, воинской дисциплины и правопорядка.

2.2 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению пополнения

Перед прибытием пополнения заместитель командира роты по воспитательной работе:

  • Проводит инструктаж командиров взводов по методике изучения личного состава.
  • Инструктирует сержантов по методам работы с пополнением, оказанию помощи молодым солдатам в адаптации к службе.
  • Готовит формализованные документы по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих:
  • схему индивидуального собеседования;
  • форму отчета об итогах изучения личного состава.
  • Осуществляет контроль за подготовкой командиров взводов и сержантского состава приему пополнения.
  • Докладывает по команде о проведенной работе и готовности к приему пополнения.
  • В период приема пополнения заместитель командира роты по воспитательной работе:
  • Осуществляет общее знакомство с военнослужащими, информирует их об истории воинской части, традициях, требованиях к службе со стороны командования, о порядке обращения по личным вопросам и т.п.
  • Изучает личные дела военнослужащих. Распределяет военнослужащих для проведения индивидуального собеседования должностными лицами роты.
  • Осуществляет наблюдение за военнослужащими в целях выявления лиц с признаками НПН.
  • Проводит индивидуальные собеседования с военнослужащими по ранее разработанной схеме, изучает их мотивацию к воинской службе, военно-профессиональную направленность и выявляет наличие у них признаков НПН.
  • Обобщает результаты изучения личного состава командирами взводов, сержантским составом и составляет список военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому изучению. Представляет его психологу полка.
  • Докладывает по команде о результатах изучения пополнения.
  • По итогам изучения прибывшего пополнения заместитель командира роты по воспитательной работе:
  • разрабатывает социально-психологическую характеристику на прибывшее в роту пополнение;
  • составляет список военнослужащих группы риска;
  • отдает указания командирам взводов, сержантскому составу по проведению индивидуально-воспитательной работы с пополнением, формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины.
  • 2.3 Деятельность командира взвода по изучению пополнения
  • Перед прибытием пополнения командир взвода:
  • Готовит материальную базу для работы с пополнением.
  • Самостоятельно изучает формы и методы индивидуально-воспитательной работы, способы определения военнослужащих с признаками НПН.
  • Инструктирует сержантов взвода по методам работы с пополнением.
  • Докладывает командиру роты о проведенной работе и готовности к приему пополнения.
  • В период приема пополнения командир взвода:
  • Встречает и размещает прибывшее пополнение. Знакомит личный состав с сержантами роты, распорядком дня, доводит основные требования к военнослужащим.
  • Заводит личные дела на военнослужащих, в которые подшивает:
  • фотографию военнослужащего;
  • характеристику с предыдущего места учебы, работы;
  • карту профессионально-психологического отбора из военкомата;
  • сведения об успеваемости в школе;
  • автобиографию;
  • и другие документы, дающие качественную и количественную характеристику военнослужащему.
  • Осуществляет наблюдение за военнослужащими в целях выявления лиц с признаками НПН.
  • Проводит индивидуальные собеседования с военнослужащими по ранее разработанной схеме, изучает их социальные и психологические характеристики, выявляет наличие у них признаков НПН.
  • Своевременно представляет личный состав взвода для проведения тестирования психологу полка согласно утвержденного графика.
  • Осуществляет анализ независимых характеристик на военнослужащих, в целях выявления лиц имеющих признаки нервно-психической неустойчивости. Встречаясь с должностными лицами администрации пункта приема пополнения, получает информацию.
  • Ежедневно докладывает командиру роты о результатах изучения личного состава, уточняет список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании, подводит итоги и ставит задачи сержантам по работе с молодым пополнением.
  • Данные по итогам изучения личного состава вносит в установленную форму и передает заместителю командира роты по воспитательной работе.
  • Докладывает командиру роты о результатах изучения пополнения.
  • По итогам изучения прибывшего пополнения командир взвода:
  • заполняет дневник индивидуальных бесед с военнослужащими;
  • оформляет личные дела на военнослужащих;
  • планирует индивидуальную работу с военнослужащими группы риска;
  • ставит задачи командирам отделений по работе с прибывшим пополнением, оказанию им помощи в адаптации к службе, поддержанию уставного порядка и воинской дисциплины.

3. Формы и методы изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих

3.1 Анализ документов

Работа с документами — это важная, ответственная и достаточно трудоемкая деятельность, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем.

Анализируются документы личного дела (автобиография, карта профессионального психологического отбора, нкеты, характеристики), а также различные справки, заявления, отзывы, дневники, письма, фотографии и т.д. Их изучение позволяет:

во-первых, выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление;

во-вторых, выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления (факты), свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов (функций), об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций, черт характера;

в-третьих, определить общее направление и состав методических приемов для дальнейшего исследования личностных особенностей военнослужащего.

Предметом изучения должны стать:

социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории и т.д.;

особенности непосредственного социального окружения — в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей и т.п.;

содержание наиболее предпочитаемой и доступной информации, поступающей из источников, находящихся за пределами ближайшего окружения, посредством чтения книг, газет, журналов, просмотра телепередач, кинофильмов, бесед с людьми определенных интересов, склонностей и способностей;

основные события биографии человека, с которыми связаны наиболее кардинальные перестройки индивидуальных особенностей, изменения направления и темпа развития его личности.

Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического отбора призывника (Приложение 5), в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в период приписки и призыва.

Если информации в документах недостаточно, то следует дополнительно запросить интересующие данные о военнослужащем с места работы или учебы, из отделения милиции, от родителей и т.д.

3.2 Индивидуальная беседа

Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащих.

Основной задачей индивидуальнойбеседы с военнослужащим является первичное индивидуальное знакомство с ним. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них. Информацию о военнослужащем, которую целенаправленно добывает офицер, проводящий беседу, необходимо впоследствии дополнить и расширить с помощью других методов изучения личности воина, в частности, анализа документов, наблюдения, экспертного опроса и др.

При умелом проведении индивидуальной беседы офицер может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания воина, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах и т.д. Результаты беседы помогут составить психологический портрет, на основе которого впоследствии целесообразно строить индивидуальную работу с военнослужащим.

Индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и требует соблюдения определенных условий проведения.

Одно из первых условий высокой эффективности беседы составляет тщательная подготовка к ее проведению.

До начала беседы требуется четко определить основную цель, продумать последовательность постановки задаваемых вопросов, изучить всю имеющуюся информацию.

Другое требование беседы — ее непринужденность. Необходимо позаботиться, чтобы собеседование проходило в спокойной и доверительной обстановке, при отсутствии посторонних лиц и не прерывалось. Все вопросы должны быть простыми и понятными, ставить их нужно так, чтобы они способствовали развертыванию единого целостного рассказа военнослужащего о себе, своей жизнедеятельности, трудностях прохождения военной службы.

Беседа не должна вылиться в простой опрос. Предварительно намеченные вопросы не могут ограничить содержание разговора — они лишь основные ориентиры его общей направленности. Вместе с тем целесообразно придерживаться определенного плана.

Всю полученную информацию об особенностях личности военнослужащего, свои выводы следует записывать только после проведения беседы. В процессе беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие.

В завершении беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, облегчающие адаптацию к условиям военной службы.

3.3 Наблюдение

Метод наблюдения — один из наиболее объективных и надежных методов изучения военнослужащих. Он представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действительности с целью обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать направленность, характер, способности и другие личностные качества военнослужащих.

При индивидуальном наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. При этом выявляются отношение к военной службе, сформированность моральных, индивидуально-психологических и других качеств военнослужащего, имеющих важное значение для успешного прохождения военной службы.

Предметом наблюдения могут выступать межличностные контакты членов коллектива, подразделения, боевого расчета: их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование и другие показатели внутригруппового взаимодействия. Кроме этого наблюдение помогает решить и ряд вопросов изучения индивидуальных особенностей военнослужащих (направленности личности, организаторских, коммуникативных, лидерских, эмоциональных, волевых и других качеств).

К изучению военнослужащего методом наблюдения необходимо привлекать самые различные категории лиц, имеющих с ним прямой контакт.

Для повышения эффективности наблюдения рекомендуется создавать ситуации, в которых военнослужащий мог бы в максимальной степени и в короткий срок проявить те качества, которые необходимо у него оценить. Например, ставить задачи, решение которых требует технических, организаторских, лидерских, эмоционально-волевых и других качеств.

При определении отношения к военной службе следует обращать внимание на соблюдение норм и правил поведения, регламентированных общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, выполнение распорядка дня, функциональных обязанностей, дисциплинированность, исполнительность, взаимоотношения с командирами.

Информацию о качествах характера, способностях военнослужащего и степени его нервно-психической устойчивости дают действия в сложных и опасных ситуациях, требующих выдержки, самообладания и психологической закалки. Скорость, точность и качество выполнения различного рода нормативов и заданий по боевой и специальной подготовке дают возможность оценить уровень сформированности индивидуально-психологических качеств.

Все данные наблюдения должны записываться, систематизироваться, обрабатываться с учетом дополнительной информации о военнослужащем, полученной с помощью других методов.

3.4 Метод экспертного опроса

Экспертный опрос позволяет получить интересующую его информацию о военнослужащем кратким и эффективным способом — от специалистов в определенной области — экспертов. В подразделении экспертами могут быть командиры, офицеры воспитательных структур, старослужащие (они, как правило, осведомлены по широкому кругу вопросов службы и быта).

Наиболее простым видом экспертного опроса является заочный опрос экспертов. Метод состоит в том, что экспертам рассылаются (раздаются) специально подготовленные опросные листы, в которых они должны изложить свое мнение по существу поставленных вопросов. Часто в таких опросных документах преобладают открытые вопросы. Сбор мнений подобен свободному интервью и отличается от него лишь письменной формой опроса, которая дает возможность привлечь большое число экспертов. Однако заочный опрос связан с организационными трудностями, обусловленными низким уровнем возврата анкет.

Экспертный опрос предполагает также анализ независимых характеристик, который позволяет изучить общественное мнение личного состава по любым показателям служебной деятельности воинов. Этот метод является средством объективного исследования личности в коллективе. Он основан на знании военнослужащими друг друга по их разнообразной совместной деятельности и хорошо дополняет другие методы изучения воинского коллектива.

Сущность метода независимых характеристик состоит в оценке по единой шкале несколькими опрашиваемыми независимо друг от друга личностных качеств и показателей служебной деятельности всех военнослужащих подразделения и в последующем обобщении их индивидуальных оценок. В полученных коллективных оценках взаимопогашаются возможные субъективные отклонения, что обеспечивает объективность результатов исследования.

3.5 Психологическое тестирование

Тест — это теоретически и практически обоснованная система высказываний, заданий, позволяющая получить измерения соответствующих психологических свойств.

Тестирование наиболее широкое применяется в практической работе военного психолога. Выбор конкретной методики зависит от цели, объекта и условий исследования, профессиональной подготовленности психолога, материально-технического оснащения.

Относительная «простота» тестирования таит в себе возможность совершить ошибки, снижающие достоверность полученной информации.

В целях предупреждения ошибок:

не следует как-либо менять инструкции, материалы, время, отведенное для решения теста, или вносить в стандартизированную процедуру какие-либо другие изменения, даже естественно «подсказываемые» конкретной ситуацией. Нельзя делать никаких пояснений или задавать наводящие вопросы, помимо тех, возможность которых оговорена в описании теста. Буквальной точности воспроизведения стандартных инструкций к тестам придается настолько большое значение, что начинающим психологам рекомендуется зачитывать их;

во время тестирования психологу запрещается высказывать свое отношение к обследуемому. Критика, замечания снижают интерес к заданию, вызывают излишнюю напряженность, что может привести к ошибке в работе и даже отказу от выполнения теста;

обследование проводить только при хорошем соматическом и психоэмоциональном состоянии. Поэтому тестирование лучше планировать на утренние часы, не следует допускать лиц после нарядов, работ (если психолог не преследует цели изучить их влияние на состояние военнослужащих), нужно снять эмоциональное напряжение, объяснив цели и задачи обследования.

Заключение

Свою первую стажировку в роли командира взвода, я проходил в городе Новосибирске, в 228 полку,58 дивизии; проходила стажировка в июле 2006 года. Я был назначен командиром 3-го учебного автомобильного взвода,1-й учебной автомобильной роты. В моем подчинении находились солдаты первого периода службы, «совсем еще тепленькие», прослужившие всего 50 суток.

И, как командиру подразделения мне предстояло много работы; начиная от знакомства с личным составом, и заканчивая наведением уставного порядка. Я приступал к изучению людей с первых дней прихода, в последующем углубляя свои познания о подчиненных в ходе всей служебной деятельности и проводя ее более активно по мере усложнения задач.

Изучение подчиненных — емкая, многоплановая работа, требующая определенной системы. Военные педагоги и психологи так формулируют ее задачи:

·определить степень развития общих качеств личности;

·выявить особенности личности воина, о6условленные возрастом, периодом службы, национальностью;

·оценить индивидуальные психологические качества: направленность, темперамент, характер и т.д. в соответствии с психологическим содержанием личности военнослужащего.

В тот же день нас представили, и мы (курсанты — стажеры) начали свою работу. В моем взводе было 36 человек, по национальности все русские, что облегчало мою работу. Так же было 3 сержанта недавно прибывших с учебки. С сержантами, конечно, работать было трудно, необходимо было обратить на них особое внимание, чувствовали они себя раскованно, нагло. Но я нашел с ними общий язык.

Предстояло много работы. Заводили личные дела на военнослужащих, так как дел в подразделении еще не было, и по видимому, заводить их никто не собирался. В личные дела подшивали:

фотографии военнослужащих;

характеристики с предыдущего места учебы, работы;

карту профессионально-психологического отбора из военкомата;

сведения об успеваемости в школе;

автобиографию;

и другие документы, дающие качественную и количественную характеристику военнослужащему.

Так же приходилось осуществлять наблюдение за военнослужащими в целях выявления лиц с признаками НПН. Просто даже зам. по ВР в наше роте не было; было два штатных командира взвода, и, конечно, проблем им хватало.

  • Проводили индивидуальные собеседования с военнослужащими, изучали их социальные и психологические характеристики, выявляли наличие у них признаков НПН.
  • Осуществляли анализ независимых характеристик на военнослужащих, в целях выявления лиц имеющих признаки нервно-психической неустойчивости. Встречаясь с должностными лицами администрации пункта приема пополнения, получает информацию.
  • Докладывали командиру роты о результатах изучения личного состава, уточняя список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании, подводили итоги и ставили задачи сержантам по работе с молодым пополнением.
  • Данные по итогам изучения личного состава вносили в установленную форму и передавали заместителю командира батальона по воспитательной работе.

Командиру взвода, роты рекомендуется приступить к изучению людей с первых дней прихода их в подразделение, в последующем углублять свои познания о подчиненных в ходе всей служебной деятельности и проводить ее более активно по мере усложнения задач.

Изучение подчиненных — емкая, многоплановая работа, требующая определенной системы. Военные педагоги и психологи так формулируют ее задачи:

определить степень развития общих качеств личности;

выявить особенности личности воина, о6условленные возрастом, периодом службы, национальностью;

оценить индивидуальные психологические качества: направленность, темперамент, характер и т.д. в соответствии с психологическим содержанием личности военнослужащего.

Список используемой литературы

1.Организация и содержание деятельности должностных лиц полка (бригады) по изучению индивидуально — психологических особенностей пополнения (методическое пособие) ГУВР Москва1997г.

2.Галкин М.С. Новый путь современного офицера. М., 1996.

.Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. М.: ВУ, 1995.

.Военная педагогика и психология. / Под редакцией А.В. Барабанщикова. — М.: Воениздат, 1986.

.Барабанщиков А.В., Дёмин В.Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА, 1967.

.Городов П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей школе. М.: ВПА, 1990.

Приложения

Приложение 1

План-СХЕМА

индивидуальной беседы с военнослужащими

по выявлению у них признаков нервно-психической неустойчивости.

В ходе индивидуальной беседы с прибывающими военнослужащими рекомендуется обращать внимание на признаки нервно-психической неустойчивости, которые можно зафиксировать в сообщениях собеседника и в особенностях его поведения в ходе разговора (перечень признаков НПН смотри в план-схеме беседы).

В завершении беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, которые помогут ускорить адаптацию обследуемого к условиям военной службы. Следует помнить, что в результате беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие.

Выявленные факты желательно отражать в план-схеме учета признаков НПН сразу после беседы, при обязательном отсутствии собеседника, а также посторонних лиц.

Данная информация предназначена для служебного пользования, является конфиденциальной и разглашению среди личного состава не подлежит.

№Перечень признаков нервно-психической неустойчивости и условий, способствующих № военнослужащего по спискуее развитию12345678. Воспитывался без родителейУмер один из родителейРодители в разводеБлизкие родственники или родители страдают (страдали) психическими заболеваниямиРодители или близкие родственники имели судимостьНеприязненное отношение к родителямПлохие взаимоотношения в семьеЧрезмерно строгое воспитаниеЧересчур мягкое («тепличное») воспитание

В ходе анализа собираются сведения по результатам беседы с военнослужащим, при этом наличие признака отмечается в соответствующей графе знаком «+».

При обработке результатов подсчитывается общее количество «+» в графе номера соответствующего конкретному военнослужащему.

Если общая сумма фактов фиксации признаков нервно-психической неустойчивости (знаков «+») превышает 45 ед. — данный военнослужащий требует особого контроля и внимания в ходе последующего наблюдения и изучения документов с целью выявления у него признаков нервно-психической неустойчивости.

Если общая сумма фактов фиксации признаков нервно-психической неустойчивости (знаков «+») более 60 ед., данный военнослужащий явно имеет признаки нервно-психической неустойчивости и заносится в списки для последующего углубленного обследования психологом части.

Если общая сумма фактов фиксации признаков нервно-психической неустойчивости (знаков «+») превышает 75 ед., данного военнослужащего требуется немедленного представить на обследование к невропатологу (психиатру).

Примечание: Если у собеседника в последние 2-3 года были черепно-мозговые травмы с потерей сознания, то он сразу относится к категории лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, при этом беседа продолжается для выявления дополнительных признаков, влияющих на особенности проявления НПН у данного военнослужащего.

Приложение 2

Анкета Прогноз-2

Разработана В.Ю. Рыбниковым. Она предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) у военнослужащих и позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность возникновения нервно-психических срывов. Качественный анализ ответов позволяет уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях.

Методика содержит 86 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или » нет». Результаты обследования выражаются количественным показателем (в баллах), на основании которого выносится заключение об уровне нервно-психической устойчивости и вероятности нервно-психических срывов.

Для проведения обследования необходимо иметь текст опросника и регистрационные бланки. Обследование длится около 20 минут.

Инструкция обследуемым

«Вам предлагается ответить на 86 вопросов, направленных на выявление некоторых особенностей Вашей личности. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет Вам в голову. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы отвечаете «Да», поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак «+» (плюс), если Вы выбрали ответ «Нет», поставьте знак » — « (минус).

Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Не пропускайте высказываний».

Регистрационный бланк к анкете «Прогноз-2 «

1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950515253545556575859606162636465666768697071727374757677787980818283848586

Обработка результатов выполнения методики производится с помощью специальных «лючей»