1.
Эмоции- непосредственное переживание, отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, составляет сферу эмоций.
Теоретич. Положения:
1)Виды эмоций:-эмоц.тон ощущений, собственно эмоции, чувства,эмоц.состояния.
2)Включают 3 компонента:непосредственное переживание(импрессивный),физиологический,экспрессивный.
3)проявляются потребности человека:их актуализация,прогноз удовлетворения потребности,степень удовлетворения.
4)эмоции тесно связаны со сферой бессознательного.
5)Неразрывно связаны с когнитивными процессами.
6)проявляется человек в его целостности.(врожденные и приобретенные свойства):
биологическая природа(вкл. В себя биологический компонент,проявляется в потребности человека,реакции во многом обусловлены его индивидными особенностями,врожденными свойствами НС и конституции.
Эмоциональность-способность человека к эмоциональному переживанию.Характеризует возникновение, протекание, прекращение эмоциональных реакций.Характеристики:(Небылицын)впечатлительность,импульсивность,эмоциональная лабильность)+на эмоциональность влияют:индивидуальный опыт человека и культурный опыт.
-По знаку эмоциональные переживания делятся на положительные иотрицатель-ные, т. е. приятные и неприятные.
— Можно говорить об эмоциональных переживаниях различной длительности: мимолетных, неустойчивых (например, появление на секунду-две досады у баскетболиста, не попавшего мячом в корзину), длительных, продолжающихся несколько минут, часов и даже дней (например у детей первого класса негативные переживания после эвакуации из школы, спровоцированной заложенной в ней «бомбы», наблюдалось в течение трех дней) и хронических (что имеет место в патологии).
— При дифференцировании эмоциональных переживаний по параметру интенсивности и глубины чаще всего используется линейный подход: на одном конце ряда находятся эмоции низкой интенсивности (настроение), на другом — эмоции высокой интенсивности (аффекты).
— Ф. Крюгер счел необходимым, помимо интенсивности эмоционального переживания, говорить и о его глубине, которая, по его представлениям, существенно отличается от простой интенсивности и ситуативной силы переживания.
3.Физиологический компонент
Существуют телесные проявления: КГР, кровяное давление, температура кожи, ЭКГ и ЧСС, дыхание, состояние зрачка, секреция слюны, мышечное напряжение(тремор).
Зависят от: интенсивности эмоц. реагирования, знака эмоции, индивидуальные вариации: индивидуальные реактивный стереотип- Лазарус.
Отличие эмоций человека от эмоций животного
... которые выражают переживание человеком или животным его отношения к окружающему миру. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно ... это одиночные эмоциональные разрядки различной интенсивности, которые постоянно случаются, поскольку в нашей культуре редки открытые проявления инстинктов." Разрядка рассматривается как выражение эмоций. Прежде ...
Управляет физиологическими изменениями: вегетативная НС, ЦНС, гуморальная НС.
ВНС:поддержанеи гомеостаза, подготовка организма к ЧС. Симпатика- активация. Парасимпатика- восстановление.
ЦНС:эмоции обеспечиваются действием функц. Систем мозга,которые включ. В работу железы внутр. Секреции; у правшей доминирует правое полушарие. «+»-левое.
ГНС:эндорфины,энкефалины: уменьшают боль, созд.эйфорию.Секреция усиливается при стрессе.
Адреналин:неуверенность,боль,тревога. Норадреналин:необходимо действие, требуется проявление агрессии. Глюкоза:источник энергии.
4.Экспрессивный компонент.
Чрезвычайно важен для социальной коммуникации.
-спонтанное выражение эмоций-проявление физиологического компонента
-произвольно-зависит от сознательного желания человека+обман.
Лицо-наиболее информативно. Улыбка-влияет на самочувствие.Социальный знак.Фальшивая-ассиметричная,дольше держится,быстро снимается.
Внешне эмоции выражаются:-в телесных проявлениях,им. Биологическую природу-признаки;с помощью знаков,кот. Человек усваивает в процессе освоения культуры.
-вербальные(слова,конструкции)
-невербальные:речевые(пауза,смех,темп),неречевые(мимика,взгляд).
Исследуются:кодирование эмоций(как выражаются),декодирование(как распознаются).
Способы фиксации:прямое наблюдение,рисунки,фотографии,запись на пленку.метод FAST,фиксац.состояния лицевых мышц.
Факторы,влияющие на кодирование и декодирование:
1)наследственные(видотипичные программы)-эмоции которые сходно выражаются у разных культур:радость,гнев,горе,удивление,отвращение,страх,+презрение.
2)индивидуально-типологические-результат конституции и воспитания.
3)культурные традиции-регулируют естественные способы выражения эмоц. состояний(слезы)
Нейрокультурная теория выражения эмоций: Экман.
Эмоц.переживание-врожденная программа+культурные правила-лицевой нерв-выражение эмоций на лице.
5.Эмоциональный тон ощущений и впечатлений
связан с переживанием удовольствия илинеудовольствия в процессе ощущения.
Эмоциональный тон ощущений — это низший уровень врожденного (безусловно-рефлекторного) эмоционального реагирования. Выполняет функцию биологической оценки раздражителей через возникновение удовольствия или неудовольствия. Эмоциональный тон ощущений является следствием уже возникшего физиологического процесса (ощущения).
Поэтому для возникновения эмоционального тона ощущений необходим физический контакт с раздражителем.
Эмоциональный тон впечатлений является следующим шагом в развитии эмоционального реагирования. Он связан с социализацией человека в процессе его онтогенетического развития и, следовательно, с механизмом обусловливания, не требует для своего возникновения непосредственного физического контакта с раздражителем, но сохраняет те же функции, что и эмоциональный тон ощущений.
Функции ЭТО:
1)Ориентировачная:сообщает организму полезно или вредно это воздействие.
2)обратная связь:удовлетворена или нет потребность.Обеспечивает гомеостаз организма.
6.Эмоция как реакция на ситуацию и событие.
Эмоции-переживание,отношение к ситуации(к предмету в данной ситуации)или событию.
Связь эмоций с потребностями человека
... удовлетворения потребности. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными. Эмоциональные ... течение жизнедеятельности может вызвать и положительные, и отрицательные эмоциональные реакции. Ещё менее однозначно это отношение у человека. Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим ...
Отличие от ЭТО:-реакия на предмет(ситуацию), а не на отдельный раздражитель;-заблаговременная;-дифференцировачная оценка-более тонко показывате значение той или иной ситуации.
Свойства:
1)Универсальность(одна и та же эмоция может переживаться по отношению к разным объектам);2)Динамичность.нарастание напряжение и его разрешение;3)Доминантность-более сильная подавляет боле слабую;4)Адаптация:притупление при долгом повторении одних и тех же событий.;5)Субъективность:одна и та же причина у разных людей вызывает разные эмоции;6)заразительность;7)Пластичность-одна и та же по модальности эмоция может переживаться с разными оттенками.;8)удержание в памяти;9)иррадиация;10)переключаемость-я наслаждаюсь страхом.11)Амбвивалентность.
Аффект:сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание,сопровождается резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.Сужаетсе поле сознания,утрачивается волевой контроль.
Леонтьев четко различал аффект и эмоцию:аффект гораздо сильнее,возникает внезапно и помимо воли,сдвинуты к концу,т.е.возникают когда событие уже произошло.его можно предвидеть.
Функции:приспособительная+ следообразование(в этой ситуации я использовал жуткий гнев-больше не должен попадать в эту ситуацию-возникает бдительность)
Ильин:аффект-очень сильно выраженная эмоция.
Признаки:быстрота возникновения,большая интенсивность переживания,кратковременность,бурное выражение,снижение сознательного констроля,диффузность(захватывает всю личность)После а.-аффективный шок(разрядка).
Возникает в критических ситуациях и оказывает действие доминанты,навязывает стереотипный способ реагирования.
Чтобы не допустить развития:не попадать в ситуации,переключение внимания за пределы ситуации,нужно не допускать перехода в действие.
7.Психологические функции эмоций.
1)Отражательно-оценочная роль эмоций
Эта роль эмоций проявляется за счет субъективного компонента эмоционального реагирования (переживания) и в основном на начальном этапе произвольного управления (при возникновении потребности и развертывании на ее основе мотивационного процесса) и на конечном этапе (при оценке достигнутого результата: удовлетворении потребности, реализации намерения).
2)Мотивационная роль эмоций
Эмоции играют заметную роль на всех этапах мотивационного процесса: при оценке значимости внешнего раздражителя, при сигнализации о возникшей потребности и оценке ее значимости, при прогнозировании возможности удовлетворения потребности, при выборе цели.
-Эмоции как оценка значимости внешнего раздражителя. На первом (мотивационном) этапе главное назначение эмоций — сигнализировать о пользе или вреде для организма того или иного стимула, явления, которые метятся определенным знаком (положительным или отрицательным) еще перед тем, как они будут подвергнуты осознанной, логической оценке.
-Эмоции как сигнал о появившейся потребности.
-Эмоции как способ маркировки значимых целей.
-Эмоции как механизм, помогающий принятию решения. Эмоции, указывая на предметы и действия с ними, которые способны привести к удовлетворению потребности, тем самым способствуют принятию решения.
Понимание эмоций другого человека
... интеллект” включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и даже самомотивацию. Критика этой концепции основывается на ... воздействии стимула, вслед за чем в памяти актуализируется связанные с эмоцией ситуации. Теоретически так и может быть. Однако, как замечает В. К. Вилюнас ( ...
-Побудительная роль эмоций.
-Роль эмоций в оценке достигнутых результатов. эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих.
3)Коммуникативная роль эмоций
Эмоции за счет своего экспрессивного компонента (главным образом — экспрессии лица) принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе
общения с ними, в воздействии на них.
4)Активационно-энергетическая роль эмоций
Активационно-энергетическая роль эмоционального реагирования проявляется в основном за счет его физиологического компонента: изменения вегетативных функций и уровня возбуждения корковых отделов мозга.
-Роль эмоций в когнитивных процессах и творчестве1) эмоции как составная часть познавательных потребностей, являющихся истоком мыслительной деятельности; 2) эмоции как регулятор самого познавательного процесса на определенных его этапах; 3) эмоции как компонент оценки достигнутого результата, т. е. как обратная связь.
-Роль эмоций в педагогическом процессе. Общеизвестно положение, что процесс обучения и воспитания протекает успешнее, если педагог делает его эмоциональным
-. Оздоровительная роль эмоций
эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и
предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов через переживание потребности. Таким образом, они участвуют в поддержании гомеостаза, т. е. постоянства внутренней среды организма, предупреждая человека и животных не только от возникновения многих заболеваний, но и от гибели. Однако это скорее относится к эмоциональному тону ощущений, чем к эмоциям. Последние же могут оказывать на здоровье человека как благотворное, так и разрушительное воздействие. Все зависит от знака и интенсивности эмоции.
Имеется много фактов, показывающих благотворное влияние положительных эмоций на состояние больных.
8.Чувства:понятие,свойства,виды.
Изард: разделял по функциям:эмоции-переживание телесных изменений, и они чаще всего нецелесообразны для человека. А чувство помогает человеку оценить полезность или вредность вещей(событий).
Юнг: чувсвто-это рациональная функция сознания. Он говорил о ценности для человека тех или иных вещей, это своего рода суждения. 2 типа рациональных функций:мышление и чувство.иррац:ощущение и интуиция.
Современная трактовка:Леонтьев:Чувство-устойчивое эмоциональное отношение человека к значимому объекту. Эмоции ситуативны, а чувства предметны и трансситуативны.(т.е. от одной ситуации к другой сохраняются).
Одно чувство может проявляться в различных эмоциях(любовь:радость,тревога,злость,страх).
Чувство возникает в результате обобщения эмоций, связанных с конкретным объектом.
Ильин:чувство как эмоциональная установка.Включает в себя:знание об объекте,непосредственное переживание,готовность к определенному действию-программа эмоционального реагирования.
Понятие об эмоциях и чувствах 2
... изучение эмоциональных процессов и состояний. Понятие об эмоциях и чувствах Все, с чем сталкивается в повседневной жизни человек, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты ... психический процесс, который включает в себя три основных компонента: 1. физиологический – это изменения физиологических процессов возникающих при эмоциях (частота сердечных сокращений, частота дыхания, сдвиги в ...
Свойства:1)знак отношений(положительное,отрицательное,безразличное);2)Интенсивность эмоциональных отношений(положительное отношение-дружба-любовь);3)устойчивость-особенно у детей;4)субъективность-одни и те же явления играют для разных людей разное значение.
Рубинштейн-автор концепции мировоззренческих чувств-это чувства,которые пронизывают отношение человека к жизни.Выделял:чувсвто юмора,иронии,комического,сарказма,трагического.
Классификация:1)нравственные-переживает в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали.;2)интеллектуальные-любознательность,удивление;3)эстетические-переживания удовольствия-неудовольствия;4)практические-интерес,скука,радость.
Страсть-сильное,стойкое,длительное чувство,которое захватывает человека и владеет им.Может давать всышки.Выражается в сосредоточенности,собранности помыслов и сил,направленности их на единую цель.Выражен волевой момент стремления.Представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов.стрмление преоблажает над чувствованием.человек является страдающим,пассивным.
9.Эмоциональные состояния:понятие,характеристики. Настроение как общее эмоциональное состояние человека.
Психическое состояние-понятие,используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента. К психическим состояниям относят проявления эмоций(настроение,тревога), внимание(сосредоточенность,рассеянность),воли(решительность или сообразительность),мышление, стресс, как особое психическое состояние.
Настроение-общее эмоциональное состояние, устойчивое, неярко выраженное.Веккер-душевное самочувствие.
На настроение влияют:1)внутренний фактор-физическое самочувствие человека.2)мониторинг окружающей среды-в нашем настроении отражается то,что мы воспринимаем извне.
Структура настроения:Релятивный компонент (от англ.relation — отношение) связан с отношением человека к происходящему с ним и вокруг него. Он включает в себя ряд элементов структуры отношений личности: особенности самооценки и принятия себя, удовлетворенность отношениями с миром природы, предметов, людей. В этом компоненте особую роль играют соответствие или несоответствие воспринимаемого и желаемого.
Эмоциональный компонент характеризует доминирующая эмоция (чувственный тон, по В. Н. Мясищеву).
эмоциональный компонент настроения является интегральной характеристикой испытываемых человеком на протяжении определенного временного периода эмоций, как положительных, так и отрицательных.
Когнитивный компонент настроения образуют интерпретации текущей жизненной ситуации, полнота ее понимания, прогноз перспектив развития ситуации, интерпретация и оценка своего телесного и духовного здоровья, прогноз его динамики. В когнитивный компонент входит представление о себе.
Мотивационный компонент настроения рассматривается Куликовым в связи с тем, что процесс мотивации, его интенсивность и характер протекания в существенной мере определяют интенсивность эмоциональных процессов, остроту реакций на ситуацию и развитие событий.Компонент физического самочувствия отражает, как говорил С. Л. Рубинштейн, органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо локализованные органические ощущения, которые исходят от внутренних органов.
Адаптация человека и функциональное состояние организма
... вида, поскольку обеспечивают процесс адаптации человека к условиям среды. Анализу проблем адаптации и сопутствующих им психофизиологических и социально-психологических состояний посвящена данный реферат. 1. ... среды, поскольку вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты (например, кислород). Поэтому живой организм, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен ...
10.Состояние эмоционального стресса
-состояние человека,возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия(стрессоры).-Селье
Переводится как давление.Стрессор-внешнее воздействие,стресс-внутренне переживание.
У Селье-стресс-общий адаптационный синдром(ОАС).Рассматривал 3 этапа:тревога(шок и противошок),резистентность(человек находит выход и адаптируется),истощение.
Стресс(Лазарус):физиологический и психологический:информационный и эмоциональный.Переживание стресса-это процесс.
Эустресс-восприятие ситуации как значимой и есть ресурсы;дистресс-ресурсов недостаточно,но усилия продолжаются и они бесплодны.
Проявления:физиологические,поведенческие,психологические(эйфория или депрессия),когнитивные.
Последствия:отрицат.влияние на здоровье:1 путь-когнитивно-поведенческий,2-психофизиологический(влияние на ССС,иммунную,псих.здоровье)
Причины:1)трудные ситуации(критические жизненные события)-точно локализуются во времени,сопровождаются сильными переживаниями,требуют перестройки отношений человека с миром.М.б.нормативные и нет,позитивными и нет,зависеть от человека и нет.Холмс+Райс-шкала оценки соц.адаптации:1-смерть супруга,2-развод,3-собств.болезнь,4-наруш.закона,5-вступл.в брак.;2)Микрострессоры-бытовые мелочи-большое количество-последствия хуже,чем при критич.событии.;3)хронический стресс:причины:труд деят,семья,здоровье,;4)травматический стресс-следствие экстремальных нагрузок-ведет к псих.травме.Факторы влияющиена переживание стресса:индивид.различия:-кризис среднего возраста,более низкий статус,личностные спосоьбности,интернальность-экстерн,негативные убеждения.
11.Защитные механизмы как способы преодоления негативных эмоциональных состояний.
Фрейд рассматривал пси защиты как бессознательные,приобретенные в процессе развития личности способы уменьшения тревоги
Защитные механизмы начинают свое действие, когда достижение цели нормальным способом невозможно или когда человек полагает, что оно невозможно.Виды:
Отрицание Вытеснение — Например, особо неудобные для нас факты особенно легко забываются.
Проекция — бессознательный перенос на др.лицо(приписывание) Идентификация — бессознательный перенос на себя Рационализация — псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.».
Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом.
Изоляция или отчуждение.— обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. При этом неприятным эмоциям блокируется доступ в сознание, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании. Этот вид защиты напоминает «синдром отчуждения», для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с
12.Стратегии совладания(копинг).Защитные механизмы и копинг-стратегии
Копинг-активное,преимущественно сознательные усилия личности,предпринимаемые в условиях психологической угрозы.Сейчас выяснили,что копинг-стратегии могут осущ бессознательно.2 типа:1копинг,ориентир на проблему(когда проблема решаема),2на изменение отношения к ситуации,эмоцию. Лазарус описал 8 типов копинга и разработал соотв методику.Вкл и + и – способы решения проблем,планирование решения проблемы,поиск соц поддержки,+переоценка-наиб эффективно бегство,избегание –наименее.Совладание завершается, когда ситуация перестает травмировать.Возвр. хорошее самочувствие,появляется чувство внутр силы,способности преодолеть стресс.
13.Эмоциональные свойства человека.Типы
1)Эмоциональная возбудимость-готовность реагировать.;2)Сила переживания,эмоционального реагирования;3)Эмоц.устойчивость(ригидность-лабильность);4)глубина чувств-насколько переживания человека сязаны с его гл.жизн.целями.;5)эмоциональность(Фресс)-интегрл.свойство человека.Есть связь м-д различными характеристиками эм.реагирования:чем б.возбудимость,тем б.интенсивность,тем дольше сохр.эмоции.На это влияют:врожд.свойства нс.(по Небылицину:впечатлительность,импульсивность,лабильность),-особые жизн.обстоятельства,-от возраста.
Эмоциональные типы:1)Собственно эмоциональные натуры-эм.переживания мало связаны с действием;2)страстные натуры-пережив.в действии;3)сентиментальные-переживают эмоции и любуются ими.
14.Переферическая теория Дж-Ланге и коррекция Кенноном.
Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием нвызвавшего его факта.Осознание этого возбуждения в то время,как оно совершается и есть эмоция.:грустим потому что плачем.
Восприятие стимула-телесные изменения-эмоции
Критика: (утилитарная)аргументы:-при отсутствии иннервации от внутренних органов эмоц.переживание сохр.;-физиологические реакции могут быть одинаковые,а эмоц.переживния разные;-физиолог.реакции разворачиваются медленнее,чем эмоции.
Восприятие стимула-возбуждение таламуса:-физиологические изменения,-переживания.
Физ.изм. происх.в процессе эмоц реагирования являются подготовкой к действиям,для кот нужна энергия(бей или беги)
15.Двухфактороная теория Шахтера+Симонов.
Шахтер:Акцент на познание объекта.Требует осознанной интерпретации стимула.
Эмоц.стимул:-когнитивная оценка,-физиологическая реакция->эмоции.Играет роль заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации,в которой проявилась эмоция.
Симонов:(информационная)- Эмоции проявляются вследствие недостатка или избытка сведений,необходимых для удовлетворения потрбности.Степень эмоц.напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита инфы,необх. Для достижения цели. Э= -П(Ин – Ис).Ин-необх,Ис-располаг.Эмоция возникает только при наличии потребности
Лазарус:когнитивно-феноменологическая
Познавательная теория эмоций М. Арнольд — Р. Лазаруса. УМ. Арнольдв качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция, как и действие, следует за этой оценкой. «Сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это «нечто» опасно, — и как только я представляю это, я напугана и бегу». В концепцииР. Лазарусацентральной тоже является идея о познавательной детерминации эмоций. Он считает, что когнитивное опосредование является необходимым условием для появления эмоций. Однако он критикует М. Арнольд за то, что понятие «оценка» остается у нее субъективным и не связывается с фактами, поддающимися непосредственному наблюдению, что ведет к игнорированию вопроса об условиях, детерминирующих оценку. Кроме того, Лазарус не согласен с Арнольд по поводу того, что оценка признается ею чувственной (эмоциональной) по характеру.
Лазарус рассматривает аффективные реакции, а не только переживание, так как для него эмоция является синдромом, включающим три основные группы симптомов — субъективные переживания, физиологические сдвиги и моторные реакции. Как только некоторый стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на устранение или уменьшение вреда, т. е. процессы преодоления угрозы.
16.Концепция эмоциональных процессов Веккера
Эмоция,как гештальт(целостность).Эмоции являются непосредственным отражением отношений субъекта к объекту,непосредственность эмоционального отражения(отношения) отличает э.от интеллектульных процессов.Выделяет 2 компонента:1)психическое отражение объекта эмоции;2)психическое отражение состояний субъекта-носителя э.Субъект может отражаться на разных уровнях когнитивных процессов.Субъект представлен разными уровнями потребностей.Разные уровни отражения объекта эмоции(когнитивный компонент) с одной стороны и субъекта эмоции с другой стороны могут быть связаны между собой.Это влияет на итоговую эмоцию. Н-р:эмоциональный чувственный тон простейшего ощущения может переживаться существенно по-разномц,в зависимости от того,является ли его ближайшим субъектом исходный соматический носитель или личность как целое.
17.Концепция фундаментальных эмоций Изарда.
Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. 1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес;2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.
эмоциикак сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, -эмоцию как систему. Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет ихнекоторые признаки:1)базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;2)базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);3)базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;4)базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;5)базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных.
18.Место волевого действия среди других форм человеческой активности.Произвольное управление и волевая регуляция.
Виды активности:1)Непроизвольный акт-без контроля сознания,импульсивные рефлекторные акты;2)Произвольные акты:-высшие псих.функции,-произвольные двигательные акты%:-не требующие преодаления трудностей(осущ.посредством произвольного управления),-требующие(волевые действия,произвольное управление,волевое регулирование).;3)постпроизвольные(образ.как произвольные,но затем выводятся из под контроля сознания).
Признакипроизв.актов:-сознательно регулируются субъектом,-совершаются на осн.потребности в достижении цели,-формируются при жизни человека,с-овершаются посредством знаков,-имеют социальное происхождение,а затем интериоризируются,-происходит процесс свертывания,автоматизации действия и они становятся постпроизвольными.
Управление-осуществление таких воздействий(выбранных из множества возможных),которые способствуют достижению заранее поставленной цели.Стадии:1) сбор и обработка инфы;2)принятие решения;3)реализация решения;4)контроль.Регулирование- часть процесса управления,направлена на блокирование возмущающих воздействий.Посредством регуляции управляемая система приводится в соответствие с установленными параметрами в случае отклонения от них.Произвольное управление-самоуправление,вкл. В себя самодетерминацию –определение своих целей,самоинициацию или самоторможение,самоконтроль за действиями и эмоц.состояниями,самомобилизацию и самостимуляцию.
19.Волевое усилие:его характеристики,проявления и механизмы
Виды:-физическое-для совершения действия;-интеллектуальное(вчитаться в сложно написанный текст,напряжении внимания).Характеристики:интенсивность,длительность(проявление силы воли),лабильность(подвижность-напрячь внимание,ослабить),направленность(активация и торможение).Проявления в.у.1)субъективно переживается состояние внутреннего напряжения;2)Физиологически:мышечное напряжение,поывшение потоотделения,более интенсивное кровообращение-общая мобилизация организма.
Стимуляция в.у. происходит благодаря:мышечному напряжению,изменению дыхания,субъективным средствам самостимуляции(самоободрение\.самоприказ) в словесной или образной форме.Виды волевых состояний:1)состояние мобилизационной готовности:уровень работоспособности(сознательно)2)состояние сосредоточенности(преднамеренная концентрация внимания),3)несобранность4)решимость(готовность к действию-начать осуществлять)5)сдержанность-поведение подчиняется разумному контролю-выдержка и терпеливость)
20.Волевы качества личности.Их структура.Методы исследования.
Волевые качества(Ильин)-особенности волевой регуляции,обусловленные характером преодолеваемой трудности.-сплав врожденного и приобретенного в опыте жизни.Свойства НС играют роль в формировании волевых качеств.Людям со слабой нс чаще присуща боязливость.
Рубинштейн: инициативность-инертность,самостоятельность+независимость,решительность(быстрота и увереноость принятия решения),импульсивность(связь с темпераментом)-рассудительность(господство интеллектуального контроля),настойчивость(борьба с препятствиями),самоконтроль,выдержка,самообладание
Классификация(по Ильину)-собственно волевые(простые) и морально-волевые(сложные).1% на:-целеустремленность,длительность удержания побуждения,волевого усилия,-самообладание(смелость,выдержка,решительность).
Волевые качества,связанные с целеустремленностью:терпеливость(выдержка,стойкость,упорство);упорство(упрямство,стремление достичб здесь и сейчас);настойчивость(стремление завершить начатое).Волевые качества,характеризующиесамообладание: выдержка(подавление импульсивности);несдержанность( отсутствие выдержки); долготерпение; смелость;трусость;решительность(вне опасной ситуации не требует смелости);Сложныеморально-волевые качества: самостоятельность и инициативность;дисциплинированность и организованность(порядок);старательность и энергичность(активность);героизм и мужество(превосходящее результаты обычных дейсвтвий);самоотверженность(самопожертвование);принципиальность(идейность человека,его принципы)
Методы изучения:экстенсивные-в естественных условиях:оюоющение независимых характеристик,взаимных оценок,самооценок;экспериментальнаядиагностика(естественный эксперимент,диагностика степени развития смелости,решительности,терпеливости.)
21.Теории воли.
Воля как волюнтаризм.Воля-надприродная сила.Шопенгауэр и Э.Гартман-космическая сила,принцип от кот берут свое начало все психические проявления человека.Кант.:двойственность человека:эмпирическое и умопостигаемое существо.1-человек подчинен причинным связям чувственного мира и не обладает свободой.2-обладает нравственной волей и абсолютно свободен.Свободная воля-воля происходящая от разума.Есть нравственный закон,благодаря кот. люди испытывают необходимость в воле.Гегель–свобода воли как собода вообще(слова,религиозная).Свобода=воля.Вне и помимо мышления воля невозможна.Свобода воли-необходимая предпосылка практической деятельности.Воля переводит цели и стремления из возможности в действительность;
Воля как свободный выбор. Джемс-функция воли-принятие решения о действии при наличии в сознании одновременно 2 или более идей движения.Волевое усилие состоит в направлении человеком своего сознания на непривлекательный,но нужный объект.;Выготский.-волевой акт-бзусловный рефлекс,сост из 2 частей:1замыкательный-момент решения.2-исполнительный-уже увидели стимул и отреагировали.воля проявляется в поведении.,Рубинштейн:4 стадии:возникновение побуждения и предварительная постановка цели,стадия обсуждения и борьба мотивов,решение,исполнение.;Чхартишвили волю опред.ез 2 компонента1.через сознательный характер ее осуществления.2через некий момент усилия.2 вида поведения:1удовлетворяющ.актуальные насщн потребности-голод2поведение-позвол пренебрегать этими акт потребностями-воля.Иванников –произвольная форма мотивации,способн создавать дополнит побуждения или тормож к действию за счет изм смысла действия.мотив сам по себе не способен побудить к действию.,нужно ещеи качества личности.Волевое усилие-это пережив.процесса изм побуждения к действию.
Ильин управление-это осущ таких воздействий,кот способств достижению заранее поставл цели,а регулирование-приведение управляемой сист в норму.Термину управление соотв воля в широком смысле.Регуляция-сила воли и ее качества.Волевая регуляция-разновидность волевого управления-способность человека,проявл в самодетерминации и саморегуляции им своей деяти и различный псих процессов.Воля=самоуправление.
2.Волевое действие. Его место среди других форм человеческой активности. Произвольное управление и волевая регуляция
Виды активности |
|||
Непроизвольные акты |
Постпроизвольные акты |
Произвольные акты -высшие психические функции -произвольные двигательные акты Признаки: Сознательно регулируются субъектом; Совершаются на основе потребности в достижении цели Формируются при жизни Совершаются посредством знаков Имеют социальное происхождение, затем интериоризируются Проходят процесс «свертывания». автоматизации |
|
Импульсивные или рефлекторные акты, осуществляемые без контроля сознания |
Образуются как произвольные, но затем выводятся из под контроля сознания |
||
Произвольные действия, не требующие преодоления трудностей. Осуществляются посредством произвольного управления |
Волевые действия, требующие преодоления трудностей. Требуют помимо произвольного управления волевого регулирования |
Волевые действия связаны с преодолением трудностей, они требуют значительных затрат энергии и сопровождаются переживанием внутреннего напряжения.
Управление-осуществление таких воздействий (выбранных из множества возможных), которые способствуют достижению заранее поставленной цели.
Стадии управления:
-сбор и обработка информации;
-принятие решения;
-реализация решения;
-контроль.
Регулирование– часть процесса управления. Направлено на блокирование возмущающих воздействий. Посредством регулирования управляемая система приводится в соответствие с установленными параметрами в случае отклонения от них.
Произвольное управление = самоуправление
Включает в себя
-самодетерминацию;
-самоинициацию или самоторможение;
-самоконтроль за своими действиями и эмоциональными состояниями;
-самомобилизацию и самостимуляцию.
Произвольное действие совершает личность.
Личность = система иерархически выстроенных мотивов (А.Н.Леонтьев)- организует произвольное управление. Мотивы формируются прежде всего под влиянием общественно-культурного опыта.
Но произвольное действие базируется также на физиологических процессах.
И проявления воли (как частого случая произвольных действий) имеют не только социально-культурную, но и биологическую основу:
-свойства нервной системы влияют на волевые качества человека.
— состояние здоровья может влиять на проявление волевых качеств.
Итак, осуществляет произвольное действие человек, как целостное существо в единстве его социальных, психологических и биологических свойств.
3.Этапы волевого акта
А) Борьба мотивов и инициация действия (Пусковая регуляция)
Б) Волевое усилие. (Исполнительская регуляция).
I Этап. Борьба мотивов.Специфика волевого акта в том, что здесь имеет место борьба мотивов.
(Варианты: недостаточная сила мотива или торможение действия из-за того, что человек предвидит негативные последствия своих действий, Но эти случаи тоже можно рассмотреть как проявления борьбы мотивов).
Завершается этот этап принятием решения.
II этап. Инициация действия
Происходит посредством волевого импульса.
Механизм неясен.
Считается (со времен У. Джемса), что запускается посредством идеомоторного акта. Он происходит без участи сознания.
Но волевой акт предполагает, что это действие выполнять трудно, поэтому
III этап. Волевое усилие.
На этом этапе вновь борьба мотивов, но требуется не выбрать направление действия, а продолжать начатое.
IиIIэтапы называют пусковой регуляцией;IIIэтап – исполнительской регуляцией.
Как происходит регуляция на этих этапах?
Этап борьбы мотивов.
Действия м.б. импульсивными: совершаться под влиянием пробудившихся желаний и в ответ на внешние объекты, которые эти желания могут спровоцировать.
Особенность волевых поступков в том, что они свободны
-от требований непосредственного окружения (и от соблазнов)
-и от собственных импульсов, которые возникают в данный момент.
Когда человек поступает, слушаясь непосредственного импульса, он действует так, как ему «хочется».
Когда он совершает осознанный поступок, он действует потому, что так «хочет» (С.Л.Рубинштейн).
Волевое действие сознательно выбирается человеком.
Поэтому оно является проявлением направленности личности.
Оно является поступком, в котором выражается отношение человека к миру, другим людям, самому себе.
Что является значимым для человека? Это связано с его потребностями.
Потребности можно разделить по тому, на что они направлены:
А) частные –«партикулярно-личностные» — по Рубинштейну – или
Б) связанные с другими людьми, с осознанием своего общественного долга.
Осознанный общественный долг может стать личностно значимым.
Но происхождение его – социальное.
Воля – продукт общественной жизни.
Исторически: Общественное разделение труда заставляет отделять непосредственные влечения от осознанных общественно значимых целей. Облавная охота – требовала выработки воли.
Общественные блага и ценности становятся личностно значимыми в процессе воспитания человека.
Но и достижение частных целей может требовать волевых действий.
Можно выделить разные уровни проявления воли.
— доволевое поведение:человек следует непосредственно возникающим импульсам («хочется») или подчиняется внешним требованиям;
— действие, направленное на достижение осознанных частных целей, без учета их более широкого смысла. Здесь человек осознает себя как субъекта самоопределения. Это зачастую протестное подростковое поведение. Оно может противоречить непосредственным желаниям, но быть важным для самоутверждения;
— действие, когда учитывается его объективное содержание:оно становится не внешним предписанием, а сознательно принятым. В этом случае снимается противоречие между частным и общественным: добровольно принимаются общезначимые цели.
Но во внутреннем мире одного человекамогут быть представлены разные ценности. Выбор мотива – драматический процесс.
Для его осуществления требуется самоосознание и самоопределение: КТО Я?
Что для меня наиболее важно вообще?
Что важно в данной ситуации?
После принятия решения происходит инициация действия – автоматически.
На этом этапе может происходить возвращение к борьбе мотивов (например, под влиянием соблазнов), но требуется не выбрать направление действия, а продолжать начатое.
Механизм- тот же: добавляется дополнительный мотив.
Само волевое усилие проявляется в непосредственном действии, когда требуется произвольная мобилизация энергии для:
-совершения какого либо действия или
-торможения его.
Виды волевого усилия:
-физическое;
-интеллектуальное.
И более дробно (П.А.Рудик):
— при мышечных напряжениях;
-связанные с преодолением усталости;
-связанные с преодолением чувства страха;
-при напряжении внимания и пр.
Характеристики волевого усилия:
— интенсивность;
-длительность;
-лабильность (напр., внимание: способность напрягать и ослаблять, чтоб отдых давать)
-направленность (на активацию и торможение действий).
В чем проявляется волевое усилие?
-мышечное напряжение;
-кровью наполняются сосуды;
-потоотделение усиливается.
То есть происходит общая мобилизация организма.
Причем эти изменения происходят и при необходимости усилить действие и при необходимости его затормозить.
Субъективно переживается как особое состояние внутреннего напряжения.
Непосредственные базовые механизмы волевого усилия неясны (Е.П.Ильин, В.И.Селиванов),
Но есть механизмы, которые способны увеличивать волевое усилие, стимулируя поступление для этого специфической энергии:
А) мышечное напряжение:увеличивает и поддерживает волевое усилие.
Оно усиливает возбуждение центров, из которых исходит волевой импульс начала и исполнения действий (на 60% тонус коры обеспечивается за счет мышечной активности).
Б) изменение дыхания:сначала задержка дыхания, затее резкий выдох. В основе висцеромоторный рефлекс (Р.Могендович): задержка дыхания и выдох увеличивают мышечную силу и быстроту реагирования (по сравнению с выдохом).
В результате задержки дыхания накапливается углекислота, которая возбуждает дыхательный центр, а от него возбуждение распространяется по другим участкам мозга. Также напряжение дыхательных мышц приводит к усилению поступления нервных импульсов в кору.
В) «субъективные» средства самостимуляции.Самоободрение, самоодобрение, самоприказ. Показано, что происходит общая мобилизация: из коры возбуждение идет в ретикулярную формацию, и обратно в кору.
Формы самостимуляции:
Словесная
Образная
Абстрактная
Комбинированная (представление эмоционально значимых ситуаций, воспоминание о прежних успехах).
- Волевые качества человека. Развитие воли.
Неверно говорить о силе воли как самостоятельной характеристике человека. Надо рассматривать отдельные волевые качества. (Е.П.Ильин).
Волевые качества– это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.
Т.е. важен характер преодолеваемой трудности, а не конкретный вид деятельности: смелость может быть проявлена в необходимости совершить опасное физическое упражнение, а может быть необходимой в социальной ситуации.
Низкая степень смелости (боязливость) связаны со следующими типологическими особенностями: слабой н.с., подвижностью торможения. Среди спортсменов, чья деятельность связана с переживанием страха (прыгуны в воду с трамплина и пр.) почти нет людей со слабой н.с.
Высокая степень решительности связана с подвижностью возбуждения, низким уровнем нейротизма.
Высокая степень терпеливости связана с инертностью возбуждения.
Приобретенные качества – сформировавшиеся в течение жизни психологические установки
Настойчивость чаще присуща людям с высокой потребностью в достижениях.
Важен также опыт, связанный с преодолением трудностей.
Выделяется два класса волевых качеств:
- Собственно волевые (простые),
в том числе:
А) характеризующие способность к длительному удержанию усилия, то есть целеустремленность:
— терпеливость;
-упорство;
-настойчивость.
Б) характеризующие способность человека к самообладанию:
-выдержка
-решительность
-смелость
- Морально-волевые (сложные).
-самостоятельность
-иициативость;
-дисциплинированность;
— организованность;
— старательность;
-героизм;
-самоотверженость;
-принципиальность и пр.
А) Волевые качества, характеризующие целеустремленность.
Целеустремленность-это сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленной по времени цели.
Физиологический механизм – стойкая инерционная доминанта, которая тормозит другие влечения и желания.
Крайняя степень выраженности – одержимость.
Терпеливость – однократное длительное противостояние неблагоприятным факторам (в основном, физиологическим состояниям), вызывающим утомление, гипоксию, чувство голода, жажду, боль.
Тест: «вода со льдом», статическое усилие, задержка дыхания.
Упорство– стремление достичь цели «здесь и теперь» вопреки трудностям и неудачам
Негативное проявление –упрямство: объективно не обосновано, эгоистично.
Вариант: негативизм.
Тест: неразрешимая головоломка: сколько времени человек не бросает решать; опросники.
Настойчивость – также стремление достичь цели вопреки трудностям, но по отношению к отсроченной цели.
Опросник: «Даже при неудачах я уверен, что добьюсь своего».
Б) Волевые качества, характеризующие самообладание.
Они способствуют подавлению отрицательных эмоций, обеспечивают самоограничение эмоционального реагирования.
Выдержка( противоположность – несдержанность)
Способность подавлять импульсивные эмоциональные реакции не поддаваться искушению. Тормозящая функция воли здесь появляется. Воспитанность.
Опросники: «Я не могу удержаться от грубых слов, если меня обидят».
Решительность. Требуется в ситуации, где нет уверенности в том, что решение принято правильно.
Тест: лабиринт: чем быстрее принимает решение на поворотах, тем выше решительность
Смелость (противоположность –трусость).
Способность подавлять защитные реакции при возникновении страха и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасны для жизни, здоровья и престижа ситуациях.
Тест: высота прыжка на поднимающейся платформе; опросники.
Сложные морально-волевые качества – те, которые проявляются в отношении общественно значимых ценностей.
Развитие воли.
1.Необходимо учитывать задатки (свойства н.с.)
2. Тренировка в преодолении трудностей:
Принцип постепенности (например, смелость: адаптация к опасной ситуации- постепенное возрастание трудности задания; включение опасных элементов в соревнование и пр.)
Показ примера
Выдвижение требований и контроль за их выполнением
Ободрение
Поощрение
3.Самовосптание: для спортсменов пособие (1989г.).
3.1.наметить систему препятствий и трудностей, которые требуется преодолевать (утомление; робость; медлительность в приятии решения; недостаток самостоятельности и пр);
3.2.предусмотреть благоприятные условия для выполнения упражнений, которые бы стимулировали преодоление трудностей (красивая местность, игровая форма занятий);
3.3. отработать и начать использовать индивидуальные приемы
самостимуляции волевых усилий: мобилизирующие приемы (самоубеждение, самоободрение, самоприказание);
- отработать и начать использовать индивидуальные организующие приемы, связанные с отвлечением, регуляцией дыхания, переклюением и сосрдоточением внимания и пр.;
- Установить обязательные для себя правила в воспитании волевых качеств
(например, например, для выработки настойчивости и упорства: делай не то, что нравится, а то, что нужно; для выработки выдержки и самообладания – научись владеть собой и пр.).
4. Развитие самосознания личности, осознание иерархии мотивов, выстраивание «духовной вертикали».