Понятие об эмоциях и чувствах 2

Актуальность темы

Тема очень актуальна посколько эмоции присутствуют у каждого человека и пронизывают всю его жизнь.

Они переживаются человеком, выражают оценку личностью определённой ситуации в жизни.

Эмоции оказывают влияние на все психические процессы:

— от простейших ощущений

— до высших уровней самосознания,

В некоторых ситуациях, когда эмоции полностью поглащают человека, они могут мешать разумному поведению и принятию правильного решения, а иногда наоборот придать активную направленность.

В связи с этим в практической деятельности медсестры эмоции и чувства особенно важны т.к. они включены в процесс общения, и непосредственно влияют на течение и исход заболевания пациентов.

Умение контролировать внешние проявления своих эмоций и грамотное использование их в сестринском процессе это одно из необходимых условий вашей будущей деятельности.

Объектом наблюдения медицинской сестры является не только больной, но и члены его семьи.

Поэтому вы должны уметь:

— правильно оценить эмоциональный настрой как больного, так и его родственников,

— создать атмосферу сочуствия, добра и тепла в общении с больным и его родственниками.

Особенно это имеет огромное значение при общении с детьми т.к. им не нужны рациональные объяснения их заболевания, а важны эмоции и чувства которые вы будете выражать в процессе общения.

Таким образом, для вашей последующей учебной и практической деятельности актуально изучение эмоциональных процессов и состояний.

Понятие об эмоциях и чувствах

Все, с чем сталкивается в повседневной жизни человек, вызывает у него определенное отношение.

Одни объекты и явления вызывают симпатию, другие, наоборот, отвращение.

Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения,

например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для человека.

Ощущая их, мы может испытывать удовольствие или неудовольствие.

У разных людей одни и те же ощущения, предметы, явления могут вызывать совершенно разные реакции.

Из этого мы можем сделать вывод, что

Эмоции — это субъективные реакции человека на внутренние и внешние раздражители, связанные с отношением человека к миру, к другим людям, самому себе и к резуль­татам собственной деятельности.

Эмоциональное переживание или эмоция — сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента:

11 стр., 5088 слов

Невербальное общение в процессе межкультурной коммуникации

... чувства и эмоции людей, чтобы правильно и в полной мере перевести их слова. Цель данной курсовой работы - раскрытие сущности и проблем невербального общения в процессе межкультурной ... коммуникации. Объект работы - процесс невербального общения между людьми двух разных культур на примере России и ...

1. физиологический – это изменения физиологических процессов возникающих при эмоциях (частота сердечных сокращений, частота дыхания, сдвиги в об­менных процессах и др.);

2. психологический – это собственно само переживание или внутреннее, субъективное переживание (радость, горе, страх и т. п.);

3. поведенческий – это внешнее выражение в виде вербальных, паравербальных, мими­ческих и пантомимических компонентови различных действий.

 

А как же мы можем оценить эмоции?

Оценивать эмоции можно по поведению человека, через внешнее выражение эмоций.

Эмоции выражаются через:

· Пантомимикуэто выразительные движения, изменение положения тела в пространстве.

· Мимику –этовыразительные движения мышц лица.

· и Вокальную мимику –изменение тона голоса.

Внешнее выражение эмоций способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным со­провождением речи.

Все это можно назвать языком эмоций.

А в вашей будущей профессии очень важно понимать язык эмоций

Понимая язык эмоций, можно

-найти нужные слова,

-верный тон в общении,

-поддержать нуждающегося в этом человека.

Язык эмоций — это язык, понятный без переводчика, однако следует помнить, что существуют культурные и национальные особенности, которые определяются обычаями и традициями.

Например,

-в некоторых африканских странах смех выражает изумление,

-а в отдельных странах Азии отрыжка у гостя после угощения означает полное удовлетворение.

Человек не всегда способен дать ясный ответ о пережи­ваемых эмоциях, и назвать свои эмоцио­нальные состояния.

Вместе с тем мы достаточно точно можем определить эмоцио­нальное состояние человека на основе наблюдений за внешними проявлениями эмоций.

Однако точное определение эмоций друго­го человека опирается не только на эти наблюдения, но и на:

-зна­ние ситуации, в которой он находится,

-а так же причин эмоциональной реакции.

В возникновении эмоции присутствуют отношения между потребностью и возможностью ее удовлетворения.

По мнению психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласованность между:

-тем, что необхо­димо знать для удовлетворения потребности,

-и тем, что на самом деле известно.

На этой основе создана своеобразная формула эмоций:

Э = ­П х (Н — С), где

П — потребность;

Н– информация необходимая для удовлет­ворения потребности;

С — информация, которую мож­но использовать, то, что известно.

Из формулы можно сделать следующие выводы:

1) если П = О, то и Э = О, т. е. нет потребности, нет и эмоций;

2) если Н = С, то Э = О, т. е. ситуация, когда человек облада­ет полнотой

8 стр., 3707 слов

Мотивационная деятельность человека и формирование человеческих потребностей

... доминирующими, другие выполняют второстепенную роль. Влечение — первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием. В ... собой представляет; Анализ происхождения потребностей; Определение мотива как формы проявления потребностей; Изучение связи между мотивами и потребностями человека на основе известных теорий ...

информации и возможностями для удовлетворе­ния потребности;

3) если С больше Н, то возникают положительные эмоции.

4) если С = О, то Эмаксимальна, так как при наличии по­требности нет никакой

информации о том, как ее удовлетво­рить.

Это тот случай, о котором говорят:

«Страшно не собы­тие, а его ожидание» или

— «Человек боится больше все­го неизвестности».

Из этого следует, что чувство неизвестности — одно из наиболее вредных для здоровья человека переживаний.

И это отражено в «Основах законадательства РФ об охране здоровья граждан»:

Ст. 31узаконивает право граждан на информацию о состоянии здо­ровья,

— а ст. 32 и 33 право соглашаться или отказываться от меди­цинского вмешательства.

А право может быть обеспечено только при наличии информации о вмешательстве.

Учитывая, что функция информирования пациента по преимуществу принадлежит врачу, сестринский персонал обязан выяснить наличие информирован­ного согласия на процедуру.

А перед выполнением сестринских ма­нипуляций медсестра должна объяснить пациенту:

— цель и ход пред­стоящей манипуляции.

Однако эмоциональная жизнь гораздо богаче любой форму­лы, поэтому многие жизненные проявления не укладываются в нее.

 

I. По полярности или знаку

· положительные — вызывают приятные переживания;

· от­рицательные — вызывают неприятные пережвания;

и нейтральные.

II.Классификация эмоций по их влиянию на процессы жизнедеятеяности

· стеническиевызывают активность человека (радость, уверенность, торжество);

· и астениче­ские сковывают активность, провоцируя пассивное поведе­ние (страдание, беспокойство, страх).

III. Классификация эмоций по качеству

Современный американский психолог, специалист по проблеме человеческих эмоций Кэррол Изард (род. 1923),создатель теории эмоций предлагает делить эмоции на:

фундамен­тальные и производные.

К числу фундаментальных эмоций он отнёс интерес, радость, удив­ление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Давайте дадим краткую характеристику этих фундаментальных эмоций:

· Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

· Радостьположительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

10 стр., 4998 слов

Влияние эмоций на деятельность человека

... Цель работы - изучение влияния эмоций на деятельность человека. Объект курсовой работы - эмоциональная сфера личности. Предмет курсовой работы - роль эмоций в деятельности человека. Исходя из указанной цели, ... в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты ...

· Удивлениене имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака — это эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельство.

· Винаотрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблоговидности собственного поступка, помысла или чувств, выражающееся в сожалении и раскаянии.

· Презрениеотрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласование жизненных позиций, взглядов и поведения.

· Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности.

· Гневэмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

· Стыдотрицательное состояние, выражающееся в сознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданием окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

· Отвращениеотрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами( предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

· Страданиеотрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

IV. Классификация эмоций по длительности и выраженности эмоций или формы переживания эмоций

В зависимости от длительности и выраженности эмоций различают:

· собственно эмоцииВыражают оценочное отношение личности к воспринятой информации;

Проявляются во внешнем поведении.

· настроенияобщее эмоциональное состояние, не относящиеся к конкретному предмету и окрашивающее в течение определённого времени всё поведение человека.

-Может удерживаться дос­таточно долго, определяют общий эмоциональный тон человека.

И может меняться довольно часто.

Возникновение того или иного настроения зависит от многих причин, которые не всегда осознаются человеком, поэто­му иногда может казаться, что появление плохого или хорошего настроения никак не объяснимо.

· аффектбыстро возникающее и бурно протекающее, но кратковременное

эмо­циональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного

контроля своих действий, неспособностью аде­кватно оценивать происходящее.

Самоконтроль резко снижен;

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... продолжительных эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как постепенно, так и внезапно. Настроения бывают положительными, отрицательными, временными и устойчивыми. Аффект. Это группа кратковременных эмоций, которые ...

На начальном этапе развития аффективного состояния человек испытывает сильное желание поддаться охватившему его чувству (гневу, страху и т. п.).

При этом:

-расстраиваются мелкие движения,

-проявление вы­разительных реакций не контролируется.

Однако на этой стадии человек еще может овладеть собой и затормозить развитие аффекта.

Например,

-посчитать до 10,

-глубоко подышать,

-заняться меха­нической работой и т. п.

Если этого не происходит, то наступле­ние аффекта неизбежно.

Человек полностью утрачивает контроль над собой,

его дей­ствия безрассудны.

По окончании аффективной вспышки насту­пают:

-разбитость и опустошенность,

-упадок сил,

-иногда человек засыпает.

· тревога – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённости с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, в ожидании неблагополучного развития событий.

Состояние тревоги возникает, кагда человек воспринимает ситуацию как несущие в себе элементы опасности, угрозы и вреда.

Тревога способна изменить течение познавательных психических процессов.

При этом наблюдается два возможных выхода:

1. мобилизация повышение концентрации внимания с ростом эффективности деятельности мышления (при незначительно выраженной тревоге);

2. дезорганизация снижение концентрации внимания, нарушение оперативной памяти, понижение уровня деятельности мышления (при интенсивной тревоге).

· Фрустрацияэмоциональное состояние, возникающее в си­туации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий.

Может иметь две формы выражения:

-агрессия

-или депрессия.

Основной причиной возникновения является неспособность че­ловека выносить длительные эмоциональные напряжения, пло­хая выносливость.

· Стресс(англ. stress — давление, нажим, напряжение) занимает особое место среди состояний человека, так как:

устойчив,

длитель­но сохраняется

и имеет разнообразные причины.

Основоположни­ком учения о стрессе является Ганс Селье.

Он определил стресс — как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование.

В ответ на различные требования (голод, боль, лекарства, ра­дость, печаль и т.д.) в организме возникают специфические и неспе­цифические каждому стрессору эффекты.

Селье назвал эту мо­дель реагирования на стресс общим адаптационным синдромом.

С точки зрения стресса не имеет значения, приятна или непри­ятна ситуация для человека.

Сущность стресса состоит в перестройке или адаптации.

В этом проявляется неспецифичность реагирования.

6 стр., 2860 слов

31. Общая характеристика эмоций человека. Теории эмоций

... с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже. «Однако когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, то она всякий раз вызывает ...

Стрессы имеют плюсы и минусы, поэтому говорят о двуликости стресса:

-с одной стороны это жизненно необходимая приспособи­тельная реакция, которая помогает человеку адаптироваться к но­вым условиям жизнедеятельности,

-а с другой причина страданий, болезней и переживаний.

Итак, под действием стрессора возникает общий адаптацион­ный синдром, в котором Г. Селье выделил 3 фазы:

1. фаза тревоги, во время которой организм готовится к быстрым ответным действиям;

2. фаза сопротивления, когда организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации;

3. фаза истошения, когда резервы организма катастрофически уменьшаются.

Один и тот же стрессор может вызвать у людей различные реак­ции.

А тормозить или усиливать стрессовое состояние могут:

-наслед­ственность, пол, возраст,

-иммунитет,

-воспитание,

-актуальное со­стояние и др.

Избегать стресса бессмысленно. Нужно относиться к нему с ува­жением и пониманием.

Потому — что стресс может и положительно воздейство­вать на организм.

(В таком случае говорят об эустрессе.)

 

· Тревога – Отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределённости с дефицитом информации и непрогназируемым исходом, в ожидании неблагополучного развития событий.

· страстьсильное и стойкое чувство, абсолютно доминирующее над другими побуждениями человека, она захватывает и направляет все мысли и поступки человека на предмет страсти;

· чувствадлительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный ха­рактер, возникают в результате обобщения эмоций;

Высшие чувства.

 

Чувства можно подразделить на:

нравственные,

интеллектуальные

и эстетические.

Нравственные (моральные) чувства

— свидетельствуют об отно­шении человека к другим людям,

— и обществу.

В основе их проявле­ния лежат моральные нормы, которыми человек руководствуется при организации своего поведения.

В качестве примера можно выделить чувство любви (в широ­ком и узком смысле), сострадания, преданности, гуманности и др.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познава­тельной деятельности и отражают отношение человека к этой деятельности.

Примерами таких чувств являются

-любознательность,

-сомне­ние,

— радость открытия,

-любовь к истине и др.

Эстетические чувства отражают отношение человека к раз­личным сторонам жизни, их выражению в искусстве, проявляют­ся в художественных вкусах, в оценках и т. п.

Эстетические чувства являются продуктом культурного развития лич­ности, показателем ее зрелости.

3 стр., 1020 слов

Главным пониманием своего вампиризма является чувство эмоциональной ...

... ВАМПИР? Главным пониманием своего вампиризма является чувство эмоциональной зависимости от людей или событий. Когда вы начинаете ощущать ломку без присутствия определенных эмоций в своей жизни. Например, когда ощущаете ... кто сам периодически вампирит. Если человек сам по себе не вампир и живет самодостаточной жизнью, не зависит ни от кого эмоционально и сохраняет внутренний стержень, то ...

Примерами является

-чувство прекрасного,

-эстетического нас­лаждение,

-чувство юмора и др.

Чувства человека отличаются стабильностью.

Эмоциональные свойства

Эмоциональные свойства — это устойчивая характеристика ин­дивидуальных особенностей эмоционального реагирования, ти­пичных для конкретного человека.

Выделяют следующие варианты эмоциональных свойств:

· Эмоциональная возбудимостьбыстрота эмоционального «вклю­чения», импульсивность.

Повышается при атеросклерозе, невро­зах, гипертиреозе.

· Эмоциональная реактивностьскорость эмоционального от­вета.

Комбинация астеничности и сниженной реактивности встре­чается при обсессивных (навязчивых) расстройствах.

 

· Эмоциональная лабильностьколебания эмоционального то­нуса, эмоциональная подвижность, быстрая смена эмоций по разным, зачастую самым незначительным поводам.

· Эмоциональная ригидностьнеспособность изменить деятельность в соответствии с требованиями ситуации.

· Эмоциональная монотонность характеризуется однообразием эмоциональных реакций, отсутствием эмоционального отзвука на события.

· Эмоциональное огрублениенеспособность определять умест­ность и степень проявления эмоциональных реакций.

Проявляет­ся в отсутствие сдержанности, деликатности, такта.

Человек ста­новится назойливым, расторможенным, хвастливым и т. п.

· Тревожность относится к свойствам личности и понимается как ожидание неблагополучного исхода в относительно нейтраль­ных, не содержащих реальной угрозы обстоятельствах.

Это склон­ность человека воспринимать достаточно широкий круг ситуа­ций как

угрожающих его самооценке, самоуважению и прести­жу и реагировать на такие

ситуации проявлением состояния тре­воги.

· эмпатия — (греч. empatheia — сопережи­вание, вчувствование) способность понимать эмоциональное состояния другого человека, умение чувствовать его переживания.

Эмпатия это как спо­соб сосуществования с другим человеком.

Умение чувствовать изменения, проис­ходящие в нём.

Поэтому эмпатия является важной составляющей профессио­нально-значимых качеств медицинской сестры.

Понимание пациента должно быть лишено предвзятости и стереотип­ности, так как оно очень важно для психологического благополу­чия человека.

Иногда даже намерение понять может «вылечить».

Осоз­нание пациентом того, что кто-то пытается понять его, что он важен для другого положительно влияет на выздоравление.

Эмпатия проявляемая медсестрой по­ложительно влияет на состо­яние пациента.

18 стр., 8801 слов

Отличие эмоций человека от эмоций животного

... влияния на активность человека выделяют стенические и астенические эмоции. Первые активируют деятельность человека, возбуждают (радость, гнев), вторые угнетают, подавляют активность (страх, тоска). Общепринятое подразделение эмоциональных явлений на чувства, ...

Чем больше уровень эмпатии проявляет медсестра к пациенту, тем ниже у него уровень стресса в которам он находится.

Из всего сказанного следует, что эмпатия:

-определяет качество взаимодей­ствия,

-создает понимание,

-обеспечивает ува­жение,

— позволяет преодолеть культурные барьеры.

Поэтому эмпатию можно назвать социальным навыком, необходи­мым каждой медсестре для личностной и профессиональной компетентности.

Существуют различные тренинговые методы:

-повышаю­шие способность к эмпатии

-и умение эффективно применять ее в обшении с пациентом.

 

Функции эмоций

В целом можно выделить следующие функции эмоций:

1. Отражательно-оценочная функция

Это важнейшая функция эмоций, оценочная, позволяет определить значимость тех или иных объектов и си­туаций.

Причем очень часто такая оценка осушествляется в усло­виях дефицита времени или информации об объекте, однако эмо­ционально окрашенное отношение возмещает невозможность пол­ного логического анализа.

Из неё вытекают остальные, более частные функ­ции;