1. Беседа с воспитателями на тему : «Мотивационная готовность к школе»
Известно, что наиболее большие трудности для самих детей и взрослых связаны с нежеланием детей — учиться. Заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Поэтому, мотивационная готовность дошкольников к школе является не менее важным аспектом психологической готовности, чем, например интеллектуальная готовность.
Достаточно долгое время вопросы мотивационной готовности к школе больше интересовали педагогов и психологов , занимающихся научными исследованиями . Лишь в конце 80-х годов, когда в нашей стране начался образовательный эксперимент по обучению в начальной школе шестилеток, вопросы мотивационной готовности старших дошкольников были переведены в практическую плоскость. Несмотря на то, что данный эксперимент давно завершился, причём с отрицательным результатом, и дети вновь поступают в школу с семи лет, вопрос мотивации к школе старших дошкольников и младших школьников не утратил своей актуальности, по причине изменившейся социальной ситуации.
В связи с этим, можно сформулировать ПРОБЛЕМУ: достаточно распространённая сегодня практика подготовки детей к школе способствует значительному снижению в дальнейшем учебной мотивации учащихся.
Рассмотрим структуру мотивационной готовности к школе.
Интерес и положительное отношение к школе
- Система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой).
Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.
- У ребёнка, поступающего в школу возможна также негативная мотивация к школьному обучению. Причины её выясняются индивидуально, в каждом конкретном случае. Но как правило – это страх ребёнка перед школой, который формируют сами родители непосредственно или косвенно; ситуация в семье: отрицательный пример старших детей – школьников; пресыщение ребёнка самим процессом подготовки к школе, занятиями по типу школьного урока, усталость.
- У многих детей, которые посещают подготовительные курсы при школе, размыта грань между будущей и настоящей «субботней» школой. На вопрос: «Ты хочешь учиться в школе?», дети отвечают: «А я и так уже учусь в школе».
- Интерес к школе у некоторых детей также не выраженный, поскольку у детей, посещающих подготовительные курсы при школе, отсутствует некая интригующая новизна предстоящего важного события – поступления в школу.
2. Консультация: «Как помочь ребенку преодолеть страх темноты».
С приближением темноты у многих детей обостряется чувство страха. Такие дети боятся находиться в комнате без света, засыпают только с кем-то из родителей, часто это бывают мамы, и ночью могут проснуться в страхе и проверить рядом ли мама с ними. Конечно, все это не оставляет в спокойствии родителей ребенка. Многие находятся в растерянности и не знают ни как правильно реагировать, ни как можно помочь ребенку?
Особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей ...
... особенности мотивационной готовности к обучению детей 6-ти и 7-милетнего возраста. Объект: Мотивационная готовность к обучению в школе детей шести и семилетнего возраста. Предмет: Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у детей шести ...
Для начала нужно не паниковать, ведь такое поведение абсолютно нормальное для детей. Оно говорит о том, что ребенок на данный момент развивается психологически и проходит одну из стадий такого развития. Зачастую, такие страхи начинаются, когда дети узнают, что такое смерть. Несмотря на то, как им родители объяснят, что происходит, когда люди умирают, дети все равно понимают, что ничего хорошего в этом нет. Такое осознание неоднократно приводит к детскому страху темноты. Например, они начинают бояться спать одни в темной комнате, так как на самом деле боятся, что в комнате есть кто-то, кто может их обидеть или убить. Или же на ребенка влияет страх никогда не увидеть родителей, так как понимают, что мама с папой тоже смертные. Поэтому боятся даже на секунду расстаться ними. Чтобы не подразумевалось под страхом темноты у ребенка, это все-таки его тревожит. Поэтому, серьезной ошибкой со стороны родителей есть то, что они не пытаются помочь ребенку, и думают, что их малыш перерастет это. На данный момент ребенку просто необходимо, чтобы его выслушали со всей серьезностью, и посочувствовать ему. Можно предложить сыну или дочке вместе заглянуть в те места, за которыми они считают, есть опасность. Также важно, чтобы ребенок ощутил всю нежность родителей на себе. Для этого надо его обнимать и заверять в своей любви. Легкий перед сном массаж и стакан теплого молока с медом хорошо успокоит малыша. Использование ночника будет очень своевременным в такой ситуации. Запомните, что ни в коем случае нельзя называть ребенка трусом. Это жестоко по отношению к нему, потому что испытывать такой страх вполне нормально в его возрасте. К тому же так только можно навредить малышу психологически, что у него появится комплекс. Поэтому очень важно следить за словами в его адрес. Если же страх темноты никак не проходит для здоровья ребенка нужно обратиться к детскому врачу за помощью. В этом нет ничего страшного.
♦ Выберите вместе с малышом игрушку, которая будет «защищать» ребенка.
♦ В течение дня старайтесь уделить своему малышу больше внимания. Ребенок хочет, чтобы вы остались с ним рядом, страх одиночества, который тесно связан со страхом темноты, говорит о недостатке общения. И тогда вечерами он перестанет бояться «темноты» в детской.
♦ Не забывайте о необходимости дневного сна.
♦ Если ребенка мучают страшные сны, то родителям нужно запастись терпением. Психика детей довольно неустойчива, они могут еще долго вспоминать напугавшие их сновидения и бояться, что они повторятся.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... на новые незнакомые вещи. Иногда у них возникают реакции неадекватного страха на обычные объекты и ситуации (ребенок боится кусочка меха, разлитого клея и др.). Основными клиническими ... среды. Для них характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа ...
♦ Постарайтесь оказаться рядом с напуганным ребенком, взять его на руки, прижать к себе.
♦ Выслушайте рассказ ребенка о напугавшем его сне, успокойте и дождитесь, пока он уснет.
♦ Пусть малыш смотрит добрые мультфильмы, с понятными персонажами. Читайте перед сном добрые сказки.
♦ Используйте игры, которые помогут малышу преодолеть страх темноты.
♦ При помощи флуоресцентных наклеек создайте «космическую» обстановку в квартире, разместите на потолке и стенах изображения комет и звезд.
♦ Купите светильник в виде солнца — оно даже ночью будет светить в детской комнате.
3. Коррекционно — развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Занятие № 19.
Цель: развитие целенаправленного слухового внимания, умения слышать и быстро реагировать; развитие моторно-слуховой и пространственной памяти; активизация прошлого опыта.
1.Игра “Дрожащее желе”
Психолог: “Подойдите все ко мне и встаньте напротив, плотно прижавшись друг к другу. Смотрите на меня. Представьте себе, что вы все вместе – это блюдо с желе. Можете ли вы сказать мне, какое это желе на вкус? Ванильное, банановое, малиновое?. Хорошо, пусть вы будете блюдом с малиновым желе. Я сейчас начну встряхивать блюдо с желе. Когда я буду легонько его встряхивать, вы будете раскачиваться медленно. Когда я начну встряхивать блюдо сильнее, вы должны будете раскачиваться быстрее. Чтобы увидеть и понять, как вам надо раскачиваться, следите за моими руками… (В течение одной минуты показывайте, как вы держите в руках огромное блюдо и встряхиваете его, сначала легко, а потом всё сильнее и сильнее. Затем резко остановитесь – дрожащее желе успокоится не сразу.) Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдо с желе и оставила его на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять и растекаться… Начинайте таять, опускайтесь на пол и растекайтесь во все стороны”.
2. Игра “Первый слог”
Описание: играющие образуют круг и перекидывают друг другу мяч. Бросающий говорит первый слог какого-нибудь слова, а ловящий должен назвать второй слог. Можно подбирать слова и с большим количеством слогов.
Примечание: если кто-либо из играющих повторяет слово, уже названное ранее, выбывает из игры. До начала игры договариваются о том, как будут составлять слова (из двух или трёх слогов).
3. Задание “Поставь пальчик”
Описание: нужны 16 картинок с изображением любых тематических картинок. Они по одной предъявляются детям. Ребята их называют. Затем все картинки выкладываются на коврике так, чтобы они не касались друг друга. Дети садятся вокруг картинок. Психолог объясняет правила игры: “Я буду называть картинку. Кто увидит её, ничего не говорит, а молча ставит пальчик на эту картинку. За это получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек”.
4. Задание “Запомни своё место”
Описание: в комнате каждый ребёнок запоминает своё место. Например, у одного это место – мягкий модуль, у другого – стул, у третьего – пуфик и т. д. Затем включается музыка, и дети свободно двигаются под неё. Когда музыка останавливается и звучит команда “Место!”, ребята бегут к своим местам. Далее игра усложняется: во время движения детей психолог переставляет модули, стульчики, пуфики на другие места.
Развитие творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
... работы 2.4. Обоснование педагогических условий развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста Заключение Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ Развитие творческого ... литературой и произведениями изобразительного искусства. 3. Развитие инициативности и самостоятельности детей в игре. 4. Создание предметно-развивающей среды. Для решения выдвинутой проблемы были ...
5. Пальчиковая гимнастика.
Дети прижимают подушечку большого пальца правой руки к подушечке указательного пальца левой, а подушечку указательного пальца правой – к подушечке большого пальца левой и помещают их над предыдущей парой. Затем они расцепляют нижнюю пару и меняют пары местами. Продолжают упражнение в быстром темпе.
Мы бежим сегодня кросс. Кто обгонит? Вот вопрос. Обогнать мы всех хотим И бежим, бежим, бежим.
Занятие № 20.
Цель: развитие логического мышления; развитие слухового внимания, воображения, мелкой моторики.
Игра “Что я делаю?”
Психолог: “Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я принесла сюда метлу. Но это не обычная метла, а волшебная, она может превращаться во множество разных вещей. Мы будем передавать эту метлу друг другу по очереди, и каждый из вас может выйти в центр круга и без слов показать нам, в качестве чего он будет её использовать. Кто первым из зрителей догадается, о чём идёт речь, должен об этом сказать. Я покажу вам сейчас, как это делается (изобразите как вы скачете, например, на лошади).
Если кто-нибудь догадался, что я делаю, то пусть он крикнет об этом. Примечание: в качестве материала можно использовать любой предмет, для которого Вы сами можете придумать много вариантов использования не по назначению.
4.Коррекционно-развивающие занятие в средней группе дошкольного возраста
Занятие № 1.
Цель: развивать чувство принадлежности к группе; развитие логического мышления, зрительной памяти и внимания.
1. Игра “Дотронься до …”
Психолог предлагает хорошо рассмотреть друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда. Затем предлагает: “Дотронься до … синего!” Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого. Психолог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
4. Игра “Подбери пару к картинке”
Описание: на двух столах разложены 24 картинки, по 12 на каждом. Дети выбирают любые две картинки с первого стола, а на втором подбирают к каждой из них пару и обосновывают свой выбор. Например: к кораблю подбирается якорь. Когда ко всем картинкам будут подобраны пары, они выкладываются в два ряда, одна под другой. Затем нижний ряд убирается, а детям предлагается вспомнить, какие картинки были с ними в паре.
5. Игра “Запомни картинки”
Описание: на карточках наклеены по 5 картинок с изображением овощей – и овощи, и расположение их различны. Карточек столько же, сколько играющих. Каждому ребёнку выдаётся по одной карточке и предлагается рассмотреть её в течении 10 секунд. Психолог подходит к ребёнку и, указывая на перевёрнутую карточку, спрашивает: “Что здесь?” Тот называет овощ. За правильный ответ получает фишку.
Игра — ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте
... актуальным заданием является организация образовательно-воспитательного процесса при помощи игр. Именно игры, как ведущая деятельность детей дошкольного возраста помогают детям, познавая мир, преодолевать возникающие трудности. Все это определяет актуальность ...
6. Пальчиковая гимнастика.
Упражнение 1.
Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
Ёжик топал по дорожке И грибочки нёс в лукошке. Чтоб грибочки сосчитать, Нужно пальцы загибать.
Упражнение на релаксацию “Порхание бабочки”
Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.
Психолог: “Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением её крыльев. Движения её крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пёстрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нём ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните ещё раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях”
Занятие № 2.
Цель: настроить детей друг на друга, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания; снятие эмоционального напряжения; развитие зрительной памяти, целенаправленного внимания.
1. Упражнение “Солнечный зайчик”
Психолог: “Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги… Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним”
4. Этюд “Скажи хорошее о друге”
По желанию выбирается ребёнок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребёнке. Психолог обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, даёт образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребёнка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.
5. Игра “Поставь пальчик”
Описание: нужны 16 карточек с изображением фруктов и овощей. Лучше всего играть на полу. В середину выкладывают все 16 карточек изображением вверх, так, чтобы они друг друга не касались. Звучит команда: “Внимание!” Затем называется какая-то из картинок. Тот, кто первым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.
5. Место игры в общение ребенка — дошкольника
«У ребенка есть страсть к игре и её надо удовлетворять.
Надо не только дать ему вовремя поиграть,
Ролевая игра Стипком
... Проректор по научной работе Считает, что наука - основная деятельность помимо учебной. Лоббирует исключительно интересы научного сообщества. Возможные позиции ... вузовских структур (деканаты, бухгалтерия, ученый совет). Проректор по воспитательной деятельности: В целом настроен лояльно. Но считает, что премирование - ... Этапы игры: 1 Этап "стипендиальное положение" Отработка навыков: ...
но и пропитать игрой всю его жизнь» А. Макаренко
В настоящее время в дошкольных учреждениях наблюдается тенденция приоритета обучения детей на занятиях, а это как следствие, отражается на том, что дошкольникам все меньше времени остается для игры и свободного общения детей друг с другом. Игра — обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. В игре развиваются психические процессы (воображение, образное мышление, память), возникает умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре, она – их мир, их бытие. Игра дает ребенку возможность овладеть более широкой, непосредственно ему еще недоступной сферой предметной и социальной действительности, в которой действуют взрослые. Сюжетно-ролевая игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел.
Игра возникает на рубеже раннего и дошкольного возраста. Она вырастает из предметной деятельности и общения детей с окружающими взрослыми, которые создают следующие предпосылки ролевой игры:
- использование ребенком в игре предметов- заместителей и называние их в соответствии с их игровым значением;
- овладение ребенком достаточно сложной организацией действий, в которых отражается логика действительных, жизненных связей, наблюдаемых в деятельности людей;
- овладение ребенком обобщенными действиями, которые отделены от конкретных предметов;
- наличие у ребенка умения соотносить собственные действия с действиями взрослых и появление попыток назвать себя именем взрослого (мама, папа, шофёр и т.п.);
- приобретение ребенком относительной независимости от окружающих взрослых – носителей образных действий и проявление стремления самостоятельно действовать как они. В структуре сюжетно-ролевой игры как деятельности можно выделить следующие элементы: мотив, тема, сюжет, игровое действие, игровая роль, воображаемая ситуация, игровой материал. Для детей младшего возраста характерно то, что основным содержанием игры являются социальные по своей направленности предметные действия, соотносимые с логикой реальных действий. Основное содержание игры составляют бытовые действия с предметами, направленные на соучастника игры (например, «кормление» детей мамой, воспитателем).
Они могут осуществляться в определенной последовательности, хотя ее четкое соблюдение значения не имеет. Роли не называются, и дети не называют себя именами людей, роли которых исполняют. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Дети играют по одиночке или рядом. Они охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра, как правило, кратковременна. Стимулом ее возникновения иногда становится игрушка или предмет- заместитель, ранее использованный ребенком в игре. В младшем дошкольном возрасте уже основное содержание игры составляют действия с предметами, причем на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Эти действия разворачиваются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Логика действий соответствует их последовательности в реальной действительности. Число действий увеличивается и выходит за пределы какого-либо одного вида. Нарушение последовательности действий фактически не принимается, но и не опротестовывается. Правило уже может победить в конфликте с непосредственным желанием. Возникает первое взаимодействие между участниками при использовании общей игрушки или направленности действия. Объединения кратковременны, малочисленны (2-3 ребенка).
2 стр., 721 словИгровые технологии коррекции поведения дошкольников
Сегодня доказана значимость игры в работе с детьми дошкольного возраста. Дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и, вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их ...
Основные сюжеты- бытовые . Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же- любимые. В своей практической работе мы постарались выявить основные проблемы организации игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста. Результаты работы показали:
- из-за большого количества занятий, организационных мероприятий у детей недостаточно времени для игровой деятельности;
- используется ограниченное количество игр;
- воспитателям не хватает теоретических знаний и практических навыков в организации игровой деятельности детей;
- в процессе наблюдения развитие сюжетной линии практически не происходит;
- игровые действия сводятся к простой манипуляции предметами, проигрыванию изо дня в день одного и того же сюжета;
- игра приобретает стимул лишь с появление новой игрушки;
- бытовые предметы в качестве воображаемых атрибутов дети использовать не могут. Поэтому основное средство формирования игровой деятельности – обучение. Это обусловлено тем, что самостоятельно, лишь в процессе общения с окружающими людьми ребенок не в состоянии овладеть теми знаниями и умениями, которые необходимы для полноценной игры. Процесс обучения дошкольников строится с учетом основных положений:
- Построение процесса обучения игре на основе системы дидактических принципов;
- Общность содержания обучения игре- отражение жизнедеятельности окружающих (игры «Семья», «Магазин»);
- Комплексный характер обучения игре – формирование системы знаний о жизни людей, их взаимоотношениях, обогащение социального и эмоционального опыта детей;
- Использование различных форм организации, методов и приемов процесса обучения игре, обеспечивающих формирование знаний, умений и навыков;
- Организация развивающей среды –необходимое условие формирования игровой деятельности детей. Тесное взаимодействие с семьей лежит в основе нашей работы. На родительских собраниях, практикумах мы рассказываем родителям о важности сюжетно-ролевых игр, проводим тренинги, учим родителей играть со своими детьми дома. Большую помощь оказывают родители в обогащении развивающей среды группы. Когда родители осознают важность детской игры, видят с каким желанием ребенок идет в группу, они легче идут на контакт, активнее сотрудничают с воспитателями. Для изучения игровых условий ребенка в семье мы составили специальную анкету для родителей. В результате анкетирования было выявлено следующее:
- Игровая база в большинстве семей достаточно богата и разнообразна. Но только отдельные родители принимают участие в играх детей, а при покупке новой игрушки, как правило, не задумываются о ее педагогической ценности и значимости
- Немногие мамы и папы смогли придумать, как использовать в игре бросовый материал (пластмассовые бутылочки, шерстяные перчатки и др.)
- Взрослые хорошо помнят игры своего детства, но с собственными детьми большинство в них не играет.
Оформляем специальные стенды, папки-передвижки, стенгазеты.
Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)
... тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997) Цель: снять вербальную ... разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее "Зайчики" (подвижная игра для агрессивных детей) Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на ...
Примерные темы:
-Как организовать игровой уголок дома.
-Малыш начинает играть.
-Как обогащать игры детей.
-Детская игра и развитие личности.
-Может ли игра научить думать?
-Лечение игрой
Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей. Они правильно воспринимали все рекомендации, помогали нам воспитывать детей в игре. Таким образом, сюжетно-ролевая игра, как зеркало, отображает окружающий мир, и дает стимул для познания его детьми, а следовательно, всесторонне развивает ребенка. Мы считаем важным условием выполнения задач по организации и руководству с-р\ играми умелое руководство воспитателя и тесное взаимодействие с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста.
6. Анкета для воспитателей
1. Удовлетворяет ли Вас то, как играют сегодня дети? 2. Какие виды игр преобладают в группе? 3. На Ваш взгляд, занимает ли сюжетно-ролевая игра должное место в жизни детей? Почему? 4. Каково значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника? 5. Должен ли педагог принимать участие в организации сюжетно-ролевой игры? Если да, то в чем будет заключаться эта работа? 6. Вносят ли дети новые линии развития сюжета в «вечные» темы сюжетных игр, например, «семья», «школа», «больница»? Что может являться мотивом такого обогащения игры? 7. Как Вы заботитесь о создании игровой обстановки? 8. Что, по Вашему мнению, не хватает для обогащения сюжетно-ролевых игр? 9. Что Вам необходимо для достижения достаточного уровня организации сюжетно-ролевой игры?
Приложение N 2
ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ НА ТЕМУ «ИГРА».
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
- Разговор между двумя лицами? (диалог)
4. Качество знаний, иначе, по — другому? (уровень).
5. Современный лёгкий детский конструктор? (лего) 7. Место покупок в быту и в игре? (магазин) 9. Свод требований, предъявляемый к кому0то, к чему-то? (правила) 11. Игры, обогащённые жизненным опытом? (сюжетные) 12. Первая игрушка малыша? (погремушка) 13. Необходимый компонент игры- без чего не начнёшь игру? (замысел) 14. Спутник жизни детей? (игрушка)
ПО ВЕРТИКАЛИ:
- Автор цитаты «Игра для ребёнка и труд, и мышление, и искусство, и реальность, и фантазия, и отдых» (Аркин Е.А.)
- Вид спортивной игры с использованием мяча? (футбол)
6. Любимая самостоятельная деятельность детей? (игра) 7. Атрибуты как для подвижной , так и для театрализованной игры? (маски) 8. Пособия для организации сюжетно-ролевой игры? (атрибуты) 10. Старинная настольно-печатная игра? (лото) 11. Ход игры по — другому? (содержание игры) 15. Что распределяют между собой участники игры? (роли)
Ролевая игра «Отпуск для Снегурочки» Время проведения: 20 минут
... ситуации; обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно в условиях соревнования. Ход игры Эта игра по форме – групповой вариант крестиков-ноликов, по сути же – ... участников. заключение: поведение итогов. Методы, применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения. Основное направление их использования и интерпретации — это создание ...
Приложение N 3 ПАМЯТКА. Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей.
- Не заменять игру другими видами деятельности
- Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
- Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
- Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
- Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
- Не наказывайте ребёнка лишением игры.
- Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
- Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
- Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
- Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.
Доклад «Влияние развития мелкой моторики руки
на развитие речи детей»
«Рука – это вышедший наружу головной мозг» (Философ, педагог Иммануил Кант)
В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:
1.Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2.Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3.Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4.Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5.Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6.Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7.Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8.Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9.Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.
3 Часть: практическая
1. Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
(Предложить педагогам показать пальчиковую гимнастику, которую они используют в своей работе).
2. Массаж рук грецким орехом
(Катаем орех между ладонями)
Маленькая птичка принесла яичко.
Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
Расскажите ребенку сказку об орехе, как он свалился с дерева от ветра (пусть ребенок подует, изображая ветер, тем самым тренируя долгий выдох).
Потом орех встретил детишек, которые с удовольствием стали играть с ним. Они прятали орех в кулачке и находили его там (кулачок сжимается и разжимается), катали на карусели (одной ладонью с усилием движем по другой по кругу), спускали с горки (рука прижата к столу тыльной стороной ладони, образуя горку, другой рукой катим орех от кончиков пальцев к запястью и обратно).
Потом орех катают по ковру ладошкой вперед и назад, как машинку. Проделаем всё несколько раз одной рукой, потом другой. Орешку все эти игры очень нравятся, а в самом конце он решает нырнуть в «бассейн», который вместо воды наполнен горохом. Найти орешек в миске с горохом непросто, но такая игра в прятки хорошо массирует пальчики.
3. Игра с шестигранными карандашами
(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).
«Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу» (упражнение проводится с педагогами).
4. Игры с прищепками
«Ёжик»
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик,
Мы тебе сейчас поможем.
«Морковка»
Прицеплю листочки ловко,
И получится морковка.
«Ель»
Ёлочка наша вдруг загрустила
Ветки зелёные вниз опустила.
Выполнение творческих заданий.
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки).
Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.
Предлагаем вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.
«Мастер на все руки»
«Золотые руки»
«Положа руку на сердце»
«Рукой подать»
«Руками развести»
«Руки опускаются»
«Обеими руками «за»
«Своя рука – владыка»
«Чужими руками жар загребать»
«Руки не оттуда растут»
«Как рукой сняло»
7. Анкета для родителей будущих первоклассников
1. В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе (нужное подчеркнуть):
- Умение читать и писать
- Умение считать
- Умение логически мыслить
- Психологическая готовность
- Ответственность и самостоятельность
- Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
2. Какую помощь может оказать Вашему ребёнку детский сад? ______________________________________________
3. В чём Вы видите свою роль в подготовке детей к школе? ___________________________________________________
4. Рассказываете Вы ребёнку о своей работе: да, нет, иногда (нужное подчеркнуть)
5. В какой работе вместе со взрослыми участвует Ваш ребёнок Систематически __________________________________ От случая к случаю _______________________________
6. Есть у ребёнка какие-либо постоянные небольшие обязанности: если да, то какие ________________________________________________
7. В чём Вы видите наибольшие затруднения: ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения; задания взрослого забывает; не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении; сомневается (подчеркните, допишите недостающее) _____________________________________________________
8. Как Вы думаете, является ли для ребёнка трудом следующее (нужное подчеркните)
- Мыть посуду
- Мастерить поделку из бумаги
- Поливать растения
- Стирать носки
- Убирать игрушки
- Строить из кубиков дом
- Вышивание
- Сервировка стола
9. Ваши вопросы и предложения к воспитателям и администрации детского сада _______________________________________________________
Вопросы к детям
- Нравится ли тебе трудиться или не очень? Почему?
- Расскажи, пожалуйста, как ты трудишься дома? Что делаешь?
- Если к тебе домой придёт товарищ, который ничего не умеет делать, какой работе ты бы его научил? Почему именно этой?
- «Ты очень хорошо потрудился!» — что это значит, как ты думаешь?
- Если у тебя не получается какая-нибудь работа, или ты устал, что будешь делать, как поступишь?
Памятка для родителей
- Давайте детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи.
- Предъявляйте единые и постоянные требования к труду ребёнка.
- Доступно разъясняйте детям смысл работы и её значение для членов семьи.
- Помогайте ребёнку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи.
- Трудитесь вместе с детьми, организовывайте совместный труд детей.
- относитесь к детскому труду как к серьёзному делу, не превращайте его в игру. В то же время используйте игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребёнка к нему.
- Никогда не используйте труд как средство наказания.
8. Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребёнка»
Давайте вспомним наше детство, Что происходит сразу? Конечно, тёплые мамины руки, и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. — у каждого своё). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает общечеловеческой ценностью, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно. Итак, начнём с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ребёнком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме её улыбке. И через общение с ней ребёнок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребёнка, так как игрушка должна привлекать внимание ребёнка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо если игрушка будет звучащей. В 6-9 месяцев можно добавить так называемые игрушки — вкладыши, которые позволяют ребёнку развиваться интеллектуально. Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 9-12 месяцев можно порадовать ребёнка заводными игрушками-забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами. В 10-12 месяцев ребёнку нужны пирамидки из 3-5 колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребёнок буквально всё тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а во-вторых, рот является для ребёнка таким же средством познания, как руки, и глаза, вам необходимо помнить лишь о гигиене игрушек. В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становиться более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу — проблемы родителю! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам, уберите их с глаз ребёнка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребёнку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать. К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребёнку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрёшки. Если хотя бы одну из них ребёнок поместит не правильно — матрёшки не будут неразлучными сёстрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные настольно-печатные игры. К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками. Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует ещё одна, не менее важная группа — предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее — мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д.
Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!). Вы скажите: «Всё это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете не купить своему ребёнку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию — и у вас всё получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для неё, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой — хорошая возможность сплочения семьи. Хотелось бы остановиться ещё на одном моменте — выборе игрушек.
Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами . Игрушка должна быть:
- Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана)
- Эстетичной на вид
- Соответствовать возрасту
- Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей)
В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!