Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра общей и клинической фармакологии
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №__24_ от «_16__»_05___2013г
Заведующий кафедрой _ Е.В. Елисеева _________________________________ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям
Модуль Нейротропные средства.__________________________________
(наименование модуля)
учебной дисциплины (модуля)____ фармакология________________________
(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)
для специальности 060601 Медицинская биохимия _________ ___________________
(шифр-наименование специальности)
курс ____III________ семестр __V________
Составитель: _Гончарова Р.К. к.м.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)
Рецензент:_Маркелова Е.В. д.м.н., профессор (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)
|
Владивосток — 2013г.
- Тема занятия 22: Антипсихотические средства.
- Мотивация изучения темы:В диагностике и мониторинге патологии могут встретиться состояния, требующие ослабления или усиления передачи импульсов в центральном отделе нервной системы. Специалист должен решать профессиональные задачи, опираясь на фармакокинетические и фармакодинамические свойства основных видов лекарственной терапии, побочных и токсических эффектов.
- Цели занятия.
- Общая цель:изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ОК-1, ОК- 5, ПК -3, ПК –5, ПК –9, ПК – 30.
- Конкретные цели и задачи:Формирование системных знаний, умений и навыков по вопросамрациональных методов и приемов воздействия на ход определенных биохимических реакций в организме с помощью лекарственных средств (ЛС), влияющих на центральный отдел нервной системы, для лечения и предупреждения тех или иных патологических состояний; способности анализировать действие лекарственных препаратов по совокупности их фармакокинетических и фармакодинамических параметров, оценивать возможности выбора и назначения соответствующих ЛС на основе представлений об их свойствах для целей эффективной и безопасной профилактики, фармакотерапии и диагностики заболеваний отдельных систем организма человека.
После изучения темы студент должен:
«Знать» — выдающихся деятелей фармакологии, выдающиеся открытия в области фармакологической регуляции функций центральной нервной системы;
-принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений по изучению молекулярных основ действия ЛС, влияющих на центральный отдел нервной системы, показаний и противопоказаний к применению, побочных эффектов;
-классификацию и основные характеристики лекарственных препаратов, применяемых с лечебной и диагностической целью, с учетом особенностей развития патологии на клеточном и молекулярном уровне;
— общие принципы фармакодинамики и фармакокинетики ЛС, влияющих на центральную нервную систему, особенности их химического строения, их механизмы действия на клеточном и молекулярном уровне.
«Уметь» — ориентироваться в современных этапах создания ЛС, влияющих на центральный отдел нервной системы, с использованием современных международных стандартов и общих принципов научных исследований с учетом доказательности их эффективности;
-анализировать свойства ЛС, основываясь на их фармакокинетических и фармакодинамических особенностях, прогнозировать главные и побочные эффекты при их применении с целью лечения и диагностики, способы устранения нежелательного действия;
— анализировать возможности использования основных групп препаратов для лечения и применения в современных диагностических технологиях, основываясь на их классификации и характеристиках, с учетом законов течения патологии на клеточном и молекулярном уровне;
— обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропного и патогенетического действий лекарственных средств и лабораторных исследований;
— интерпретировать результаты современных методов лечения и диагностических технологий с применением нового поколения препаратов, влияющих на центральную нервную систему;
— проводить поиск по вопросам фармакологии, используя источники информации: справочники, базы данных, Интернет-ресурсы.
«Владеть» — навыками оценивать возможности выбора и использования ЛС, влияющих на центральный отдел нервной системы, на основе представлений об их фармакокинетических и фармакодинамических свойствах для целей эффективной и безопасной профилактики, фармакотерапии и диагностики заболеваний отдельных систем организма человека;
-навыками логического и аргументированного анализа свойств лекарственных веществ различных химических и фармакологических групп, влияющих на центральную нервную систему, механизмов их действия, прогнозирования главного и побочных эффектов;
-алгоритмом выбора терапии больным с учетом этиотропного и патогенетичес-
кого действий лекарственных средств и лабораторных исследований;
-навыками внедрять в практику терапевтические технологии, основанные на достижениях лабораторной медицины;
-базовыми навыками рецептурного документооборота, организации работы с препаратами этой группы из списка сильнодействующих и ядовитых, а также списков наркотических средств и психотропных веществ;
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
- Из курса биохимии и физиологии вспомнить что ксенобиотики могут взаимодействовать с рецепторами и друг с другом. Результатом этого взаимодействия является проявления эффектов ксенобиотиков.
- Значение патофизиологического анализа механизмов взаимодействия ЛС и биологических систем (организм человека или экспериментальная модель) на различных уровнях (субклеточный, тканевой, органный, системный) как основы для изучения фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств.
- Значение биотехнологических методов (выделение ЛС — продуктов жизнедеятельности грибов и микроорганизмов) для развития фармакологии.
- Значение методов микробиологической, иммунологической, медико-генетической диагностики для развития фармакологии.
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
- Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
- Понятие о психотропных препаратах, их классификация.
- Антипсихотики (нейролептики).
Особенности их терапевтических свойств.
- Антипсихотическое действие, влияние на функцию экстрапирамидной сис-
темы, эмоциональную сферу, рвотный центр, артериальное давление, центр
терморегуляции.
- Молекулярные механизмы действия нейролептиков, влияние на дофамино-
вые, серотониновые, адрено- и гистаминовые рецепторы, их действие на
клеточные мембраны, на депонирование тканевых моноаминов.
- Производные фенотиазина, их классификация, зависимость фармакологиче-
ских свойств от химической структуры. Спектр фармакологической актив-
ности и особенности клинического применения. Взаимодействие нейролеп-
тиков и анальгетиков. Нейролептанальгезия.
- Спектр и особенности фармакологического действия производных бутиро-
фенона, производных тиоксантена, дифенилбутилпиперидина, дибензодиа-
зепина, индола.
- Классификация нейролептиков на «типичные» (производные фенотиазина, тиоксантена, бутирофенона) и «атипичные» (бензамиды – сульпирин и производные дибензодиазепина – клозапин).
Принципиальные отличия в действии указанных групп.
- Влияние нейролептиков на вегетативную нервную систему (гипотермическое, противорвотное, гипотензивное действие, влияние на секрецию гормонов) и двигательную сферу.
- Особенности действия нейролептиков с преимущественно психоседативным действием (хлорпромазин [аминазин], левомепромазин, дроперидол, клозапин) и с преимущественным антипсихотическим действием (фторфенозин, перфеназин [этаперазин], трифлуоперазин, тиоридазин, галоперидол и др.).
- Фармакологические свойства «атипичного», бифункционального нейролептика сульпирида (эглонил).
- Применение нейролептиков в психиатрии, анестезиологии, клинике внутренних болезней.
- Побочные действия нейролептиков. Острые отравления нейролептиками. Неотложная терапия интоксикаций нейролептиками.
Задания для СРС во внеучебное время.
- Обосновать выбор препарата и выписать в виде рецепта.
- Средство для лечения шизофрении, не обладающее при назначении внутрь раздражающим действием на ЖКТ.
- Средство для купирования психомоторного возбуждения.
- Средство для проведения нейролептанальгезии (комбинированный препарат).
- Препарат для потенцирования наркозных средств.
- Средство для проведения управляемой гипотермии.
- Нейролептическое средство, обладающее выраженной периферической адренолитической активностью.
- Нейролептик, после применения которого не возникает вялости и апатии.
- Нейролептик, обладающий выраженной холинолитической активностью.
- Нейролептик, обладающий выраженным противорвотным действием.
- Нейролептик, близкий по структуре и действию к клозапину, с выраженным антипсихотическим действием.
- Выписать в рабочих тетрадях для практических занятий лекарственные препараты в виде рецептов:
- Хлорпромазин (Аминазин) для инъекций.
- Галоперидол в табл. и для инъекций.
- Оланзапин в табл.
- «Таламонал» для инъекций.
- Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию.
Ответьте на вопросы тестового контроля, укажите один или несколько правильных ответов:
- Типичные антипсихотические средства.
1. Оланзапин. 2. Хлорпромазин. 3. Хлорпротиксен. 4. Сульпирид. 5. Галоперидол.
- Атипичные антипсихотические средства.
1. Галоперидол. 2. Оланзапин. 3. Хлорпротиксен. 4. Рисперидон. 5. Сульпирид.
- Типичные антипсихотические средства вызывают.
1. Уменьшение продуктивной симптоматики психозов. 2. Экстрапирамидные расстройства. 3. Психоседативное действие. 4. Психостимулирующее действие.
- Атипичные антипсихотические средства отличаются от типичных тем, что.
1. Не устраняют продуктивную симптоматику психозов. 2. Обладают психостимулирующими свойствами. 3. Обладают антидепрессивными свойствами. 4. В меньшей степени вызывают экстрапирамидные расстройства.
- Хлорпромазин вызывает.
1. Антипсихотический эффект. 2. Противорвотный эффект. 3. Экстрапирамидные расстройства. 4. Гипотензию. 5. Антидепрессивный эффект.
- Какое прессорное средство неэффективно при гипотензии, вызванной хлорпромазином?
1. Фенилэфрин. 2. Адреналин. 3. Норадреналин.
- Основной механизм антипсихотического эффекта и экстрапирамидных расстойств, вызываемых типичными антипсихотическими средствами.
1. Блокада дофаминовых рецепторов. 2. Блокада холинорецепторов. 3. Блокада гистаминовых рецепторов.
- Какой противопаркинсонический препарат применяют для коррекции лекарственного паркинсонизма, вызванного типичными антипсихотическими средствами?
1. Селегилин. 2. Леводопа. 3. Тригексифенидил. 4. Бромокриптин.
- Эффекты антипсихотических средств — производных фенотиазина и бутирофенона:
- Ослабление или устранение продуктивной симптоматики психозов (бреда, галлюцинаций).
- Седативный.
- Увеличение двигательной активности.
- Уменьшение двигательной активности.
- Противорвотное действие.
- Усиление действия средств для наркоза, снотворных средств наркотического типа, опиоидных анальгетиков.
- Гипотермическое действие.
- Выберите из предложенных определение нейролептика.
- Лекарственное средство, уменьшающее или устраняющее ощущение страха, тревоги, эмоциональную напряженность.
- Высокоактивное лекарственное средство с характерным антипсихотическим действием (устранение бреда, галлюцинаций, психомоторного возбуждения).
- Средство, применяемое при легких формах неврологических расстройств с повышенной возбудимостью и раздражительностью, а также при нарушении сна и вегетативно-невротических расстройствах.
- Антипсихотические средства применяют:
- для лечения психозов
- при рвоте центрального происхождения
- для усиления действия средств для наркоза, опиоидных анальгетиков
- для лечения паркинсонизма
- Основной эффект антипсихотических средств обусловлен:
- Стимуляцией адренергических процессов в ЦНС.
- Угнетением адренергических процессов в ЦНС.
- Стимуляцией досфаминергических процессов в ЦНС.
- Угнетением дофаминергичеких процессов в ЦНС.
- Этапы проведения практического занятия.
№ п/п
Название этапа
Цель этапа
Время
1
2
3
4
- Вводная часть занятия
5-10 %
Организация занятия
Мобилизовать внимание студентов на данное занятие
2 мин
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия
Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов
3 мин
- Основная часть занятия
- %
1
2
3
4
Контроль исходных знаний, умений и навыков
Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков
10 мин
Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время
Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе
5 мин
Демонстрация методики
Показать ориентировочную основу действия (ООД)
10 мин
Управляемая СРС в учебное время
Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия
20 мин
Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.)
Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов
20 мин
Итоговый контроль
Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка
15 мин
- Заключительная часть занятия
5-10 %
Подведение итогов занятия
Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия
3 мин
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время
Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер
2 мин
- Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время.
1. Подготовить к проверке материалы по самоподготовке (рефераты, рецепты, схемы, лекции по теме занятия).
2. Сформулировать цель занятия.
3. Контроль исходного уровня знаний.
4. Выполнить самостоятельное решение ситуационных задач по учебной теме в
соответствии с представленным алгоритмом:
- на основании жалоб больного, объективных данных и лабораторных исследований обосновать правильность назначения лекарственных препаратов;
- обосновать назначение этиотропной и патогенетической терапии данного заболевания, выписать рецепты на лекарственные средства;
- указать возможные причины появления побочных эффектов и способы их устранения.
- Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
Ответьте на вопросы тестового контроля, укажите один или несколько правильных ответов:
- Типичное антипсихотическое средство – производное бутирофенона. Отличается короткой продолжительностью действия. Применяется в основном для премедикации (перед наркозом и инструментальными обследованиями), а также для нейролептанальгезии.
- Галоперидол.
- Оланзапин.
- Дроперидол.
- Какой фармакологической группе соответствует Оланзапин
- Нейролептики.
- Транквилизаторы, производные бензодиазепина.
- Седативные.
- Атипичное антипсихотическое средство. Блокирует D2-рецепторы. Устраняет не только продуктивную, но и негативную симптоматику психозов. Обладает незначительными психоседативными свойствами. Обладает некоторой гастрокинетической активностью. Применяется в гастроэнтерологии при язвенной болезни.
- Галоперидол.
- Хлорпромазин.
- Хлорпротиксен.
- Сульпирид.
- При экстрапирамидных нарушениях, вызванных антипсихотическими средствами, применяют:
- стимуляторы дофаминергических процессов в ЦНС
- Агонисты дофаминовых рецепторов
- центральные холиноблокаторы
- ни одно из перечисленных
- Антипсихотическое действие оланзапина реализуется через:
- Блокаду периферических М-холино- и адренорецепторов.
- Блокаду D2-рецепторов.
- Блокаду 5-НТ2а-рецепторов.
- Все перечисленное верно.
- Нейролептиками, обладающими антипсихотическими свойствами за счет блокады D2-рецепторов мезолимбической и лимбической систем, являются все препараты, кроме:
- Левомепромазина.
- Орапа.
- Тиоридазина.
Азалептина.
- Галоперидол:
- Производное фенотиазина.
- Производное бутирофенона.
- Обладает выраженным антипсихотическим свойством.
- По седативному эффекту уступает аминазину.
- Периферические эффекты выражены больше, чем у аминазина.
- Периферические эффекты выражены меньше, чем у аминазина.
Экстрапирамид ные расстройства вызывает часто.
- К какой фармакологической группе относиться Левомепромазин
- Нейролептики, производные фенотиазина.
- Нейролептики, производныебутирофенона.
- Нейролептики, производные тиоксантена.
- Нейролептики, производные дибензодиазепина.
Нейролептики, производные бензизоксазола.
- Седативным действием в спектре своей фармакологической активности обладает:
- Оланзапин.
- Клозапин.
- Трифлуоперазин.
- Хлорпромазин.
- Свойства атипичных нейролептиков в низких дозах проявляет:
- Левомепромазин.
- Галоперидол.
- Рисперидон.
- Хлорпромазин.
- Типичное антипсихотическое средство. Превосходит хлорпромазин по выраженности антипсихотического действия и уступает по выраженности психоседативного действия.В меньшей степени, чем хлорпромазин снижает артериальное давление.
- Галоперидол.
- Оланзапин.
- Хлорпромазин.
- Сульпирид.
- Формой выпуска Оланзапина
- Таблетки по 0,005; 0,075 и 0,1 г.
- Таблетки по 0,001; 0,005 и 0,01 г,0,2% раствор в ампулах по 1 мл.
- Флаконы по 20 мл.
- Таблетки по 0,002; 0,005; 0,01 г.
Ситуационные задачи:
- Больной предъявляет жалобы на зрительные и слуховые галлюцинации. Поведение больного агрессивное, отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, говорливость.
Какое средство показано больному?
- Пациент 55 лет поступил по поводу посттравматического психоза. После проведенной в течение нескольких дней терапии психотропными препаратами состояние улучшилось. Накануне выписки внезапно появилась непоседливость, вытягивание губ в трубочку, невозможность удержания языка в ротовой полости, малоамплитудное дрожание пальцев рук. Осознает свое состояние и ищет помощи.
Могли ли данные симптомы быть связаны с приемом препарата? Какой в этом случае препарат был назначен пациенту? Какую фармакотерапевтическую помощь предполагаете оказать?
- Учебно-материальное обеспечение:
- Литература:
а) обязательная
- Д.А.Харкевич Фармакология: Учебник. – 10-е изд., испр., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008,2009, 2010. –752с.;
- Д.А.Харкевич Фармакология: Руководство к лабораторным занятиям. — Учебное пособие, Москва, 2010. — 452 с.
б) дополнительная
- М.Д. Машковский Лекарственные средства. — 15, 16-е изд. М.: Новая волна, 2010. – 1216 с.
- Фармакология в рецептах (методическое пособие под ред. Елисеевой Е.В. и соавт.) // Владивосток:Медицина ДВ, 2009. – 124 с.
- А.Г. Чучалин и др. Руководство по рациональному использованию лекарственных средств (формуляр).
М.:ГЭОТР-Медиа, 2011, 2012.
- Материальное обеспечение:
а) наглядные пособия
Копии Приказов МЗ РФ, основных на положениях Федерального закона в сфере обращения лекарственных средств на территории РФ, копии рецептурных бланков, образцы лекарственных препаратов и лекарственных форм с аннотациями и инструкциями к препаратам, образцы лекарственных растений, наборы слайдов, таблиц, схем, графиков/мультимедийных наглядных материалов.
б) приборы, аппараты, оборудование и др.
в) технические средства обучения (графопроектор, проектор, компьютер и т.п.)
Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), компьютер, монитор.
Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.