Аналитический отчет учителя-дефектолога цкрОиР Титенок н. И. За 2013/14 год

Прекрасна речь, когда она, как ручеек

Бежит среди камней чиста, нетороплива

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: «О, как же ты красива!»

И. Е.Щукина

Целью годового плана коррекционно-педагогической работы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации на 2013\14 учебный год являетсяобеспечение максимально возможной социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития через совершенствование образовательного процесса коррекционно- педагогической помощи и улучшение качества работы с родителями. Исходя из годового плана ЦКРОиР, главной целью моей работы является оказание квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста с заиканием.Для достижения данной цели были определены основные задачи:

  1. С целью повышения качества коррекционно – педагогического процесса совершенствовать и реализовывать новые формы и методы преодоления заикания.
  2. Обеспечивать комплексное воздействие по предупреждению и устранению заикания (медикаментозное, физиотерапевтическое, психологическое, логопедическое).
  3. Повышать компетентность родителей, с целью активного участия в коррекционно-педагогическом процессе.

Коррекционная работа в течение всего учебного года строилась в соответствии с «Положением о центре коррекционо-развивающего обучения и реабилитации» от 16.08.2011 №233 , методической рекомендацией«Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25.05.2012г. и инструктивно-методическим письмом «Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования в 2013\14 учебном году от 2013 г. Вся коррекционная работа осуществлялась по пяти основным направлениям (диагностическая; коррекционно-развивающая; консультативно-методическая; самообразование и повышение квалификации; работа по улучшению оснащённости кабинета).

Диагностическая деятельность.

Труд кончается,

но хорошо исполненная работа не пропадет.

18 стр., 8519 слов

Исследование коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме

Содержание Введение. 3 Глава 1. Теоретические аспекты коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме. 6 1.1 Аутизм: понятие, классификация, психологические особенности. 6 1.2 Состояние коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме в России 12 Выводы по первой главе. 18 Глава 2. Исследование коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме 20 2.1 Методы исследования возможностей ...

Катон Марк Порций Цензорий

Диагностическое направление – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации. Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребёнка, которая включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.В течение учебного года я решала следующие задачи:  1.Сбор анамнеза, определение уровня развития и причин возникновения заикания у детей. На начало учебного года на коррекционные занятия было зачислено 18 детей с заиканием разной формы и степени тяжести. В сентябре месяце было проведено первичное обследование детей, данные которых были занесены в индивидуальные карты развития для детей с заиканием. Проводилась диагностика по таким направлениям: обследование состояния общей, мимической и артикуляционной моторики, дыхательной и голосовой функции, обследование динамической стороны речи, состояния импрессивной и экспрессивной речи, состояния звукопроизношения, фонетической и фонематической стороны речи , обследование связной речи, а также обследовалась внешняя и внутренняя симптоматика заикания. И уже по результатам диагностики, в зависимости от степени и тяжести заикания, происходило зачисление детей на индивидуальные или подгрупповые занятия, а так же определение оптимальных условий индивидуального развития

2.Определения результативности и эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога. Всё оформлялось в виде карты динамического развития ребенка. 3. Обследование детей с заиканием по запросу родителей. Проводилось на протяжении всего учебного года. 

6 стр., 2543 слов

33.Психолого-педагогическая характеристика инфантильных депривированных семьёй и школой детей, коррекция их развития поведения

Инфантильные дети. Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — задержка в развитии организма, при которой у людей надолго сохраняются черты «детскости» в поведении. Инфантильные дети беспечны, беззаботны, поверхностны в суждениях, не чувствуют никакой ответственности за свои поступки, не способны сдерживать своих желаний. Они очень подвижны и беспокойны на уроках, застенчивы, обидчивы, легко ...

28 апреля 2014 года дети прошли психолога – медика — педагогическую комиссию, в результате которой прослеживается положительная динамика. Итоги ПМПК:

Начало учебного года: Конец учебного года:

Лёгкая степень заикания -7 Легкая степень заикания -5

Средняя степень заикания-9 Средняя степень заикания -1

Тяжелая степень заикания-1 Тяжелая степень заикания -0

Речь без заикания -11

Итого:

Общее количество детей- 17 детей

Речь без заикания- 11 детей – 65%

Речь без улучшения-4 ребёнка — 24%

Речь с улучшением-2 ребёнка- 11%

Коррекционно-развивающая деятельность

«Свои способности человек может узнать,

только попытавшись применить их на деле».

Сенека

Коррекционно-развивающее направление  – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме. Свою коррекционно-развивающую деятельность проводила с учетом результатов обследования детей. На начало учебного года были сформированы подгруппы по степени и тяжести заикания. Групповые и подгрупповые занятия по коррекции заикания проводились не менее 2-3 раз в неделю, согласно утвержденному расписанию по 20-30 мин. в игровой, занимательной форме, целью которых является формирование навыков свободного общения, активности в поведении и речи. Осуществлялись индивидуальные занятия с детьми со сложными речевыми дефектами 2-3 раза в неделю.Занятия по коррекции заикания проводились по традиционным методикам и с применением компьютерных инновационных оздоровительных технологий. В свое работе использовала следующие методики: методику Л.З. Андроновой-Арутюнян, методику А.И. Богомоловой, Парадоксальную дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой, системуН.А.Власовой, Г.А.Волковой, Е.Н.Соловьёва, Н.Ю.Морозовой, Ю.Б. Некрасовой, систему реабилитации взрослых заикающихся В.М.Шкловского. По желанию родителей и рекомендациям врача дети с заиканием посещали в ЦКРОиР занятия психолога, получали физиотерапевтические процедуры и массаж. Все занятия проходили в форме игры (разнообразные дидактические игры, игры с пением, подвижные игры, игры-драматизации, стихотворный текст, проза, настольный и пальчиковый театр).

25 стр., 12096 слов

Психолого-педагогические основы коррекции заикания детей дошкольного возраста

... предложили на занятии детям, был ими усвоен и закреплен. 3. Психолого-педагогические основы коррекции заикания у детей дошкольного возраста ... придавалось работе с родителями. Родители посещали открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционных занятий. Речевые упражнения ... шести лет, боялась фотографироваться. Ее насильно сфотографировали, и она стала заикаться. Возможно заикание детей и ...

Очень хочется отметить работу педагога – психолога ЦКРОиР Крук Ю.А и поблагодарить за тесное и взаимное сотрудничество. По моим рекомендациям родители обращались за помощью к психологу. Никогда Юлия Анатольевна не отказала родителям в консультации, и в течение всего учебного года дети с тяжёлой и устойчивой формой заикания проходили занятия с педагогом-психологом.Так же хочется отметить, что не все дети смогли пройти курс массажа. Рабочий день специалиста по массажу заканчивался в 15.30, а у меня занятия начинались во вторую смену. Очень хочется, что бы на следующий год все дети получили массаж.

В течение учебного года регулярно отслеживала результаты и достижения каждого ребенка. А так как «Заикание — тяжелая болезнь, поражающая не только коммуникативную, но и вызывает сильнейшие эмоциональные последствия». С.Б.Скобликов, то приходилось постоянно, долго и настойчиво искать новые методы и способы коррекции заикания.Заикание — тяжелое речевое нарушение, требующее комплексной работы разных специалистов: врачей, психологов, логопедов. Дети с заиканием испытывают большие трудности при общении со сверстниками; в процессе обучения, отстают в социальном развитии, и это всё значительно меняет условия формирования личности, что приводит к ее дисгармоничному развитию. И если не лечить заикание у детей, то это может негативно сказаться на уровне общего развития, формировании личности и умственных способностей. Для меня важен, интересен и неповторим каждый ребёнок, с которым я работаю. Каждый ребёнок является личностью со своим темпераментом, характером, привычками, способностями, и каждый требует к себе особого индивидуального подхода.

Консультативно-методическая

«…Педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей. И мы стараемся дать каждому родителю минимум педагогических знаний».

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в ...

В.А.Сухомлинский

Работа по устранению заикания — сложный, длительный процесс. Она не заканчивается в ЦКРОиР, а должна продолжаться дома, поэтому очень важно участие родителей в коррекционном процессе. Старалась включать родителей в решение коррекционно-воспитательных задач. Регулярно оказывала помощь родителям в вопросах обучения и воспитания ребёнка с заиканием. С этой целью в течение года регулярно проводила мини-беседы и индивидуальные консультации для родителей по вопросам коррекции и профилактики заикания, выявлялись причины и давались рекомендации по их преодолению. А так же некоторым родителям давались рекомендации пройти дополнительное обследование врачей (невропатолог, детский психиатр).

В марте 2014 г. среди родителей проводилось анкетирование. По результатам анкеты родители оценили высокую степень выраженности профессиональных умений и навыков учителя-дефектолога. Отметили высокий уровень профессионализма, доброе отношение к ребёнку, всегда позитивный посыл на успех, доброжелательность, расположение к себе, умение найти подход к ребёнку, увлечь и понять, ответственность. Гейлаш А.Б. написала: « Мой ребёнок с большим удовольствием посещает занятия», Н.В.Эйсмонт отметила: «Умение принять ребёнка таким, каким он является», Кервяк Л.Н: «Всегда позитивный посыл на успех», Воронцова Н.Н.: «Высокое знание своего дела». Милюк М.А.: «Эмоциональная поддержка и большое внимание к моему ребёнку».

В течение года регулярно консультировалась у учителя-дефектолога ЦКРОиР Нерад Е.Е и очень хочется поблагодарить её за своевременную и квалифицированную помощь и пожелать ей крепкого здоровья.

На протяжении учебного года регулярно посещала методические объединения ЦКРОиР для учителей-дефектологов.

Повышение профессиональной деятельности.

« Педагоги не могут успешно кого-то учить,

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

если в это же время усердно не учатся сами».

Али Апшерони

В 2011/12году при обследовании детей было выявлено с заиканием 63 ребёнка, в 2012/13г. -72; в 20132/14г.-74 ребёнка (банк данных ЦКРОиР детей с ОПФР).

Я считаю, это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, родителей, плохая экология и т.д. Приходится искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции заикания. И я считаю, что именно, логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. На 2013-14 учебный год, я выбрала тему по самообразованию: «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы у детей с заиканием ». В начале учебного года я вела работу по подбору литературы, знакомилась с практическим материалом других педагогов. Затем я стала весь материал систематизировать, внедрять в коррекционно-образовательный процесс. Данная тема мне показалась очень интересной потому, что логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания детей. Работая учителем — дефектологом ЦКРОиР, регулярно провожу диагностическое обследование речи детей, анализируя данные мониторингов за последние годы, обратила внимание, что количество детей с заиканием неуклонно возрастает. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста отмечаются хорошая динамическая координация, переключаемость и одновременность движений, достаточное развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей.

В будущем учебном году намереваюсь продолжить изучать данную тему, выбрав более конкретное направление в изучении детей с заиканием: «Фонопедическая ритмика в коррекции заикания».

11 стр., 5443 слов

Слабовидящие дети как объект социальной работы

1. Слабовидящие дети как объект социальной работы 1.1 Эволюционный подход к анализу теоретической базы Известно, что зрительное восприятие мира является сложной системой взаимосвязанных между собой механизмов поиска, обнаружения, различения, опознания, анализа и синтеза признаков предметного мира. При нарушенном зрении значительная часть периферийной система зрения страдает, что обуславливает ...

В течение учебного года регулярно посещала интернет-сайты:Logoped.master, ogoped.plus,pedlib.ru,literature.by,oz.by, логопедия по пятницам, логобург и изучала опыт учителей-логопедов страны через интернет, сайты.

В марте 2014 г. была проведена аттестация и присвоена первая квалификационной категории по должности учителя-дефектолога.

Работа по улучшению оснащённости кабинета

 «Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». 

В.А. Сухомлинский

И это направление свой работы хочется процитировать словами В.А.Сухомлинского, «интерес к работе тогда, когда есть вдохновение улучшать и оснащать свой кабинет». С этой целью я пополняла материал по  развитию связной речи (схемы, таблицы, мнемотаблицы, картинки-символы, алгаритмы для составления рассказов, стихи и загадки в модельных таблицах); сделала картинки-схемы для восстановления слов в предложении; приобрела иллюстрированный и сюжетный материал для составления рассказов; приобрела книги для диагностики речевого развития: Е.Н.Косинова «Логопедические тесты»; Р.Л.Кирьянова «Диагностический материал для психо-логопедического обследования детей 5-7 лет. Конечно, не всё удалось сделать, приобрести из запланированного. Не удалось приобрести большое зеркало. Недостаточно пробрела картинок одно-, двух-, трёх, четырех, пятисложных слов с ударением на первом, втором, третьем, четвёртом, пятом слогах. Не удалось найти книгу по заиканию авторов Бохматава З.Н., И.А.Фридрих «Плавно, медленно, красиво». В следующем году я планирую еще над этим работать.

Несмотря на все сложности профессии, работу свою очень люблю. Что это значит? Это значит, что когда заканчивается рабочий день ты не перестаёшь быть учителем и думаешь о детях, об их проблемах, о программах, планах, и о занятиях. И это всё делает меня ещё сильнее! А самое главное — это осознание того, что ты делаешь важное и полезное дело.

И в заключение своего годового аналитического отчёта,хочется сказать словами древней китайской пословицы: «Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни», и я хочу сказать, что работа с заиканием – это словно « гора, которую нужно сдвинуть с места», и для того, чтобы выйти на 100% результат своей деятельности, мне нужно ещё очень много «перенести мелких камней». И для этого у меня есть силы, желанье, возможности и знания.

1

-.

Мониторинг результативности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми.

Оценка результатов динамики детей с заиканием за 2011-12 учебный год:

Общее количество учащихся-17,

Значительное улучшение речи-9,

Практически здоровая речь-6,

Речь без улучшения-2.

Оценка результатов динамики детей с заиканием по степени тяжести.

Общее количество учащихся на начало учебного года -17, из них:

Лёгкая степень заикания-4

Средняя степень заикания-9

Тяжёлая степень заикания-4

Общее количество учащихся на ПМПК-17, из них:

Речь без заикания -11

Речь с заиканием (лёгкая степень)-6

Отчёт работы Совета по питанию за сентябрь-ноябрь месяц 2012 года.

1. а)01.09.2012 было проведено заседание совета по питанию, где был выбран и утверждён председатель и состав совета по контролю за питанием:

-председатель совета по питанию-Н.И.Титенок;

-ст. мед. сестра- М.Н.Косило;

-воспитатель-М.В.Наумова;

-воспитатель-С.В.Толочко.

б) составлен и утверждён план работы на 2012-13 учебный год.

2. За этот период было проведено 5 проверок организации питания на пищеблоке, куда входило:

— контрольное взвешивание блюд на завтрак и обед;

— снятие остатков продуктов на складе;

— контроль за закладкой продуктов при приготовлении блюд;

-контроль за соблюдением сроков реализации продуктов, находящихся на складе;

-контроль за генеральной уборкой и санитарным состоянием пищеблока;

-контроль за соблюдением товарного соседства;

-контроль за условиями хранения продуктов

По результатам проверки было установлено:

— нормы выхода блюд соответствуют нормам выхода по меню;

-при контрольном взвешивании остатков продуктов на складе фактический вес соответствовал весу продуктам по документации;

-санитарное состояние пищеблока удовлетворительное;

-генеральная уборка проводится по графику;

-холодильное оборудование исправно (27.09.12 было выявлено неисправное холодильное оборудование на складе, даны рекомендации: срочно отремонтировать холодильное оборудование на складе);

-товарное соседство соблюдается, продуктов с истёкшим сроком нет.