Прекрасна речь, когда она, как ручеек
Бежит среди камней чиста, нетороплива
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: «О, как же ты красива!»
И. Е.Щукина
Целью годового плана коррекционно-педагогической работы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации на 2013\14 учебный год являетсяобеспечение максимально возможной социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития через совершенствование образовательного процесса коррекционно- педагогической помощи и улучшение качества работы с родителями. Исходя из годового плана ЦКРОиР, главной целью моей работы является оказание квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста с заиканием.Для достижения данной цели были определены основные задачи:
- С целью повышения качества коррекционно – педагогического процесса совершенствовать и реализовывать новые формы и методы преодоления заикания.
- Обеспечивать комплексное воздействие по предупреждению и устранению заикания (медикаментозное, физиотерапевтическое, психологическое, логопедическое).
- Повышать компетентность родителей, с целью активного участия в коррекционно-педагогическом процессе.
Коррекционная работа в течение всего учебного года строилась в соответствии с «Положением о центре коррекционо-развивающего обучения и реабилитации» от 16.08.2011 №233 , методической рекомендацией«Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25.05.2012г. и инструктивно-методическим письмом «Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования в 2013\14 учебном году от 2013 г. Вся коррекционная работа осуществлялась по пяти основным направлениям (диагностическая; коррекционно-развивающая; консультативно-методическая; самообразование и повышение квалификации; работа по улучшению оснащённости кабинета).
Диагностическая деятельность.
Труд кончается,
но хорошо исполненная работа не пропадет.
Исследование коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме
... исследования процесс коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме. Предмет исследования коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме. Целью исследования является характеристика коррекционно-педагогической помощи детям ... работы . Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Глава 1. Теоретические аспекты коррекционно-педагогической помощи ...
Катон Марк Порций Цензорий
Диагностическое направление – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации. Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребёнка, которая включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.В течение учебного года я решала следующие задачи: 1.Сбор анамнеза, определение уровня развития и причин возникновения заикания у детей. На начало учебного года на коррекционные занятия было зачислено 18 детей с заиканием разной формы и степени тяжести. В сентябре месяце было проведено первичное обследование детей, данные которых были занесены в индивидуальные карты развития для детей с заиканием. Проводилась диагностика по таким направлениям: обследование состояния общей, мимической и артикуляционной моторики, дыхательной и голосовой функции, обследование динамической стороны речи, состояния импрессивной и экспрессивной речи, состояния звукопроизношения, фонетической и фонематической стороны речи , обследование связной речи, а также обследовалась внешняя и внутренняя симптоматика заикания. И уже по результатам диагностики, в зависимости от степени и тяжести заикания, происходило зачисление детей на индивидуальные или подгрупповые занятия, а так же определение оптимальных условий индивидуального развития
2.Определения результативности и эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога. Всё оформлялось в виде карты динамического развития ребенка. 3. Обследование детей с заиканием по запросу родителей. Проводилось на протяжении всего учебного года.
28 апреля 2014 года дети прошли психолога – медика — педагогическую комиссию, в результате которой прослеживается положительная динамика. Итоги ПМПК:
Начало учебного года: Конец учебного года:
Лёгкая степень заикания -7 Легкая степень заикания -5
Средняя степень заикания-9 Средняя степень заикания -1
Тяжелая степень заикания-1 Тяжелая степень заикания -0
Речь без заикания -11
Итого:
Общее количество детей- 17 детей
Речь без заикания- 11 детей – 65%
Речь без улучшения-4 ребёнка — 24%
Речь с улучшением-2 ребёнка- 11%
Коррекционно-развивающая деятельность
«Свои способности человек может узнать,
только попытавшись применить их на деле».
Сенека
Коррекционно-развивающее направление – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме. Свою коррекционно-развивающую деятельность проводила с учетом результатов обследования детей. На начало учебного года были сформированы подгруппы по степени и тяжести заикания. Групповые и подгрупповые занятия по коррекции заикания проводились не менее 2-3 раз в неделю, согласно утвержденному расписанию по 20-30 мин. в игровой, занимательной форме, целью которых является формирование навыков свободного общения, активности в поведении и речи. Осуществлялись индивидуальные занятия с детьми со сложными речевыми дефектами 2-3 раза в неделю.Занятия по коррекции заикания проводились по традиционным методикам и с применением компьютерных инновационных оздоровительных технологий. В свое работе использовала следующие методики: методику Л.З. Андроновой-Арутюнян, методику А.И. Богомоловой, Парадоксальную дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой, системуН.А.Власовой, Г.А.Волковой, Е.Н.Соловьёва, Н.Ю.Морозовой, Ю.Б. Некрасовой, систему реабилитации взрослых заикающихся В.М.Шкловского. По желанию родителей и рекомендациям врача дети с заиканием посещали в ЦКРОиР занятия психолога, получали физиотерапевтические процедуры и массаж. Все занятия проходили в форме игры (разнообразные дидактические игры, игры с пением, подвижные игры, игры-драматизации, стихотворный текст, проза, настольный и пальчиковый театр).
33.Психолого-педагогическая характеристика инфантильных депривированных ...
... адаптация к указаниям, материалам, учебной программе). Особенности общения детей с нарушениями психофизического развития. Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый ... — это разные понятия. Причинами нарушения общения у детей могут быть недоразвитие речи, заикание, снижение слуха, психическая депривация, интеллектуальные нарушения, невротические расстройства, ...
Очень хочется отметить работу педагога – психолога ЦКРОиР Крук Ю.А и поблагодарить за тесное и взаимное сотрудничество. По моим рекомендациям родители обращались за помощью к психологу. Никогда Юлия Анатольевна не отказала родителям в консультации, и в течение всего учебного года дети с тяжёлой и устойчивой формой заикания проходили занятия с педагогом-психологом.Так же хочется отметить, что не все дети смогли пройти курс массажа. Рабочий день специалиста по массажу заканчивался в 15.30, а у меня занятия начинались во вторую смену. Очень хочется, что бы на следующий год все дети получили массаж.
В течение учебного года регулярно отслеживала результаты и достижения каждого ребенка. А так как «Заикание — тяжелая болезнь, поражающая не только коммуникативную, но и вызывает сильнейшие эмоциональные последствия». С.Б.Скобликов, то приходилось постоянно, долго и настойчиво искать новые методы и способы коррекции заикания.Заикание — тяжелое речевое нарушение, требующее комплексной работы разных специалистов: врачей, психологов, логопедов. Дети с заиканием испытывают большие трудности при общении со сверстниками; в процессе обучения, отстают в социальном развитии, и это всё значительно меняет условия формирования личности, что приводит к ее дисгармоничному развитию. И если не лечить заикание у детей, то это может негативно сказаться на уровне общего развития, формировании личности и умственных способностей. Для меня важен, интересен и неповторим каждый ребёнок, с которым я работаю. Каждый ребёнок является личностью со своим темпераментом, характером, привычками, способностями, и каждый требует к себе особого индивидуального подхода.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... к аккуратности. Во второй половине первого года жизни взрослый привлекает ребенка к участию в одевании и ... возрасте сфера проявления самостоятельности очень ограничена. Поэтому ребенок стремится сам выполнять бытовые процессы. Напомним, что навык ... возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые ...
Консультативно-методическая
«…Педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей. И мы стараемся дать каждому родителю минимум педагогических знаний».
В.А.Сухомлинский
Работа по устранению заикания — сложный, длительный процесс. Она не заканчивается в ЦКРОиР, а должна продолжаться дома, поэтому очень важно участие родителей в коррекционном процессе. Старалась включать родителей в решение коррекционно-воспитательных задач. Регулярно оказывала помощь родителям в вопросах обучения и воспитания ребёнка с заиканием. С этой целью в течение года регулярно проводила мини-беседы и индивидуальные консультации для родителей по вопросам коррекции и профилактики заикания, выявлялись причины и давались рекомендации по их преодолению. А так же некоторым родителям давались рекомендации пройти дополнительное обследование врачей (невропатолог, детский психиатр).
В марте 2014 г. среди родителей проводилось анкетирование. По результатам анкеты родители оценили высокую степень выраженности профессиональных умений и навыков учителя-дефектолога. Отметили высокий уровень профессионализма, доброе отношение к ребёнку, всегда позитивный посыл на успех, доброжелательность, расположение к себе, умение найти подход к ребёнку, увлечь и понять, ответственность. Гейлаш А.Б. написала: « Мой ребёнок с большим удовольствием посещает занятия», Н.В.Эйсмонт отметила: «Умение принять ребёнка таким, каким он является», Кервяк Л.Н: «Всегда позитивный посыл на успех», Воронцова Н.Н.: «Высокое знание своего дела». Милюк М.А.: «Эмоциональная поддержка и большое внимание к моему ребёнку».
В течение года регулярно консультировалась у учителя-дефектолога ЦКРОиР Нерад Е.Е и очень хочется поблагодарить её за своевременную и квалифицированную помощь и пожелать ей крепкого здоровья.
На протяжении учебного года регулярно посещала методические объединения ЦКРОиР для учителей-дефектологов.
Повышение профессиональной деятельности.
« Педагоги не могут успешно кого-то учить,
если в это же время усердно не учатся сами».
Али Апшерони
В 2011/12году при обследовании детей было выявлено с заиканием 63 ребёнка, в 2012/13г. -72; в 20132/14г.-74 ребёнка (банк данных ЦКРОиР детей с ОПФР).
Я считаю, это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, родителей, плохая экология и т.д. Приходится искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции заикания. И я считаю, что именно, логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. На 2013-14 учебный год, я выбрала тему по самообразованию: «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы у детей с заиканием ». В начале учебного года я вела работу по подбору литературы, знакомилась с практическим материалом других педагогов. Затем я стала весь материал систематизировать, внедрять в коррекционно-образовательный процесс. Данная тема мне показалась очень интересной потому, что логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания детей. Работая учителем — дефектологом ЦКРОиР, регулярно провожу диагностическое обследование речи детей, анализируя данные мониторингов за последние годы, обратила внимание, что количество детей с заиканием неуклонно возрастает. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста отмечаются хорошая динамическая координация, переключаемость и одновременность движений, достаточное развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей.
Социально-психологическая помощь детям, пережившим развод родителей
... кризисов: это подростковый кризис у детей и кризис сорока лет у их родителей. В этом возрасте родители переоценивают свои жизненные ценности, а дети пытаются доказать собственную самостоятельность, ... небыстрый. Рассмотрим три условные фазы адаптации ребенка после развода родителей. Первая фаза - самая острая - может длиться до двух лет. Ребенку сложно пережить эмоциональную и физическую разлуку ...
В будущем учебном году намереваюсь продолжить изучать данную тему, выбрав более конкретное направление в изучении детей с заиканием: «Фонопедическая ритмика в коррекции заикания».
В течение учебного года регулярно посещала интернет-сайты:Logoped.master, ogoped.plus,pedlib.ru,literature.by,oz.by, логопедия по пятницам, логобург и изучала опыт учителей-логопедов страны через интернет, сайты.
В марте 2014 г. была проведена аттестация и присвоена первая квалификационной категории по должности учителя-дефектолога.
Работа по улучшению оснащённости кабинета
«Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
В.А. Сухомлинский
И это направление свой работы хочется процитировать словами В.А.Сухомлинского, «интерес к работе тогда, когда есть вдохновение улучшать и оснащать свой кабинет». С этой целью я пополняла материал по развитию связной речи (схемы, таблицы, мнемотаблицы, картинки-символы, алгаритмы для составления рассказов, стихи и загадки в модельных таблицах); сделала картинки-схемы для восстановления слов в предложении; приобрела иллюстрированный и сюжетный материал для составления рассказов; приобрела книги для диагностики речевого развития: Е.Н.Косинова «Логопедические тесты»; Р.Л.Кирьянова «Диагностический материал для психо-логопедического обследования детей 5-7 лет. Конечно, не всё удалось сделать, приобрести из запланированного. Не удалось приобрести большое зеркало. Недостаточно пробрела картинок одно-, двух-, трёх, четырех, пятисложных слов с ударением на первом, втором, третьем, четвёртом, пятом слогах. Не удалось найти книгу по заиканию авторов Бохматава З.Н., И.А.Фридрих «Плавно, медленно, красиво». В следующем году я планирую еще над этим работать.
Несмотря на все сложности профессии, работу свою очень люблю. Что это значит? Это значит, что когда заканчивается рабочий день ты не перестаёшь быть учителем и думаешь о детях, об их проблемах, о программах, планах, и о занятиях. И это всё делает меня ещё сильнее! А самое главное — это осознание того, что ты делаешь важное и полезное дело.
Психолого-педагогические основы коррекции заикания детей дошкольного возраста
... одного неизбежно усугубляет другое. Руководствуясь учением Павлова о высшей нервной деятельности человека, заикание называют заболеванием центральной нервной системы в целом. В настоящее время считается ... личности и поведения, социальная реабилитация и адаптация заикающегося. Комплексный подход по коррекции заикания у дошкольников актуальная проблема нашего общества в целом, которая особо остро ...
И в заключение своего годового аналитического отчёта,хочется сказать словами древней китайской пословицы: «Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни», и я хочу сказать, что работа с заиканием – это словно « гора, которую нужно сдвинуть с места», и для того, чтобы выйти на 100% результат своей деятельности, мне нужно ещё очень много «перенести мелких камней». И для этого у меня есть силы, желанье, возможности и знания.
1
-.
Мониторинг результативности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми.
Оценка результатов динамики детей с заиканием за 2011-12 учебный год:
Общее количество учащихся-17,
Значительное улучшение речи-9,
Практически здоровая речь-6,
Речь без улучшения-2.
Оценка результатов динамики детей с заиканием по степени тяжести.
Общее количество учащихся на начало учебного года -17, из них:
Лёгкая степень заикания-4
Средняя степень заикания-9
Тяжёлая степень заикания-4
Общее количество учащихся на ПМПК-17, из них:
Речь без заикания -11
Речь с заиканием (лёгкая степень)-6
Отчёт работы Совета по питанию за сентябрь-ноябрь месяц 2012 года.
1. а)01.09.2012 было проведено заседание совета по питанию, где был выбран и утверждён председатель и состав совета по контролю за питанием:
-председатель совета по питанию-Н.И.Титенок;
-ст. мед. сестра- М.Н.Косило;
-воспитатель-М.В.Наумова;
-воспитатель-С.В.Толочко.
б) составлен и утверждён план работы на 2012-13 учебный год.
Методы коррекции заикания у дошкольников
... № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения» Определения Заикание -- это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; ... периоды развития (в 6--7 лет и пубертатный период) [2]. Заикание - нарушение речи, в основе которого лежит спазм или судорожное состояние речевой мускулатуры, возникающее под ...
2. За этот период было проведено 5 проверок организации питания на пищеблоке, куда входило:
— контрольное взвешивание блюд на завтрак и обед;
— снятие остатков продуктов на складе;
— контроль за закладкой продуктов при приготовлении блюд;
-контроль за соблюдением сроков реализации продуктов, находящихся на складе;
-контроль за генеральной уборкой и санитарным состоянием пищеблока;
-контроль за соблюдением товарного соседства;
-контроль за условиями хранения продуктов
По результатам проверки было установлено:
— нормы выхода блюд соответствуют нормам выхода по меню;
-при контрольном взвешивании остатков продуктов на складе фактический вес соответствовал весу продуктам по документации;
-санитарное состояние пищеблока удовлетворительное;
-генеральная уборка проводится по графику;
-холодильное оборудование исправно (27.09.12 было выявлено неисправное холодильное оборудование на складе, даны рекомендации: срочно отремонтировать холодильное оборудование на складе);
-товарное соседство соблюдается, продуктов с истёкшим сроком нет.