Агрессия как психологический феномен 2

1.1 Понятие агрессивности в современной психологии

1.2 Основные теоретические концепции, объясняющие

природу агрессивного поведения

1.3 Фрустрационные теории. Гомеостатическая модель

1.4.Теории социального научения. Бихевиоральная мо­дель

1.5.Причины агрессии, её виды и механизмы действия

1.6.Признаки агрессивного поведения

1.7.Специфика агрессивного поведения

ВВЕДЕНИЕ

Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только для психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, посколь­ку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вы­звано целым рядом неблагоприятных факторов:

-ухудшением социальных условий жизни детей;

-кризисом семейного воспитания;

-невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;

-увеличением доли патологических родов, оставляющих по­следствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

Проявлениям агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемого разными институтами социализации, в том числе не только семьей, школой, но и средствами массовой информации.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворения своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток к подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с типом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Подростки больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, — старые разрушены, новые – не созданы. Подростки считают, что большинство взрослых обычно говорят неправду, что «сейчас каждый живет для себя, старается как-то извернуться, обмануть другого. В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Происходит «деформация» семьи, которая не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тем стереотипам, которые предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие боевиков, детективов и т. п. Провоцирующие агрессивные формы поведения подростков, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... 1989). Представитель теории инстинктов К. Лоренц (1994), как и Фрейд, считает, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, ... и др.); • когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец и др.). Так, З. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития (Фрейд, ...

Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст — короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.

В последние годы научный интерес к проблемам агрес­сивности у подростков существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механиз­мах и проявлениях. В то же время, исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного.

1.1 Понятие агрессивности в современной психологии.

В пос­леднее время проблема агрессии стала очень популярной в мировой психологии. Постоянно растущие во всем мире наси­лие и деструктивность привлекли внимание специалистов и широкой общественности к теоретическому исследованию сущ­ности и причин агрессивного поведения людей. Проблема аг­рессивного поведения рассматривается в разных аспектах: в психологии личности, социальной психологии, детской пси­хологии и т. д. Однако как справедливо замечает Н.Д. Леви­тов,1в данной проблеме мы стоим еще на неизведанной почве.

Прежде всего, причиной такого положения является то, что многозначность слова «агрессия» вызывает большое рассогла­сование в психологической науке. Как указывает Т.Г. Румян­цева, «для дальнейшего научного осмысления природы челове­ческой агрессивности необходимо, прежде всего, уточнить смысл и значение самого этого понятия, что предполагает тщатель­ную отработку категориального аппарата исследований, выяв­ление многочисленных терминологических различий, оттен­ков, нюансов в употреблении понятий».2

Многообразию проявления агрессивного поведения людей посвящено много работ. Наиболее полное описание можно найти в работах К. Бютнер, Д. Ричардсона, Р. Берона, Н.Д. Левитова, К. Лоренца, Т.Г. Румянцевой, А.А. Реана, Э. Фромма, В.Холличера и др.

Термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных действий. Поэтому агрессия (и аг­рессоры) оцениваются резко отрицательно. В некоторых слу­чаях, как исключение, о таких действиях судят как положи­тельных (спорт, защита близких и т. п.).

12 стр., 5898 слов

Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии

... предопределять общую тенденцию поведения. Агрессивность - склонность к причинению другим лицам физического и морального ущерба ,свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, податливость к агрессивным действиям формируется ...

В повседневном быту встречаются крайние формы грубого насильственного поведе­ния (задиристость, драчливость, озлобленность).

К агрессив­ности близко подходит состояние враждебности.

Современные исследователи агрессии приходят к выводу о том, что об агрессии нельзя судить лишь по внешнему поведе­нию. Диагностика агрессии должна включать в себя оценоч­ный компонент (мотивы, переживания).

Агрессию следует изучать не только как поведенческий акт, но и состояние, выделяя в нем эмоциональный, волевой, познавательный ком­поненты.

Нельзя рассматривать все агрессивные акты как нечто од­нообразное. Агрессия как акт нападения обычно направлена на определенный объект, но нередко наблюдается явление пе­ремещения объекта, т. е. переноса нападения на другой объект. Направления перемещения — генерализация, через ассоциа­ции по смежности, поиск «козла отпущения».

Оправдывая агрессию, люди склонны считать ее своеобраз­ным «катарсисом», чем-то освобождающим от длительного и тягостного агрессивного состояния. Агрессия возникает в со­стоянии фрустрации, но не всякая фрустрация обязательно заканчивается агрессивным актом.

Исследователи сходятся на том, что необходимо учитывать все многообразие подходов к интерпретации термина «агрессия».

Наиболее распространенными являются определения:

— насильственные, захватнические действия;

— реакция на стресс, вызванная угрозой;

— акт, который принимает разные формы, но его цель со­стоит в нанесении ущерба индивиду или тому, что отож­дествляется с ним;

— любой вид поведения, приносящий вред другому, любое действие, имеющее цель нанесения вреда другому;

— индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на уничтожение другого человека или груп­пы людей;

—- реакция на возбуждение, вызванное фрустрацией; инст­рументальный акт, направленный на достижение различ­ных целей. В последнее время в отечественной психологии появилась тенденция к раздельному рассмотрению понятий «агрессия» и «агрессивность».

А.А. Реан указывает, что «различие понятий «агрессия» и «агрессивность» ведет к важным следствиям: не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессив­ность личности; с другой стороны, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявле­ние агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения, как агрессивных действий, всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов3».

Агрессия — любое действие, имеющее целью нанесение физического или психологического ущерба другому.

Агрессивное поведение — такое поведение, при котором имеют место «губительные» для жертвы последствия.

Агрессивность — свойство личности, выражающееся в го­товности к агрессивному поведению.

1.2. Основные теоретические концепции, объясняющие природу агрессивного поведения.

14 стр., 6850 слов

Выявление психологических механизмов агрессии в поведении подростков ...

... ёнку, подростку и его семье. Цель исследования: выявление психологических механизмов агрессии в поведении подростков и условий ее преодоления. Задачи исследования: 1) Определить содержание ... специальной, возрастной и педагогической психологии; - теоретико-прикладное моделирование программы изучения агрессии в поведении подростков школьного возраста и особенностей их субъектной активности в учении; - ...

В теории, объясняющей природу агрессивного поведения, существуют три концепции. Все они отражают воззрения и экспериментальный опыт конк­ретных исследователей и психологических школ.

Теории влечений (инстинктов).

Одним из основополож­ников этой теории является 3. Фрейд4. Он выдвинул дихотоми­ческую пару: влечение к жизни (эрос) и влечение к смерти (танатос).

Из гипотезы о влечении к смерти следует вывод, что агрессивность не реакция на раздражение, а постоянно при­сутствующий в организме подвижный импульс.

Новое звучание эта теория получила благодаря работам К. Лоренца, который утверждал, что агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции, выживания и адаптации человека. Лоренц считал, что «премия за сохранение» может служить оправданием агрессивного поведения5.

Э. Фромм ука­зывает, что «для Лоренца агрессия представляет собой соб­ственно внутреннее напряжение, которое требует разрядки и находит выражение, невзирая на то, есть ли для этого подходя­щий внешний раздражитель или нет (гидравлическая модель)». Р. Андри, соглашаясь с идеей Лоренца, делает заключение о том, что в борьбе инстинкта со способностью, приобретенной в процессе научения, всегда побеждает первый.

Однако большое количество психологов не разделяет та­кого фатального взгляда на человеческое поведение. Не отри­цая того, что человеческая агрессия имеет свои эволюционные и физиологические корни, они осуждают ограниченность пред­ставлений о природе человека как о чем-то неизменном. Впос­ледствии многие психоаналитики отошли от «жестких схем» фрейдовской концепции и стали рассматривать не только био­логическую, но и социальную сторону агрессии. По А. Адлеру, агрессия — это уже не инстинкт, а отчасти сознательная, от­части иррациональная реактивная тенденция к преодолению препятствий, которой отводится второстепенная роль. К. Хорни отвергала и инстинкт смерти, и инстинкт агрессивности. Аг­рессивность, стремление причинить боль трактуются как не­вротическая защитная реакция индивида, который чувствует угрозу своим ценностям, своему достоинству, видит себя от­вергнутым, обманутым, униженным 6.

В. Райх, Г. Маркузе, А. Мичерлих ставят под сомнение пер­вичный характер агрессивного элемента влечения, считая его продуктом подавления естественных человеческих импульсов. Э, Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрес­сии7. «Оборонительная», которая служит делу выживания че­ловека; она имеет биологические корни и затухает, как только исчезает опасность или угроза жизни. И «злокачественная» агрессия — деструктивность и жестокость, которые свойствен­ны только человеку и определяются различными психологи­ческими и социальными факторами.

1.3. Фрустрационные теории. Гомеостатическая модель

Эти теории возникли как противопоставление концепциям вле­чений: в них агрессивное поведение рассматривается как си­туативный, а не эволюционный процесс.

В 1939 г. группой психологов Йельского университета во главе с Д. Доллардом была разработана фрустрационно-агрессивная теория. Данная теория исходит из того, что, во-пер­вых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

3 стр., 1462 слов

Основные теории причин преступного поведения

... являются ведущими в формировании преступного поведения. Например, теория Ю.М. Антоняна, которая в качестве психологических предпосылок преступного поведения называет феномены социально-психологического ... отчуждения и тревожности. Теория связана с анализом процесса социализации. ...

Система «фрустрация-агрессия» базируется на четырех по­нятиях:

Агрессия— намерение навредить другому своими дей­ствиями.

Фрустрация — возникает, когда появляется помеха осу­ществлению реакции. Причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значи­тельности препятствия и количества целенаправленных дей­ствий (попыток), после которых наступает фрустрация.

Торможение — тенденция ограничить или свернуть дей­ствия из-за ожидаемых отрицательных последствий.

Замещение — стремление участвовать в агрессивных дей­ствиях, направленных против другого объекта, а не источника фрустрации.

Следует отметить одну из идей фрустрационной теории аг­рессии — эффект катарсиса, понимаемый как процесс осво­бождения возбуждения или накопившейся энергии, приводя­щей к снижению уровня напряжения. Суть идеи в том, что физическое и эмоциональное выражение агрессивных тенден­ций приводит либо к временному, либо к длительному облегче­нию, что ослабляет готовность к агрессии.

Основные критические замечания в данной концепции вызы­вает жесткая привязка фрустрации и агрессии. Спустя некоторое время один из авторов этой теории, Н.Э. Миллер, допустил, что агрессивность — одно из последствий фрустрации. Л. Берковиц ввел в схему «фрустрация-агрессия» три поправки:

а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных дей­ствиях, но она стимулирует готовность к ним;

б) даже при готовности проявляться агрессия не возникает без надлежащих условий;

в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессив­ных действий воспитывает у индивида привычку к ним. В отличие от сторонников жесткой схемы, сторонники вто­рого течения создали собственную концепцию, положив в ос­нову анализ фрустрационных ситуаций, классификацию и ти­пологию реакций на фрустрации (С. Розенцвейг).

В настоящее время некоторые психологи (Р. Лоусон и др.) высказывают сомнение в необходимости концепции фрустра­ции, поскольку охватываемые ею явления разнообразны и их можно объяснить, не прибегая к данной концепции8.

1.4 Теории социального научения. Бихевиоральная мо­дель.

Диаметрально противоположную позицию занимают представители «теории среды». Они считают, что поведение человека формируется только под воздействием социального окружения, социальных и культурных факторов, что относит­ся и к агрессивности.

Агрессия — усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и соци­альное подкрепление. Теория социального научения— это изучение человеческого поведения, ориентированного на об­разец. Э. Фромм отмечает, что «формула бихевиоральной мо­дели гласит: человек чувствует, думает и поступает так, как он считает правильным для достижения ближайшей цели. Агрес­сивность, как и другие формы поведения, является благопри­обретенной и определяется желанием добиться максимально­го преимущества»9.

А. Басс и Л. Берковиц утверждают, что объектом научного наблюдения является не действие, а действующий человек.

10 стр., 4527 слов

1. Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в психологии

... самоубийства; альтруистическая Агрессия, имеющая цель защиты др. от чьих-то агрессивных действий. Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие ...

Теория социального научения утверждает, что чем чаще человек использует агрессивные действия, тем совершенней они становятся. Вместе с тем указывается, что большое значе­ние имеет успешность действий. Достижение успеха при про­явлении агрессии может повысить ее мотивацию, а повторяю­щийся неуспех — силу торможения10.

Важным элементом является социальное подкрепление (словесное или не словесное обращение, контролируемое дру­гими людьми).

Выделяют две формы подкрепления:

— положительное — любой стимул, следуя за реакцией, усиливает ее или поддерживает на прежнем уровне;

— отрицательное — стимул, устранение которого усили­вает реакцию.

Выделяют также способы подкрепления: поощрение и на­казание. Таким образом, в практике воспитания чаще всего используются четыре разновидности подкрепления:

1. положительное поощрение — если за реакцией следует по­ложительное подкрепляющее средство;

2. отрицательное наказание — если положительное подкреп­ление устраняется после той или иной реакции;

3. положительное наказание — если за реакцией следует от­рицательное подкрепление;

4. отрицательное поощрение — если отрицательно подкреп­ляющее средство устраняется после реакции.

Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов, в конце концов, сформирует привычку аг­рессивно реагировать на различные раздражители. Однако бихевиоральной концепции ставится в упрек то, что бихевио­ризм не располагает методом анализа невербализованных дан­ных, он вынужден ограничивать свои исследования теми дан­ными, которые ему доступны и которые обычно слишком гру­бы и поверхностны, а потому недостаточны для проведения тонкого теоретического анализа.

1.5.Причины агрессии, ее виды и механизм действия

Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный «инстинкт агрессивности». Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.

Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны.

Согласно теории фрустрации, агрессия — это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

Другой взгляд на происхождение агрессивного поведения представлена в теории социального научения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия11: первое — чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе — чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное ... деятельностные, коммуникативные, идейные, коллективистские потребности, мораль, нравственность, социально-детерминированную агрессию и др. Мотивация согласно принятым в психологии толкованиям ...

Самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения.

Агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов.

1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.

2.Наличие фрустрации.

3.Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.

4.Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.

Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия — неоднородна по своей природе.

Выделяют различные типы и виды агрессии.

Во — первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.

Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).

Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие12.

Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия — действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Склонность к раздражению — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя ... троганье частей одежды...) - настороженность, нервозность, смущение; - пощипывание ладони - готовность к агрессии; - покусывание ногтей - внутреннее беспокойство; - всевозможные движения руки поперек тела ( ...

Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности — намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки13.

Рассмотрим их более подробно, т.к. именно эти факторы и определяют агрессивное поведение у человека.

Намерение: когда человек видит, что другой собирается напасть на него или помешать ему, то решающим оказывается, прежде всего , то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т. е. на приписывании субъектом другому, враждебных или безобидных намерений. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.

Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение .Пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно. Тогда может последовать непрямая агрессия — типа нанесения ущерба собственности агрессора или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качестве ожидания последствий результата действия — одним из решающих детерминантов.

Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители.

Особенности контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться . Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию.

Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом.

Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации. Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Подобное созерцание сокращает агрессивную мотивацию вплоть до нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение в аналогичных ситуациях. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворит субъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию.

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

... 1. Стратегия противостоящего совладания состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в ... приходит ночевать, лечиться не хочет     Поведение Вашего ребенка стало странным: часто меняется настроение, ... родного человека; тюрьма; революция; эпидемия неизвестного заболевания; агрессия со стороны близких; насилие; кораблекрушение; отсутствие условий ...

Самооценка

Процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия14.

В самых общих чертах алгоритм развития агрессивного цикла выглядит так : в начале происходят невидимые наблюдателю и чувственно не оформленные для самого больного процессы отклонения от нормального хода биологической жизни. На этом этапе происходит включение механизмов компенсации, направленных на преодоление возникших патологических изменений.

1.6. Признаки агрессивного поведения

Агрессия рассматривается как одна из стратегий поисковой активности, направленной на изменение ситуации при сохранении постоянного к ней отношения и имеющую своей целью расширение возможностей удовлетворения потребностей субъекта путем устранения депривирующих факторов.

От других стратегий поведения в неудовлетворяющих (депривирующих или фрустрирующих) субъекта ситуациях агрессия отличается следующими признаками:

  1. Агрессия всегда адресована другому субъекту. Вне системы взаимоотношений между индивидами агрессия не существует даже у животных. Когда речь идет о человеческой агрессии, то она также всегда адресована другому человеку или обществу в целом, даже в тех случаях, когда непосредственным ее объектом являются предметы.
  2. Агрессивное поведение всегда проявляется в ситуации, которая не может удовлетворить субъекта, препятствует реализации его потребностей. В неудовлетворяющей ситуации человек может выбрать несколько способов поведения: он может измениться сам (например, отказавшись от удовлетворения своих потребностей), изменить свое отношение к ситуации, переосмыслив и переоценив соотношение ее факторов и, наконец, изменить саму ситуацию. При реализации агрессивного поведения субъект пытается воздействовать на ситуацию, не изменяя ни самого себя, ни своей мотивации, не изменяя своей оценки ситуации или отношения к ней. Причем изменение ситуации реализуется путем ее деструкции, то есть лишения объекта присущих ему свойств. Все другие стратегии поведения: активное избегание воздействий, самостимуляция, надситуативная активность, творчество с необходимостью включают изменение либо самого субъекта, либо его отношения к ситуации.
  3. При агрессии субъект настаивает на изменение ситуации и реализации своих мотивов. Агрессия проявляется как экспансия. Расширение возможностей субъекта, удовлетворение его потребностей путем устранения фрустрирующих и депривирующих факторов. Исходя из этих признаков можно определять поведение как агрессивное или неагрессивное. Например, подвижные, активные дети часто воспринимаются взрослыми как агрессивные. Но чаще всего в их поведении отсутствует признак социальной обращенности: оно не адресовано другим людям, не направлено на них, эти дети просто не могут не проявлять свою активность15.

1.7. Специфика агрессивного поведения

В реальной жизни бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрес­сивной тенденцией, или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Анализ дополнительных личностных и ситуатив­ных факторов, например значимость (в том числе опас­ность) конкретной ситуации для человека, его способность осознавать свое поведение и контролировать свои чувства; а также целенаправленность поведения; степень причиняе­мого им вреда, дают возможность определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности.

Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:

1. По степени личностной вовлеченности:

— ситуативные агрессивные реакции (в форме крат­косрочной реакции на конкретную ситуацию);

—агрессивное состояние (в структуре посттравмати­ческого расстройства, на фоне стресса, возрастно­го кризиза, дезадаптации);

— устойчивое агрессивное поведение личности.

2. По степени активности:

— пассивное агрессивное поведение (в форме бездей­ствия или отказа от чего-либо);

— активное агрессивное поведение (в форме разру­шительных или насильственных действий).

3. По эффективности:

— конструктивное агрессивное поведение (способст­вующее адаптации, успеху и совладанию со стрес­совыми ситуациями);

— деструктивное агрессивное поведение (наносящее ощутимый ущерб самой личности или окружаю­щим ее людям).

4. По выраженности психопатологической составляющей:

— нормальное агрессивное поведение;

— агрессивное поведение в рамках патологических реакций;

— агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (например, зависимое поведение);

— агрессивное поведение в рамках личностных рас­стройств (например, нарциссического или погра­ничного расстройств личности);

— агрессивное поведение в рамках психических забо­леваний и психопатологических синдромов: экс­плозивный, психоорганический, пара­ноидальный, психический автоматизм, сумеречное расстройство сознания и др.

В содержательном плане ведущими признаками агрес­сивного поведения можно считать такие его проявления, как выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях, тенденцию к разрушению, направленность на причинение вреда окружающим людям, склонность к насилию (причинению боли).

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего, те формы агрессивного поведения, ко­торые «нацелены на оскорбление или причинение вреда дру­гому живому существу, не желающему подобного обраще­ния». Такое агрессивно-асоциальное поведение непременно включает в себя насилие: вербальные или физические дейст­вия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие), и в свою очередь вызывает нега­тивные переживания жертвы (страх, унижение).

Это поведе­ние направляется агрессивными мотивами — разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правиль­ность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

В структуре агрессивного поведения выделяют несколь­ко взаимосвязанных уровней:

—поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);

— аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства, например, гнев, злость, ярость);

— когнитивный (неадекватные представления, преду­беждения, расовые и национальные установки, нега­тивные ожидания);

—мотивационный (сознательные цели или бессозна­тельные агрессивные стремления).

Агрессивное поведение можно отличить как по внешним признакам, так и по внутренним репрезентантам. Внутрен­ними репрезентациями агрессивного поведения могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вы­нашивать идею насилия над кем-то, он может расправлять­ся с обидчиком лишь в своих фантазиях или испытывать сильный аффект.

Как правило, агрессивное поведение сопровождается раз­личными аффектами (в порядке усиления интенсивности и глубины): раздражение, зависть, отвращение, злость, нетер­пимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интен­сивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологи­ческой функцией. Одним из наиболее интенсивных и слож­ных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, явля­ется уничтожение объекта агрессии. (Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности.) При определенных услови­ях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливать­ся. Если они становятся стабильной характерологической установкой, то можно говорить о достижении уровня психо­патологии характера.

В более «легких» случаях психопатологии ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрес­сивного утверждения собственных идеалов. Также нена­висть может проявляться в страстной жажде обладать вла­стью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности — желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма — в стремлении к уничтожению (убийству) или в радикальном обесценивании всех и вся. Ненависть может выражаться и в самоубийстве, например, когда «Я» идентифицируется с ненавидимым объектом и самоунич­тожение становится единственным способом его устра­нения.

Отношения с ненавистным объектом представляют осо­бую ценность для личности агрессора. В глубине души он одновременно стремится и к разрушению объекта своей не­нависти, и к сохранению отношений с ним. Ненависть, по­хоже, играет роль мстительного триумфа как над другим че­ловеком, так и над той частью собственного «Я», которая внушает ужас в настоящее время и требует мести за про­шлые страдания.

1Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии.1992, №6

2Румянцева Т.Г.Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии.1991.с.81.

3Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб ., 1996.с.5

4Фрейд З. Я и Оно .Тбилиси, 1991; Фрейд З. Психоанализ , религия и культура. М. , 1992.

5Лоренц К. Агрессия. Так называемое «зло».М., 1994

6Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ., М., 1993.

7Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности . М., 1994

8Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.- М..: Академический Проспект; Трикста, 2005

9Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности .М., 1992

10Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.- М..: Академический Проспект; Трикста, 2005

11Берковиц Л. Агрессия. Причины. Последствия, контроль .М., 2001.

12Кернберг о.Ф. Агрессия при расстройствах личности .-М., 2003

13Фурманов И. А. детская агрессивность.М. 1996.

14Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности //Ананьевские чтения-97- 1997

15Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии – 2000.№6

24