ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………………………7

1.1. ФЕНОМЕН АГРЕССИВНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………………………………………7

1.2. ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ И ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ……………………..21

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ С АГРЕССИВНЫМИ ПОДРОСТКАМИ.……………………………………………………32

2.1. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………………32

2.2. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ…………………………………………………………………43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………65ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………..67

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..71

ВВЕДЕНИЕ

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние — в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г Румянцева), в том числе и рассматривавших особенности делинквентного поведения (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, Н.А. Невский и др.).

В психолого-педагогических аспектах работы с агрессивными подростками вычленяются три основных направления: диагностические методы определения типа нарушения поведения подростка; организационные мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками; содержание воспитательной работы с такими детьми, включая воздействие на окружающую их среду, в том числе семью и пр.

14 стр., 6545 слов

Социально-психологическая работа с агрессивными подростками

... поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Цель работы: изучить особенности социально-психологической работы с агрессивными подростками. Гипотеза исследования: Для преодоления агрессивности подростков ... проявления агрессии ученые выделяют особенности семейного воспитания, примеры агрессивного поведения, которые ребенок может наблюдать с телеэкрана или со стороны ...

Объект исследования – учащиеся подросткового возраста.

Предмет исследования – агрессивные проявления детей подросткового возраста

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении основных направлений работы с агрессивными проявлениями учащихся подросткового возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть проблему агрессивности в зарубежной и отечественной психологии.

2. Изучить проявления агрессивности в личностных характеристиках подростков.

3. Определить основные направления деятельности психологической службы с агрессивными подростками.

4. Составить программу профилактики и коррекции агрессивных проявлений детей подросткового возраста.

Гипотеза исследования построена на предположении о том, что:

— причины проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста множественны и имеют разный уровень значимости, но наиболее — существенными являются специфические проявления индивидуальности психологического и биологического характера, а также процессы жизнедеятельности в семье и в других социальных образованиях;

— оптимизация профилактики и коррекции агрессивных проявлений может быть достигнута своевременной диагностикой на начальных этапах развития агрессивности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения общей психологии и психологии личности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И.Слободчиков, Б.Д. Эльконин), результаты современных отечественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, В.С.Мухина, Э. Эриксон и др.), принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова).

В работе принимается понимание агрессии как индивидуального или коллективного поведения, действия, направленного на нанесение физического, психологического вреда, ущерба объектам нападения (43, с.386).

Агрессивность мы понимаем как относительно устойчивую черту личности, проявляющуюся в готовности к агрессивному нападению (43, с387.).

Методы исследования:

 теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

 эмпирическое исследование возможностей диагностики и коррекции поведения подростков с использованием наблюдения, беседы, анкетирования, опросов, тестирования.

13 стр., 6357 слов

Глава 1. Агрессия в подростковом возрасте

... ранними детскими переживаниями, могут предопределить последующую агрессивность подростка. Глава 1. Агрессия в подростковом возрасте 1.1 Понятие агрессии и подходы к её изучению ... коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. ...

 содержательная интерпретация и количественный анализ результатов.

Организация и этапы исследования.

На первом этапе — научно-методического поиска — изучались научные подходы к проблеме агрессивности в отечественной и зарубежной психологии.

На втором этапе – организационном — осуществлялось планирование научного исследования, были сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования, разработан и апробирован методический инструментарий по сбору эмпирического материала.

На третьем этапе — констатирующем эксперименте — выполнялись диагностические методики по изучению особенностей агрессивных проявлений подростков.

На четвертом этапе — заключительном — были обобщены полученные результаты и составлена программа по профилактике и коррекции агрессивных проявлений подростков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школы. Составленная программа по профилактике и коррекции агрессивности подростков могут быть использованы в деятельности практических психологов психологической службы.

Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, разнообразием исходного фактологического материала, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, их валидностью и надежностью.

Структура и объем работы. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 66 наименований. Объем основного текста включает 70 страниц и 5 приложений……..

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для ВУЗов – М.,2000.

2. Агрессия под контролем: (Как управлять поведением ребенка: Советы психолога) / Е. М. Ольшанская //Семья и школа, 1999 -№7/8

3. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой – СПб, 2004.

4. Аненкова Э.Р. Формирование позитивных отношений подростков с агрессивным поведением со сверстниками в учебной группе: Автореферат – Ставрополь, 2003.

5.Арцимович И.В. Диагностика и коррекция личностных качеств «трудных» подростков: учебно-методическое пособие. – Армавир, АГПИ, 2000.

6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / пер. с анг. – М, 1999.

7. Басс А. Психология агрессивности. – М., 2002.

8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб, 2001.

9. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. — М., 1990.

10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.

11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

12. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1988.

13. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии, — М., 1992.

14. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.- М., 1991.

15. Введение в психологию /под ред. А.В. Петровского. — М., 1995.

16. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? — М., 1992.

3 стр., 1354 слов

Для исследования агрессивности подростков использовались методы

... отечественной психологии общепризнанным является влияние семьи на психологические особенности ребенка и становление его личности (Н.Н. Авдеева, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, М.И. Лисина, и др.). Агрессия современных подростков принимает ...

17. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4. Детская психология. — М., 1984.

18. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1996.

19. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М, 1995.

20. Данилова Е.Е. Развивающие программы в работе школьного психолога //Научно-практические проблемы школьной психологической службы. — М., 1987.

21. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1987.

22. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки? //Социс, 20001, №2

23. Захаров А.В. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — М., 1982.

24. Колосова С. А. Агрессия и агрессивность. // Школьный психолог, 2000, №25

25. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. — М., 1989.

26. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка.- СПб, — 1996.

27. Лебедева Н. Е. Арт-терапия детской агрессивности. // Начальная школа, 2001. №2.

28. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.,2003.

29. Лоренц К. Агрессия. — М., 1994.

30. Лютова Е.К.,Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001.

31. Макаренко А. С Собрание сочинений. – М, 1987 , т 5

32. Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укращение гнева. – М., 1997.

33. Методы психологической диагностики в работе детского психолога. — М., 1992.

34. Мухина B.C. Детская психология. — М., 1985. — 272 с.

35. Нравственность. Агрессия. Справедливость. /под ред. A.M. Матюшкина. — М., 1992.

36. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.

37. Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики. — Киев, 1991.

38. Паренс Г. Агрессия наших детей. — М., 1997.

39. Практикум по играм с детьми и подростками /под ред. М.Р. Битяновой, — СПб, 2002.

40. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1994.

41. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия /сост К.В. Сельченок. – Минск, 2003.

42. Психолого-образовательные практики / под ред. С.В. Недбаевой. — Армавир, 1998. — 377с.

43. Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского — М., 1990.

44. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1991.

45. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 5.

46. Ремезедова И.Г. Проблема агрессии в человеческой природе. //ВВШ , 1999, №3.

47. Романов Н.Г. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М., 2001.

48. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль //Вопросы психологии. — 1992. — № 5-6.

49. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии //Вопросы психологии. — 1991. — № 1.

50. Саблина Н.А. Поведенческие проявления агрессивности в подростковом возрасте и возможности их преодаления: Автореферат – Ставрополь, 2001. –26с.

51. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. — М., 1995.

52. Семенюк Л.М. Методы изучения агрессивности подростков. — М., 1991.

24 стр., 11840 слов

Гендерные особенности проявлений агрессивности личности у подростков

... агрессивности у детей подросткового возраста Объект исследования: группа подростков: 15 мальчиков, 15 девочек. Предмет исследования: гендерные различия проявления агрессивности. Гипотеза: существуют различия в проявлении агрессии ... модель» агрессии, созданная на основе исследования агрессии животных. С позиции аналитической психологии К. Юнга, проблема агрессии и агрессивности представляется как ...

53. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста. — М., 1991.

54. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие — М., 1998.

55. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996.

56. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии, 2002, №1

57. Смирнова Т. П.Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». — Ростов на Дону, 2004.

58. Фельдштейн Д. И. Трудный подросток. – Душанбе, 1972.

59. Фонель. К. Как научить детей сотрудничать? Ч.1-3,-М.,1998.

60. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.

61. Фрейд 3. Введение в психоанализ. — М., 1991.

62. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.

63. Фурманов И.А. Детская агрессивность. — Минск, 1996.

64. Холличер В. Человек и агрессия. — М., 1975.

65. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. — М., 1993.

66. Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга. Метод, руководство. – М., 2001.