ЭНДОГЕННЫЕ И ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ЭСТАФЕТЫ АГРЕССИИ И НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
И.А. Фурманов
Напечатана в журнале “Психологический журнал”. – № 2 (18), 2008. – С.
Обсуждается проблема эстафеты агрессии и насилия в семье. Отмечается, что эстафета насилия становится возможной в результате совокупного воздействия целого ряда эндогенных и экзогенных факторов. В качестве эндогенных факторов рассматриваются две модели эстафеты агрессии и насилия а) через процессы полоролевой идентификации ребенка с родителем, когда ребенок является свидетелем агрессивных взаимоотношений между собственными родителями в супружеских отношениях; б) через наблюдение соответствующего способа действий и механизм идентификации с агрессором в результате использования в семье физических наказаний в отношении детей. Перечисляются личностные характеристики агрессора (мужа, родителя) и жертвы (жены, ребенка).
Излагаются многочисленные экзогенные факторы, способствующие использование насилия в супружеских и родительскодетских отношениях. Делается вывод, что межпоколенная эстафета насилия в семье определяется не
Ключевые слова: эстафета агрессии и насилия в семье, полоролевая идентификации ребенка с родителем, наблюдение соответствующего способа действий, копирование, подражание, механизм идентификации с агрессором, супружеское насилие, физическое и психологическое воздействие, телесные наказания.
Передача модели насильственных отношений от одного поколения к следующему осуществляется через трансляцию родителями агрессии детям. Именно образец отношений и поведение родителей оказывает существенное влияние на обучение детей агрессивному поведению [1]. Было установлено, что дети, видевшие проявления физического насилия в отношениях между собственными родителями, склонны воспроизводить подобные действия в общении с другими людьми. Этот феномен имеет длительный эффект: люди, бывшие в детстве свидетелями физического насилия между родителями и подвергающиеся телесным наказаниям, во взрослом возрасте сами становятся склонными к использованию физической силы в отношениях с супругами и агрессии в отношении собственных детей. Кроме того, насильственные отношения между супругами в семье повышают вероятность использования этими родителями физического насилия по отношению к собственным детям. По некоторым данным приблизительно 30 %, тех, кто был свидетелем агрессии между родителями и был жертвой физических наказаний, во взрослом возрасте совершают насилие
Проблема насилия в семье
... причинах и профилактики семейного насилия. 3. Дать основные характеристики понимания мужчинами насилия. 4. Провести экспериментальное исследование мужского насилия в семье по отношению к женщинам. 5. Разработать ... и других представителей социальных знаний. Исторически отношение общества и государства к жестокости в семье менялось. Раньше многие виды насилия в быту были фактически узаконены. ...
[2].
Эстафета насилия становится возможной в результате совокупного воздействия целого ряда эндогенных и экзогенных факторов.
К эндогенным факторам относятся использование насилия в супружеских и
1
гому может транслироваться благодаря различным моделям.
Первая модель – через процессы полоролевой идентификации ребенка с родителем, когда ребенок является свидетелем агрессивных взаимоотношений между собственными родителями в супружеских отношениях.
В целом супружеское насилие – это неправомерное использование, употребление силы, власти и контроля, это попытка принуждать и управлять супругом через физическое или психологическое воздействие.
Физическое воздействие включает – истязания, пытки, избиение, толчки, царапание, кусание, хватание, удушение, посягательства сексуального характера, использование холодного и огнестрельного оружия.
Психологическое воздействие включает – многообразные разновидности принуждения (коммуникативного, сексуального, экономического и пр.), основу которых составляют вербальная и косвенная агрессии и различные формы проявления негативизма.
Полоролевая идентификация – это процесс и результат формирования у ребенка образа Я, который содержит элементы половой и ролевой идентичности, образующих в совокупности интрапсихическую модель взаимодействия с окружающими на основе представлений о маскулинности и фемининости [3]. Восприятие ребенком физических и поведенческих различий у родителей, сиблингов и сверстников, побуждает его не только отнести себя к определенной категории, но и вести себя соответствующим образу Я способом.
Известно, что чаще всего ребенок идентифицируется с родителем одного с ним пола. В итоге, результатом идентификации для девочек является осознание собственной принадлежности к женскому полу, отождествление с материнской ролью в отношениях с отцом и с материнской манерой взаимодействия с окружающими, а для мальчиков – формирование чувства мужественности, навыков регуляции агрессивного поведения, заимствование мужской модели взаимодействия с матерью, другими женщинами. Психоаналитики обычно рассматривают идентификацию как бессознательный процесс, отличный от сознательной имитации, способствующий процессу научения, здоровому становлению Эго и на адаптации в целом [4].
Отношение молодых семей к супружеской измене
... и часто весьма ощутимый социальный резонанс является нарушение супружеской верности. (5) Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а ... литературе, с другой. (4) Цель данной курсовой работы изучить отношение к супружеской неверности у молодых супружеских пар. Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов ...
Первоначально данная модель поведения может проходить апробацию в подростковом и юношеском возрастах в романтических отношениях с противоположным полом. Если между партнерами устанавливаются бесконфликтные отношения
Как показано в многочисленных исследованиях чаще всего в супружеских отношениях в качестве агрессора выступает муж, а жена в качестве жертвы [5].
2
Однако не всякий мужчина и не всякая женщина в семье выступают соответственно в роли агрессора и жертвы.
Личность агрессора (мужа) отличают следующие характеристики:
•импульсивность, фрустрационная неустойчивость, склонность к аффективным вспышкам гнева;
•низкая самооценка;
•гипертрофированная потребность во внимании;
•эмоциональная зависимость от партнера;
•собственнические установки;
•стремление контролировать ситуацию в семье;
•ригидность ожиданий в супружеских отношениях;
•ревнивость.
Личность жертвы (жены) отличают следующие характеристики:
•экономическая и/или эмоциональная зависимость от мужа;
•ощущение бессилия, смирение с мыслями о насилии и нежелание его остановить;
•неспособность разделять свои собственные потребности и нужды мужа;
•низкая самооценка;
•нереалистические убеждения, что поведение насильника можно изменить;
Педагогические основы предупреждения агрессивного поведения у ...
... агрессивного поведения выступают причиненный физический ущерб или чувство психологического дискомфорта; ь поведенческая реакция живых существ, становящихся жертвами агрессора, предполагает ... учитель», «ученик - родители», «ученик - ученик», «ученик - учитель - родители», является эффективным средством коррекции и профилактики возникновения агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. ...
•уверенность, что ревность и физическая агрессия – доказательство любви.
Таким образом, с высокой вероятностью можно предположить, что если в результате полоролевой идентификации мальчик идентифицируется с отцомагрессором, а девочка с
Вторая модель – через наблюдение соответствующего способа действий и механизм идентификации с агрессоромв результате использования в семье физических наказаний в отношении детей.
Физические (телесные) наказания – это использование физической силы с намерением воздействовать на ребенка, чтобы он почувствовал боль, но без нанесения серьезного ущерба (ран, увечий, ожогов и пр.), с целью исправления или контроля его поведение.
Наблюдение соответствующего способа действий. В период взросления и социализации поведение детей часто ориентировано на образец, поэтому они с готовностью воспроизводят поведение взрослых. Следование образцу поведения взрослых, особенно родителей, позволяет детям достаточно эффективно осваивать широкий спектр способов межличностных отношений. Исследованиями доказано влияние первичных посредников социализации, а именно образца отношений и поведения родителей, на обучение детей агрессивному по-
3
ведению. Поведение родителей представляя собой модель агрессии приводит к тому, что у агрессивных родителей обычно вырастают агрессивные дети [1].
Для научения агрессивной модели поведения используются три способа: Копирование – воспроизведение специфических действий взрослого или
движений, входящих в состав действий с определенными предметами. Для эффективного копирования насильственной модели поведения необходимы:
¾неоднократная демонстрация агрессивной модели (образца) поведения;
¾предоставление ребенку возможности поэкспериментировать с образцом в реальных взаимоотношениях с окружающими;
¾эмоционально насыщенное одобрение со стороны взрослого за воспроизведение агрессивной модели поведения.
Подражание – активное воспроизведение ребенком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения, пример как в предметной, так и в межличностной сфере (отношения, оценки, эмоциональные состояния и пр.).
Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения ...
... учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей («детский дом № 5») Количество испытуемых: 8 человек. Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивного поведения у детей младшего ... жизни и является реакцией на угрозу витальным потребностям; 2. Агрессия "злокачественная" (насилие, жестокость, наглость, хамство, зло). Такая агрессия не является биологически адаптивной, и ...
Это в большей мере не только осознанное следование агрессивному образцу, но и воспроизведение отдельных сторон, черт, манеры поведения образца.
Эффективность копирования и подражания, а в последующем и закрепление агрессивной модели значительно возрастает, если либо такое поведение подкрепляется, поощряется родителями или другими значимыми взрослыми, либо вознаграждается успехом достижения цели, получения власти, контроля или привилегий.
Идентификация с агрессором. Это механизм защиты, который срабатывает, когда ребенок сталкивается с опасностью: критикой, вербальной или физической агрессией со стороны родителей. Ребенок идентифицируется с агрессором посредством приписывания себе самого акта агрессии, подражания физическому и моральному облику агрессора, заимствования некоторых символов его власти. Здесь наблюдается эффект оборачивания ролей: жертва представляет себя агрессором и часто становится таковым, чтобы защититься, избежать страданий, болезненных ощущений и сознавания себя в роли жертвы [6].
Как показано в многочисленных исследованиях чаще всего в родительскодетских отношениях в качестве агрессора выступают отец или мать, а дети в качестве жертвы.
Риск насилия в отношении ребенка возрастает, если агрессор и жертва обладают определенными физическими, психологическими или поведенческими особенностями и способностями налаживать коммуникацию с ребенком.
Личность агрессора (родителя) обладает следующими характеристиками:
•агрессивность, доминирование, импульсивность, ригидность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, депрессивность, низкая самооценка, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, замкнутость, подозрительность и нарушенные процессы самоидентификации;
4
•недовольство и негативное самоощущение, ощущение себя несчастным, недовольным своей семейной жизнью, негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка, когда как сильную «помеху»;
•отсутствие умений вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других;
•определенные психопатологические отклонения (невротичность, депрессивность, склонность к суицидам);
•алкоголизм и наркомания;
•проблемы со здоровьем (патологически протекающая беременность, прерванная беременность, тяжелые роды);
•эмоциональная невосприимчивость и умственная отсталость;
•неразвитость родительских навыков и чувств.
Личность жертвы (ребенка) отличают следующие характеристики:
•апатичность, замкнутость, равнодушие, чрезмерная зависимость, лживость;
•раздражительность, агрессивность, непокорность, непослушание, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез;
•грызение ногтей, ковыряние в носу, кривляние, манипулирование гениталиями;
•несамостоятельность, некоммуникабельность, отсутствие друзей;
•приобретенные увечья, низкий интеллект, нарушения здоровья (наследственные или хронические заболевания, в том числе и психические);
•особенности внешности, отличающие этих детей от других или тяжело переживаемые родителями, с которыми они никак не могут примириться («ушастые», «сутулые», «кривоногие», «толстые»).
Кроме того, это могут быть нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка, недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес, дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшим, дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.
Каждая из перечисленных выше особенностей или их комбинация увеличивают в семье дистресс и вероятность проявления насилия в отношении ребенка.
Таким образом, когда родители демонстрируют личный пример агрессивного поведения, они тем самым «преподают урок» научения насилию:
эффект адаптации – ребенок, ставший свидетелем насилия со стороны родителей, приобретает для себя совершенно новый опыт поведения, то есть через наблюдение он обучается вербальным и/или физическим реакциям, которые ранее отсутствовали в его поведенческом репертуаре и с помощью которых можно причинять вред окружающим либо защитить свои интересы;
5
эффект снятия запретов – ребенок, наблюдающий агрессивные действия родителей, может изменить свои взгляды и поставленные им самим ограничения насильственного поведения. Его позиция может стать таковой, что если другие безнаказанно проявляют агрессию, то и мне позволено то же самое;
эффект утраты эмоциональной восприимчивости – ребенок настолько привыкает к насилию, его последствиям и признакам собственной или чужой боли, что перестает рассматривать агрессию как особую, крайнюю форму поведения (повышение порога восприятия агрессии;
эффект изменения образа реальности – часто дети, наблюдающие беско-
нечное насилие, становятся склонными ожидать его в любую минуту, а, следовательно, начинают воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним. Такое искажение может привести к формированию модели «оборонительного поведения»: постоянному обостренному ощущению угрозы и к склонности реагировать агрессивно на любые стимулы. Это происходит в результате снижения порога восприятия агрессии.
Наблюдение за агрессивной моделью и идентификация с агрессором могут привести к использованию ребенком насилия как в отношении сиблингов и сверстников, так и в отношении взрослых. В последующем, во взрослой жизни, объектами агрессии могут стать собственные родители и дети [7, 8]. Это происходит потому, что, кроме адаптивной, агрессивная модель поведения выполняет еще защитную и компенсаторную функции. Кроме того, многочисленными экспериментами убедительно доказано, что использование аверсивных стимулов является одним из эффективных и экономичных способов научения желаемому поведению или установления власти и контроля над другим человеком.
Экзогенные факторы способствующие использование насилия в супружеских и
•размеры и состав семьи. Часто
•семьи с отчимом или приемными родителями. Как показывают ис-
следования, например, риск сексуального насилия над девочкой в семьях с отчимом увеличивается;
•эмоциональная и физическая изоляция семьи. Изоляция проявляется в отсутствии социальных контактов, формальной и неформальной поддержки.
•низкий доход семьи и постоянный дефицит денежных средств, безработица или временная работа, низкий трудовой статус ро-
дителей. Будучи ожесточенными и разочарованными в своих возможностях найти или сохранить постоянное место работы и тем самым материально обеспечить семью, родители выплескивают на детей свое напряжение, гнев и разочарование, часто наказывая детей даже за малейшие провинности;
6
•возраст родителей. Молодые, неопытные родители боясь потерять контроль над ребенком, часто используют авторитарный стиль воспитания, а наказания рассматривают как единственный эффективный способ дисциплинирования и коррекции поведения ребенка;
•плохие жилищные условия. Исследования показывают, что теснота, шум, некомфортная температура, загрязненность воздуха усиливают склонность к агрессивным реакциям;
•принадлежность к групповому (этническому, религиозному) меньшинству;
•отсутствие социальной помощи.
Эти хронические стрессовые ситуации часто вызывают у родителей фрустрацию и чувство беспомощности и оказывают существенное влияние на психологический климат семьи. В результате ребенок может стать, а часто и становится «козлом отпущения».
Таким образом, можно заключить, что межпоколенная эстафета насилия в семье определяется не
ЛИТЕРАТУРА
1.Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений/ А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Апрель Пресс,
2.Фурманов, И.А. Агрессия и насилие; диагностика, профилактика и коррекция / И.А. Фурманов. – Спб.: Речь, 2007.
3.Тайсон, Р. Психоаналитические теории развития. (Пер. с англ.) / Р. Тайсон, Ф. Тайсон. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
4.Блюм, Г. Психоаналитические теории личности / Г. Блюм. – М.:
«КСП», 1996.
5.
6.Фрейд, А. Теория и практика детского психоанализа / А. Фрейд. – М.: Апрель Пресс,
7.Фурманов, И.А. Физические наказания в семье и их последствия /
И.А. Фурманов // Психология для нас. – № 11/12 (24/25), 2005. – С.
8.Фурманов, И.А. Психологические факторы насилия над родителями / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова // Психология зрелости и старения. –
№ 1(37), 2007. – С.
7
СУПРУЖЕСКОЕ
НАСИЛИЕ
Полоролевая
идентификация
Агрессивная |
Жертвенная |
роль родителя |
роль родителя |
Агрессия/подчинение в отношениях с противоположным полом
Агрессия/подчинение в супружеских отношениях
РОДИТЕЛЬСКО– ДЕТСКОЕ НАСИЛИЕ
Идентификация |
Наблюдение |
с агрессором |
агрессивной |
|
модели |
Смена роли жерт- |
Научение агрес- |
вы на роль агрес- |
сивной модели |
сора |
поведения |
Агрессия в |
Сиблинговая |
Агрессия в от- |
отношении |
агрессия |
ношении |
взрослых |
сверстников |
|
Агрессия в |
Агрессия в |
|
отношении |
отношении |
|
родителей |
собственных |
|
|
|
детей |
Рис. 1. Схема эстафеты агрессии и насилия в семейных отношениях
8