Содержание
Введение
1. Литературный обзор
1.1 Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
1.2 Ведущая деятельность обучаемых младшего школьного возраста
1.3 Особенности личности младших школьников
. Методики исследования
.1 Цель и задачи исследования
.2 Организация исследования
.3 Общая характеристика обследованных лиц
.4 Методики исследования
.5 Статистическая обработка данных
. Результаты исследования
Выводы
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения и, особенно, в 1-м классе, когда происходит адаптация к образовательной деятельности. Считается, что одной из важнейших причин, вызывающих школьные трудности и школьную неуспеваемость является низкий уровень развития высших психических функций (ВПФ), в том числе мышления, речи, внимания, зрительного восприятия. В свою очередь недостаточное развитие ВПФ может быть обусловлено комплексом факторов эндогенного и экзогенного характера. К эндогенным факторам относят неблагоприятные генетические влияния, осложненное течение беременности и родов у матери, наличие у ребенка внутриутробной гипоксии или асфиксии в родах, перинатальной патологии ЦНС, недоношенности и/или низкой массы тела при рождении, отсутствие грудного вскармливания, низкий уровень здоровья, в том числе наличие болезней нервной системы, недостаточную степень зрелости структурно-функциональных систем мозга. К экзогенным факторам относят неблагоприятные социальные факторы, в том числе наличие большого количества детей в семье, низкий образовательный уровень родителей, неблагоприятные материально-жилищные условия, наличие вредных привычек родителей[5].
Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.
Тем не менее, влияние вышеперечисленных факторов на уровень развития высших психических функций детей в 7-8-летнем возрасте изучено недостаточно.
Исследование уровня стрессоустойчивости у кардиологических больных
... 15 человек. Предмет исследования: уровень стрессоустойчивости у мужчин, перенесших ОКС впервые. Методики исследования: . Анкета авторская ... человека." . сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие; . сильная неблагоприятная для организма ... Исследования свидетельствовали, что стрессы большой силы увеличивают риск развития различных нарушений здоровья, в том числе ...
Таким образом, в младшем школьном возрасте Особая проблема — адаптация к школе. Ситуация неопределенности всегда волнующа. А перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в жизнь в новых по сравнению с детским садом условиях. Может случиться и так, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки.
1. Литературный обзор
1.1 Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
Известно, что в младшем и среднем школьном возрастах процесс физического развития резко замедляется до нового своего ускорения в подростковом возрасте. Общее замедление физического развития и физиологического созревания сопровождается типичной для всего периода роста гетерохронностью процессов в разных системах организма. Характерно несовпадение темпов увеличения размеров костей и мышечной ткани. Кости скелета интенсивно увеличиваются в размерах и массе, опережая развитие мышечной ткани. Причем мышечная система также отличается неравномерностью своего роста: фиксируется опережающее развитие крупных мышц в сравнении с мелкими. Эти особенности формирования костно-мышечной системы приводят к особенностям двигательной активности младшего школьника. Так, у детей отмечается плохая координация движений, быстрая утомляемость и нарушение осанки.
В возрасте 6-10 лет наблюдается усложнение в строении синовиальной мембраны, суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны.[1,2 ]
Это возрастное физическое несовершенство усугубляет процесс адаптации младших школьников к сложным и стрессогенным условиям школьной жизни. Как считают психологи и медики, начало школьного обучения — это критический период развития человека, от успешности его прохождения зависит дальнейшая жизнь. В первом классе, как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, возрастает напряженность адаптационных процессов, обеспечивающих приспособление ребенка к новой социальной среде, а также освоение более сложной и системной формы деятельности — учебной. Естественно, что процесс адаптации к новым социальным условиям и установкам учебной деятельности требует ускоренного формирования восходящих и нисходящих систем регуляторных механизмов мозга. Процесс созревания этих управляющих и регуляторных систем отражается на высокой неустойчивости как многих функциональных показателей их активности, так и общего самочувствия, настроения и работоспособности ребенка.
В первом классе у детей семи-восьми лет наблюдается наибольший разброс психологических и физиологических показателей, так как для этого возрастного периода характерна индивидуальная вариативность темпов созревания, в среднем она равна полутора года. Наиболее страдают в первом классе дети с замедленным темпом, ретарданты, у которых отмечается в целом замедление развития мозговых систем регуляции и управления поведением, в том числе недоразвитие коры больших полушарий. Эти школьники формируют группу риска по школьной дезадаптации, так как отстают в развитии и плохо успевают в школе.
Периоды развития теории управления
... Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов ... операций, письменные и стандартные инструкции, вознаграждение за производительность. Административная школа. Анри Файоль разбил процесс управления на функции: планирование организация подбор и расстановка кадров ...
У всех первоклассником и многих школьников во втором классе процесс перестраивания ЦНС характеризуется повышенной пластичностью, чувствительностью к внешним эмоциональным воздействиям и поэтому требует больших энергетических затрат, что приводит к напряжению гомеостатических механизмов. В связи с этим в течение учебного года фиксируется неустойчивость функционального состояния организма и высокий риск ухудшения состояния здоровья. Как отмечают специалисты, к концу начальной школы (к 9-10 годам) мозговые процессы стабилизируются, что обеспечивает относительную устойчивость процесса адаптации и улучшения работоспособности школьников в течение всего учебного года.
Начало обучения в школе и освоения учебной деятельности — это сензитивный период для усвоения информационных процессов как основы познавательной деятельности. Второй важнейший процесс, совпадающий с оформлением интеллектуальной активности, связан с формированием произвольности информационных процессов, сред которых важнейшее место принадлежит памяти. В младшем школьном возрасте память должна функционировать по принципу опосредования конкретными смысловыми значениями учебной или практической задачи, а не на основе непосредственного эмоционального или механического запоминания как это свойственно детям дошкольного возраста даже в условиях подготовки к школе.
У младших школьников кора больших полушарий специализирована и более дифференцированно, чем у старших дошкольников участвует в осуществлении различных зрительных операций. За период обучения в начальной школе кортикальные структуры зрительной системы претерпевают значительные изменения за счет подключения к ним активности ассоциативных зон коры. Расширение кортикальных полей, вовлеченных в анализ зрительной информации к концу обучения в начальной школе, обеспечивает протекание более сложных операций, включающих сличение со следами в памяти и определение эмоциональной и субъективной значимости внешних стимулов.
Развитие вербального мышления на основе механизмов речевых функций, начало левополушарной специализации и развитие произвольности мышления и поведения приводит к формированию способности ребенка воспринимать и анализировать с помощью вербально-логических процедур скрытые от непосредственного наблюдения свойства объективного мира.[ 4]
.2 Ведущая деятельность обучаемых младшего школьного возраста
В возрасте 7-10 лет у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. В силу своей переходности младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка.
Отличие школьного учения от других видов деятельности заключается в том, что его главной целью является усвоение научных знаний и основ научно-теоретического мышления. В процессе учения ребенок приобретает умение выделять и мысленно удерживать учебные задачи, т.е. образцы того, что нужно усвоить и чем надо овладеть. Он учится выполнять также предметные и умственные действия, с помощью которых происходит полноценное усвоение этих образцов. Младшие школьники учатся прослеживать связи своих действий с получаемыми результатами, а также корректировать свои действия в соответствии с образцами, т.е. овладевают умением контролировать и оценивать собственную учебную работу.
Адаптация к школе детей с трудностями в обучении, обусловленными ...
... это противоречие. Школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу. Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится ...
На этой основе в младшем школьном возрасте формируются два основных психологических новообразования: произвольность психических процессов и внутренний план действий (их выполнение в уме).
Решая учебную задачу, ребенок вынужден направлять и устойчиво сохранять свое внимание на таком материале, который хотя сам по себе ему и не интересен, но нужен и важен для последующей работы. Таким образом, формируется произвольное внимание, сознательно концентрируемое на нужном объекте. В процессе учения дети овладевают также приемами произвольно запоминания и воспроизведения. В результате они могут излагать материал выборочно, согласно его смысловым связям. Решение разнообразных учебных задач требует от детей осознание замысла и целей действий, определения условий и средств их выполнения, умения про себя примеривать возможность их осуществления, т.е. требует внутреннего плана действий. Произвольность психических функций и внутренний план действий — это проявления способности ребенка к самоорганизации своей деятельности.
Важное значение в жизни младших школьников приобретают их отношения друг с другом, с взрослыми, а также чувства, возникающие на основе этих отношений. Особенность эмоций в этом возрасте состоит в том, что они более уравновешенны, чем у детей — дошкольников. Младшие школьники начинают различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства, начинают управлять своим настроением[3].
.3 Особенности личности младших школьников
В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения с учителями и сверстниками, включение в новый вид деятельности — все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, формирует характер, волю.
Конечно, моральное развитие и воспитание ребенка начинается задолго до поступления в школу. Но только в школе он становится перед необходимостью соблюдать целую систему четких моральных требований и норм, правил поведения, определяющих и регламентирующих его поведение в школе, на улице, в общественных местах, которыми он должен руководствоваться в отношениях со взрослыми и сверстниками.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения. Моральные понятия и суждения заметно обогащаются, становятся более четкими, определенными. Моральные суждения обычно основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей. Сказываются и умение анализировать опыт других людей, и значительно большее влияние художественной литературы, детских кинофильмов.
Возрастная особенность детей младшего школьного возраста — это общая недостаточность воли. Младший школьник еще не обладает опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он еще не умеет всесторонне обдумывать свои решения и намерения, принимает их торопливо, наспех, импульсивно. Недостаточная способность к волевому усилию сказывается в том, что ребенок порой отказывается от борьбы с трудностями, препятствиями, охладевает к делу, часто оставляет его незаконченным. Переделывать, совершенствовать свою работу он тоже не любит. Постепенно под влиянием систематического воспитания формируется умение преодолевать трудности, подавлять непосредственные желания, проявлять настойчивость и терпение, контролировать свои поступки.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости[9].
Гипотеза: предполагается, что на психическое и физическое развитие учащихся первого класса (детей 7-8 лет) в значительной степени влияет адаптация к новым условиям познавательной деятельности.
2. Методики исследования
2.1 Цель и задачи исследования
Целью настоящей работы является исследование особенностей физического и психического развития детей 7-8 лет, обучаемых в общеобразовательном учреждении. Задачи исследования:
1. Исследовать физическое развитие учеников с помощью антропомотрических показателей;
2. Исследовать особенности психического развития учеников (память, объем внимания);
. Исследовать личностные особенности (мотивы к учению, волевую регуляцию) учеников;
2.2 Организация исследования
Исследование проводилось в Государственной Общеобразовательной школе №453 Выборгского района в период с сентября 2009 года по декабрь 2009 года. Исследование включало три этапа:
1. Организационный (формулирование целей, задач, гипотез исследования, проведение теоретического анализа литературы по рассматриваемой проблеме, предварительная договоренность с администрацией школы по поводу проведения исследования).
. Опытно-экспериментальный этап (отбор психодиагностических методик для обследования особенностей познавательных процессов и личностных особенностей), проведение диагностического обследования младших школьников, обработка полученных данных).
3. Обобщающий этап (интерпретация полученных данных, написание выводов и заключения).
Условия проведения исследования — учебный класс (отдельное помещение).
Время работы с детьми строго ограничено школьным расписанием, а также необходимостью обследовать когнитивную сферу детей только в утренние и дневные часы. При появлении признаков усталости, обследование прекращалось и переносилось на другое время. Отношение обследуемых к тестированию — в большинстве случаев положительное, дети легко шли на контакт, проявляли инициативу и интерес к обследованию.
.3 Общая характеристика обследованных лиц
Группа обследуемых состояла из учеников 1-го класса общеобразовательной школы №453 Выборгского района города Санкт — Петербурга. Всего из 25 человек, в возрасте 7-8 лет.
На момент проведения обследования все дети по заключению мед. работников школы были здоровы и допущены к занятиям.
.4 Методики исследования
В работе были использованы следующие методики исследования:
. Антропометрические исследования (масса тела, рост, окружность грудной клетки, окружность головы).
Для определения массы тела обследуемых применялись напольные весы марки POLARIS PWS 1515 D (с точностью до 100 грамм).
Для измерения роста использовался школьный ростомер TANITA HR-02. Для измерения окружности грудной клетки и головы использовался обычный сантиметр.
. Психологические методики исследования.
Для определения уровня развития кратковременной слуховой памяти использовалась методика «10 слов» М. Лурия. Назначение методики — Определение объема слухового запоминания словесного материала.
Стимульный материал — Набор из 10 слов.
Гора, звезда, окно, булка, ручка, мыло, весна, очки, книга, белка.
Инструкция «Я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить».
Процедура обследования — Слова произносятся в медленном темпе однократно и отчетливо (приблизительно одно слово в секунду).
Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.
Обработка — За каждой правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце — солнышко, окно — окна).
Оценка результатов:
Уровень — 10 правильных названий (баллов)
уровень — 9 — 8
уровень — 7 — 6
уровень — 5 — 4
уровень — 3 и менее баллов
Протокол обследования
слово |
воспроизведение |
гора |
|
звезда |
|
окно |
|
булка |
|
ручка |
|
мыло |
|
весна |
|
очки |
|
белка |
|
книга |
Уровень выполнения задания ___
Уровневые значения — выделяются пять уровней развития ребенка:
уровень — очень высокий уровень, уровень высоких потенциальных возможностей;
уровень — высокий уровень, уровень высокого актуального развития;
уровень — средний уровень, уровень нормы возрастного развития;
уровень — низкий уровень, уровень риска;
уровень — очень низкий уровень, уровень личностно-социальной дезадаптации.
Интерпретация результатов —
уровень — отражает объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.
уровень — отражает достаточно большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.
уровень — отражает соответствующий возрасту объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.
уровень — отражает недостаточный объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание.
уровень — отражает низкую способность к произвольному запоминанию на слух. Сохранение информации затруднено[2].
Для определения объема внимания использовалась методика «Запомни и расставь точки».[5]
Назначение: определение объема внимания.
Описание: ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9).
Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки — нанести их на пустую карточку за 15 секунд.
Стимульный материал: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которых нанесены точки, а потом ты сам будешь ставить точки в пустые клеточки в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Фиксируемые параметры: T — время выполнения; N — количество правильно воспроизведенных точек.
Объем внимания оценивается по 10-бальной системе:
Баллы |
Воспроизведенные точки |
10 |
6 и более |
8-9 |
4-5 |
6-7 |
3-4 |
4-5 |
2-3 |
0-3 |
1 |
Нормативы:
Баллы |
Уровень развития объема внимания |
10 |
Очень высокий |
8-9 |
Высокий |
6-7 |
Средний |
4-5 |
Низкий |
0-3 |
Очень низкий |
Для исследования личностных особенностей младших школьников использовались следующие методики:
) Методика «Мотивация учения» М.Р. Гинзбурга для определения мотивов к учению.
Стимульный материал — Семь карт со схематическим изображением фигур. На одной стороне карты изображен вариант для мальчиков, на другой — для девочек.
Карта 1. На улице женская фигура, несколько склоненная в сторону мальчика (девочки) с указывающим в сторону школы жестом. У ребенка ранец за спиной. Видно здание школы с вывеской «Школа» (внешний мотив).
Рис. 10. 1 — а, 10. 1 — б.
Карта 2. Мальчик (девочка).
За партой, склонившись над раскрытой книгой (учебный мотив) (рис. 10. 2 — а, 10. 2 — б).
Карта 3. На картине двое мальчиков (девочек), играющих в мяч (игровой мотив) (10.3 — а, 10.3 — б).
Карта 4. На улице две фигуры двигаются по направлению к школе. Взрослый мужчина изображен с портфелем. Рядом мальчик (девочка) с ранцем. Видна четко написанная вывеска «Школа» (мотив взрослости) (рис. 10. 4 -а, 10.4 — б).
Карта 5. На фоне школы группа детей, идущих по направлению к ней. Один мальчик (девочка) с ранцем за спиной идет в противоположную сторону (отрицание мотива учебы) (рис. 10.5 — а, 10.5 — б).
Карта 6. Мальчик за столом собирает планер. Девочка в медицинской шапочке осматривает куклу (социальный мотив) (10.6 — а, 10.6-б).
Карта 7. В классе учительница стоит около парты с двумя мальчиками (девочками).
У одного ребенка раскрыт дневник с пятеркой (пятерка должна быть видна), ребенок улыбается. У другого тетрадь (мотив успеха).
Инструкция — «Я тебе буду рассказывать о школе, и показывать картинки. Будь внимателен. Затем я тебе задам вопросы».
Процедура обследования — Ребенку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки, иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур мальчика или девочки.
Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». При этом на столе ребенка выкладывается карта 1.
Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы не было школы, я все равно учился бы». Выкладывается карта 2.
Третий мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе весело, там много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карта 3
Четвертый мальчик (девочка) сказал: » Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким, как папа, мама и брат с сестрой. До школы я был маленький (маленькая)». Выкладывается карта 4.
Пятый мальчик (девочка) сказал: «Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается карта 5.
Шестой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем хочешь». Выкладывается карта 6.
Седьмой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе хвалят, ставят хорошие, отличные отметки». Выкладывается кара 7.
После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребенку задается четыре вопроса:
.Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?
.С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?
.С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?
. На какой картинке нарисован ты? Почему?
Ответы ребенка записываются в протоколе.
Обработка — Мотив определяется на основе выбора карты.
карта — внешний мотив
карта — учебный мотив
карта — игровой мотив
карта — мотив взрослости
карта — отрицание мотива учения
карта — социальный мотив
карта — мотив успеха
Уровневые значения — выделяются пять уровней развития ребенка:
уровень — очень высокий уровень, уровень высоких потенциальных возможностей;
уровень — высокий уровень, уровень высокого актуального развития;
уровень — средний уровень, уровень нормы возрастного развития;
уровень — низкий уровень, уровень риска;
уровень — очень низкий уровень, уровень личностно-социальной дезадаптации.
Интерпретация — Анализируются содержание и обоснование мотивов каждого выбора.
Определяются осознанность мотивов, и выделяется ведущий мотив.
Устойчивость мотива определяется количеством его выбора. Устойчивым, считается мотив, выбранный 4 (3) раза, неустойчивым 1 (2).
уровень — отражает высокую мотивацию к школьному обучению. Ребенок положительно относится к обучению в школе, активно стремится как можно скорее пойти в школу, ориентируясь при этом на успех. Среди мотивов обучения преобладает познавательный: «хочу много знать», «хочу быть грамотным», «хочу знать все» т.п. Ребенок осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с отчетливым представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя, отводит учителю особое место в системе отношений с окружающими людьми.
уровень — отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Ребенок в основном положительно относится к обучению в школе. Среди мотивов обучения преобладает познавательный. Осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя.
уровень — отражает достаточную мотивацию к школьному обучению. Ребенок положительно относится к посещению школы, хотя не всегда активно стремится начать обучение. Среди мотивов обучения преобладает мотив получения новых знаний. В то же время встречаются и игровые мотивы. Ребенок ориентируется в содержании школьной деятельности, осознает специфику обучения и его отличие от игры, знает содержания учебных занятий. Свой успех в обучении связывает как с необходимостью овладения знаниями и подчинения дисциплине, так и со случайными моментами. Дисциплинарные требования осознаются не в полной мере, авторитет учителя признает частично.
уровень — отражает в основном положительное отношение к обучению. Однако степень осознания мотивов обучения низкая. Преобладают мотивы подражания или случайные мотивы. Дисциплинарные требования осознаются далеко не в полной мере. Ориентация на успех в обучении связывается с необходимостью заниматься и соблюдать дисциплину.
уровень — отражает негативное отношение к обучению в школе или отсутствие сформированности какого- либо отношения. Ребенок может не выражать своего отношения. Не видит существенных различий между игрой и школьными занятиями, не осознает требований учителя, его особой роли[2].
) Методика «Раскрашивание кружков» для определения уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности.
Стимульный материал — тестовый бланк, на котором нарисованы контуры кружков диаметром 10мм (рис. 8),простой мягкий карандаш.
Инструкция — «Закрась эти кружки. Работай быстро и аккуратно, старайся не пропускать ни одного. Закрасишь одну строчку, переходи ко второй. Так работай до команды «стоп».
Процедура — Ребенок закрашивает 15 кружков, после чего его останавливают командой «стоп».
Обработка — Каждый кружок оценивается отдельно следующим образом:
балла — закрашивание ровное, одинаковой интенсивности и одного направления;
балла — нарушение границ кружка (выход за границу, недоводка до границы), но направление и интенсивность закрашивания одинаковые, ровные);
балла — нарушение границ, разнонаправленность закрашивания внутри кружка и различная интенсивность закрашивания;
балл — штриховка кружка параллельными линиями.
Затем вычисляется общая сумма закрашенных 15 кружков.
Количество закрашенных кружков
Первичная оценка |
Количество кружков |
Сумма баллов |
По 4 балла |
||
По 3 балла |
||
По 2 балла |
||
По 1 баллу |
Оценка результатов:
уровень — 60-59 баллов
уровень — 58-40 баллов
уровень — 39-21 балл
уровень — 20-11 баллов
уровень — 10 баллов и ниже
Уровневые значения — выделяются пять уровней развития ребенка:
уровень — очень высокий уровень, уровень высоких потенциальных возможностей;
уровень — высокий уровень, уровень высокого актуального развития;
уровень — средний уровень, уровень нормы возрастного развития;
уровень — низкий уровень, уровень риска;
уровень — очень низкий уровень, уровень личностно-социальной дезадаптации.
Интерпретация результатов —
уровень — отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно приводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Способность длительное время выполнять однообразную работу, сохраняя точность и аккуратность.
уровень — отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно приводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Ребенок способен длительное время выполнять однообразную работу, однако точность и аккуратность выполнения задания в отдельных случаях недостаточно соблюдаются.
уровень — отражает достаточный уровень саморегуляции. Ребенок способен достаточно длительное время выполнять однообразную работу. В процессе работы может нарушаться точность и аккуратность выполнения задания.
уровень — отражает недостаточный уровень саморегуляции. Ребенок неусидчив, отвлекается от выполнения задания при появлении незначительных помех. Выполнение монотонного задания может сопровождаться усилением эмоциональной лабильности.
уровень — отражает несформированность механизмов саморегуляции. Ребенок неусидчив, легко отвлекается от выполнения задания, не стремится к достижению цели. Ребенок не способен длительное время выполнять монотонную работу, требующую большой сосредоточенности и аккуратности.
.5 Статистическая обработка данных
Все данные обрабатывались с помощью программы Microsoft Excel методом определения среднего значения, ошибки среднего значения показателя выборки и проверки достоверности t-критерия Стьюдента.
Метод Стьюдента — это параметрический метод, используемый для проверки гипотез о достоверности разницы средних при анализе количественных данных о популяциях с нормальным распределением и с одинаковой вариантой. Метод Стьюдента различен для независимых и зависимых выборок. Независимые выборки получаются при исследовании двух различных групп испытуемых (в нашем эксперименте это контрольная и опытная группы).
В случае независимых выборок для анализа разницы средних применяют формулу
где М1 — средняя первой выборки; М2 — средняя второй выборки; s1 — стандартное отклонение для первой выборки; s2 — стандартное отклонение для второй выборки; nl и n2 — число элементов в первой и второй выборках. Теперь осталось лишь найти в таблице значений t величину, соответствующую n-2 степеням свободы, где n — общее число испытуемых в обеих выборках, и сравнить эту величину с результатом расчета по формуле.
Если наш результат больше, чем значение для уровня достоверности 0,05 (вероятность 5%), найденное в таблице, то можно отбросить нулевую гипотезу (Н0) и принять альтернативную гипотезу (Н1) т.е. считать разницу средних достоверной. К зависимым выборкам относятся, например, результаты одной и той же группы испытуемых до и после воздействия независимой переменной. В нашем случае с помощью статистических методов для зависимых выборок можно проверить гипотезу о достоверности разницы между фоновым уровнем и уровнем после воздействия отдельно для опытной и для контрольной группы. Для определения достоверности разницы средних в случае зависимых выборок применяется следующая формула:
где d — разность между результатами в каждой паре; d — сумма этих частных разностей; d2 — сумма квадратов частных разностей. Полученные результаты сверяют с таблицей t, отыскивая в ней значения, соответствующие n-1 степени свободы; n — это в данном случае число пар данных.Перед тем как использовать формулу, необходимо вычислить для каждой группы частные разности между результатами во всех парах, квадрат каждой из этих разностей, сумму этих разностей и сумму их квадратов.
Если полученный t оказывается ниже критического значения для = 0,05, то в принятой системе обозначений это записывается как p > 0,05. Другими словами, вероятность отвергнуть справедливую нулевую гипотезу в этом случае превышает 5%, что не позволяет считать различия статистически значимыми. В случае, когда t превышает критическое значение для = 0,05, (но остается меньше критического значения для = 0,01), результат записывается как p < 0,05.
3. Результаты исследования
Таблица 3.1 Результаты исследования кратковременной слуховой памяти младших школьников
№ п/п |
имя или код |
возраст, лет, мес. |
Уровни на первый месяц |
Уровни на последний месяц |
1 |
Л. Вячеслав |
7 л. 1 м. |
3 |
3 |
2 |
П. Дима |
7л. 2 м. |
5 |
4 |
3 |
К. Катя |
7 л.3 м. |
4 |
3 |
4 |
К. Оля |
7 л. 2 м. |
4 |
3 |
5 |
З. Савелий |
7 л. 2м. |
4 |
3 |
6 |
Т. Владимир |
8 л. |
3 |
3 |
7 |
М. Кристина |
7 л. 11 м. |
3 |
2 |
8 |
П. Вика |
7 л. 2 м. |
3 |
3 |
9 |
Б. Катя |
7л. 11 м. |
3 |
2 |
10 |
М. Женя |
7л. 5 м. |
3 |
3 |
11 |
С. Саша |
7л. 5 м. |
4 |
3 |
12 |
А. Егор |
7 л. 6 м. |
3 |
3 |
13 |
А. Аня |
7л. 10м. |
5 |
4 |
14 |
Д. Таня |
7л. 8м. |
4 |
3 |
15 |
Ю. Виталик |
7л. 6м. |
4 |
3 |
16 |
Ц. Катя |
7л. 4м. |
4 |
3 |
17 |
Ш.Леша |
7л.5м |
4 |
3 |
18 |
В. Аня |
7л. 5 м. |
3 |
2 |
19 |
М. Марина |
7л. 3м. |
4 |
3 |
20 |
И. Саша |
7л. 6м. |
3 |
3 |
21 |
К. Лена |
7л. 4м. |
4 |
3 |
22 |
Н. Тася |
7л. 8м. |
3 |
3 |
23 |
С. Диана |
7л. 5 м. |
4 |
3 |
24 |
И. Степа |
7л. 3м. |
4 |
3 |
25 |
7 л. 7 м. |
3 |
2 |
Из таблицы 3.1 видно, что на начало исследования в группе не выявлено учеников с высокими показателями, отражающими большой объем произвольной кратковременной слуховой памяти и способностью сохранять информацию при установке на запоминание на первый месяц обследования. Средний уровень на первый месяц обследования, отражающий соответствующий возрасту объем произвольной кратковременной слуховой памяти и способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание, выявлен у 11 учащихся этого класса. Низкие показатели, отражающие недостаточный объем произвольной слуховой памяти и способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание выявлены у 12 учеников. В то же время у Ани А. и Димы П. Выявлен очень низкий уровень, что указывает на низкую способность к произвольному запоминанию на слух. Сохранение информации затруднено. К последнему месяцу исследования выявлено 4 ученика с высокими показателями, отражающими большой объем произвольной кратковременной слуховой памяти и способностью сохранять информацию при установке на запоминание на первый месяц обследования, 19 учеников со средним уровнем, отражающий соответствующий возрасту объем произвольной кратковременной слуховой памяти и способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание, 2 ученика с низким уровнем. Отметим, что в последний месяц исследования не выявлено учеников с очень низкими показателями, по сравнению с первым месяцем.
Таблица 3.2.
|
|
Первый месяц исследования |
|
|
Последний месяц исследования |
|
|
Кол-во точек |
Баллы |
Уровень |
Кол-во точек |
Баллы |
Уровень |
Среднее |
2,730534631 |
5,228 |
низкий |
3,14383882 |
5,811 |
средний |
Станд. Откл |
0,919821091 |
1,449 |
|
0,74896241 |
1,458 |
|
Анализ результатов таблицы 3.2 позволяет сделать вывод, что 56% обследованных учеников на первый месяц исследования имеют довольно низкие показатели мнестической деятельности. В процессе урока они не могут воспринимать материал из-за малого объема кратковременной памяти, что говорит о снижении функциональных возможностях нервной системы. Это, в свою очередь, приводит к трудностям обучения в школе. К концу же исследования среднее значение показателей возросло от низкого уровня до среднего уровня, что указывает на соответствующий возрасту объем произвольной кратковременной слуховой памяти и способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.
Таблица 3.3 Результаты исследования объема внимания младших школьников
№ п/п |
Исследуемая группа |
|
Первый месяц исследования |
|
|
Последний месяц исследования |
|
|
|
Кол-во точек |
Баллы |
Уровень |
Кол-во точек |
Баллы |
Уровень |
1 |
Л. Вячеслав |
3 |
6 |
средний |
4 |
7 |
средний |
2 |
П. Дима |
1 |
3 |
очень низкий |
3 |
5 |
низкий |
3 |
К. Катя |
2 |
5 |
низкий |
3 |
6 |
средний |
4 |
К. Оля |
2 |
5 |
низкий |
3 |
6 |
средний |
5 |
З. Савелий |
2 |
5 |
низкий |
3 |
5 |
низкий |
6 |
Т. Владимир |
3 |
6 |
средний |
3 |
6 |
средний |
7 |
М. Кристина |
4 |
7 |
средний |
5 |
9 |
высокий |
8 |
П. Вика |
3 |
6 |
средний |
3 |
6 |
средний |
9 |
Б. Катя |
3 |
6 |
средний |
3 |
6 |
средний |
10 |
М. Женя |
4 |
7 |
средний |
4 |
8 |
высокий |
11 |
С. Саша |
2 |
4 |
низкий |
3 |
5 |
низкий |
12 |
А. Егор |
4 |
7 |
средний |
4 |
8 |
высокий |
13 |
А. Аня |
1 |
3 |
очень низкий |
3 |
5 |
низкий |
14 |
Д. Таня |
2 |
5 |
низкий |
3 |
5 |
низкий |
15 |
Ю. Виталик |
3 |
5 |
низкий |
3 |
6 |
средний |
16 |
Ц. Катя |
2 |
4 |
низкий |
3 |
5 |
низкий |
17 |
Ш.Леша |
2 |
5 |
низкий |
3 |
5 |
низкий |
18 |
В. Аня |
3 |
6 |
средний |
3 |
6 |
средний |
19 |
М. Марина |
3 |
5 |
низкий |
4 |
7 |
средний |
20 |
И. Саша |
4 |
7 |
средний |
4 |
7 |
средний |
21 |
К. Лена |
3 |
5 |
низкий |
3 |
6 |
средний |
22 |
Н. Тася |
4 |
7 |
средний |
4 |
7 |
средний |
23 |
С. Диана |
3 |
5 |
низкий |
3 |
6 |
средний |
24 |
И. Степа |
2 |
5 |
низкий |
3 |
5 |
низкий |
25 |
Б. Катя |
3 |
6 |
средний |
3 |
6 |
средний |
Из таблицы 3.3 мы видим, что на первый месяц обследования высокого уровня объема внимания не выявлено ни у одного ученика из группы. У 11 учащихся выявлен средний уровень объема внимания, у 12 учащихся выявлен низкий объем внимания, у 2 обследуемый выявлен очень низкий уровень объема внимания.
В последний месяц исследования высокий уровень отмечен у 3 обследуемых, средний уровень — у 14 обследуемых, низкий уровень — имеют 8 учащихся. Отметим, что очень низкого уровня, как в первом месяце исследования, не выявлено.
Таблица 3.4.
Показатель |
|
Первый месяц исследования |
|
|
Последний месяц исследования |
|
|
Кол-во точек |
Баллы |
Уровень |
Кол-во точек |
Баллы |
Уровень |
Среднее значение |
2,790985363 |
5,3121 |
низкий |
3,232 |
5,962 |
средний |
Станд. Отклонение |
0,938353562 |
1,4646 |
|
0,835 |
1,582 |
|
Анализ результатов таблицы 3.4 позволяет сделать вывод, что большая часть обследованных учеников на первый месяц исследования имеют довольно низкий объем внимания, что способствует низкой успеваемости в школе, трудностям при обучении, низкой концентрации на предмете изучения. К концу исследования (на последнем месяце) выявлено улучшение показателей группы, переход от низкого к среднему уровню показателей объема внимания, что достигается постоянной учебной деятельностью, тренировкой внимания.
Таблица 3.5 Результаты исследования мотивов к учению младших школьников на первый месяц обследования
имя или код |
|
выбор мотива |
|
||||||
возраст |
кто прав |
с кем играть |
с кем учиться |
где нарисован ты |
ведущий |
устойчивость |
не устойчивость |
уровень |
|
Л. Вячеслав |
7 л. 1 м. |
1 |
2 |
1 |
7 |
|
|
1 |
4 |
П. Дима |
7л. 2 м. |
7 |
3 |
2 |
2 |
|
|
2 |
4 |
К. Катя |
7 л.3 м. |
2 |
6 |
2 |
7 |
|
|
2 |
2 |
К. Оля |
7 л. 2 м. |
6 |
7 |
2 |
2 |
|
|
2 |
3 |
З. Савелий |
7 л. 2м. |
4 |
3 |
2 |
2 |
|
|
2 |
3 |
Т. Владимир |
8 л. |
2 |
2 |
6 |
|
|
2 |
3 |
|
М. Кристина |
7 л. 11 м. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
2 |
П. Вика |
7 л. 2 м. |
2 |
3 |
6 |
4 |
|
|
|
3 |
Б. Катя |
7л. 11 м. |
2 |
6 |
7 |
1 |
|
|
|
3 |
М. Женя |
7л. 5 м. |
7 |
6 |
4 |
2 |
|
|
|
3 |
С. Саша |
7л. 5 м. |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
|
2 |
А. Егор |
7 л. 6 м. |
7 |
6 |
7 |
6 |
|
|
6 |
3 |
А. Аня |
7л. 10м. |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
|
3 |
Д. Таня |
7л. 8м. |
6 |
3 |
7 |
6 |
|
|
6 |
3 |
Ю. Виталик |
7л. 6м. |
2 |
2 |
7 |
4 |
|
|
2 |
3 |
Ц. Катя |
7л. 4м. |
7 |
3 |
7 |
7 |
7 |
7 |
|
3 |
Ш.Леша |
7л.5м |
6 |
2 |
4 |
7 |
|
|
|
4 |
В. Аня |
7л. 5 м. |
7 |
6 |
7 |
6 |
|
|
7 |
3 |
М. Марина |
7л. 3м. |
1 |
6 |
7 |
6 |
|
|
6 |
3 |
И. Саша |
7л. 6м. |
2 |
6 |
7 |
2 |
|
|
2 |
3 |
К. Лена |
7л. 4м. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
3 |
Н. Тася |
7л. 8м. |
7 |
3 |
2 |
1 |
|
|
|
3 |
С. Диана |
7л. 5 м. |
7 |
3 |
7 |
2 |
|
|
2 |
3 |
И. Степа |
7л. 3м. |
4 |
6 |
7 |
1 |
|
|
|
3 |
Б. Катя |
7 л. 7 м. |
5 |
3 |
4 |
2 |
|
|
5 |
Как видно из таблицы, показатели мотивации на момент первого обследования у исследуемых младших школьников, находятся на уровне, отражающем в основном положительное отношение к обучению. Изучение выбора мотива учения изучаемых младших школьников показало следующие результаты: Учащиеся выбирают — игровой мотив, учебный мотив, социальный мотив, мотив успеха, и мотив взрослости. Редко встречаются мотивы отрицания учения и внешний мотивы. По результатам, представленным в таблице 3, видно, что у 3 учеников сформирована устойчивая высокая мотивация к школьному обучению. Дети положительно относятся к обучению в школе, активно посещают школу. Они осознают специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Имеют отчетливое представление о дисциплине, признают авторитет учителя. У ребят данной группы преобладает учебный мотив.
У 18 учеников в основном достаточная мотивация к школьному обучению. Среди мотивов обучения преобладают познавательный и мотив получения новых знаний. В тоже время встречается и игровой мотив. Также ими осознаются дисциплинарные требования.
У 4 школьников в основном положительное отношение к обучению, однако, степень осознания мотивов обучения низкая. Преобладают мотивы подражания или случайные мотивы. Дисциплинарные требования осознаются не в полной мере. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей положительно относятся к обучению в школе, осознают специфику обучения и его отличие от игры. В свою очередь низкая степень осознания обучения и неготовность к систематическому школьному обучению у 4 обследованных учащихся может быть вызвана социальной, педагогической запущенностью.
Таблица 3.6 Результаты исследования мотивов к учению младших школьников на последний месяц обследования
имя или код |
|
выбор мотива |
|
||||||||
возраст |
кто прав |
с кем играть |
с кем учиться |
где нарисован ты |
ведущий |
устойчивость |
не устойчивость |
уровень |
|||
Л. Вячеслав |
7 л. 1 м. |
1 |
2 |
1 |
7 |
|
|
|
1 |
|
4 |
П. Дима |
7л. 2 м. |
7 |
3 |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
4 |
К. Катя |
7 л.3 м. |
2 |
6 |
2 |
7 |
|
|
|
2 |
|
2 |
К. Оля |
7 л. 2 м. |
6 |
7 |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
3 |
З. Савелий |
7 л. 2м. |
4 |
3 |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
3 |
Т. Владимир |
8 л. |
2 |
3 |
2 |
6 |
|
|
|
2 |
|
3 |
М. Кристина |
7 л. 11 м. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
П. Вика |
7 л. 2 м. |
2 |
3 |
6 |
4 |
|
|
|
|
|
3 |
Б. Катя |
7л. 11 м. |
2 |
6 |
7 |
1 |
|
|
|
|
|
3 |
М. Женя |
7л. 5 м. |
7 |
6 |
4 |
2 |
|
|
|
|
|
3 |
С. Саша |
7л. 5 м. |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
|
|
|
2 |
А. Егор |
7 л. 6 м. |
7 |
6 |
7 |
6 |
|
|
6 |
7 |
3 |
|
А. Аня |
7л. 10м. |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
|
|
|
3 |
Д. Таня |
7л. 8м. |
6 |
3 |
7 |
6 |
|
|
|
6 |
|
3 |
Ю. Виталик |
7л. 6м. |
2 |
2 |
7 |
4 |
|
|
|
2 |
|
3 |
Ц. Катя |
7л. 4м. |
7 |
3 |
7 |
7 |
7 |
7 |
|
|
|
3 |
Ш.Леша |
7л.5м |
6 |
2 |
4 |
7 |
|
|
|
|
|
4 |
В. Аня |
7л. 5 м. |
7 |
6 |
7 |
6 |
|
|
|
7 |
6 |
3 |
М. Марина |
7л. 3м. |
1 |
6 |
7 |
6 |
|
|
|
6 |
|
3 |
И. Саша |
7л. 6м. |
2 |
6 |
7 |
2 |
|
|
|
2 |
|
3 |
К. Лена |
7л. 4м. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
3 |
Н. Тася |
7л. 8м. |
7 |
3 |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
3 |
С. Диана |
7л. 5 м. |
7 |
3 |
7 |
2 |
|
|
|
2 |
|
3 |
И. Степа |
7л. 3м. |
4 |
6 |
7 |
1 |
|
|
|
|
|
3 |
Б. Катя |
7 л. 7 м. |
5 |
3 |
4 |
2 |
|
|
|
|
|
5 |
Из таблицы 3.6 мы видим, что показатели практически не изменились. Большинство детей положительно относятся к обучению в школе, осознают специфику обучения и его отличие от игры.
Таблица 3.7 Результаты исследования волевой регуляции в структуре монотонной деятельности младших школьников
№ п/п |
имя или код |
возраст, лет, мес. |
уровневые показатели |
саморегуляции |
|||
1 |
Л. Вячеслав |
7 л. 1 м. |
3,0 |
2 |
П. Дима |
7л. 2 м. |
4,0 |
3 |
К. Катя |
7 л.3 м. |
3,0 |
4 |
К. Оля |
7 л. 2 м. |
3,0 |
5 |
З. Савелий |
7 л. 2 м. |
4,0 |
6 |
Т. Владимир |
8 л. |
3,0 |
7 |
М. Кристина |
7 л. 11 м. |
3,0 |
8 |
П. Вика |
7 л. 2 м. |
3,0 |
9 |
Б. Катя |
7л. 11 м. |
3,0 |
10 |
М. Женя |
7л. 5 м. |
4,0 |
11 |
С. Саша |
7л. 5 м. |
3,0 |
12 |
А. Егор |
7 л. 6 м. |
3,0 |
13 |
А. Аня |
7л. 10м. |
3,0 |
14 |
Д. Таня |
7л. 8м. |
4,0 |
15 |
Ю. Виталик |
7л. 6м. |
4,0 |
16 |
Ц. Катя |
7л. 4м. |
3,0 |
17 |
Ш.Леша |
7л.5м |
4,0 |
18 |
В. Аня |
7л. 5 м. |
3,0 |
19 |
М. Марина |
7л. 3м. |
4,0 |
20 |
И. Саша |
7л. 6м. |
3,0 |
21 |
К. Лена |
7л. 4м. |
3,0 |
22 |
Н. Тася |
7л. 8м. |
3,0 |
23 |
С. Диана |
7л. 5 м. |
3,0 |
24 |
И. Степа |
7л. 3м. |
4,0 |
25 |
Б. Катя |
7 л. 7 м. |
3,0 |
Из таблицы 3.7 видно, что показатели на первый месяц исследования учеников находятся в диапазоне оценок ниже среднего уровня, то есть данный показатель отражает не у всех учеников достаточный уровень саморегуляции, при которой учащиеся способны достаточно длительное время выполнять однообразную работу. В процессе работы у них может нарушаться точность и аккуратность выполнения задания.
У 8 учащихся класса выявлен недостаточный уровень саморегуляции. Они неусидчивы, отвлекаются от выполнения задания при появлении незначительных помех. Выполнение монотонного задания может сопровождаться усилением эмоциональной лабильности.
Таким образом, видно, что у трети учеников имеются нарушения произвольности саморегуляции, выражающиеся в неумении школьников подчинить свои действия определенным требованиям, условиям деятельности. На последний месяц исследования показатели учеников остаются неизменными. Результаты исследования антропометрии
Таблица 3.8 Антропометрические показатели
Показатели |
на первый месяц |
на последний месяц |
Рост, см |
123,0±0,5 |
125,0±0,5 |
Вес, кг |
24,3±0,8 |
25,9±0,8 |
Окр.гр.клетки, см |
57,8±0,5 |
58,2±0,5 |
Окр.головы, см |
52,5±0,5 |
55,4±0,5 |
Из данных таблицы мы видим, что рост учащихся увеличился по сравнению с исходными данными на 2,0±0,5 кг, вес увеличился на 1,6±0,8 кг, окружность грудной клетки на 0,4± 0,5 см, окружность головы на 2,9± 0,5 см., что свидетельствует о хорошем физическом развитии, в соответствии с возрастом учащихся.
Выводы
По результатам наших исследований мы можем сделать следующие выводы:
1. Группа обследуемых детей по антропометрическим показателям развивается в соответствии с возрастными нормами.
2. Психическое развитие. Большая часть обследованных учеников на первый месяц исследования имеют довольно низкий объем внимания, что способствует низкой успеваемости в школе, трудностям при обучении, низкой концентрации на предмете изучения. К концу исследования (на последнем месяце) выявлено улучшение показателей группы, переход от низкого к среднему уровню показателей объема внимания, что достигается постоянной учебной деятельностью, тренировкой внимания.
Из группы 56% обследованных учеников на первый месяц исследования имеют довольно низкие показатели мнестической деятельности. В процессе урока они не могут воспринимать материал из-за малого объема кратковременной памяти, что говорит о снижении функциональных возможностях нервной системы. Это, в свою очередь, приводит к трудностям обучения в школе. К концу же исследования среднее значение показателей возросло от низкого уровня до среднего уровня, что указывает на соответствующий возрасту объем произвольной кратковременной слуховой памяти и способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.
. Личностное развитие. Большинство детей положительно относятся к обучению в школе, осознают специфику обучения и его отличие от игры. В свою очередь низкая степень осознания обучения и неготовность к систематическому школьному обучению у 4 обследованных учащихся может быть вызвана социальной, педагогической запущенностью.
Исследования показателей уровня волевой регуляции учеников находятся в диапазоне оценок ниже среднего уровня, то есть данный показатель отражает не у всех учеников достаточный уровень саморегуляции, при которой учащиеся способны достаточно длительное время выполнять однообразную работу. В процессе работы у них может нарушаться точность и аккуратность выполнения задания.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что на психическое и физическое развитие учащихся первого класса (детей 7-8 лет) в значительной степени влияет адаптация к новым условиям познавательной деятельности. Смена обстановки, новый коллектив в значительной степени влияют на успеваемость в школе.
дети школьный успеваемость психофизиологический
Список литературы
1. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. заведений/М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер.- 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.-416 с.
2. Виноградова А.Д., Коновалова И.А., Михаленкова И.А., Посохова С.Т., Хилько А.А., Шипицына Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие/ Под науч. ред. Л.М. Шипицыной — СПб.: Речь, 2008.- 48 с.
. Гербова В.В. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей дет. Сада/В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; Сост.Г.М. Лямина.-М.: Просвещение,1984.-288 с.
. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие/ В.Г. Каменская.- М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2010.-288 с.
. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-6 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2004.- с.104
. Петрова Л.И. Дестккая психология. Адаптация ребенка в современном мире/ Л.И. Петрова.-Ростов н/Д.: Феникс,2007.-385 с.
. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ.образоват.учреждений сред.проф.образования/ М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов.-7-е изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2009.-384с.
. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.-СПб.: Речь, 2006.- 384 с.
. Шпаргалка по психологии.- М.: Издательство «Окей-книга», 2009.- 40 с.
Приложение 1
«Мотивация учения»
Приложение 2
«Раскрашивание кружков»