Адаптация 3

Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Результатом может стать адекватный механизм, приводящий кадаптированности,обеспечивающей успешность последующей учебной деятельности. Или и неадекватный механизм приспособления (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий кдезадаптированности ребенка.

Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Процесс её развития начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок узнает любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия.

Адаптация к школе имеет две составляющие: физиологическую и социально-психологическую.

Физиологическая адаптация:

Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

Следующий этап – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Продолжительность всего периода адаптации приблизительно 5 – 6 недель, а особо сложными являются 1 и 4 недели (но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны).

 Социально-психологическая адаптация

Возрастные кризисы. Один из них – кризис 7 ( 6 ) лет. В этот периоды происходят существенные изменения в организме ребенка: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к повышенной утомляемости, раздражительности, перепадам настроения, при этом дети начинают болеть, проявляют ранимость. Происходят значительные изменения в характере (дети становятся упрямыми, капризными).

Изменяется социальный статус ребенка, появляется новая социальная роль «ученик». Это влечет за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей.

19 стр., 9433 слов

Адаптация детского организма к условиям дошкольного учреждения

... организма к климатогеографическим условиям (биологическая адаптация) должен обладать способностью приспособления к условиям социальным. Способность человека менять свое поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Социальная адаптация - приспособление ... созревание сложных систем организма ребенка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям ...

Психологическая готовность к обучению в школе  включает:

  • развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой;
  • развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми и взрослыми);
  • саморегуляцию и произвольность (умение  слышать, слушать и выполнять инструкцию, вести себя  в соответствии с общепринятой нормой поведения);
  • интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов).
  • сформированность «внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей.

Еще один важный аспект социально-психологической адаптации детей к школе – адаптация к детскому коллективу. Чаще трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных детей в семье. У таких детей нет достаточного опыта взаимодействия со сверстниками. Родители таких детей могут столкнуться с нежеланием ребенка ходить в школу, с жалобами на то, что их обижают и т.п.

Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях, способностях, человеческих качествах. Так постепенно складывается  наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия.

4. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [1] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  • Лист ответов
  • Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу, №3 – твое настроение на уроке чтения, №4 – твое настроение на уроке письма, №5 – твое настроение на уроке математики №6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем, №7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками, №8 – твое настроение, когда ты находишься дома, №9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки, №10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место желтого цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

  • 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
  • 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
  • 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
  • Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

14 стр., 6949 слов

Идентификация как механизм адаптации к школьной жизни у первоклассников

... В представленном реферате рассматривается проблема психологической готовности детей к школе и идентификация как механизм адаптации к школьной действительности у учащихся первых классов.Поступление в первый ... класс школы коренным образом меняет поло-жение ребенка. Учение становится для ...

  • Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
  • 10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
  • Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта, Справедливость – обида – блок личностного роста, Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,  Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии, Скука – восхищение – блок познания.

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

  • с положительным отношением к школе
  • с амбивалентным отношением
  • с негативным отношением

Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

25 стр., 12301 слов

Психофизиологические особенности адаптации детей к школе,и их учет педагогами

... внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе. Период адаптации играет очень важную ... У ребенка возникает чувство неадекватности, неполноценности, неуверенности в правильности собственного поведения. В более тяжелых случаях возможно возникновение школьного невроза, психогенной школьной дезадаптации. ...

Далее заполняется сводная таблица <Приложение 3>. Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в целомфизиологический компонент адаптации первоклассника к школе. Для удобства все данные можно свести к трем категориям:

  • достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме)
  • частичный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс)
  • недостаточный физиологический уровень адаптации (заболевания в период адаптации, психосоматические проявления, низкий энергетический баланс)

Суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонентаадаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе.

Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

  • достаточный
  • частичный
  • недостаточный (или дезадаптация)

Литература

  1. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.

Составляющие школьной адаптации подробнее.

1. Организационная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе организации жизни: к новым требованиям, правилам, режиму дня, обязанностям, статусу, т.е. критерием школьной адаптации в данном случае выступает готовность первоклассника к принятию новой социальной позиции школьника. Мы считаем, что в данном случае в качестве показателей адаптированности могут выступать (1) сформированность позиции школьника и (2) принятие ребенком школьных правил. Первое означает сформированность положительного отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, стремления к социально-нормированным формам поведения, к овладению социально значимы ми знаниями и умениями. Это готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом.

2. Учебно-мотивационная адаптация. Начало обучения ребенка в школе позволяет ему занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности. М.В. Матюхина пишет: «Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается системой мотивов, имеющей сложный и многоуровневый характер. Сформированность этой системы является одним из условий, необходимых для успешной учебной деятельности на протяжении всего школьного периода. А формируется желание учиться главным образом в младшем школьном возрасте, и

от того, насколько качественно оно сформировано, во многом зависит успешность всего дальнейшего обучения» [5; 25].

Таким образом, в качестве второго критерия школьной адаптации может вы-

ступать мотивация учения. По изменению данного параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.

6 стр., 2531 слов

Анализ методик для определения готовности детей к школе

... заранее, еще до начала школьного обучения выяснить, насколько психические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Если такое соответствие есть, то ребенок готов к школьному обучению, т.е. он готов ... как основу для вывода о школьной незрелости (неготовности к школе). Отчасти это объясняется недостаточностью информации о психическом развитии ребенка, которую предоставляет этот тест. Так, ...

3. Психологическая адаптация. В исследовании процесса школьной адаптации значимость приобретает анализ эмоциональных проявлений. Это связано с тем, что новые требования изменяют состояние эмоциональной сферы, вызы вая неспецифическую, стрессовую реакцию организма, вплоть до возникновения пограничных нервно-психических расстройств. В связи

с этим наше внимание должно акцентироваться не только на успеваемости и поведении ребенка, но и на изучении психологического здоровья первоклассников. В данном случае критерием школьной даптации может выступать эмоциональное состояние ребенка в школе. Так, Л.А. Ясю-кова утверждает, что «при изучении процесса школьной адаптации важно знать

эмоционально-энергетические особенности ребенка и особенно степень сбалансированности эмоционального реагирования. При тенденции к доминированию отрицательных эмоций, повышенной тревожности,

появлению страхов происходит фиксация на трудностях и неудачах, активность парализуется, и адаптация замедляется» [8; 48].

Пока в науке не выработаны удовлетворительные показатели для характеристики психологического здоровья, оно оценивается по отсутствию отклонений в эмоциональной и поведенческой сферах. Наиболее информативным, прогностически значимым и потому чаще используемым показателем в этом плане является характеристика уровня тревожности, а также эмоциональное состояние ребенка в различных школьных ситуациях.

4. Социальная адаптация. Одним из основных критериев школьной адаптации являются особенности поведения ребенка в школе: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и учителем. По мнению Т.В. Костяк в начальной школе способность ребенка к конструктивному взаимодействию в новой социальной среде зависит от опыта семейных отношений, а также от содержания и характера

трансляции школьных норм. Знакомясь с новыми формами социального поведения, дети начинают экспериментировать с ними, пытаясь применять их в образовательном учреждении и в семье. Налаживая отношения со взрослыми и сверстниками (как формальные так и неформальные), ребенок

отбирает те образцы поведения, которые согласуются с имеющимся у него представлением о мире и о себе и пытается приспособить усвоенные правила к конкретной ситуации. В этом проявляется активный характер адаптации к школе, с одной стороны позволяющей раскрыться индивиду-

альности ребенка, а с другой – определяющей различные отклонения в социальном поведении. Индивидуальный стиль жизни, основные черты которого формируются к началу школьного обучения, позволяют ребенку гибко использовать усвоенные нормы в соответствии со своими представлениями и ожиданиями значимых взрослых [4].

Эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно ребенок воспринимает себя и свои отношения с другими людьми. Таким образом, основным индикатором трудности процесса социальной адаптации являются негативные изменения в поведении ребенка: это могут быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Иногда возникает чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. Итак, основными показателями успешной адаптации ребенка к школе являются положительное отношение ребенка

к школе, принятие школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, формирование адекватного поведения.

22 стр., 10594 слов

Адаптация леворуких детей к систематическому школьному обучению

... адаптации леворуких детей в школе. Методологический аппарат исследования. Тема: Проблема адаптации леворуких детей младшего школьного возраста к систематическому школьному обучению. Область исследования: психология и педагогика Объект исследования: леворукость детей. Предмет исследования: адаптация леворуких детей ...

Совокупность данных признаков (показателей) характеризует степень адаптированности ребенка в школе, в то время как отклонения в определенной сфере свидетельствуют о нарушениях приспособления к школе и риске дезадаптации. Решение проблемы школьной адапта-

ции в контексте оптимизации личностного развития предусматривает не только отслеживание динамики приспособления первоклассников к школе, но и прогнозирование их индивидуального развития. С этой целью необходимо определить комплекс диагностических методик, направленных

на изучение выделенных нами ранее показателей адаптированности детей к школе.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения особенностей школьной адаптации нами была разработана программа «Исследование адаптации первоклассников» [6]. Данная программа включает пять методик:

1. «Беседа о школе». Эта методика, разработанная Т.А. Нежновой, направлена на выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, принятия 6–7 летним ребенком возрастного статуса.

2. Исследование мотивации учения М.Р. Гинзбурга. Методика направлена на

изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

3. Цветовой тест Люшера (в модификации Л.А. Ясюковой).

Этот метод на-

правлен на определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в определенных учебных ситуациях.

4. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (автор – А.М. Прихожан), позволяющая определять уровень школьной тревожности, анализировать школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.5.Карта наблюдений Д. Стотта, выявляющая формы дезадаптированного поведения ребенка, а также особенности его

взаимоотношений с окружающими.

Показатели адаптированности ребенка

Сформированность позиции школьника. Принятие школьных правил

Доминирование учебных мотивов. Отсутствие значительных сложностей

в обучении Хорошее самочувствие. Отсутствие эмоционального дискомфорта. Умеренная тревожность. Общительность. Усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене

Критерии школьной адаптации

Принятие новой социальной роли. Учебная мотивация. Эмоциональное самочувствие ребенка в школе. Особенности поведения ребенка

в школе

Составляющие школьной адаптации

Организационная. Учебно-мотивационная Психологическая Социальная. адаптации детей к школе