1. Предмет и задачи курса «Методика преподавания социальных наук в вуЗе»

Методика преподавания и конкретизирует опыт педагогической деятельности, в чем проявляется ее теоретический статус, и как практическая (прикладная) наука стремится выработать ряд конкретных положений, знание которых является необходимой предпосылкой становления педагога. Любая человеческая деятельность осуществляется с помощью различных приемов, средств и методов.

Метод — способ действия. Его основная цель состоит в рационализации человеческой деятельности, достижении максимальных целей при минимальных затратах.

Методика представляет собой совокупность конкретных приемов осуществления тех или иных методов или способов действия.

методика преподавания является потребителем теоретического знания весьма широкого диапазона, начиная от философии и кончая риторикой и информатикой. Непосредственной теоретической основой для методики преподавания является педагогика, включающая дидактику и теорию воспитания и конкретизированную в форме педагогики высшей школы.

Структура методики в целом и методики преподавания, в частности:

• методика;

•методика различных сфер деятельности (материально-производственной, научно-исследовательской, художественной, педагогической);

•методика преподавания (школьного, среднего специального, вузовского обучения);

•методика преподавания общественных наук, (методика преподавания естественных наук) в вузе;

•методика преподавания конкретной общественной науки в вузе (методика преподавания философии, экономики, истории, политологии, культурологии, социологии и т. д.);

•методика лекций (семинарских занятий) по конкретной общественной дисциплине;методички по отдельным темам того или иного курса.

Если обратиться к методике преподавания социологии в вузе, то такая методика будет включать в себя ряд общих вопросов методического характера, затем некоторые общие моменты, касающиеся преподавания общественных наук в вузе и, наконец, нечто, что касается собственно социологического знания, т. е. методических рекомендаций, касающихся либо тем лекционного курса, либо специфики проведения семинарских занятий по социологии. Все это и будет составлять структуру методики преподавания социологии в вузе.

13 стр., 6203 слов

Теория и методика социологии труда

Теория и методика социологии труда. Лекция 1. 06.02.12 требования к рефератам: 8 ... пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком. ф.как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления вы рабатывает ... - нравственными измерениями становится гуманизм.   взаимосвязь соц.работы и социологии. Социология занимает ведущие позиции как в процессе практической деятельности,так и ...

Программа курса «Методика преподавания социальных наук» составлена с учетом государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения им квалификации «Преподаватель». Программа по дисциплине структурно делится на пять тематических блоков: «Предмет и задачи курса «Методика преподавания социальных наук», «Преподавание социальных наук в современной России», «Методика преподавания социологии в ВУЗе», «Принцип наглядности в процессе обучения социальным наукам», «Методическая работа преподавателя на кафедре: содержание и формы». Последовательность изучения каждой темы курса задается важностью данных проблем для освоения курса и логикой введения студента в содержание дисциплины.

При очевидной значимости курса «Методики преподавания социальных наук» для подготовки будущих преподавателей социологии, его концепция и содержание пока недостаточно разработаны в специальной литературе, практически отсутствуют необходимые учебники и учебные пособия. Основная причина подобной ситуации видится в трудностях институциализации в России этой достаточно молодой из дисциплин социально- гуманитарного блока как в статусе академической науки, так и учебной дисциплины.

В овладении курсом можно выделить три основных уровня:

• - репродуктивный- получение методических знаний по дисциплине;

• - уровень постижения методических знаний- прежде всего, написание планов и текстов лекций,

• - уровень приобретения определенных навыков- прежде всего, проведение лекций и моделирования ситуаций семинарских занятий в рамках учебной деловой игры.

Каждый уровень подготовки будущих преподавателей предполагает оценивание, фиксацию индивидуальных достижений и формулирование заданий, способствующих их дальнейшему профессиональному становлению.

Основными целями данного курса является знакомство студентов с методикой преподавания социологии как науки, методами педагогического исследования, основными факторами обучения социологии в ВУЗе, а также подготовка их к педагогической практике.

9 стр., 4315 слов

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

... дать следующее определение социологии: Социология - наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и общества в целом, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями и ... задача экономической и других специальных общественных наук, а второе- задача социологии. Задачи социологии определяются тем, что наблюдать социальные процессы и явления, а затем описывать ...

3.Национальные особенности преподавания социологии в вуЗах Западной Европе и сша

Рассматривая английскую традицию преподавания социологии, необходимо констатировать ее близость к таким наукам, как психология, политология и экономика. В Кембридже, например, социология включена и преподается на факультете социальных и политических наук.

Программа по социологии здесь включает несколько комплексных курсов: общий курс (введение в социологический анализ, сравнительная общественная социология, социальная психология, компьютерные и количественные методы в социологии), теоретический курс (социология отклонений и социальный контроль, социология политических систем, сравнительная историческая социология, социология религии, социология индустриального общества), объединенный курс социальных наук (психология и социология, экономика и социология, социология и политика).

Особое внимание в предлагаемых курсах уделяется истории социологии. В них включены вопросы эволюции науки, анализ различных учений в исторической ретроспективе, так или иначе связанных с развитием теории социологии («Дарвинизм и социология», «Фрейд, психоанализ и XX век», «Франкфуртская школа», «Ключевые проблемы теории феминизма» и др.).

В ведущих университетах Великобритании в курсах по социологии важное место занимают дисциплины, раскрывающие методы проведения социологических исследований. В Оксфорде, например, читаются расширенный курс «Методы социологического исследования», «Теория игр», «Социальная статистика», «Социологический анализ».

Во Франции и Швейцарии социологическое образование в последние годы в значительной степени связано с политологическим. В Женевском университете, например, в программах по социологии политический аспект был особенно усилен, когда в 1974 г. при департаменте социологии факультета экономических и социальных наук была сформирована научно-образовательная программа в области политической социологии. Данная программа разрабатывалась при непосредственном участии таких институтов, как: Международный институт социальных исследований, Международная ассоциация социальной безопасности, Школа социальных и педагогических наук в Лозанне, Институт европейских исследований.

3 стр., 1153 слов

Статус в социологии и социальной психологии

... статуса которое мыможем встретить как в социологии так и в социальной психологии.Используя заоснову курс лекций по социологии и Социальную психологию ДэвидаМайерса попробуем сравнить, что данное ... своих размышлений данные самыхразличных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одномракурсе изучения личности - личность как источник социальной жизни, как ееединственный реальный ...

Анализируя позиции социологии в научно-образовательных программах Женевского университета, нельзя не отметить ее влияние на формирование учебных программ, реализуемых департаментом религиоведения. Базовыми теоретическими курсами здесь являются: «Социология религии», «Религия и общество», «Религия как социальное явление».

Программа по социологии Женевского университета довольно близка по своему содержанию к существующей в Институте политических наук в Тулузе (Франция).

Здесь политологическое образование как бы опирается на социологические приемы и методы. Основные курсы: «Социологические основы политологии», «Социальная природа политических институтов», «Введение в социологию политических систем», «Социальные движения и политические институты» и др.

Особенности преподавания социологии во французской Школе высших исследований в области социальных наук в Париже состоят в том, что в ее образовательных программах присутствуют искусствоведческий и культурологический контексты. Лекционные и семинарские занятия распределены по тематическим блокам. Первый включает дисциплины, изучающие введение в социологию искусств и культур. Второй — дисциплины по социологии общественного и природного пространства: Третий — дисциплины по социологии отдельных видов искусств и гуманитарных наук: филология, музыка, визуальное искусство. Четвертый -собственно социологические курсы (социология общественных движений, социология этики, социология здоровья, болезней и медицины).

9 стр., 4204 слов

Социология наука об обществе

... и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Социология - наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах ... США работает 90 000 ученых в области социология, 250 факультетов выпускают людей с социологическим образованием. В нашей в 1989 г. был первый ...

Семинары обычно организуются учеными и сотрудниками центров социологических исследований, представителями служб занятости, различных общественных и профессиональных объединений.

Характеризуя немецкую школу преподавания социологии, следует отметить ее близость к таким научным дисциплинам, как педагогика, психология, политология, наука о спорте. В университете г. Констанца, например, социологическое отделение является частью факультета социальных наук, в который также входят отделение педагогики и отделение теории спорта. В Тюбингенском университете социология включена в программы философского отделения гуманитарного факультета, где параллельно преподаются философия, педагогика, психология, теория спорта, политология, культурология.

Основные аспекты социологического образования в США

Институциализация социологического образования в США за последние десять лет вполне закономерно обратила внимание специалистов к своему опыту США, где преподавание социологии имеет давние традиции.

она имеет, по крайней мере, два важнейших аспекта:

1) Чрезвычайно обостренное чувство социальной реальности. Восприятие общества как живого процесса видоизменения социальных форм, за которым скрываются судьбы конкретных людей. Иными словами, к каким бы школам ни относился тот или иной американский социолог, он никогда не теряет из поля зрения «человеческое измерение» теоретической или эмпирической деятельности в области социологии, которая менее всего рассматривается им как наука об абстракциях. Назовем это «гуманистическим нервом» социологии.

2) Высокая степень управляемости общественными процессами внушает социологам чувство повышенной ответственности, причастности к решению кардинальных проблем в области экономической, политической и духовной жизни. В каком-то смысле американские социологи ощущают себя представителями «социальной медицины», т. е. предупреждают, диагностируют и лечат общественные недуги, а потому выступают исполнителями особой миссии, связанной с высоким общественным предназначением науки.

4 стр., 1910 слов

Темы ов для аспирантов по психологии высшей школы Требования к специалисту с высшим образованием и особенности развития личности студентов

... . Современные технологии обучения в вузе: их сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. № 2, 7. Основы педагогики и психологии ... . Анализ использования студентами свободного времени в дни самостоятельных занятий // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Экспериментальная, профилактическая и тропическая медицина. 1995 ...

«Медицинский» подход к социологии требует от социологов подчеркнуто неформального, искреннего внимания к индивидуальным человеческим судьбам, биографиям, жизненным обстоятельствам, проблемам и трагедиям. По определению «гиппократовой клятвы» социологов, общее никогда не должно заслонять собой частное и индивидуальное.

Что же касается ярко выраженного нравственного измерения социологической культуры в США, то вполне ощутима его генетическая связь с протестантизмом, требующим повседневного симбиоза упорного труда, материального прогресса, веры и практической нравственности. Впрочем, веберовская концепция «протестантской этики» уже дала классическое описание этого исторического феномена.

Поэтому, как представляется, не столько теоретические новации и достижения, достаточно хорошо известные по многочисленным публикациям у нас, сколько аксеологическнй и сугубо этический фактор поднимают социологическую культуру в США на большую высоту. Именно там, человеческий фактор, так и не ставший у нас чем-то реальным, выстраивает логику научного исследования и практику преподавания.

Анализируя учебные планы и разработки, применяемые в американских университетах и колледжах, знакомясь с практикой преподавания, всякий раз убеждаешься, что ни с технической, ни с содержательной точки зрения система преподавания не заслоняет нравственного смысла социологической науки, ее гуманистического значения.

6 стр., 2695 слов

Для развития общества и человечества в целом все более актуальным становиться изучение содержания и закономерностей процесса развития ребенка в Детстве, а

... . Конфигуративная культура свойственна для времени, характеризующегося ускоренным развитием общества и технических средств, что делает опыт предыдущих поколений ... сильны» (Толстой, 1951, с. 329) . Для развития общества и человечества в целом все более актуальным становиться изучение ... содержания и закономерностей процесса развития ребенка в Детстве, а Детства в обществе. На сегодняшний день существует ...

4.Состояние и перспективы развития системы образования рф на современном этапе: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г и социальные науки

Состояние и перспективы развития системы образования РФ на современном этапе:

1.1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г и социальные науки.

Высшее образование — это система подготовки специалистов высшей квалификации для различных областей производства, управления и культуры, это такой образовательный институт, который формирует интеллектуальную элиту общества, готовит высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих дальнейшее развитие науки, техники и образования, без чего невозможен дальнейший рост и развитие общества.

Система высшего образования включает в себя университеты, академии, институты, колледжи и училища высшего типа, которые в своей совокупности представляют собой целостную систему высшего образования. Сюда же относятся и такие специальные заведения, как духовные семинарии. Кроме указанных уровней система образования включает в себя специальные учреждения, в рамках которых осуществляется послевузовская подготовка и переподготовка кадров высшей квалификации. В качестве таких учреждений выступают академии и институты, в стенах которых повышают свою квалификацию врачи, учителя, юристы, вузовские работники, работники сферы управления и т. д.

Стихийность перестройки системы образования дает о себе знать в появлении негосударственных учебных заведениях; в расширении числа учащихся в государственных вузах, самостоятельно оплачивающих свою учебу; в преобразовании ряда институтов в университеты и академии; в появлении новых учебных учреждений (колледжей и лицеев) и разных уровней обучения (бакалавр, магистр); в изменении сроков обучения; в произвольном изменении учебных планов специальностей; в изменении планов курсов и т. д. Как результат этой стихийности выпускники разных типов средней школы могут иметь разный уровень знания; выпускники сельских школ будут все больше и больше отставать от выпускников школ городских, тем более колледжей и лицеев; выпускники негосударственных вузов несколько отличаются от выпускников государственных вузов и, как правило, не выдерживают конкуренции при поступлении в аспирантуру; магистратура приобретает вид какого-то дополнительного образования, которое не имеет пока особой социальной ценности; изучение общественных наук в разных вузах осуществляется по-разному (по разным программам и разным учебникам), на основе чего теряет смысл вступительный экзамен по философии в аспирантуру (т.к. нет единых программ вступительных и кандидатских экзаменов по этому предмету) и т. д. и т. п.Как реакция на эти стихийные процессы перестройки системы образования имеет место стремление государства повлиять на сложившуюся ситуацию путем введения лицензирования и аккредитации вузов (и не только негосударственных), создание государственных образовательных стандартов и программ курсов; новых учебников и учебных пособий.

Меняющаяся роль образования и его задач в современном обществе — стратегический вопрос, широко обсуждаемый в мире. Лидеры крупнейших держав определяют подходы в сфере образования и задают контуры общенациональных дискуссий. На наших глазах образование превращается в важнейшую социальную ценность и один из главных пунктов борьбы за социальную справедливость, достоинство и права человека.

Безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому в развитии российского общества предполагается «опережающий рост ассигнований на цели здравоохранения, образования и культуры по сравнению с большинством других направлений государственных расходов. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно «социальный заказ» общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века.

Таким образом, модернизация образования в целом и высшего (университетского) в частности является точкой роста и одновременно — приоритетным направлением для развития и обновления экономики, науки и формирования гражданского общества. «Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление…» .

Процессы обновления в системе высшего образования за последние 10−15 лет во многом были поддержаны своевременно принятым Законом РФ «Об образовании», а также сравнительно давней академической традицией организационной культуры взаимодействия Российской высшей школы, основанной на принципах демократизма и коллегиальности. Важным социальным фактором развития высшего и университетского образования в условиях жесточайшего экономического кризиса последнего десятилетия явилось растущее стремление российских граждан к получению высшего образования, которое, собственно, и стало ключевой предпосылкой сохранения сети государственных вузов, а также открытия новых, в том числе частных, вузов. Сегодня большинство населения осознало, что только образование дает шанс занять достойное положение в обществе.

Если говорить об основных задачах обновления высшего образования, то они также носят, прежде всего, социальную направленность в своих формулировках:

— обновление содержания высшего образования и повышение его качества;

— равенство доступа к образованию;

— формирование эффективных механизмов трансляции социального заказа системе высшего образования;

— расширение участия общества в управлении образованием.

В целом подобные задачи так или иначе ставились и на предшествующих этапах (70-е, 80-е гг.), но «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» (Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 Москва N 393) вносит несколько иные содержательные смыслы.

Если модернизация высшего образования 70-х годов может быть охарактеризована как научно-технологическая, а процессы преобразований конца 80-х и 90-х годов можно назвать организационно-управленческими, то современный этап модернизации российского высшего образования следовало бы назвать социально-технологическим. Это значит, что в условиях, когда образование превратилось в главный стратегический ресурс развития любого общества и каждого отдельного человека, требуется разработка научно обоснованных технологий партнерского взаимодействия всех субъектов совокупной образовательной деятельности. Этому сегодня должны соответствовать содержание и методы обучения, отражающие интересы вуза, студента и общества в целом. Именно в этом контексте должно быть обеспечено равенство доступа граждан к высшему образованию. Только на основе принципов социального партнерства можно сегодня спроектировать эффективные механизмы трансляции социального заказа системе высшего образования.

Таким образом, современный этап модернизации высшего образования, являясь важнейшим звеном социальной политики Российского государства, характеризуется процессом смены образовательных парадигм.

Новая парадигма — результат новых условий для высшего образования в XXI веке, предъявляемых, прежде всего, к университету, важнейшие из которых следующие:

— различия между многими научными достижениями и высокотехнологичной практикой становятся все более несущественными, условными;

— фундаментальные открытия все более непосредственно влияют на процесс производства;

— существенные изменения экономических, политических, культурных, национально-этнических отношений, выдвигающих принципиальную задачу активизации инновационных способностей преподавателей и студентов как потенциального источника настоящих и будущих преобразований в обществе.

Говоря о социальном месте университета в этих условиях, необходимо подчеркнуть: университет должен обеспечивать сочетание своих собственных культурно-образовательных интересов с решением задач региона, в котором он находится, важнейшими из которых являются:

— проблема равенства доступа к высшему образованию, особенно среди малоимущих слоев населения;

— проблема непрерывного образования, связанная в недалеком будущем с неблагоприятной демографической ситуацией, в результате которой к 2008−2010 гг. произойдет резкое снижение количества выпускников средних школ;

— проблема открытого дистанционного обучения как одного из эффективных способов восстановления и развития инновационного потенциала многих людей с высшим образованием через переподготовку с помощью информационных компьютерных технологий и глобальной сети Internet.

Таким образом, десять лет назад были сформулированы цели и направления реформирования российской системы образования. Последовательный курс на их реализацию позволит отечественному образованию сохранить конкурентноспособность и подняться на уровень решения задач особой сложности, которые возникли перед Россией в постиндустриальную информационную эпоху.

Хотя обозначенный в Концепции срок («до 2010 года») закончился, ее реализация далека от завершения. Общество ожидало появления нового документа, определяющего развитие на следующее десятилетие. Предполагалось, что этот документ должен, во-первых, развивать основные положения предыдущего, во — вторых, в связи с актуализацией задач модернизации страны и формированием «стратегии 2020» — определить приоритетные задачи реформирования системы образования и наметить пути их решения.

5.Состояние и перспективы развития системы образования рф на современном этапе: Болонский процесс и его значение для развития образования в рф

6.Преподавание социальных наук в Российской империи, Советском Союзе и постсоветской России: преподавание социологии в 19- нач20 в. ecsocman.hse.ru/data/852/785/1219/20_Boronoevx2c_Ermakovich.pdf

Александр Сергеевич ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ

Лаппо-Данилевский считал, что цель гуманитарной науки — это выяснение психического содержания социальных и культурных фактов, а на основании этого построение типологической конструкции. Основными типологизирующими дисциплинами, по его мнению, являлись история и социология.

Богдан Александрович КИСТЯКОВСКИЙ (1868—1920

Павел Иванович НОВГОРОДЦЕВ

Вениамин Михайлович ХВОСТОВ

Лев Иосифович ПЕТРАЖИЦКИЙ, ЗВОНИЦКАЯ, П.А. СОРОКИН, К.М. ТАХТАРЕВ

7.Преподавание социальных наук в Российской империи, Советском Союзе и постсоветской России: преподавание социологии в перестроечный и постперестроечный период

9.Нормативная основа преподавания социальных наук: закон РФ «об образовании».

10.Нормативная основа преподавания социальных наук: государственный стандарт высшего образования по специальности «социология».

Государственный стандарт высшего профессионального образования — государственный документ, определяющий деятельность вуза. (теоретическая модель вуза, которая устанавливает, какое учреждение может именоваться вузом, что для этого необходимо, какой объем знаний, профессиональных навыков и умений вуз должен обеспечить своим выпускникам, определяется статус вузовского диплома, а также тот вид работ и штатных должностей, которые может занимать выпускник вуза).

Следующим шагом стандартизации вузовской деятельности является государственный документ, определяющий теоретическую модель специалиста с высшим образованием по каждой конкретной специальности.

В 2008 году 11 ведущих российских вузов сформировали рабочую группу по разработке федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по направлению «Социология». ГУ-ВШЭ координировал эту деятельность. Разработанный консорциумом проект ФГОС был признан лучшим по итогам конкурса.

Новый стандарт сильно отличается от ФГОС второго поколения. В нем не фиксируется содержание образования, т. е. не определяется, что именно должно преподаваться в рамках той или иной дисциплины. Упор же делается на совокупность общекультурных и профессиональных компетенций, которые должны формироваться в процессе обучения. По параметрам «знать — уметь — владеть» расписаны все основные блоки дисциплин. Другое отличие связано с тем, что расчёты делаются не в часах, а в зачетных единицах (кредитах).

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В Бакалавриате доля интерактивных занятий составит не менее 20%, в магистратуре — не менее 40%.

Подготовка по квалификации (степени) магистра имеет в ФГОС свою специфику по сравнению с бакалавриатом. Немного упрощая, в бакалавриате должны формироваться компетенции, связанные со способностью понимать сложные процессы, анализировать потоки информации, коммуницировать в разных средах, то в магистратуре упор делается на компетенции, связанные с самостоятельным формулированием задач, моделированием процессов, организацией сложных проектов. Это следующая ступень в профессиональном и личностном развитии.

Появились новые требования к учебно-методическому и материальному обеспечению учебного процесса. В целом эти требования стали более конкретными. Например, в библиотеке вуза, помимо учебников и научных изданий, должны быть современные ведущие журналы. В проекте не предписывается, какие именно журналы следует иметь. Дается длинный, подготовленный экспертами список, из которого необходимо обеспечить не менее пяти отечественных и пяти зарубежных наименований, что вполне посильно для любой библиотеки. При этом важно то, что не обязательно все подписывать в бумажной форме. Можно обеспечивать лицензионный доступ к электронным базам периодических изданий, что намного эффективнее и дешевле.

Студенты также должны иметь доступ к сети Интернет, и не только во время аудиторных занятий, но, что более важно, во время своей самостоятельной подготовки. Без этого готовить современных специалистов уже невозможно. В стандарте написано: «При использовании электронных изданий Вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин из расчета: не менее 1 точки удаленного доступа к сети Интернет на 4 студентов». При этом вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения, включающим пакеты наиболее распространенных программ прикладного характера для целей анализа социологических данных (SPSS, STATA или др.), что тоже очень важно для подготовки социологов.

В магистратуре студенту должна быть предоставлена большая степень свободы. Магистерские программы должны также содержать серьезную исследовательскую составляющую, позволяющую развивать аналитические компетенции студентов. Например, в обязательную часть введен научно-исследовательский семинар как центральный элемент программы.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистрантов к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители предприятий, НИИ, фирм).

Повышены требования к преподавателям, которые должны не просто иметь ученые степени и звания, но должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах (включая журналы из списка ВАК) и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

То, что заложено в новый стандарт, уже успешно апробировано в ГУ-ВШЭ на практике. ГУ-ВШЭ становится одним из ведущих магистерских университетов. По направлению «Социология» в нём открыто пять магистерских программ.

11.Планирование учебного процесса: типовые и рабочие учебные планы

Планирование учебного процесса: типовые и рабочие учебные планы.

Планирующие работу вуза документы можно подразделить на две основные категории. К первой можно отнести планы организационного характера. Это планы работы ученого совета вуза, совета факультета, кафедры, лаборатории, индивидуальные планы преподавателей, аспирантов, магистрантов и докторантов.

Ко второй группе относятся планы содержательного характера, определяющие характер специальности и квалификации. Именно эти планы представляют особый интерес с точки зрения методики преподавания, на них следует остановиться подробнее.

Как и все планы, эти документы имеют свою иерархическую структуру и могут быть представлены в следующей последовательности:

• государственный образовательный стандарт (варианты: высшего образования, гуманитарного образования, специальности);

• учебный план специальности;

• рабочий план и расписание занятий;

• план (и программа) курса отдельной дисциплины;

• план лекции;

• план семинарского занятия.

Все эти документы и планы определяют общую деятельность ву

за, деканата, кафедры, преподавателя и студента. Рассмотрим кратко

их функциональные особенности.

Методическое обеспечение является неотъемлемой составной частью учебного процесса и способствует качественному усвоению программ подготовки.

Методическое обеспечение учебного процесса включает учебно-методическую документацию по специальности (направлению), учебно-методическую документацию по каждой дисциплине, а также учебники и учебные пособия, дидактические материалы, наглядные пособия, компьютерные программы по дисциплине и др.

Учебно-методическая документация по специальности состоит из:

1. государственного стандарта образовательно-квалификационного уровня, содержащий квалификационную характеристику, образовательно-профессиональную программу подготовки, учебные программы нормативных дисциплин и государственные тесты — комплексные контрольные задания;

2. учебных и рабочих учебных планов;

3. рабочих программ по всем дисциплинам (обязательных и выборочных);

4. программ практик.

Учебно-методическая документация по специальности разрабатывается (за исключением ее части, которая является государственным стандартом образования) выпускающими кафедрами и рассматривается советом факультета. Учебные и рабочие учебные планы утверждаются ректором. Учебно-методическая документация по специальности сохраняется на выпускающих кафедрах, в деканатах, в учебно-методическом и в учебном отделах университета.

Учебно-методическая документация по дисциплинам содержит следующие документы:

1. учебную и рабочую программы дисциплины;

2. инструктивно-методические материалы к семинарским, практическим, лабораторным занятиям и самостоятельной работы студентов;

3. опорно-логические конспекты;

4. учебные пособия;

5. учебники;

6. сборники задач, задач и т. п.;

7. индивидуальные семестровые задания для самостоятельной работы студентов по учебным дисциплинам;

8. тематику курсовых, дипломных работ и рекомендации об их выполнении;

9. контрольные задания по учебным дисциплинам для проверки уровня усвоения студентами модулей учебного материала;

10. комплект контрольных тестовых заданий или экзаменационных билетов для семестрового контроля по дисциплине и критерии оценки знаний студентов

При необходимости — иные документы по решению кафедры, например, график самостоятельной работы студентов (выполнение контрольных работ, сдачи домашних заданий, курсовых работ и др.).

Учебно-методическая документация по дисциплинам разрабатывается кафедрами, осуществляющих преподавание этих дисциплин. Рабочие и учебные программы каждого предмета согласовываются с кафедрами, где читаются курсы, обеспечиваемые этой учебной дисциплиной, и с выпускающей кафедрой по специальности, рассматриваются методической комиссией факультета.

Программы должны утверждаться не позднее, чем за 3 месяца до начала учебного года, в течение которого изучаются соответствующие дисциплины.

Хотя образовательный стандарт по специальности и содержит перечень предметов, которые должен освоить будущий специалист, с указанием общего количества часов, отводимых на каждую дисциплину, все же этот перечень нельзя назвать учебным планом, т.к. в нем нет соответствующей разбивки учебных заданий по курсам и семестрам. Эта цель достигается только в учебном плане, который также представляет собой государственный документ, утверждаемый соответствующим государственным органом (как правило, министерством образования).

Учебный план специальности представляет собой как бы стратегический план подготовки специалиста. Прежде всего, он устанавливает название специальности, определяет квалификацию и срок обучения. Затем определяется перечень дисциплин, необходимых для подготовки специалиста того или иного профиля. Дисциплины разбиваются на пять основных групп:

• гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

• математические и. естественнонаучные дисциплины;

• общепрофессиональные и специальные дисциплины;

• дисциплины специализации;

• дополнительные виды обучения.

Далее в плане указывается в каком семестре и на каком курсе изучается та или иная дисциплина, сколько отводится часов на ее изучение и какая форма отчетности (зачет или экзамен).

Кроме этого в учебном плане специальности указываются время и сроки проведения различных видов практики, подготовка курсовых работ и дипломных проектов, сроки проведения государственных экзаменов и защиты этих проектов. Весь этот объем работ должен уложиться в отведенные сроки обучения.

На основе учебного плана специальности составляются рабочие планы. Эти планы составляются работниками деканатов соответствующих факультетов и представляют собой дальнейшую детализацию учебного процесса. Особенность этих планов состоит в том, что они составляются для каждого курса и для каждого семестра отдельно. Они помогают более четко организовать учебный процесс, устанавливают связь между деканатом и кафедрами. Последние назначают преподавателей, в центральной диспетчерской вуза запрашивается необходимое количество аудиторий, определяется сменность занятий и время проведения лекций и семинаров. Все эти данные необходимы для составления расписания занятий -основной планирующий и организующий документ, благодаря которому осуществляется реальный учебный процесс.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector