А.П.Чехов. Этапы творчества:

1860 год. Родился А.П. Чехов. /В Таганроге в купеческой семье/.

1876г. — отец разорился и убегает от кредиторов в Москву, оставив двоих сыновей в Таганроге.

1879г. — Чехов оканчивает гимназию и, получив стипендию от купечества, уезжает в Москву, где поступает в МГУ на медицинский факультет и заканчивает его в 1884г. Будучи студентом, начинает писать рассказы и посылает их в Петербург в юмористические журналы, где печатался под псевдонимами «Брат моего брата», «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте».

1880г. — 1-й рассказ «Письмо ученому соседу».

В ранних рассказах у Чехова ещё нет глубины образов. Он создает сотни миниатюр, которые охватывают все многообразие российской обывательской жизни, обратная сторона церковной жизни с ее обрядами, постами, семейно-бытовые сцены, служебно-бытовые отношения и даже общественные явления, «Жизнь прекрасна», «Руководство для желающих жениться», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Брожение умов» и т.д.

В молодости Чехов писал много и легко:

83г. — 120 рассказов

85г. — 129 рассказов

86г. — 112 рассказов

87г. — 66 рассказов

88г. — 12 рассказов

Первая книга Чехова / 1884г/ «Сказки Мельпомены». В 1886г. — 2й сборник «Пестрые рассказы». В 1887году Чехов получил Пушкинскую премию за сборник «В сумерках». Его творчество получило высокое одобрение писателя старшего поколения Григоровича.

1876 г. — первая большая пьеса «Иванов.

В конце 80-х начале 90-х годов Чехов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общественно-политического характера. Острее становятся характеры героев. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его тусклую жизнь, говорит о его невежестве, дикости, жестокости: «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Палата № 6».

1890 г — Он уезжает на Сахалин, через Сибирь на лошадях, чтобы познакомиться с жизнью ссыльных. Прожил он там полгода, принимал участие в переписи населения, посещал рудники, тюрьмы. Вернувшись, написал книгу «Остров Сахалин».

6 стр., 2939 слов

Роль информации в жизни человека и общества

Роль информации в жизни человека и общества. Человек, не отдавая себе отчета ежесекундно, ежеминутно пользуется громадным количеством информации, которую мы получаем от внешнего мира. В нас вложен огромный интуитивно-аналитический аппарат, который непрерывно перерабатывает огромное количество информации. И мы принимаем все решения не просто так, а мы принимаем все решения по результату сбора и ...

1889 г. — Ч. приобрел участок под Москвой (Мелихово), там же он построил две школы, занимался медицинской практикой.

1896 г. — В Петербурге в Александрийском театре состоялась премьера новой пьесы Чехова «Чайка» — провал.

1897 г. — Чехов вынужден продать Мелихово, лечится в Ницце. Переезжает жить в Ялту, так как его болезнь /чахотка/ не позволяет ему подолгу находиться в России.

1898 г. — В Москве образован новый театр — МХТ, в котором с успехом прошла премьера «Чайки». /Станиславский, Немирович-Данченко/.

1898 г — Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч».

1899 г. Пьеса «Дядя Ваня».

Летом 1900 г. театр приехал в Крым на гастроли.

1900 г.- Женитьба. /Ольга Леонардовна Книппер./

1901 — Пьеса «Три сестры».

1903 — Пьеса «Вишнёвый сад».

1904 г — написан последний рассказ «Невеста».

1904 -15 июля в Германии Чехов умирает.

Творчество А.П.Чехова в контексте культурной ситуации конца XIX в.

Рубеж XIX — XX вв. — эпоха общего кризиса европейской культуры, «кризис гуманизма» (выражение Блока), кризис христианского мировоззрения, кризис классической философии, критика всех традиционных ценностей и лихорадочный поиск новых идеологий (религиозно-философский ренессанс, экзистенциализм, марксизм, психоанализ, ницшеанство).

4 стр., 1930 слов

19 Образ социального мира

Образ социального мира. Основные элементы образа социального мира: социальная идентичность, образ времени и образ среды. Образ мира и социальная нестабильность. План ответа Образ социального мира. Структура социальных представлений. Функции социальных представлений. Возникновение социальных представлений. Основные элементы образа СМ. Образ Я или персональная идентичность. Образ Другого. Образ ...

Важный символ эпохи — знаменитые слова Ф.Ницше о том, что «Бог умер». На русскую литературу того времени оказал сильное влияние этот немецкий философ, подвергающий резкой критике традиционные ценности европейской культуры, мечтающий о «сверхчеловеке» будущего, который сменит устаревшего, косного современного человека.

Можно определить преобладающее настроение в культуре рубежа веков как чувство утраты целостной картины мира. Это предвидел ещё Гоголь, который характеризовал грядущую эпоху как время «страшного раздробления» («Мёртвые души»).

Так, у Чехова, в рассказе «Скучная история» основная тема — тоска и пессимизм главного героя из-за отсутствия в его жизни, как он сам выражается, «общей идеи или Бога живого человека».

«Страшное раздробление» выражается и в разрушении привычных социальных структур. Происходит обеднение и расслоение традиционных классов (дворянства и крестьянства), усиление «третьего сословия», увеличение числа пролетариев, отчужденных от средств производства, растут города, экономику начинают контролировать крупные монополии. В культуре актуализируется тема Апокалипсиса, появляются зловещие пророчества, общество находится в напряжении, ожидая глобальных социальных катаклизмов. Распространенный мотив в искусстве рубежа веков – ожидание вселенской катастрофы и поэтизации гибели. В среде интеллигенции возрастает интерес к мистике, оккультизму и религиозной философии. Ослабляются непосредственные связи между людьми, зато увеличивается роль технически оснащенных средств массовой информации и т. д. Таким образом, человек чувствует себя затерянным в страшном и постоянно меняющимся мире.

Вместе с образом мира меняется и образ человека, он становится всё более неустойчивым, изменчивым, относительным. Наряду с социальным «раздроблением» происходит и внутреннее, психологическое «раздробление» индивидуума. Человек не может понять своего места в мире, он тяготится различными, присущими ему социальными, психологическими и культурными «ролями», подчас противоречащими друг другу. Хорошей эмблемой этой духовной ситуации может быть название альманаха «Осколки», в котором Чехов публиковал свои ранние юмористические рассказы под псевдонимом «Антоша Чехонте».

16 стр., 7912 слов

Влияние воображения на жизнь и творчество человека

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I Сущность воображения как процесса 1.1 Понятие, виды и функции воображения 1.2 Развитие воображения у детей 1.3 Особенности воображения детей с нарушениями слуха Выводы по первой главе Глава II Психологический инструментарий для исследования воображения 2.1 Примеры методик по исследованию воображения 2.2 Методики исследования воображения у детей с нарушениями слуха ...

В литературном процессе этому соответствует, во-первых, кризис реализма (как стиля, подразумевающего безусловный характер реальной действительности и стремящегося воссоздать её художественными средствами), а во-вторых, кризис романа (как жанра, в наибольшей степени отвечающего этой задаче и представляющего собой модель мира как целостного и гармонически-законченного единства).

На смену реализму постепенно приходят другие стили (символизм, натурализм, модернизм, с его различными течениями), но и реализм удерживает в литературе важные позиции (как раз творчество Чехова можно определить как пример русского реализма конца века, хотя и на него, особенно в драматургии, определенным образом влияли художественные открытия символизма и модернизма).

На смену роману приходит рассказ, новелла (часто они объединяются в некоторые циклы; если роман подобен большому живописному полотну, то цикл рассказов подобен мозаике, это «осколочный мир»).

Примечательно, что Чехов так и не написал романа, зато многие его рассказы по охвату материала и масштабу социально-психологического и философского обобщения соответствуют роману (об этом часто говорят исследователи, например при анализе рассказа «Ионыч»).

В своих рассказах Чехов ориентируется на изображение повседневных бытовых ситуаций («мелочей жизни»), воссоздание образа жизни различных социальных групп («Архиерей», «Студент», «Мужики»), социально-психологических и культурных типов-«ролей» («Невеста», «Человек в футляре», «Тина», «Душечка», «Попрыгунья»), художественное исследование различных психологических ситуаций («Страх», «Тоска», «Спать хочется», «О любви», «Палата №6», «Скучная история»).

В целом ряде рассказов воссоздается довольно продолжительный отрезок жизни героя, его судьба, как правило, неудачна («Три года», «Моя жизнь», «Ионыч», «Черный монах», «Дом с мезонином»).

9 стр., 4245 слов

Проблема литературного характера в цикле А.П. Чехова «маленькая трилогия»

... интерьера раскрывается психологическое, душевное состояние героя. А.П. Чехов в своих рассказах раскрывает характер героя с помощью переломных моментов в жизни персонажа.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК литературных источников. 1. ... делает на психологические, внутренние принципы освещения персонажа (стр. 63). Г. Барковский отмечает, что в рассказах А.П. Чехова «один и тот же образ общего ...

Такие рассказы можно назвать даже маленькими повестями (есть и собственно повести — «Дуэль», «Степь»).

В произведениях Чехова обычно нет непосредственной авторской оценки характеров и событий. Чехов писал: «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят, а только беспристрастным свидетелем». В то же время Чехов мастерски воспроизводит те глубинные психологические подтексты, стоящие за поведением человека, которые В.И.Немирович-Данченко (говоря о чеховской драматургии) называет «подводными течениями».

Чехов придает особое значение художественной детали (это признак реалистического подхода к жизненному материалу), но если, например, у Гоголя художественная деталь, как правило, самоценна, то у Чехова она строго функциональна: именно Чехову принадлежит ставшее крылатым высказывание, что если в первом действии пьесы на стене висит ружье, то в последнем действии оно должно обязательно выстрелить.

Важно иметь представление о своеобразии чеховского мировоззрения. В отличие от большинства крупных писателей, представлявших реалистическую традицию в русской литературе 19 века (все они, даже близкий к атеизму Тургенев, все же имели скорее религиозный тип сознания), у Чехова ясно прослеживаются позитивистские и атеистические ориентиры. Врач по образованию, Чехов симпатизировал идее «научного мировоззрения», но в то же время для него характерна и мучительная рефлексия по этому поводу, тоска по религиозному или философскому идеалу (см. во многом автобиографический рассказ «Скучная история»).

Творчество Чехова можно условно разделить на три периода. Первый (1880-1888) связан с юмористическими короткими рассказами, публикуемыми под псевдонимом «Антоша Чехонте». Второй (1888-1899) — с большими рассказами и повестями с типично «романной» проблематикой. Третий период (1899 — 1904) — с драматургией.

Новаторство прозы а.П.Чехова

Новеллистическое сюжетостроение, берущее жизнь по-особому: в её кратких, но ёмких мгновениях; возросшая смысловая функция детали, повышенная идейно-художественная значительность финала в структуре целого. Тип сюжета — особый: отсутствует событие. Характерно «сиюминутное» повествование.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

Культурная жизнь охватывает две фазы общественной динамики – будни и праздники. Праздничное событие активизирует и интенсифицирует культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время, свободное от привычных обязанностей, проявляются, актуализируются и открыто пропагандируются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, ...

События — под увеличительным стеклом юмора, отсюда уже — в область скрыто-драматического, в лирическую стихию.

В первых рассказах нет «литературного героя» — просто люди. (Лида Волчанинова).

Нет любимого типа.

Достоверность мира, но смешные имена — визитные карточки.

Иностранный язык, звучащий в рассказах — неграмотен. Читателю смешно,

но совершенно всё понятно: маски с героев сняты.

В рассказах Чехова особое «художественное время» — бессобытийное.

Исследуется «моральная неправда» людей.

Много детских образов, помогающих понять сущность взрослых людей.

Непривычный юмор: «Читаешь — смешно, а закончишь — плакать хочется» (М.Горький).

Художественное мастерство Чехова-рассказчика (Тезисы)

1. Жанр рассказа — малой формы эпических произведений — Чехов довел до совершенства: при возможно малом объеме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России 80—90-х годов XIX века.

В письмах и записях Чехова постоянно встречаются такие высказывания: «Краткость — сестра таланта», «Искусство писать — это искусство сокращать», «Писать талантливо, то есть кратко»…

Сам художник мог с полным правом заявить: «Умею кратко говорить о длинных вещах».

Писатель считал, что лаконизм возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя, который о многом должен догадываться сам.

9 стр., 4109 слов

Чехов и Лу Синь

... сокровенных мыслей и переживаний героев наиболее ярко проявилось в рассказах из жизни интеллигенции. У Чехова и Лу Синя есть ... можно шире раскрыть существенные проблемы реальной жизни через сложный характер персонажа, чтобы придать своим произведениям универсальное социальное ... его нации, в свое, обогатившее его национальную литературу. Чехов является не только последним из великих писателей ...

2. Лаконизм — и огромное социальное содержание. Как этого достигает Чехов?

а) заглавием, которое почти всегда имеет точное идейное звучание: «Унтер Пришибеев», «Толстый и тонкий» и т. д.;

б) сюжетом, который строится на остром необычном положении, на случаях, как бы нарушающих обычное течение жизни.

в) композиционными элементами: — экспозицией очень краткой;— острым динамичным действием, сосредоточенным обычно около одного события или лица;— неожиданной развязкой, в которой чаще всего и сосредоточена суть рассказа;— художественной деталью, которая заменяет многоречивые описания.

3. Чехов умеет перевоплощаться в своего героя: видеть его глазами, говорить его языком, интонациями. Так, обыватель любит уснащать свою речь «учеными» словами, часто даже не понимая их значения; либерал услаждает себя высокопарной болтовней; лакействующий чиновник подличает и пресмыкается перед «власть имущими»…

Авторская же речь Чехова отличается четкостью синтаксических конструкций: предложения, как правило, короткие, простые по построению, ясные с точки зрения связи слов.

4. Для сатирического изображения «футлярной жизни» Чехов использует такие приемы:

— заострение в показе характерных качеств героя, сгущение в нем красок путем подбора ряда однородных деталей;

— резкое противопоставление внешних и внутренних качеств персонажа;

— герой из привычной для него обстановки попадает в новые для него условия, где резче обозначаются черты его характера;

— эзоповский язык (недоговоренность, иносказания, намеки и т. п.).

5. Сравнения подсказаны самой жизнью, часто используются как прием выделения какой-нибудь комической детали. Эпитеты немногочисленны, новы, оригинальны и органически сочетаются с простыми и привычными словами общенародного языка. В устах положительных героев афоризмы раскрывают их духовное богатство, выражают сокровенные желания и стремления. Отрицательные персонажи тоже употребляют «крылатые слова», но это или все известные истины, или плоские остроты, говорящие о бедности мысли и мещанском самодовольстве.

Своеобразие драматургии театр чехова общие тенденции:

— синтез традиций русского и зарубежного неореалистического театра /Г.Ибсен/;

— использование элементов поэтики символизма и импрессионизма (подтекст, символ, музыкальность и живописность пьес, создание «настроения»);

— система равнозначных персонажей /как в романе/, введение, кроме внесценичных, «случайных» персонажей, не связанных с основными коллизиями сюжета;

— жизнеподобие, отказ от условностей драмы /«случайные» реплики, параллельные разговоры некоторых персонажей;

— отказ от единства времени /между актами иногда проходит длительное время/ при единстве места;

— отсутствие единства действия /открытый финал/, кроме водевилей /«Медведь»/;

— усиление звучания социальной, философской проблематики;

— развитие нескольких сюжетных линий, наличие нескольких конфликтов;

— нет чёткого деления персонажей на «положительных» и «отрицательных»; «главных» и «второстепенных»;

— «подводное течение»; лиризм;

— поэтика пауз, звуков, большая роль пейзажа;

— текст – повествовательный;

— открытые финалы.

Пьесы а.П.Чехова:

«ИВАНОВ» /1887/ — проблема нравственного падения порядочного человека,

не нашедшего в себе силы противостоять мещанской среде.

«ЧАЙКА» /1895/ — тема искусства и неразделённой любви.

«ДЯДЯ ВАНЯ» /1897/ — об ответственности человека перед совестью, перед

жизнью.

«ТРИ СЕСТРЫ» /1901/ — о победе эгоизма, равнодушия, душевной лени над

людьми умными, чуткими и талантливыми.

«ВИШНЁВЫЙ САД» /1903/ — состояние современного Чехову русского

общества.