А.П.Чехов. Этапы творчества:

1860 год. Родился А.П. Чехов. /В Таганроге в купеческой семье/.

1876г. — отец разорился и убегает от кредиторов в Москву, оставив двоих сыновей в Таганроге.

1879г. — Чехов оканчивает гимназию и, получив стипендию от купечества, уезжает в Москву, где поступает в МГУ на медицинский факультет и заканчивает его в 1884г. Будучи студентом, начинает писать рассказы и посылает их в Петербург в юмористические журналы, где печатался под псевдонимами «Брат моего брата», «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте».

1880г. — 1-й рассказ «Письмо ученому соседу».

В ранних рассказах у Чехова ещё нет глубины образов. Он создает сотни миниатюр, которые охватывают все многообразие российской обывательской жизни, обратная сторона церковной жизни с ее обрядами, постами, семейно-бытовые сцены, служебно-бытовые отношения и даже общественные явления, «Жизнь прекрасна», «Руководство для желающих жениться», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Брожение умов» и т.д.

В молодости Чехов писал много и легко:

83г. — 120 рассказов

85г. — 129 рассказов

86г. — 112 рассказов

87г. — 66 рассказов

88г. — 12 рассказов

Первая книга Чехова / 1884г/ «Сказки Мельпомены». В 1886г. — 2й сборник «Пестрые рассказы». В 1887году Чехов получил Пушкинскую премию за сборник «В сумерках». Его творчество получило высокое одобрение писателя старшего поколения Григоровича.

1876 г. — первая большая пьеса «Иванов.

В конце 80-х начале 90-х годов Чехов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общественно-политического характера. Острее становятся характеры героев. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его тусклую жизнь, говорит о его невежестве, дикости, жестокости: «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Палата № 6».

1890 г — Он уезжает на Сахалин, через Сибирь на лошадях, чтобы познакомиться с жизнью ссыльных. Прожил он там полгода, принимал участие в переписи населения, посещал рудники, тюрьмы. Вернувшись, написал книгу «Остров Сахалин».

6 стр., 2939 слов

Роль информации в жизни человека и общества

... не хочешь, бросаются в глаза. Все эти «7 дней», рассказы об артистах, кто как живет, какие у них особняки, ... от всех серьезных проблем жизни. Это информация киллеровская, убийственная, она убивает время, она ничего человеку в принципе дать не ... процессов формирования человеческого сознания, то иногда диву даешься, насколько люди и даже общество человеческое, и целые цивилизованные народы оказываются ...

1889 г. — Ч. приобрел участок под Москвой (Мелихово), там же он построил две школы, занимался медицинской практикой.

1896 г. — В Петербурге в Александрийском театре состоялась премьера новой пьесы Чехова «Чайка» — провал.

1897 г. — Чехов вынужден продать Мелихово, лечится в Ницце. Переезжает жить в Ялту, так как его болезнь /чахотка/ не позволяет ему подолгу находиться в России.

1898 г. — В Москве образован новый театр — МХТ, в котором с успехом прошла премьера «Чайки». /Станиславский, Немирович-Данченко/.

1898 г — Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч».

1899 г. Пьеса «Дядя Ваня».

Летом 1900 г. театр приехал в Крым на гастроли.

1900 г.- Женитьба. /Ольга Леонардовна Книппер./

1901 — Пьеса «Три сестры».

1903 — Пьеса «Вишнёвый сад».

1904 г — написан последний рассказ «Невеста».

1904 -15 июля в Германии Чехов умирает.

Творчество А.П.Чехова в контексте культурной ситуации конца XIX в.

Рубеж XIX — XX вв. — эпоха общего кризиса европейской культуры, «кризис гуманизма» (выражение Блока), кризис христианского мировоззрения, кризис классической философии, критика всех традиционных ценностей и лихорадочный поиск новых идеологий (религиозно-философский ренессанс, экзистенциализм, марксизм, психоанализ, ницшеанство).

Важный символ эпохи — знаменитые слова Ф.Ницше о том, что «Бог умер». На русскую литературу того времени оказал сильное влияние этот немецкий философ, подвергающий резкой критике традиционные ценности европейской культуры, мечтающий о «сверхчеловеке» будущего, который сменит устаревшего, косного современного человека.

Можно определить преобладающее настроение в культуре рубежа веков как чувство утраты целостной картины мира. Это предвидел ещё Гоголь, который характеризовал грядущую эпоху как время «страшного раздробления» («Мёртвые души»).

6 стр., 2550 слов

Кризисы в жизни человека

... обидно. Однако можно смягчить неизбежные, встроенные в природу человека кризисы и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека. Кризис - это не тупик, а некие противоречия, ... года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок ...

Так, у Чехова, в рассказе «Скучная история» основная тема — тоска и пессимизм главного героя из-за отсутствия в его жизни, как он сам выражается, «общей идеи или Бога живого человека».

«Страшное раздробление» выражается и в разрушении привычных социальных структур. Происходит обеднение и расслоение традиционных классов (дворянства и крестьянства), усиление «третьего сословия», увеличение числа пролетариев, отчужденных от средств производства, растут города, экономику начинают контролировать крупные монополии. В культуре актуализируется тема Апокалипсиса, появляются зловещие пророчества, общество находится в напряжении, ожидая глобальных социальных катаклизмов. Распространенный мотив в искусстве рубежа веков – ожидание вселенской катастрофы и поэтизации гибели. В среде интеллигенции возрастает интерес к мистике, оккультизму и религиозной философии. Ослабляются непосредственные связи между людьми, зато увеличивается роль технически оснащенных средств массовой информации и т. д. Таким образом, человек чувствует себя затерянным в страшном и постоянно меняющимся мире.

Вместе с образом мира меняется и образ человека, он становится всё более неустойчивым, изменчивым, относительным. Наряду с социальным «раздроблением» происходит и внутреннее, психологическое «раздробление» индивидуума. Человек не может понять своего места в мире, он тяготится различными, присущими ему социальными, психологическими и культурными «ролями», подчас противоречащими друг другу. Хорошей эмблемой этой духовной ситуации может быть название альманаха «Осколки», в котором Чехов публиковал свои ранние юмористические рассказы под псевдонимом «Антоша Чехонте».

В литературном процессе этому соответствует, во-первых, кризис реализма (как стиля, подразумевающего безусловный характер реальной действительности и стремящегося воссоздать её художественными средствами), а во-вторых, кризис романа (как жанра, в наибольшей степени отвечающего этой задаче и представляющего собой модель мира как целостного и гармонически-законченного единства).

На смену реализму постепенно приходят другие стили (символизм, натурализм, модернизм, с его различными течениями), но и реализм удерживает в литературе важные позиции (как раз творчество Чехова можно определить как пример русского реализма конца века, хотя и на него, особенно в драматургии, определенным образом влияли художественные открытия символизма и модернизма).

На смену роману приходит рассказ, новелла (часто они объединяются в некоторые циклы; если роман подобен большому живописному полотну, то цикл рассказов подобен мозаике, это «осколочный мир»).

Примечательно, что Чехов так и не написал романа, зато многие его рассказы по охвату материала и масштабу социально-психологического и философского обобщения соответствуют роману (об этом часто говорят исследователи, например при анализе рассказа «Ионыч»).

В своих рассказах Чехов ориентируется на изображение повседневных бытовых ситуаций («мелочей жизни»), воссоздание образа жизни различных социальных групп («Архиерей», «Студент», «Мужики»), социально-психологических и культурных типов-«ролей» («Невеста», «Человек в футляре», «Тина», «Душечка», «Попрыгунья»), художественное исследование различных психологических ситуаций («Страх», «Тоска», «Спать хочется», «О любви», «Палата №6», «Скучная история»).

16 стр., 7912 слов

Влияние воображения на жизнь и творчество человека

... предметами являются виды, приёмы создания образов воображения, влияние воображения на жизнь и творчество человека. Цель исследования - определение путей, способов, средств, инструмента в изучении данного процесса. ... игре. Изображая маму, папу, врача, воспитателя и других людей, ребенок как бы готовит себя к будущему, к взрослой жизни, «примеряет» на себе взрослые роли. Проигрывание фантастических ...

В целом ряде рассказов воссоздается довольно продолжительный отрезок жизни героя, его судьба, как правило, неудачна («Три года», «Моя жизнь», «Ионыч», «Черный монах», «Дом с мезонином»).

Такие рассказы можно назвать даже маленькими повестями (есть и собственно повести — «Дуэль», «Степь»).

В произведениях Чехова обычно нет непосредственной авторской оценки характеров и событий. Чехов писал: «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят, а только беспристрастным свидетелем». В то же время Чехов мастерски воспроизводит те глубинные психологические подтексты, стоящие за поведением человека, которые В.И.Немирович-Данченко (говоря о чеховской драматургии) называет «подводными течениями».

Чехов придает особое значение художественной детали (это признак реалистического подхода к жизненному материалу), но если, например, у Гоголя художественная деталь, как правило, самоценна, то у Чехова она строго функциональна: именно Чехову принадлежит ставшее крылатым высказывание, что если в первом действии пьесы на стене висит ружье, то в последнем действии оно должно обязательно выстрелить.

Важно иметь представление о своеобразии чеховского мировоззрения. В отличие от большинства крупных писателей, представлявших реалистическую традицию в русской литературе 19 века (все они, даже близкий к атеизму Тургенев, все же имели скорее религиозный тип сознания), у Чехова ясно прослеживаются позитивистские и атеистические ориентиры. Врач по образованию, Чехов симпатизировал идее «научного мировоззрения», но в то же время для него характерна и мучительная рефлексия по этому поводу, тоска по религиозному или философскому идеалу (см. во многом автобиографический рассказ «Скучная история»).

Творчество Чехова можно условно разделить на три периода. Первый (1880-1888) связан с юмористическими короткими рассказами, публикуемыми под псевдонимом «Антоша Чехонте». Второй (1888-1899) — с большими рассказами и повестями с типично «романной» проблематикой. Третий период (1899 — 1904) — с драматургией.

Новаторство прозы а.П.Чехова

Новеллистическое сюжетостроение, берущее жизнь по-особому: в её кратких, но ёмких мгновениях; возросшая смысловая функция детали, повышенная идейно-художественная значительность финала в структуре целого. Тип сюжета — особый: отсутствует событие. Характерно «сиюминутное» повествование.

События — под увеличительным стеклом юмора, отсюда уже — в область скрыто-драматического, в лирическую стихию.

В первых рассказах нет «литературного героя» — просто люди. (Лида Волчанинова).

Нет любимого типа.

Достоверность мира, но смешные имена — визитные карточки.

Иностранный язык, звучащий в рассказах — неграмотен. Читателю смешно,

но совершенно всё понятно: маски с героев сняты.

В рассказах Чехова особое «художественное время» — бессобытийное.

9 стр., 4109 слов

Чехов и Лу Синь

... Чехова играет- деталь. Она для Чехова была одним из главных средств стимулирования творческого воображения читателя. Чехов сумел необычайно сократить число деталей, ... загадками, не разгаданными его современниками. Еще при жизни Чехова критики, не осознавая всей новизны чеховского творчества, ... о невмешательстве автора в дела и слова героев, о ненужности навязчивых оценок. Другой важнейшей новаторской ...

Исследуется «моральная неправда» людей.

Много детских образов, помогающих понять сущность взрослых людей.

Непривычный юмор: «Читаешь — смешно, а закончишь — плакать хочется» (М.Горький).

Художественное мастерство Чехова-рассказчика (Тезисы)

1. Жанр рассказа — малой формы эпических произведений — Чехов довел до совершенства: при возможно малом объеме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России 80—90-х годов XIX века.

В письмах и записях Чехова постоянно встречаются такие высказывания: «Краткость — сестра таланта», «Искусство писать — это искусство сокращать», «Писать талантливо, то есть кратко»…

Сам художник мог с полным правом заявить: «Умею кратко говорить о длинных вещах».

Писатель считал, что лаконизм возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя, который о многом должен догадываться сам.

2. Лаконизм — и огромное социальное содержание. Как этого достигает Чехов?

а) заглавием, которое почти всегда имеет точное идейное звучание: «Унтер Пришибеев», «Толстый и тонкий» и т. д.;

б) сюжетом, который строится на остром необычном положении, на случаях, как бы нарушающих обычное течение жизни.

в) композиционными элементами: — экспозицией очень краткой;— острым динамичным действием, сосредоточенным обычно около одного события или лица;— неожиданной развязкой, в которой чаще всего и сосредоточена суть рассказа;— художественной деталью, которая заменяет многоречивые описания.

3. Чехов умеет перевоплощаться в своего героя: видеть его глазами, говорить его языком, интонациями. Так, обыватель любит уснащать свою речь «учеными» словами, часто даже не понимая их значения; либерал услаждает себя высокопарной болтовней; лакействующий чиновник подличает и пресмыкается перед «власть имущими»…

Авторская же речь Чехова отличается четкостью синтаксических конструкций: предложения, как правило, короткие, простые по построению, ясные с точки зрения связи слов.

4. Для сатирического изображения «футлярной жизни» Чехов использует такие приемы:

— заострение в показе характерных качеств героя, сгущение в нем красок путем подбора ряда однородных деталей;

— резкое противопоставление внешних и внутренних качеств персонажа;

— герой из привычной для него обстановки попадает в новые для него условия, где резче обозначаются черты его характера;

13 стр., 6076 слов

«Подводные течения» в пьесах Чехова

... новой, неизвестной, но такой заманчивой жизни. Чехова всегда интересовала человеческая глухота друг к другу. Персонажи его в пьесах лишены ... предыдущим поколениям мир. Что же такого сделал величайший русский драматург? Как получилось, что его имя на слуху ... увлекательная задача для внимательного наблюдателя и для настоящего драматурга. Чехов, например, в образе Пети Трофимова различает внешний облик « ...

— эзоповский язык (недоговоренность, иносказания, намеки и т. п.).

5. Сравнения подсказаны самой жизнью, часто используются как прием выделения какой-нибудь комической детали. Эпитеты немногочисленны, новы, оригинальны и органически сочетаются с простыми и привычными словами общенародного языка. В устах положительных героев афоризмы раскрывают их духовное богатство, выражают сокровенные желания и стремления. Отрицательные персонажи тоже употребляют «крылатые слова», но это или все известные истины, или плоские остроты, говорящие о бедности мысли и мещанском самодовольстве.

Своеобразие драматургии театр чехова общие тенденции:

— синтез традиций русского и зарубежного неореалистического театра /Г.Ибсен/;

— использование элементов поэтики символизма и импрессионизма (подтекст, символ, музыкальность и живописность пьес, создание «настроения»);

— система равнозначных персонажей /как в романе/, введение, кроме внесценичных, «случайных» персонажей, не связанных с основными коллизиями сюжета;

— жизнеподобие, отказ от условностей драмы /«случайные» реплики, параллельные разговоры некоторых персонажей;

— отказ от единства времени /между актами иногда проходит длительное время/ при единстве места;

— отсутствие единства действия /открытый финал/, кроме водевилей /«Медведь»/;

— усиление звучания социальной, философской проблематики;

— развитие нескольких сюжетных линий, наличие нескольких конфликтов;

— нет чёткого деления персонажей на «положительных» и «отрицательных»; «главных» и «второстепенных»;

— «подводное течение»; лиризм;

— поэтика пауз, звуков, большая роль пейзажа;

— текст – повествовательный;

— открытые финалы.

Пьесы а.П.Чехова:

«ИВАНОВ» /1887/ — проблема нравственного падения порядочного человека,

не нашедшего в себе силы противостоять мещанской среде.

«ЧАЙКА» /1895/ — тема искусства и неразделённой любви.

«ДЯДЯ ВАНЯ» /1897/ — об ответственности человека перед совестью, перед

жизнью.

«ТРИ СЕСТРЫ» /1901/ — о победе эгоизма, равнодушия, душевной лени над

людьми умными, чуткими и талантливыми.

«ВИШНЁВЫЙ САД» /1903/ — состояние современного Чехову русского

общества.