Тема 5. Цели и основные задачи психологической помощи

Тема 4. Сходство и основные различия между психологическим консультированием и психотерапией.

Различия между психотерапевтической работой и психологическим консультированием

  Психотерапия Консультирование
Цели Решение глубинных личностных проблем, лежащих в основе большинства жизненных сложностей и конфликтов. Глубокий анализ жизненной ситуации клиента. Структурная перестройка личности клиента (работа с установками, психологическими защитами). Решение различного рода психологических проблем, связанных с ситуационными трудностями в различных областях жизни. Расширение видения ситуации и понимание своей роли в ней, нахождение более эффективных форм поведения.
Средства и методы воздействия Широкий арсенал средств и используемых методов Определенным образом построенная беседа
Длительность психологического воздействия Ориентация на длительный процесс Чаще краткосрочное воздействие (от1 до 10 встреч)
Особенности клиентов Более высокая готовность клиента к глубокому и откровенному самопознанию себя.

Беспокойство по поводу собственной неспособности решать возникающие проблемы. Желание сделать что-то к улучшению ситуации.

Различная степень готовности клиентов к пониманию и решению собственных проблем. Постоянное подчеркивание негативной роли других в возникновении собственных трудностей. Снятие собственной ответственности за последствия своих решений и реакций.
Специфика жалоб и ожиданий клиентов «Я не могу наладить контакт со своим ребенком» «В последнее время мне трудно сосредоточиться» «Мой ребенок совсем отбился от рук, он стал как чужой» Мой начальник постоянно ко мне придирается»
Направленность работы На глубокий контакт между клиентом и терапевтом, являющийся основой дальнейших изменений у клиента, повышение чувства авторства жизни. Изучение частной ситуации. Рассмотрение неэффективных форм взаимодействия. Научение. Помощь в принятии решений через видение альтернативных способов реагирования.

 

Тема 5. Цели и основные задачи психологической помощи.

  • Помочь клиенту осознать стиль своей жизни (или отдельную ситуацию), разобраться в ней.

· Помочь клиенту осознать переживаемые эмоции, не убегать от них, отдавать себе отчет в том, что происходит.

· Подводить к пониманию общих существующих процессов и парадоксов жизни. Как клиент сам создает существующие противоречия? Какие у него основные иллюзии?

· Помочь клиенту найти ресурсы в самом себе. Определить совместно возможности и пределы возможностей.

· Гармонизация жизни клиента через понимание того, как его проблема отражается во всех измерениях (здоровье, взаимоотношения, профессиональная реализация).

Конкретные задачи психологической работы определяются характером проблем клиентом и его запросом.

В кризисных ситуациях – это помощь в переживании травмирующей ситуации и облегчении эмоционального состояния.

В ситуации затрудненных взаимоотношений с близкими – понимание своей ответственности за сложившиеся отношения и нахождение более эффективных способов взаимодействия.

При жалобах на взаимоотношения с противоположным полом – осознание клиентом внутренних установок по отношению к представителям противоположного пола, переживаемых эмоциях во взаимоотношениях с ними, стереотипах поведения.

В целом, в процессе работы клиент всегда начинает больше понимать себя, стереотипы своего поведения, расширяет представления о других людях, что служит пищей для дальнейших размышлений и выбора «как жить дальше».

Основная задача, без решения которой дальнейшая работа будет непродуктивной – принятие клиентом ответственности за происходящее с ним (вместо привычного «так получилось», «обстоятельства сильнее», «что я могу…» и т.д.)

 

Тема 7. Биопсихосоционоэтическая модель психологической помощи

Биопсихосоционоэтическая модель психологической помощи, которая позволяет выделить четыре уровня работы с последствиями психотравмирующих событий и применить соответствующие этим уровням методы психологической помощи

Система (программа) предлагаемой психологической помощи основывается на следующих требованиях: комплексность, дифференцированность и этапность.

В предлагаемой модели основное внимание уделяется в начале первому уровню, а затем второму, третьему и четвертому уровням травмы.

1-й уровень психологической помощи – Телесно-ориентированная терапия
2-й уровень психологической помощи – Групповая работа. Позволяет решать более широкий круг общих для клиентов задач, в число которых входят следующие:

— Создание безопасного социального пространства.

— Снижение чувства изоляции и формирование чувства принадлежности, общности целей, комфорта и поддержки.

— Восстановление отношения к другому как к самоценности, что сопровождается формированием чувства доверия к себе.

— Формирование чувства универсальности собственного опыта.

— Прояснение общих проблем, обучение методам совладания с последствиями травмы.

— Возможность принять на себя роль «помогающего».

— Развитие «чувства локтя»: общие проблемы разделяются участниками группы.

— Возможность делиться с кем-то информацией о себе, говорить о любых чувствах другим людям.

— Укрепление уверенности в возможности успешного прохождения терапии.

3-й уровень психологической помощи. Разные психотерапевтические подходы.

Принцип выбора конкретных методов и приемов, необходимых при работке с конкретным клиентом, должен быть следующим:

— Применяемый метод или прием должен иметь определенную прагматическую подоплеку и не противоречить этическим требованиям.

— Методы и приемы, разработанные гуманистической психологией, являются общими для любой психотерапевтической работы, ими всегда следует руководствоваться во взаимоотношениях между психотерапевтом и клиентом. Однако для успешной помощи использование только этих методов оказывается зачастую недостаточным, и в таких случаях требуется привлечение иных приемов для достижения поставленных терапевтических целей.

— Методы, разработанные в психодинамическом подходе, являются обязательными во всех случаях, когда имеет место не просто нарушение, вызванное психологически травматической ситуацией, но наличествует и более или менее развитый невроз. Под психодинамическими методами подразумеваются и классические свободные ассоциации, и толкование сновидений, и так называемая «проработка», а также трансактный анализ Э. Берна и др.

— Методы, разработанные бихевиорально-когнитивной психологией, обязательны в применении для снятия симптомов. Они оказываются наиболее эффективными тогда, когда направлены и на сами симптомы, и на некоторые причинные факторы прошлого клиента, играющие большую роль в патогенезе конкретного случая, и когда они применяются при эмпатической атмосфере, созданной средствами эмпатической психологии. К бихевиорально-когнитивным методам можно отнести как первые варианты десенсибилизации, так и последние приемы – приемы нейролингвистического программирования.

Кроме изложенных подходов целесообразно в работе применять методы (техники) арт-терапи. Это необходимость обусловлена следующими причинами:

– применение методов вызывает в личности состояние максимальной креативности;

– методывоздействуют на психику на глубоком уровне и, если так можно сказать, «глобально»;

– методы способствует восстановлению целостности личности, выходу ее из состояния дезинтеграции;

– вид терапии практически не имеющий противопоказаний.

В арттерапии творчество позволяет выразить истинные, но глубоко запрятанные чувства, прожить их на символическом уровне. Тогда происходит глубинное принятие непринятого ранее – негативные свойства и переживания получают возможность не подавляться, а трансформироваться. Результатом оказывается некоторая форма психического существования, способствующая (и это особенно важно в контексте психологической травмы) дальнейшему оздоровлению клиента.

4-й уровень психологической помощи. Экзистенциальная терапия

Осмысление произошедшего, «придание смысла» – необходимый элемент для полноценного завершения фазы исцеления.

Главная задача для психолога – помочь найти человеку смысл произошедшего.

Для нахождения смысла необходимо чтобы клиент:

– Принял факт произошедшего с ним.

– Почувствовал контакт со своими ценностями.

– Принял ответственность за свое поведение (экстремальной ситуации и сейчас).

– Принял травмирующий опыт как «ресурс» в своей дальнейшей жизни.

 

Тема 3. Профессиональная этика психолога

В деятельности психолога-консультанта, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности — как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т. д.[

Очень сложно и вряд ли возможно различить этические принципы психологической помощи в целом и психологического консультирования. Среди наиболее важных этических принципов психологического консультирования (согласно Ю. Е. Алёшиной) традиционно выделяют следующие:

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту — «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.

Ориентация психолога на нормы и ценности клиента — психолог ориентируется на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности.

Запрет давать советы — психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того, дать совет — значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Помимо этого, давая совет, психолог может изменить профессиональную позицию, а принимая совет, клиент также может изменить свою позицию в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом любые неудачи в реализации совета клиентом могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.

Анонимность — никакая информация, сообщённая клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве.

Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса).

В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.

Сохранение профессиональной тайны при оказании психологической помощи (ст.19 Закон РБ).Информация, полученная при оказании психологической помощи, а также факт обращения за оказанием психологической помощи являются профессиональной тайной, охраняемой Законом. Документация психолога об оказании психологической помощи применяется только для служебного пользования. По запросу гражданина ему предоставляется выписка из документации психолога об оказании психологической помощи. Выписка из документации психолога об оказании психологической помощи предоставляется в форме, доступной для понимания лицом, не обладающим специальными познаниями в области психологии.

За разглашение профессиональной тайны психологи несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

Раздел 3. Профессиональное взаимодействие психолога с клиентом и его специфические феномены

Тема 1. Процесс психологической помощи.

Понимание процесса психологической помощи предполагает рассмотрение 3-х составляющих данного процесса:

1. клиент и происходящие с ним изменения в результате применения различных методов психологической помощи..

2. психолог, психотерапевт и его основополагающие терапевтические установки.

3. общие этапы процесса психологической помощи.

Тема 2 . Основные установки психолога для оказания психологической помощи

  • Эмпатия(помогает резонировать опыту переживания клиента, идентифицироваться с опытом клиента, с его болью, страхами).

    Необходимость чувства меры (не растворяться в клиенте)

  • Искренность(предполагает наличие интереса у консультанта к клиенту, способность не привносить в консультацию ложных обещаний и пустых надежд)
  • Нейтральность(наличие определенной дистанции, сохранение спокойствия, позиция «эпохе»).
  • Вера(для клиента возможно исцеление, клиент обладает собственным терапевтическим потенциалом)

Тема 3. Позиции психолога по отношению к клиенту

Позиция равенства и партнерства

Направляющая и определяющая роль за консультантом. Клиент чувствует себя партнером, активно работает наравне с консультантом. Консультант открыт, не оценивает и не судит клиента. Совместное исследование жизненной ситуации клиента.

Позиция «сверху»

Основная роль за консультантом. Четкие и конкретные указания со стороны консультанта. Зависимое подчинение со стороны клиента. Может сопровождаться различными реакциями со стороны клиента.

Позиция «снизу»

Одобрение, похвала клиента со стороны консультанта. Консультант повышает самооценку клиента, подчеркивая его знания и прошлый опыт. Авансирование клиента.

В консультировании необходима гибкость со стороны консультанта.

Хороший профессионал тот, кто чувствует, в чем нуждается клиент и в случае необходимости может занять нужную позицию в диалоге, гибко переходя от одной позиции к другой.

 

Тема 4. Контакт

Контакт является самым эффективным терапевтическим фактором. Помощь происходит благодаря контакту, который возникает между консультантом и клиентом.

2 тенденции понимания контакта:

  • Действия консультанта(что он делает для создания контакта, какие слова, техники и приемы использует)
  • Создаваемая атмосфера(определенное эмоциональное состояние, установки)

В контакте присутствуют 2 аспекта:

1. Эмоциональный

2. Интеллектуальный

Значимость эмоционального аспекта (сопереживание, доверие, напряжение, забота, поддержка, надежда и т.д.) при оказании психологической помощи выше интеллектуального аспекта. Одно логическое понимание не выводит клиента на уровень желаемых изменений. В логическое объяснение и понимание необходимо включение эмоционального аспекта.

Понимание может быть разной глубины проникновения в сущность личности, индивидуальности клиента.

· Нижнему, поверхностному уровню понимания свойственно восприятие лишь внешнего «рисунка» поступка человека без проникновения в мотивы и цели, в личностные особенности, оценка в черно-белых тонах: хорошо или плохо.

· На втором уровне, средней глубины, анализируются отдельные качества человека: ум, черты характера, темперамент, оценка идет большей частью по интеллектуальным особенностям: умный или глупый; по характеру: жесткий или мягкий, вспыльчивый или уравновешанный.

· Третий уровень, уровень глубокого понимания человека включает выявление системы ведущих целей и мотивов поведения, выделение связей между отдельными поступками и личностью в целом, умение проникнуть в скрытые резервы и способности человека, способность прогнозировать поведение человека на основе понимания его индивидуальности.

Тема 5. Перенос в профессиональном взаимодействии психолога и клиента

В ситуации консультирования не может происходить адекватное эмоциональное взаимодействие без принятия во внимание переноса и контрпереноса. Как правило, они сосуществуют, иногда их сравнивают с двумя сторонами магнитофонной ленты. Имеется в виду перенос чувств, влечений, установок из «там и тогда» в «здесь и теперь» и наоборот.

Такую транспозицию осуществляет клиент в отношении консультанта (перенос) и консультант в отношении клиента (контрперенос).

Возможность переноса в консультировании и психотерапии в настоящее время в большей или меньшей мере признают представители почти всех теоретических ориентации. Перенос является составной частью консультативного (терапевтического) контакта. Данный психологический феномен присутствует в любых межличностных отношениях, однако в консультативном контакте он намного интенсивнее вследствие природы самого контакта. Консультант заведомо обладает авторитетом, мало говорит о себе и остается анонимным, поскольку к нему обращаются за помощью. Этим облегчается возникновение переноса.

Возможны два основных определения переноса. Согласно классическому психоаналитическому определению, перенос — это оживление комплекса Эдипа в терапевтической ситуации. Реакция на терапевта такова, словно он — участник ранних эдиповых отношений клиента, т. е. представляет собой отца или мать. В эдиповом контексте определение слишком ограничено; его трудно принять, не придерживаясь психоаналитической ориентации. Считая перенос универсальным феноменом консультативного контакта, его можно определить как повторение в отношениях с консультантом чувств и установок, привычных в прошлом со значимыми людьми (прежде всего — родителями).

«Перенос — это неадекватное и персеверативное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми, при актуальном межличностном взаимодействии. Подчеркнем, реакция переноса представляет собой повторение прошлого и неприемлема в настоящем».

В консультировании и психотерапии переносу свойственны такие черты:

1. Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете, т. е. приписывает ему черты, свойственные другим людям в других обстоятельствах и времени. Конечно, ошибочны не все представления клиента; консультанту важно отличать реалистичные реакции от реакций переноса.

2. Перенос бывает положительным и отрицательным. Положительный перенос основывается на зависимости клиента от идеализированного образа отца, любящего и опекающего, вызывающего чувство защищенности и потребность в творческом самовыражении. Положительная установка клиента в отношении консультанта, возникшая в силу переноса, выражает отношения прошлого. Например, клиент, которому в детстве недоставало любви, склонен видеть в консультанте человека более сильного и любящего, чем тот есть на самом деле. Отрицательный перенос основывается на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности. Если в консультировании эти установки не изменяются, терапия становится невозможной.

3. Возникновению переноса содействуют нейтральность и неопределенность консультанта. Понятие «нейтральность» в психотерапии не имеет определения. Нейтральность не идентична равнодушию или дефициту заботливости. Имеется в виду, что консультант беспристрастен и не навязывает клиенту своих ценностей. Неопределенность означает сокрытие от клиента своих чувств, установок, событий жизни. Нейтральность и неопределенность консультанта создают специфическую атмосферу отношений, которая позволяет возникнуть и полностью проявиться переносу. Он проявляется и при отсутствии этих условий, однако они облегчают возникновение переноса и усиливают его.

4. Перенос — бессознательный процесс. Хотя чувства клиента по отношению к консультанту могут быть и вполне сознательными, но сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается. В консультировании психодинамической ориентации консультант побуждает клиента к осознанию такого переноса.

5. Перенос чаще возникает в сферах, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями. Люди склонны превратно воспринимать настоящее, когда они увязли в эпизодах прошлого.

В психотерапии и консультировании ценность переноса весьма велика. Он позволяет проникнуть в прошлое клиента и увидеть, каким образом ранний опыт, связанный со значимыми личностями (родители, близкие), модифицирует реакции настоящего. Это очень важно в случаях, когда расстройства поведения, личные проблемы постоянно «подпитываются» коварными реакциями переноса. Консультант, будучи объектом переноса, интерпретирует проекции и предоставляет клиенту возможность взглянуть на свое поведение в ракурсе причинности, чтобы избавиться от травм и фантазий прошлого. Такая работа придает консультированию характер «коррекции эмоционального опыта».

Решение, стоит ли делать перенос объектом обсуждения, равносильно выбору между операцией и консервативным лечением. Первый вариант приводит к значимым внутренним изменениям, а второй чаще сохраняет status quo. Конечно, выбор всегда определяется конкретной ситуацией. В некоторых случаях не рекомендуется слишком углубляться в реакции переноса клиента и их интерпретацию: — при искаженном восприятии реальности; — при нехватке времени для работы с переносом (кратковременное консультирование ); — при отсутствии нормального рабочего альянса с клиентом; — когда клиент из — за ослабления механизмов психологической защиты не может быть толерантен к тревоге и фрустрации; — когда целью консультирования является не разрешение глубинных конфликтов, а, например, приспособление к текущим жизненным ситуациям.

Однако не следует забывать о проблемах, которые возникают из — за непреодоленного переноса в случае прекращения консультативного контакта, когда осталась без обсуждения интенсивная любовь клиента к идеализированному консультанту (положительный перенос) или ненависть к нему (отрицательный перенос).

Поэтому консультанту не подобает игнорировать чувства клиента. Они должны быть обсуждены, конечно, с выбором надлежащей глубины обсуждения. Трансформация переноса в процессе консультирования похожа на эмоциональное развитие ребенка. Ребенок постепенно переходит от мнения о родителях как всемогущих и всезнающих к более реалистичному подходу, оценивая их как относительно простых людей, но, тем не менее, занимающих особое, важное положение в его эмоциональном мире. Подобным образом и клиент в ходе консультирования начинает реалистичнее оценивать консультанта; опыт контакта становится составной частью психики самого клиента. Перенос в сущности создает условия для интериоризации консультанта и способствует формированию специфической, но надежной инстанции, в которую можно обратиться при затруднениях в жизни.

Положительному переносу всегда присуща определенная, чаще всего временная идеализация консультанта с эротическим оттенком при условиях разнополости и гетеросексуальности клиента. Эротическая установка в отношении консультанта нередко выражается косвенно — паузами молчания, жалобами, что нечего сказать и голова совсем пустая; манипулятивными движениями, если консультант не пришел или опаздывает, забыванием уплатить за консультацию, интересом к личной жизни консультанта; конкуренцией с другими клиентами из — за консультанта; постоянным цитированием его высказываний и т. п.

Подарки тоже служат формой выражения чувств к консультанту. Дарение может означать многое и усложняет консультирование: иногда это просто взятка, порой демонстрация желания иметь с консультантом особые, доверительные отношения, и благодаря выбору подарка клиент хочет доказать знание вкуса и потребностей консультанта. При таких мотивах клиента консультант должен отказаться от подарка, если не желает быть втянутым в игры манипулятивного характера. Однако в некоторых случаях подарки отражают искреннюю благодарность, уважение к консультанту, и отказ от них может оскорбить клиента. Вообще в процессе консультирования лучше избегать подарков и подождать завершения терапии, тогда подарок становится поводом к последнему обсуждению с клиентом достигнутых успехов и соответствия (или несоответствия) подарка реальной цене консультирования в экзистенциальном смысле. Когда клиенты тем или иным способом выражают чувства, консультант должен относиться к этому с пониманием. Они проявляют подлинные чувства, хотя часто и нереалистичные. Если консультант принимает чувства клиента, даже не отвечая на них, и не позволяет клиенту испытывать отверженность, консультирование становится глубже и интенсивнее. С другой стороны, клиенты должны понимать, что консультант не может быть их сексуальным партнером. Такое табу помогает осознать жизненные ограничения на удовлетворение желаний.

Тема 1. Временное пространство психологической помощи

Психологическую помощь можно оказывать в различных пространственных и временных условиях, но считается, что для повышения эффективности существенное значение имеют особенности пространственной и временной организации этого процесса.

Для эффективной психологической помощи существенное значение имеет временная организация данного процесса.

Правильный выбор времени во многомопределяет успешность и эффективность воздействия.

Во-первых, у клиента и консультанта должно быть достаточно времени, и выбор этого времени должен быть сделан правильно, то есть должны быть обеспечены возможности спокойно, не спеша, и «на свежую голову» участвовать в консультативном сеансе у обоих.

Во-вторых, время самой консультации должно быть правильно организовано, под чем подразумевается чёткое обозначение начала и конца консультативного сеанса, а также наличие этапов консультативного сеанса.

Часы – важный атрибут кабинета психолога. Часы на стене или на столе, как важный атрибут кабинета консультанта позволят напомнить всем участникам психологического консультирования о том, что время идёт и им обоим необходимо работать активно и динамично.

Каждый этап беседы разворачивается в определенном временном пространстве, в отведенный отрезок времени.

Психолог по возможности принимает меры для того, чтобы использовать время наиболее эффективно, используя напоминание, задавая вопросы, акцентируя внимание на важных деталях, разделяя процесс беседы на необходимые этапы в зависимости от целей и задач отдельной встречи.

Длительность консультативной встречи может варьироваться. В большинстве случаев-от 45 минут до 1 часа.

Ориентировочно этот час можно распределить по выделенным этапам следующим образом:

  1. Начало беседы (5-10 минут)
  2. Расспросы клиента (20-30 минут)
  3. Коррекционное воздействие (10-15 минут)
  4. Подведение итогов (5-10 минут)

Временное пространство групповых форм психологической помощи может быть самое разнообразное:

Группы от 2-3 часов до 3-4 дней.

· Группы (3 месяца, полгода, год и более)

Терапевтические группы на время прохождения лечения в стационарах.

· Выездные семинары и группы (на протяжении недели, месяца)

Тема 2. Вопросы организации пространства для оказания психологической помощи.

В качестве наиболее подходящего места для проведения психологического консультирования, указывают специально оборудованный кабинет, позволяющий обеспечить уединённость, удобство и комфорт, в котором должны отсутствовать элементы, которые могут привлечь излишнее внимание клиента, и отвлекающие его от процесса консультирования. Вместе с тем, консультирование может быть успешным и без наличия специально оборудованного кабинета. Для этого, консультант может специально организовать некоторую часть пространства, лучше всего в углу, где можно посадить клиента спиной к двери, ограничив его поле зрения, и тем самым, максимально сосредоточив его на самом себе.

Эффективным вариантом посадки консультанта и клиента, считается положение друг на против друга и чуть наискосок, которое позволяет с лёгкостью видеть лицо собеседника, и вместе с тем даёт возможность отвести глаза в сторону без особого труда. Расстояние между консультантом и клиентом не должно быть слишком маленьким, то есть они не должны сидеть слишком близко друг к другу, и должны иметь пространство для ног, достаточное чтобы иметь возможность, чтобы встать или сесть на своё место. Иногда полезно когда между ними находится что-то вроде журнального столика, куда можно что-либо положить или при необходимости вести запись. Вместе с тем, стол не должен быть большим, так как может стать помехой и восприниматься как барьер между клиентом и консультантом.

Основные требования к организации пространства:

  • В помещении должно быть чисто.
  • Достаточно пространства. Особенно при использовании техник арт-терапии.
  • Нельзя перегружать кабинет (техническими средствами, картинами, мебелью и т.д.).

 

Тема 3. Организация процесса консультационной работы

Условное структурирование процесса на несколько стадий (начальную, середину работы и завершающую).

Условно консультационную встречу можно разделить на 4 этапа:

  • Знакомство с клиентом и начало беседы
  • Расспрос клиента, формулирование и проверка консультационных гипотез, выяснение контекста жизни клиента
  • Коррекционное воздействие
  • Подведение итогов и завершение встречи.

Особенности первой встречи с клиентом. Задача психолога – ослабить страх и укрепить надежду. Оговорить, какие методы и техники будут использоваться в работе.

Обсуждение взаимных обязательств. Постановка широких общих вопросов к клиенту. Обсуждение условий дальнейшей совместной работы. Предупреждение клиента о том, что в ходе проводимой работы могут происходить значительные изменения в его жизни.

Использование диагностических методик для прояснения контекста жизни клиента. Эффективное использование проективных методик.

Эффективно использовать домашние задания. Темы заданий являются логическим продолжением рассматриваемой на встрече проблемы. Обязательное обсуждение их выполнения на следующей встрече. Невыполнение домашнего задания (особенно повторное) как повод для прекращения работы (невыполнение взаимных обязательств).

Постановка проблемы. Понятия «территория» и «карта».

4 блока информации для рассмотрения: а) неудовлетворительное состояние (симптоматика); б) выяснение желательного состояния;в) контекст (внешний и внутренний); г) обсуждение усилий клиента по изменению его состояния и поведения.

Эффективно работать с выявленными противоречиями в рассказе клиента. Из анализа противоречий возможен выход на осознание клиентом своих иллюзий.

При необходимости рекомендации для встречи с другими специалистами.

Что мешает работе?

  • Торопливость, суета консультанта,
  • многословность,
  • желание с первых минут вступить с клиентом в активный контакт,
  • поспешные и необоснованные обещания

Основа эффективной работы – контакт. Необходимость интереса и доброжелательности со стороны терапевта. Важное значение имеет то, насколько сам психотерапевт верит в возможности и силу терапевтической помощи.

Несложившийся контакт в начале совместной работы может стать препятствием и быть благодатной почвой для дальнейшего сопротивления клиента.

Завершающая встреча. Обязательная подготовка со стороны психолога. Целесообразны различные виды итоговых работ. Эффективность проведения арт-терапевтических методов на завершающей встрече (способствует снижению тревоги).

Тема 4. Основные средства оказания психологической помощи

Во главе взаимодействия с другим человеком должно стоять желание помочь человеку. Используются различные средства.

 

  1. Способность вступить в контакт с любым клиентом.
  2. Не останавливаться на первом впечатлении
  3. Умение слушать, что говорит другой (понимать смысл).
  4. Умение задавать уточняющие наводящие вопросы.
  5. Помогать в постановке реалистичных целей.
  6. Умение обобщать то, что говорит клиент.
  7. Понимать невербальные реакции (голос, мимика, жесты, вегетативные реакции).

    За этим стоит понимание того, что чувствует клиент.

  8. Использовать широкий набор методов и техник для оказания терапевтической помощи.

 

Вербальные средства.

  1. Речь психолога: четкость, ясность, конкретность
  2. Умение слушать и задавать вопросы
  3. Умение перефразировать сказанное
  4. умение расставлять акценты – выделять главное.

 

Невербальные средства.

1. Организация пространства. Внимательное отношение ко времени. (Постоянно опаздывающий, запыхавшийся человек).

Организация пространства. На возвышении – позиция «над». Э. Холл выделяет следующие виды дистанций в общении: интимная — от 0-45 см; персональная – от 45 – 120 см ( для друзей, приятных людей); социальная – от 120 – 400см ( с вышестоящим лицом); публичная – от 450 – 750см.

2. Визуальный контакт (глаза в глаза).

3. Невербальные вокальные феномены. Интенсивность и высота голоса. Пониженный и пониженный тон. Зажатость и открытость. Ускоренный и замедленный темп. Смех, плач, прерывистость. Значимые паузы (часто указывают на то, что человек хочет изменить сказанное).

Качественные характеристики голоса (детский, старческий, неживой, как из подземелья и т.д.).

4. Мимика (заученная улыбка, приподнятая бровь, опущенные уголки губ и т.д.).

5. Кинетика(как сидит, как ест, жесты, движения).

Тревогу выдают быстрые движения, резкость, дрожание. Увидеть и понять, что жестами и мимикой усиливает человек.

6. Вегетативные реакции(покраснение, побледнение, зевота, икота, засыпает).

 

Понимание невербальных реакций(своих и клиента)– это наилучший способ понимания того, что чувствует клиент и нахождения направления помощи. Важно увидеть расхождение между вербальной и невербальной информацией. Больше доверять невербальным реакциям (тело не врет).

Тема 5. Типичные ошибки начинающего психолога

Скептические, иронические общие реплики консультанта, на которые клиент может ответить обидой, замкнутостью, неуверенностью.

Употребление консультантом слов, к которым у клиента негативная реакция. В первую очередь – это слово «проблема». Может звучать как приговор, диагноз.

Употребление консультантом терминов, которыми он хочет «блеснуть» перед клиентом, надеясь таким образом повысить свой авторитет.

Излишнее рассматривание клиента («как будто держим на мушке»), от которого сразу хочется убежать.

Агрессивный или наоборот заискивающий тон голоса консультанта, указывающий на собственные проблемы консультанта во взаимоотношениях с другими людьми.

Занятость консультанта своими делами (звонки, журналы и т.д.)

Суетливые движения-жесты консультанта, указывающие на излишнюю тревожность.

Если консультант с начала беседы понял, что клиент попал на консультацию случайно и ему нужна помощь специалиста другого профиля, то следует, не откладывая сказать это клиенту, чтобы тот решил, что ему делать дальше. Такое поведение консультанта вызывает уважение и доверие к консультанту со стороны клиента. Часто приводит к решению поработать и с психологом. Консультация в данном случае обычно проходит без излишнего сопротивления.

Рассказ клиента часто начинается с общих тем, которые к клиенту и его ситуации не имеют никакого отношения. Разговор на общие темы может «съесть» ценные минуты. Консультанты часто поддерживают эти разговоры, терпеливо выслушивают монологи клиентов, стесняясь прервать словесный поток, который, как правило, является проявлением страха и сопротивления клиента перед началом более искренней беседы. Необходимо тактично прервать общий разговор и помочь клиенту перейти к решению вопросов. Уместно задать вопросы: «А что лично Вас привело сюда?», «А как это отражается на Вашей ситуации?», «А что происходит в Вашей жизни?», «В какой конкретной помощи Вы нуждаетесь?»

Излишняя фиксация внимания клиентов на особенностях ситуации консультации репликами типа: «Не бойтесь», «Не напрягайтесь», «Не стыдитесь». Данные реплики акцентируют, что существует нечто, чего стоит опасаться, стыдиться и т.д.

Иногда клиент, приходя на консультацию, просит решить заочно проблемы своих родных и близких. Консультант начинает обсуждать вопросы, касающиеся людей, которых нет на консультации, и которые не просят о помощи. Звонить, приглашать на консультации, давать заочные советы и рекомендации – это значит вмешиваться в частную жизнь людей, которых мы совсем не знаем или имеем о ней смутное представление на основании субъективного опыта обратившегося к нам человека.

Резкое выражение несогласия с мнением клиента в начале беседы может привести к прекращению консультации. Необходимо дать возможность высказаться, постепенно разворачивая беседу и помогая клиенту увидеть ситуацию более широко, обнаруживая новые аспекты жизненной ситуации.

 

 

Тема 6. Основные вопросы организации групповой психологической помощи.

Разновидности групп:

· группы, ориентированные на отдельную личность (психоаналитические, классические гештальт, классические психодраматические и поведенческие группы, группы экзистенциального опыта);

· группы, ориентированные на межличностное взаимодействие, акцент на отношениях между участниками, а также между участниками и терапевтом (группы экзистенциального опыта, трансактный анализ, группы недирективной терапии, группы встреч, группы взаимопомощи);

· ориентация на группу как совокупность. Акцент на групповые действия (группы группового анализа, группы, ориентированные на конфликт и т.д.).

 

Критерии классификации психотерапевтических групп:

1. основная цель группы (совершенствование личности, развитие навыков, решение личностных жизненных проблем, лечение расстройств);

2. способы реализации целей группы(самопомощь, взаимопомощь, психологическое консультирование, анализ группового процесса, клиническая психотерапия);

3. теоретическое основание группы (психоанализ, индивидуальная психология, психодрамма, экзистенциальная терапия, клиент-центрированная терапия, гештальт-терапия, трансактный анализ, поведенческая терапия).

 

Типовые цели (И.Ялом, 1985)

Для работы с уже прошедшим используются методы регрессии, имитации и обмена опытом

  • Метод регрессии помогает еще раз пережить уже свершившуюся ситуацию и пересмотреть ее.
  • Метод имитации позволяет сымитировать варианты своего поведения.
  • Метод обмена опытом дает возможность обсудить свой собственный опыт по определенным событиям с участниками группы.

Для работы с происходящим используются методы концентрации присутствия, групповой рефлексии и построения диспозиций.

  • Метод концентрации присутствия заключается в том, что психолог задает вопросы, концентрирующие внимание участников на происходящие с ними явления.
  • Метод построения диспозиций основан на ролевых играх.
  • Метод групповой рефлексии – обычно применяется на последней стадии работы.

Для работы с планируемыми событиями применяются методы: символического самовыражения, группового решения проблемы, операционализации.

  • Метод группового решения проблем представляет собой обсуждение, направленное на выявление общего отношения к задаче.
  • Метод операционализации представляет собой репетицию различных ситуаций.

Метод символического самовыражения – это использование символов. Необходимо различать символ как носитель значений, имеющих ценность для данного индивида (символ как укорененная в биографии индивида «эрзац-структура») и символ как носитель объемлющего смысла трансцендентности. К. Юнг считает первый из них порождением личностного бессознательного, а второй – коллективного бессознательного. Собственные символы индивида могут «озаряться» и таким образом трансформироваться в идеи.

 

Вопросы по курсу «Основы психологической помощи»

1. Основные понятия психологической помощи2. Основные виды психологической помощи3. Проблема классификации видов психологической помощи.4. Психопрофилактика.5. Психологическая реабилитация6. Психологическое консультирование7. Психотерапия.8. Сходство и основные различия между психологическим консультированием и психотерапией.9. Цели и основные задачи психологической помощи.10. Принципы оказания психологической помощи. 11. Биопсихосоционоэтическая модель психологической помощи.12. Нормативно-правовое регулирование оказания психологической помощи в РБ. 13. Оказание психологической помощи несовершеннолетним .14. Оказание анонимной психологической помощи.15. Личность психолога. Примерная модель эффективного психолога16. Влияние профессиональной деятельности на личность психолога.17. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности психолога.18. Профессиональная этика психолога.19. Процесс психологической помощи.20. Основные установки психолога для оказания психологической помощи. 21. Позиции психолога по отношению к клиенту.22. Контакт как основной терапевтический фактор при оказании психологической помощи.23. Перенос в профессиональном взаимодействии психолога и клиента.24. Критерии эффективности психологической помощи25. Временное пространство индивидуальной психологической помощи 26. Вопросы организации пространства для оказания психологической помощи.27. Организация процесса консультационной работы. 28. Основные средства оказания психологической помощи29. Типичные ошибки начинающего психолога30. Групповая психологическая помощь. Виды групп.31. Основные вопросы организации групповой психологической помощи. 32. Психологические аспекты деятельности психолога при оказании групповой психологической помощи.33. Преимущества и ограничения групповой психологической помощи34. Групповая динамика и основные терапевтические факторы группы.35. Методы и средства оказания помощи при групповой форме работы.36. Особенности работы с психической травмой.37. Особенности кризисной психологической помощи.38. Особенности психологической работы с детьми и подростками.39. Психологическая помощь семье. 40. Психологическая помощь в профессиональном самоопределении и развитии.