См.: Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Учеб пособие для практических психологов. Кемерово. 1996. С. 25-34.
Методика направлена на выявление индивидуального уровня проявления учителем на уроке педагогических способностей (компетентностей).
Она может применяться как для оценки уровня владения учителем педагогическими компетентностями на момент обследования, одномоментно, так и для выявления динамики этого уровня во времени. Во втором случае методика применяется для обследования конкретного учителя не менее двух раз, например, в начале учебной четверти и в конце, в начале учебного года и в конце. Изменение показателей (индикаторов), анализируемых данной процедурой, дает наблюдателю прирост значений (возрастание уровня владения компетентностью) либо уменьшение значений показателей (снижение уровня владения компетентностью).
Как правило, методика используется психологом-исследователем или школьным психологом, но не самим учителем. Оценивающий показатели компетентностей присутствует на уроке и, используя специальный бланк методики, фиксирует по ходу урока наличие или отсутствие индикаторов компетентностей (ставит «+» или «–» напротив каждого индикатора).
Для повышения объективности оценивания фиксировать проявления педагогических компетентностей конкретным учителем целесообразно двумя наблюдателями. Затем данные, полученные разными наблюдателями, сопоставляются и выводится «результирующая картина» уровня владения данным учителем педагогическими компетентностями.
Данная методика позволяет не только фиксировать и оценивать реальный для каждого конкретного учителя уровень владения педагогическими компетентностями или его динамику во времени, но и сопоставлять их с уровнем, минимально необходимым для учителя. Для этой цели в методике имеется специальный ключ вычисления минимального уровня. Такой минимально необходимый для учителя уровень владения педагогическими компетентностями получен разработчиками методики на большом статистическом материале, и его валидность и надежность не вызывает сомнений.
Личностные особенности учителя в педагогической деятельности
... комплекс у учителей русского языка и литературы, ИЗО, трудового обучения. С целью выяснения психологической готовности педагога к педагогической деятельности, мы провели экспериментальные исследования по следующим методикам: 1. ...
Формула расчета процентного выражения педагогических компетентностей и процедура оценки работы учителя с помощью данной методики:
а) количество индикаторов в каждой компетентности (способности) принимается за 100 %.
б) количество индикаторов в каждой компетентности, полученных при обследовании конкретного учителя, со знаком «+», принимается за «Х».
в) строится пропорция и вычисляется значение «Х» для каждой компетентности отдельно.
Предположим, учитель получил 10 индикаторов со знаком «+». Общее количество индикаторов для данной компетентности равно 16, следовательно, вычисление процентного выражения этой компетентности будет иметь следующий вид:
16=100%
10=Х
Отсюда: Х= 10х100/16 = 62,5
Методика МОРУ
ФИО_________________________ дата____________ Предмет______________________ школа__________________ класс___________
Способности, необходимые учителю на уроке |
Педагогические компетентности |
Проявления в моем поведении на уроке |
Примечания |
Способность
контролировать уровень знаний учащихся |
Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении | 1. ОЦЕНИВАНИЕ ПРОДВИЖЕНИЯ УЧЕНИКА НА УРОКЕ:
а) контролируются отдельные слабые (сильные) учащиеся; б) требуется ответ от конкретных учащихся для оценивания; в) учащиеся побуждаются оценивать свою собственную работу или работу друг друга; г) ищут причины трудностей и непонимания в работе учащихся. |
|
Способность
устно и письменно предъявлять учащимся учебный материал |
Демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения учебного материала | 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМЛЕМОГО ПИСЬМЕННОГО ОБЪЯСНЕНИЯ:
а) записи для учащихся четкие; б) прочтение записей правильное; в) техника языка правильная; г) использование языка правильное. 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМЛЕМОГО ВЕРБАЛЬНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ: а) дикция способствует пониманию речи учителя; б) подача материала (объем/скорость) нормальная; в) устная речь правильная; г) произношение правильное. 4. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВЛАДЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТОМ: а) демонстрация материала (информация) точна, своевременна; б) комментарии и реакции на вопросы учащихся точны, адекватны; в) содержание материала предъявляется в логической последовательности; г) предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала. |
|
Способность
организовывать учебную работу на уроке |
Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и ТСО в целях обучения | 5. УДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ РУТИННЫМ ЗАДАЧАМ:
а) привлекается внимание учащихся перед объяснением материала; б) исходные указания по плану урока ясные, полные; в) учебные пособия и средства обучения легко доступны для учащихся; г) эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя. 6. ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВРЕМЕНИ УРОКА: а) обучение начинается с началом урока; б) нет ненужных задержек и проволочек на уроке; в) нет нежелательных отступлений на уроке; г) обучение продолжается до конца урока. 7. СОЗДАНИЕ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИХ ОБУЧЕНИЮ: а) классная комната приведена в порядок, чиста; б) учебная активность совместима с окружающими условиями; в) стенды (полки) благоприятствуют обстановке (условиям обучения); г) учебные пособия расположены упорядоченно (удобно для учащихся) или учитель ведет урок не в своем кабинете (в непривычной обстановке). |
|
Способность
вести диалог с учащимися |
Общение, взаимодействие учителя с учениками | 8. ОБЪЯСНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОДЕРЖАНИЕМ УРОКА:
а) объяснения содержания материала ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов; б) общение адекватно, ошибок в общении мало; в) используемые примеры иллюстрируют содержание; г) основные, наиболее трудные моменты материала выделены. 9. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПРИ НЕПОНИМАНИИ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ: а) определение областей непонимания материала и повторное объяснение; б) стремление к устранению непонимания материала; в) использование различных слов, примеров; г) разъяснения даются индивидуально, для небольших групп учащихся или не являются необходимыми, на уроке нет неясностей. 10. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕАКЦИЙ, ВОПРОСОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗЛОЖЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛА УЧИТЕЛЕМ: а) пояснения (вопросы, примеры) запрашиваются у учащихся; б) выясняются учащиеся, желающие дать пояснения (или нет); в) реакции и идеи учащихся принимаются с благодарностью; г) идеи учащихся разрабатываются (используются) на уроке. 11. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИМСЯ ОБ ИХ ПРОГРЕССЕ: а) ожидания относительно результатов учащимся сообщаются сразу же; б) особая обратная связь предоставляется учащимся при неадекватном выполнении учебной работы; в) особая обратная связь предоставляется учащимся при адекватном выполнении учебной работы; г) учащимся предоставляются предложения по улучшению выполнения учебной работы (или такие предложения не требуются). |
|
Способность
использовать различные методы обучения |
Демонстрация учителем соответствующих (адекватных) методов обучения | 12. ПРИЕМЛЕМОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ:
а) каждый метод обучения соответствует цели обучения; б) один из методов используется приемлемо; в) два или больше методов используются приемлемо; г) каждый метод используется приемлемо. 13. АДАПТАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ К УЧАЩИМСЯ: а) обучение соответствует особенностям учащихся; б) все учащиеся имеют возможность участвовать в двух или более видах учебной активности; в) соответствующее время отводится для достижения учебных целей; г) учащиеся и учитель взаимодействуют как две группы. 14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ: а) средства обучения соответствуют особенностям учащихся, целям обучения; б) средства обучения используются без каких-либо трудностей; в) учебные материалы соответствуют особенностям учащихся, целям обучения; г) учебные материалы используются без отвлечения внимания учащихся и соответственно целям урока. 15. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АКТИВНОСТИ В ЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ: а) урок начинается со стимулирующего введения; б) устанавливается необходимая связь с пройденным материалом; в) учебные виды активности следуют в логическом порядке; г) урок заканчивается логично (делается вывод, подводится итог). |
|
Способность насыщать общение
с учащимися положительными эмоциями и чувствами |
Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке | 16. ПЕРЕДАЧА ЛИЧНОГО ЭНТУЗИАЗМА:
а) энтузиазм передается посредством зрительного контакта, мимики; б) энтузиазм передается посредством голосовых интонаций и модуляций; в) энтузиазм передается энергичной позой; г) энтузиазм передается жестами. 17. СТИМУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ: а) тема формулируется так, что подчеркивается важность темы урока по отношению к содержанию учебного предмета, жизни; б) используются интересные, необычные аспекты темы; в) интерес стимулируется с помощью вопросов, юмора; г) урок персонализируется с помощью использования опыта учащихся. 18. ДЕМОНСТРАЦИЯ ТЕПЛОТЫ И ДРУЖЕЛЮБИЯ: а) приятный тон голоса, зрительный контакт; б) имена учащихся используются в теплой, дружеской манере; в) теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора; г) теплота, дружелюбие демонстрируются путем сокращения дистанции. 19. ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ В ВЫРАБОТКЕ ПОЗИТИВНОЙ САМООЦЕНКИ: а) речь учителя свободна от сарказма и насмешек; б) учитель ведет себя с учащимися учтиво, вежливо, уважительно; в) персонализированное поощрение за хорошую работу; г) персонализированное одобрение, поддержка при столкновении с трудностями в работе. |
|
Способность поддерживать дисциплину
на уроке |
Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников | 20. ПОДДЕРЖАНИЕ ВКЛЮЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В УРОК:
а) варьирование стимуляции путем изменения голоса, движений учителя; б) поиск активного включения в работу пассивных учащихся; в) поощрение участия учащихся в работе; г) 85 % или больше времени учащиеся проводят за решением разного вида задач. 21. РУКОВОДСТВО УЧАЩИМИСЯ, НЕ ВКЛЮЧЕННЫМИ В УЧЕБНУЮ РАБОТУ: а) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения учащихся в учебную работу; б) использование вербальных средств воздействия в целях вовлечения учащихся в учебную работу; в) использование средств поддержания внимания этих учащихся на учебной работе или отсутствие неучебного поведения. 22. СОБЛЮДЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОЖИДАНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ИХ ПОВЕДЕНИЯ: а) управление поведением класса во время урока; б) учащиеся редко нарушают течение урока; в) учащиеся, нарушающие течение урока, сталкиваются с быстрой реакцией учителя (остаются без внимания); г) учащиеся, нарушающие порядок на уроке, сталкиваются с соответствующей реакцией учителя (остаются без внимания). |
Ключ для вычисления минимально необходимых для учителя уровня владения
педагогическими компетентностями (способностями) по методике МОРУ
Наименование педагогических компетентностей |
Номера индикаторов каждой педагогической компетентности |
Полное (слева) и минимально необходимое (справа) количество индикаторов по каждой компетентности |
1. Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении |
1 |
а,б,в,г – а +1 Итого: 4 2 |
2. Демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения учебного материала |
2 3 4 |
а,б,в,г – все четыре а,б,в,г – все четыре а,б,в,г – а,б,г Итого: 12 11 |
3. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и ТСО в целях обучения |
5 6 7 |
а,б,в,г – а,б,в а,б,в,г – а,г +1 а,б,в,г – любые три Итого: 12 9 |
4. Общение, взаимодействие учителя с учениками |
8 9 10 11 |
а,б,в,г – а + 2 а,б,в,г – б +1 а,б,в,г – а,б а,б,в,г – а,б + 1 Итого: 16 10 |
5. Демонстрация учителем соответствующих (адекватных) методов обучения |
12 13 14 15 |
а,б,в,г – а,б +1 а,б,в,г – а,в +1 а,б,в,г – а,в а,б,в,г – а,в + 1 Итого: 16 11 |
6. Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке |
16 17 18 19 |
а,б,в,г – а,б +1 а,б,в,г – а,в +1 а,б,в,г – а +2 а,б,в,г – а +1 Итого: 16 11 |
7. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников |
20 21 22 23 |
а,б,в,г – г +2 а,б,в,г – в +2 а,б,в,г – а +2 а,б,в,г – а,в,г Итого: 14 12 |