Методика оценки работы учителя (МОРУ)

См.: Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Учеб пособие для практических психологов. Кемерово. 1996. С. 25-34.

Методика направлена на выявление индивидуального уровня проявления учителем на уроке педагогических способностей (компетентностей).

Она может применяться как для оценки уровня владения учителем педагогическими компетентностями на момент обследования, одномоментно, так и для выявления динамики этого уровня во времени. Во втором случае методика применяется для обследования конкретного учителя не менее двух раз, например, в начале учебной четверти и в конце, в начале учебного года и в конце. Изменение показателей (индикаторов), анализируемых данной процедурой, дает наблюдателю прирост значений (возрастание уровня владения компетентностью) либо уменьшение значений показателей (снижение уровня владения компетентностью).

Как правило, методика используется психологом-исследователем или школьным психологом, но не самим учителем. Оценивающий показатели компетентностей присутствует на уроке и, используя специальный бланк методики, фиксирует по ходу урока наличие или отсутствие индикаторов компетентностей (ставит «+» или «–» напротив каждого индикатора).

Для повышения объективности оценивания фиксировать проявления педагогических компетентностей конкретным учителем целесообразно двумя наблюдателями. Затем данные, полученные разными наблюдателями, сопоставляются и выводится «результирующая картина» уровня владения данным учителем педагогическими компетентностями.

Данная методика позволяет не только фиксировать и оценивать реальный для каждого конкретного учителя уровень владения педагогическими компетентностями или его динамику во времени, но и сопоставлять их с уровнем, минимально необходимым для учителя. Для этой цели в методике имеется специальный ключ вычисления минимального уровня. Такой минимально необходимый для учителя уровень владения педагогическими компетентностями получен разработчиками методики на большом статистическом материале, и его валидность и надежность не вызывает сомнений.

4 стр., 1546 слов

Личностные особенности учителя в педагогической деятельности

... комплекс у учителей русского языка и литературы, ИЗО, трудового обучения. С целью выяснения психологической готовности педагога к педагогической деятельности, мы провели экспериментальные исследования по следующим методикам: 1. ...

Формула расчета процентного выражения педагогических компетентностей и процедура оценки работы учителя с помощью данной методики:

а) количество индикаторов в каждой компетентности (способности) принимается за 100 %.

б) количество индикаторов в каждой компетентности, полученных при обследовании конкретного учителя, со знаком «+», принимается за «Х».

в) строится пропорция и вычисляется значение «Х» для каждой компетентности отдельно.

Предположим, учитель получил 10 индикаторов со знаком «+». Общее количество индикаторов для данной компетентности равно 16, следовательно, вычисление процентного выражения этой компетентности будет иметь следующий вид:

16=100%

10=Х

Отсюда: Х= 10х100/16 = 62,5

Методика МОРУ

ФИО_________________________ дата____________ Предмет______________________ школа__________________ класс___________

Способности,

необходимые

учителю

на уроке

Педагогические компетентности

Проявления в моем поведении на уроке

Примечания

Способность

контролировать уровень знаний учащихся

Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении 1. ОЦЕНИВАНИЕ ПРОДВИЖЕНИЯ УЧЕНИКА НА УРОКЕ:

а) контролируются отдельные слабые (сильные) учащиеся;

б) требуется ответ от конкретных учащихся для оценивания;

в) учащиеся побуждаются оценивать свою собственную работу или работу друг друга;

г) ищут причины трудностей и непонимания в работе учащихся.

 
Способность

устно

и письменно предъявлять

учащимся

учебный

материал

Демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения учебного материала 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМЛЕМОГО ПИСЬМЕННОГО ОБЪЯСНЕНИЯ:

а) записи для учащихся четкие;

б) прочтение записей правильное;

в) техника языка правильная;

г) использование языка правильное.

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМЛЕМОГО ВЕРБАЛЬНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ:

а) дикция способствует пониманию речи учителя;

б) подача материала (объем/скорость) нормальная;

в) устная речь правильная;

г) произношение правильное.

4. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВЛАДЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТОМ:

а) демонстрация материала (информация) точна, своевременна;

б) комментарии и реакции на вопросы учащихся точны, адекватны;

в) содержание материала предъявляется в логической последовательности;

г) предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала.

 
Способность

организовывать учебную работу

на уроке

Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и ТСО в целях обучения 5. УДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ РУТИННЫМ ЗАДАЧАМ:

а) привлекается внимание учащихся перед объяснением материала;

б) исходные указания по плану урока ясные, полные;

в) учебные пособия и средства обучения легко доступны для учащихся;

г) эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя.

6. ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВРЕМЕНИ УРОКА:

а) обучение начинается с началом урока;

б) нет ненужных задержек и проволочек на уроке;

в) нет нежелательных отступлений на уроке;

г) обучение продолжается до конца урока.

7. СОЗДАНИЕ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИХ ОБУЧЕНИЮ:

а) классная комната приведена в порядок, чиста;

б) учебная активность совместима с окружающими условиями;

в) стенды (полки) благоприятствуют обстановке (условиям обучения);

г) учебные пособия расположены упорядоченно (удобно для учащихся) или учитель ведет урок не в своем кабинете (в непривычной обстановке).

 
Способность

вести диалог с учащимися

Общение, взаимодействие учителя с учениками 8. ОБЪЯСНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОДЕРЖАНИЕМ УРОКА:

а) объяснения содержания материала ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов;

б) общение адекватно, ошибок в общении мало;

в) используемые примеры иллюстрируют содержание;

г) основные, наиболее трудные моменты материала выделены.

9. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПРИ НЕПОНИМАНИИ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ:

а) определение областей непонимания материала и повторное объяснение;

б) стремление к устранению непонимания материала;

в) использование различных слов, примеров;

г) разъяснения даются индивидуально, для небольших групп учащихся или не являются необходимыми, на уроке нет неясностей.

10. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕАКЦИЙ, ВОПРОСОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗЛОЖЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛА УЧИТЕЛЕМ:

а) пояснения (вопросы, примеры) запрашиваются у учащихся;

б) выясняются учащиеся, желающие дать пояснения (или нет);

в) реакции и идеи учащихся принимаются с благодарностью;

г) идеи учащихся разрабатываются (используются)

на уроке.

11. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИМСЯ ОБ ИХ ПРОГРЕССЕ:

а) ожидания относительно результатов учащимся сообщаются сразу же;

б) особая обратная связь предоставляется учащимся при неадекватном выполнении учебной работы;

в) особая обратная связь предоставляется учащимся при адекватном выполнении учебной работы;

г) учащимся предоставляются предложения по улучшению выполнения учебной работы (или такие предложения не требуются).

 
Способность

использовать

различные

методы обучения

Демонстрация учителем соответствующих (адекватных) методов обучения 12. ПРИЕМЛЕМОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ:

а) каждый метод обучения соответствует цели обучения;

б) один из методов используется приемлемо;

в) два или больше методов используются приемлемо;

г) каждый метод используется приемлемо.

13. АДАПТАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ К УЧАЩИМСЯ:

а) обучение соответствует особенностям учащихся;

б) все учащиеся имеют возможность участвовать в двух или более видах учебной активности;

в) соответствующее время отводится для достижения учебных целей;

г) учащиеся и учитель взаимодействуют как две группы.

14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ:

а) средства обучения соответствуют особенностям учащихся, целям обучения;

б) средства обучения используются без каких-либо трудностей;

в) учебные материалы соответствуют особенностям учащихся, целям обучения;

г) учебные материалы используются без отвлечения внимания учащихся и соответственно целям урока.

15. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АКТИВНОСТИ В ЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:

а) урок начинается со стимулирующего введения;

б) устанавливается необходимая связь с пройденным материалом;

в) учебные виды активности следуют в логическом порядке;

г) урок заканчивается логично (делается вывод, подводится итог).

 
Способность насыщать общение

с учащимися положительными эмоциями и чувствами

Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке 16. ПЕРЕДАЧА ЛИЧНОГО ЭНТУЗИАЗМА:

а) энтузиазм передается посредством зрительного контакта, мимики;

б) энтузиазм передается посредством голосовых интонаций и модуляций;

в) энтузиазм передается энергичной позой;

г) энтузиазм передается жестами.

17. СТИМУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ:

а) тема формулируется так, что подчеркивается важность темы урока по отношению к содержанию учебного предмета, жизни;

б) используются интересные, необычные аспекты темы;

в) интерес стимулируется с помощью вопросов, юмора;

г) урок персонализируется с помощью использования опыта учащихся.

18. ДЕМОНСТРАЦИЯ ТЕПЛОТЫ И ДРУЖЕЛЮБИЯ:

а) приятный тон голоса, зрительный контакт;

б) имена учащихся используются в теплой, дружеской манере;

в) теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора;

г) теплота, дружелюбие демонстрируются путем сокращения дистанции.

19. ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ В ВЫРАБОТКЕ ПОЗИТИВНОЙ САМООЦЕНКИ:

а) речь учителя свободна от сарказма и насмешек;

б) учитель ведет себя с учащимися учтиво, вежливо, уважительно;

в) персонализированное поощрение за хорошую работу;

г) персонализированное одобрение, поддержка при столкновении с трудностями в работе.

 
Способность поддерживать дисциплину

на уроке

Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников 20. ПОДДЕРЖАНИЕ ВКЛЮЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В УРОК:

а) варьирование стимуляции путем изменения голоса, движений учителя;

б) поиск активного включения в работу пассивных учащихся;

в) поощрение участия учащихся в работе;

г) 85 % или больше времени учащиеся проводят за решением разного вида задач.

21. РУКОВОДСТВО УЧАЩИМИСЯ, НЕ ВКЛЮЧЕННЫМИ В УЧЕБНУЮ РАБОТУ:

а) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения учащихся в учебную работу;

б) использование вербальных средств воздействия в целях вовлечения учащихся в учебную работу;

в) использование средств поддержания внимания этих учащихся на учебной работе или отсутствие неучебного поведения.

22. СОБЛЮДЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОЖИДАНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ИХ ПОВЕДЕНИЯ:

а) управление поведением класса во время урока;

б) учащиеся редко нарушают течение урока;

в) учащиеся, нарушающие течение урока, сталкиваются с быстрой реакцией учителя (остаются без внимания);

г) учащиеся, нарушающие порядок на уроке, сталкиваются с соответствующей реакцией учителя (остаются без внимания).

 

 

Ключ для вычисления минимально необходимых для учителя уровня владения

педагогическими компетентностями (способностями) по методике МОРУ

Наименование педагогических компетентностей

Номера индикаторов

каждой педагогической

компетентности

Полное (слева) и минимально необходимое (справа)

количество индикаторов по каждой компетентности

1. Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении

1

а,б,в,г – а +1

Итого:

4 2

2. Демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения учебного материала

2

3

4

а,б,в,г – все четыре

а,б,в,г – все четыре

а,б,в,г – а,б,г

Итого:

12 11

3. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и ТСО в целях обучения

5

6

7

а,б,в,г – а,б,в

а,б,в,г – а,г +1

а,б,в,г – любые три

Итого:

12 9

4. Общение, взаимодействие учителя с учениками

8

9

10

11

а,б,в,г – а + 2

а,б,в,г – б +1

а,б,в,г – а,б

а,б,в,г – а,б + 1

Итого:

16 10

5. Демонстрация учителем соответствующих (адекватных) методов обучения

12

13

14

15

а,б,в,г – а,б +1

а,б,в,г – а,в +1

а,б,в,г – а,в

а,б,в,г – а,в + 1

Итого:

16 11

6. Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке

16

17

18

19

а,б,в,г – а,б +1

а,б,в,г – а,в +1

а,б,в,г – а +2

а,б,в,г – а +1

Итого:

16 11

7. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников

20

21

22

23

а,б,в,г – г +2

а,б,в,г – в +2

а,б,в,г – а +2

а,б,в,г – а,в,г

Итого:

14 12