Узнадзе Дмитрий Николаевич | Биография

Узнадзе Дмитрий НиколаевичГоды жизни:1886 -1950

Родина: Сакара (село) (Российская Империя)

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886—1950) — грузинский психолог и философ, один из основоположников психологической науки в Грузии, создатель психологической школы установки. Д-р философии (1909), профессор. Д. чл. АН ГССР со дня ее основания (1941), чл. Президиума общественных наук Академии. Организатор и директор Института психологии АН ГССР (1941—1950), названный в 1950 г. его именем. Засл. деятель науки Грузии (1946).

За участие в революционном движении был исключен из последнего класса гимназии.

Образование по философии получил в Лейпцигском унте (1909), где занимался у В. Вундта, И. Фолькельта, П. Барта. Здесь в 1907 г. за труд, посвященный философии Г. Лейбница, получил пермию, в 1909 г. защитил докт. дис. на тему «Метафизическое мировоззрение В. Соловьева». В 1913 г. экстерном окончил историко-филологический фак-т Харьковского ун-та. Профессиональную научную и преподавательскую деятельность начал в 1910 г. Создал первую в Грузии женскую школу с преподаванием на грузинском языке (1915).

Был одним из организаторов Тбилисского Государственного ун-та (1918), где заведовал созданной им кафедрой психологии и психологической лабораторией (1918—1950).

В 1927 г. по его инициативе было организовано Общество психологов Грузии. Создал кафедры психологии и руководил ими в педагогических институтах г. Кутаиси (1932—1940) и г. Сухуми (1938—1940).

В годы ВОВ работал при госпитале в реабилитационном патопсихологическом кабинете. В 1943 г. — возглавил организованный им ин-т психологии АН ГССР, которым руководил до последних дней своей жизни. У. — автор широко известной общепсихологической теории установки, объясняющей особенности бессознательных процессов, целесообразной деятельности, а также закономерности социального поведения человека. Предпосылкой его теории был философско-психологический анализ трудов В. Соловьева, А. Бергсона, Г. Лейбница. При этом психологию трактовал как науку о целостной духовной личности, мотивы и поступки которой могут носить неосознаваемый характер.

3 стр., 1283 слов

Общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология ...

... науки, социально-гуманитарное знание, социология как наука, политология как наука, социальная психология как наука, философия. К какой теме, изученной в первой четверти 10 класса данные термины ... на вопросы. .Русский философ В. С. Соловьев (1853—1900) о зна­чении философии. Философия существует в человечестве более двух с половиной тысячелетий. Что же сделала ...

В 1920-е гг. разработал основы общепсихологического учения об установке (явление установки было открыто немецким психологом Л. Ланге в 1888 г. при изучении ошибок восприятия), которое отчасти противопоставлялось психоаналитической концепции бессознательного психического. Установка понималась им как целостное психическое состояние готовности субъекта к осуществлению определенного поведения. Она возникает на основе мотивационных и ситуативных факторов, благодаря чему приобретает способность регулировать осуществление целесообразного поведения. Разработав простую и эффективную экспериментальную модель изучения установки (метод фиксированной установки), У. вместе с сотрудниками выявил целый ряд существенных общепсихологических и дифференциально-психологических свойств установки (целостность, возбудимость, прочность, динамичность, пластичность, иррадиированность и др.).

На этой основе им была построена установочная типология личности. В работах У. раскрыта и обоснована целостно-личностная природа установки, ее бессознательный характер, законы ее формирования и протекания. У. — автор многочисленных исследований в различных областях психологии. Им выполнены теоретико-экспериментальные исследования, посвященные вопросам мышления, речи, внимания, воли. Особое внимание он уделял исследованиям языка, образования понятий, наименования, постижения значений. В сфере его интересов находились также проблемы методологии и истории психологии. Он разрабатывал вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии. Внес существенный вклад в развитие философской и педагогической мысли Грузии. У. автор трудов: «Анри Бергсон», 1920; «Основы экспериментальной психологии», 1934; «К психологии установки», 1938; «Общая психология», 1940; «Психология ребенка», 1947; «Экспериментальные основы психологии установки», 1949; «Психологические исследования», М., 1966; «Труды», т 1—6, Тб., 1966—67 (на груз. яз).

____________________________

История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.