Знакомство с составляющими имиджа, его характеристиками, основными принципами и техникой создания

Важнейшие составляющие способности нравиться людям (Суховершина, Тихомирова, 2006):

— умение продемонстрировать свое уважительное, доброжелательное отношение;

— умение проявить добрые чувства по отношению к собеседнику;

— способность изменить в лучшую сторону предварительный

настрой вашего собеседника;

— умение создать у него благоприятное первое впечатление.

Обсуждение факторов, закономерностей и техник формирования первого впечатления (Бороздина, 2006; Дружинин, Замулин, 2004)

Первое впечатление (начальная ступень в самопрезентации) – это образ другого человека, складывающийся после первого контакта с ним. Успешность первого впечатления, с одной стороны, зависит от того, насколько хорошо человек владеет вербальными и невербальными средствами самопрезентации. С другой стороны, необходимо также использовать знания о факторах и закономерностях формирования первого впечатления.

Факторы и закономерности формирования первого впечатления:

1. Вести себя естественно. Лучший способ испортить первое впечатление о себе — вести себя напряженно или слишком раскованно.

2. Уметь быстро ориентироваться в обстановке и разбираться в людях.

3. Активно использовать свои сильные стороны и стараться не проявлять слабые, то есть выстраивать свое поведение, опира­ясь на лучшие человеческие и профессиональные качества.

Техника создания благоприятного впечатления:

1. Постоянно высказывать искренний интерес к другим людям. Главное — не переходить границы дозволенного.

2. Поддерживать моменты общности. Отношения лучше строить на тех интересах и привязанностях, которые являются общи­ми, то есть объединяют.

3. Выражать искреннее одобрение. Все люди любят, когда их хвалят. Говорить об их достоинствах.

4. Говорить больше комплиментов, то есть фраз, содержащих небольшое преувеличение положительных качеств человека; при их произнесении срабатывает психологический феномен внушения, вследствие чего человек старается «дорасти» до тех качеств, которые подчеркнуты в комплименте.

5. Вести разговор в русле личных интересов собеседника.

6. «Отражать» друг друга — ситуация раппорта: это отношения, для которых характерны взаимное согласие, уважение, глу­бокая взаимная привязанность; это своего рода единение, настроенность на одну волну, взаимная симпатия, другими словами, создание с партнером общего языка, в том числе языка тела. Эффективное средство достижения раппорта — отражение.

24 стр., 11570 слов

Формирование конструкторских умений старших

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия» Институт психолого-педагогического образования Кафедра технологий дошкольного и начального образования ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ПОДВИЖНОЙ ИГРУШКИ Выпускная квалификационная работа Исполнитель: Шведов М.М., студент 4 курса ИППО, очного отделения Научный руководитель ...

Отражать людей можно различными способами:

— первый способ — через язык тела (поза, в которой вы сидите,

стоите, положение ног, жестикуляция, положение головы,

походка, выражение лица, прикосновение);

— второй способ— через речь (тембр голоса, темп речи, выбор

слов, сила голоса, использование профессиональных слов и

выражений);

— третий способ — через чувства (терпимость, заинтересован­ность, включенность, проявление уважения к чертам характе­ра, квалификации).

Перечисленные особенности формирования первого впечатления позволяют сделать вывод о том, что знание механизмов формирования первого впечатления в сочетании с практикой их на­блюдения и анализа — это необходимое звено в технологии планирования внешней стороны деятельности, как отдельно взятого сотрудника, так и всей бизнес-структуры в целом.

Первое благоприятное впечатление создается с помощью следующих приемов (Дружинин, Замулин, 2004):

— Приход точно в назначенное время, дружелюбное приветствие.

— Доброжелательное выражение лица, общение с улыбкой, вежливое и уважительное.

— Взгляд, направленный в глаза собеседнику, твердое рукопожатие, уверенная поза, четкая дикция.

— Безукоризненный внешний вид.

— Наличие визитки.

— Соблюдение этикета.

— Проявление энтузиазма в беседе (если его не будете проявлять вы, что ожидать от собеседника/собеседников?).

— Демонстрация интереса к собеседнику/собеседникам

На создание первого отрицательного впечатления влияют следующие факторы:

— неухоженный вид;

— скучающее, уставшее выражение лица;

— неискренняя улыбка;

— отсутствие визуального контакта;

— слабое рукопожатие;

— слишком громкий или слишком тихий голос;

— нечеткое начало разговора;

— неуместные шутки;

— неуверенность в первых словах;

3 стр., 1372 слов

Социально-психологическая характеристика лица, совершающего преступления общеуголовной насильственной направленности.

Тема 3. Общеуголовная преступность как массовое социально-психологическое явление. 1. Социально-психологическая характеристика общеуголовной преступности. 2. Социально-психологическая характеристика лица, совершающего преступления общеуголовной насильственной направленности. 3. Причины общеуголовной насильственной преступности и ее предупреждение. 4. Социально-психологическая характеристика лица, ...

— невежливость, перебивание собеседника.

Раппорт в общении (Аткинсон, Чумакова, 2006)

Раппорт это так называемая подстройка (настройка) на собеседника, способность находиться с ним на «одной волне». Раппорт бывает разных видов:

  1. Раппорт на уровне ценностей — это то, что нам по-настоящему важно, и это можно заметить по тону голоса, по выражению лица. Например, когда мы с кем-нибудь встречаемся и обсуждаем что-то…
  2. Раппорт на уровне способностей (Пример: Мы оба любим играть в теннис…)

3. Раппорт на уровне окружения (Пример: Мы все учимся в КГУ…)

Раппорт разрушается тогда, когда человек демонстрирует, что разделяет ценности другого, но на самом деле это просто игра, и, следовательно, истинных отношений не будет.

Говоря о первом впечатлении как о первой ступени самопрезен­тации, нельзя не упомянуть об имидже как об одной из важнейших составляющих в представлении себя. Надо отметить, что результа­том хорошо спланированной и осуществленной самопрезентации является формирование желаемого имиджа (Бороздина, 2006; Бардиер, 2002).

Хотя отсутствие имид­жа — это тоже имидж (Кузин, 1996).

В широком смысле понятие имиджа подразумевает следующее: совокупность сим­волических свойств, приписываемых объекту и свидетельствующих о его высоком социальном престиже, привлекательности, адекват­ности, желанности, предпочтительности. Это совокупность опре­деленных качеств, которые люди ассоциируют с индивидуально­стью. Собственным имиджем можно и нужно управлять. Это не означает принятия чужой для себя роли в угоду другим людям. Ничто так сильно не вредит репутации человека, как фальшь и неискренность. Искусство управления имиджем заключается в обретении индивидуального стиля, созданного на основе личной уникальности с учетом требований значимой социальной среды. Важно понять, что управление имиджем — это управление впечатлением (Д. Майерс).

Как говорил Никколо Маккиавелли, челове­ку не обязательно обладать желательными качествами, необходимо производить впечатление, что он ими обладает. Построение имиджа — это дело тонкое. Имидж — это искусство очаровывать. Важно хотеть и уметь наилучшим образом показать свои сильные личност­ные качества.

3 стр., 1055 слов

Дать характеристику способностям и уровням их развития.Составить схему «Черты характера»

Содержание I. Дать характеристику способностям и уровням их развития 3 II. Составить схему «Черты характера» 6 III. Решить практические задачи 7 IV. Условия развития способностей в дошкольном возрасте 14 V. Используя закономерности работы памяти, составьте психолого-педагогические рекомендации для эффективного запоминания учебного материала 17 VI Решить тест по теме «Познавательные психические ...

Обратимся к технологии создания имиджа, которая включает в себя следующие составляющие имиджа (Змановская,2005):

внешняя привлекательность;

— склонность к общению и лидерству;

— легкая адаптация к новым условиям;

— умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей;

— доброжелательность к инакомыслию;

— психологическая андрогиния — наличие у человека психоло­гических качеств, присущих противоположному полу (пример: Маргарет Тэтчер — «железная леди»).

Таким образом, мы можем теперь сформулировать общую фор­мулу имиджа:

Имидж = персональные характеристики + социальные характеристики + символические характеристики

Персональные характеристики включают в себя три блока качеств личного обаяния (Шепель, 1994):

1. Природные качества:

— коммуникабельность (способность легко сходиться людьми);

— эмпатичность (способность к сопереживанию);

— рефлексивность (способность понять другого);

— красноречивость (способность воздействовать словом).

2. Характеристики образования и воспитания: — нравственные ценности;

— психологическое здоровье;

— владение набором специальных технологий (деловой спич, преодоление конфликтов).

3. Качества, связанные с жизненным и профессиональным опытом (например, умелая ориентации в ситуации).

Имидж — это многофакторное образование. Надо учесть, что в основу формирования имиджа могут быть положены следующие принципы (Криксунова, 1997)

12 стр., 5773 слов

Техника отказа собеседнику

Санкт-Петербургская Академия Постдипломного Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения детей Кировского района Санкт-Петербурга 198206 Санкт-Петербург, ул.Зины Портновой, д. 3 литер А, тел./ф. 758-18-66 Педагогического Образования «СОГЛАСОВАНО» Зав. кафедрой психологии СПб ...

  1. Принцип повторения.
  2. Принцип непрерывного усиления воздействия.
  3. Принцип двойного вызова (сообщение воспринимает не только разум, важнейшую роль играют подсознательные психические процессы. То есть, чтобы побудить человека к действию, надо сделать ему «двойной вызов» и обратиться к сознанию и подсознанию, к глубоко укоренившимся привычкам т. д.).

А теперь обратимся к самим технологиям создания имиджа. Существует огромное количество технологий, и какой-то общей и универсальной технологии нет. Мини-технология Инны Криксуновой предлагает пять этапов для построения имиджа:

Первый этап — изучение себя, своей «базовой основы», объек­тивная оценка своих внешних данных.

Второй этап — определение наиболее выигрышных цветов и оттенков.

Третий этап — отражение психологического портрета (характер, темперамент) во внешнем облике. Использование эффективной поведенческой техники: научиться создавать хорошее впечатление о себе, отработать тактики действия в конфликтных ситуациях.

Четвертый этап — соответствие той социальной роли, которая избрана. Надо быть костюмером в «пьесе» своей жизни.

Пятый этап — прическа и макияж, строительство внешности.

Таким образом, первая ступень самопрезен­тации — это первое взаимодействие с партнером, пусть даже мыс­ленное, первое впечатление, которое мы производим в первые 5—7 секунд знакомства. До этого самопрезентироваться было бы просто некому. Последняя ступень самопрезентации — создание имиджа.

Активное слушание

Техники активного слушания (информационный блок)

Открытые вопросы

Преимущество открытых вопросов:

  • вариативность ответов;
  • мотивируют людей смотреть «вне» и «идти дальше»;
  • исследуют вглубь;
  • ведут к будущему;
  • не выносят суждений;
  • нет четких выводов.

Слова-смягчители: «Словесный ПУХ»

Словами-смягчителями могут быть, например:

4 стр., 1823 слов

1.Человек коммуникативный

homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев остроумно отметил: “Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе”. И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении. Следует отличать коммуникацию от общения. Коммуникация - ...

□ Расскажите мне об этом подробнее…

— Я действительно хотел бы услышать ваше мнение по поводу того…

  • Мне интересно, как…
  • Поправьте меня, если я ошибаюсь, но…
  • Меня заинтересует, если…
  • Я удивляюсь тому, что вы мне говорите … — Вы заметили, что…

— Вы точно знаете, что… — Интересно, что…

□ Что-то подсказывает мне, что…

«Повтор»

Повтор является сильным инструментом раппорта. Он обозначает ответную реакцию или суммирование информации для человека или группы, с которыми вы взаимодействуете, и представляет собой информацию, исходящую от вас к этим людям, а также информацию о том, что вы думаете по поводу полученного вами сообщения. Навык отрабатывается по мере того, как вы начинаете применять «отмотку назад», используя жестикуляцию других и их тон, темп, силу, высоту тона и языковые средства.

«Отмотка назад» — это способ уточнить получаемую инфор­мацию. Примеры:

— Позвольте мне уточнить следующее… — Скажите, правильно ли я это понял… — Иными словами… Это верно?.. — Я думаю, вы согласитесь со мной, что… Не правда ли? — Уловил ли я все ключевые моменты? Итак, главное, что вы мне сказали…Это верно? — С тем чтобы убедиться, что мы пришли к соглашению.. — Я просто хочу проиграть ситуацию еще раз… — В этом обсуждении мы зашли слишком далеко… — Я понимаю, то, что вы хотите, это… а то, что вы имеете сейчас, это…

— Давайте уточним…

— В общих словах это означает, что… Я прав?

— Для полной уверенности…

— Давайте повторим важнейшие моменты того, о чем мы сейчас

говорили.

1. Техники, мешающие активному слушанию:

  • Негативная оценка — принижение партнера (прямое оскорб­ление; негативная оценка в рамках благопристойности; указание; псевдокомплимент; совет, когда собеседник вас об этом не просит; юмор, направленный против собеседника).
  • Игнорирование (собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер), пренебрежение. Психологический смысл этой техники в том, что человек как бы исчезает в глазах других, перестает существовать.
  • Эгоцентризм (собеседник пытается найти у партнера понима­ние лишь тех проблем, которые волнуют его самого).

2. Промежуточные техники:

Выспрашивание (собеседник задает вопрос за вопросом, а намерения, с которыми они задаются, остаются неясными собеседнику).

12 стр., 5725 слов

Характеристика невербальных средств общения как инструмента создания имиджа педагога

... мнение других людей. 2. Характеристика невербальных средств общения как инструмента ... между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга ... самопрезентации, способность и желание совершенствоваться, двигаться вперед. Список использованных источников педагог имидж невербальный общение ... подчеркивает, что невербальное общение создает образ партнера; выступает в качестве ...

Замечание о ходе беседы (высказывается впечатление о том, как протекает беседа).

Это техника метакоммуникации, она далеко не всегда оказывается успешной и должна применяться с учетом стиля ведения беседы.

Поддакивание (собеседник сопровождает высказывания парт­нера реакциями типа: «да-да», «угу»).

То, насколько эта техника способствует контакту и комфорту партнера, зависит от степени включенности поддакивающего собеседника.

3. Техники, способствующие активному слушанию (взаимопониманию партнеров):

Перефразирование (эхо-техника). Техническая цель перефразирования — уточнение информации. Выбираются наи­более важные и существенные моменты. Особенности эхо- техники: она особенно полезна в тех случаях, когда речь со­беседника кажется понятной, и мы не собираемся задавать вопросов для уточнения; она обладает благоприятным эмо­циональным воздействием; она способствует глубокому кон­такту, снятию напряжения.

Развитие идеи (не путать с перефразированием: оно отличается наличием элемента интерпретации!).

Особенности: позволяет уточнить смысл сказанного: позволяет быстро продвинуть­ся в беседе; дает возможность получить информацию без прямых вопросов.

Резюмирование (собеседник воспроизводит высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко форму­лирует самое существенное).

Особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или зашло в тупик. «И так, главное заключается…», «Как я понял, основная ваша идея заключается в…»

  • Сообщение о восприятии другого партнера (важно не утверж­дать, что ваш собеседник испытывает те или иные чувства, а говорить о своих впечатлениях, предположениях. Эта техника может помочь собеседнику осознать и выразить эмоции, снять излишнее напряжение, показать, что вы его понимаете и считаетесь с его состоянием).
  • Сообщение о собственном самочувствии (сказать о собственном состоянии нередко полезно, особенно в эмоционально напря­женных ситуациях).

Существует так называемая пирамида активного слушания, ко­торая состоит из трех уровней:

  • уровень 1 (самый низкий)поверхностное слушание, когда все внимание сосредоточено не на собеседнике, а на нас самих. Мы слушаем собеседника, но сосредотачиваемся на том, что эти слова значат для нас самих, то есть таким образом мы впитываем информацию и перерабатываем ее для себя (при­мер: когда отправляешься в другую страну, то внимание кон­центрируется на себе);
  • уровень 2 (средний)сфокусированное слушание, внимание полностью сосредоточено на собеседнике, и нет никакой реакции на внешний мир, эти собеседники живут в своем «мыльном пузырьке», присутствуют сопереживание, уточне­ние, подстройка (пример: общение мамы с ребенком, влюб­ленная пара и т. д.);

уровень 3 (верхний) — глобальное, всеобъемлющее слушание. Если второй уровень похож на телеграф, то третий напоминает радио, включает все, что только можно заметить, фиксирует все эмоции, чувства, все окружение. Любой человек, добившийся успешного воздействия на публику, обладает данным видом слушания. И, чтобы стать успешным и пре­зентовать себя на высшем уровне, надо развивать в себе этот уровень активного слушания, то есть правильно собирать информацию, «играть» с ней и затем наблюдать за результа­тами.

Роль вербальных и невербальных средств в самопрезентации

Средства самопрезентации — это самые обыкновенные качества общения, которые потенциально присутствуют у каждого чело­века; из них складываются конкретные навыки и умения, обеспечивающие успешность взаимопонимания и взаимодействия с людь­ми (Бороздина, 2006).

В соответствии с каналами, через которые может осуществляться общение, выделяют вербальные (словесные) и невербальные (несловесные) средства самопрезентации, имея в виду вербальное и невербальное поведение, реакции, сигналы, стимулы (Пиз, 1992; Лабунская, 1986).

Считается, что создание образа другого человека менее чем на 10% строится на том, что он говорит. Основная информация «считывается» с невербальных составляющих общения, к которым относятся: тембр голоса и интонация, диаметр зрачка, пространство, разделяющее говорящих, жесты, телодвижения, осанка, одежда, направление взгляда, символы статуса, выражение лица, улыбка, смех.

С помощью специальных тренинговых упражнений невербальные средства самопрезентации можно развивать в следующих направлениях:

— накопление информации о различных невербальных проявлениях и их значении;

— овладение навыками анализа состояний другого человека по невербальным признакам;

-умение разумно пользоваться невербальными средствами, сознательно выстраивая свое поведение.

Для правильного восприятия другого человека в процессе общения с ним важно понимать особенности соотношения его вербального и невербального поведения.

Можно выделить три типа соотношений:

1. невербальное сообщение (НВ) согласуется с вербальным (пример: когда человек говорит, что партнер по общению ему ин­тересен, симпатичен, и при этом пользуется открытыми жестами, смотрит в глаза и т. д.);

2. НВ противоречит В (пример: женщина говорит, что счаст­лива в браке, и при этом качает головой; руководитель фирмы го­ворит, что настроен демократично, а сам при этом стучит кулаком по столу; при таком противоречии люди склонны доверять невер­бальному поведению);

3. НВ касается совершенно другого предмета, чем В (пример: человеку говорят, что в фирме нет вакансий, а выражают при этом нежелание брать именно этого человека).

К тому же важно понимать, что невербальные проявления по своей природе могут быть разной степени осознанности и произвольности. Совокупность знаний об элементах, формах, определяющих факторах, закономерностях и механизмах невербального поведения, о типах его соотношения с вербальным (словесно-ре­чевым) — это основа самопрезентации (Бардиер, 2002).

Следует добавить, что психологические знания о невербальном поведении в контексте самопрезентации также дополняются зна­ниями из других наук, в частности, имеющими отношение к вне­шнему виду человека (его одежде, прическе, макияжу), характе­ристикам его голоса и произношения (фонетика и артикуляция), к его манере держать себя в обществе (деловой этикет, внешние нормы поведения).

Когда мы «читаем» друг друга, именно язык тела передает нам максимум информации. Люди очень сильно реагируют на него, причем не всегда сознательно. Когда слова и голос кого-либо не внушают доверия, именно телодвижения позволяют принять окончательное решение о человеке.

Если слова — чаще всего плод сознания, то невербальные проявления — реакция подсознания. Вот почему необходимо обращать самое пристальное внимание на рассогласование между словами и жестами. На основе невербального поведения раскрывается внут­ренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Вся внутренняя жизнь человека проявляется во внешних движениях. «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит пер­вым».

Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вер­бальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным. Разработаны специальные средства общения. Наиболее значимые невербальные средства — кинестетические, зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинестетике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке, осанке, на лице как вы­разительной составляющей имиджа, в глазах, взгляде как особом способе самопрезентации.

Навыки установления вербального контакта

(Снетков, 2002; Ива нова, 2005; Шмидт, 1992, Самсонов, 2002).

Успешности установления контакта способствует приветливая улыбка и прямой взгляд. Не спешите садиться и начинать разговор. Поймайте ответный взгляд. А если вам, к тому же, улыбнулись в ответ, можно считать, что хорошее начало разговору положено, Вступительная часть деловой беседы необходима для того, чтобы собеседник переключился от дел, которыми он был занят, на разговор с вами, а также для создания благоприятной атмосферы. Чтобы партнер быстрее включился в разговор, рекомендуется так построить первые фразы, чтобы мобилизовать все каналы воспри­ятия, поскольку с первого взгляда определить приоритетный канал восприятия невозможно (например, «Рад встрече с вами» — кинестетический канал, «Приятно видеть, что» — визуальный и т. д.),

Задачи вступительной части:

1) привлечение внимания к своей персоне;

2) установление контакта с собеседником;

3) пробуждение интереса к теме разговора.

«Самоубийственным» началом разговора считаются излишняя почтительность, демонстрация полной зависимости от партии, извинения за то, что оторвали от важных дел и т. д.

В процессе разговора необходимо поддерживать партнера. По­казать ваше расположение можно позой, кивками, словами. По­скольку сотрудничество предполагает максимальное достижение участниками взаимодействия своих целей, для этого необходимо:

1. Перед тем как вступить в деловую беседу, четко представить себе то, что вы хотите сообщить, обдумать это в деталях.

2. Быть внимательным к возможным смысловым барьерам.

3. Следить за своими позами, жестами, мимикой, интонацией.

4. Быть внимательным к чувствам партера по общению, откры­тым и способным к сопереживанию.

5. Добиваться адекватной обратной связи.

Формирование навыков убеждающего воздействия на партнера (Карнеги, 1990; Бороздина, 2006; Суховершина, Тихомирова, 2006; Гиппенрейтер, 2004; Емельянов, 1988; Петровская, 1982)

Вступая во взаимодействие, люди оказывают влияние друг на друга.

Механизмы влияния:

1. Заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, который может совершаться и бессознательно, и вполне осознанно.

2. Внушение — целенаправленное неаргументированное воздей­ствие на другого человека (отличие от заражения в том, что внушающий сам не находится в том состоянии, которое он пытается привить воспринимающему).

3. Подражание — следование какому-либо приему, образцу; воспроизведение индивидом черт и образов демонстрируемого поведения.

4. Принуждение — неаргументированное силовое воздействие.

5. Убеждение—целенаправленное аргументированное воздействие на другого человека, представляющее собой словесное доказательство идей, обоснование решений, планов и поступков.

Техника комплимента (Тимофеев, 2004)

Как известно, одна из самых сильных страстей, владеющих человеком, — потребность в признании и уважении. Она отчасти удовлетворяется комплиментами. Здесь стоит обратить внимание на то, что комплимент отличается от лести своим правдоподобием и объективностью.

Содержанием комплимента может быть похвала внешности партнера, его интеллектуальных и душевных достоинств, его вещей.

— Чтобы добиться цели воздействия, комплименты вставляют­ся при каждом удобном случае, начиная с первого момента контакта, и обязательно — в конце разговора.

— Хвалить следует только те качества, которыми гордится сам партнер. Не соответствующая действительности похвала может прозвучать как издевательство.

— Похвала должна выглядеть не как манипулирование, а как констатация очевидного факта. Рекомендуется не делать пау­зу после комплимента, чтобы не давать возможности собеседнику «защищаться», чувствуя неловкость.

— Лучше быть максимально объективным. Чрезмерные похва­лы редко вызывают в собеседнике доверие.

— Не следует говорить в ответ на сделанный вам комплимент точно такой же.

— Говоря комплимент, сохраняйте чувство собственного достоинства, не лебезите.

Приемы, помогающие сделать комплимент:

— Прием «позитив третьей стороны». Это комплименты, сказанные одному человеку, с тем чтобы они непременно достигли ушей другого. Добрые слова, высказанные публично

всегда вызывают больше доверия и оцениваются выше, чем комплимент, сказанный напрямую в личной беседе.

— Прием «передать адресату похвалу третьего лица». Это обрат­ный пример. Кто-то похвалил поведение, внешность или вещи вашего собеседника, и вы передаете ему эти слова.

Как принимать комплименты. Когда вы говорите людям компли­менты, то, естественно, выслушиваете множество ответных. Если вы начинаете отрицать сделанные вам комплименты, то это небла­гоприятно влияет на развитие отношений. Отрицание комплимен­та всегда производит негативное впечатление. Но если вы смотри­те собеседнику в глаза и отвечаете позитивно, он наверняка будет чувствовать себя комфортно в вашем обществе.