При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике

можно выделить три самостоятельных варианта синдрома «расщепленного мозга», связанных с местом перерезки. При этом нарушения межполушарного взаимодействия выступали лишь в одной модальности и их характер зависел от локализации повреждения волокон мозолистого тела.

1 вариант: при перерезке передних отделов мозолистого тела нарушения взаимодействия полушарий проявлялись преимущественно в моторной сфере;

2 вариант: при перерезке средних отделов нарушения взаимодействия проявлялись преимущественно в тактильной сфере;

3 вариант: при перерезке задних отделов нарушения взаимодействия проявлялись преимущественно в зрительной системе.

зрительная аномия проявляется при сочетании повреждения задних отделов мозолистого тела и путей, передающих зрительную информацию от правых половин сетчаток обоих глаз (т. е. при правосторонней гомонимной гемианопсии).

У этих больных вследствие выпадения правых половин поля зрения и повреждения задних отделов мозолистого тела зрительная информация не поступает в левое полушарие и вербальная оценка стимулов становится невозможной. При повреждении задних отделов мозолистого тела у больных также наблюдаются явления «дископии—дизграфии»: они могут писать только правой рукой, а рисовать только левой, хотя до операции выполняли оба задания обеими руками. Это показывает, что левое (ведущее) полушарие продолжает у этих больных управлять правой рукой, но его управление левой является неполным. Правое полушарие полностью управляет движениями левой руки при ограниченных возможностях управления правой

Задача 1.

Больной М. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике

выявлено нарушение называния стимулов, предъявляемых в левую руку.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его

развития. При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ __феномен аномии — Проявлением нарушения межполушарного взаимодействия в средне-задних отделах мозолистого тела была тактильная аномия в виде нарушения называний предметов при их ощупывании (с закрытыми глазами) левой рукой. При зрительном восприятии тех же предметов и ощупывании их правой рукой их называние было сохранным. _

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... 3. Нарушения развития речи. 4. Стереотипность поведения. 5. Нарушение способности к социальному взаимодействию. О.С. Никольская (Никольская, 1995) предложила в зависимости от ... смотрит на свое отражение и повторяет за взрослым названия частей тела (Оклендер, 1997). АГРЕССИЯ Агрессия (от латинского «agressio» – ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные ...

Задача 2.

Больной П. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике

выявлено наличие полной недоступности письма левой рукой в сочетании с

невозможностью рисовать (срисовывать) правой рукой. При смене руки

больной может писать правой рукой и рисовать левой рукой.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его

развития. При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ_____ феномер дисграфии/дископии

Задача 3.

Больной М. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике

выявлено наличие невозможности больным узнать предмет, предъявляемый в

левое поле зрения. Тот же предмет, предъявляемый в правое поле зрения,

пациент называет.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его

развития. При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ_феномен аномии — что зрительные стимулы, предъявленные в левое поле зрения (т. е. проецируемые в правое полушарие), больные (правши) как бы не замечают и не могут их назвать. Однако вспышка света в левом поле зрения ими замечается, т. е. передача зрительной информации через зрительную хиазму сохранна. Тот же эффект наблюдается и при ощупывании предметов левой рукой. _

Задача 4.

Больной Р. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено

наличие невозможности больным воспроизведения слов, подаваемых в

левое ухо. Те же слова, предъявляемые в правое ухо, пациент называет.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его

развития. При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ_ тоже вид аномий, только слуховой — Нарушение взаимодействия слуховых систем проявляется в виде невозможности воспроизведения слов, подаваемых в левое ухо (по методике дихотического прослушивания), и наблюдается при повреждении передних и средних отделов мозолистого тела. _

Задача 5.

Больной Л. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено

наличие невозможности больным прочесть слово, предъявленное в левое

поле зрения или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле

зрения, больной может прочесть и написать правильно.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его

развития. При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ_ феномен аномии — Речевые феномены проявляются и в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения (т. е. в правое полушарие), или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле зрения (в левое полушарие), больной может прочесть и написать правильно. _

Задача 1.

БольнойМ. Предъявляет жалобы на звуковые ощущения в виде отдельных

14 стр., 6875 слов

Ответственность как психологический феномен. Способы повышения ...

... Цель курсовой работы рассмотреть ответственность как психологический феномен, а также способы повышения ответственности у сотрудников. ... свойства личности, способности отвечать, готовности (установки) к ответу, черте характера и др. Большинство исследователей соотносят ... и одиночества, смысла и бессмысленности существования. В поле внимания психологов, исследующих закономерности психики человека с ...

мелодий, которые преследуют пациента постоянно.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике

выявлено снижение способности воспринимать звуки левым ухом,

появление слуховых галлюцинаций.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его

развития. При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ _ уровень — слуховое сияние (пучок Грациоле) — волокна, которые идут из MKT к 41-му первичному полю коры височной области мозга. Слуховое сияние — достаточно большой по протяженности участок слуховой системы, который довольно часто поражается тем или иным патологическим процессом (опухолями, травмой и т. д.); при этом отмечается снижение слуха на противоположное ухо. Имеются указания и на появление в этих случаях (как и при поражении МКТ) слуховых галлюцинаций.

Предполагается, что слуховые галлюцинации (как и зрительные) связаны не с поражением таламического или надталамического уровней слуховой системы, а с раздражением этих областей. В отличие от элементарных звуковых обманов, которые возникают при поражении слухового нерва, в этих случаях появляются сложные слуховые симптомы в виде окликов, бытовых, музыкальных звуков и т. п., т. е. в виде «оформленных», имеющих смысл звуковых образов. _

Задача 2.

БольнойП. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике

выявлено нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую или

только что услышанную мелодию, а также отличать одну мелодию от другой.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его

развития. При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ_ амузия — утрата способности ПОНИМАТЬ ИЛИ ИСПОЛНЯТЬ МУЗЫКу, писать и читать ноты, возникающее при поражении височных отделов коры правого полушария (у правшей) за счет нарушения музыкального слуха. Проявляется в неузнавании известных музыкальных произведений, в затруднении восприятия и воспроизведения ритмических сочетаний звуков (аритмия).

Часто амузия сочетается со слуховой агнозией, при которой перестают различаться обычные звуки или шумы. _

Задача 3.

Больной М. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике

выявлено: больной не может правильно оценить и воспроизвести

относительно простые ритмические мелодии, которые предъявляются ему на

слух.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его

развития. При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ_ аритмия — При поражении височной области мозга возникает аритмия. Ее симптомы в том, что больные не могут правильно оценить и воспроизвести относительно простые ритмические структуры, которые предъявляются им на слух. _

Задача 4.

Больной К. Предъявляет жалобы на понижение слуха на левое ухо. При

беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике не выявлено

патологических симптомов. Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его развития. При каких условиях данный феномен формируется. Консультация

каких специалистов необходима пациенту.

11 стр., 5500 слов

Нейропсихологическая диагностика

... данные клинической беседы и наблюдений за больным; б) описание экспериментальной части (по сферам ВПФ); в) выводы: — нейропсихологический статус, ... меняться с шагом в полгода. Специфические задачи нейропсихологической диагностики: а) определить, какой прогноз ожидается от лечения ... создавать «установки» на обнаружение тех или иных феноменов) – работа с историей болезни (обследования специалистов, ЭЭГ, ...

Ответ_ 41-е первичное поле коры височной области мозга, организованное по топическому принципу, — расположено в извилине Гешеля, в глубине височной коры, и не выходит на поверхность. Во время электрического раздражения первичной слуховой коры больные слышат простые звуки (высокой или низкой частоты), но не слова.

Очаг поражения, расположенный в 41-м ноле одного полушария, не приводит к центральной глухоте на соответствующее ухо, так как слуховая афферентация поступает одновременно в оба полушария (преимущественно — в противоположное полушарие).

Однако при этом появляются другие симптомы. _

Задача 5.

Больной Н. Предъявляет жалобы на появление световых пятен в поле

зрения, которые сохраняются постоянно. При беседе, наблюдении и

нейропсихологической диагностике не выявлено патологических симптомов.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его

развития. При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ______это фотопсии – при поражение зрительного анализатора на уровне 17-го поля

Задача 6.

Больной В. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено:

больной хорошо видит отдельные признаки и части предметов, но не может

объединить эти признаки в целые образы.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его

развития. При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ_предметная агнозия — Возникает при поражении 18, 19 полей (нижняя часть затылочно-теменной области).

Больной видит как будто все (поля, цветоощущение и т.д.), но он не узнает предметы. На ощупь может назвать. _

Задача 7.

Больной Г. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено:

больной не может ориентироваться в пространственных признаках

окружающей среды, изображениях объектов. У него нарушена лево-правая

ориентировка, отсутствует понимание символики рисунка, отражающей

пространственные признаки объектов. Больной не понимает географическую

карту, не может ориентироваться в странах света. У пациента нарушен

«праксис позы».

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его

развития. При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ_оптико-пространственная агнозия — Поражение верхней части 18, 19 полей (верхний затылок).

_

Задача 8.

Больной И. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено:

больной видит хорошо, может описать отдельные признаки предмета, но не

может сказать, какой это предмет. У него отмечаются трудности опознания

формы объектов. Однако при ощупывании предмета больной правильно его

называет.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его

развития. При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ_либо предметная агнозия — 18, 19 полей (нижняя часть затылочной области).

Вгрубых случаях при двусторонних поражениях. Больной видит как будто все (поля, цветоощущение и т.д.), но он не узнает предметы. На ощупь может назвать. , либо оптико-мнестическая афазия — задненижних отделов височной области. К ним относятся отделы 21-го и 37-го полей конвекситальной поверхности полушарий и задненижние отделы 20-го поля на конвекситальной и базальной поверхности мозга. В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. У больных с оптико-мнестической афазией нет каких бы то ни было явных зрительных гностических расстройств: они хорошо ориентируются и в зрительном пространстве, и в зрительных объектах. _

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

... а должны быть выявлены мыслящим субъектом. Какое-то из этих познаваемых в процессе решения задачи отношений и ... деятельности или быть специально созданными (учебные задачи или игровые задачи). Задача выступает как объект мышления. Субъект мышления — ... познавательной мотивацией и успешностью или неуспешностыо решения мыслительной задачи. На этапе возникновения проблемы, когда обнаруживается что- ...

Задача 9.

Больной С. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено:

больной правильно воспринимает предметы, правильно оценивает их

изображения и правильно ориентируются в сложных пространственных

изображениях и реальных объектах, однако он «не понимает» буквы и не

может читать.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его

развития. При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ_ буквенная агнозия — левого полушария на границе височной и затылочной областей (нижняя часть широкой зрительной сферы).

Больной не узнает буквы и цифры (символы).

Пространственный фактор может быть сохранен. Могут копировать буквы, но назвать их не смогут. Больные правильно воспринимают предметы, распадается навык чтения. _

Задача 10.

Больной Я. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено:

больной правильно различают отдельные цвета и правильно их называет, но

не может соотнести цвет с определенным предметом и наоборот. Больной не

может выполнить процедуру классификации цветов, т.к. у него отсутствует

обобщенное представление о цвете.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его

развития. При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ_ цветовая агнозия — затылочной области 17 поле. Цветоощущение сохраняется. Больные не могут соотнести цвет с предметом.  У них нарушена категорицазия цветов. _

Задача 11.

Больной Ф.Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет. При

беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено:

неспособность больного распознавать реальные лица или их изображения (на

фотографиях, рисунках), невозможность различить женские и мужские лица,

а также лица детей и взрослых, не узнавание лиц своих родных и близких.

Однако по голосу больные их узнают.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его

развития. При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ__ лицевая агнозия — правого полушария (затылочно-теменная зона, нижняя часть широкой зрительной сферы).

Потеря способности распознавать реальные лица или их изображения. (Только по голосу узнают) _

Задача 1.

Больной М. Жалоб не предъявляет. При сборе анамнеза выявлена черепно-

мозговая травма 5 лет назад

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено, что

больной правильно воспринимает разные признаки предмета, но не может их

синтезировать в единое целое

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его развития.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... громче. Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот № ответа, в котором все явления указаны верно. ... для наблюдения? Выберите номер (см. в конце задачи), в котором все ответы правильные. а) привести детей в парк и ... какого анализатора в пространственной ориентировки говорит опыт? Описанные в задаче 120 опыты были повторены с глухонемыми детьми, у ...

При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ _предметная агнозия — Возникает при поражении 18, 19 полей (нижняя часть затылочно-теменной области).

Больной видит как будто все (поля, цветоощущение и т.д.), но он не узнает предметы. На ощупь может назвать. _

Задача 2.

Больной Р. Жалоб не предъявляет.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено, что

у больного отмечается нарушение способности называния пальцев правой

руки, а также их узнавания с закрытыми глазами.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его развития.

При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ _ пальцевая агнозия — (или синдром Герштмана) — неспособность больного опознать собственные пальцы с закрытыми глазами. Нижнетеменной синдром возникает при поражении тех постцентральных нижних и средних областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и речевого аппарата в первичных кожно-кинестетических полях, где размещен «сенсорный человечек» _

Задача 3.

БольнойМ. Жалоб не предъявляет.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено, что

больной не может назвать с закрытыми глазами ощупываемый объект,

испытывает трудности опознания материала, из которого сделан объект, при

этом, правильно его описывает, указывая вид объекта и его назначение.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его развития.

При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ _ тактильная асимболия (невозможность больного назвать ощупываемый с закрытыми глазами объект при сохранности его правильного описания и назначения.  ) + тактильная агнозия текстуры объекта (входят в нижнетеменной синдром) не может определить даже материал, из которого сделан предмет. _

Задача 4.

Больной М. Предъявляет жалобы на ощущения «чужой» руки, увеличения,

уменьшения нижних конечностей, ощущение удвоения правой руки.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлены

симптомы нарушения схемы тела, наличие ложных соматических образов,

невозможность опознания цифр и букв, написанных на коже.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его развития.

При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ _ соматопарагнозия (При верхнетеменном синдроме гностические нарушения проявляются в виде ложных соматических образов (соматических обманов) — ощущений «чужой» руки, нескольких конечностей, уменьшения, увеличения частей тела ) + тактильная алексия (нижнетеменной синдром — При теменных очагах возникает также нарушение возможности опознания цифр и букв, «написанных» на коже ) _

Задача 5.

Больной М. Предъявляет жалобы на наличие насильственного смеха,

насильственного бега, возникающих без каких-либо причин, невозможности

ходьбы вследствие неправильного размахивания руками. В анамнезе

черепно-мозговая травма.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено

появление пропульсий и непроизвольных компонентов эмоций в виде

насильственного смеха, а также нарушение нормального сочетания

движений разных рук и ног.

2 стр., 933 слов

Принципы и правила работы психолога

... с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по ... и валидными, адаптированными к контингенту испытуемых. - Правило научности результатов исследования психолога. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и ...

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его развития.

При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ _____ это поражение экстрапирамидной системы

Задача 6.

Больной И. Жалоб не предъявляет. При беседе, наблюдении и

нейропсихологической диагностике выявлено, что у больного отмечается

расстройство зрительно-пространственных представлений (верх-низ, право-

лево), что сочетается невозможностью ориентации в пространственных

признаках окружающей среды и изображениях объектов, отсутствием

понимания символики рисунка, отражающей пространственные признаки

объектов. Больной не понимает географическую карту, у него нарушена

ориентировка в странах света. В анамнезе операция на веществе мозга по

поводу аневризмы.

Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его развития.

При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ __оптико-пространственная агнозия — Поражение верхней части 18, 19 полей (верхний затылок).

Грубое нарушение _

Задача 7.

Больной С. Предъявляет жалобы на нарушение и невозможность процесса

письма. Больной не может закончить начатое написание букв. При сборе

анамнеза выявлено наличие гипертонической болезни, осложнившейся

инсультом 6 лет назад.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено, что

у больного отмечается проявление нарушений последовательности

движений, временной организации двигательных актов в виде двигательных

персевераций.

Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.

При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ _ кинетическая апраксия — связана с поражением нижних отделов премоторной области коры больших полушарий (6-го, 8-го полей — передних отделов «коркового» ядра двигательного анализатора).

Кинетическая апраксия входит в премоторный синдром, т. е. протекает на фоне нарушения автоматизации (временной организации) различных психических функций. Проявляется в виде распада «кинетических мелодий», т. е. нарушения последовательности движений, временной организации двигательных актов. Для этой формы апраксии характерны двигательные персеверации (элементарные персеверации), проявляющиеся в бесконтрольном продолжении раз начавшегося движения _

Задача 8.

Больной С. Жалоб не предъявляет. При сборе анамнеза выявлено наличие

черепно-мозговой травмы. Проходит в настоящее время профилактическое

обследование.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено, что

пациент может видеть только один предмет независимо от его размера и не

может воспринимать два или несколько предметов.

Кроме того, у больного отмечается подражательное повторение услышанных

слов или фраз, которое протекает при сохранении мышечного тонуса и

мышечной силы,

Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.

При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ _ симультанная агнозия (передние отделы затылочной области — синдром Балинта. Эта форма нарушения зрительного гнозиса проявляется в том, что больной одновременно не может воспринимать двух изображений, так как у него резко сужен объем зрительного восприятия. Больной не может воспринять целое, он видит только его часть (или части) -это невозможность перевести взор-атаксия взора) + эхолалия (При массивных поражениях левой лобной доли (у правшей) наряду с эхопраксией возникает эхолалия — подражательные повторения услышанных слов или фраз. )_

20 стр., 9762 слов

Эталон ответа к задаче №10. Организация психиатрической помощи

...   Задача №2 Врач-психиатр призывной комиссии выявил у призывника пассивность, равнодушие к окружающему и своему ... комиссии. 5. Письменным согласием.   Задача №3 Больной двигательно заторможен. Временами спонтанно застывает в странной ... госпитализации. 5. Чем регламентируется данный порядок госпитализации? Ответ: основанием для недобровольной госпитализации является психическое расстройство, ...

Задача 9.

Больной Ц. При профилактическом осмотре пациента в военкомате

выявлено нарушение нормального сочетания движений разных

двигательных групп при ходьбе и беге. Кроме того, больной не может

различать женские и мужские лица, а также лица детей и взрослых, не узнает

лица своих родных и близких (включая и самых близких) (узнают их только

по голосу).

Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.

При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ _ синергия (наверно мозжечок? физиологические синергии — нормальные сочетанные движения разных двигательных органов (например, размахивание руками при ходьбе), что приводит к неестественности их двигательных актов. ) + лицевая агнозия (правого полушария (затылочно-теменная зона, нижняя часть широкой зрительной сферы).

Потеря способности распознавать реальные лица или их изображения. (Только по голосу узнают)) _

Задача 10.

Больной С. Жалоб не предъявляет. При сборе анамнеза выявлено наличие

черепно-мозговой травмы.

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено, что

пациент не может назвать с закрытыми глазами ощупываемый объект при

возможности правильного описания вида объекта и его назначения. Кроме

того, у пациента страдает кинестетическая организация двигательного акта.

Его движения плохо дифференцированные, плохо управляемые.

Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.

При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ _ тактильная асимболия (тактильную амнестическую афазию, или тактильную асимболию, — невозможность назвать с закрытыми глазами ощупываемый объект при возможности правильного описания вида объекта и его назначения. ) + кинестетическая апраксия (при поражении нижних отделов постцентральной области коры больших полушарий (т. е. задних отделов коркового ядра двигательного анализатора: 1, 2, частично 40-го полей преимущественно левого полушария).

В этих случаях нет четких двигательных дефектов, сила мышц достаточная, парезов нет, однако страдает кинестетическая основа движений. Они становятся недифференцированными, плохо управляемыми (симптом «рука-лопата»).

У больных нарушаются движения при письме, возможность правильного воспроизведения различных поз руки (апраксия позы); они не могут показать без предмета, как совершается то или иное действие (например, как наливают чай в стакан, как закуривают сигарету и т. п.).

При сохранности внешней пространственной организации движений )_

Задача 1.

БольнойЦ. – 45 лет.

Из анамнеза известно, что у больной было нарушение кровообращения в

бассейне средней мозговой артерии. При осмотре пациента и

нейропсихологическом исследовании выявлено:

Психолог: Расскажите, как Вы заболели?

12 стр., 5802 слов

Эталон ответов к ситуационные задачи

... кг., рост 83 см. ДДУ не посещает, анамнез благополучный. Нервно-психическое развитие соответствует норме, 3 ... Снижена масса тела (8 кг). Кроме того, выявлены умеренная мышечная гипо­тония, увеличение живота, расхождение ... 22 мм/ч, микро-цитоз +++, гипохромияО-1. Каков предварительный диагноз? Укажите план до­полнительного лабораторного обследования. Назначьте рациональное питание, медикаментозную ...

Больная: шила ….. шла с ра бо ты …. Нас нас настроение ….хо

рошо …. Ффффстретила ……..ффффссссстретила ….. вдруг упала …. Вот

Психолог: Что было с речью?

Больная: были ……. Только ……сущ…..сущсущее ствительные

Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.

При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ _ мне кажется, что это афферентно-моторная афазия

Задача 2.

БольнойП. — 33 года.

Из анамнеза известно, что больному была увалена опухоль левой лобно-

теменной области. При наблюдении и нейропсихологическом обследовании

было выявлено:

Психолог: Что Вы делали вчера дома?

Больной: Хорошо ……Осень …….телевизор …..ужин ………макароны

Психолог: Расскажите о себе

Больной: школа ……работа много …….институт…..

Психолог: Расскажите, что Вы видите на этом рисунке

Больной: Море …….хорошо……..свет………юг…….ох……

Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.

При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ _____ динамическая афазия

Задача 3.

БольнойИ. 25 лет.

Из анамнеза известно, что 6 месяцев назад у пациента была черепно-мозговая

травма с поражением теменной области слева.

При наблюдении и нейропсихологическом обследовании было выявлено:

Психолог: Расскажите, что Вы видите на этом рисунке

Больной: Машик……нет …….ма……ли…….чик…..маличик……..маличик……..

маличик…….идот……вы……лес…..малышик……мого…….гибов набрал

.дада…….и….. забутита….машик …..сядет ….насосу….и

ЗАДАЧИ — Стр 2

.взалес….на….елгу…..и ….вижу…..нет.

Психолог: прочитайте текс и перескажите его.

Больной: Была. Зимой идот снег. … Синег

паола……пада……падал….пагода…….олыдыно

о….Мальши…..мальтики…..идут…..каток….на Мальшишки……бе жит

Нет ….каток…..нет…….лыжи

Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.

При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ ____________эфферентно-моторная афазия

Задача 4.

Больной К. 32 года.

Из анамнеза известно, что пациент перенес операцию по удалению кисты 3

месяца назад. При наблюдении и нейропсихологическом обследовании было

выявлено:

Психолог: Как Вы себя чувствуете

Больной: Это вот хорошоХорошие деньги….Деньги режут вот хорошо….и

сам молоко …. И это вот нельзя

Психолог: Скажите, что это (потолок)

Больной: потаскал…..поколо……полоскат…..топоскал…..

Психолог: Скажите, что это (кот)

Больной: ото …..ата……ката

Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.

При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ ___ наверное афферентно-моторная афазия _________________________________________

Задача 5.

Больной В. 45 лет.

Из анамнеза известно, что у пациента 2 месяца назад было нарушение

мозгового кровообращения в бассейне левой мозговой артерии. При

наблюдении и нейропсихологическом обследовании было выявлено:

Психолог: Расскажите о Севере

Больной: Я видишь….. как во Владивостоке был в армии…….народу там

много……тут люди не так …..а там народу много……

Они строют……в Морфлоте …..ребята был ….нет не ребята а

мер….марматросывсе были….смотрели….собиралиуезжали….

литросы…..господи …….метросы…..вообще ….хорошо……там

Психолог: Назовите предметы (собака)

Больной: сказать…..сидит…..смотрит

Психолог: Назовите предметы (самолет)

Больной: летит…..моторы…..и все летит

Психолог: Назовите предметы (дерево)

Больной: дрова……

Понимание слов: больному называют слово, он должен найти

соответствующую картинку

Психолог: называет слово «хлеб»

Больной: показывает картинку «мяч»

Психолог: называет слово «глаза»

Больной: показывает картинку «рот»

Психолог: называет слово «чемодан»

Больной: показывает картинку «телевизор»

Понимание фраз: «мальчик пишет письмо».

Больной: показывает картинку «мужчина пилит дрова»

Понимание инструкций:

Психолог: дайте руку

Больной: что ….рот….вотротпожалуйста….

Психолог: встаньте и подойдите к двери

Больной: поднимается и стоит. Вот……пожалуйста….

Психолог: подойдите к двери

Больной: вотяпожалуйста… (подходит к окну)

Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.

При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ _________________оптико-мнестическая афазия

Больной И. 52 года.

Из анамнеза известно, что у пациента 3 месяца назад была тяжелая травма

головы при автомобильной аварии. При наблюдении и

нейропсихологическом обследовании было выявлено:

Психолог: повторите фразу: «Лист вяза шелестит на ветру»

Больной: не понимаю…..листвязан…..шелестит….не понимаю….

Психолог: о чем здесь идет речь

Больной: ну дерево растет, листья шелестят

Психолог: Скажите, какое предложение правильное «Муха больше слона»

или слон больше мухи»

Больной: это очень трудно

Психолог: о чем здесь говорится

Больной: ну, …о слоне, о мухе

Психолог: что говорится в этом предложении

Больной: не знаю, …ну слон большойэто верно….

Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.

При каких условиях данный феномен формируется.

Ответ __ семантическая афазия

Задача 1.

БольнойИ. 25 лет.

Из анамнеза известно, что 6 месяцев назад пациент попал в автомобильную

катастрофу, длительно находился в коме.

При наблюдении и нейропсихологическом обследовании было выявлено

нарушение цикла «сон – бодрствование», нарушение внимания, наличие

ретроградной амнезии.

Укажите локализацию уровня поражения мозга.

Ответ _________поражение уровня нижних отделов ствола мозга

Задача 2.

БольнойК. 35 лет.

Из анамнеза известно, что 3 месяца назад пациент перенес операцию на мозге

по поводу опухоли. Жалобы больного на ухудшениепамяти.

При наблюдении и нейропсихологическом обследовании было выявлено:

при запоминании словесного, зрительного, слухового или двигательного

материала появление нарушения последующего воспроизведения материала

при введении интерферирующей деятельности на стадии кратковременной памяти; резкое ухудшение памяти на текущие события; лучшее

воспроизведение материала через несколько часов после обследования.

Укажите локализацию уровня поражения мозга. Назовите тип нарушения

памяти

Ответ _____ диэнцефальный отдел поражен скорее всего

Задача 3.

Больная В. 55 лет.

Из анамнеза известно, что 2 месяца назад пациентке была сделана операция

по поводу опухоли головного мозга.

При наблюдении и нейропсихологическом обследовании было выявлено:

Нарушение кратковременной памяти, повышенная интерференция следов,

расстройства памяти на логически связанные понятия, нарушения сознания

по типу конфабуляций.

Укажите локализацию уровня поражения мозга.

Ответ __ уровень медио-базальных отделов лобных долей

Задача 4.

БольнойН. 28 лет.

Жалобы на плохую память.

Из анамнеза известно, что 6 месяцев назад пациент попал в автомобильную

катастрофу, лечился амбулаторно. Беспокоят головные боли и ухудшение

памяти. Обследован неврологом. Патологии не выявлено.

При наблюдении и нейропсихологическом обследовании было выявлено

трудности последовательного логического изложения сюжета только что

прочитанного больному рассказа, соскальзывание на побочные ассоциации,

феномен «привнесения новых слов», неустойчивость семантических связей

Укажите локализацию уровня поражения мозга и вид нарушенной памяти.

Ответ ____________________________________________