можно выделить три самостоятельных варианта синдрома «расщепленного мозга», связанных с местом перерезки. При этом нарушения межполушарного взаимодействия выступали лишь в одной модальности и их характер зависел от локализации повреждения волокон мозолистого тела.
1 вариант: при перерезке передних отделов мозолистого тела нарушения взаимодействия полушарий проявлялись преимущественно в моторной сфере;
2 вариант: при перерезке средних отделов нарушения взаимодействия проявлялись преимущественно в тактильной сфере;
3 вариант: при перерезке задних отделов нарушения взаимодействия проявлялись преимущественно в зрительной системе.
зрительная аномия проявляется при сочетании повреждения задних отделов мозолистого тела и путей, передающих зрительную информацию от правых половин сетчаток обоих глаз (т. е. при правосторонней гомонимной гемианопсии).
У этих больных вследствие выпадения правых половин поля зрения и повреждения задних отделов мозолистого тела зрительная информация не поступает в левое полушарие и вербальная оценка стимулов становится невозможной. При повреждении задних отделов мозолистого тела у больных также наблюдаются явления «дископии—дизграфии»: они могут писать только правой рукой, а рисовать только левой, хотя до операции выполняли оба задания обеими руками. Это показывает, что левое (ведущее) полушарие продолжает у этих больных управлять правой рукой, но его управление левой является неполным. Правое полушарие полностью управляет движениями левой руки при ограниченных возможностях управления правой
Задача 1.
Больной М. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике
выявлено нарушение называния стимулов, предъявляемых в левую руку.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его
развития. При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ __феномен аномии — Проявлением нарушения межполушарного взаимодействия в средне-задних отделах мозолистого тела была тактильная аномия в виде нарушения называний предметов при их ощупывании (с закрытыми глазами) левой рукой. При зрительном восприятии тех же предметов и ощупывании их правой рукой их называние было сохранным. _
Копия 2 распр.нарушения у детей
... 3. Нарушения развития речи. 4. Стереотипность поведения. 5. Нарушение способности к социальному взаимодействию. О.С. Никольская (Никольская, 1995) предложила в зависимости от ... смотрит на свое отражение и повторяет за взрослым названия частей тела (Оклендер, 1997). АГРЕССИЯ Агрессия (от латинского «agressio» – ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные ...
Задача 2.
Больной П. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике
выявлено наличие полной недоступности письма левой рукой в сочетании с
невозможностью рисовать (срисовывать) правой рукой. При смене руки
больной может писать правой рукой и рисовать левой рукой.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его
развития. При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ_____ феномер дисграфии/дископии
Задача 3.
Больной М. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике
выявлено наличие невозможности больным узнать предмет, предъявляемый в
левое поле зрения. Тот же предмет, предъявляемый в правое поле зрения,
пациент называет.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его
развития. При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ_феномен аномии — что зрительные стимулы, предъявленные в левое поле зрения (т. е. проецируемые в правое полушарие), больные (правши) как бы не замечают и не могут их назвать. Однако вспышка света в левом поле зрения ими замечается, т. е. передача зрительной информации через зрительную хиазму сохранна. Тот же эффект наблюдается и при ощупывании предметов левой рукой. _
Задача 4.
Больной Р. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено
наличие невозможности больным воспроизведения слов, подаваемых в
левое ухо. Те же слова, предъявляемые в правое ухо, пациент называет.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его
развития. При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ_ тоже вид аномий, только слуховой — Нарушение взаимодействия слуховых систем проявляется в виде невозможности воспроизведения слов, подаваемых в левое ухо (по методике дихотического прослушивания), и наблюдается при повреждении передних и средних отделов мозолистого тела. _
Задача 5.
Больной Л. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено
наличие невозможности больным прочесть слово, предъявленное в левое
поле зрения или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле
зрения, больной может прочесть и написать правильно.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его
развития. При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ_ феномен аномии — Речевые феномены проявляются и в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения (т. е. в правое полушарие), или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле зрения (в левое полушарие), больной может прочесть и написать правильно. _
Задача 1.
БольнойМ. Предъявляет жалобы на звуковые ощущения в виде отдельных
Ответственность как психологический феномен. Способы повышения ...
... Цель курсовой работы рассмотреть ответственность как психологический феномен, а также способы повышения ответственности у сотрудников. ... свойства личности, способности отвечать, готовности (установки) к ответу, черте характера и др. Большинство исследователей соотносят ... и одиночества, смысла и бессмысленности существования. В поле внимания психологов, исследующих закономерности психики человека с ...
мелодий, которые преследуют пациента постоянно.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике
выявлено снижение способности воспринимать звуки левым ухом,
появление слуховых галлюцинаций.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его
развития. При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ _ уровень — слуховое сияние (пучок Грациоле) — волокна, которые идут из MKT к 41-му первичному полю коры височной области мозга. Слуховое сияние — достаточно большой по протяженности участок слуховой системы, который довольно часто поражается тем или иным патологическим процессом (опухолями, травмой и т. д.); при этом отмечается снижение слуха на противоположное ухо. Имеются указания и на появление в этих случаях (как и при поражении МКТ) слуховых галлюцинаций.
Предполагается, что слуховые галлюцинации (как и зрительные) связаны не с поражением таламического или надталамического уровней слуховой системы, а с раздражением этих областей. В отличие от элементарных звуковых обманов, которые возникают при поражении слухового нерва, в этих случаях появляются сложные слуховые симптомы в виде окликов, бытовых, музыкальных звуков и т. п., т. е. в виде «оформленных», имеющих смысл звуковых образов. _
Задача 2.
БольнойП. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике
выявлено нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую или
только что услышанную мелодию, а также отличать одну мелодию от другой.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его
развития. При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ_ амузия — утрата способности ПОНИМАТЬ ИЛИ ИСПОЛНЯТЬ МУЗЫКу, писать и читать ноты, возникающее при поражении височных отделов коры правого полушария (у правшей) за счет нарушения музыкального слуха. Проявляется в неузнавании известных музыкальных произведений, в затруднении восприятия и воспроизведения ритмических сочетаний звуков (аритмия).
Часто амузия сочетается со слуховой агнозией, при которой перестают различаться обычные звуки или шумы. _
Задача 3.
Больной М. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике
выявлено: больной не может правильно оценить и воспроизвести
относительно простые ритмические мелодии, которые предъявляются ему на
слух.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его
развития. При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ_ аритмия — При поражении височной области мозга возникает аритмия. Ее симптомы в том, что больные не могут правильно оценить и воспроизвести относительно простые ритмические структуры, которые предъявляются им на слух. _
Задача 4.
Больной К. Предъявляет жалобы на понижение слуха на левое ухо. При
беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике не выявлено
патологических симптомов. Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его развития. При каких условиях данный феномен формируется. Консультация
каких специалистов необходима пациенту.
Нейропсихологическая диагностика
... данные клинической беседы и наблюдений за больным; б) описание экспериментальной части (по сферам ВПФ); в) выводы: — нейропсихологический статус, ... меняться с шагом в полгода. Специфические задачи нейропсихологической диагностики: а) определить, какой прогноз ожидается от лечения ... создавать «установки» на обнаружение тех или иных феноменов) – работа с историей болезни (обследования специалистов, ЭЭГ, ...
Ответ_ 41-е первичное поле коры височной области мозга, организованное по топическому принципу, — расположено в извилине Гешеля, в глубине височной коры, и не выходит на поверхность. Во время электрического раздражения первичной слуховой коры больные слышат простые звуки (высокой или низкой частоты), но не слова.
Очаг поражения, расположенный в 41-м ноле одного полушария, не приводит к центральной глухоте на соответствующее ухо, так как слуховая афферентация поступает одновременно в оба полушария (преимущественно — в противоположное полушарие).
Однако при этом появляются другие симптомы. _
Задача 5.
Больной Н. Предъявляет жалобы на появление световых пятен в поле
зрения, которые сохраняются постоянно. При беседе, наблюдении и
нейропсихологической диагностике не выявлено патологических симптомов.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его
развития. При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ______это фотопсии – при поражение зрительного анализатора на уровне 17-го поля
Задача 6.
Больной В. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено:
больной хорошо видит отдельные признаки и части предметов, но не может
объединить эти признаки в целые образы.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его
развития. При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ_предметная агнозия — Возникает при поражении 18, 19 полей (нижняя часть затылочно-теменной области).
Больной видит как будто все (поля, цветоощущение и т.д.), но он не узнает предметы. На ощупь может назвать. _
Задача 7.
Больной Г. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено:
больной не может ориентироваться в пространственных признаках
окружающей среды, изображениях объектов. У него нарушена лево-правая
ориентировка, отсутствует понимание символики рисунка, отражающей
пространственные признаки объектов. Больной не понимает географическую
карту, не может ориентироваться в странах света. У пациента нарушен
«праксис позы».
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его
развития. При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ_оптико-пространственная агнозия — Поражение верхней части 18, 19 полей (верхний затылок).
_
Задача 8.
Больной И. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено:
больной видит хорошо, может описать отдельные признаки предмета, но не
может сказать, какой это предмет. У него отмечаются трудности опознания
формы объектов. Однако при ощупывании предмета больной правильно его
называет.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его
развития. При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ_либо предметная агнозия — 18, 19 полей (нижняя часть затылочной области).
Вгрубых случаях при двусторонних поражениях. Больной видит как будто все (поля, цветоощущение и т.д.), но он не узнает предметы. На ощупь может назвать. , либо оптико-мнестическая афазия — задненижних отделов височной области. К ним относятся отделы 21-го и 37-го полей конвекситальной поверхности полушарий и задненижние отделы 20-го поля на конвекситальной и базальной поверхности мозга. В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. У больных с оптико-мнестической афазией нет каких бы то ни было явных зрительных гностических расстройств: они хорошо ориентируются и в зрительном пространстве, и в зрительных объектах. _
Мышление как процесс решения задач
... а должны быть выявлены мыслящим субъектом. Какое-то из этих познаваемых в процессе решения задачи отношений и ... деятельности или быть специально созданными (учебные задачи или игровые задачи). Задача выступает как объект мышления. Субъект мышления — ... познавательной мотивацией и успешностью или неуспешностыо решения мыслительной задачи. На этапе возникновения проблемы, когда обнаруживается что- ...
Задача 9.
Больной С. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено:
больной правильно воспринимает предметы, правильно оценивает их
изображения и правильно ориентируются в сложных пространственных
изображениях и реальных объектах, однако он «не понимает» буквы и не
может читать.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его
развития. При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ_ буквенная агнозия — левого полушария на границе височной и затылочной областей (нижняя часть широкой зрительной сферы).
Больной не узнает буквы и цифры (символы).
Пространственный фактор может быть сохранен. Могут копировать буквы, но назвать их не смогут. Больные правильно воспринимают предметы, распадается навык чтения. _
Задача 10.
Больной Я. Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено:
больной правильно различают отдельные цвета и правильно их называет, но
не может соотнести цвет с определенным предметом и наоборот. Больной не
может выполнить процедуру классификации цветов, т.к. у него отсутствует
обобщенное представление о цвете.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его
развития. При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ_ цветовая агнозия — затылочной области 17 поле. Цветоощущение сохраняется. Больные не могут соотнести цвет с предметом. У них нарушена категорицазия цветов. _
Задача 11.
Больной Ф.Жалоб при встрече с психологом больной не предъявляет. При
беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено:
неспособность больного распознавать реальные лица или их изображения (на
фотографиях, рисунках), невозможность различить женские и мужские лица,
а также лица детей и взрослых, не узнавание лиц своих родных и близких.
Однако по голосу больные их узнают.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его
развития. При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ__ лицевая агнозия — правого полушария (затылочно-теменная зона, нижняя часть широкой зрительной сферы).
Потеря способности распознавать реальные лица или их изображения. (Только по голосу узнают) _
Задача 1.
Больной М. Жалоб не предъявляет. При сборе анамнеза выявлена черепно-
мозговая травма 5 лет назад
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено, что
больной правильно воспринимает разные признаки предмета, но не может их
синтезировать в единое целое
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его развития.
Решение практических психологических задач Ощущение
... громче. Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот № ответа, в котором все явления указаны верно. ... для наблюдения? Выберите номер (см. в конце задачи), в котором все ответы правильные. а) привести детей в парк и ... какого анализатора в пространственной ориентировки говорит опыт? Описанные в задаче 120 опыты были повторены с глухонемыми детьми, у ...
При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ _предметная агнозия — Возникает при поражении 18, 19 полей (нижняя часть затылочно-теменной области).
Больной видит как будто все (поля, цветоощущение и т.д.), но он не узнает предметы. На ощупь может назвать. _
Задача 2.
Больной Р. Жалоб не предъявляет.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено, что
у больного отмечается нарушение способности называния пальцев правой
руки, а также их узнавания с закрытыми глазами.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его развития.
При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ _ пальцевая агнозия — (или синдром Герштмана) — неспособность больного опознать собственные пальцы с закрытыми глазами. Нижнетеменной синдром возникает при поражении тех постцентральных нижних и средних областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и речевого аппарата в первичных кожно-кинестетических полях, где размещен «сенсорный человечек» _
Задача 3.
БольнойМ. Жалоб не предъявляет.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено, что
больной не может назвать с закрытыми глазами ощупываемый объект,
испытывает трудности опознания материала, из которого сделан объект, при
этом, правильно его описывает, указывая вид объекта и его назначение.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его развития.
При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ _ тактильная асимболия (невозможность больного назвать ощупываемый с закрытыми глазами объект при сохранности его правильного описания и назначения. ) + тактильная агнозия текстуры объекта (входят в нижнетеменной синдром) не может определить даже материал, из которого сделан предмет. _
Задача 4.
Больной М. Предъявляет жалобы на ощущения «чужой» руки, увеличения,
уменьшения нижних конечностей, ощущение удвоения правой руки.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлены
симптомы нарушения схемы тела, наличие ложных соматических образов,
невозможность опознания цифр и букв, написанных на коже.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его развития.
При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ _ соматопарагнозия (При верхнетеменном синдроме гностические нарушения проявляются в виде ложных соматических образов (соматических обманов) — ощущений «чужой» руки, нескольких конечностей, уменьшения, увеличения частей тела ) + тактильная алексия (нижнетеменной синдром — При теменных очагах возникает также нарушение возможности опознания цифр и букв, «написанных» на коже ) _
Задача 5.
Больной М. Предъявляет жалобы на наличие насильственного смеха,
насильственного бега, возникающих без каких-либо причин, невозможности
ходьбы вследствие неправильного размахивания руками. В анамнезе
черепно-мозговая травма.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено
появление пропульсий и непроизвольных компонентов эмоций в виде
насильственного смеха, а также нарушение нормального сочетания
движений разных рук и ног.
Принципы и правила работы психолога
... с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по ... и валидными, адаптированными к контингенту испытуемых. - Правило научности результатов исследования психолога. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и ...
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его развития.
При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ _____ это поражение экстрапирамидной системы
Задача 6.
Больной И. Жалоб не предъявляет. При беседе, наблюдении и
нейропсихологической диагностике выявлено, что у больного отмечается
расстройство зрительно-пространственных представлений (верх-низ, право-
лево), что сочетается невозможностью ориентации в пространственных
признаках окружающей среды и изображениях объектов, отсутствием
понимания символики рисунка, отражающей пространственные признаки
объектов. Больной не понимает географическую карту, у него нарушена
ориентировка в странах света. В анамнезе операция на веществе мозга по
поводу аневризмы.
Укажите предположительный феномен. Обоснуйте механизм его развития.
При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ __оптико-пространственная агнозия — Поражение верхней части 18, 19 полей (верхний затылок).
Грубое нарушение _
Задача 7.
Больной С. Предъявляет жалобы на нарушение и невозможность процесса
письма. Больной не может закончить начатое написание букв. При сборе
анамнеза выявлено наличие гипертонической болезни, осложнившейся
инсультом 6 лет назад.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено, что
у больного отмечается проявление нарушений последовательности
движений, временной организации двигательных актов в виде двигательных
персевераций.
Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.
При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ _ кинетическая апраксия — связана с поражением нижних отделов премоторной области коры больших полушарий (6-го, 8-го полей — передних отделов «коркового» ядра двигательного анализатора).
Кинетическая апраксия входит в премоторный синдром, т. е. протекает на фоне нарушения автоматизации (временной организации) различных психических функций. Проявляется в виде распада «кинетических мелодий», т. е. нарушения последовательности движений, временной организации двигательных актов. Для этой формы апраксии характерны двигательные персеверации (элементарные персеверации), проявляющиеся в бесконтрольном продолжении раз начавшегося движения _
Задача 8.
Больной С. Жалоб не предъявляет. При сборе анамнеза выявлено наличие
черепно-мозговой травмы. Проходит в настоящее время профилактическое
обследование.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено, что
пациент может видеть только один предмет независимо от его размера и не
может воспринимать два или несколько предметов.
Кроме того, у больного отмечается подражательное повторение услышанных
слов или фраз, которое протекает при сохранении мышечного тонуса и
мышечной силы,
Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.
При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ _ симультанная агнозия (передние отделы затылочной области — синдром Балинта. Эта форма нарушения зрительного гнозиса проявляется в том, что больной одновременно не может воспринимать двух изображений, так как у него резко сужен объем зрительного восприятия. Больной не может воспринять целое, он видит только его часть (или части) -это невозможность перевести взор-атаксия взора) + эхолалия (При массивных поражениях левой лобной доли (у правшей) наряду с эхопраксией возникает эхолалия — подражательные повторения услышанных слов или фраз. )_
Эталон ответа к задаче №10. Организация психиатрической помощи
... Задача №2 Врач-психиатр призывной комиссии выявил у призывника пассивность, равнодушие к окружающему и своему ... комиссии. 5. Письменным согласием. Задача №3 Больной двигательно заторможен. Временами спонтанно застывает в странной ... госпитализации. 5. Чем регламентируется данный порядок госпитализации? Ответ: основанием для недобровольной госпитализации является психическое расстройство, ...
Задача 9.
Больной Ц. При профилактическом осмотре пациента в военкомате
выявлено нарушение нормального сочетания движений разных
двигательных групп при ходьбе и беге. Кроме того, больной не может
различать женские и мужские лица, а также лица детей и взрослых, не узнает
лица своих родных и близких (включая и самых близких) (узнают их только
по голосу).
Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.
При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ _ синергия (наверно мозжечок? физиологические синергии — нормальные сочетанные движения разных двигательных органов (например, размахивание руками при ходьбе), что приводит к неестественности их двигательных актов. ) + лицевая агнозия (правого полушария (затылочно-теменная зона, нижняя часть широкой зрительной сферы).
Потеря способности распознавать реальные лица или их изображения. (Только по голосу узнают)) _
Задача 10.
Больной С. Жалоб не предъявляет. При сборе анамнеза выявлено наличие
черепно-мозговой травмы.
При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике выявлено, что
пациент не может назвать с закрытыми глазами ощупываемый объект при
возможности правильного описания вида объекта и его назначения. Кроме
того, у пациента страдает кинестетическая организация двигательного акта.
Его движения плохо дифференцированные, плохо управляемые.
Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.
При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ _ тактильная асимболия (тактильную амнестическую афазию, или тактильную асимболию, — невозможность назвать с закрытыми глазами ощупываемый объект при возможности правильного описания вида объекта и его назначения. ) + кинестетическая апраксия (при поражении нижних отделов постцентральной области коры больших полушарий (т. е. задних отделов коркового ядра двигательного анализатора: 1, 2, частично 40-го полей преимущественно левого полушария).
В этих случаях нет четких двигательных дефектов, сила мышц достаточная, парезов нет, однако страдает кинестетическая основа движений. Они становятся недифференцированными, плохо управляемыми (симптом «рука-лопата»).
У больных нарушаются движения при письме, возможность правильного воспроизведения различных поз руки (апраксия позы); они не могут показать без предмета, как совершается то или иное действие (например, как наливают чай в стакан, как закуривают сигарету и т. п.).
При сохранности внешней пространственной организации движений )_
Задача 1.
БольнойЦ. – 45 лет.
Из анамнеза известно, что у больной было нарушение кровообращения в
бассейне средней мозговой артерии. При осмотре пациента и
нейропсихологическом исследовании выявлено:
Психолог: Расскажите, как Вы заболели?
Эталон ответов к ситуационные задачи
... кг., рост 83 см. ДДУ не посещает, анамнез благополучный. Нервно-психическое развитие соответствует норме, 3 ... Снижена масса тела (8 кг). Кроме того, выявлены умеренная мышечная гипотония, увеличение живота, расхождение ... 22 мм/ч, микро-цитоз +++, гипохромияО-1. Каков предварительный диагноз? Укажите план дополнительного лабораторного обследования. Назначьте рациональное питание, медикаментозную ...
Больная: шила ….. шла …с …ра – бо — ты …. Нас… нас… настроение ….хо—
ро—шо …. Ффффстретила ……..ффффссссстретила ….. вдруг упала …. Вот
Психолог: Что было с речью?
Больная: были ……. То—лько ……сущ…..сущ…сущее ствительные
Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.
При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ _ мне кажется, что это афферентно-моторная афазия
Задача 2.
БольнойП. — 33 года.
Из анамнеза известно, что больному была увалена опухоль левой лобно-
теменной области. При наблюдении и нейропсихологическом обследовании
было выявлено:
Психолог: Что Вы делали вчера дома?
Больной: Хо…ро—шо ……Осень …….те—ле—визор …..ужин ………макароны
Психолог: Расскажите о себе
Больной: школа ……работа… много …….институт…..
Психолог: Расскажите, что Вы видите на этом рисунке
Больной: Море …….хорошо……..свет………юг…….ох……
Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.
При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ _____ динамическая афазия
Задача 3.
БольнойИ. 25 лет.
Из анамнеза известно, что 6 месяцев назад у пациента была черепно-мозговая
травма с поражением теменной области слева.
При наблюдении и нейропсихологическом обследовании было выявлено:
Психолог: Расскажите, что Вы видите на этом рисунке
Больной: Машик……нет …….ма……ли…….чик…..маличик……..маличик……..
маличик…….идот……вы……лес…..малышик……мого…….гибов набрал
….да…да…….и….. забутита….машик …..сядет ….на…сосу….и
ЗАДАЧИ — Стр 2
….взалес….на….елгу…..и ….вижу…..нет.
Психолог: прочитайте текс и перескажите его.
Больной: Была. Зимой идот снег. … Синег
…паола……пада……падал….пагода…….олы—ды—но
о….Мальши…..мальтики…..идут…..каток….на Мальшишки……бе— жит
Нет ….каток…..нет…….лыжи
Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.
При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ ____________эфферентно-моторная афазия
Задача 4.
Больной К. 32 года.
Из анамнеза известно, что пациент перенес операцию по удалению кисты 3
месяца назад. При наблюдении и нейропсихологическом обследовании было
выявлено:
Психолог: Как Вы себя чувствуете
Больной: Это вот хорошо…Хорошие деньги….Деньги режут вот хорошо….и
сам молоко …. И это вот нельзя
Психолог: Скажите, что это (потолок)
Больной: потаскал…..поколо……полоскат…..топоскал…..
Психолог: Скажите, что это (кот)
Больной: ото …..ата……ката
Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.
При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ ___ наверное афферентно-моторная афазия _________________________________________
Задача 5.
Больной В. 45 лет.
Из анамнеза известно, что у пациента 2 месяца назад было нарушение
мозгового кровообращения в бассейне левой мозговой артерии. При
наблюдении и нейропсихологическом обследовании было выявлено:
Психолог: Расскажите о Севере
Больной: Я видишь….. как во Владивостоке был в армии…….народу там
много……тут люди не так …..а там народу много……
Они строют……в Морфлоте …..ребята был ….нет не ребята …а
мер….мар…матросы…все были….смотрели….собирали…уезжали….
литросы…..господи …….метросы…..вообще ….хорошо……там
Психолог: Назовите предметы (собака)
Больной: сказать…..сидит…..смотрит
Психолог: Назовите предметы (самолет)
Больной: летит…..моторы…..и все …летит
Психолог: Назовите предметы (дерево)
Больной: дрова……
Понимание слов: больному называют слово, он должен найти
соответствующую картинку
Психолог: называет слово «хлеб»
Больной: показывает картинку «мяч»
Психолог: называет слово «глаза»
Больной: показывает картинку «рот»
Психолог: называет слово «чемодан»
Больной: показывает картинку «телевизор»
Понимание фраз: «мальчик пишет письмо».
Больной: показывает картинку «мужчина пилит дрова»
Понимание инструкций:
Психолог: дайте руку
Больной: что ….рот….вот…рот…пожалуйста….
Психолог: встаньте и подойдите к двери
Больной: поднимается и стоит. Вот……пожалуйста….
Психолог: подойдите к двери
Больной: вот…я…пожалуйста… (подходит к окну)
Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.
При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ _________________оптико-мнестическая афазия
Больной И. 52 года.
Из анамнеза известно, что у пациента 3 месяца назад была тяжелая травма
головы при автомобильной аварии. При наблюдении и
нейропсихологическом обследовании было выявлено:
Психолог: повторите фразу: «Лист вяза шелестит на ветру»
Больной: не понимаю…..лист…вязан…..шелестит….не понимаю….
Психолог: о чем здесь идет речь
Больной: ну дерево растет, листья шелестят
Психолог: Скажите, какое предложение правильное «Муха больше слона»
или слон больше мухи»
Больной: это очень трудно
Психолог: о чем здесь говорится
Больной: ну, …о слоне, о мухе
Психолог: что говорится в этом предложении
Больной: не знаю, …ну слон большой…это верно….
Укажите предположительные феномены. Обоснуйте механизмы их развития.
При каких условиях данный феномен формируется.
Ответ __ семантическая афазия
Задача 1.
БольнойИ. 25 лет.
Из анамнеза известно, что 6 месяцев назад пациент попал в автомобильную
катастрофу, длительно находился в коме.
При наблюдении и нейропсихологическом обследовании было выявлено
нарушение цикла «сон – бодрствование», нарушение внимания, наличие
ретроградной амнезии.
Укажите локализацию уровня поражения мозга.
Ответ _________поражение уровня нижних отделов ствола мозга
Задача 2.
БольнойК. 35 лет.
Из анамнеза известно, что 3 месяца назад пациент перенес операцию на мозге
по поводу опухоли. Жалобы больного на ухудшениепамяти.
При наблюдении и нейропсихологическом обследовании было выявлено:
при запоминании словесного, зрительного, слухового или двигательного
материала появление нарушения последующего воспроизведения материала
при введении интерферирующей деятельности на стадии кратковременной памяти; резкое ухудшение памяти на текущие события; лучшее
воспроизведение материала через несколько часов после обследования.
Укажите локализацию уровня поражения мозга. Назовите тип нарушения
памяти
Ответ _____ диэнцефальный отдел поражен скорее всего
Задача 3.
Больная В. 55 лет.
Из анамнеза известно, что 2 месяца назад пациентке была сделана операция
по поводу опухоли головного мозга.
При наблюдении и нейропсихологическом обследовании было выявлено:
Нарушение кратковременной памяти, повышенная интерференция следов,
расстройства памяти на логически связанные понятия, нарушения сознания
по типу конфабуляций.
Укажите локализацию уровня поражения мозга.
Ответ __ уровень медио-базальных отделов лобных долей
Задача 4.
БольнойН. 28 лет.
Жалобы на плохую память.
Из анамнеза известно, что 6 месяцев назад пациент попал в автомобильную
катастрофу, лечился амбулаторно. Беспокоят головные боли и ухудшение
памяти. Обследован неврологом. Патологии не выявлено.
При наблюдении и нейропсихологическом обследовании было выявлено
трудности последовательного логического изложения сюжета только что
прочитанного больному рассказа, соскальзывание на побочные ассоциации,
феномен «привнесения новых слов», неустойчивость семантических связей
Укажите локализацию уровня поражения мозга и вид нарушенной памяти.
Ответ ____________________________________________