Для СЛЕПЫХ И

чЪ5 9ТэгойговАение йгакйггаьчьС Кциг для СЛЕПЫХ. И детеi а с ‘г ___ —л

Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТАКТИЛЬНЫХ КШЯ’ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ 4’ъ Мето ди ческие рекомендации Издательство “Новая библиотека” Санкт-Петербург ‚‚‘‚‚ К)

Вступление

Составитель: Михельсон в. в Редактор: Шеповалова Е. В. Компьютерная верстка: Рамечекая Р. С.

Книга для слепых—это широкое понятие. В него заложены различные альтернативные варианты цлоскопечатной книги. Основным из них является “Брайль”, т.е. книга рельефно-точечного шрифта (РТШ), которую ЮНЕСКО по праву провозгласил основным форматом книги для слепых. В современной тифлопсихологии достаточно подробно изучена проблема развития человека в условиях зрительной недостаточности. Известно, что осязание играет для слепого решающую роль в по- знании окружающего мира. По выражению И. М. Сеченова, рука заменяет слепому зрение, она дает знания и представления о предметах, за исключением цвета и видения вдаль. Рука является органом, который наиболее широко используется в ходе обучения. Поэтому переход слепого ребенка к школьному обучению требует наличия у него определенного уровня развития осязательного восприятия, “осязательной готовности” к обучению. Осязательное восприятие слепых дает возможность адекватного отражения формы предметов и других их свойств. В процессе обучения с накоплением сенсорного опыта происходит развитие восприятия предметов и изображений. В этом убеждают не только экспериментальные исследования, но и широкая практика обучения слепых. Попытки использовать рельефные изображения букв для обучения слепых, известны с древних времен. Систематическая же разработка рельефных наглядных пособиi и их применение в процессе обучез

ния слепых начались в конце ХУIIi века, когда были организованы специальные учебные заведения для слепых, и их образование стало носить целенаправленный характер. Первые рельефные пособия по школьным дисциплинам учителя изготовляли вручную из плотной бумаги или парижа. Постепенно технологии изготовления рельефных наглядных пособий совершенствовались. Так, в настоящее время ИГIТК “Логос” ежегодно подготавливает и выпускает рельефно-графические пособия по 15-20 темам. Это пособия по школьным дисциплинам: географии, истории, биологии, химии, математике, астрономии и т.п.; по ориентировке: схемы и планы городов, улиц, метрополитена, рельефные изображения архитектур- ных памятников. Рельефно-графические пособия выпускаются в виде различных тематических альбомов. Есть альбомы рельефных рисунков для 1 — У классов, разработанные ММ. Земцовой в 1967 г. Первоклассники пользуются специальной азбукой для незрячих. Эти наглядные пособия изготавливаются на листовой пластмассе, либо на плотной бумаге. Эти книги в основном предназначены для детей старшего возраста и, как показывает опыт работы, они не всегда бывают понятны и интересны детям дошкольного и младшего школьного возраста. Таким способом можно изображать таблицы, наглядные пособия, которые требуются для обучения незрячего ребенка в школе. Отметим и то, что пластик — материал не живой, он не пщцодит для работы с маленькими читателями. Поэтому возникла идея о создании нового вида наглядных пособий. Своеобразной стимуляцией для Санкт-Петербургской государственной библиотеки

7 стр., 3144 слов

Методика обучения игре в баскетбол

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет Физической Культуры КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: Технологии обучения двигательным действиям Сочи, 2011г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Характеристика основных частей программного материала по физическому воспитанию детей школьного возраста 1.1 Комплексная программа 1.2 Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса ...

для слепых в реализации проекта по изготовлению ‘iактильяьтх книг для слепых и слабовидящих детей сгало знакомство с опытом финских коллег при поддС ЖКС Института “Открытое Общество фонда Со- роса”. В ходе проекта в СП6ГБС было изготовлено 27 тактильных книг. Каждая книга по-своему уникальна и индивидуальна.

Такгильная книга и ее роль в жизни

слепого ребенка.

Что собой представляет такая книга? Тактильная книга — это разноиветная книга с рисунками и рельефными изображениями, выполненными из различных материалов, которые на ощупь максимально приближены к оригиналу. Кроме рисунков книга содержит брайлевский или крупнопечатный шрифт, который является пояснением или вариантом игры с книгой, или же текст, записанный на кассету, с рассказами или звуками, которые помогут ребенку лучше увидеть и понять изображаемый образ (шум дождя, звук работающей машины…).

Читая тактильную книгу, слепой ребенок знакомиться со сказкой, животными, предг 1’етами домашнего обихода, инструментами и т.д. Главная функция этой книги — помочь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. С ее помощью ребенок впервые получает представления о крупных или наоборот очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. С помощью тактильных рисунков можно объяснить мно-

13 стр., 6355 слов

Карен Хорни и её книга Невротическая личность нашего времени

Карен Хорни (1885-1952) родилась в деревушке Бланкенезе близ Гамбурга. Ее отец Берндт Даниэльсен — норвежец, принявший немецкое гражданство, — служил капитаном на трансокеанском лайнере, который курсировал между Гамбургом и Северной Америкой. От предыдущего брака он имел четверых детей. Мать - Клотильда ван Розелен, по происхождению голландка, была на 18 лет моложе своего мужа. Родители Карен были ...

4

5

гие противоположные явления и понятия. Яркие цвета и четкие границы-контуры заставляют слабовидящего ребенка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук. Изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению детей по Брайлю и восприятию выпукльтх изображений. Научивiыись работать с тактильной книгой, ребенок легко перейдет к осязанию выпуклых учебНЫХ пособий (карт, рисунков, учебников…), выполненных в формате тифлотехники. Важным свойством восприятия является обобщенность восприятия, т. е. умение абстрагироваться от случайных, несущественных признаков объекта, выделение существенных его качеств и отнесение к определенному классу объектов. Это свойство выступает в единстве с мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Трудности выделения существенных качеств, отсутствие целостности зрительного образа, его фрагментарность и неполнота определяют низкий уровень обобщенности образов при глубоких нарушениях зрения. Таким образом, отсутствие в системе полисенсорного отражения внешнего мира зрительных образов или их глобальность, бедность, неточность, нечеткость, недостаточная Целостность сказываются на характере представлений об окружающем мире слепых и слабовидящих детей. Это связано также с недостаточно развитыми формами и средствами обследования внешних объектов. Тем более что при нарушениях зрения, особенно, когда имеется остаточное зрение или глубокое слабовидение, необходимо обладать целым рядом специфических навыков и способов соче

щщ’ средств бисенсорного восприятия. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, восiiртiним аемых человеком: гiршюсновение. давле1(ИС, температура, боль. Они вознижаiот в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дакл возможность познать величину, уыругость, плотность или iпероховатосгь, тенло и холод, характерные для объекта. Тифлопсихологичесюiе исследования осязания М.Р. Земцовой. Ю.А. Кулагина,Л.I’I. Солнцсвой, ВМ.. Воронвна. Р.Б. Каффеманасапоказали, что осязаше является мощным средством комiтенсациii не только слепоты, но и слабовидения. В процессе учебной и трудовой деятельности слепой больше использует такгильную чувствительность, что создает эффект сенсибилизации. Безусловно, такое повыгiюние чувсгвiпельности связанос теми учасгiхами кожи, которые более активно участвуют в деятельности. Наибольшее повышение чувствительности обнаружено на пальцах рук. что связано с обучением чтеншо рельефно-точечного шрифта Брайля. 1 ‘ри восприятгвi коiгтурньа, рельефных рисунков контур является сигналом формы изображенного предмета. Однако далеко не все особенности формыi iредмета могут быть переданы рельефным контуром в рисунке такого типа. Поэтому при изготовлении контурных, рельефных рисунков часто прибегают к рнмененiяо различных условностей в изображении, которые требуют словесньа объяснений учителем ‘оiаiения этих дополнительных сигналов, часто iiронвольных шш передающих некоторые свойства, вос-

13 стр., 6336 слов

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Чувственное рациональное

Министерство образования и науки РФ Министерство образования и науки РТ Альметьевский государственный нефтяной институт Кафедра гуманитарного образования и социологии РЕФЕРАТ на тему: «Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Чувственное рациональное в познании, их основные формы» Выполнила: студентка гр. 47-82 Урманова А.Р. Проверил: доктор исторических наук, ...

б

7

принимаемые лишь зрением. Полного наглядного образа изображенного предмета при восприятви рельефного контурного рисунка не создается. В апгiзвiкационном, рельефном рисунке контур также является сигналом формы изображенного предмега. Кроме того, заполненность контура сигнализирует наличие поверхности натурального предмета, хотя и не передает свойств этой поверхности. В рельефных рисунках рассматриваемого вида часто применяются н произвольные условные обозначения отдельных элементов нагуральных предметов, что в свою очередь вызывает необходимость словесных объясненвй учигелем их значения. Восприятие апгiликационного,рельефного рисунка, каки контурного, не дает полного наглядного образа изображенного предм ста. Барельефный рисунок содержит повторенную форму натурального предмета, которая и служит сигналом самого предмета. Иных средств передачи свойств изображаемых объектов в барельефном рисунке обычно не применяется. Поэтому по характеру сигналов и особенностям восприятия (как и по способу изготовления) барельефы дозгжны быть отнссены ис к рельефным рисункам, ак скульптуре, хотя в ба- рельефном рисунке имеются некоторые особеякости передачи формы предмета. Анализ твфлологической литературы позволяет сделать некоторые выводы о последовательности использования разных видов таклiльной наглядности. В начале происходиг обследование реального предмета, при котором выделяются основные Тiасти и особенности его формы. Дети, обладающие цвегораз

11 стр., 5443 слов

Слабовидящие дети как объект социальной работы

... рассматривании предметов ребенком с нормальным зрением изображение отражается на идентичных точках сетчаток, и он видит предмет адекватно, такое зрение носит бинокулярный характер, и объекты воспринимаются ... Л.С. Выготскому, немецкий тифлопедагог и психолог Карл Бюрклен в своей книге «Психология слепых» утверждал, что слепота обуславливает ничем не компенсируемое сужение ...

ичекием, определяют цвет предмета. дальнейшее обучениетребует учета особенностей осязательного восприятия, которое при слепоте является ведущим. Осязающая рука обследует предмет со всех сторон. и ребенку бывает трудно понять плоскостное изображение. в котором представлена только одна сторона предмета. Поэтому детей необходимо готовить к осознанному Восгiриятию плоскостных изображений. Лишь после этого можно предъявить ребенку предмет, выполненный в аiiпликации. Таким образом, если эрячие дети относительно просто выбирают наиболее характерную сторону предмета для изображения его на плоскости, то слепых детей нужно этому специально учить. Формирование у слепых детей эталонов формы и обучение их создавать и понимать аппликационные изображения обеспечивают основу, необходимую для осмысленного восприятия простых рельефных изображений, чтением которых заканчивается период подготовки дстсй к школе. Поэтому, тактильная книга должна способствовать обучению ребенка познавать и воспринимать окружающий мир.

Рекомендации по использованию тактильных книг в развитии детей дошкольного и младшего школьного

возраста.

Каждая тактильная книга уникальна и требует индивидуального пощода и воплощения, Основная задача художников, работающих над книгой, — дать

8

9

слепомУ ребеiлсу реальные представления об окружающем его мире и сделать это наиболее интересными, простыми и доступными для него способами. Тактильная нллтостративно-предметная книга с цветными рельефными изображениями имеетко]иленсагорное, коррекциоыное, образовательное п восвитательное значение для де тей как дошкольного. так и младшего школьного возраста с глубоким нарушением зрения. iiсiюльзование ее в работе с детьми подразумевает: 1) Поiщсржаяие и воспигание у ребенка потребности включать осязаiiие и остаточное зрение в сенсорIiоперцептивный процесс. 2) Совершенствование тактилъяой чувствительности. З) Развитие активного осязапия, координаiщидеятельности обеих рук. 4) Формирование навыка обследования нескольких рельефных изображений, объединенных единым сюжетом. 5) Уточнение г(рсдюгных представлений при сояоСтавлеЕ втЁi натуральтюго предмета н рельефного изображения. 6) Совместное прочтениекiиги ребе-iком л взрослым с целью аквiвизацйи познаватеш ного шггереса, развтлиясохранных ашгшзаторов. 7) ГIредупре?iщеыяе возникновения вербхлiзма на основе добавлс-ия к еловесному обозначению того или иного объекта его рельефного изображения.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... 12. Как развивать и воспитывать способности у детей /Книга для родителей/. –М.: АПН РСФСР, 1968. 13. Комарова ... задач необходимы определенные условия. Во-первых, у каждого ребёнка необходимо определить по тембру тип звучания речевого и ... способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего ...

Рекомендации ПО ЕВГОТОВлСIIИю

[аКтильной Кн[Iцi

Основная задача тактильной книги —дать слепому ребенку реальные представления об окружающем его мире и сделать это наиболее интересными просгыми и доступными для него способами.

Тактилыгье КНИГИ делятся на два вида:

Тактиль ные пРсдметноичлюстративн ые кни гн могут иметь несколько Ступеней Сложности. Каждая Стуггень учитывает не возраст исэрячего ребенка, а уровень его готовности воспринимаТь рельефное по

собие.

Приведем характеристику кажд ой ступени: 1-я ступень. Мы предлагаем книги, Сюжет которых напрямуiо связан с жизнью ребенка. На странице Используется только один предмет, чтобы ребенок м)гуз1Iать его и ПОнять фучкциональное назцачение предмета. В кНигах рекомендуется предлагать II редметы, хорошо знакомые ребенку, чтобы вызвать 010 интерес. Тему можно выбрать связанную с питаДидактически

книги

Ассоциативьь

— в помощь обучению;- тематические;- игровые.

— предметные,- книги-сказки- сюжетпЫiс.

16

1]

нием, умыва]Iием, одеванием ребенка. Такие книги помогают расширять представления детей о реальной жизни. На этом этапе ребенок хорошо дифференцирует предметы

2-я ступень. В книге предлагается использовать определенный сюжет- И это могут быть знакомые, любимые сказки. На странице дается два ади три изображения. 1Этими книгами будут пользоваться дети, е которыми проводилась определенная предварительная работа по обучению восприятия рельефных изображений, и у которых сформированы представления.

На схеме показан процеее накоппсния лредставлений.

5 стр., 2473 слов

РЕБЕНОК КАК ОБЪЕКТ мед. исследования

РЕБЕНОК КАК ОБЪЕКТ МЕДИЦИНСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Г.Л. Микиртичан рогресс медицины во многом обязан экспериментальному мето- ду, и подлинно научной медицина стала только тогда, когда в ос- нову ее был положен усовершенствованный эксперимент. Почти одновременно врачами-экспериментаторами был поднят вопрос об этических границах научных медицинских исследований на человеке. При проведении экспериментов на ...

атуральный_->Макет —i _> Барельеф—-> объект 1 объекта — -…-

Аппликация

Рельефное изображение только тогда исполняет роль наглядного пособия и является источником знания, ког да появляется определенное соотнопгеiiие чувственного и гiонятийного и их совпадепие, когда сформировано умение соотiгосить объемные предметы с контурным изображением. На этом этапе ребенок обучен способам восприятия рельефного изобраупень

Эти книги позволяют использовать ость как иллюсграциIо к рассказу, либо на- сть как источник знания. На страницах необ- о изображать целостный законченный сюжет, Iрьгй связан с жизнью определенного персонажа. 10 это могут быть изображения с опредсленi-iой те-

iтикой

Книги 2-й ступени у детей вызывают интерес только при первом предъявлении. при рассмотрении гiонравившихся поверхностей. А к книгам 3-й ступени дети могут возвратиться к сюжету несколько раз в зависимости от того опыта, который они имеют на данный момент. При изготовлении таких книг необходимо учитывать интересы, как девочек, так и мальчиков.

При изготовлении тактильных предметно-иллюстративных книг необходимо уделять особое внимание на: — выбматериала: следует использовать материаль с поверхностью, приятной для осязания незрячим ребенком, но,в то же время, эта поверхность по осязательым качествам должна быть идентичной натуральному объекту. Материалы должны быть прочными, безопасньгми, нетоксичными и экологически чисты-

ми;

— возрастныеособенности детей, поэтому книги должны быть разнообразными, и включать различные темы (семья, времена года, мимика, одежда).

Очень важйы для ребенка игровые моменты, когда он может что-то открыть, прикрепить, найти..;- ичество объектов на странице не перегру12

13

ем iiрочный и четко очерченный контур из-

жать, т.к. при лом перегружается тактильная память у ребенка. Так же следует избегать излипгыей детализации объектов, затрудняющих процесс восприятия; — доую котс оьзобгжаемогосюжета, т.к. лог аспект играет большую ро.аь при восприятии частично эрячих детей и повышает у них уровень узнавания изображения;- фрр.муллр° цррщи натУрщхы4огррекIа, т. к. сливающиеся, нечетко выраженные рельефные изображения могут ввести детей в заблуждение. Следует избегать сложных ракурсов в изображении объектов. поскольку это затрудняет восприятие ребенка.В изображениях нужно подчеркивать всгюомогагелыюые элементы объектов,позволяющие облсгчить процесс их опознания.Требования, предъявляемые к технологии изготовления тактильных предметноIiллюстративных книг 1) Размер листа примерно: 21 см х 25см или25 см х ЗОсм. Такой размер удобен для обследования всей повсрхi-юсти листа, и i-ьа нем можно свободно разместагь необходимые предмегы. 2) Рельефное изображение должно иметь размер, доступный восприятию руки ребенка, иначе ему трудно будет получить целостный образ. З) Крепление к листу изображаемых объектов должно быть очень прочным. Это дает возможность многократного использования книги. Например, застил контура должен быть плотньгм. В результате чего

Для исключения деформации книги и увеличе- прочности, удобства обследования. в листы пеодимо вкладывать картон. 5) ГIри использовании каага его цвет следует подбирать в соответствии с основным фоном, чтобы не отвлекать внимание десй. 6) Для того чтобы при восприятии книги зрение ребенка не перегружалось, не рекомендуется использование ярких фонов, таких, как красный. фиолетовый, жезтгый. Ребенку комфортнее будет работать со спокойными тонами: белым, синим, серым, зеленым. 7) Книга может состоять из 5-б листов. Такое их количество пе дает переi-рузку в г-тнформащлi я опти- мально для обследования детьми. 8) I-iазваiiйе книги можно оформить буквами, еделаiшыми в виде аппликации.

[[ри использовании таiстильньа

предмеТно-иллюсгративiiых НИI

необходимо учитывать:

1) Запас представлений о предметах у ребенка и уровень интсллектуальы возможностей. 2) Тiсих ическое состояние ребенка при просмотре маi’лядтiого рельефного пособия, тм. изучение его требует высокого напряжения мышления и концентрации внимания. При сильном раздражснии, подавленном состоянии, излишней возбудимоети изучение пособия лучше не осуществлять.

14

15

З) Желание ребенка самостоятельно узнавать предмет, но в тоже время в затруднительных случаях педагог обязан разьяснять незнакомые признаки объектов. 4) Iiроявлеiiие интереса ребенка к книге будет зависеть от его умственньх способностей, осязательных возможностей, возраста, состояния зрительного ака- лизатора. 5) Отсутствие у слепого ребенка интереса к ке— знакомому объекту, которым при первом предъявлении является тактильная книга, поэтому взрослый должен заинтересовать ребенка в просмотре книг, для чего необходимо найти способ воздействия на ребенка и создать ему хорошее настроение. 6) Книгу для повторного просмотра необходимо оставлять в доступном дан ребет-жа месте для многократного обследования книги, что приводит к полноте, отчетливости, прочности формирующихся представлений у детей. 7) Качество восприятия рельефных изображений может зависеть от целого ряда факторов: — температуры в помепIении (оптимальная температура- от 16 до 20°С);- от состояния кожи подушечек пальцев (поврежденная кожа создает неблагоприятные ощущения при скольжении пальцев, притупляет осязание).

Таким образом, анализ полученных данных позвояяет нам сделать следующие выводы. 1. При обследовании рельефных изображений допоэткительным стимулом может стать текст произведения . в соответствии с которым выполнены иллюст- 16

Текст содержит дололнитегтьгiую информацию щихся изображениях (Брайль, крулнопечат.. рифт или аудиозапись) I4менно в этом случае нется связь словесного образа и некоторых изенньтх объектов. 2. При организации осязательного восприятия i пкольникам необходима дополнительная стимуля1 цi я в виде наводящих вопросов, либо совместных действий. Только в этом случае восприятие рельефных изображений будет способствовать формированию новых способов познавательной деятельности. З. Продолжительность занятия дошкольников с книгой должна составлять не более 10-15 минут. Боль- 1 нее количество времени может вызвать снижение ин[среса к книг’е 4. При использовании тактильной книги или любого другого рельефного наглядного материала следует учитывать остаточное зрение детей и степень их дветоощущения. У детей, обладающих цветоощущением, цвет объектов является основой восприятия, по- злому необходимо подбирать для объектов цвета, максимально приблиукенпь к естественным.5. Для пробуждения интереса к осязаемьюм объекм желательно использоюагь игровые ситуации. Де- м нравиться игровой момент в книгах и объекты с юй, теплой поверхностью. 6. Кроме традиционны бумажных или пластиВЫХ, рельефных наглядных пособий, необходимо ользова-гь тактильлую книгу при формировании авьпсов обследования, т.к. у дошкольликов они еще не соверiденны. Благодаря заинтЁре окоз-нсе упражняются В обследоощо5т*ний1 областтэ стцалiа ет -( П Г.

что способствует развитию мелкой моi’орики, кульiуры осязаiiия 14 iювЫиыает различх4тельную способ110 сть. 7. Сюжеты книг и материалы. из которых они изготовлены, зависят ис только от возраста ребенка, степени iгаруiлегшя зрения, по и ОТ УРОВНЯ интеялсктуальноiо развития. На наш взгляд, для детей с нарушением умственного развития нужно изготавливг ь книги ИНОГО плана. В них лучше использовать различные звучашде элементы. Книга должна предостав- ЛЯТЬ детям возможность перемещать какой-либо прсдмет по поверхности листа. ири этом следует использовать разнообразные приятные для осязаi-шя поверхности для развития сенсорной сферы ребенка. 8. Работа с книгой подразумевает активное и эмоционалыюе общение ребенка и взрослого, т.к. в противном случае ребенок книгу отторгает или механически перелистывает страницьн. не останавливаясь па их рассматривании, либо сюжет воспринимает фрагментарно9 Тактильная предметно-илнюстративная книга на наш взгляд может способствовать обогашснию словарпого запаса ребенка и активизации деятельности его зрения. 10. Тактильная предметно-илiаостративная книга может использоваться в качестве наглядного пособия, ти. дети с нарушением зрения в большинстве случаев адекватно воспринимают изображенные образы книги, что под[верждается результатами практической деятель ности. Узнаван4е объектов возрастает при:- взаимодействии зрения и осязания в работе е

яем у ребенка; и строго выполненных требованиях к изгонм пособиям

ТапIъI iiзгоговлежош тактпльяой КПЛIII

эта п Прндумагь” ,нредставпть юптгу. Работан над кудожественчьтм произведением, мы не можем сделать “вiщимым” калс’ое слово, поэтому необкощ4мо отработать iслочевые моменты действия, персонажей п i !редметьи, которые станут осязаеМымхI. ГIсхоэщ из этого. выбираетсяформгт и видкглiги. I Iеобощтмо также решить из каких материшюв будет сделана книга, каждый коiврешiый сюжет. персонаж. М атериалъ должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление ощущение. Цветоная гамма также должна бьггь натуральчой, т.к, у слепых (не у всех) ссiъ “ощущение света”, и в то же время. контоастцой (для слабовидящих детей).

Второй этщi Нарисовать каждую страницу, каяый предмет цагурапьную величину, продумать размещение ектов и текста на странице. Сделать выкройю! страiвiц и предметов и iiЗi’Он’гь их. Следует помнить о том, что фон н прщмедолжны быть конлэасТяЫимИ.

19

16

‚.1 в

iмес’а:

Зяключигельная опеРа[вIя соединение стра- В Готовую книгу. Лучше всего, чтобы об- а заегегивалась на пуговицу, липучку или заняв .iвалась шнуром, т.к. съемные детали могут выпасть 11 Iотерятъся.

1 ‘у.

твртый этап Прикрепить предметы к страницам. Предметы могут быть в виде аппликации из различных материалов, их можно пришить, приклеить нетоксичным клеем, даже привернуть на болты. Атс предметы, которые изготовлены целиком, и которыми можно манипулировать, лучше прикрепить с помощью шнурков, липучек и др. так, чтобы они не потерялись. Очень важен игровой момент. детям нравится, когда предмет можно потрогать и поиграть. для этого используются раiличньие карманы, дверцы, отверстия и тд.; молнии, пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит и т.п. Пцгый этап Книга обязательно должнасодержать сопровождающий текст. Его можно пришить, приклеить, положить в карман, записать на кассету. Внизу каждой страницы пришв.вается горизонтальная тесьма или шнур (можно приклеивать маленький треугольник / ) для обозначения низа страницы. ШЁэтац Это сыиивание страниц. Странипы сшиваются в виде желательно, чтобы углы страницы были закругленными, чтобы ребенок не поранился, не оцарапался. В каждый такой “мешок-страницу” вкладывается основа (например, лист плотного картона с закругленными уголками, лист поролона или плотная проклеенная ткань).

Главное назначение этой основы — держать форму страницы. 20

1iспоззуя опыт но изготовлению тактидьных юно, хотелось бы дать несколько закзлочитезных рекомендаций: 1. Не превышайте указанный формат книги, тм. ребенку трудно мысленно охватить болыпуто страяя2 Книга не должна быть тяжелой. 3. Страшщы, по возможности. должны быть мягКIIМй, приятными на ощупь, уголки страницы- закругленными. 4. На странице размещайгю небольшое количество предметов, чтобы ребенок мог сконцентрировать свое внимание на главном. не отвлекаясь на второе: гепенные детали. 5. Цветоваягамма и форма объектов должны соответствовать действгггельности. б. у животных изображайте четыре конечлости, желательно оба уха, рога и тд., чтобы у ребенка не скнадывалось неправильное представление.7. Максимально задействуйте другие органы чувств, помимо осязания слух, обоняние. Испольiуйте предметы. издающие звуки, запахи и тд. 8. ИспользуЙте разные методы изготовления; апiкацня, мягкая игрушки. поделки… 9. Есликакой-нибудь предмет повторяется iiанек ()льких страницах книги. необхощiмо сохранять

21

размер этого предмета, чтобы ребенок не переiiутал его с другим. 1 О С помощьЮ шнура яла греуголЬнгдса фяксiiруйге паз каждой страницы. 11. Текст в книге может располагаться накаждой сiранице, как сопрово)+щеняе ишясстраш1а в виде отдельнои юIя?ю(И ила на первой странице (если он предназначен ко всем ювцоетрациям), а также на аудиокассете (для которой тоже необходим специальный карману 12. На обратной стороне книги (облояае прикреiiляйте кармаiпек для карточки с указанием ВЫХОДНЫХ данных книги (это облегчит дальнейшую обработку книги при постановке ее на учет в фоiщъi Вашей библиотеки).

Дорогие коллеги!

Санкт-Петербургская госу дарсдмве;оiая библиотеля слепых занимается изданием тактилыьёх книг уже много лет. И только в 2002 году мы смогли до(ТИЧЬ желаемых результатов. Прежде чем создать первую тактильную книгу, мы познакомились с опытом работы наших финских и шведских коллег прошли курс обучения на специальном семинаре в Финской библиотеке для слепых. Затем про- “ели два семинара на базе своей библиотеки. Одним словоМ провели большую подготовительную работу. Опираясь на свой опыт, мы доляснь’ отметить, что это сложная, ответственная, но интересная и творческая работа. Мы от всей души желаем Вам успехов в изготовлении тактыльных книг для с’iепых и слабовидя щих детей, и если мы Вам хоть немного помогли своими рекомендациями, то будем благодарны. пааучить от Вас ёаиiи отзывы. С уважением и наилучшими пожеланиями авторы.

Для СЛЕПЫХ И — Стр 2

22

23

Список использованной литературы 1. Ананьев Б.Г’. Вопросы детской психологии.- М.: АГIНРСФСР, 1948. 2. Ананьев БУ., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В, Осязание в процессах познания труда. — М., 1959. 3. Библиотека в помощь незрячим работникам интеллектуального труда (методическое пособие).- М., 1983. 4. Веккер Л.М. О некоторых вопросах теории осязательного образа. Материалы совещания по психологии.- М., 1957. 5. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. /Под ред. Феок-тистовой В.А.- М., 1993. 6. Грановская Р.Н. Элементы практической психологии.- СП6,: Свет, 1997. 7. диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения.-М., 1997. 8. Ерастова Е.А. Воспитание слепых детей в семье. -М.: АПН РСФСР. 1956. 9. Ермаков КП., Егорова 0.14. Обучение слепых специальной графике.- М.: Просвещение, 978. 10. Значение функциональных характеристик кожI4ой чувствительности для трудового устройства слепых и слабовидящих (методические рекомендации).-М., 1981.

чек 1-1.С., Кулагин Ю.А. Особенности у слепых и компенсация отсутствующего помощи тифлотехник. — М. улагин Ю.А. Восприятие средств наглядаIцимися школы слепых. — М., Педагогика,

Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидя(учебное пособие).

— СП6.: РГПУ им. А.И. цена, 1998.

14. Малштейн Л.К. Использование произведений изобразительного искусства в процессе обучения слабовидящих школьников. — М,, 1970. 15. Наглядные средства и их значение для повыин эффективности обучения слабовидящих учажен младших классов (методические рекомендации).- М., 1979. 16. Обучение и коррекция развития доаткольниКов с нарушением зрения (методическое пособие).

/ Под ред. В.А. Феоктистовой.- СП6.: Образование, 1995.

17. Особенности познавательной деятельности слепых. /Под ред. МЯ. Земпо-вой и Ю.И. Кулагина. 1958. 18. Особенности проведения занятий со слепыми ъми в часы коррекции (учебно-методическое по- не).- М.. 1990. 19. Першин В.Г. Рельефная наглядность в системе учения и эстетического воспитания лиц с наруше- нем зрения.- М.. 1985. 20. Петров Ю.И€, Руцкая Е.Н. Особенности вос1 Iриятия рельефно-графических пособий незрячими (методическое пособие).

— М., 1993.

24

25

М., 2000. 24. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. / Под ред. В.А. Феоктистовой. — СП6.: Образование, 1995. 25. феоктистова ВА. Распознавание и понимание картини рисунков учениками 1-З классов школы слабовидящих (автореферат).- л., 1956. 26. Хорош С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника. -М., 1983. 27. Эстетическое воспитание лиц с глубоким наруiвением зрения (из опыта работы в школах для сле- Примеры тактильных книг для слепых и слабовццящих детейпыхи слабовидяп’их детей)… М., 1989.

Оглавление Iие З пк iилькая книга и ее роль в жизни слепого 5 шлации по использованию тактильных книг iвитии детей дошкольного и младшего ного возраста 9 ‘еIсомендации по изготовлению тактильной и 11 iюЬования, предъявляемые к технологии изгокчония тактильных предметно-иллюстративных 14

ри использовании тактильных предметно пIостоативных книг необходимо учитывать 15 изготовления тактильной книги 19 iiисок использованной литературы 24 Iриложеиис:Примеры тактильных книг для слепых II слибовидящих детей i — ху

21. Семевский Н.А. Обучение графике в школе слепых (пособие для учителей).

— м., 1952 22. Солниева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.- М.. Педагогика, 1980. 23. Солнцевал.и. Тифлопсихология детства.-

ра

26

27

Примеры тактильных книг для слепых и слабовидящих детей

г

е

(Книга “Аквариум”. фон: голубой, гладкий материал (ацетатный шезл).

Водоросли: искусственная зелень. Рыба из мягкого каучука. Ракуяв(и и камни настоящие, пришитые или приклеенные к основе. Песок: крупа (пшено) зашитая под основной материал.)

(хIХнш тн чiгеiэР кнЮчЗ — р){ш’(’Таи кютлкi ИКу iчнчггтхЬ(нш :иьюшiкiофо аиня !иа ииншэняЭ

(Книга с текстом: плоскопечатный текст сопровождает Брайль.)

(‘илиня охьинпсiьо иожюi пн чзлзяосчпопои онжор оялоп ээ 1(коiсоп {i(щ пн чiгпiо пяш,Ыии кюiлю- яодогI-оМ уюь(пип оiч1погоп э коiойяюахв и кэiоiпяiчсТяiо иняаi йэип х нэоглхиiп хиро ‘ояэIэ :ппиаэiщдхОдОiГО){,, пхсюi)

(Сказка “Колобок”. Материал: ткань, мех. Апгiликация.

Лиса имеет четыре папки, пушистый хвост, два уха.)

(ииiтР.никпчт? пиа а iчннiгопичя иийIХIiоо{[сiги илиня имьинсIтз иожюi иинаЁьоiп исiгi сiВ?алиоIi ОнЖО1А иосТоьоя о осКнiл тэн юiшЮЬи кЮЫкРi -. юьоао iплд I(МЬОЯ осiя сюiоопа)

(Рассказ про дачу. домик деревянный, крыша из картона. Куст черной смородиньг выполнен из искусственной зелени и искусственных ягод. Грядка связана из грубой пряжи черного цвета. Окружает всю коМгiозицию забор из электрокартона.)

(Книга “Азбука. На каждой сгграНичкс расположено по две буквы. они приведены в плоскопсчатном и брайлевском Вариантах Использованы: Натфальньтс предметы, игрушки и аппликация. В качсстВе основы использован илашевой материал ярких расцветок)

(i4яЕю{з iоiэя1 з иияiзiзитооэ i ютоiикякоп иосГзi озь и члнiчсЬп онжок зiчсТоiол хIчтвьдзттж хтчгчггз1о н иипюiиггппт? зГтин я iчызнГГОпГЧя иж2н03с!зп Цзил?1охогТ иоiй!о з iчнэтз эиооп иодоэ ьзкггзаiзРздп т)лтй?юю1?сГ-Р)Iжину{ юIпзб3,, 1?жУ)4)

о х х о оО об) 11!

о Х о о р оОХ ро оо с о О

(Книга “Моя первая книга”: Иацюстрации к детским песенкам. 1-Та фото: сервированный стол. Тарелки и чашечки (детская посуда) пришиты к стран ицс, а вилки, ножи и ложки представляюi собой съемные детали, которые можно разложиiъ самоегоятельно. В качестве приложения в видеотдсльной кнгiжки дается текст песен с музыкальным сопровождением.)

х

х х сб сб х х х х х сб о ю

сб а) о х о о х сб х б) —х о е х х б) а)

(Книга “Моя первая книга”: Иллюстращи к детским песням. Пластиковьте

инструменты, с помощью которых можно построить дом для скворца.

Скворечник выполнен из картона в виде аппликации.)

2346 Ну, а теперь другим .iуiё1 ПОЙДИ — Пять, четыре, три, Два, один.

ХiУ

(Книга “Считалочка”. Каждая цифра выполнена в виде апплккации на отдельном прямоугольничке, который прикрепляется к странице с помощью липучки, что позволяет ставить цифры в разном порядке.)

(Книга “Веселый счет”. Ключи настоящие, но украшенные разноцветными пластиковыми чехлами. Задание представлено в виде четверостишия. Цифра шесть изображается в виде аппликации, а также в Брайле.)

ХУ

—7

Попробуй в рял один собрать Один, два, три, четыре, пять.

1

11111111

1 9 __д — -___-,—