Введение в общую психологию 2

Психология — это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека. Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в способности отражать окружающую

Психические процессы – это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени (счастье, апатия, депрессия, агрессия, творческий подъем, профессиональная заинтересованность, печаль, гнев, раздражение и т.д.).

Психические свойства – это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обуславливающие особенности её поведения и деятельности.

СОЗНАНИЕ — это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку, это общественно-исторический продукт развития психики, позволяющий не только отражать мир, но и преобразовывать его.

Биологическая и психологическая подструктуры личности

Человек — это, с одной стороны, биологическое существо, высокоорганизованное животное (принадлежащее к классу млекопитающих).

С другой стороны, человек — существо общественное, т.к. общественные отношения изменили его телесную организацию и сам характер существования.

Природные особенности человека — это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений.

Ощущение — познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Другими словами, это тот процесс, который позволяет отразить не целые предметы, а только отдельные свойства этих предметов, их характеристики.

Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на органы чувств — анализаторы. Таким образом, анализаторы — это каналы, по которым человек получает все сведения о мире.

3 стр., 1332 слов

1.человек как личность

... неверны. Врождённые или унаследованные качества сказываются на: А) характере человека как личности; Б) способностях человека. 1) верно А); 2) верно Б); 3) верны оба ... среды; 4) особенности строения и функционирования организма. К исключительным характеристикам человека относится: наличие психики; способность видоизменять окружающий мир; умение использовать орудия труда; способность создавать ...

Адаптация (приспособление) — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием самого раздражителя и изменившихся условий восприятия.

Нижний абсолютный порог чувствительности — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Верхний абсолютный порог чувствительности — максимально допустимая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение. Дифференциальный (разностный) порог чувствительности — минимальное различие между двумя раздражителями (или между двумя состояниями одного и того же раздражителя), вызывающее едва заметное различение ощущений.

Адаптация (приспособление) — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием самого раздражителя и изменившихся условий восприятия.

Восприятие (от лат. perseptio — восприятие) — познавательный психический процесс, в результате которого у человека возникает целостный образ предмета или явления окружающего мира. Восприятие — это отражение предметов в полной совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

Внимание — это направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающие повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.Основная функция внимания — регулирующая.

Память — познавательный процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Сохранение — более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений.

Забывание — процесс постепенного уменьшения способности припоминания и воспроизведения образа, хранящегося в долговременной памяти.

Мышление — познавательный психический процесс обобщённого и опосредованного отражения объективной действительности. Оно позволяет познать внутреннюю сущность предметов, предвидеть их изменения.

Мышление — процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты (А. Н. Леонтьев).

Понятие — это мысль, обобщающая наиболее характерные и существенные признаки предметов и явлений действительности.

Воображение — психический познавательный процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

Эмоциональные состояния и их классификация

Эмоции — элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам действительности, отличающаяся непосредственным и пристальным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

4 стр., 1805 слов

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ...

... человека, а также возрастная периодизация. Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям. Критические периоды - наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ... большие и малые социальные группы, участвующие в процессе приобщения личности через совместную деятельность к общественно-историческому опыту. ...

Настроение — это общее психическое состояние человека, придающее ему в течение заметного времени определенную эмоциональную окраску.

Эмоция — это непосредственное, временное, но пристрастное переживание какого-либо постоянного чувства в данной ситуации.

Стресс — это неспецифический ответ организма на предъявленные к нему ситуативные требования.

Для сохранения психологического здоровья личности необходимо устранять нежелательные эмоциональные состояния, овладеть способами управления эмоциями. Контроль в выражении эмоций проявляется в трех основных формах:

> «подавлении» (сокрытии переживаемого эмоционального состояния);

>«маскировке» (замене переживаемого эмоционального состояния выражением другой эмоции, отсутствующей в данный момент);

> «симуляции» (выражении не переживаемой эмоции).

Психологическая структура личности

Личность — это индивид, субъект и объект социальных отношений. Т.е. личность трактуется как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе.

Индивид — это телесное бытие человека, когда он выступает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм.

Индивидуальность — человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Индивидуальность — это выделенность личности из сообщества, оформленность ее уникальности и неповторимости.

Направленность — система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций человека, придающие его жизни осмысленность и избирательность.

Потребность — испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его, в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Влечение — наиболее простая, биологическая форма направленности. Это психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Зачастую влечение является временным явлением, поскольку представленная в нем потребность или осознается, превращаясь в желание, или угасает.

Желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному. Оно имеет побуждающую силу. Желание характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Склонность — это стремление заниматься определенной деятельностью. Возникшая склонность может свидетельствовать о способностях личности.

Идеал — это то, к чему стремится личность, на что она ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека.

Убеждение — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — это внутренний побудитель деятельности. Мотив принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым свойством, побуждающим к совершению определенных действий. Это причина, побуждающая человека ставить перед собой цель и организовать деятельность по ее достижению.

Способности — система свойств личности, определяющая успешность выполнения определенных видов деятельности.

Прибавление «само» к тому или иному слову обозначает направленность действия на того, кто его производит. Таким образом, самосознание — это осознание своего «Я». Ядром самосознания является человеческое «Я».

Самосознание — не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития.

«Образ Я» — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Типологии «Образа Я»: 1) по времени: Я-настоящее, Я-ретроспективное, Я-перспективное; 2) по реальности: Я-реальное, Я-идеальное, Я-фантастическое, Я-идеализированное, Я-демонстративное, Я-зеркальное.

Самооценка — это аффективная оценка представлений индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «Образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и соподчинения ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления.

Основные защитные механизмы.

1) Подавление (репрессия) — удаляет потенциально опасные желания, факты, мысли из сознания, таким образом, их возможному разрешению.

2) Отрицание — попытка не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят «Я».

3) Рационализация — построение приемлемых причин, оснований для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения и мыслей.

4) Инверсия — подмена мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположным поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь и внимание матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе).

5) Проекция — приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств.

6) Изоляция — отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенное, раздвоенности личности

7) Регрессия — возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования.

8) Сублимация — процесс трансформации сексуальной энергии в социально приемлемые формы активности (творчество, социальные контакты).

Свойства личности

Темперамент — система природных свойств личности, характеризующая динамику протекания психических процессов и изменение психических состояний.

Характеристика типов темперамента (по И. П. Павлову)

сила

уравновешенность

подвижность

сангвиник

сильный

уравновешенный

подвижный

холерик

сильный

неуравновешенный

подвижный

флегматик

сильный

уравновешенный

малоподвижный

меланхолик

слабый

неуравновешенный

малоподвижный

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, системы в работе.

Холерик отличается повышенной возбудимостью. Ему свойственна резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекаясь делом, склонен истощаться.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, его новые формы вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам.

Меланхолик характеризуется глубиной и устойчивостью чувств, хотя внешне они выражаются слабо. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»).

Ему свойственны сдержанность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность.

В. М. Русалов выделяет 4 фундаментальных измерения как структуру темперамента:

1) эргичность — выносливость человека в умственном и физическом плане;

2) пластичность — способность психики легко приспосабливаться к изменяющимся, новым условиям (в поведении, в познавательных процессах).

Противоположность — ригидность;

3) скорость — темп реакций и поведения, в котором протекают психические процессы.

4) эмоциональность — впечатлительность, чуткость к эмоциональным воздействиям и возможному несовпадению осуществляемого действия с запланированным образцом.

Характер — «каркас» личности, система отношений и способов поведения, общения и деятельности.

Характер человека — это в известной мере не всегда осознанное мировоззрение, ставшее натурой человека.

Межличностные отношения и взаимодействие в малых группах

Общение — это процесс взаимодействия людей, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

Кодекс делового общения: 1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Функции общения:

> информационная (общение как средство обмена информацией);

> регулятивная (воздействие на все составляющие поведения партнера по общению);

> аффективная (общение как фактор формирования эмоционального состояния; происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация).

К средствам общения относятся:

1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, передаваемая при помощи голоса. Интонация способна придавать разный смысл одной и той же фразе (иногда слова «Я тебя люблю» звучат сильнее, чем <(Я тебя очень люблю»),

3. Мимика.

4. Позы, дистанция, взаиморасположение тел общающихся.

5. Взгляды, контакт глаз.

6. Жесты.

Структура межличностного восприятия включает в себя 3 компонента: субъект, объект и сам процесс межличностного восприятия. В связи с этим все исследования в области межличностной перцепции можно разделить на две группы:

> ориентированные на изучение содержательной стороны (характеристику субъекта и объекта восприятия, их свойств и т. п.);

> фиксирующие внимание на процессуальной составляющей (анализе механизмов и эффектов восприятия).

Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения.

К психологическим механизмам, обеспечивающим процесс восприятия и понимания другого человека, относят:

— идентификацию, эмпатию (обеспечивают познание и понимание людьми друг друга);

— рефлексию (познание самого себя);

— аттракцию (формирование эмоционального отношения к человеку).

Конфликт — явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Конфликт — это столкновение противоположно направленных интересов, взглядов, позиций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей или их групп

Сущность человека — главная причина конфликта. Она состоит в противоречивом единстве его потребностей и способностей. Преодоление этого противоречия представляет собой источник саморазвития.

Согласно концепции Томаса-Килменна выделяют пять основных способов поведения в конфликтной ситуации:

> избегание,

> соперничество,

> приспособление,

> компромисс,

> сотрудничество.

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Выделяют несколько разновидностей групп:

  1. условные и реальные;
  2. постоянные и временные;
  3. большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.).

Малая группа — немногочисленна по своему составу (от 2 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей

По уровню развития выделяют следующие разновидности групп:

> Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

> Кооперация — группа, отличающаяся реально действующей организационно структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

> Корпорация — группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.

> Коллектив — группа людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

Конформизм (от лат. conform is — подобный) — это изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих.

Групповое давление — это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида.

Социометрическая структура группы представляет собой совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений.

Лидерство — отношения доминирования и зависимости в системе межличностных отношений в малой группе.

Выделяют три основные теории происхождения лидерства:

1) Теория черт — лидерство обусловлено врожденными качествами человека. Лидер — тот, кто обладает определенным набором врожденных личностных качеств или психологических черт.

2) Ситуативная теория лидерства — лидерство обусловлено требованиями текущей ситуации. Если в конкретной ситуации для решения задачи необходимы люди с определенными качествами — они становятся лидерами.

3) Системная теория лидерства — лидерство обусловлено совокупностью факторов. Лидерство — функция совместной групповой деятельности. Лидер должен обладать структурой личности, позволяющей влиять на других.

Руководство — оказание влияния на поведение членов группы индивидом, имеющим соответствующие официальные полномочия.

Отличия лидерства и руководства

Параметры сравнения

Лидерство

Руководство

Основная функция

Регуляция межличностных отношений в группе

Регуляция официальных отношений группы

Условия функционирования

Возникает и существует в условиях микросреды (малой группы)

Осуществляется в макросреде

Условия возникновения

Возникает стихийно

Возникает целенаправленно, под контролем общества

Устойчивость

Нестабильно

Достаточно стабильное явление

Система санкций

Ограниченная система санкций

Широкая система санкций

Принятие решений

Решения непосредственно касаются групповой деятельности

Процесс принятия решений опосредован многими факторами

Стили лидерства — типичная для конкретного лидера система приемов оказания влияния на других членов группы.