Восприятие 7

Восприятие

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства раздражителя в сознании человека, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Иными словами, когда человек испытывает, например, зрительное ощущение, это означает, что он понимает, что видит что-либо, или чувствует, насколько освещена комната. Если же говорить о зрительном восприятии, то в этом случае человек видит предмет и сознательное отношение к этому предмету у него складывается не только в соответствии с тем, что он видит в данный момент, но и в соответствии с тем, что он знает обо всех свойствах предмета из прошлого опыта.

Научный термин, соответствующий понятию «восприятие» — «перцепция».

Выделяют 4 операции, или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.

На стадии обнаружения, человек может ответить лишь на вопрос – есть ли стимул, то есть — нечто, что можно воспринять. На стадии различения человек конкретизирует объект восприятия, то есть определяет его специфические черты. На стадии идентификации происходит сравнение только что воспринятого образа предмета с образом этого предмета уже хранящимся в памяти. Опознание заключается в отнесении воспринимаемого предмета к определенному классу уже знакомых ранее предметов.

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, то есть субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией.

Можно выделить ряд свойств восприятия:

  • Избирательность. В каждый определенный момент, бодрствующий человек воспринимает какой-то объект с большим вниманием, чем другие. Это называется соотношение фигуры и фона. В каждую единицу времени для человека что-то является значимой фигурой, а все остальное на это время становится фоном – менее значимым. Для разных людей, попавших в одну и ту же ситуацию, фигурой могут стать разные объекты. Это зависит от индивидуальности людей, от их системы жизненных ценностей и целей.
  • Свойство заполнения пробелов. Системы восприятия, сформированные на уровне головного мозга работают так, что человек, не осознавая того, стремится свести любой фрагментарный объект в фигуру с простым и полным контуром. Так, например, если начерчена окружность пунктирными линиями, то человек сразу понимает, что это окружность, а не простой набор штрихов.
  • Человек так же склонен воспринимать объекты как единое целое по принципу близости нахождения их друг к другу. Так, если фрукты разложить на несколько тарелок и поставить эти тарелки в разных местах стола, то человек сразу же определит – сколько всего наборов фруктов находится на столе, а уж потом, если захочет – будет рассматривать – какие именно фрукты присутствуют.
  • Симметричность.

    5 стр., 2414 слов

    Человек в психоанализе

    Человек в психоанализе Содержание Введение 3 1. Человек в психоанализе 5 1.1 Исследование вопроса в мировой науке 5 1.2 Особенности психоанализа в России 5 2. Психоаналитическая философия и антропология 7 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека 7 2.2 Эрос в психоаналитике 8 2.3 Деструктивность в психоанализе 10 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» 12 Заключение 15 ...

    Любой объект – если это материальный предмет, автоматически оценивается как правильный или неправильный относительно одной или нескольких осей симметрии.

  • Качество интерпретации воспринятого. Из различных интерпретаций воспринимаемого явления, благодаря системам восприятия в структуре мозга, человек выбирает обычно наиболее простую и в то же время полную интерпретацию, то есть объяснение, того, что он воспринимает. Человек всегда стремится убедительно объяснить себе воспринятое, так как в этом случае он чувствует себя увереннее в жизни.
  • Целостность. Воспринимается всегда целостный образ. Но умение воспринимать предмет в его целостном виде – не врожденное качество, оно формируется у ребенка постепенно, а до этого – он видит окружающий мир в виде отдельных цветовых пятен различной яркости, расплывчатых очертаний, фрагментов. Восприятие – это система перцептивных действий, которыми человек постепенно овладевает.
  • Константность. Благодаря константности человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные во времени по форме, цвету, величине и т.п. Это тоже не врожденное, а приобретенное свойство.
  • Структурность восприятия. Восприятие чего-либо — это не простая сумма ощущений. Человек воспринимает единую структуру воспринимаемого. Например, слушая музыку, он воспринимает не отдельные звуки, а мелодию и узнает её независимо от того, исполняется она на рояле или на скрипке, или человеческим голосом.
  • Осмысленность. Сознательно, с пониманием воспринять объект, значит, присвоить ему какое-то название, то есть мысленно назвать его и сопоставить с уже имеющимся в памяти классом подобных объектов. Без понимания воспринятого сознательное восприятие невозможно.

Классификация восприятий в соответствии с формами существования материи

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... события, во время которых человек, судя по всему, воспринимает некий участок внешнего мира, не доступный восприятию из того места, где ... не только временное отсутствие, но и другие явления. Например, человек засыпает с определенной мыслью и просыпается с продолжением её ... души для большинства религий и значение веры в жизни человека, кажется совершенно немыслимым, что наука может с такой легкостью ...

Восприятие движения. Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение их происходит обычно на каком-либо фоне. Это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к элементам, перед которыми или позади которых и перемещается предмет. Восприятие движения может быть истинным – в том случае, когда действительно передвижение имеет место и достаточно точно можно определить скорость передвижения, искаженным – когда траектория движения или скорость определены с существенными отклонениями от реальных (например, неправильно определив скорость движущейся в Вашу сторону машины, Вы рискуете не успеть перейти дорогу и попасть в аварию), ложным – например, при головокружении кажется, что предметы двигаются вокруг, хотя это не так.

Восприятие пространства. Этот тип восприятия основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, чему способствует бинокулярное зрение человека. Восприятие пространства тоже может быть объективным, искаженным и ложным. Так, например, лист на ветке дерева, вдруг оказывается бабочкой (явление мимикрии у животных), или кажется, что рельсы на горизонте сходятся в одну точку.

Восприятие времени. Существует общий для всех обитателей Земли эталон временных промежутков. Так, в 1 часе – 60 минут, в сутках — 24 часа и т.д. Но восприятие времени человеком, как правило, субъективно, то есть оно не точно соответствует общепринятому эталону. Достаточно точно установлено, что восприятие времени меняют некоторые медикаменты, влияющие, прежде всего, на ритм нашего организма. Хинин и алкоголь дают чувство замедления времени, кофеин – ускорения. Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Даже у одного и того же человека восприятие времени часто варьирует в зависимости от душевного и физического состояния. Когда человек расстроен или скучает, или ждет чего-то, то время течет медленнее. Когда он испытывается радость, увлеченность чем-либо – течение времени кажется очень быстрым. В раннем детстве – в дошкольный период, время воспринимается как более медленно текущее, чем, когда человек становится взрослым, а пожилые люди с удивлением отмечают, что вся предыдущая жизнь кажется лишь мгновением. Восприятие времени как более медленного в детстве связано с тем, что в каждую единицу времени ребенок получает и усваивает значительно больше информации, чем взрослый человек, поскольку ребенку нужно быстро овладеть всеми знаниями, необходимыми для выживания в мире и, в частности, в социальной среде – в обществе людей.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

Образ вожатого "Идеальный вожатый это - вожатый диаметром в 1 метр массой 1 кг в вакууме." (с) Хороший вожатый. Кто это? Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор. Хороший ...

Существуют и другие классификации типов восприятия. Так, можно рассматривать восприятия в соответствии с анализаторами (рецепторами) посредством которых воспринимается объект – тактильное, температурное, болевое, вкусовое. Обонятельное, слуховое, зрительное и т.п. Говоря о каком-то типе восприятия, например, об обонятельном, нельзя путать его с обонятельным ощущением. Ощущение дает только понимание, что в данный момент существует некий запах и его качество (приятный, неприятный и т д.).

Обонятельное восприятие затрагивает память о предыдущих встречах с подобными запахами и дает целый набор ассоциаций, связанных с этим запахом (запах только что испеченных пирожков напоминает о том, как такие же пирожки были у бабушки в деревне и это вызывает положительные эмоции и т.п.).

Нарушение восприятия

При сильном и быстром физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Обычный дневной свет – ослепляет, привычные звуки кажутся слишком громкими, запахи воспринимаются слишком остро, вызывая сильное раздражение и т.д.

У человека могут появиться даже видения, то есть он начинает как бы воспринимать снаружи то, чего нет в действительности, у него появляются галлюцинации. Галлюцинации, как исключительный случай могут испытывать и нормальные, здоровые психически люди, оказавшиеся в экстремальных ситуациях, создавших сильный стресс психике или физическому телу. В этом случае галлюцинации проходят быстро и в процессе реабилитации человек к ним больше не возвращается. Если же существует наследственная предрасположенность или какие-либо внутренние факторы, развившиеся уже при жизни человека, способствующие закреплению и длительному переживанию галлюцинаций, то вероятность рецидивов – то есть возврата к галлюцинациям даже при незначительных стрессах повышается.

8 стр., 3662 слов

Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения и восприятие

Контрольные работы по учебной дисциплине «Психология» специальность 44.02.01. «Дошкольное образование» Курс заочного отделения. 34(1,2,3)гр. Преподаватель Матвеева Н.Я. Вариант 1 Тема: Понятие личности в психологии Вариант 2 Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения и восприятие Вариант 3 Тема: Понятие внимание и память, их характеристика Вариант 4 Тема: Особенности ...

Галлюцинации могут быть неподвижными (стабильные галлюцинации), когда человек «видит» неподвижные объекты, или один и тот же сюжет повторяется многократно. Другая разновидность галлюцинаций – подвижные галлюцинации, когда человек «наблюдает» разнообразные события, разыгрывающиеся как на сцене театра или как в кино (сценоподобные галлюцинации).

Могут возникать одиночные образы (одиночные галлюцинации), например, части предметов, части тела, один предмет (один глаз, половина лица, машина и т.п.), а могут – множественные галлюцинации (толпа людей, стая волков, насекомые и т.п.).

Содержание зрительных галлюцинаций, как правило, вызывает очень сильное эмоциональное отношение к ним – может пугать, вызывать восторг, интерес и т.д. Галлюцинирующего человека невозможно убедить, что галлюцинаторного образа не существует, поскольку галлюцинация становится частью его личного непосредственного опыта – он «видит всё своими глазами».

Галлюцинации не обязательно связаны со зрительными образами. Они могут быть слуховыми (человек слышит снаружи голоса людей, которых в действительности нет), обонятельными (чувствует запах, который не присутствует в воздухе), осязательными (чувствует прикосновение чего-либо, давление извне на часть тела, хотя в реальности ничто не прикасается и не давит) и т.п.

Ученые считают, что в процессе нормального восприятия отражение предметов и явлений внешнего мира строится в психике по принципу встречного уподобления с постоянным сравнением ожидаемого и реально имеющего место. То есть образ, который видит человек – это созданная им гипотеза (предположение), которая подтверждается сенсорными данными. Пока гипотезы (пусть даже ошибочной) нет, процесс построения образа даже не может начаться. Именно познавательное движение субъекта навстречу миру в форме выдвижения и проверки гипотез, сформулированных на языке чувственных впечатлений, является начальным звеном процесса построения любого образа.

4 стр., 1823 слов

1.Человек коммуникативный

homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев остроумно отметил: “Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе”. И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении. Следует отличать коммуникацию от общения. Коммуникация - ...

Откуда берутся внутрипсихические гипотезы, на основе чего они строятся, как корректируются или перестраиваются и чем обеспечивается в целом высокое соответствие того, что прогнозируется, и того, что реально имеет место? Ответить на эти вопросы можно получить с помощью понятия «образ мира».

В качестве объединяющего всё в единое целое в познавательной сфере человека выступает целостный образ мира – «многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности». Любой воспринимаемый образ существует не сам по себе, а является элементом образа мира. Если образ окружающего мира представляет собой, по сути, совокупность наших гипотез, то из этого можно сделать вывод, что по самой своей природе он носит прогностический характер, то есть отражает не столько состояние дел в данный момент, сколько прогноз на близкое или более далекое будущее.

Таким образом, познавательное действие со стороны человека по отношению к окружающей среде возникает в ответ на рассогласование прогнозируемых событий на «сенсорном входе» (уровне чувственного познания – уровне рецепторов) с тем, что реально имеет место или в ответ на совершение самим человеком действия, которое должно привести к предсказуемому изменению чувственных впечатлений. Человек стремиться познать что-либо, чтобы уточнить, сделать более сопоставимым и подобным внутренний образ-гипотезу и внешний реальный образ объекта или явления.

Если механизм проверки построенной гипотезы по каким-либо причинам нарушается, то человек может «увидеть» собственную гипотезу (внутренний образ), которой ничто не отвечает во внешнем мире. Именно такие образы и называются галлюцинациями. Именно поэтому то, что «видит» галлюцинирующий, не видят другие люди, более адекватно себя чувствующие.

Другой класс неадекватных образов составляют иллюзии. Они возможны, потому что тщательность проверки внутренней гипотезы зависит от степени её правдоподобия Если какое-то событие имеет очень высокую вероятность, то мы проверяем соответствующую ему нашу внутреннюю гипотезу очень бегло, по небольшому числу признаков. В этом случае мы можем принять ожидаемое за реально существующее, особенно если у нас мало времени для проверки.

3 стр., 1332 слов

1.человек как личность

Вопросы по § 1. Человек как личность Главное качество человека, состоящее в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом – это: биологическое; социальное (общественное); духовное; культурное. К характеристикам человека как биологического существа относится наличие: мышления; членораздельной речи; психики; высокоорганизованного мозга. Не ...

Если человека ограничить в возможности чувственно познавать окружающий мир (произвести сенсорную депривацию), например, поместить его в специальную звуко- и светонепроницаемую камеру, и при этом он ещё должен находиться неподвижно в ванне или бассейне с теплой, соответствующей температуре тела водой, чтобы снизить кожную чувствительность, то физически здоровый, нормальный человек довольно быстро начинает испытывать трудности в управлении своими мыслями, он теряет способность ориентироваться в пространстве, в строении собственного тела, у него начинаются галлюцинации. Когда период изоляции заканчивается, обычно обнаруживается временная потеря способности ориентироваться в окружающем мире, невозможность четко различать формы объектов.

Предполагают, что галлюцинации чаще всего возникают при наличии гипнотической парадоксальной фазы работы мозга, при наличии тормозного состояния в коре мозга.

Выделяют так же псевдогаллюцинации – когда образы проецируются не во внешнее пространство, а во внутреннее: «голоса звучат внутри головы», видения воспринимаются «умственным взором». Псевдогаллюцинации также могут быть в любой чувственной сфере: тактильные, вкусовые, зрительные, звуковые и т.д., но в любом случае они не сопоставляются с реальными предметами, то есть человек понимает, что всё происходит «внутри него самого».

Псевдогаллюцинации возникают спонтанно, независимо от воли человека и он не может их по своему желанию изменить и изгнать из сознания. Они носят навязчивый характер. Сочетание псевдогаллюцинаций с ощущением навязывания их кем-то отдельным от личности самого человека, называется синдромом Кандинского: 1) у человека появляется чувство воздействия на него со стороны какой-то непонятной силы, чужеродной личности, возникает чувство «внутренней раскрытости» — невозможности скрыть свои мысли и чувства от того, кто «воздействует» со стороны; 2) ощущение насильственности происходящего – «насильно показывают картины», «заставляют думать о чем-то», «заставляют слушать голос» и т.п.; 3) появляется чувство отдельности от своего физического тела – «кто-то управляет руками, ногами».

От любых видов галлюцинаций следует отличать иллюзии, то есть ошибочное восприятие реально существующих вещей и явлений. Иллюзия возникает не на пустом месте. В этом случае необходимо всё же присутствие реального объекта.

Иллюзии подразделяют на:

  • Аффективные (аффект – кратковременное сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии, которые чаще всего обусловлены страхом или тревожным, подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться затаившимся грабителем, а случайный прохожий – бандитом, желающим вас убить.
  • Вербальные иллюзии связаны с ситуацией, когда ложно воспринимаются реально происходящие рядом разговоры. Человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы в его адрес.
  • Парейдолитические иллюзии – вид иллюзий, обычно проявляющихся на фоне снижения тонуса, сильной физической слабости, психической пассивности. Обычные узоры на обоях или трещины на потолке и т.п. воспринимаются как яркие картины, фантастические существа, необычные растения и т.п.

Существует группа типичных зрительных иллюзий, возникающих практически у всех людей в случае определенной структуры расположения зрительных стимулов (например, вертикальные отрезки кажутся длиннее горизонтально расположенных, хотя они одной и той же длины).

Возможны нарушения мотивационных компонентов восприятия: когда внутренние конфликты между потребностями человека, психологические защитные механизмы могут искажать восприятие человека.