51. Воспитательный, фасилитативный и адвокативный подходы в практике соцработника

Социальные работники заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

— воспитательный подход — выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;

— фасилитативный подход — осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;

— адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.

52. Четыре группы умений для специалиста по социальной работе.

Для специалиста по социальной работе выделяется несколько групп умений:

1. Когнитивные. Квалифицированный социальный работник должен уметь:

  • анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;
  • анализировать и выявить проблемы и концепции;
  • применять на практике свои знания и понимание проблем;
  • применять на практике исследовательские находки.

2. Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

  • создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
  • выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
  • выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;
  • распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;
  • содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
  • наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
  • общаться вербально, невербально и письменно;
  • организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;
  • вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;
  • ставить себя в роль адвоката своего клиента.

3. Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

22 стр., 10867 слов

Профессионально-прикладная двигательная подготовка работников социальной сферы

... избранная и целенаправленно… Психофизиологические функции к которым профессия социального работника предъявляет повышенные требования.   ППФП работников социальной сферы в настоящее время еще не получила в теории ... о тем, проведенные исследования по проблеме подго­товки специалистов по социальной и психосоциальной работе, поз­волили ученым (В.Д.Чепик, 1994) экспериментально доказать, что в ...

  • вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;
  • выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;
  • действовать в алгоритме выработки решения;
  • вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.

4. Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

  • нести четкие и лаконичные записи;
  • проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;
  • готовить доклады и докладывать;
  • организовывать, планировать и контролировать работу;
  • добывать информацию с помощью доступной технологии;
  • исследовать и распознавать потребности в услугах;
  • расширять сферы своих услуг;
  • использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;
  • оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.

53. Профессиональные риски в работе специалиста по социальной работе

Проблема профессиональных рисков в социальной работе по-прежнему актуальна и мало изучена. Неоспоримо лишь, что постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным донором. Признаками этого негативного воздействия являются:

• ощущение эмоционального истощения;

• наличие враждебности по отношению к клиентам;

• наличие психосоматического заболевания;

• нарушение аппетита;

• негативная самооценка;

• возрастание агрессивности и чувства вины и др.

Отсюда очевидна необходимость привлечения внимания общественности, органов власти и самих социальных работников к проблеме предупреждения профессиональных заболеваний и реабилитации социальных работников. Социальные работники должны хорошо представлять профессиональные риски, их социально-психологическую и биологическую природу, иметь информацию о способах предупреждения такого рода заболеваний, правильно реагировать на их наличие. Социальный работник должен иметь представление о различных формах проявления психологического кризиса на том или ином этапе своей деятельности. Важнейшая задача органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников, — не столько содействие им в профессиональном развитии и продвижении по службе, а сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе. Очень важно повышать психологическую культуру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал.

12 стр., 5968 слов

Проблемы профессионализма в социальном управлении

... самой управленческой деятельности, необходимость обеспечения ее результативности обусловили актуальность темы данной курсовой работы. Объектом исследования является социальное управление в целом. Предметом - проблемы профессионализма в социальном управлении. Цель данной работы заключается в ...

54. Общие и специфические критерии качества социальной работы.

Эффективность социальной работы — многоплановое явление. Содержание и технология ее определения во многом зависит от того, с позиции какой науки и с какой конкретной научно-практической целью рассматривается социальная работа. Определение критериев ее эффективности имеет важное значение как для научной, так и для практической деятельности социальных служб. В первом случае они служат важным инструментом для исследования результативности предоставления социальных услуг населению, во втором — являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных и действенных результатов в социальном обслуживании, адекватных реальным потребностям и нуждам различных категорий населения, а потому могут выступать в качестве стандартов социального обслуживания, системы нормативов.

Эти критерии могут содержать количественные и качественные показатели, т.е. индикаторы эффективности социальной работы должны носить комплексный характер. С одной стороны, они представляют собой систему нормативных критериев, отражающих эффективность этого процесса, с другой — систему показателей, отражающих состояние клиентов социальных служб (отдельных личностей, семьи, социальной группы).

Поэтому эффективность социальной работы может определяться на основе как общих, так и специфических критериев, причем общие служат для оценки ее эффективности в целом, а специфические — для оценки конкретных социальных услуг, отдельных видов и методов социальной работы, деятельности отдельных специалистов и учреждений.

55. Задачи социального аудита деятельности социозащитного уч­реждения

Исходя из целей аудита можно сформулировать его основные задачи :

  • оценка текущей политики и стратегии организации, включая положение на рынке труда, целостность и системность поставленных целей, понимание их службой управления персоналом и руководителями;
  • оценка технологии управления персоналом, включая анализ отбора и приема персонала, трудовой адаптации и использования персонала, системы обучения и профессионального продвижения;
  • обеспечение соответствия результатов управления персоналом системе внешних и внутренних ситуационных условий, согласованности действий на стратегическом, линейном и функциональных уровнях управления персоналом друг другу;
  • формирование эффективной системы стратегического и оперативного планирования, контроля реализации планов, учета движения персонала, проведения кадровой политики;
  • оценка показателей эффективности труда, его условий, анализ трудовых ресурсов и затрат труда, численности и состава работников, использования средств на заработную плату;
  • оптимизация кадрового состава и реорганизация структуры управления посредством внедрения более эффективных методов и процедур, создание оптимальной организационной среды восприятия изменений на функциональном и административном уровнях подчинения и функционального взаимодействия, повышение эффективности информационных потоков кадровой системы;
  • оценка работы кадровой службы, включая уточнение обязанностей и ответственности работников, их вклада в эффективность деятельности организации;
  • разработка рекомендаций относительно изменений в политике и стратегии управления персоналом, улучшения формирования и использования кадров.

56. Основные этапы деятельности аудитора.

Основные этапы аудита обозначены в стандарте аудиторской деятельности «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Согласно стандарта, аудиторская проверка годовой бухгалтерской отчетности состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

3 стр., 1285 слов

Методика оценки работы учителя (МОРУ)

... надежность не вызывает сомнений. Формула расчета процентного выражения педагогических компетентностей и процедура оценки работы учителя с помощью данной методики: а) количество индикаторов в каждой компетентности ...

ЭТАП 1. Предплановая (преддоговорная) деятельность

Этот этап представляет собой деятельность до момента получения заказа на проведение аудита. Аудит как вид предпринимательской деятельности связан с необходимостью формирования определенного портфеля заказов, то есть с поиском и выбором клиентов. При формировании портфеля заказов следует учитывать условия, обеспечивающие доходность аудиторской фирмы, и соблюдать такие основные принципы аудита, как независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, добросовестность, конфиденциальность и профессиональное поведение.

Если незнакомый аудитору заказчик предлагает провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности и при этом сам определяет сроки проведения проверки и дату представления аудиторского отчета и заключения, то аудитор, прежде чем принять заказ, обязан тщательно проанализировать, может ли он в установленные сроки предоставить данную аудиторскую услугу. Только в этом случае гарантируется соблюдение принципа добросовестности при проведении проверки.

Главное содержание деятельности аудитора на первом этапе заключается в сборе и документировании информации, касающейся новых клиентов, и ее обновлении по прежним клиентам. При этом следует руководствоваться такими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, как «Аудиторские доказательства», «Документирование аудита», «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», «Понимание деятельности аудируемого лица», «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица».

ЭТАП 2. Планирование аудита

Планирование — один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит.

Планирование проверки годовой бухгалтерской отчетности включает:

а) планирование проверки по существу — составление комплекса вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка;

15 стр., 7139 слов

11 – 19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности

... дифференцированного внимания и негибкого реагирования. 11 – 19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые ... и слабых сторон 13 Задание Подсчитываем усредненную оценку: 45 – 49 баллов – очень высокая оценка. Коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного ...

б) планирование персонального состава, то есть, кто именно проверяет отдельные участки;

в) составление календарного графика проверки, то есть когда и с какими затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.

Планирование аудита подразделяется на предварительное планирование, подготовку и составление общего плана и программы аудита.

Основные работы по планированию аудита проводятся после согласия аудитора на проведение аудиторской проверки и заключения договора. Планирование проверки годовой бухгалтерской отчетности является непрерывным процессом.

По итогам предварительного планирования аудиторская фирма окончательно решает вопрос о возможностях проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг.

ЭТАП 3. Проверка годовой бухгалтерской отчетности

Во время проверки годовой бухгалтерской отчетности члены аудиторской группы проводят указанные в плане и программе аудита проверочные процедуры. Эти процедуры выполняются в соответствии с требованиями стандартов аудиторской деятельности по следующим направлениям:

• сбор и оценка аудиторских доказательств («Аудиторские доказательства»);

• оценка результатов выборки и распространение ее результатов на проверяемую совокупность («Аудиторская выборка»);

• исследование необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности («Аналитические процедуры»);

• проверка достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности («Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности»);

• получение и рассмотрение заключения эксперта («Использование работы эксперта»);

• отражение выполнения аудиторских процедур и их результатов («Документирование аудита»);

• оценка уровня существенности и аудиторского риска в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур («Существенность в аудите» и «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль осуществляемый аудируемым лицом»);

• установление соответствия финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству («Учет требований нормативных актов Российской Федерации в ходе аудита»);

• получение доказательств («Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица»);

• проверка существования какого-либо серьезного сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности для подготовки бухгалтерской отчетности клиента («Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»);

• проверка и оценка полноты и правильности раскрытия в отчетности операций со связанными сторонами («Аффилированные лица»);

• проведение аудита в среде компьютерной обработки данных («Аудит в условиях компьютерной обработки данных»);

• оценка риска искажения бухгалтерской отчетности и корректировка проводимых процедур («Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»);

15 стр., 7351 слов

Курсовая работа — Социально-психологические проблемы молодой семьи

... Одновременно в этот период обостряются почти все проблемы супружеской жизни. Цель данной работы: дать теоретический анализ проблем молодой семьи. Объект исследования: молодая семья. Предмет ... исследования: особенности работы с молодой семьей. Задачи исследования: изучить и проанализировать состояние проблемы в ...

• контроль качества работы в ходе проведения аудита («Внутренний контроль качества аудита»).

К концу проверки руководитель аудиторской группы обобщает результаты проверки годовой бухгалтерской отчетности клиента на основе рабочих документов всех членов аудиторской группы.

ЭТАП 4. Завершение и оформление результатов аудита

На последнем этапе аудиторской проверки происходит обобщение результатов аудита и формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. То есть составляется и представляется клиенту аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности.

Аудитор должен окончательно оценить и взвесить влияние ошибок на годовую бухгалтерскую отчетность, то есть, в какой степени отдельные ошибки или их совокупность искажают оценку показателей отчетности и фактического финансового положения организации или же нарушают действующее законодательство.

Обобщив всю полученную информацию, аудитор формирует свое мнение о достоверности отчетности и выражает его в форме аудиторского заключения — безоговорочно положительного или модифицированного, разновидностями которого являются: модифицированное с оговоркой, отрицательное или отказ от выражения мнения.

Также по итогам проверки аудиторская фирма представляет письменный отчет руководству проверяемого предприятия. В отличие от аудиторского заключения он имеет более ограниченный круг пользователей, а именно только руководство (собственников) предприятия.

59. Понятие «социальный аудит» и его основные задачи. Аудиторское заключение

Социальный аудит понимается как процедура диагностирования социоэкономических отношений, мониторинга состояния и хода реализации коллективных договоров и соглашений, планов и программ социального развития на предприятии. Как правило, социальное обследование становится желаемым или необходимым, если на предприятии ухудшается социальный климат. Чаще всего социальный аудит используется в оперативном или тактическом менеджменте, то есть к нему прибегают тогда, когда произошел острый социальный конфликт на предприятии или когда становится очевидным, что создаются условия для обострения социальных отношений и возникает необходимость выяснить причины ухудшения социального климата и наметить пути решения социальной напряженности.

Социальный аудит есть один из механизмов системы руководства и управления социальным развитием, а также способ мониторинга, предназначенный для наблюдения сферы социоэкономических отношений.

Цель социального аудита – получение объективной информации о характере социоэкономических отношений в выбранной области исследований (т.е. оценка способности организации разрешать социальные проблемы, которые возникают внутри и за ее пределами, и управлять теми из них, которые оказывают непосредственное влияние на трудовую деятельность человека).

Объектом социального аудита являются социоэкономические отношения в контексте разработки, принятия и реализации трех- и двусторонних соглашений и коллективных договоров, планов и программ социального развития, действующих на всех уровнях системы социального партнерства и управления социально-экономической сферой.

10 стр., 4819 слов

Социально-психологический портрет несовершеннолетних находящихся ...

... социально - психологический портрет. 1. Теоретические аспекты социально-психологического портрета несовершеннолетнего, находящегося в СОП 1.1Понятие, причины и признаки социально опасного положения несовершеннолетнего социальный несовершеннолетний опасный тревожность Социально опасное положение несовершеннолетнего ... и подростков. В основу всей системы профилактической и реабилитационной работы в ...

Предметом социального аудита является достоверная и объективная социоэкономическая информация, поступающая со всех уровней обследования социоэкономических отношений через анализ существующей нормативно-правовой документации (законы, указы, соглашения, договоры, приказы, положения, инструкции), а также через полевые исследования, опросы, интервью, мониторинг, статистические данные.

Становление социального аудита в России в значительной степени является результатом процесса глобализации социоэкономических отношений в контексте современного мирового рыночного хозяйства. Естественно, что и в формировании российской системы социального аудита, находит свое отражение и многие универсальные черты, характеризующие историческую эволюцию социально-трудовых отношений мирового сообщества.

Исходя из целей аудита можно сформулировать его основные задачи :

  • оценка текущей политики и стратегии организации, включая положение на рынке труда, целостность и системность поставленных целей, понимание их службой управления персоналом и руководителями;
  • оценка технологии управления персоналом, включая анализ отбора и приема персонала, трудовой адаптации и использования персонала, системы обучения и профессионального продвижения;
  • обеспечение соответствия результатов управления персоналом системе внешних и внутренних ситуационных условий, согласованности действий на стратегическом, линейном и функциональных уровнях управления персоналом друг другу;
  • формирование эффективной системы стратегического и оперативного планирования, контроля реализации планов, учета движения персонала, проведения кадровой политики;
  • оценка показателей эффективности труда, его условий, анализ трудовых ресурсов и затрат труда, численности и состава работников, использования средств на заработную плату;
  • оптимизация кадрового состава и реорганизация структуры управления посредством внедрения более эффективных методов и процедур, создание оптимальной организационной среды восприятия изменений на функциональном и административном уровнях подчинения и функционального взаимодействия, повышение эффективности информационных потоков кадровой системы;
  • оценка работы кадровой службы, включая уточнение обязанностей и ответственности работников, их вклада в эффективность деятельности организации;
  • разработка рекомендаций относительно изменений в политике и стратегии управления персоналом, улучшения формирования и использования кадров.

Аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Аудитор несет ответственность за формулировку и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом необходимо учесть, что за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Таким образом, аудит не освобождает руководство организации от ответственности в вопросе финансовой (бухгалтерской) отчетности.

23 стр., 11154 слов

Психология несовершеннолетнего преступника

... Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. -- М.: Академия, 2011. -- С. 119.. Г.А. Аванесов определяет личность преступника как человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом ...

Выделят несколько видов аудита:

  • обязательный;
  • инициативный;
  • по специальным аудиторским заданиям.

Опыт показывает, что для всех видов аудита целесообразно использовать единую форму аудиторского заключения. Заключение должно составляться на русском языке, а стоимостные показатели выражаются в валюте Российской Федерации, то есть в рублях.

Аудиторское заключение передается руководству аудируемого лица в том количестве экземпляров, которое предусмотрено договором между ними

60. Социальный (медико-психолого-педагогический) консилиум

Межведомственный социальный консилиум (далее Консилиум) – совет органов и учреждений системы профилактики при территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории городского округа город Мегион.

Целью Консилиума является всесторонний анализ причин и условий проблемной ситуации в семье, разработка комплексной реабилитации несовершеннолетнего и его семьи, повышение эффективности профилактической работы и обеспечение выполнения межведомственного индивидуального плана (программы) профилактической работы (реабилитации) с несовершеннолетним и его семьей (далее – межведомственный план).

Главными задачами консилиума являются:

  • реализация межведомственного подхода к реабилитационному процессу;
  • координация усилий органов и учреждений системы профилактики по решению проблем семьи, находящейся в социально опасном положении и обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • распределение ответственности между участниками реализации индивидуальной программы комплексной реабилитации семьи;
  • оценка эффективности реализации индивидуальной программы, комплексной реабилитации семьи.

Принципы деятельности консилиума:

  • принцип взаимодействия субъектов системы профилактики определяет порядок формирования отношения между ними, который не позволяет отклоняться от заданных целей, формирует заинтересованность в конечных результатах работы.
  • принцип адресности предполагает конкретных исполнителей и закрепление за ними определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей
  • принцип гласности предполагает своевременное широкое и регулярное информирование о деятельности органов и учреждений по работе с семьей с целью формирования общественного мнения, профилактики роста числа семей, находящихся в социально опасном положении
  • принцип законности предусматривает исполнение законов и соответствующих им правовых актов в работе с семьями, находящихся в социально опасном положении.
  • принцип комплексности предполагает реализацию системного подходав работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, и воздействие на них с учетом всех аспектов: экономических, социальных, медицинских, педагогических и психологических.
  • принцип конфиденциальности предполагает недопустимость огласки информации о семьях, находящихся в социально опасном положении, без их согласия.

Учитывая, что работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних строится на межведомственной основе, существует реальная необходимость осуществления дифференциации, координации и четкого разделения функций и сфер влияния различных ведомств и учреждений.

7 стр., 3497 слов

Совместная работа семьи и школы по формированию познавательной ...

... младших школьников лишь в стенах школы, без участия семьи. Именно поэтому наша курсовая работа посвящена совместной работе семьи и школы по формированию познавательной самостоятельности у младших ... исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной школе. Объект исследования - совместная работа семьи и школы по формированию познавательной самостоятельности у младших школьников. Общая цель ...

Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:

— анализ, прогноз, планирование и организация реализации мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— организация индивидуально — профилактической работы с семьями;

— координация работы по формированию базы данных различных категорий семей;

— организация информационного обмена с муниципалитетами, комиссией областного центра.

Службы системы социальной защиты населения:

— анализ, прогноз, выявление.

— формирование базы данных;

— реализация мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реабилитация семей в соответствии с компетенцией, определенной действующим законодательством и ведомственными нормативными актами;

— составление отчетов о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении

Органы опеки и попечительства несовершеннолетних:

— участие в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении, если они являются сиротами, либо остались без попечения родителей;

— осуществление мер по защите личных имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства

Органы образования, здравоохранения, правоохранительные органы

— выявление несовершеннолетних и семей указанной категории, формирование банка данных;

— информирование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— реализация мероприятий по реабилитации в соответствии с компетенцией, определенной действующим законодательством и ведомственными нормативными актами;

— информирование специалистов социальной защиты населения о выполнении мероприятий межведомственных индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении.