51. Воспитательный, фасилитативный и адвокативный подходы в практике соцработника

Социальные работники заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

— воспитательный подход — выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;

— фасилитативный подход — осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;

— адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.

52. Четыре группы умений для специалиста по социальной работе.

Для специалиста по социальной работе выделяется несколько групп умений:

1. Когнитивные. Квалифицированный социальный работник должен уметь:

  • анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;
  • анализировать и выявить проблемы и концепции;
  • применять на практике свои знания и понимание проблем;
  • применять на практике исследовательские находки.

2. Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

  • создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
  • выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
  • выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;
  • распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;
  • содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
  • наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
  • общаться вербально, невербально и письменно;
  • организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;
  • вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;
  • ставить себя в роль адвоката своего клиента.

3. Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

22 стр., 10867 слов

Профессионально-прикладная двигательная подготовка работников социальной сферы

  Министерство труда и социального развития РФ Московский государственный социальный университет Кафедра физического воспитания и валеологии   Профессионально-прикладная двигательная подготовка Работников социальной сферы     Москва Год     Печатается в соответствии с решением кафедры физического воспитания и валеологии от 23 февраля 1998 года. Протокол №2. ...

  • вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;
  • выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;
  • действовать в алгоритме выработки решения;
  • вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.

4. Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

  • нести четкие и лаконичные записи;
  • проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;
  • готовить доклады и докладывать;
  • организовывать, планировать и контролировать работу;
  • добывать информацию с помощью доступной технологии;
  • исследовать и распознавать потребности в услугах;
  • расширять сферы своих услуг;
  • использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;
  • оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.

53. Профессиональные риски в работе специалиста по социальной работе

Проблема профессиональных рисков в социальной работе по-прежнему актуальна и мало изучена. Неоспоримо лишь, что постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным донором. Признаками этого негативного воздействия являются:

5 стр., 2134 слов

Контрольная работа — Рекомендации по профессиональному консультированию

... круга обязанностей.  Коррекционная работа профконсультанта проводиться на уровне профессиональных предпочтений, ожиданий, представлений о профессиональных перспективах консультируемого, некоторых социальных установок. Она включается ... сравнить с психограммой — это список психологических профессионально-важных качеств работника, влияющих на его эффективность в процессе достижения профессионально ...

• ощущение эмоционального истощения;

• наличие враждебности по отношению к клиентам;

• наличие психосоматического заболевания;

• нарушение аппетита;

• негативная самооценка;

• возрастание агрессивности и чувства вины и др.

Отсюда очевидна необходимость привлечения внимания общественности, органов власти и самих социальных работников к проблеме предупреждения профессиональных заболеваний и реабилитации социальных работников. Социальные работники должны хорошо представлять профессиональные риски, их социально-психологическую и биологическую природу, иметь информацию о способах предупреждения такого рода заболеваний, правильно реагировать на их наличие. Социальный работник должен иметь представление о различных формах проявления психологического кризиса на том или ином этапе своей деятельности. Важнейшая задача органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников, — не столько содействие им в профессиональном развитии и продвижении по службе, а сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе. Очень важно повышать психологическую культуру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал.

54. Общие и специфические критерии качества социальной работы.

Эффективность социальной работы — многоплановое явление. Содержание и технология ее определения во многом зависит от того, с позиции какой науки и с какой конкретной научно-практической целью рассматривается социальная работа. Определение критериев ее эффективности имеет важное значение как для научной, так и для практической деятельности социальных служб. В первом случае они служат важным инструментом для исследования результативности предоставления социальных услуг населению, во втором — являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных и действенных результатов в социальном обслуживании, адекватных реальным потребностям и нуждам различных категорий населения, а потому могут выступать в качестве стандартов социального обслуживания, системы нормативов.

9 стр., 4125 слов

Организация деятельности социального работника в психиатрической больнице

Российский государственный университет им. И. Канта Факультет психологии и социальной работы Кафедра специальных психолого – педагогических дисциплин Дневник практики Практика проводилась в ОГУ «Психиатрическая больница №2» Адрес: г. Калининград, пгт Прибрежный, ул. Заводская, д. 13. Тел./факс 8 (4012) 73-94-48 Студентки 3 курса д/о специальности социальная работа Шавченко Лидии Юрьевны Научный ...

Эти критерии могут содержать количественные и качественные показатели, т.е. индикаторы эффективности социальной работы должны носить комплексный характер. С одной стороны, они представляют собой систему нормативных критериев, отражающих эффективность этого процесса, с другой — систему показателей, отражающих состояние клиентов социальных служб (отдельных личностей, семьи, социальной группы).

Поэтому эффективность социальной работы может определяться на основе как общих, так и специфических критериев, причем общие служат для оценки ее эффективности в целом, а специфические — для оценки конкретных социальных услуг, отдельных видов и методов социальной работы, деятельности отдельных специалистов и учреждений.

55. Задачи социального аудита деятельности социозащитного уч­реждения

Исходя из целей аудита можно сформулировать его основные задачи :

  • оценка текущей политики и стратегии организации, включая положение на рынке труда, целостность и системность поставленных целей, понимание их службой управления персоналом и руководителями;
  • оценка технологии управления персоналом, включая анализ отбора и приема персонала, трудовой адаптации и использования персонала, системы обучения и профессионального продвижения;
  • обеспечение соответствия результатов управления персоналом системе внешних и внутренних ситуационных условий, согласованности действий на стратегическом, линейном и функциональных уровнях управления персоналом друг другу;
  • формирование эффективной системы стратегического и оперативного планирования, контроля реализации планов, учета движения персонала, проведения кадровой политики;
  • оценка показателей эффективности труда, его условий, анализ трудовых ресурсов и затрат труда, численности и состава работников, использования средств на заработную плату;
  • оптимизация кадрового состава и реорганизация структуры управления посредством внедрения более эффективных методов и процедур, создание оптимальной организационной среды восприятия изменений на функциональном и административном уровнях подчинения и функционального взаимодействия, повышение эффективности информационных потоков кадровой системы;
  • оценка работы кадровой службы, включая уточнение обязанностей и ответственности работников, их вклада в эффективность деятельности организации;
  • разработка рекомендаций относительно изменений в политике и стратегии управления персоналом, улучшения формирования и использования кадров.

56. Основные этапы деятельности аудитора.

Основные этапы аудита обозначены в стандарте аудиторской деятельности «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Согласно стандарта, аудиторская проверка годовой бухгалтерской отчетности состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

3 стр., 1285 слов

Методика оценки работы учителя (МОРУ)

См.: Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Учеб пособие для практических психологов. Кемерово. 1996. С. 25-34. Методика направлена на выявление индивидуального уровня проявления учителем на уроке педагогических способностей (компетентностей). Она может применяться как для оценки уровня владения учителем педагогическими компетентностями на момент ...

ЭТАП 1. Предплановая (преддоговорная) деятельность

Этот этап представляет собой деятельность до момента получения заказа на проведение аудита. Аудит как вид предпринимательской деятельности связан с необходимостью формирования определенного портфеля заказов, то есть с поиском и выбором клиентов. При формировании портфеля заказов следует учитывать условия, обеспечивающие доходность аудиторской фирмы, и соблюдать такие основные принципы аудита, как независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, добросовестность, конфиденциальность и профессиональное поведение.

Если незнакомый аудитору заказчик предлагает провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности и при этом сам определяет сроки проведения проверки и дату представления аудиторского отчета и заключения, то аудитор, прежде чем принять заказ, обязан тщательно проанализировать, может ли он в установленные сроки предоставить данную аудиторскую услугу. Только в этом случае гарантируется соблюдение принципа добросовестности при проведении проверки.

15 стр., 7139 слов

11 – 19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности

Введение ………………………………………………………….. Методы экспресс-диагностики личностных особенностей …………………………………………………. Психологическая характеристика личности………………… Психологический анализ урока……………………………… Определение способа личностного и профессионального развития ……………………………… Приложение …………………………………………………… Литература…………………………………………………….. ОТЧЕТ по педагогической практике Самоанализ педагогической ...

Главное содержание деятельности аудитора на первом этапе заключается в сборе и документировании информации, касающейся новых клиентов, и ее обновлении по прежним клиентам. При этом следует руководствоваться такими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, как «Аудиторские доказательства», «Документирование аудита», «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», «Понимание деятельности аудируемого лица», «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица».

ЭТАП 2. Планирование аудита

Планирование — один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит.

Планирование проверки годовой бухгалтерской отчетности включает:

а) планирование проверки по существу — составление комплекса вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка;

б) планирование персонального состава, то есть, кто именно проверяет отдельные участки;

в) составление календарного графика проверки, то есть когда и с какими затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.

Планирование аудита подразделяется на предварительное планирование, подготовку и составление общего плана и программы аудита.

Основные работы по планированию аудита проводятся после согласия аудитора на проведение аудиторской проверки и заключения договора. Планирование проверки годовой бухгалтерской отчетности является непрерывным процессом.

По итогам предварительного планирования аудиторская фирма окончательно решает вопрос о возможностях проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг.

ЭТАП 3. Проверка годовой бухгалтерской отчетности

Во время проверки годовой бухгалтерской отчетности члены аудиторской группы проводят указанные в плане и программе аудита проверочные процедуры. Эти процедуры выполняются в соответствии с требованиями стандартов аудиторской деятельности по следующим направлениям:

10 стр., 4566 слов

Психология допроса несовершеннолетнего

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) целесообразно проводить в кабинете следователя. Соответствующей строгостью и официальностью подчеркивается важность и значимость расследования для несовершеннолетнего. При этом детализирующие, уточняющие и контрольные вопросы должны отличаться краткостью, предельной доступностью. Допрос несовершеннолетнего должен продолжаться не более одного ...

• сбор и оценка аудиторских доказательств («Аудиторские доказательства»);

• оценка результатов выборки и распространение ее результатов на проверяемую совокупность («Аудиторская выборка»);

• исследование необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности («Аналитические процедуры»);

• проверка достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности («Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности»);

• получение и рассмотрение заключения эксперта («Использование работы эксперта»);

• отражение выполнения аудиторских процедур и их результатов («Документирование аудита»);

• оценка уровня существенности и аудиторского риска в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур («Существенность в аудите» и «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль осуществляемый аудируемым лицом»);

• установление соответствия финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству («Учет требований нормативных актов Российской Федерации в ходе аудита»);

• получение доказательств («Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица»);

• проверка существования какого-либо серьезного сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности для подготовки бухгалтерской отчетности клиента («Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»);

• проверка и оценка полноты и правильности раскрытия в отчетности операций со связанными сторонами («Аффилированные лица»);

• проведение аудита в среде компьютерной обработки данных («Аудит в условиях компьютерной обработки данных»);

• оценка риска искажения бухгалтерской отчетности и корректировка проводимых процедур («Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»);

• контроль качества работы в ходе проведения аудита («Внутренний контроль качества аудита»).

К концу проверки руководитель аудиторской группы обобщает результаты проверки годовой бухгалтерской отчетности клиента на основе рабочих документов всех членов аудиторской группы.

ЭТАП 4. Завершение и оформление результатов аудита

На последнем этапе аудиторской проверки происходит обобщение результатов аудита и формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. То есть составляется и представляется клиенту аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности.

Аудитор должен окончательно оценить и взвесить влияние ошибок на годовую бухгалтерскую отчетность, то есть, в какой степени отдельные ошибки или их совокупность искажают оценку показателей отчетности и фактического финансового положения организации или же нарушают действующее законодательство.

Обобщив всю полученную информацию, аудитор формирует свое мнение о достоверности отчетности и выражает его в форме аудиторского заключения — безоговорочно положительного или модифицированного, разновидностями которого являются: модифицированное с оговоркой, отрицательное или отказ от выражения мнения.

Также по итогам проверки аудиторская фирма представляет письменный отчет руководству проверяемого предприятия. В отличие от аудиторского заключения он имеет более ограниченный круг пользователей, а именно только руководство (собственников) предприятия.

59. Понятие «социальный аудит» и его основные задачи. Аудиторское заключение

Социальный аудит понимается как процедура диагностирования социоэкономических отношений, мониторинга состояния и хода реализации коллективных договоров и соглашений, планов и программ социального развития на предприятии. Как правило, социальное обследование становится желаемым или необходимым, если на предприятии ухудшается социальный климат. Чаще всего социальный аудит используется в оперативном или тактическом менеджменте, то есть к нему прибегают тогда, когда произошел острый социальный конфликт на предприятии или когда становится очевидным, что создаются условия для обострения социальных отношений и возникает необходимость выяснить причины ухудшения социального климата и наметить пути решения социальной напряженности.

Социальный аудит есть один из механизмов системы руководства и управления социальным развитием, а также способ мониторинга, предназначенный для наблюдения сферы социоэкономических отношений.

Цель социального аудита – получение объективной информации о характере социоэкономических отношений в выбранной области исследований (т.е. оценка способности организации разрешать социальные проблемы, которые возникают внутри и за ее пределами, и управлять теми из них, которые оказывают непосредственное влияние на трудовую деятельность человека).

Объектом социального аудита являются социоэкономические отношения в контексте разработки, принятия и реализации трех- и двусторонних соглашений и коллективных договоров, планов и программ социального развития, действующих на всех уровнях системы социального партнерства и управления социально-экономической сферой.

Предметом социального аудита является достоверная и объективная социоэкономическая информация, поступающая со всех уровней обследования социоэкономических отношений через анализ существующей нормативно-правовой документации (законы, указы, соглашения, договоры, приказы, положения, инструкции), а также через полевые исследования, опросы, интервью, мониторинг, статистические данные.

Становление социального аудита в России в значительной степени является результатом процесса глобализации социоэкономических отношений в контексте современного мирового рыночного хозяйства. Естественно, что и в формировании российской системы социального аудита, находит свое отражение и многие универсальные черты, характеризующие историческую эволюцию социально-трудовых отношений мирового сообщества.

Исходя из целей аудита можно сформулировать его основные задачи :

  • оценка текущей политики и стратегии организации, включая положение на рынке труда, целостность и системность поставленных целей, понимание их службой управления персоналом и руководителями;
  • оценка технологии управления персоналом, включая анализ отбора и приема персонала, трудовой адаптации и использования персонала, системы обучения и профессионального продвижения;
  • обеспечение соответствия результатов управления персоналом системе внешних и внутренних ситуационных условий, согласованности действий на стратегическом, линейном и функциональных уровнях управления персоналом друг другу;
  • формирование эффективной системы стратегического и оперативного планирования, контроля реализации планов, учета движения персонала, проведения кадровой политики;
  • оценка показателей эффективности труда, его условий, анализ трудовых ресурсов и затрат труда, численности и состава работников, использования средств на заработную плату;
  • оптимизация кадрового состава и реорганизация структуры управления посредством внедрения более эффективных методов и процедур, создание оптимальной организационной среды восприятия изменений на функциональном и административном уровнях подчинения и функционального взаимодействия, повышение эффективности информационных потоков кадровой системы;
  • оценка работы кадровой службы, включая уточнение обязанностей и ответственности работников, их вклада в эффективность деятельности организации;
  • разработка рекомендаций относительно изменений в политике и стратегии управления персоналом, улучшения формирования и использования кадров.

Аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Аудитор несет ответственность за формулировку и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом необходимо учесть, что за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Таким образом, аудит не освобождает руководство организации от ответственности в вопросе финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Выделят несколько видов аудита:

  • обязательный;
  • инициативный;
  • по специальным аудиторским заданиям.

Опыт показывает, что для всех видов аудита целесообразно использовать единую форму аудиторского заключения. Заключение должно составляться на русском языке, а стоимостные показатели выражаются в валюте Российской Федерации, то есть в рублях.

Аудиторское заключение передается руководству аудируемого лица в том количестве экземпляров, которое предусмотрено договором между ними

60. Социальный (медико-психолого-педагогический) консилиум

Межведомственный социальный консилиум (далее Консилиум) – совет органов и учреждений системы профилактики при территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории городского округа город Мегион.

Целью Консилиума является всесторонний анализ причин и условий проблемной ситуации в семье, разработка комплексной реабилитации несовершеннолетнего и его семьи, повышение эффективности профилактической работы и обеспечение выполнения межведомственного индивидуального плана (программы) профилактической работы (реабилитации) с несовершеннолетним и его семьей (далее – межведомственный план).

Главными задачами консилиума являются:

  • реализация межведомственного подхода к реабилитационному процессу;
  • координация усилий органов и учреждений системы профилактики по решению проблем семьи, находящейся в социально опасном положении и обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • распределение ответственности между участниками реализации индивидуальной программы комплексной реабилитации семьи;
  • оценка эффективности реализации индивидуальной программы, комплексной реабилитации семьи.

Принципы деятельности консилиума:

  • принцип взаимодействия субъектов системы профилактики определяет порядок формирования отношения между ними, который не позволяет отклоняться от заданных целей, формирует заинтересованность в конечных результатах работы.
  • принцип адресности предполагает конкретных исполнителей и закрепление за ними определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей
  • принцип гласности предполагает своевременное широкое и регулярное информирование о деятельности органов и учреждений по работе с семьей с целью формирования общественного мнения, профилактики роста числа семей, находящихся в социально опасном положении
  • принцип законности предусматривает исполнение законов и соответствующих им правовых актов в работе с семьями, находящихся в социально опасном положении.
  • принцип комплексности предполагает реализацию системного подходав работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, и воздействие на них с учетом всех аспектов: экономических, социальных, медицинских, педагогических и психологических.
  • принцип конфиденциальности предполагает недопустимость огласки информации о семьях, находящихся в социально опасном положении, без их согласия.

Учитывая, что работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних строится на межведомственной основе, существует реальная необходимость осуществления дифференциации, координации и четкого разделения функций и сфер влияния различных ведомств и учреждений.

Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:

— анализ, прогноз, планирование и организация реализации мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— организация индивидуально — профилактической работы с семьями;

— координация работы по формированию базы данных различных категорий семей;

— организация информационного обмена с муниципалитетами, комиссией областного центра.

Службы системы социальной защиты населения:

— анализ, прогноз, выявление.

— формирование базы данных;

— реализация мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реабилитация семей в соответствии с компетенцией, определенной действующим законодательством и ведомственными нормативными актами;

— составление отчетов о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении

Органы опеки и попечительства несовершеннолетних:

— участие в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении, если они являются сиротами, либо остались без попечения родителей;

— осуществление мер по защите личных имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства

Органы образования, здравоохранения, правоохранительные органы

— выявление несовершеннолетних и семей указанной категории, формирование банка данных;

— информирование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— реализация мероприятий по реабилитации в соответствии с компетенцией, определенной действующим законодательством и ведомственными нормативными актами;

— информирование специалистов социальной защиты населения о выполнении мероприятий межведомственных индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении.