I. Вопросы по дисциплине «Методика работы с семьей»
- Педагогические и социально-психологические функции семьи.
- Методика оказания социально-педагогической и психологической помощи семьям младших школьников.
- Практика работы социального педагога с неблагополучной семьёй.
- Социально-психологическое обеспечение социальной работы с благополучными семьями.
- Формы и методы коррекции отношений детей и родителей.
- Содержание и направления социально-педагогической деятельности в семьях, имеющих детей с физическими и психическими отклонениями.
- Методы и формы психолого-педагогического просвещения родителей.
- Воспитание детей в семьях верующих.
- Содержание, формы и методы работы социального педагога с «семьей риска».
- Технология подготовки и проведения индивидуального консультирования родителей подростков, склонных к суициду.
- Коррекционно-педагогическая помощь родителям подростков с аддиктивным поведением.
- Формы и методы работы с семьей подростка с делинквентным поведением.
- Технология индивидуального консультирования родителей осужденных детей и подростков.
- Функции социального педагога образовательного учреждения в работе с семьями учащихся.
- Методика и технология организации помощи семье, переживающей кризис развода.
- Технология организации социально-педагогической помощи малоимущим семьям.
- Социально-педагогическое и психологическое консультирование в работе социального педагога с семьей.
- Методы работы социального педагога с семьями безработных граждан.
- Профилактика дисфункциональных семейных взаимоотношений: направления, формы и методы профилактической работы с семьей.
- Реабилитация семей беженцев и вынужденных переселенцев.
- Формы и методы работы социального педагога с многодетными семьями.
- Психологическая реабилитация детей – жертв семейного насилия.
- Специфика деятельности социального педагога по профилактике девиантного материнства.
- Формы работы социального педагога с замещающими семьями.
- Формы и способы социально-педагогической поддержки молодых семей.
I. Вопросы по дисциплине «Профилактика семейных конфликтов и их урегулирование»
- Состояние и проблемы семейно-брачных отношений современной семьи. Классификация семейных отношений.
- Добрачные факторы, положительно и негативно влияющие на стабильность брака.
- Внутрисемейные факторы, положительно и негативно влияющие на стабильность брака.
- Факторы (кризисные периоды) влияющие на конфликтность супружеских отношений.
- Типы конфликтных семей. Их характеристика.
- Психотравмирующие последствия семейных конфликтов.
- Предупреждение и разрешение супружеских конфликтов.
- Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.
- Психологическое консультирование конфликтных семей.
- Стадии развития супружеских отношений.
- Особенности повторного брака.
- Внутренние проблемы супружеской пары.
- Влияние родителей и близких родственников на супружеские отношения.
- Влияние друзей, знакомых и других лиц на супружеские отношения.
- Внебрачные контакты и связи и их влияние на супружеские отношения.
- Влияние работы, учёбы, функциональных нагрузок на супружеские отношения.
- Проблема лидерства в семье.
- Особенности супружеских отношений при неравенстве семейного статуса.
- Проблема перегруженности женщины в семье.
- Проблема неадекватности престижности супругов.
- Неадекватность престижности партнёров связанная с выбором супруга и при вступлении в брак.
- Дисгармоничность супружеских отношений.
- Влияние примера родителей на супружеские отношения.
- Неравенство семейного статуса супругов.
- Двойственная психология женщины в супружеских отношениях.
Вопросы к гак по специализации «Социально-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением»
I. Вопросы по дисциплине «Методика предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Коррекционная программа для трудновоспитуемых школьников.
- Подросток с девиантным поведением. Личностные характеристики. Понятия.
- История изучения несовершеннолетних правонарушителей и безнадзорных.
- Профилактическая работа с группами семей педагогически запущенных школьников.
- Семейное неблагополучие и его влияние на подростков «группы риска». Условия, недостатки, ошибки родителей.
- Типология неформальных объединений и их характеристика.
- Факторы возникновения алкоголизма и наркомании у детей и подростков: социальные, социально-психологические и психологические.
- Психопрофилактика стрессов как важнейшее условие профилактики возникновения девиантного поведения.
- Профилактика и коррекция аддиктивного поведения.
- Принципы возникновения, развития и функционирования неформальных объединений.
- Влияние средств массовой информации на подростков с девиантным поведением.
- Воспитательно-предупредительные меры. Понятие. Содержание. Характеристика. Место социального педагога как субъекта ВПМ.
- Роль личности воспитателя в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Профилактика правонарушений несовершеннолетних. Задачи. Содержание. Направленность.
- Роль телефона доверия в оказании первичной психологической помощи подросткам и молодёжи.
- Влияние ПАВ (психоактивных веществ) на психику детей и подростков.
- «Профилактика». Понятие. Содержание. Направленность.
- Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних.
- Роль школы в профилактической работе среди несовершеннолетних правонарушителей.
- Свободное время подростков. Его значение и влияние на состояние детской преступности.
- Система учреждений социальной защиты подростков в России. Перспективы и направления развития.
- Функции предупредительной работы с несовершеннолетними правонарушителями.
- Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
- Профилактика виктимного поведения несовершеннолетних.
- Формирование правовой культуры несовершеннолетних.
II. Вопросы по дисциплине «Методика педагогической работы с неформальными группами»
- Понятие неформальной группы. Её характеристика.
- Классификации неформальных объединений.
- Структура неформальных объединений.
- Лидер и законы неформальных объединений.
- Функции неформальных молодёжных объединений.
- Неформальные объединения молодёжи как фактор социализации подростков.
- Методика деятельности социального педагога по составлению паспорта неформальной подростковой группы.
- Личностные особенности подростков- членов неформальных молодёжных объединений.
- Содержание психолого-педагогической диагностики личности подростка – члена неформального молодёжного объединения.
- Практическая деятельность социального педагога по выявлению причин вхождения подростков в неформальные группы.
- Понятие молодёжной субкультуры.
- Вовлечение детей и молодёжи в деструктивные религиозные группы как социальные проблема.
- Проблемы вовлечения детей и молодёжи в группы социально-девиантной направленности.
- Проблема включения подростков с особенностями психофизического развития в неформальные группы.
- Задачи, содержание и организация социально-педагогической работы в неформальной среде.
- Педагогическая работа с подростками-членами неформальных молодёжных объединений. Понятия. Содержание. Принципы.
- Работа социального педагога по предупреждению вовлечения подростков в неформальные молодёжные объединения.(Первичная профилактика)
- Специальная работа с подростками – членами неформальных молодёжных объединений по переориентации их с антисоциальной деятельности на просоциальную. (Вторичная профилактика)
- Работа социального педагога по профилактике экстремистских проявлений.
- Организация деятельности социального педагога с социально-нейтральными (озорными) группами общения.
- Организация деятельности социального педагога с предкриминальными или асоциальными группами подражания.
- Организация деятельности социального педагога с неустойчивыми криминальными или антиобщественными группами.
- Организация деятельности социального педагога с устойчивыми криминальными или преступными группами несовершеннолетних.
- Работа по переориентации и разобщению групп несовершеннолетних правонарушителей.
- Совершенствование профессионализма социального педагога, работающего с неформальными молодёжными объединениями.
Вопросы к гак по специализации «Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа»
I. Вопросы по дисциплине «Основы воспитания и исправления детей и подростков в учреждениях интернатного типа»
1. Виды, типы, характеристика образовательных учреждений интернатного типа.
Психолого-педагогические условия эффективности работы социального ...
... психологическую защищенность воспитанников и выпускников. Общая проблема особенностей социально-педагогической работы в учреждениях интернатного типа ... детьми в учреждениях интернатного типа». Объект исследования - деятельность социального педагога в учреждениях интернатного типа. Предмет исследования - формы и методы работы социального педагога с детьми, воспитывающимися в учреждениях интернатного ...
Технология работы социального педагога в центре помощи детям, ...
... подход, который и положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с данными детьми. 1.2 Технология работы социального педагога в центрах помощи детям Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, ...
Специфика эмоционального взаимодействия детей в учреждениях интернатного типа
... Этот этап исследования был направлен на изучение компонентов эмоционального взаимодействия у воспитанников учреждения интернатного типа и младших школьников обычной общеобразовательной школы. На этом этапе проводился ... 80% из них - социальные сироты, лишившиеся попечения родителей по социально-экономическим причинам, т.е. дети-сироты при живых родителях. Практика показывает, что именно они составляют ...
2. Институциональный подход (ребёнок в сиротском учреждении).
3. Профилактика синдрома «эмоционального сгорания» у специалистов по социальной работе в УИТ
4. Принципы воспитания детей и подростков «группы риска»
5. Развитие семейных форм устройства детей-сирот
6. Понятие депривации, виды депривации, депривационный синдром воспитанников детских интернатных учреждений.
7. Содержание деятельности интернатных учреждений для детей-сирот, на современном этапе
8. Основные направления социальной защиты детей и подростков интернатных учреждений в России
9. Процедура определения детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения интернатного типа
10. Функциональные обязанности социального педагога в работе с выпускниками интернатных учреждений
11. Коррекционно-профилактические, педагогические методы и приёмы воздействия и взаимодействия в условиях интернатного учреждения
12. Угрозы и риски в жизнедеятельности воспитанников интернатных образовательных учреждений
13. Организация общения воспитателей и воспитанников в интернатном образовательном учреждении
14. Гуманизация жизни интернатных образовательных учреждений
15. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни
16. Технология безопасности общения и отношений воспитанников детских домов и школ-интернатов
17. Профилактика социального сиротства среди воспитанников детских домов и школ-интернатов
18. Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
19. Нормативно – правовая база социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
20. Характеристика условий социально-педагогической деятельности в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
21. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков различных проблемных групп в интернатных учреждениях
22. Организация трудового воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме.
23. Социальная адаптация детей-сирот в интернатных учреждениях.
24. Безопасная педагогическая деятельность и деятельность сотрудников в ИУ.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА
... В.С. «Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа»- Вопросы психологии» 1989г. №1 19. Немедова А.Л. «Психологическое обеспечение социальной адаптацией воспитанников детского дома» - ... 2001 г. 32. Семья Г.В. «Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»- М.: СЛОВО- ...
25. Экономическое образование детей-сирот.
II. Вопросы по дисциплине ««Организация социально-психологической службы в учреждениях интернатного типа»»
- Цели и задачи социально-психологической службы в интернатных учреждениях.
- Общие принципы организации социально-психологической службы в интернатных учреждениях.
- Состав, строение и структура социально-психологической службы в интернатных учреждениях.
- Психодиагностика в системе деятельности социально-психологической службы в интернатных учреждениях: предмет, объект, процедуры и методы социально-психологической диагностики.
- Комплексная психодиагностика педагогической запущенности детей – воспитанников интернатных учреждений.
- Методы социально-психологической диагностики межличностных отношений в группе детей – воспитанников интернатных учреждений.
- Специфика психологического консультирования в интернатных учреждениях.
- Психокоррекция как направление деятельности социально-психологической службы в интернатных учреждениях.
- Основные формы, содержание и методы психокоррекционной работы в интернатных учреждениях.
- Технологии коррекции межличностного взаимодействия в группах детей дошкольного возраста — воспитанников интернатных учреждений.
- Коррекция аффективного поведения детей дошкольного возраста – воспитанников интернатных учреждений.
- Направленность и содержание деятельности социально-психологической службы по психологическому сопровождению развития личности ребенка-сироты.
- Социально-психологическая помощь детям, воспитывающимся в интернатных учреждениях, в случае школьной дезадаптации.
- Социально-психологическое сопровождение акцентуированных подростков – воспитанников интернатных учреждениях.
- Социально-психологическая помощь подросткам – воспитанникам интернатных учреждений, имеющим коммуникативные проблемы. Формы, виды и технологии помощи.
- Социально-психологическая помощь подросткам с ограниченными возможностями в условиях интернатного учреждения. Основные направления, методы и формы помощи.
- Социально-психологическая помощь в профессионально-личностном становлении подростков с ограниченными возможностями.
- Профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности подростков в условиях интернатного учреждения.
- Общие принципы, направления и технологии коррекции агрессивных проявлений у детей и подростков – воспитанников интернатных учреждений.
- Формы и методы профилактики суицидального поведения в условиях интернатных учреждений.
- Психологическая диагностика, профилактика и коррекция аддиктивного поведения в условиях интернатных учреждений.
- Экстренная социально-психологическая помощь детям подвергшимся насилию.
- Реабилитация детей, пострадавшим от насилия, в условиях интернатного учреждения.
- Психопрофилактика насилия в подростковых группах воспитанников интернатных учреждений.
- Психопрофилактика и социально-психологическая помощь в разрешении конфликтов среди подростков – воспитанников интернатных учреждений.