Вопросы к гак по специализации «Социально-педагогическая работа с семьёй»

I. Вопросы по дисциплине «Методика работы с семьей»

  1. Педагогические и социально-психологические функции семьи.
  2. Методика оказания социально-педагогической и психологической помощи семьям младших школьников.
  3. Практика работы социального педагога с неблагополучной семьёй.
  4. Социально-психологическое обеспечение социальной работы с благополучными семьями.
  5. Формы и методы коррекции отношений детей и родителей.
  6. Содержание и направления социально-педагогической деятельности в семьях, имеющих детей с физическими и психическими отклонениями.
  7. Методы и формы психолого-педагогического просвещения родителей.
  8. Воспитание детей в семьях верующих.
  9. Содержание, формы и методы работы социального педагога с «семьей риска».
  10. Технология подготовки и проведения индивидуального консультирования родителей подростков, склонных к суициду.
  11. Коррекционно-педагогическая помощь родителям подростков с аддиктивным поведением.
  12. Формы и методы работы с семьей подростка с делинквентным поведением.
  13. Технология индивидуального консультирования родителей осужденных детей и подростков.
  14. Функции социального педагога образовательного учреждения в работе с семьями учащихся.
  15. Методика и технология организации помощи семье, переживающей кризис развода.
  16. Технология организации социально-педагогической помощи малоимущим семьям.
  17. Социально-педагогическое и психологическое консультирование в работе социального педагога с семьей.
  18. Методы работы социального педагога с семьями безработных граждан.
  19. Профилактика дисфункциональных семейных взаимоотношений: направления, формы и методы профилактической работы с семьей.
  20. Реабилитация семей беженцев и вынужденных переселенцев.
  21. Формы и методы работы социального педагога с многодетными семьями.
  22. Психологическая реабилитация детей – жертв семейного насилия.
  23. Специфика деятельности социального педагога по профилактике девиантного материнства.
  24. Формы работы социального педагога с замещающими семьями.
  25. Формы и способы социально-педагогической поддержки молодых семей.

I. Вопросы по дисциплине «Профилактика семейных конфликтов и их урегулирование»

  1. Состояние и проблемы семейно-брачных отношений современной семьи. Классификация семейных отношений.
  2. Добрачные факторы, положительно и негативно влияющие на стабильность брака.
  3. Внутрисемейные факторы, положительно и негативно влияющие на стабильность брака.
  4. Факторы (кризисные периоды) влияющие на конфликтность супружеских отношений.
  5. Типы конфликтных семей. Их характеристика.
  6. Психотравмирующие последствия семейных конфликтов.
  7. Предупреждение и разрешение супружеских конфликтов.
  8. Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.
  9. Психологическое консультирование конфликтных семей.
  10. Стадии развития супружеских отношений.
  11. Особенности повторного брака.
  12. Внутренние проблемы супружеской пары.
  13. Влияние родителей и близких родственников на супружеские отношения.
  14. Влияние друзей, знакомых и других лиц на супружеские отношения.
  15. Внебрачные контакты и связи и их влияние на супружеские отношения.
  16. Влияние работы, учёбы, функциональных нагрузок на супружеские отношения.
  17. Проблема лидерства в семье.
  18. Особенности супружеских отношений при неравенстве семейного статуса.
  19. Проблема перегруженности женщины в семье.
  20. Проблема неадекватности престижности супругов.
  21. Неадекватность престижности партнёров связанная с выбором супруга и при вступлении в брак.
  22. Дисгармоничность супружеских отношений.
  23. Влияние примера родителей на супружеские отношения.
  24. Неравенство семейного статуса супругов.
  25. Двойственная психология женщины в супружеских отношениях.

Вопросы к гак по специализации «Социально-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением»

I. Вопросы по дисциплине «Методика предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  1. Коррекционная программа для трудновоспитуемых школьников.
  2. Подросток с девиантным поведением. Личностные характеристики. Понятия.
  3. История изучения несовершеннолетних правонарушителей и безнадзорных.
  4. Профилактическая работа с группами семей педагогически запущенных школьников.
  5. Семейное неблагополучие и его влияние на подростков «группы риска». Условия, недостатки, ошибки родителей.
  6. Типология неформальных объединений и их характеристика.
  7. Факторы возникновения алкоголизма и наркомании у детей и подростков: социальные, социально-психологические и психологические.
  8. Психопрофилактика стрессов как важнейшее условие профилактики возникновения девиантного поведения.
  9. Профилактика и коррекция аддиктивного поведения.
  10. Принципы возникновения, развития и функционирования неформальных объединений.
  11. Влияние средств массовой информации на подростков с девиантным поведением.
  12. Воспитательно-предупредительные меры. Понятие. Содержание. Характеристика. Место социального педагога как субъекта ВПМ.
  13. Роль личности воспитателя в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  14. Профилактика правонарушений несовершеннолетних. Задачи. Содержание. Направленность.
  15. Роль телефона доверия в оказании первичной психологической помощи подросткам и молодёжи.
  16. Влияние ПАВ (психоактивных веществ) на психику детей и подростков.
  17. «Профилактика». Понятие. Содержание. Направленность.
  18. Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних.
  19. Роль школы в профилактической работе среди несовершеннолетних правонарушителей.
  20. Свободное время подростков. Его значение и влияние на состояние детской преступности.
  21. Система учреждений социальной защиты подростков в России. Перспективы и направления развития.
  22. Функции предупредительной работы с несовершеннолетними правонарушителями.
  23. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
  24. Профилактика виктимного поведения несовершеннолетних.
  25. Формирование правовой культуры несовершеннолетних.

II. Вопросы по дисциплине «Методика педагогической работы с неформальными группами»

  1. Понятие неформальной группы. Её характеристика.
  2. Классификации неформальных объединений.
  3. Структура неформальных объединений.
  4. Лидер и законы неформальных объединений.
  5. Функции неформальных молодёжных объединений.
  6. Неформальные объединения молодёжи как фактор социализации подростков.
  7. Методика деятельности социального педагога по составлению паспорта неформальной подростковой группы.
  8. Личностные особенности подростков- членов неформальных молодёжных объединений.
  9. Содержание психолого-педагогической диагностики личности подростка – члена неформального молодёжного объединения.
  10. Практическая деятельность социального педагога по выявлению причин вхождения подростков в неформальные группы.
  11. Понятие молодёжной субкультуры.
  12. Вовлечение детей и молодёжи в деструктивные религиозные группы как социальные проблема.
  13. Проблемы вовлечения детей и молодёжи в группы социально-девиантной направленности.
  14. Проблема включения подростков с особенностями психофизического развития в неформальные группы.
  15. Задачи, содержание и организация социально-педагогической работы в неформальной среде.
  16. Педагогическая работа с подростками-членами неформальных молодёжных объединений. Понятия. Содержание. Принципы.
  17. Работа социального педагога по предупреждению вовлечения подростков в неформальные молодёжные объединения.(Первичная профилактика)
  18. Специальная работа с подростками – членами неформальных молодёжных объединений по переориентации их с антисоциальной деятельности на просоциальную. (Вторичная профилактика)
  19. Работа социального педагога по профилактике экстремистских проявлений.
  20. Организация деятельности социального педагога с социально-нейтральными (озорными) группами общения.
  21. Организация деятельности социального педагога с предкриминальными или асоциальными группами подражания.
  22. Организация деятельности социального педагога с неустойчивыми криминальными или антиобщественными группами.
  23. Организация деятельности социального педагога с устойчивыми криминальными или преступными группами несовершеннолетних.
  24. Работа по переориентации и разобщению групп несовершеннолетних правонарушителей.
  25. Совершенствование профессионализма социального педагога, работающего с неформальными молодёжными объединениями.

Вопросы к гак по специализации «Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа»

I. Вопросы по дисциплине «Основы воспитания и исправления детей и подростков в учреждениях интернатного типа»

1. Виды, типы, характеристика образовательных учреждений интернатного типа.

14 стр., 6989 слов

Психолого-педагогические условия эффективности работы социального ...

... психологическую защищенность воспитанников и выпускников. Общая проблема особенностей социально-педагогической работы в учреждениях интернатного типа ... детьми в учреждениях интернатного типа». Объект исследования - деятельность социального педагога в учреждениях интернатного типа. Предмет исследования - формы и методы работы социального педагога с детьми, воспитывающимися в учреждениях интернатного ...

12 стр., 5786 слов

Технология работы социального педагога в центре помощи детям, ...

... подход, который и положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с данными детьми. 1.2 Технология работы социального педагога в центрах помощи детям Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, ...

5 стр., 2401 слов

Специфика эмоционального взаимодействия детей в учреждениях интернатного типа

... Этот этап исследования был направлен на изучение компонентов эмоционального взаимодействия у воспитанников учреждения интернатного типа и младших школьников обычной общеобразовательной школы. На этом этапе проводился ... 80% из них - социальные сироты, лишившиеся попечения родителей по социально-экономическим причинам, т.е. дети-сироты при живых родителях. Практика показывает, что именно они составляют ...

2. Институциональный подход (ребёнок в сиротском учреждении).

3. Профилактика синдрома «эмоционального сгорания» у специалистов по социальной работе в УИТ

4. Принципы воспитания детей и подростков «группы риска»

5. Развитие семейных форм устройства детей-сирот

6. Понятие депривации, виды депривации, депривационный синдром воспитанников детских интернатных учреждений.

7. Содержание деятельности интернатных учреждений для детей-сирот, на современном этапе

8. Основные направления социальной защиты детей и подростков интернатных учреждений в России

9. Процедура определения детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения интернатного типа

10. Функциональные обязанности социального педагога в работе с выпускниками интернатных учреждений

11. Коррекционно-профилактические, педагогические методы и приёмы воздействия и взаимодействия в условиях интернатного учреждения

12. Угрозы и риски в жизнедеятельности воспитанников интернатных образовательных учреждений

13. Организация общения воспитателей и воспитанников в интернатном образовательном учреждении

14. Гуманизация жизни интернатных образовательных учреждений

15. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни

16. Технология безопасности общения и отношений воспитанников детских домов и школ-интернатов

17. Профилактика социального сиротства среди воспитанников детских домов и школ-интернатов

18. Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

19. Нормативно – правовая база социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

20. Характеристика условий социально-педагогической деятельности в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

21. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков различных проблемных групп в интернатных учреждениях

22. Организация трудового воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме.

23. Социальная адаптация детей-сирот в интернатных учреждениях.

24. Безопасная педагогическая деятельность и деятельность сотрудников в ИУ.

3 стр., 1068 слов

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА

... В.С. «Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа»- Вопросы психологии» 1989г. №1 19. Немедова А.Л. «Психологическое обеспечение социальной адаптацией воспитанников детского дома» - ... 2001 г. 32. Семья Г.В. «Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»- М.: СЛОВО- ...

25. Экономическое образование детей-сирот.

II. Вопросы по дисциплине ««Организация социально-психологической службы в учреждениях интернатного типа»»

  1. Цели и задачи социально-психологической службы в интернатных учреждениях.
  2. Общие принципы организации социально-психологической службы в интернатных учреждениях.
  3. Состав, строение и структура социально-психологической службы в интернатных учреждениях.
  4. Психодиагностика в системе деятельности социально-психологической службы в интернатных учреждениях: предмет, объект, процедуры и методы социально-психологической диагностики.
  5. Комплексная психодиагностика педагогической запущенности детей – воспитанников интернатных учреждений.
  6. Методы социально-психологической диагностики межличностных отношений в группе детей – воспитанников интернатных учреждений.
  7. Специфика психологического консультирования в интернатных учреждениях.
  8. Психокоррекция как направление деятельности социально-психологической службы в интернатных учреждениях.
  9. Основные формы, содержание и методы психокоррекционной работы в интернатных учреждениях.
  10. Технологии коррекции межличностного взаимодействия в группах детей дошкольного возраста — воспитанников интернатных учреждений.
  11. Коррекция аффективного поведения детей дошкольного возраста – воспитанников интернатных учреждений.
  12. Направленность и содержание деятельности социально-психологической службы по психологическому сопровождению развития личности ребенка-сироты.
  13. Социально-психологическая помощь детям, воспитывающимся в интернатных учреждениях, в случае школьной дезадаптации.
  14. Социально-психологическое сопровождение акцентуированных подростков – воспитанников интернатных учреждениях.
  15. Социально-психологическая помощь подросткам – воспитанникам интернатных учреждений, имеющим коммуникативные проблемы. Формы, виды и технологии помощи.
  16. Социально-психологическая помощь подросткам с ограниченными возможностями в условиях интернатного учреждения. Основные направления, методы и формы помощи.
  17. Социально-психологическая помощь в профессионально-личностном становлении подростков с ограниченными возможностями.
  18. Профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности подростков в условиях интернатного учреждения.
  19. Общие принципы, направления и технологии коррекции агрессивных проявлений у детей и подростков – воспитанников интернатных учреждений.
  20. Формы и методы профилактики суицидального поведения в условиях интернатных учреждений.
  21. Психологическая диагностика, профилактика и коррекция аддиктивного поведения в условиях интернатных учреждений.
  22. Экстренная социально-психологическая помощь детям подвергшимся насилию.
  23. Реабилитация детей, пострадавшим от насилия, в условиях интернатного учреждения.
  24. Психопрофилактика насилия в подростковых группах воспитанников интернатных учреждений.
  25. Психопрофилактика и социально-психологическая помощь в разрешении конфликтов среди подростков – воспитанников интернатных учреждений.