Вопрос 11 Коммуникативная сторона общения. Структура и уровни коммуникативных актов

Представить общение без коммуникации просто невозможно. Всегда необходимо помнить, что коммуникативная сторона общения имеет очень важное значение для его участников. Следует отметить, что характер обмена любой информацией при помощи системы знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Другими словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные знаки значительно влияют на соучастников коммуникативного общения. Знаки в общение играют такую же роль, как орудия в труде.

В свою очередь коммуникативная сторона общения бывает вербальной (передача информации при помощи речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий).

Вербальные средства коммуникации – это письменная (в ее смысловом значении) и устная речь.

Бытует мнение, что темп речи, интонация голоса и другие сопутствующие проявления также относят к вербальной категории. Однако если учесть, что подобные факторы могут не только дополнять, но и полностью уничтожать прямой смысл сказанного, то можно с уверенностью утверждать, что невербальные средства – это те, которые не являются «словами». Следовательно, следует выделить следующие невербальные средства коммуникации:

— околоречевые средства, то есть темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и так далее;

— зоны общения, то есть дистанция, расстояние между участниками общения;

— кинесические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновение к партнёру и др.;

— место и время общения;

— запахи: индивидуальные или окружающей среды;

— почерк, одежда, аксессуары, причёска и прочее.

Таким образом, психология коммуникации заключается в «расшифровке» невербальных и вербальных сигналов. Основываясь на мнении психологов, можно утверждать, что человек постигает приблизительно 10% информации, которой владеет мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном.

Отметим, что коммуникативная сторона общения может включать в себя и специфические барьеры. Такие барьеры носят психологический или социальный характер. Коммуникативный барьер может возникнуть из-за отсутствия понимания ситуации. Причины для этого самые разнообразные. Это могут быть профессиональные, социальные и политические различия. Они порождают различное истолкование понятий, которые употребляются в коммуникативном процессе, а также разное мировоззрение, миропонимание и мироощущение.

8 стр., 3981 слов

Невербальное общение как средство коммуникации при ЗРР у детей ...

... невербального общения как средства коммуникации при ЗРР, 4) диагностические методики по выявлению невербальных средств общения у ... личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной ... года жизни. К 3 годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно ... ко сну, во время приема пищи). Следует отметить, что к 3 годам некоторые ...

Можно сделать вывод, что коммуникативная сторона общения — психологическая категория. Так как общение — довольно важное условие человеческой жизни и одна из основных потребностей каждого из нас. Коммуникация формирует систему отношений человека ко всему окружающему миру. От умения общаться зачастую зависит уровень нашей популярности в обществе, наша успешность в жизни и так далее. Каждый должен уметь общаться правильно.

Структура и уровни коммуникативного акта.

Элементы коммуникативного акта:

— кодирование – процесс представления идей, взглядов в форме символов, которое стремится донести субъект до получателя и которое позволит получателю интерпретировать послание субъекта в соответствии с его системой представлений.

В качестве кодов могут выступать: слова, темп речи, тембр, стиль речи, интонация, визуальные образы, движения, запахи, звуки, цвет.

— декодирование – перевод сообщения на язык получателя. Это показатель понимания сообщения. Понимание зависит от языка, сходного опыта, образования, образа жизни. Трудности коммуникации связаны с различной интерпретацией кодов, т.е. с отсутствием общего понимания ситуации общения.

— обратная связь – реакция на сообщение. Обратная связь позволяет понять удалась коммуникация или нет. В конечном итоге смысл коммуникации – в той реакции, которую она вызывает. Обратная связь может проявляться в разных формах:

как восприятие (вегетативные реакции в ответ на сообщение);

как отношение или установка к воспринимаемому поведению;

как интерпретация (приписывание сообщающему мотивов поведения).

Трудности коммуникации связаны также с установкой и интерпретацией.

— информация (сообщение) – весь комплекс поведения коммуникатора (как вербальное, так и невербальное), это сообщение, которое разворачивается в поле восприятия реципиента и связано с его творческими потенциями.

В процессе общения происходит постоянная смена коммуникативных ролей (субъект, реципиент), что способствует развитию предмета общения.

12 Вопрос Средства коммуникации. Особенности вербальных и невербальных средств коммуникаций

Средства коммуникаций: вербальное и невербальное общение.

Вербальные средства коммуникации.

При простом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

7 стр., 3080 слов

Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. ...

... Свойства личности Þ    коммуникативная сторона общения Þ    перцептивная сторона общения Þ    интерактивная сторона общения 2.    Формирование и свойства личности ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ Совершенствование навыков вербального общения Устная речь по-прежнему остается самым ...

Невербальные средства коммуникации.

Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы:

1) оптико-кинетическую,

2) пара- и экстралингвистическую,

3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса,

4) визуальный контакт

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику).

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации.

Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность.

Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.

Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе.

Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников.

13 Вопрос Виды речи.

Существует несколько взаимно связанных видов речи: различают внешнюю речь, к которой, в свою очередь, относятся устная и письменная речь, и внутреннюю речь.

Устная речь отличается не только тем, что она выражена в звуках, но главным образом тем, что она служит целям непосредственного общения с другими людьми. Это всегда обращенная к собеседнику речь.

Устная речь имеет следующие две формы.

1. Монологическая речь, когда говорящий в течение относительно длительного времени излагает свои мысли, не будучи прерываем другими людьми. Монологическая речь отличается последовательным изложением и законченностью высказываемых положений, правильностью грамматических форм. Примерами монологической речи могут быть лекции, доклады, устные отчеты, чтение вслух стихотворений, прозы и т. д.

13 стр., 6261 слов

Причины коммуникативных неудач в межкультурной деловой коммуникации ...

... по желанию участников) в любой момент без опасения потерять возможность восстановить процесс общения заново. Деловое общение в наши дни проникает во все сферы общественной жизни общества. В ... репрезентации культуры в языке и речи; 2.рассмотреть специфику делового общения и её роль в межкультурной коммуникации; .рассмотреть причины коммуникативных неудач в процессе деловой коммуникации и выявить ...

2. Диалогическая речь, т. е. разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. В отличие от монологической диалогическая речь не является непрерывной, она подчиняется не предварительно намеченному плану, а зависит от характера и хода беседы, всегда бывает связана с необходимостью отвечать на вопросы или реплики собеседников. В связи с этим приобретает характерные черты и грамматический строй этой речи: она редко состоит из законченных, синтаксически правильных предложений; отдельны члены предложения (подлежащее, сказуемое и т. д.) в разговорной речи часто опускаются и понимаются собеседником из общего контекста и характера речи.

Иной характер носит письменная речь. Это речь, которая по своей структуре является наиболее развернутой и синтаксически правильной. Она обращена не к слушателям, а к читателям, непосредственно не воспринимающим живую речь автора и не имеющим поэтому возможности уловить ее смысл по интонации и другим фонетическим выразительным средствам устной речи. Поэтому письменная речь становится понятной только при условии строгого соблюдения грамматических правил данного языка.

Письменная речь требует возможно более полного раскрытия всех существенных связей выражаемых ею мыслей. Содержание устной речи часто становится понятным слушателю с полуслова, на основании учета той ситуации, в которой протекает эта речь. Смысловое содержание устной речи частично раскрывается с помощью интонации, мимики, жестов и т. д., делающих собеседнику понятным то, что не досказано в лексической и грамматической формах речи. Все эти дополнительные, вспомогательные средства отсутствуют в письменной речи.

Чтобы быть понятной читателю, письменная речь должна наиболее точно и полно выражать свое смысловое содержание с помощью лексических и грамматических средств. Большое значение при этом имеет само построение письменной речи, наличие строгого плана, продуманного подбора различных языковых средств. В письменной речи мысли человека находят свое наиболее полное и адекватное словесное выражение. Вот почему практика в письменной речи является необходимым условием развития точного и правильного мышления.

Внутренняя речь — это речь про себя, с нею мы не обращаемся к другим людям. Внутренняя речь имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением. Она органически участвует во всех мыслительных процессах, направленных на решение каких-нибудь задач, например когда мы стремимся понять сложную математическую формулу, разобраться в каком-нибудь теоретическом вопросе, наметить план действий и т. д.

Для этой речи характерно отсутствие полной звуковой выраженности, которая заменяется зачаточными речевыми движениями. Иногда эти зачаточные артикуляционные движения приобретают очень заметную форму и даже приводят к произнесению отдельных слов по ходу мыслительного процесса. «Когда ребенок думает,— говорит Сеченов,— он непременно в то же время говорит. У детей лет пяти дума выражается словами или разговором шепотом, или по крайней мере движениями языка и губ. Это чрезвычайно часто случается и со взрослыми людьми. Я по крайней мере знаю по себе, что моя мысль очень часто сопровождается при закрытом и неподвижном рте немым разговором, т. е. движениями мышц языка в полости рта. Во всех же случаях, когда я хочу фиксировать какую-нибудь мысль преимущественно перед другими, то непременно вышептываю ее. Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями, сопровождающими мою мысль в форме разговора». В некоторых случаях внутренняя речь приводит к замедлению мыслительного процесса.

9 стр., 4111 слов

Структура общения. Перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны общения

... информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной ... сопутствующие речи – «э-э-э», «хм-м», покашливание и др.); кинесические средства (мимика, жесты, позы тела, походка, прикосновения к партнеру и пр.); дистанции (зоны) общения ...

Несмотря на отсутствие полной словесной выраженности, внутренняя речь подчиняется всем правилам грамматики, свойственным языку данного человека, но только протекает не в столь развернутой форме, как внешняя: в ней отмечается ряд пропусков, отсутствует выраженное синтаксическое членение, сложные предложения заменяются отдельными словами. Объясняется это тем, что в процессе практического пользования речью сокращенные формы стали замещать более развернутые. Внутренняя речь возможна лишь как преобразование внешней. Без предварительного полного выражения мысли во внешней речи она не может быть сокращенно выражена и во внутренней речи.

14 Вопрос Невербальные виды общения. Классификация невербальных компонентов общения

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — внеязыковые формы и способы передачи информации.

К НСО. относят жесты, позы тела и мимику лица, а так же прическу, одежду, обувь, визитные карточки, интерьер офиса, зажигалки, посуду и другие аксессуары, используемые в деловых коммуникациях. Выделяют жесты открытости, напр., расстегивание пиджака или сокращение дистанции между участниками переговоров. К жестам подозрительности и скрытности относятся потирание лба, подбородка, стремление прикрыть лицо руками и, особенно, избегание контактов глазами, увод взгляда в сторону.

Жесты обороны или конфликта — скрещивание рук, сжатие пальцев в кулак. Особо неуважительно скрещивать руки на груди и выставлять вперед большие пальцы.

К жестам рассуждения и задумчивости относятся пощипывание переносицы, поза «мыслителя» с рукой у щеки. Когда указательным пальцем правой руки почесывают пространство над мочкой уха или боковую часть шеи, то это означает сомнение и неуверенность. Жестом затруднения считают почесывание носа или прикосновения к нему.

Опускание век свидетельствует о желании поскорее закончить разговор. Почесывание уха означает неприятие собеседником того, о чем ему говорят (или как говорят).

Если собеседник потягивает мочку уха, то это значит, что он вдосталь наслушался и желает высказаться сам. Тибетские монахи при встрече приветствуют друг друга этим жестом, а не привычным нам рукопожатием.

О рукопожатиях известно, что они выражают различные позиции партнеров. Властным считается рукопожатия с захватом руки партнера так, что ее ладонь оказывается снизу. Если руки встречающихся в одинаковом положении, то это свидетельство равноправия и взаимопонимания. Если одна из сторон протягивает руку, разворачивая ладонь вверх, то это знак покорности, подчиненности.

Пожатие прямой, несогнутой рукой выражает неуважение, подчеркивает некую дистанцию, различный статус, неравенство. Еще больше все это выражают предлагаемые для пожатия кончики пальцев.

Если руку партнера жмут двумя руками (иногда берут за предплечье или плечо), то это обозначает доверительную искренность, избыток теплых чувств, расположение и близость. У мусульман рукопожатие двумя руками означает уважение к старшему по возрасту. Используя такое рукопожатие по отношению к сверстнику, ждут от него аналогичного жеста. Если же он не отвечает на проявленную дружественность. Ограничивается участием одной руки в рукопожатии, то это вызов, высокомерие.

2 стр., 904 слов

Интерактивная сторона делового общения

... Она должна быть удобной, по размеру.   Интерактивная сторона делового общения   Она связана с непосредственным взаимодействием людей, организацией их совместной деятельности и решением ... сверху вниз), жесты – изображения чего-либо руками, жесты – отношения (улыбка, кивок, направление взгляда, направленное движение рук), жесты – эмблемы (заменители слов в общении: сжатые руки на манер ...

Европейцам и американцам свойственны энергичные, сильные рукопожатия. Они указывают на силу, деловитость. Для японцев и многих представителей азиатских культур такой характер рукопожатия непривычен, может вызвать недоумение. Здесь в ходу не очень долгие, мягкие рукопожатия.

Целование руки у дамы, распространенное в дворянских европейских культурах, постепенно отходит в прошлое. Поцелуй мужчин в России, если отбросить сексуальные аномалии, имеют два основных варианта: троекратное традиционное православное русское лобызание и «мафиозный поцелуй», когда собеседники кратко соединяют губы и слегка трутся щеками. Высшим же выражением радости при встрече остаются дружеские объятия.

На переговорах жестами несогласия и неодобрения является собирание ворсинок с костюма. Затягивание паузы (для обдумывания конечного решения) может происходить с помощью очков: снимают и надевают очки, протирают линзы. Есть жесты, которые свидетельствуют о желании закончить встречу, разговор. Это подача корпуса вперед (руки на коленях или на боковых краях стула).

Если хотят показать, что разговор пустой, неприятный и его нужно скорее заканчивать, то могут заложить руки за голову. Такое поведение — высокомерно.

Манипуляции курильщиков также могут многое сказать опытному глазу. Скрытный, подозрительный собеседник направляет выдыхаемую струю дыма вниз. Еще большую скрытую неприязнь или агрессию выражает выдыхание дыма вниз из уголков рта. Имеет значение скорость выдыхания дыма. Чем быстрее собеседник выдыхает струю дыма вверх, тем увереннее он себя чувствует. Чем сильнее струя выдыхается вниз, тем отрицательнее настроен человек. Амбициозным является выдыхание дыма через ноздри, когда голова поднята вверх. То же, но с наклоненной вниз головой, означает, что собеседник очень сердит.

Большое значение имеют наиболее трудные для самоконтроля позы, положения рук, плеч и головы. Так, поднятые плечи свидетельствуют о напряжении. Опускаются плечи при расслаблении. Поднятая голова и опущенные плечи обозначают обычно открытость и стремление к успешному решению проблем. Опущенная голова в сочетании с поднятыми плечами — знак неудовольствия, страха, неуверенности, замкнутости. Склоненная набок голова — показатель любопытства, интереса (у симпатичной женщины — любовного заигрывания, флирта).

Многое может сказать выражение лица. Улыбка свидетельствует о дружелюбии, позитивном настрое. Плотно сжатые губы указывают на замкнутость или недовольство. Изгибает губы сомнение или сарказм. Большую роль играет и взгляд. Когда он направлен в пол — это страх или желание прервать контакт, в сторону — пренебрежение. Волю собеседника подчиняют себе долгим и неподвижным взглядом прямо в глаза. В школах иезуитов учили сбивать спесь с собеседника таким взглядом в точку над переносицей, посередине лба. Желание паузы в разговоре выражается взглядом вверх с подъемом головы. Улыбка с легким наклоном головы выражает понимание. Его выражает и ритмическое кивание головой. Непонимание и требование повторить показывают насупленными бровями и легким движением головы назад.

4 стр., 1551 слов

Интерактивная сторона общения

... вашей «собаке» слышать ничего не захочет). Общение как взаимодействие. Доич выделил 2 типа взаимодействия: Кооперация – такой тип взаимодействия при котором оба субъекта помогают друг другу ... участникам коммуникативного процесса + фассилитаторы - ингибиторы Поворот головы в сторону собеседника Поворот корпуса Поворот стоп жесты направленности !улыбка! 25% привлекательности !взгляд! 30-60% (недолгий) ...

Важно различать в коммуникации жесты лжи, которые выявляются бессознательно, т. е. человеку, прибегающему ко лжи, их очень трудно контролировать. Это может быть прикрытие рта рукой, прикосновением к носу или ямочке под ним, потирание век, отворачивание взгляда в сторону или в пол. Женщины, когда лгут, часто проводят пальцем под глазом. Признаком лжи может так же служить почесывание шеи, прикосновение к ней, оттягивание воротничка рубашки.

В оценке искренности собеседника большую роль играет положение ладоней его рук. Так, если он протягивает одну или обе ладони, раскрывает их полностью или частично, то это означает откровенность.

Спрятанные руки или собранные и неподвижные указывают на скрытность.

Классификация, по которой проводилось исследование невербального поведения

Голос

Жесты

Мимика

Голосовая игра, падение и повышение тона, изменение силы и тембра голоса постоянно сопровождают речь.

В устной коммуникации жесты, в отличие от слов, воспринимаются в основном глазами. Жесты в целом часто подчеркивают или усиливают речь.

Особое место уделяется мимике лица. Лицо и многие связанные с ним мимические жесты, такие как поднимать брови, надуть губы, закусить губу, наморщить лоб, нахмуриться, улыбка, поцелуй, движение мышц глаз и некоторые другие соотносятся с конкретными эмоциями, Лицо – это место выражения чувств, внутреннего состояния человека и отношения друг к другу, то есть одно из главных назначений лица – выражение эмоций.

15 Вопрос Интерактивная сторона общения. Подходы к изучению взаимодействия

Интерактивная сторона общения — это условное понятие, которое включает характеристику компонентов, связанных с взаимодействием в нем людей, а также организацией их совместной работы. Ее изучает отрасль в социальной психологии, которая занимается социально-психологическим анализом. Речь идет о «символическом интеракционизме», основателем которого был Мид.

Ученый доказал следующие постулаты:

в социальной природе человеческого «Я» значительную роль будет играть общение;

личность формируется как сумма реакций психики человека на мнения всех окружающих и в процессе совместной деятельности;

самым основным является ситуация взаимодействия и интерактивная сторона общения.

В современной же психологии большее внимание уделяется следующим положениям.

Во-первых, типологию взаимодействия в общении можно разделить на два основных вида — конкуренция и кооперация. Первый подразумевает, что люди будут ставить свои интересы превыше всего, второй же — стремиться к общим целям.

Во-вторых, интерактивная сторона общения включает в себя наличие общественного контроля. Он осуществляется за счет системы социальных образцов и норм, которые приняты в данном обществе. Они регламентируют все социальные взаимоотношения и взаимодействия.

В-третьих, каждый человек должен ориентироваться на эти нормы и соотнести свои действия с ними. Далее он будет отбирать необходимые, правильные и те, которые регулируют взаимоотношения с другими людьми.

В-четвертых, интерактивная сторона общения включает в себя ту систему ролей, которые исполняет каждый человек при взаимодействии дома, на работе, с друзьями и близкими. Очень часто они сталкиваются между собой, потому что приходится расставлять приоритеты. В результате очень часто возникают конфликты.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Их чаще всего изучают именно тогда, когда рассматривается интерактивная сторона общения. Психология выделяет две большие группы причин возникновения конфликтов:

предметно-деловые;

личностные.

Остановимся более подробно на их характеристике. Предметно-деловые причины появления конфликтов возникают, когда во взаимодействии затрагиваются материальные интересы. Личностные же — чаще всего касаются чувства собственного достоинства и самоуважения.

Затянутый конфликт приводит к появлению смыслового барьера, когда происходит несовпадение мнений, требований, приказов, а дальнейшее общение приводит только к усугублению ситуации.

Интерактивная сторона общения имеет три основных фактора, которые оказывают важное значение. Речь идет о дистанции между людьми, взаимной ориентации, наличии внешних барьеров. Необходимо охарактеризовать каждый из них.

Дистанция между людьми будет зависеть от специфики их взаимодействия. Так, при произнесении приятной информации другому человеку, мы стремимся подойти ближе и заглянуть ему в глаза. И, наоборот, в неприятной ситуации будем стараться подальше отойти.

Ориентация подразумевает особенности расположения собеседников по отношению друг к другу. Например, «лицом к лицу», либо же «лицом к затылку» и прочее.

Очень важным является зрительный контакт. Как показывают исследования, человек будет смотреть в глаза своему собеседнику, если захочет показать преданность и любовь. Либо же при желании продемонстрировать силу и агрессию.

Внешний барьер будет способствовать ухудшению качества взаимодействия. При налаживании отношений рекомендуется удалять стулья, столы, сумки и прочее.

Поэтому очень важной является интерактивная сторона общения. Психология каждого человека должна постоянно приспосабливаться к ее особенностям, чтобы взаимодействие было более продуктивным.

Подходы к изучению взаимодействия.

Перспективный подход к постижению внутренне-сущностной природы взаимодействия был намечен Б.Ф.Ломовым, который указал, что конституирующим принципом взаимодействия в общении является не система перемежающихся действий (воздействий) каждого из участников общения, а их непрерывное в з а и м о д е й с т в и е. «Общение — это не сложение, не накладывание одна на другую параллельно развивающихся («симметричных») деятельностей, а именно взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнеры». Б.Ф.Ломов подчеркивает, что «разрезать» общение, отделив деятельность одного участника от деятельности другого, невозможно, ибо это значило бы отойти от анализа в з а и м н о г о общения. Сформулированное Б.Ф.Ломовым представление о взаимности, о «взаимодейственности» общения имеет центральное значение не только для понимания природы взаимодействия в общении, но и для сущностного понимания непрерывно-нераздельной (континуально-недизъюнктивной) природы самого общения. Б.Ф.Ломов также обратил внимание на то, что «Если в отношении индивидуальной деятельности сформулированы принципы и подходы к ее изучению, разработаны схемы ее анализа и способы описания, то в отношении общения пока дело ограничивается лишь весьма общими положениями.» (17, с.128).

В последние годы принципы, подходы, способы изучения и анализа общения получили значительное развитие, однако, проблемы взаимности общения, роли взаимодействия в общении, соотношения взаимодействия и общения остаются недостаточно исследованными. Нам представляется, что одним из важнейших направлений изучения взаимности и взаимодействия в общении является идея неаддитивности общения, четко сформулированная Б.Ф.Ломовым и указывающая на необходимость исследования недизъюнктивно-континуальной, процессуально-полифонической природы общения.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...

Значительная часть психологических исследований взаимодействия между людьми в общении осуществляется в русле социально-психологического изучения общения и совместной деятельности. Для понимания соотношения общения, взаимодействия и совместной деятельности рассмотрим некоторые концептуальные модели общения и совместной деятельности.

56 Вопрос Приемы противодействия слухам

Противодействие слухам

Противодействие слуху — это не только мероприятия по его опровержению. Порой возможны ситуации, когда попытки борьбы со слухом приводят к еще большему его распространению. Поэтому перед выбором стратегии противодействия слуху следует оценить информационную обстановку: какое количество людей уже знает о слухе, каково доверие к источнику опровержения.

Подтвердить слух. Иногда бывает проще и полезнее подтвердить слух, тем самым предотвратив дальнейшие «наслоения» сюжета. Мужество сделанного признания возвращает иногда доверие к источнику и соответственно, помогает контролировать дальнейший ход событий.

Официальное опровержение слуха. Официальное опровержение слуха уместно лишь при условии, что данный источник пользуется доверием у аудитории.

Ирония, юмор. Иногда помогают ирония, юмор — высмеивание «нелепой» информации в процессе яркого, богатого различными метафорами выступления авторитетного лица. Но, так как слухи несут довольно сильный эмоциональный заряд, развеять их разумными аргументами чаще всего трудно или просто невозможно.

Фланговая атака. Если нет уверенности в авторитетности официального источника, уместно распространение информации, по содержанию противоположной сюжету слуха. Делаться это должно под различными предлогами, но без упоминания о самом слухе и его сюжете.

Доведение до абсурда. Прием «доведение до абсурда» подразумевает распространение информации, не противоположной по содержанию, а, наоборот, усиливающей тенденцию, лежащую в основе первоначального слуха.

Дискредитация автора — один из приемов, помогающих обезвредить слух. О возможном авторе сюжета (источнике) слуха распространяется компрометирующая его информация, фактически это может быть контрслух.

Отвлечь внимание. В качестве полумеры можно рассматривать различные способы отвлечения внимания общественности от нежелательной темы путем выброса новой, преимущественно еще более шокирующей, волнующей или интригующей информации и вытесняющей прежнее наполнение неформальных каналов.