Наивная психологическая диагностика

Наивная психологическая диагностика

Научной психологической диагностике предшествовала наивная

психологическая диагностика, содержание которой определяется

физиогномикой, френологией, графологией, хиромантией, дерматоглификой.

Физиогномика (от двух греч. слов «природа» и «знающий») – учение о

связи внешнего облика человека и его принадлежности к определенному типу

личности. Физиогномика основывается на представлении о том, что по

внешним признакам человека могут быть установлены его психологические

характеристики. В частности, в выражении лица отражаются некоторые

особенности личности. В течение длительного времени физиогномика служила основой для многих типологий характера. Однако в первой

половине 19 века физиогномика была практически забыта.

Френология (в переводе с греческого означает «нрав», «характер» и

«учение») – это учение Франца Йозефа (1758–1828) Галя о связи психических

особенностей человека с наружной формой черепа. Основная идея

френологии заключалась в том, что кора головного мозга состоит из ряда

центров, в каждом из которых локализована определенная способность

человека. При сильном развитии этой способности соответствующий цент

мозга также сильно развит, что отражается на конфигурации черепа. Это

позволяет составить с помощью специальных измерений френологическую

карту.

Таким образом, антропометрические замеры черепа, как считал Ф. Галь,

могут заменить анализ психических способностей человека.

Идеи Ф. Галя основывались на наблюдениях и умозрительных

заключениях.

Попытка же экспериментальной проверки френологии была предпринята

французским физиологом и врачом Ж. Флурансом (1794–1867).

Ж. Флуранс

применял воздействие наркотиков на отдельные нервные центры и

использовал метод экстирпации (удаления) отдельных участков головного

мозга. Результаты свидетельствовали о способности мозга восстанавливать

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

утраченные функции. Подводя итоги своих опытов, он пришел к выводу, что

мозг является целостным функциональным органом с выраженными

компенсаторными возможностями.

После работ Ж. Флуранса френология была в научных кругах

скомпрометирована, хотя многие продолжали ею увлекаться.

Графология (от двух греческих слов «пишу» и «учение») – это учение о

почерке, который признавался разновидностью выразительных движений,

отражающих психологические свойства и психофизиологические состояния

пишущего. Идея о связи почерка с душевными качествами человека возникла

давно. На их существование указывали Аристотель, Феофраст и многие

другие мыслители. В 1622 году итальянский врач К. Вальдо опубликовал

работу с описанием способов определения особенностей личности по

почерку. Широкое распространение графология получила в 19 веке.

Сегодня наиболее достоверно установлена зависимость почерка от

эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей

нервной деятельности пишущего. При некоторых психических заболеваниях

почерк приобретает специфические признаки. Например, почерк больных

шизофренией нередко отличается вычурностью, нарочитой

стилизованностью. В силу этого изучение почерка может иметь

диагностическое значение. В криминалистике почерк анализируется с целью

выявления признаков, позволяющих идентифицировать преступников.

Существует судебное почерковедение. Отдельные приемы графологического

анализа в сочетании с другими методами применяются в исследованиях по

дифференциальной психологии и психофизиологии. Хиромантия (от двух греческих слов «рука» и «пророчество») – одно из

наиболее древних учений об индивидуальных особенностях человека, чертах

его характера, пережитых им событиях, определяемых по кожному рельефу

ладоней. Рисунок на поверхности ладоней называется папиллярным (кончики

7 стр., 3122 слов

Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического исследования, классификация методов исследования, применяемых в педагогик

Образовательная среда как фактор развития личности. Общая характеристика понятия образовательная среда. Основные теоретические модели образовательной среды. Образовательная среда в общекультурном контексте . «Образовательная среда» - совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, ...

пальцев) и флексорным (ладонь).

В своих истоках хиромантия тесно связана

с астрологией. Изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи

с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знаний –

дерматоглифики (от греческих слов «кожа» и «гравировать»).

Папиллярный

рисунок индивидуален. Его уникальность, персональный характер

используются в криминалистике.

В середине прошлого, т.е. 20 века усилился интерес антропологов и

медиков к изучению дерматоглифики. Причиной этому послужили успехи в

области исследования хромосомных болезней человека. Появляются работы,

в которых указывается на связь между отдельными особенностями рисунков

кожных покровов и хромосомными аномалиями. Установлено типичное

расположение сгибательных борозд ладони при болезни Дауна. Тем не менее,

уже сейчас психологи утверждают, что у здоровых людей разнообразие

папиллярных и ладонных рисунков очень велико. Г.И. Акинщикова в

комплексном лонгитюдном исследовании установила взаимосвязи между

некоторыми дерматоглифическими признаками и интеллектом, измеряемым

по тесту Векслера.

2 Вопрос

Классификация методов психодиагностики (Б.Г. Ананьев)

В 1977 году была опубликована монография Б.Г, Ананьева «О

проблемах современного человекознания», в которой и была предложена

классификация, соответствовавшая состоянию психологии 1950–1970 гг.

В ее основе лежали этапы психологического исследования. Классификация включает в себя методы, необходимые для организации

и непосредственного проведения исследования, обработки

3 стр., 1164 слов

Наблюдение как ведущий метод экологического воспитания дошкольников

Оглавление Введение 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПОЗНАНИИ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 1.1. Анализ психолого-педагогического литературы по проблеме исследования 5 1.2. Сущность наблюдения как деятельности. Использование наблюдения для познания дошкольниками природы в образовательном процессе ДОУ 10 1.3. Виды наблюдений и их структура 14 ГЛАВА II. ...

экспериментальных данных и их интерпретации. Она объединяет четыре

большие группы методов: организационные; эмпирические; методы

обработки экспериментальных данных; интерпретационные методы.

Классификация методов психодиагностики

(Б.Г. Ананьев)

Критерии классификации –

этапы психологического

исследования

Методы

Организационные

(определение стратегии

исследования)

1) сравнительный

2) лонгитюдный

3) комплексный

Эмпирические

(сбор информации)

1) обсервационные (наблюдение и

самонаблюдение)

2) экспериментальные (естественный,

лабораторный, полевой, формирующий)

3) психодиагностические

(стандартизированные и

нестандартизированные)

4) праксиметрические (анализ продуктов

деятельности: качественная оценка изделий

и выполненных работ, хронометрия,

циклография, профессиография и т.д.)

5) моделирование (математическое)

6) биографические (анализ дат, событий,

документов, жизненного пути)

Обработки данных

(обработка полученных

первичных эмпирических данных)

1) количественные (математико-

статистические методы обработки

психологической информации)

2) качественные (описание случаев, как

наиболее полно отражающих типы и

варианты психических явлений, так и

являющихся исключением или нарушением

общих правил)

Интерпретационные

(установление связей между

2 стр., 776 слов

Лабораторное занятие №3. «Биографический метод и его возможности при анализе социально – психологической информации. Анализ продуктов деятельности»

Цель:Изучить биографический метод исследования и метод анализа продуктов деятельности. Задачи: 1. Составление характеристики личности на основании биографического метода 2. Составить отчет. План: 1. Устный опрос по теме. 2. Этап 1. Освоение биографического метода 3. Этап 2.. 4. Этап 3. 5. Представить отчет в форме протокола. 6. Выводы. Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Понятие биографического ...

исследуемыми характеристиками)

1) генетический метод (критерии развития

фаз, стадий);

2) структурный метод (типы связей между

показателями).

1) стандартизированные (достаточно

жестко алгоритмизирована система

предъявления стимульного материа%

ла, фиксации ответов, обработки и

интерпретации полученных данных;

пример – тесты интеллекта, опрос%

ники);

2) слабостандартизированные (как

правило, алгори

тмизация наблюда%

ется лишь на отдельных этапах ра%

боты с методикой; пример – боль%

шинство проективных методик);

3) нестандартизированные (алгоритми%

зация отсутствует, а эффективность

методики определяется квалификаци%

ей психодиагноста

и психодиагности%

ческой ситуацией; классический при%

мер – неструктурированная беседа).

 4 вопрос.Виды наблюдения в психологии: стандартизованное, лабораторное, полевое, включенное, не включенное. Способы фиксации данных наблюдения. В психологических исследованиях применяется широкое разнообразие форм наблюдения; единой и исчерпывающей классификации их не существует, поэтому ограничимся называнием наиболее важных видов наблюдения.  Стандартное наблюдение в отличие от случайного характеризуется, прежде всего, регулярностью проведения наблюдений в течение всего периода исследования. Временные промежутки между отдельными наблюдениями определяются природой изучаемого предмета, внешними условиями, определяющими сроки финансирования, и могут меняться в широких пределах. В литературе, особенно иноязычной, термин «стандартное» часто употребляется в значении «стандартизованное». В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытым или скрытым, когда наблюдатель, например, смотрит на объект наблюдения через стекло Гезелла.  Как подвид выделяется включенное наблюдение: исследователь является членом наблюдаемой им группы людей, полноправным участником наблюдаемых событий.  Включенное наблюдение, как и наблюдение со стороны, может быть открытым, или скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито, не сообщая о факте наблюдения другим членам группы), включенное наблюдение, с одной стороны, позволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой стороны, непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя.  Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и не включенным. Например, наблюдения педагога за классом во время занятий, наблюдение психотерапевта: здесь наблюдатель включен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции «не равноправны» с точки зрения управления ситуацией.  В зависимости от ситуации наблюдения можно выделить наблюдение:полевое, лабораторное,  спровоцированное в естественных условиях.  Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни наблюдаемого человека или животного и его требованием является отсутствие инициативы со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественную жизнь «объекта» наблюдения при минимальных искажениях (за счет ограничений ситуации), но его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю; наблюдение здесь часто бывает выжидательным, несистематическим.  Лабораторное наблюдение позволяет изучать человека в более удобной для исследователя и контролируемой ситуации, неискусственные условия могут значительно исказить получаемые результаты. В возрастной психологии спровоцированные наблюдения приближаются к форме «естественного эксперимента» — метод, предложенный А.Ф. Лазурским. Важным критерием является хронологическая организация наблюдения. С этой точки зрения можно выделить лонгитюдное («продольное»), периодическоеи одиночное наблюдение. Лонгитюдное наблюдение проводится в течение длительного времени, обычно — ряда лет, и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения. Результаты таких исследований фиксируются обычно в виде дневников и широко охватывают поведение, образ жизни, привычки наблюдаемого человека.  Периодические наблюдения — наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения. В отличие от лонгитюдного, оно проводится в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени.  Единичные или однократные наблюдения обычно представлены в виде описания отдельного случая. Они могут быть как уникальными, так и типичными проявлениями изучаемого процесса или феномена. 

9 стр., 4500 слов

18.Характеристика малоформализованных методов: наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности. Метод наблюдения

... т. д. 17. Типы диагностических методик: малоформализованные и высокоформализованные. 18. Характеристика малоформализованных методов: наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности. 19. Особенности высокоформализованных ... 9. Основные психодиагностические ситуации и действия психолога по получению информации в этих ситуациях. Схема получения психодиагностических данных. 10. Интерпретация ...

9 стр., 4135 слов

Анализ «я-концепции» с помощью теста «кто я такой»

С.М. Меджидова, А.И. Орланова, Факультет социальных наук и психологии, Бакинский государственный университет Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, которые составляют содержательную часть его представлений о себе – его «Я-концепции». Однако знания о себе самом, естественно, ему ...

5 Вопрос

интервью — в психологии — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В сравнении с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов. Часто вопросники для интервью строятся по типу анкет социологических, ставящих целью получение распределения типичных ответов по большому количеству вопросов. Такой подход нужен лишь на первой стадии исследования, для первичной ориентировке в проблеме. Вопросники могут дать ценные результаты для дальнейшего уточнения изучаемых свойств и выдвижения новых гипотез. Современный этап характерен координацией практических, теоретических и методологических проблем интервью а целях использования его как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации. Различаются два вида интервью: 1) интервью свободные — не регламентированные темой и формой беседы; 2) интервью стандартизованные — по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами. Границы между этими видами подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников определяется наличием и формой вопросов, уровень получаемой информации — богатством и сложностью ответов. В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций: 1) респондент — (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе; 2) респонденту недостает информации о причинах своего действия; 3) интервью ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется. Конкретная ситуация определяет применение разных методов интервьюирования. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента при поиске нужной информации. Примеры таких методов — интервью клиническое и интервью диагностическое.

6 Вопрос Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)

В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке — это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.

Под понятием «документальный источник» понимаются:

письма; автобиографии; дневники; фотографии; записи на кино- и видеопленке; творческие результаты в разных видах искусства; материалы различных средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).

Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название контент-анализ (буквально «анализ содержания»).

Впервые он начал применяться начиная с 20-х гг. прошлого столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации. Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем гюд-считывается частота их употребления. Так, например, в 20-е гг. XX в. русский исследователь Н. А. Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола. Или другой пример: в 80-х гг. XX в. Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой проводился контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах.

Таким образом, основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные. Основная трудность при работе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.

Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа.

В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу).

Новым этапом в развитии этого метода стала его компьютеризация. Особенно широко это используется в США — там разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов, позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объем информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа.

В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры методов математической обработки данных в психологии">обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент-анализ может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, методика Роршаха, Техника завершения предложений); интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; открытых вопросов анкет и т. п. Так, например, в методиках диагностики личностных особенностей (тревожности, невротицизма и др.) проводится контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого: количество тематических высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п. Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого.

Следует коротко остановиться еще на одном классе методик. В последнее время в западной психологической литературе появился термин «тесты учителя». Под ним подразумеваются не только традиционные тесты учета и контроля школьных достижений, а целенаправленное использование учителем в своей работе малоформализованной диагностики. В частности, выделяется умение проводить систематические наблюдения, имеющие своей целью изучение индивидуально-психологических особенностей учеников, их поведения. По основательности разработки тесты учителя далеко отстают от того, что достигнуто в формализованной диагностике. Однако само их появление в психодиагностической литературе следует рассматривать как одно из проявлений неудовлетворенности той формалистичностью, которая стала неотъемлемой особенностью психологического диагностирования. Только сочетание формализованных методов диагностики с наблюдениями, беседами, тестами учителя и т. п. формами изучения обследуемого может дать удовлетворяющий результат.

Приведенная в данной главе классификация психодиагностических методик не является исчерпывающей. Ее можно расширить за счет использования других принципов деления методик на классы. Так, в книге «Общая психодиагностика» дана классификация психодиагностических методик, опирающаяся на такое основание, как наличие или отсутствие оценок выполнения заданий по типу правильно — неправильно. Класс психодиагностических методик, где ответы испытуемых всегда оцениваются как правильные или неправильные, составляют тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и некоторые личностные тесты действия (например, тест замаскированных фигур Уиткина).

К классу методик, в которых понятие правильный или неправильный ответ не существует, относятся большинство личностных опросников, проективные техники и психофизиологические методики.

Еще одним основанием для классификации методик может быть мера включенности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результаты эксперимента. Этот принцип позволяет разделить психодиагностические методики на следующие группы:

влияние психодиагноста выражено минимально; влияние психодиагноста выражено максимально; влияние психодиагноста выражено в средней степени (промежуточное положение между двумя полюсами).

В первую группу входят тесты интеллекта, способностей, достижений, многие опросники и психофизиологические методики. В них и процедура эксперимента, и фиксация результатов являются рутинной операцией и могут быть доверены лаборанту или компьютеру.

Вторую группу составляют различные виды интервью, бесед, наблюдений. Здесь, напротив, психодиагност своими реакциями, репликами, манерой поведения может создать такие условия работы, в которых получение нужной информации будет затруднено или даже искажено.

В третью группу входят многомерные опросники, опросники с открытыми ответами, проективные техники, в которых велика степень включенности психодиагноста на этапе интерпретации полученных результатов. Психодиагностическое заключение, которое делается на основании этих методик, не свободно от влияния личности диагноста, его профессиональной компетентности.