Воображение и творчество 2

Воображение и творчество

Воображение

Воображение и творчество

знать: понятие о воображении; виды воображения (активное, пассивное, преднамеренное, непреднамеренное, воссоздающее, творческое); способы создания образов воображения (агглютинация, акцентирование, схематизация, типизация).

уметь: определять способы создания воображаемых образов.

это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений.

Воображение расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, еще не существующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и, соответственно, выстроить адекватную схему поведения. Для изменения данных и создания продуктов в воображении, как и в мышлении, используются операции воображения.

Операции воображения

Классификация по Крысько

  1. вычленение из целостного образа предмета какого-либо его эле­мента или свойства (например, ножом можно резать, а палкой достать то, до чего не дотягивается рука)
  2. изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличе­ния (гипербола) или преуменьшения ее (так создаются образы гигантов, гномов и т.п.)
  3. соединение частей различных объектов и создание таким путем представления нового, не существовавшего ранее в природе (сфинкс, кентавр)
  4. конструирование предмета в связи с его назначением (например, чтобы резать, нож должен быть острым; чтобы далеко лететь, дротик должен быть легким)
  5. мысленное усиление какого-либо свойства или качества, прида­ние этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца)
  6. перенос этого свойства на другие объекты (вождь племени хи­тер, как лиса; враги трусливы, как зайцы)
  7. мысленное ослабление какого-либо свойства или качества пред­мета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходно­му (многие персонажи народного эпоса, сказок)
  8. создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдав­шихся у ряда сходных объектов (типизация)

Классификация по Григоровичу

  1. слияние — подразумевает произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных черт разных объектов в одном образе
  2. особый вид слияния, агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты (кентавр, сфинкс)
  3. гиперболизация повышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные его черты; и акцентирование, когда выделяется какая-то часть или деталь, которая становится доминирующей (шаржи, карикатуры)
  4. типизация — обобщение наиболее типичных для данной группы людей черт

Виды воображения (по степени активности)

Виды воображения, расположенные в порядке усиления осознанности и управляемости:

  1. Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) — это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно делится на:
    1. сон
    2. грезы — подразумевают возможность вызвать их содержание по собственному усмотрению, как правило, человек воображает в этом случае желаемые, приятные для себя картины.
    3. мечты (иногда относят к произвольному воображению!)- более активный вариант грез — образ желаемого будущего, но уже гораздо более реальный и связанный с действительностью, чем грезы. Мечты обычно человек старается воплотить в жизнь, здесь возможна сознательная регуляция вызываемых образов, создание достаточно жесткой схемы их реализации.
  2. Произвольное (активное, преднамеренное) — создание новых образов с помощью волевых усилий.
    1. воссоздающее (репродуктивное) воображение — это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.
    2. творческое воображение (иногда приравнивается к творческому мышлению, креативности, творчеству вообще) — это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека.

      Предполагает наибольшую активность и субъективность автора, так как содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, переживаний, опыта. Однако такая всецелая зависимость от субъекта творчества не приводит к абсолютной оторванности от действительности, как в грезах. Именно поэтому результаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим. Креативность (творчество) бывает 2 видов:

      1. образная — преимущественная способность создавать новое в образном плане (появляется первой, до 7-8 лет опережает вербальную)
      2. вербальная — преимущественная способность создавать новое в образном или словесном (вербальном) плане.

Физиологическая основа воображения

Физиологическую основу воображения составляют остаточные (сле­довые) процессы в корковых отделах различных анализаторов:

  1. процессы возбуждения и торможения
  2. иррадиации и концентра­ции
  3. положительной и отрицательной индукции
  4. анализа и синтеза

Связь воображения с другими сторонами психики

Воображение тесно связано с другими сторонами психики — эмоциями, памятью, мышлением.

  • Воображение может стимулировать эмоции (пациент, ожидающий своей очереди у зубного врача, воображает себе предстоящее испытание, а голос врача или звук бормашины делают образы еще более живыми и отчетливыми, усиливая страх), как и эмоции — воображение (например, ожидаемая радость, также вызывает в воображении разнообразные картины реализации желания).
  • Роль памяти, знаний особенно отчетливо видна в репродуктивном воображении, так как многие факты, не известные человеку, он просто не может себе представить. Это проявляется, например, в реакции людей, не переживших войну, на рассказы или поведение беженцев из Чечни, описания исторических событий. Хорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.
  • В затруднительных случаях при решении проблемных ситуаций воображение заменяет мышление, помогая дополнить недостающие данные воображаемыми.Важным моментом является и несовпадение уровня креативности с уровнем интеллекта, прежде всего с уровнем мышления. Как показали исследования, интеллект только до определенного уровня стимулирует развитие творчества, а высокоразвитое мышление(особенно словесно-логическое) может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального, результата.