Песочная терапия как средство регулирования эмоционального состояния старших дошкольников

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы проблемы использования песочной терапии с целью регулирования эмоционального состояния дошкольников…………….6

1.1 Особенности эмоциональной сферы дошкольников……………………….6

1.2 Влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы дошкольников……………………………………………………………………12

1.3 Приемы работы по песочной терапии с дошкольниками………………19

Выводы……………………………………………………………………………24

Глава 2. Опытно-практическая работа по использованию песочной терапии с целью регулирования эмоционального состояния старших дошкольников…………………………………………………………………………………………..25

2.1 Анализ уровня сформированности эмоционального состояния старших дошкольников……………………………………………………………………25

2.2 Проектирование педагогической деятельности по проблеме исследования…………………………………………………………………..…33

2.3 Анализ результатов…………………………………………………………..38

Выводы……………………………………………………………………………41

Заключение…………………………………………………………………………42

Список литературы………………………………………………………………43

Приложение

Введение

У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но доступ к ним «за семью замками» [2,с.16].

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфическая форма отражения действительности [14,с.59].

Все люди – существа эмоциональные. Каждый день мы испытываем эмоции. Когда мы счастливы, то нам кажется, что все радуются вместе с нами. Когда грустим, то весь окружающий мир окрашивается в унылые тона. Когда чем-то рассержены, то всё вокруг только усиливает наше раздражение.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

Классификация по знаку: 1. Положительные (смех, улыбка, радость, любовь, восхищение) 2. Отрицательные (плачь, злость, агрессия, гнев, ярость, грусть) По критерию мобилизации ресурсов организма: 1. Стенические - вызывают прилив энергии(любовь, радость, восторг) 2. Астенические – забирают энергию (злость, печаль, гнев, тоска, разочарование и т.д.) По модальности (Плутчек): любовь, Радость, Принятие, ...

В условиях формирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы по формированию эмоциональной сферы. Одной из таких форм является арт-терапия, в которой особо выделяется песочная терапия [4,с.64]. Поэтому психологи обращают повышенное внимание на использование арт-терапии и песочной терапии для развития эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Вопросами использования арт-терапии и песочной терапии в работе с дошкольниками занимались психологи: Е.О. Смирнова, М.В. Киселева, Е. Каралашвили, О.В. Бережнова, Дора Кальфф, Карл Густав Юнг и другие.

Е. Каралашвили говорила: «Умение ребенка понять и выразить своё настроение является важной задачей, которую решает дошкольный психолог.

Выражение собственных эмоций через творческую и продуктивную

деятельность развивает фантазию и воображение, способствует снятию психоэмоционального напряжения у детей» [2,с.17].

Песочная терапия — один из удивительных методов терапии в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром, уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.

Дошкольный возраст – это возраст первичной социализации ребёнка. Одним из основополагающих принципов дошкольного образования — Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который определяет «Приобщение детей к социокультурным нормам», что способствует положительному социоэмоциональному развитию личности [20].

С введением ФГОС ДО дошкольник становится субъектом взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и детьми. Это способствует формированию благоприятной эмоционально-психологической атмосферы жизни ребёнка в системе социальных отношений, позитивной социализации детей. Позитивная социализация представляет собой активное творческое начало, которое позволяет ребёнку получить опыт общения и взаимодействия через радость и положительные эмоции [12,с.42].

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый вариант) (А. Уэссман, Д. Рикс)

Измерение в этой методике производится по 10-ти балльной (стеновой) системе. Испытуемому дается инструкция: «Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучшевсего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов». Измеряются следующие показатели П1 (показатель) — С (самооценка) «спокойствие — ...

Изучая данный вопрос, мы заметили, что не всегда дети испытывают разнообразные положительные эмоции. Часто у них бывает состояние грусти, поэтому ребёнок чаще переживает отрицательно-эмоциональное состояние.

Воспитатели не всегда замечают отрицательные моменты в эмоциональном состоянии старших дошкольников. Они понимают необходимость регулирования эмоционального состояния детей, но не всегда используют эффективные приёмы в своей деятельности для решения данной проблемы. И родители не уделяют должного внимания регулированию эмоционального состояния детей. В литературе разработаны разнообразные приёмы для регулирования эмоционального состояния старших дошкольников. Одним из таких приёмов является песочная терапия.

Таким образом, сложилось противоречие между большими возможностями использования песочной терапии с целью регулирования эмоционального состояния старших дошкольников и недостаточной реализацией данного потенциала. Исходя из выделенного противоречия, можно сформулировать следующую проблему: каковы психолого-педагогические возможности использования песочной терапии для регулирования эмоционального состояния старших дошкольников? Ответ на этот вопрос составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс регулирования эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: приемы работы по песочной терапии.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы проблемы использования песочной терапии для регулирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

2. Охарактеризовать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста.

3. Подобрать приемы работы по песочной терапии с целью регулирования эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста и апробировать их на педагогической практике.

4. Проанализировать результаты.

Методы исследования:

1. теоретические – анализ печатных источников, анализ интернет ресурсов, анализ понятийного аппарата;

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

2. эмпирические – тестирование.

………….

Список литературы

1. Александрина У. Ю., Янькова Н. В. Песочная арт-терапия, как технология в работе с детьми дошкольного возраста // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 8. – с. 5.

2. Арт-терапия.//Обруч. – 2009. — №4. – с. 16 – 17.

3. Афонькина Ю.А. Развитие интегративных качеств дошкольников. Методический конструктор / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2013. – с. 96.

4. Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э. Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. – 2014. — №4. – с. 64.

5. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста / О.О. Гонина. – М.: Юрайт, 2015. – с. 79.

6. Как развивать эмоции у детей.//Дошкольная педагогика. – 2012. — №7. – с. 53 – 54.

7. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселёва. – СПб.: Речь, 2013. – с. 160.

8. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В. Ковалец. – М.: ВЛАДОС, 2014. – с. 136.

9. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. – СПб.: Питер, 2012. – с. 368.

10. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2012. – с. 256.

11. Мардер Л.Д. Цветной мир: Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Л.Д. Мардер. – М.: Генезис, 2013. – с. 178.

12. Миронов В. Моральное чувство: его формирование с помощью художественной литературы / Миронов В. // Дошкольное воспитание. – 2013. — №10. – с. 42.

13. Песочная терапия как средство развития дошкольников.//Дошкольная педагогика. – 2014. — №8. – с. 54 – 55.

14. Развитие эмоций у детей // Дошкольное воспитание. – 2013. — №1. – с. 59.

13 стр., 6188 слов

Эмпирическое исследование особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказочных героев

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГЕРОЕВ СКАЗОК 1.1 Общая характеристика дошкольного возраста 1.2 Сказка как метод народной психологии .3 Особенности художественного восприятия действительности в дошкольном возрасте Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ .1 Изучение восприятия ...

15. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2014. – с. 139 – 143.

16. Уханова А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников / А.В.Уханова // Вестник практической психологии образования. — 2014. — №2. – с. 115.

17. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2015. – с. 336.

18. Хвостишкова Т.В. Игры с песком как средство развития мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями/Т.В. Хвостишкова – Орёл, 2015. – с. 207.

19. www.prodlenka.org Влияние арт-терапии на развитие детей дошкольников.

20. Министерство образования и науки Российской Федерации.

21. www.planetadetstva.net Применение арт-терапии в развитии, коррекции и восстановлении эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с особыми потребностями.