СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение ________________________________________4
2. Виды внимания___________________________________6
Непроизвольное внимание________________________8
Произвольное внимание__________________________13
Послепроизвольное внимание_____________________20
3.Свойства внимания, описанные
в трудах западных психологов_____________________21
4.Заключение________________________________________27
5.Практическая часть_________________________________28
6.Приложение_______________________________________31
1.Введение.
Описание круга явлений изучаемой действительности – первый шаг и необходимая предпосылка любого научного исследования. Значение явлений внимания и невнимания, умение правильно их выделять и различать необходимо каждому психологу независимо от его научных интересов или практической специализации. Историки психологии считают, что задача описания явлений внимания к концу 17 века была решена в основном, а в 18 столетии детально и полностью. При этом они ссылаются на философские труды Августина, Фомы Аквинского, Ш. Бонне, Х.Вольфа, Р. Декарта, И. Канта, Г. Лейбница, Н. Мальбранша, Э. Платнера и других философов, врачей, натуралистов. Важные наблюдения, практические наставления и любые описания явлений внимания и рассеянности можно найти в художественной и, особенно часто в большом объеме, религиозной литературе. В области научной литературе она решилась, главным образом, в работах классиков психологии сознания: В. Вунт, Т. Рибо, Э.Титченер, Г. Фехнер, У. Джеймс и др.
Однако при анализе работ этих психологов можно прийти к выводу, что их точки зрения по данному вопросу расходятся уже на элементарном определении внимания. Психология внимания стала напоминать по меткому выражению Ч.Спирмена, вавилонское столпотворение, когда строители заговорили на разных языках. Значение термина внимание расплодилось настолько, что исследователи перестали понимать друг друга. В связи с этим он сочувственно цитирует заявление М. Фуко: «Нам намеренно следует отказаться от любого использования понятия внимания и даже от произнесения этого слова».1
В то же время в теориях восприятия и работах прикладного характера понятие внимание нередко выполняло объяснительную функцию. Внимание в этих исследованиях превратилось, по словам В. Метцгера, «в магический принцип, который может делать все и не объяснять ничего»2. Эта тенденция вызвала резкую критику со стороны гельштальтпсихологов и других близких к ним по позиции, исследователей сознания. Слово внимания является в большинстве случаев излишне вредным. Когда, например, некто Майер смотрит в свою тетрадь»,- говорил Э. Рубин,- то псевдонаучно это можно выразить так: Майер направил свое внимание на тетрадь».3 Особый протест вызвало титчеровское определение внимания как свойство любого психического процесса. Гельштальтпсихологи подчеркивали активный характер внимания, называя его эго-объективной силой, призвали к специальным исследованиям эффектов внимания и проводили их на материале решения перецептивных задач. Проблему внимания не могли обойти и другие, более радикально настроенные, направления психологической мысли. В иных терминах она ставилась и разрабатывалась в рамках бихевиаризма и в школе психоанализа. Однако, в этот, как иногда говорят, ледниковый период ментализма понятия сознания, воли, намерения и внимания исчезли со страниц престижных психологических изданий практически полностью.
40. Сознание и его нарушения
... состояний мышление дезорганизовано, а после их окончания период нарушенного сознания полностью или частично амнезируется. Синдромы нарушенного сознания правомерно сравнивают с состоянием физиологического они, т.к. во ... зависимо от времени суток или соматических вредностей. В начальной стадии наблюдаются явления дереализации, ощущение изменения вида и движения объектов. Меняется место происходящих ...
На сегодняшний день, как и десятилетия, назад нет единой концепции понятия внимания, при чем проявление этого психического процесса мы можем встретить повсеместно. Выгосткий Л.С.считал, что оно лежит в основе развития познавательных процессов: «История развития внимания есть история развития организованности его поведения».4. Исходя из этого, я считаю, что оно достойно внимания исследователей.
В своей курсовой работе я не пытаюсь создать новое определение этого процесса, которое встанет в ряду с остальными 35-ю (по анализу научной литературы Г. Беймера) другими. Меня интересует вопрос дифференциации внимания на различные виды, исходя из которых, можно охарактеризовать степень развития личностных особенностей человека, и как они могут проявляться в дальнейшей его деятельности. Мною будут рассмотрены различные точки зрения, как западных, так и отечественных психологов на вопрос видов и свойств внимания. Практическая часть служит примером прикладного использования теоретических данных используемые в психологии. Дальнейшее изучение в будущем предложенной темы позволит увеличить объем методик изучения данного познавательного процесса, что скорее всего, даст возможность более ответственно подойти к понятию внимания.
1.Спирмен по Ю. Б. Добрашев « Психология внимания» М 1995 г., стр.36
2.Метзгер «Хрестоматия по психологии» М 1984г. Стр. 114
3. Там же стр 363
4.Выгосткий Л. С. «Собрание сочинений» т. 3, М.1983г.
2.Виды внимания.
Процессы и состояния внимания классифицируют по разным ос-нованиям — функциям и эффектам, генезу и механизмам, причинам, условиям и свойствам, объектам и сопутствующим переживаниям. Выбор того или иного основания определяется теоретической позицией, представлением о сущности внимания и, самое главное, поставленной исследовательской или практической задачей. Джеймс по своему объекту различал чувственное (сенсорное) внимание, а также умственное (интеллектуальное).
Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...
... сличение выполненных действий с исходным намерением. Для интеллектуального поведения характерны более сложное восприятие и прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее ...
Объектами чувственного внимания являются содержания сознания, получаемые при помощи органов чувств — ощущения и восприятия. Внимание интеллектуальное направлено на процессы или продукты мышления, памяти и воображения. Некоторые авторы дополнительно различали внимание к представлениям движений и эмоциям, называя его, соответственно, исполнительным и аффективным.
Второе основание классификации У. Джеймса лежит в аффективной сфере сознания. Внимание будет непосредственным, если объект интересен сам по себе, и внимание будет производным (опосредствованным, апперцептивным), если объект приобретает интерес лишь по ассоциации, как бы одалживая его у какого-то другого, значимого содержания опыта. Третье основание — переживание усилия — относится к волевой сфере сознания. Непроизвольное (пассивное, рефлекторное) внимание происходит без усилия, а внимание произвольное (активное) сопровождается чувством усилия. Произвольное внимание всегда опосредствовано, то есть его объект связан с отдаленным интересом. Таким образом У. Джеймс выделяет и последовательно описывает, используя яркие примеры, шесть видов внимания:
1) непроизвольное, непосредственное, чувственное;
2) непроизвольное, опосредствованное, чувственное;
3) непроизвольное, непосредственное, интеллектуальное;
4) непроизвольное, опосредствованное, интеллектуальное;
5) произвольное, опосредствованное, чувственное;
6) произвольное, опосредствованное, интеллектуальное.
В классической психологии сознания ведущим основанием клас-сификации актов внимания стало их отношение….