Особенности непроизвольной и произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы особенностей развития непроизвольной и произвольной памяти у детей дошкольного возраста…………………………5

1.1 Общее понятие о памяти как психическом явлении………………………..5

1.2 Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста…………..17

1.3 Особенности развития непроизвольной и произвольной памяти у старших дошкольников…………………………………………………………………23

Глава 2. Психологические особенности произвольной и непроизвольной памяти у детей дошкольного возраста по результатам констатирующего эксперимента……………………………………………………………………..29

2.1 Цель, задачи, методы исследования…………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………………34

Библиография………………………………………………………………………35

Приложения………………………………………………………………………..38

Введение

Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, постоянно оставляют определенный след в его сознании и подсознании, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Все эти процессы называются памятью.

Исследованием особенностей памяти занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, что породило большие споры и дискуссии: Блонский П. П., Выготский Л. С., Гнедова Н. М., Джеймс У., Зинченко П. И., Леонтьев А. Н., Ляудис В. Я., Норманн Д. А., Смирнов А. А., Эльконин Д. Б., Немов Р. С., Истомина З. М., Обухова Л. Ф., Лурия А. Р. И многие другие. Выготский Л. С. отмечал, что ни по одной теме современной психологии нет столько разногласий, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.

Память является одним из важных и необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Однако долгое время основное внимание ученых и исследователей было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение изменилось. В настоящее время все больше детей отличаются ранним и весьма высоким интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано — в дошкольном возрасте.

5 стр., 2256 слов

Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

... личности и стабилизацию личностно-окрашенного поведения ребенка. Эмоциональное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста. Возрастные особенности эмоциональной сферы ребенка в раннем детстве: импульсивность и ... методы психодиагностики развития памяти у детей старшего дошкольного возраста. 19. Опишите алгоритм и методы диагностики социальных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе ...

Цель работы: изучение особенностей развития непроизвольной и произвольной памяти старших дошкольников.

Объект исследования: память детей 5 — 7 лет.

Предмет исследования — соотношение непроизвольной и произвольной памяти дошкольников.

Гипотеза — в период дошкольного возраста непроизвольное запоминание является наиболее продуктивным видом памяти.

Задачи:

1. Изучить психолого — педагогическую литературу по данной теме;

2. Охарактеризовать виды памяти, их особенности в дошкольном возрасте;

3. Выявить наиболее продуктивный вид памяти у детей дошкольного возраста.

База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Поваркасинская ООШ» д. Поваркасы Цивильского района Чувашской Республики.

Раздел 1. Теоретические основы произвольной и непроизвольной памяти у детей дошкольного возраста

1.1 Общее понятие о памяти как психическом явлении

Проблема памяти на современном этапе является одной из наиболее активно разрабатываемых областей наук. Имеются различные определения памяти.

По А. В. Петровскому, запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью [28].

Под памятью А. Г. Маклаков понимает запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта [23].

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы Р. С. Немовым называются памятью [25].

По М. В. Гомезо, память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта[6].

Т. Рибо [6] считает, что по существу своему память — факт биологический, а психологическим фактом она бывает только случайно: органическая память по способу усвоения, сохранения и воспроизведения совершенно тожественна с памятью психологической, и все различие между ними заключается только в отсутствии у первой сознания.

7 стр., 3007 слов

Сравнительный анализ различных теорий эмоций. Исследование алекситимии

... а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так ... возникновение эмоций может обусловливаться словесными инструкциями и эмоциогенной информацией, предназначенной для изменения оценки возникшей ситуации (т. е. ... Она выступает как конечный подкрепляющий фактор. Закрепляясь в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе, влияя ...

Согласно С. Л. Рубинштейну, память — это психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении и переработке человеком разнообразной информации [30].

Г. Мюллер, А. Пильцекер [6] рассматривают память как вид психической деятельности как система ассоциаций.

Проанализировав различные определения памяти, можно сказать, что память- это психологический процесс запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Она является важнейшей, определяющей характеристикой психической жизни личности.

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существует свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии [1].

Собственно психологические учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернетического исследования. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в ХVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза. В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в течении первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20% от общего чила первоначально выученных слогов[3].

4 стр., 1977 слов

Предмет, объекты и методы политической психологии, соотношение теории и практики

РЕФЕРАТ Предмет, объекты и методы политической психологии, соотношение теории и практики Выполнил А.Н. Милевич Под объектом науки обычно понимается та часть реальности, на которую направлено внимание исследователей. Один и тот же объект может рассматриваться несколькими научными дисциплинами под разными ракурсами. Под предметом мы будем понимать тот угол зрения, под которым данный предмет ...

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно — функциональных и смысловых ассоциациях с другими.

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозге человека выбирает всегда определенную информацию. Понадобилось вести в теоретическое объяснение мнемических процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер соответствующих процессов.

Тем не менее ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. В русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при психологических исследований мнемических процессов — бихевиоризма и психоанализа. Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения[7].

Заслугой З. Фрейда и его последователей в исследовании памяти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

Примерно в это же время, т. е. в начале ХХ в., возникает смысловая теория памяти. А. Бине и К. Бюлер утверждают, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определенных смысловых связей [8].

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.В науку она была введена в18 в. немецким ...

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и развитием программирования (языков и приемов составления программ машиной обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За несколько последних десятилетий подобных исследований был накоплен богатый материал, который оказался весьма полезным для понимания законов памяти.

Представители этих наук стали проявлять повышенный интерес к собственно психологическим исследованиям памяти, потому что это открывало возможности для совершенствования языков программирования, его технологии и памяти машин. Этот взаимный интерес привел к тому ,что в психологии стали разрабатывать новую теорию памяти, которую можно назвать информационно — кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но весьма многообещающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с использованием достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий мозг — это тоже своего рода сложнейшая электронно-вычислительная и аналоговая машина.

В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. Представителями этой теории являются А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов и др. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи — запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. Здесь внимательно исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания в зависимости от организации мнемической деятельно……..

8 стр., 3856 слов

43-Понятие о памяти. Виды и закономерности. Развитие памяти

Вопрос № 43. Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Накопление материала в памяти ...

Библиография

1. Абрамова, Г. С., Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов / Г. С. Абрамова. — М.: Академический проект, 2001.

2. Блонский, П. П. Психология младших школьников / П. П. Блонский.- М-Воронеж.: Институт практической психологии, 1997.

3. Вейн, А. М. Память человека / А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая. — М.: Наука, 1973.

4. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. — М., 1998.

5. Выгодский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти / Л. С. Выгодский // Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова, 3-е изд., переработанное и дополненное — М.: «ЧеРо», 2002.

6. Гамезо, М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ. — метод, пособие по курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2004.

7. Детская психология: Учебное пособие / Под ред. Я. Л. Коломенского, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. — Минск, 1998.

8. Еникеев, М. И. Основы общей психологии. — М., 1996.

9. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание: Избранные психологические труды П. И. Зинченко. — М.: Институт практической психологии, 1996.

10. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти [Текст]/П.И.Зинченко.- Психология памяти: Хрестоматия по психологии/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтор и В.Я.Романова — 3-е изд. — М.: «ЧеРо», 2002.

11. Истомина, З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте / З. М. Истомина. — М.: Просвещение, 1967.

12. Истомина, З. М. Развитие памяти / З. М. Истомина. — М.: Просвещение, 1978.

13. Истомина, З.И. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Текст]/З.И.Истомина. — Психология памяти: Хрестоматия по психологии/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. — 3-е изд. — М.: ЧеРо, 2002.

14. Истомина, З.И. Возрастные и индивидуальные различия в памяти детей в дошкольном возрасте [Текст]/З.И.Истомина. — М.: Просвещение, — 2003

14 стр., 6592 слов

1.12 Познавательный процесс : память. Виды. Индивидуальные особенности. Процессы памяти и условия эффективности. Развитие памяти

Цель:- изучение индивидуальных свойств памяти; ознакомление с приемами развития памяти; -ознакомление с условиями формирования и развития внимания, изучение основных свойств различных видов внимания, изучение индивидуальных свойств внимания. Вопросы для обсуждения: 1. Память 1.1.Память как психический процесс. 1.2.Основные виды, процессы и механизмы памяти 1.3.Характеристики памяти. 1.4.Учет ...

15. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст]: Кн. для учителя т/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. — М.: Просвещение, 1988.

16. Кулагина, И. Ю., Возрастная психология. Развитие ребенка с рождения до 17 лет И. Ю. Кулагина. — М., 1999.

17. Лебедева, С. О возможностях развития образной памяти [Текст]/С. Лебедева//Дошкольное воспитание. — 1985. — №8.

18. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. А. Н. Леонтьев. — М.: Мысль, 1965.

19. Леонтьев, А. Н. Развитие высших форм запоминания А. Н. Леонтьев. Психология памяти. — М.: 1989.

20. Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста) А. Р. Лури — М.: Изд-во МГУ, 1966.

21. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] /А. А. Люблинская. — Изд.2-е, испр. и доп. М., Просвещение,1972.

22. Люблинская, А. А. О понятии «умственное развитие детей» А. А. Люблинская. Умственное развитие младших школьников в процессе обучения. — Л., 1974.

23. Маклаков, А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.

24. Мухина, В. С. Детская психология: Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1985.

25. Немов, Р. С. Психология Р. С. Немов. — М.: Владос, 2002.

26. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. — М.: Тривола, 1997.

27. Петровский, А. В. Общая психология: Учебник для студентов пед. институтов 2-е изд., доп. и перераб. — М., 1976.

28. Петровский, А. В. Психология А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский — М.: Академия, 2002.

29. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М.: Просвещение, 1964.

30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 1999.

31. Рубинштейн, С. Л. Психология памяти / С. Л. Рубинштейн Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М., 1998.

32. Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнов. — М., 1966.

33. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: Пособие для студентов высших и средних учебных заведений/Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М.: Академия, 1998.