Вегетативная дисфункция у детей

11

 

Термин «вегетативная дисфункция» предложен Вейном А.М.. Жизнь — следование друг за другом вегетативных реакций, утомленных случайностями жизни.

Вегетативная дисфункция — наиболее частая патология у детей. В настоящее время установлена возможность перехода ВД в такие психосоматические заболевания, как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка.

ВНС распространена по всему организму. Она обеспечивает иннервацию сомы, внутренних органов, сосудов и желез внутренней секреции.

ВНС построена по иерархическому принципу (от ЦНС к периферии).

Она представлена вегетативными нервными узлами (ганглиями) — органами с присущими им местонахождением, формой, размерами, источниками кровоснабжения и иннервации, а также нейронным (нейроцит) и волокнистым компонентами, по существу выполняющими роль проводников вегетативного импульса от ЦНС к периферическим структурам (орган, клетка и т.д.).

Центры ВНС расположены в спинном и головном мозге. Их разделяют на надсегментарные (высшие) и сегментарные (низшие).

Надсегментарные вегетативные центры сосредоточены в коре полушарий головного мозга, в подкорковых структурах (гипоталамус и др.), в мозжечке и в стволе мозга. Особое место среди высших вегетативных центров занимает лимбическая система. Это комплекс структур среднего, промежуточного и конечного мозга, обеспечивающих интеграцию вегетативных, соматических и эмоциональных реакций. К лимбической системе относятся миндалевидное тело, мозговая полоска таламуса, гипоталамус, гиппокамп, свод, сосцевидные тела.

Сегментарные (низкие) центры включают в себя нейроны в основном по своему нахождению в рефлекторной дуге — вставочные. По топографическому расположению они могут разделяться на мозговые (в ЦНС: среднемозговые и бульбарные) и спинномозговые (пояснично-грудные и крестцовые).

9 стр., 4143 слов

Психические расстройства при травмах головного мозга

... эпилепсии выражено поражение высших вегетативных центров. Эпилепсия это патология интегративной деятельности мозга, патогенетическим фактором признается нарушение ... проводит на протяжении всего периода травматической болезни. Память - сложный процесс, включающий все ... протекающей психической деятельности и развития личностной реакции на факт травмы. Основная задача медико-психолого-социального ...

Периферические центры ВНС играют главную роль в иннервации внутренних органов и представлены своеобразными местными вегетативными центрами (нервными клетками, рецепторами).

Основные функции периферических центров строго контролируются ЦНС, однако исследования последних лет убедительно доказали, что местные рефлекторные дуги способны на автономность в своем функционировании,

т.е. они могут поддерживать относительно согласованную (или рассогласованную) деятельность внутренних органов при нарушении связей с ЦНС. Это объясняет возникновение очаговых (органных) вегетативных нарушений. Вероятно, нарушение формирования в онтогенезе органных периферических вегетативных центров лежит в основе предрасположения к болезни того или иного органа-мишени, а патологический процесс начинает развиваться с синдромом вегетативной дисфункции (дискинезии, мононевроза).

Не исключено, что такого рода врожденная «дефектность» местных вегетативных центров может носить и наследственный характер, проявляясь через особенности основных субъединиц центров (афферентных или эфферентных нейронов).

Исходя из функциональных различий в периферическом отделе ВНС выделяют две ее части — симпатическую и парасимпатическую. Симпатические нервы, как правило, возбуждают (усиливают) деятельность органов, а  парасимпатические — тормозят (ослабляют) ее.

 Влияние симпатических и парасимпатических нервов на функции органов (П.И.Лобко, Е.П.Мельман и др., 1988)

Орган

Нервная система

симпатическая

парасимпатическая

Зрачок

Расширяет

Суживает

Железы (кроме потовых)

Ослабляет секрецию

Усиливает секрецию

Потовые железы

Усиливает секрецию

Не иннервируются

Сердце

Учащает и усиливает сердцебиение

Урежает и ослабляет сердцебиение

Неисчерченная мускула тура внутренних орга- нов (бронхов, желудочно-кишечного тракта, моче-вого пузыря

Расслабляет

Сокращает

Сосуды (кроме коронар-ных)

Суживают

Не иннервируются

Коронарные сосуды

Расширяет

Суживает

Сфинктеры

Усиливает тонус

Расслабляет

Звенья ВНС отличаются медиаторами — веществами, обеспечивающими передачу нервного импульса в синапсах (межнейрональных и нейротканевых контактах).

Парасимпатическое звено ВНС осуществляет свое влияние через медиатор — ацетилхолин, а симпатическое — через норадреналин и адреналин.

Регуляция вегетативных функций в организме (в том числе и на органном уровне) происходит благодаря согласованному между собой действию симпатических и парасимпатических нервов, а также при непосредственном участии так называемой анимальной нервной системы. Коротко охарактеризуем ее.

В процессе эволюции организма из единой примитивной нервной трубки выделились два ее отдела — вегетативный и анимальный. Становление анимального нервного аппарата связано с развитием чувств и произвольной (неисчерченной) мускулатуры, вегетативного — с эволюционными изменениями внутренних органов, сосудов, желез внутренней секреции.

К функциям анимальной нервной системы относятся произвольные мышечные сокращения и функции органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

Вегетативный и анимальный отделы нервной системы (под контролем ЦНС) действуют согласованно, обеспечивая организму приспособительные реакции в соответствии с изменениями условий внешней и внутренней среды.

ВНС и анимальная нервная система координируют деятельность внутренних органов. Это может проявляться в виде ряда рефлексов.

Висцеро-висцеральные рефлексы характеризуются тем, что при повышении активности одного органа может замедляться функция другого. Например, раздражение кишечника вызывает урежение частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Этим объясняется тот факт, что у некоторых больных во время операций на органах брюшной полости наступает остановка сердца.

Понимание сути висцеросоматических рефлексов объясняет, почему при раздражении внутренних органов нарушается состояние системы чувств (боль).

Например, при стенокардии боли имеют иррадиирующий характер (плечо, шея, живот, рука и т.д.).

Взаимодействие вегетативного и анимального отделов нервной системы происходит и по типу соматовисцеральных рефлексов, которые проявляются изменением функционирования внутренних органов при раздражении соматических структур. Например, возбуждение не которых кожных точек (зон) вызывает изменение АД, ритма сердечных сокращений, частоты дыхания и т.д.

Иерархический принцип структуры ВНС объясняет и тот факт, что чем выше положение вегетативного центра в этой иерархии, тем шире и значительнее сфера его влияния, и наоборот. Например, высшие вегетативные центры (гипоталамус, гиппокамп и др.) координируют и вегетативные, и анимальные функции в организме, а сегментарные вегетативные центры управляют только отдельными вегетативными функциями (дыхание, кровообращение, пищеварение и т.д.) либо функциями отдельных внутренних органов (желудок, сердце, кишечник и т.д.).

Еще меньше сфера влияния местных вегетативных центров (только на органном уровне).

Нарушение вегетативной регуляции внутренних органов, сосудов, обменных процессов, связанное с вторично или первично возникающими отклонениями в структуре и функции вегетативной нервной системы — носит название вегетативной дисфункции. 

Вегетативная дисфункция может быть обусловлена:

— нарушением созревания нервной системы из-за неблагопри- ятного течения беременности и родов;

— имеет значение генетическая предрасположенность (от ро- дителей передается тип реагирования на стресс, дети чаще копируют вегетативный статус матери);

— приобретенные отклонения связаны с повреждением нервной системы в результате травмы, инфекции;

— различные варианты перенапряжения (длительная физическая нагрузка);

— неблагоприятный радиационный фон;

— очаги хронической инфекции;

— гормональный дисбаланс;

— резко меняющиеся метео условия;

Количество детей с симптомами ВД четко увеличивается с возрастом, максимальные проявления в пубертатном периоде. Как выявить эти отклонения?

Изучение вегетативного гомеостаза включает оценку:

— исходного вегетативного тонуса;

— вегетативной реактивности;

— вегетативного обеспечения деятельности.

Исходный вегетативный тонус

Самый распространенный метод — использование интегральных таблиц Вейна, в которых перечислен набор симптомов характерных для симпатикотонии и ваготонии.  Таблица N 1.

У здорового ребенка не должно быть более 4 признаков характерных для ваготонии и не более 2 симпатикотонических признаков — эйтония.

Если преобладают симптомы ваго- или симпатикотонии — это характеризует соответствующий исходного вегетативного тонуса.

Другой метод КИГ с определением индекса напряжения. Простота и доступность проведения КИГ даже у детей младшего возраста и у тяжелобольных, высокая информативность в плане функциональной адаптивности организма обеспечили базу для широкого внедрения КИГ в клиническую практику. КИГ представляет собой последовательный ряд 100 кардиоциклов, записанных в одном из ЭКГ-отведении. Анализ КИГ чаще проводится во втором стандартном отведении. С помощью циркуля или линейки измеряют интервалы R — R, записывая их в статистический ряд. Затем рассчитывают следующие показатели:

Мо — мода — наиболее часто встречающееся значение R — R;

АМо — амплитуда моды — число значений интервалов, соответс- твующих Мо и выраженное в процентах от общего числа кардиоциклов (определяет состояние активности симпатического отдела ВНС)

Х — вариационный размах — разница между максимальным и ми- нимальным значениями длительности интервала R — R (отражает уровень активности парасимпатического звена ВНС.

ИН наиболее полно информирует о напряжении компенсаторных механизмов организма.

АМо

ИН = ———-

2Мо х Х

ИН меньше 30 характерен для ваготонии. 30 — 90 — эйтонии, больше 90 — симпатикотонии.

Вегетативная реактивность.

ВР — изменение вегетативных реакций организма на внешние и внутренние раздражители.

Для определения ВР проводится КИГ покоя и при переходе в вертикальное положение. И в покое и в вертикальном положении высчитывается индекс напряжения.

ИН в вертикальном положении

—————————- — цифра позволяет оценить

ИН напряжения в покое вегетативную реактивность

Выделяют 3 варианта ВР:

1. Нормальный — симпатикотонический

2. Гиперсимпатикотонический — чрезмерный

3. Асимпатикотонический

Для определения типа реактивности необходимо иметь оценку исходного вегетативного тонуса.  Таблица N 2. 

Если ИН в покое — меньше 30 или 30, нормальный тип реактивности от 1 до 3, гиперсимпатикотонический больше 3, асимпатикотонический меньше 1.

Если индекс напряжения в покое от 30 — 60 нормальный тип — 1-2,5, гиперсимпатикотонический больше 2,5, асимпатикотонический меньше 1.

Если индек напряжения в покое 60-90 нормальный тип — 0,9-1,8, гиперсимпатикотонический больше 1,8, асимпатикотонический меньше 0,9.

Вегетативная обеспечение деятельности.

Под вегетативным обеспечением деятельности следует понимать поддержание оптимального уровня функционирования ВНС, обусловливающее адекватную нагрузкам деятельность систем и организма в целом. Наиболее доступно в практике определение вегетативного обеспечения по КОП — это экспериментальное выявление реакции организма на переход из горизантального в вертикальное положение и поддержание этого положения.

Методика выполнения пробы. В течение 10 минут ребенок спокойно лежит, после чего у него определяются ЧСС и АД. Затем он встает и стоит 10 минут. Сразу же после перехода в вертикальное положение, а затем через каждую минуту в течение 10 минут измеряются ЧСС и АД. Ребенок вновь ложится, и ежеминутно в течение 4 минут подсчитывают пульс и измеряют АД на правой руке. По полученным данным строят график КОП. На оси абсцисс откладывают минуты пробы, на оси ординат — ЧСС , систолическое и диастолическое АД. Можно выделить 5 патологических вариантов КОП: с избыточным включением симпатико-адреналовой системы (гиперсимпатикотонический), с недостаточным включением симпатикоадреналовой системы (асимпатикотонический, гипердиастоли-ческий), смешанные варианты (симпатикоастенический, астеносим-патический).

Нормальное вегетативное обеспечение характеризуется отсутствием жалоб, ЧСС увеличивается на 20-40%, увеличивается систолическое и диастолическое давление от 5 до 15 мм. На 4 минуте все возвращается к норме. Табл. N 3.

ВЫДЕЛЯЮТ 5 ПАТОЛОГИЧЕСКИX ВАРИАHТОВ КОП.

1. Гиперсимпатический вариант — более резкое повышение систолического и диастолического АД и пульса. Могут быть жалобы на чувство жара в голове. Лицо краснеет особенно сразу после вставания.

2. Гипердиастолический вариант — /наиболее дезадаптивный тип реакции/ Изолированный избыточный подъем диастолического АД при неизменном или уменьшенном систолическом АД, увеличение ЧСС.

Эти 2 типа несут большую информацию о скрытых гипертензивных реакциях и часто обнаруживаются у детей с наследственной отягощенностью по гипертонической и ишемической болезням.

3. Асимпатикотонический вариант — недостаточное подключение симпатического отдела ВHС. При этом понижается сердечный индекс, систолическое и диастолическое АД не изменяется или снижается, ЧСС нормальное или > на 20-40% и >.

Жалоб нет, но при значительном снижении систолического АД возможен обморок / уменьшение мозгового кровотока до критической величины в результате недостаточной активности симпатического H.С.

4. Симпатикоастенический вариант — сразу после перехода в вертикальное положение отмечается нормальная реакция, которая на 3-6 минуте сменяется выраженным снижением систолического и дистолического АД, ЧСС возрастает до 100%. Побледнение, холодный пот на лбу, влажные кисти и стопы, головокружение.

Данный вариант косвенно свидетельствует о нарушении деятельности сегментарных и надсегментарных отделов ВHС /спинной и продолговатый мозг, гипоталамус/.

5. Астеносимпатический — в первые минуты ортостаза падение систолического и диастолического АД, резкое увеличение ЧСС, но затем гиперсимпатиконическая реакция, в результате которой АД возвращается к исходному уровню или снижается. Этот вариант отсутствует у здоровых детей.

Гиперсимпатический и частично астеносимпатический варианты КОП соответствует избыточному, а остальные — недостаточному вегетативному обеспечению.

Изменения вегетативной реактивности и обеспечения у ребенка не всегда однонаправленные.

Длительное напряжение компенсаторных механизмов приводит со времени или при воздействии неблагополучных факторов /пубертатный период, обострение очагов хронической инфекции/ к их срыву. В таких случаях необходимо терапевтическое воздействие на оба звена ВHС.

Если имеются патологические варианты реактивности и обеспечения деятельности, это характеризует состояние вегетативной дисфункции и должно быть отражено в диагнозе.  Такая оценка позволяет характеризовать ситуацию и изменения внутренних органов могут трактоваться как функциональные. В диагностике ВД имеют значение данные ЭЭГ (это позволяет дифференцировать эпилептические и неэпилептические вегетативные пароксизмы), реоэнцефалографии (позволяют диагностировать сосудистые нарушения со стороны ЦНС, оценить тонус, эластичность сосудов), реовазографии (метод оценки состояния периферических сосудов: тонуса, венозного застоя, эластичности).

Кроме инструментальных методов следует иметь в виду соматические симптомы (таблица Вейна).

Важное значение имеет участие в процессе диагностики смежных специалистов — окулиста, невропатолога, эндокринолога, психотерапевта.

Клинические проявления СВД, как правило, захватывают одновременно несколько систем, но выраженность их чаще различна клинические проявления можно сгруппировать в 3 синдрома:

1. Психоэмоциональный синдром, характеризуется наличием признаков со стороны нервной системы:

— астении — раздражительность, истерические реакции, утомляемость, слабость;

— гиперстении — повышенная возбудимость, раздражительность, чувство тревоги, страхи;

— гипостении — аппатия, безразличие, чувствительность к обидам, нерешительность, робость.

2. Неврологический синдром — упорные головные боли, головокружения, обморочные состояния. Одним из проявлений этого синдрома является нарушение терморегуляции (неинфекционные субфебрилитеты и гипертермия, в основе которых не лежит воспалительный процесс. Необходимо тщательное обследование, исключение очагов инфекции. У части детей в основе лежит органическое поражение нервной системы. Определяется нистагм, повышение внутричерепного давления, ассиметрия рефлексов. Эти дети имеют особенности: хорошо переносят температуру, отсутствует озноб, температура нормализуется ночью, характерна сезонность — летом субфебрилитета нет (болезнь 1 сентября) связано с психоэмоциональной нагрузкой. Выражена ассиметрия, температура на определенных участках, отсутствует эффект от жаро понижающих. Это не амбулаторный диагноз. Должно быть обследование в стационаре.

3. Соматический синдром:

— изменение со стороны дыхания: одышка, охи, вздохи (отсутствие как бы эффективного дыхания — «псивдоастма»;

— изменение со стороны ЖКТ: диспептический синдром — тошнота, рвота, чередование поноса с запором, боли в животе;

— изменение со стороны сердечно-сосудистой системы: нейроциркуляторная дистония (это проявление ВД).

Классификация синдрома вегетативной дисфункции. Табл.4.

НЦД может характеризоваться повышение давления — по гипертоническому типу, снижением давления, гипотоническому, могут преобладать кардиальные симптомы (боли в сердце, сердцебиения).

При гипотензии отмечаются головные боли , утомляемость, сонливость. Снижена толерантность к физической нагрузке, часто неинфекционный сибфебрилитет.

7 — 9 лет — АД ниже 90/50 мм/рт.ст.

10 — 13 лет — АД ниже 95/55 мм/рт.ст.

14 лет — АД ниже 100/60 мм/рт.ст.

НЦД по гипертоническому типу чаще наблюдается у детей старше 12 лет.

7 — 9 лет — АД выше 125/75 мм/рт.ст.

10 — 13 лет — АД выше 130/80 мм/рт.ст.

14 — 16 лет — АД выше 135/85 мм/рт.ст.

Важным признаком НЦД является нестабильность АД (повышение или снижение).

НЦД по кардиальному типу — функциональная кардиопатия (равнозначно).

Обратимые изменения в сердце в результате нарушения вегетативной регуляции. Могут преобладать симпатоадреналовые или парасимпатические влияния. Отмечают 2 критических периода дисрегуляции:

1. 3 — 5 лет — ускоренный рост кардиальных структур с сохранением инфальтильного типа регуляции;

2. 10 -13 лет девочке, 12 — 15 мальчику — второй пик интенсивного роста кардиальных структур при нестабильности регуляции (гормональные влияния).

Если преобладают парасимпатические влияния — «вагусное сердце». Наличие болей в области сердца, обморочные состояния могут быть расширение границ сердца влево, приглушен I тон, иногда появляется III тон на верхушке. На ЭКГ: снижан зубец Р, во II — III отведениях и заостренный высокий Т в грудных отведениях. АД чаще снижено.

Если преобладают симпатические влияния — упорная тахикардия, усилены тоны, систолический шум, выражен акцент второго тона на основании сердца. На ЭКГ зубцы Т сглажены в стандартных и грудных отведениях. Тенденция к повышению АД.

О том, что изменения на ЭКГ носят функциональный характер свидетельствует калий-обзидановая проба (нельзя при высоком К, PQ > 0,2).

КСl вводится 0,05 мг/кг, обзидан — 0,3 мг/кг. ЭКГ записывается в покое и через час. Изменения исчезают после пробы если, это связано с повышенным симпатоадреналовым влиянием.

 Изолированный пролапс митрального клапана, как проявление ВД. Нарушение координации деятельности клапанных структур, чаще преобладает гиперсиматикотония с асимпатикотоническим типом реактивности и избыточным вегетативным обеспечением. Пролапс ограни-чивается пределами 4 мм. Аускультативно систолический шум, иногда музыкальный. На ЭКГ могут быть двухгорбый или отрицательный Т, в III, V5 — V6, смещен ST; в V2 — V3 — Т высокий. Иногда немой пролапс — на УЗИ.

Другие варианты — дисплазия соединительной ткани различной степени. У таких детей астеническое сложение, высокое небо, деформация скелета, длинные пальцы. Сердце малое, пролапс прогрессирует 7-9 мм и более, щелчок, систолический шум. Признаком такого пролапса является миксоматозная дегенерация клапанов (утолщение створок).

На ЭКГ может быть частичная атриовентрикулярная блокада I степени, может исчезать в вертикальном положении, после введения атропина.

Синдром WPW как проявление ВД.

В основе — начинают действовать добавочные пучки. При выраженном замедлении нормального проведения импульса в связи с ваготонией. Необходима запись ЭКГ с физической нагрузкой (КОП).

Если связано с ваготонией синдром исчезает и регистрируется нормальное проведение импульса. Если не исчезает — проба с аймолином. Показано электрофизиологическое обследование в стационаре.

 Может быть нарушение ритма в виде экстрасистолии. Исчезает стоя, после физической нагрузки, могут быть дневными (связанные с симпатикотонией) и ночные (с ваготонией).

Чаще суправентрикулярные.

ВД имеет перманентное течение, но может быть кризовое течение (резкое ухудшение состояния).

 Вагоинсулярный криз: резко выражена одышка, головная боль, боли в животе, рвота, снижение давления, брадикардия. Чаще у детей младшего возраста.

 Симпатоадреналовый криз:   0повышение давления, гипертермия, при этом холодные конечности, кардиалгии, чувство страха смерти. Могут быть по смешанному типу. Длительность может быть различной от нескольких минут до нескольких часов. Характер криза не определяется исходным вегетативным тонусом.

Лечение

Лечение ребенка с СВД должно быть этиотропным, комплексным и длительным.

Основа — организация режима жизни (разумное чередование нагрузок и отдыха, продолжительный ночной сон, отказ от телевизора).

Обязательна утрення гимнастика, водные процедуры. Детей не освобождают от занятия физкультурой, но занятия должны проводиться под контролем пробы с физической нагрузкой. Если реакция нормальная — физкультура без ограничения. Ограничиваем — с синдромом WPW. Соревнования должны быть исключены все. Если дает патологические варианты ответа на нагрузку — занятия только лечебной физкультурой. Необходимо ликвидировать неблагоприятный психологический фактор, если его удалось выявить (например, конфликты в семье, в школе).

Показана психотерапия, иглорефлексотерапия, электросон. При СВД широко используется физиолечение: гальванизация по рефлекторно-сегментарной методике, аппликации парафина, озокерита на шейно-затылочную область. В зависимости от направленности ВНС можно рекомендавать электрофарез лекарственных веществ на верхнешейный отдел позвоночника: при ваготонии — с кальцием, кофеином, мезатоном; при симпатикотонии — с 0,5% раствором эофиллина, папаверином, бромом. Курс лечения — 10-15 процедур. Старшим детям можно рекомендовать курсы иглорефлексотерапии, которая дает хороший эффект при НЦД, респираторном неврозе, энурезе. Эффективны водные процедуры: плавание, циркуляторный душ, сауна, лечебные ванны. Медикаментозная терапия назначается при недостаточной эффективности лечебно-оздоровительным мероприятий. Эффективна фитотерапия. При симпатикотонии показаны фитосборы, обладающие седотивным действием: шалфей, боярышник, валериана, пустырник. Курсы лечения длительные от 6 до 12 месяцев, препараты чередуются между собой по 2-4 недели ( с 2 недельным перерывом).

При недостаточном успакающем эффекте можно подключать психолептики (транквилизаторы и нейролептики).

Антидепресанты детям не назначают.

Транквилизаторы обладают вегетотропным действием, поэтому уменьшают невротические проявления у детей с СВД и НЦД. Чаще рекомендуют препараты: рудотель, ксанакс в обычным возрастных дозировках. Старшим детям, страдающим нарушением сна, можно на ночь назначать седуксен, тазепам, элениум в половинной дозировке. Длительность использования этих препаратов — около 1 месяца. Некоторым пациентам с симпатикотонической направленностью СВД и НЦД (гипертонический тип) целесообразно провести курс лечения нейролептиками из группы «мягкого действия»: сонапакс в дозе 10-30 мг/сут, терален 5-15 мг/сут, френолон — 5-15 мг/сут.

Детям с ваготонической направленностью СВД прежде всего назначают психостимуляторы, повышающие активность симпатической нервной системы. С этой целью используют кофеин, дуплекс, биогенные стимуляторы: настойку корня женьшеня, элеутерококка, лимонника китайского и др. Все эти препараты назначают по 1-2 капли на 1 год жизни, за 30 минут до еды, длительно (1-2 месяца), чередуя их между собой с перерывами по 2 недели.

При ваготоническом типе СВД и гипотоническом типе НЦД хорошо зарекомендовали себя препараты, улучшающие метаболизм ЦНС: ноатропил (0,4-0,6 мг/сут), энцефабол (0,1-0,2 мг/сут), аминалон (0,5-1,0 г/сут), с этой целью можно назначать также глутаминовую кислоту, церабролезин по 1 мл в/м 10-15 инъекций.

Для улучшения микроциркуляции в ряде случаев рекомендуют лечение циннаризином (0,025 г на ночь, курс лечения 2-3 недели), кавинтоном (1,5-3 мг 2-3 раза в день).

При ваготонии сопровождающейся частыми обострениями респираторного невроза или дисфункцией ЖКТ, назначают беллоид, белласпон, беллатаминал и т.д. по 1/2 — 1 таблетке на ночь, курс лечения 1-2 месяца.

При кардиальной форме НЦД и миокардиодистрофии используются кардиотропные средства (рибоксин, антиоксидантный комплекс, витамины группы В, фолиевая кислота и др., при нарушениях ритма и проводимости — антиаритмические.

Купирования приступа симпатоадреналового приступа: согреть, напоить горячим, внутримышечно седуксен, внутривенно дроперидол, изоптин при повышении ЧСС, при головной боли баралгин, ибупрофен, при болях в сердце — сонапакс. После приступа — элениум, тазепам.

При вагоинсулярном кризе — внутримышечно кордиамин, ношпа, атропин. Ингаляции сальбутамола — при бронхоспазме. Показаны корвалол, валокордин. После приступа — препараты беллоида на месяц.

Термоневрозы — иглотерапия, психотерапия, седативные препараты.

Респираторные проявления — седативные препараты, дыхательная гимнастика, иглотерапия.

Наблюдение за детьми с вегетативной дисфункцией не менее 2 лет. Осмотр узкими специалистами 2 раза в год, санирование очагов хронической инфекции. 2 раза в год оценка исходного вегетатвного тонуса и реактивности. Весной и осенью профилактическое лечение в зависимости от того какая дисфункция. Снимаем с учета если после 2 лет — эйтония, нет нарушения реактивности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. М.:Медицина, 1985. — 432с.

2. Усов И.Н. Здоровый ребенок. — Мн.:Беларусь, 1994. — 446с.

3. Подходы к диагностике синдрома вегетососудистой дистонии у детей/Н.А.Белоконь, С.Б.Шварков, Г.Г.Осокина, Ю.М.Белозеров и др./ Педиатрия. — 1986. — N 1. — С.37-41.

4. Беляева Л.М., Хрусталева Е.К. Сердечно-сосудистые заболевания у детей и подростков. — Мн.:Вышэйшая школа, 1999. — 301с.

5. Беляева Л.М., Хрусталева Е.К. Функциональные заболевания сердечно-сосудистой системы у детей. — Мн.:Амалфея, 2000. — 208с.