Условия психологической подготовки специалистов по физической культуре и спорту
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Гогунов
Тольяттинский государствен ный университет, Тольятти
Современная практика физкультурно-спортивной деятельности указывает на существование проблем, касающихся психологического обеспечения подготовки специалистов. Актуальными являются вопросы модернизации условий психического развития и становления личности спортсменов, совершенствования средств психолого-педагогического воздействия, направленных на сохранение психического здоровья в условиях деятельности. Необходимо решать задачи развития профессионально значимых свойств личности спортсменов и тренеров. Остро стоит проблема дизадаптации в спорте.
Представляется, что системный подход к организации психологической подготовки специалистов по физической культуре и спорту, учитывая интеграцию содержания и функций учебной, учебно-тренировочной, соревновательной и оздоровительной работ в пределах единой образовательной сферы — психологии физического воспитания и спорта (исключая частно-предметный подход), определяет методологические условия реализации востребованных практикой задач.
В данном случае область психологического обеспечения физкультурно — спортивной деятельности следует понимать как специализированную систему психологического образования специалистов по физической культуре и спорту, которая характеризуется своим содержанием (рис. 1).
Основные функции и особенности деятельности специалистов по физической рекреации
... туризму, а более 3 суток – к длительному. 3. Профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту. На основе анализа исследований структурных элементов профессиональной компетентности педагога (отражены ... действие в публичной ситуации, привлечение к себе внимания, установление психологического контакта, культура речи, · - информационные компетенции: объем знаний и спосо
Многолетние исследования особенностей рассматриваемого содержания показывают, что его успешная реализация согласуется с рядом технологических особенностей общедидактического характера, которые позволяли бы актуализировать образовательный процесс.
Результаты экспериментальной проверки показали, что основными компонентами такой технологии являются:
1. Целевая установка — формирование специальных психологических знаний и умений, развитие профессионально значимых качеств личности (табл. 1)1.
2. Содержание технологии. Оно должно соответствовать структуре содержания психологического образования и условиям его реализации 2.
3. Организационный компонент 3, который должен опираться на процессы осуществления физкультурно-спортивной деятельности в аспекте восхождения от абстрактного к конкретному через механизмы объединения учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности воспитанников при условии единства целевого, содержательного и методического компонентов. Так, овладение психологическими знаниями и умениями первоначально согласуется с представлениями об их сущности и значении. Затем они включаются в конкретные условия учебной работы, далее — спортивной тренировки, где опыт формируется через изучение и творческое преобразование. Качество знаний и умений, уровень профессиональной направленности личности зависят от активности учащихся, их стремления к достижению образованности, психологической компетенции. Этому способствуют такие условия обучения, как: 1) реализация образовательного процесса на всех уровнях и ступенях системы; 2) использование микро- и макроэтапов; 3) организация психологической помощи, изучение особенностей воспитанников, контроль за их психологическим здоровьем; 4) индивидуальный подход; 5) применение методов и средств учебной, педагогической, тренировочной, учебно-соревновательной, соревновательной и послесоревновательной деятельности, психологической коррекции и консультирования.
Рис. 1. Структура содержания психологического образования
Наименьшей частью технологической структуры психологического образования является микроэтап (рис. 2).
Каждый микроэтап имеет особую схему обучения фрагменту учебной информации: 1) сообщение знаний; 2) формирование умений на репродуктивном уровне; 3) отработка умений в учебных ситуациях; 4) переход к практическому использованию в учебно-тренировочной деятельности (имитационное моделирование, анализ, текущий контроль и оценка с участием воспитанника); 5) включение умений в соревновательную практику (обеспечение решения задач основной деятельности, проверка и оценка уровня усвоения, формирования индивидуального стиля деятельности); 6) психологическая коррекция, формирование специальных свойств личности, развитие деятельностных качеств (восстановительные мероприятия, развитие психических возможностей, коррекция личности, достижение микроинсайта в области освоения знаний и умений, формирование спортивного характера, устранение недостатков, развитие достоинств).
Технология предусматривает определенное число макро- и микроэтапов обучения, которое является следствием соотношения количества соревнований в годовом периоде и количества разделов по курсу на каждом уровне образования. В объеме работы представлена базовая модель, предусматривающая усредненный показатель данных параметров (рис. 3).
Особенностью системы следует считать организацию оздоровительной работы с обучающимися в ходе учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности с использованием методов психологического консультирования, психокоррекции, психопрофилактики. Технология реализации этих видов согласуется с требованиями к проведению психологической помощи4.
Оценочно-коррекционный компонент рассматриваемой технологии определяется диагностикой продукта и результата образовательного воздействия 5. В нем следует различать элементы, связанные с текущей информацией, итоговым материалом макроэтапов и целостной целевой установки.
Специфика психологической подготовки определяет и ряд особенностей в планировании (табл. 2).6
Таблица 1. Модель целевой установки системы психологического образования специалистов по физической культуре и спорту (по O.K. Филатову)
Специалист, обладающий психологическим образованием |
1. Требования к умениям |
|
Область использования умений |
Умения |
Тренировочная деятельность |
Организовать психологическое обеспечение тренировок; проводить психодиагностику, психорегуляцию, психогигиену; выполнять требования психологической подготовки к соревнованию; создавать оптимальный психологический климат в общении с руководством, другими специалистами; мотивировать себя и воодушевлять своих партнеров; организовывать коммуникативный процесс и проводить переговоры; регулировать конфликты; исследовать психологические особенности спортивной деятельности и использовать полученные сведения в спортивной практике; планировать и прогнозировать собственное развитие и развитие команды; проводить анализ тренировочной деятельность; организовывать свою и совместную с другими специалистами рутинную и творческую работу; поддерживать собственный творческий рост; использовать в деятельности психотерапевтические средства |
Соревновательная деятельность |
Осуществлять психологическое обеспечение соревнований; использовать приемы психодиагностики, психорегуляции и психогигиены в условиях соревнования; применять методы и средства спортивной психологии во время выполнения физических, тактико-технических действий; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; организовывать свое поведение и контролировать свои реакции; ставить цели; распределять и оценивать собственные ресурсы для реализации поставленных задач; прогнозировать продукт и результат соревновательной деятельности; планировать соревновательную деятельность |
2. Требования к личностным качествам |
|
Область требований |
Качества |
Психологическая |
Эмоциональность в пределах нормы для данного вида спортивной специализации; открытость по отношению к партнерам и к новой информации; терпимость; развитость интуиции; стрессоустойчивость; оптимизм; развитость психических процессов, способностей, воли, характера, мотивационной сферы; самоактуализационная направленность; самосознание |
Мыслительная |
Аналитичность; быстрота реакции; развитая креативность, наблюдательность, критичность ума; рефлективность; наглядно-образный характер мышления; ситуативно-действенное мышление; гибкость, глубина и широта мыслительных операций |
Поведенческая |
Коммуникабельность; инициативность и предприимчивость; способность к импровизации; ответственность и дисциплинированность; смелость и решительность; целеустремленность; рискованность (до разумных пределов); самостоятельность |
3. Объекты освоения в подготовке |
|
Область освоения |
Объекты освоения |
Знания |
Законы, закономерности, механизмы, процессы, явления, состояния и факты в области психологии и психологии физического воспитания и спорта, обеспечивающие общепрофессиональную, предметную и специально-профессиональную подготовку; формы, способы и приемы, методы и средства психодиагностики, психорегуляции, психогигиены, психологического исследования и психологической подготовки в спорте, дающие возможность проводить психологическое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности |
Умения и навыки |
Способы профессиональной деятельности и поведения |
Опыт |
Способы решения психологических проблем в спортивной деятельности; ценности и ценностные ориентации; традиции, нормы, правила и законы жизнедеятельности специалиста по физической культуре и спорту, спортсмена, учитывая спортивную специализацию |
Мышление |
Способы мыслительных операций и умение ими пользоваться в стандартных и нестандартных условиях; тактическое мышление |
Эмоционально-волевая сфера |
Эмоции; чувства; воля, сила воли; способы выражения и достижения определенных эмоций и эмоционально-волевых состояний |
Таблица 2. Учебный план психологического образования специалистов по физической культуре и спорту
№ |
Предметная область подготовки |
Трудоемкость в часах |
Распределение по ступеням и этапам обучения |
Форма контроля |
|||||||
общая |
по видам занятий |
1 |
2 |
3 |
|||||||
аудит. |
тренир. |
сорев. |
самоc. |
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
Общепрофессиональный компонент |
504 |
||||||||||
1 |
Основы психологии физического воспитания и спорта |
98 |
34 |
12 |
3 |
49 |
X |
Тестирование, зачет |
|||
198 |
68 |
27 |
4 |
99 |
X |
||||||
2 |
Психологические основы физического воспитания и спорта |
208 |
72 |
26 |
6 |
104 |
X |
Тестирование, квалификационная работа |
|||
Область предметной подготовки |
176 |
||||||||||
3 |
Психология физического воспитания и спорта |
176 |
50 |
30 |
8 |
88 |
X |
Тестирование, квалификационная работа |
|||
Практический компонент |
540 |
||||||||||
4 |
Общая психологическая подготовка |
306 |
153 |
153 |
X |
X |
X |
X |
Тестирование |
||
5 |
Специальная психологическая подготовка |
144 |
72 |
72 |
X |
X |
X |
X |
Тестирование |
||
6 |
Ситуативное управление |
90 |
45 |
45 |
X |
X |
X |
X |
Соревнование |
||
Оздоровительный компонент |
1752 |
||||||||||
7 |
Психологическое консультирование |
1152 |
576 |
576 |
X |
X |
X |
X |
Психологическое исследование |
||
8 |
Психокоррекция |
288 |
216 |
72 |
X |
X |
X |
X |
Психологическое исследование |
||
9 |
Психопрофилактика |
384 |
192 |
192 |
X |
X |
X |
X |
Тестирование |
||
Итого: |
3044 |
1208 |
320 |
138 |
1378 |
Примечания: 1. Настоящий учебный план составлен исходя из следующих данных: теоретическое обучение и практическая (спортивная) деятельность — 171 неделя; экзаменационные сессии — 2 недели; итоговая аттестация — 3 недели; каникулы — 16 недель; всего — 192 недели. 2. Квалификационные работы (по окончании второй и третьей ступеней образования) рассматриваются как вид учебной работы и итоговой аттестации. Они выполняются в пределах часов, отводимых на теоретическое и практическое обучение, а также за счет времени, выделяемого на подготовку и реализацию итоговой аттестации.
Во-первых, интегрированный характер образовательной системы требует выделения в общей трудоемкости часов на аудиторные, тренировочные, соревновательные занятия.
Во-вторых, необходимо провести распределение содержания образования на уровни и ступени обучения согласно классификации видов подготовки: 1) общепрофессиональный компонент; 2) предметный компонент; 3) практический компонент; 4) оздоровительный компонент.
Рассматриваемый подход к организации психологической подготовки обеспечивает повышение эффективности образовательных воздействий в направлении: а) психического развития; б) становления профессионально значимых качеств личности; в) формирования психологической компетенции; г) развития деятельностных качеств. Наблюдается актуализация связей теоретической и практической подготовки, активизация процессов осмысленного отношения и использования в профессиональной деятельности учителя физической культуры, тренера, востребованных практикой, аспектов психологии на фоне рационализации и творческого преобразования специальных знаний, умений и навыков. Предлагаемая образовательная система позволяет конкретизировать область психологического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности, функции практического психолога.
Рис. 2. Ступени психологического образования специалистов по физической культуре и спорту
Рис. 3. Базовая модель технологии психологического образования специалистов по физической культуре и спорту
1 Используется схема построения модели.
2 Предполагается конкретизация общедидактической модели, учитывая реально данные условия обучения и спортивной специализации.
3 Собственно технологический.
4 Мероприятия должны осуществляться профессиональным психологом.
5 В данном случае разделение результата на «продукт» и «собственно результат» условно. Предусматривается, что воздействие в итоге обучения имеет определенную продуктивность и результативность.
6 В рамках работы предлагается примерный учебный план, который может быть подвергнут корректировке, учитывая реальные условия образовательной системы и особенности видов спорта.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта