Урок психологии в 5 классе
Тема: «Что такое общение».
Цель: Развитие у пятиклассников интереса к проблемам общения.
Задачи:
— Расширить у учащихся понятие «Общение».
— Показать роль общения в жизни людей.
— Показать зависимость успехов человека, его настроения от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.
Тип урока: Практическое занятие с элементами тренинга.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Дидактический материал: рабочие тетради, электронная презентация
Ход урока:
1. Организационный момент
Упражнение «Поздоровайся как…»
Цель: Создание эмоционального настроя на урок
Учащимся предлагается разделиться на пары, встать в два круга лицом друг к другу, затем им сообщается следующее: вы будете здороваться друг с другом, получая задания, затем по сигналу пары меняются:
— здороваться как старые друзья;
— как будто вам вдвоем предстоит большое путешествие;
— как дипломаты.
Разминка. Упражнение «Если бы я был животным»
Цель: Снятие эмоционального напряжения, создание группового доверия
Учащимся предлагается рассказать о своем настроении, с которым они пришли на занятие, сравнив себя с каким-либо животным и объяснить свой выбор.
2.Основная часть
Постановка проблемы, определение темы и цели урока.
Учитель: Посмотрите на экран, прочитайте стихотворение Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком» (Слайд 1).
Дом с колокольчиком.
Стоит небольшой старинный дом над земляным бугром.
У входа висит колокольчик, украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо в него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка, и сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет: «Входи, не стесняйся, дружок».
На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку расскажет тебе она.
Но если, но если ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться, поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки, и не видать пирога.
Учитель: Почему сегодняшнее занятие мы начали с этого стихотворения? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
(ответы учащихся – коллективное определение темы и целей урока)
Слайд 2 «Высказывания великих людей об общении»
Практическое занятие № 1 Педагогическое общение как форма взаимодействия ...
... 336с. 7. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуская навука, 1998. – 319 с. Практическое занятие № 2 Теоретические и методологические ... Нина Г. чувствует себя как-то неуверенно. На уроках отвечает боязливо, сбивчиво. Дети посмеиваются над ней. Нина ... проводить таким образом, чтобы ребенок ... об истинных целях наблюдения; наблюдение должно проводиться .... Список основной литературы ...
Учитель: Почему А. Экзюпери назвал общение «самой большой человеческой
роскошью »?
(ответы учеников)
Учитель: Итак, что же такое общение. Чтобы ответить на этот вопрос я вам предлагаю подобрать однокоренные слова к слову общение.
(ответы детей)
Учитель: Что главное, объединяющее в этих словах?
(ответы детей)
Учитель: Итак, общение – это особый вид человеческой деятельности, которая необходима для того, чтобы устанавливать отношения друг с другом и окружающим миром. (слайд 4)
Упражнение «Дом».
Учащимся дается инструкция: представьте, что вы решили провести выходной в загородном доме. Внезапно поднялся сильный ветер, пошел снег. Понятно, что никто сегодня к вам приехать не сможет. В доме есть запас воды, еды, топлива, тренажерный зал, бассейн, библиотека, магнитофон. Опишите свои ощущения при условии, что связь с внешним миром отсутствует.
(ответы детей)
Затем задание усложняется тем, что:
— ситуация продолжается на следующий день;
— ситуация продолжается неделю:
-ситуация продолжается месяц.
Рефлексия и выход на роль общения в жизни человека.
Учитель: У общения как у всякой деятельности есть свои законы и правила.
Упражнение «Скажем все вместе».
Учащимся предлагается всем вместе хором сказать название любимого предмета.
Учитель: Назовите любимые предметы других учащихся.
Рефлексия и выход на первый закон общения (слайд 5) – умение слушать и слышать друг друга.
Упражнение «Да — нет» (работа в парах).
Учащимся предлагается выбрать одно из утверждений («да» или «нет») и по очереди произносить его, сначала тихо, а с каждым сигналом громче и громче.
Рефлексия и выход на второй закон общения (слайд 6) – умение находить компромисс.
Упражнение «Разожми кулак» (работа в парах).
Учащимся предлагается по очереди, используя любые возможности, но, не причиняя боли, разжать кулак товарища, работающего в паре.
Рефлексия и выход на третий закон общения (слайд 7) — умение аргументировано убеждать другого человека.
3. Рефлексия
Учащимся предлагается в тетрадях обвести свою ладонь и ответить на следующие вопросы, записав ответ на каждом пальчике нарисованной ладони:
— с каким настроением ты уходишь с урока;
— что понравилось на уроке;
— что не понравилось на уроке;
— были ли задания, которые вызвали трудность;
— что нового для себя ты узнал. (слайд 8)
Учитель: Благодарю вас за работу на занятии. Ваши ответы были интересными и оригинальными. Вы большие молодцы, все учащиеся за урок получают «отлично».
Ответы на билеты по психологии развития
... что одним из факторов, препятствующих развитию полноценной речи, являлось то обстоятельство, что общение этих близнецов друг с другом не создавало объективной необходимости в развитии полноценной, ... важно изучать психическую жизнь в процессе деятельности человека, исследуя его поступки, поведение, общение и др. В отечественной психологии выделяются четыре группы методов. При использовании процедуры ...
4 Домашнее задание
Учитель: Наше занятие подошло к концу. Составьте дома «Круг моих связей и отношений». В центре рисунка изобразите себя, а на периферии напишите, с кем вы общаетесь.
Литература:
- Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М.: Просвещение, 1991.
2. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. Грозный. 1988.
3. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М.: Молодая гвардия, 1973.
4. Леви В.Л. Я и мы.М..Молодая гвардия. Грозный, 1988
5. Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов.-Ярославль:Академия развития, 2001.
Диагностика результативности урока
Урок проводился в группе (13 чел.).
Поставленные учителем перед учащимися цели и задачи были достигнуты.
Урок имеет процент успеваемости 100%., процент качества – 100%