Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Технологический колледж № 34 СП 3
Реферат
по дисциплине: управление персоналом
Тема: «Управление нововведениями в кадровой работе»
Выполнила студентка группы 04-2БХ:
Булгакова Мария
Преподаватель: Маркова Н.В.
Москва 2013 год
Содержание:
Введение
1. Развитие кадров и кадровых систем
1.1 Развитие кадров и кадровых систем
2. Управление нововведениями в кадровых системах
2.1 Принципы и методы управления
2.1 Сущность и классификация кадровых нововведений
2.2 Организационные формы кадровых нововведений
2.3 Мотивационное обеспечение нововведений в кадровой работе
2.4. Факторы, влияющие на новаторскую деятельность
2.5. Восприимчивость организации к изменениям
3. Обоснование необходимости направлений кадровых нововведений в организации
Заключение
Список литературы
Введение
Создание производства мирового класса всегда связано с людьми, которые работают на предприятии. Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют конечно же важную роль, но реализация всех возможностей, заложенных в новых методах управления, зависит уже от конкретных людей, от их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.
Рост конкуренции, совершенствование технологий, борьба за потребителя и качество продукции заставляют предприятие по-новому рассматривать весь комплекс вопросов управления. Изменились и требования к работнику. Главным здесь является признание высокой социальной ответственности, лежащей на всех сотрудниках организации и в первую очередь на управляющих. Современная организация — это адекватная реакция на быстрые перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды. Современный подход к организации представляет собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывных адаптации к изменениям внешней среды. Все это потребовало существенных изменений в принципах, методах и формах работы с человеком в организации.
Психологические особенности реализации функции организации в управлении
... является отголоском тенденции к чрезмерной централизации управления. Чрезмерная централизация управления может оказаться результатом сложившейся традиции в организации, но чаще она проистекает из ... управленческой концепции “первого лица” в организации. Эффективное управление предполагает минимизацию воздействия. Избыточность применения любых методов управления не только не выгодна экономически, но ...
Людской потенциал, способность руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться ресурсами становятся главным фактором успеха организации. На первый план выдвигаются проблемы управления людскими ресурсами организации.
В данной работе мы раскрываем понятие кадровой системы, а также для чего нужно развивать кадровую систему. Даем основные понятия кадровой системы и как нужно управлять нововведениями в кадровой системе.
Кадровая система (КС) — центральная и наиболее сложноорганизованная подсистема (ядро) социально-экономической системы (в нашем случае организации), включающая ее трудовой потенциал (его количественные, качественные и структурные параметры), взаимодействие его различных составляющих — кадров, а также цели, нормы и механизмы их функционирования и развития.
Развитие кадров и кадровых систем — это их количественное и качественное необратимое поступательное изменение (повышение уровня, обновление), переход к новому состоянию с новыми целями, функциями, профессионально — квалификационными и коммуникационными параметрами, структурой, взаимосвязями, субъектом и методами управления.
1. Развитие кадров и кадровых систем
1.1 Развитие кадров и кадровых систем
кадровый нововведение управление
Развитие кадров и кадровых систем — это их количественное и качественное необратимое поступательное изменение (повышение уровня, обновление), переход к новому состоянию с новыми целями, фукнциями, профессионально-квалификационными и коммуникационными параметрами, структурой, взаимосвязями, субъектом и методами управления.
Как видно, развитие КС включает количественное и качественное преобразование самих кадров, субъектов (отделов, служб) управления персоналом, форм и методов работы с персоналом, причем такое преобразование, которое включает как прогрессивную сторону (например, подготовка кадров новых профессий), так и регрессивную (например, увольнение кадров устаревших профессий, не подлежащих переподготовке).
Таким образом, кадровая инноватика предполагает два взаимосвязанных начала или блока: (1) ввод в кадровую систему новых элементов, форм и методов; (2) вывод из кадровой системы устаревших элементов, форм и методов.
Очень важными для понимания природы, содержания и особенностей кадровых нововведений, а также современного состояния кадровой системы России являются понятия прогресса, регресса, стагнации, кризиса и стабилизации кадровых систем. Рассмотрение этих понятий необходимо также для того, чтобы лучше понять причины нововведений в кадровой сфере, роль развития кадров в судьбе любых социально-экономических систем и структур (будьте кадры страны, региона, министерства, организации).
Все эти системы и их кадры в разное время могут переживать различные состояния (от полного благополучия до кризиса), знание которых необходимо для принятия верных для каждого состояния решений, выработки соответствующей стратегии, тактики, методов развития и обновления персонала. Дадим краткое определение названных понятий.
Исследование кадрового обеспечения системы управления
... и исследования кадрового обеспечения системы управления 1.1 Характеристика руководящих кадров на отечественных предприятиях: состав, структура Словарь С.И.Ожегова определяет кадры как «…состав ... управленческих кадров в России. «Во многом успешная реализация государственных программ модернизации промышленной инфраструктуры возможна лишь при опережающем развитии кадрового потенциала» ...
Прогресс кадровой системы — это переход ее к более совершенным и эффективным формам, целям, структуре и методам на базе постоянного поиска, разработки и реализации кадровых нововведений.
Регресс кадровой системы — это ее застой, снижение достигнутого ранее уровня, способности обеспечивать новые задачи деятельности, деградация кадров, возврат к изжившим себя кадрам и методам кадровой работы.
С понятием регресса КС тесно связано понятие кризиса КС.
Кризис кадровой системы — глубокое расстройство и дезориентация наиболее существенных ее целей, функций, структуры, форм и методов функционирования и развития, имеющие результатом утрату или угрозу утраты ключевых кадров.
По мере разделения труда в управлении и его специализации происходит относительное обособление конкретных видов управленческой деятельности. Возникает понятие структуры организации, в соответствии, с которой выделяют работников тех или иных органов и подразделений.
В зависимости от функциональной роли в процессе принятия и реализации решений выделяют руководителей, специалистов, вспомогательный персонал.
Руководители решают вопросы развития производства, и деятельности аппарата управления и руководят принятием и реализацией решений.
Специалисты участвуют в подготовке решений, а затем в их реализации.
Вспомогательный (технический) персонал осуществляет информационное обслуживание аппарата управления (сбор, обработку, хранение и передачу информации).
В системе управления заняты и работники физического труда (обслуживание зданий, водопроводов и т.д.), но в состав кадров управления они не входят.
Система работы с кадрами состоит из статической и динамической подсистем:
— к статической относятся проблемы кадровой политики, формирование кадровой системы, подбор кадров и т. д.;
— к динамической — организация труда работников управления, стиль и методы их работы, система мотивации деятельности, воспитание и т.д.
Обычно системой работы с кадрами в узком смысле слова называют статическую часть системы, а динамическую — научной организацией управленческого труда (НОУТ).
2. Управление нововведениями в кадровых системах
2.1 Принципы и методы управления
Эта деятельность базируется на использовании теоретических основ, принципов и методов инновационного менеджмента и должна обеспечивать адаптацию персонала к изменениям во внутренней и внешней среде с целью повышения конкурентоспособности организации.
Управление нововведениями в кадровой работе позволяет решать более эффективно следующие задачи по управлению персоналом:
1) выработка стратегической инновационной концепции управления персоналом в соответствии с долгосрочными целями развития организации;
2) определение направлений развития кадровой работы и формирование инновационных проектов и программ нововведений в кадровой работе;
3) организация разработки, внедрения и сопровождения нововведений в кадровой работе;
4) подбор, расстановка, адаптация, использование и развитие персонала в соответствии с программой реализации нововведений в кадровой работе;
5) создание и улучшение условий для новаторской деятельности.
При этом инновационный опыт отечественных и зарубежных предприятий свидетельствует о том, что невозможно добиться успеха без учета возможного сопротивления персонала организации нововведениям.
В результате опроса нами установлены следующие причины возникновения социально-психологических барьеров на пути нововведений:
— неправильное восприятие и понимание нововведений сотрудниками организации;
— негативная предрасположенность персонала к нововведениям, их инициаторам и организаторам;
— напряженные межличностные взаимоотношения сотрудников.
Принципы управления нововведениями в кадровой работе
Наименование принципа |
Содержание принципа |
|
Целедостижение |
Возможность достижения целей управления персоналом с помощью приемов и методов инновационного менеджмента |
|
Научность |
Управление нововведениями в кадровой работе должно базироваться на достижениях инновационного менеджмента в области управления инновациями и изменяться по мере развития рыночных отношений в экономике |
|
Комплексность |
Сочетание методов инновационного менеджмента и методов управления персоналом в процессе разработки и реализации нововведений в кадровой работе |
|
Экономичность |
Использование методов инновационного менеджмента должно обеспечивать наиболее эффективную организацию кадровой работы путем снижения доли затрат на систему управления персоналом в общих затратах на единицу выпускаемой продукции или услуг |
|
Адаптивность |
Приспособляемость методов инновационного менеджмента к изменяющимся целям управления персоналом |
|
Конкурентоспособность |
Использование методов инновационного менеджмента при реализации нововведений в кадровой работе должно повышать конкурентоспособность и эффективность использования кадрового потенциала организации |
|
Оптимальность |
Многовариантная проработка различных сочетаний методов инновационного менеджмента и методов управления персоналом и выбор наиболее эффективного варианта организации кадровой работы для конкретных условий |
|
Методы управления нововведениями в кадровой работе.
Группа методов |
Наименование методов |
|
Выявления мнений |
интервью, анкетирование, выборочный опрос, экспертиза |
|
Аналитические |
системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, ФСА, экономический анализ |
|
Оценки |
оценка продукта, оценка научно-технического уровня и конкурентоспособности разработок, оценка организационно-технического уровня производства, метод ПАТТЕРН, оценка риска и шансов, оценка эффективности инноваций |
|
Генерирования идей |
«мозговая атака», метод 6-5-3, метод синектики, морфологический анализ, деловые игры и ситуации |
|
Принятия решений |
экономико-математические модели, таблицы решений, построение дерева принятия решений, сравнение альтернатив |
|
Прогнозирования |
экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, регрессионный анализ, эконометрические, имитационные модели |
|
Наглядного представления |
графические модели, физические модели |
|
Аргументации |
презентации, переговоры |
|
Управление нововведениями в кадровой работе базируется на основных понятиях инновационного менеджмента. Под нововведением вообще понимается процесс введения новаций, новшеств, которые представляют собой новый порядок, обычай, метод, изобретение, явление. В общем случае в зависимости от места применения можно выделить три группы нововведений: продуктовые производства (средства производства) или в сфере потребления (предметы потребления); технологические бы (технологии) производства старых или новых продуктов; управленческие — организационные решения, системы, процедуры или методы управления. -новые продукты, потребляемые в сфере.
Нововведения в кадровой работе- это управленческие нововведения, под которыми понимается любая целевая деятельность, организационное решение, система, процедура или метод управления кадровой работой, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые используемые в данной организации, направленные на повышение уровня и способности кадров решать задачи эффективного функционирования и развития организации в условиях конкуренции.
2.2 Сущность и классификация кадровых нововведений
Кадровые новшества являются одной из разновидностей новшеств, разрабатываемых и осуществляемых в обществе и на производстве.
Кадровые нововведения (КН) — это целевая деятельность по внедрению кадровых новшеств, направленная на повышение уровня и способности кадров (кадровых систем) решать задачи эффективного функционирования и развития социально-экономических структур (организаций и их подразделений) в условиях конкуренции на рынках товаров, рабочей силы и образовательных (профессионально-квалификационных) услуг.
Классификация нововведений в кадровой работе
Классификационный признак |
Виды кадровых нововведений |
|
В отношении: |
||
1. По объектам |
1.1. отдельных работников 1 .2. структурных подразделений 1 .3. организаций |
|
2. По инновационному потенциалу |
2.1. радикальные 2.2. улучшающие 2.3. модифицирующие |
|
3. По масштабу |
3.1. крупные (кадровая реформа) 3.2. средние 3.3. мелкие (точечные) |
|
В области: |
||
4. В зависимости от области анализа и построения системы управления организацией. |
4.1. целевых подсистем 4.2. линейных подсистем 4.3. функциональных подсистем 4.4. обеспечивающих подсистем |
|
5. В зависимости от радиусадействия |
5.1. внутриорганизационные 5.2. межорганизационные |
|
6. По степени осознания работниками |
6.1. осознаваемые как необходимые 6.2. неосознаваемые как необходимые |
|
7. По времени внедрения |
7. 1 . внедряемые без длительной подготовки 7.2. внедряемые с длительной подготовкой 7.3. внедряемые без предварительной подготовки |
|
Требуют подготовки: |
||
8. В зависимости от требуемой подготовки |
8.1. организационной 8.2. финансовой 8.3. кадровой 8.4. психологической 8.5. материальной 8.6. информационной 8.7. комплексной |
|
9. По уровню обособленности и связанности с другими нововведениями |
9.1. обособленное, несвязанное 9.2. связанное, комплексное (внедряется комплекс нововведений) |
|
10. По стадиям технологии управления персоналом |
10.1. планирования работы с персоналом организации 10.2. маркетинга персонала 10.3. найма, отбора персонала 10.4. деловой оценки персонала 10.5. адаптации персонала 10.6. организации труда и рабочего места персонала 10.7. использования персонала 10.8. высвобождения персонала |
|
11. По стадиям технологии управления развитием персонала |
11.1. управления социальным развитием персонала 11.2. организации системы обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала 11.3. аттестации персонала 11.4. управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала 11.5. формирования резервов для выдвижения на руководящую должность |
|
12. В области управления поведением персонала в организации |
12.1. управления мотивацией и стимулирования трудовой деятельности персонала 12.2. управления конфликтами и стрессами 12.3. управления безопасностью и здоровьем персонала 12.4. организации условий труда, режима и дисциплины труда персонала |
|
13. По степени результативности |
13.1. эффективные (дающие экономический, социальный эффект) 13.2. нейтральные 13.3. неэффективные (приводящие к финансовым, временным, социальным потерям) |
|
2.3 Организационные формы кадровых нововведений
В условиях социально-экономических реформ, современого научно-технического развития, конкуренции на рынках товаров, услуг и рабочей силы кадровые нововведения становятся неотъемлемым элементом трудового процесса и как таковые требуют организации и управления. Назовем эту сферу деятельности иновационно-кадровым менеджментом (ИКМ).
ИКМ — это пограничная область между двумя областями управленческой науки и соответствующими учебными курсами: инновационным менеджментом и управлением персоналом, исключающая формы и методы обновления и развития кадровой составляющей социально-экономических систем — СЭС (страны, региона, организаций).
Объект ИКМ — процессы обновления и развития, инновационные свойства, потребности и параметры кадров и кадровых систем организаций и других социально-экономических структур. Субъект ИКМ — инновационные составляющие (отделы, сектора, группы, специалисты) кадровых и трудовых служб организаций и других структур.
Цель ИКМ в организации — обеспечить эффективные масштабы и темпы обновления кадровой системы в соответствии с текущими и перспективными интересами и целями организации, современными закономерностями развития персонала, требованиями стандартов государства, рынка и профсоюзов к уровню развития человеческих ресурсов.
Рассматривая ИКМ с более общих позиций во временном аспекте, а также в условиях переходного, в том числе кризисного, состояния российской экономики, можно выделить стратегическую и тактическую цели.
Стратегическая цель — создание на базе поэтапного развертывания рыночной экономики инновационного потенциала рынка труда и рынка образовательно-профессиональных услуг, эффективной многоуровневой системы инновационного управления кадрами в рамках государства, региона, организации для формирования и эффективного функционирования качественно нового, инновационно-активного кадрового потенциала.
Тактическая цель (период кризиса и стабилизации) — сохранение лучшей (элитной) инновационно-активной части кадрового потенциала страны, региона, организации путем реализации соответствующих антикризисных инновационно-кадровых мероприятий, в том числе по перестройке профессионально-квалификационнной структуры кадров, а также последовательного освобождения от кадрового балласта.
Если говорить о функциях ИКМ, то их можно объединить в две группы:
1. Функции ИКМ по реализации кадровых нововведений как объекта управления. Сюда включаются:
1) организация и проведение научно-аналитических работ в области развития человеческих ресурсов, выявление и решение новых кадровых проблем организации (совместно с научно-исследовательскими организациями);
2) оценка эффективности КН;
2.4 Мотивационное обеспечение нововведений в кадровой работе
Известно, что человек и коллектив сопротивляются изменениям тогда, когда они не чувствуют себя в безопасности и не уверены в позитивности результатов и последствий изменений для себя. Отсюда можно сформулировать мотивы сопротивления работников нововведениям:
1) они вынуждены рисковать, а это противоречит их натуре;
2) они чувствуют, что в результате изменений могут оказаться лишними;
3) они чувствуют неспособность выполнять новую роль, отведенную им в результате изменения;
4) они чувствуют, что потеряют «лицо» в глазах руководства;
5) они не способны или не желают обучаться новому делу и осваивать новый стиль поведения.
2.5 Факторы, влияющие на новаторскую деятельность
По уровню восприимчивости к нововведениям всех работников организации можно разделить на следующие группы: «энтузиасты», «рационализаторы», «нейтралы», «авантюристы», «скептики», «консерваторы», «ретрограды».
В реальной жизни все вышеперечисленные типы работников по отношению к нововведениям в чистом виде встречаются не часто. Скорее, следует говорить о ведущих типологических тенденциях отношения к инновациям. К тому же на реализацию тех или иных типологических особенностей людей существенно влияют экономические условия и общий социальный климат по отношению к нововведению.
Зная факторы, влияющие на новаторскую деятельность, можно целенаправленно влиять на работников, формируя их поведение и типологические черты, необходимые для успешного участия во внедренческом процессе.
Факторы, влияющие на новаторскую деятельность
Факторы,блокирующие новаторство |
Факторы,поддерживающие новаторство |
Факторы,усиливающие новаторство |
|
Недоверие руководителей к выдвигаемым снизу новым идеям |
Поддержка новаторов со стороны высшего руководства |
Поддержание стремления работников постоянно учиться и повышать квалификацию |
|
Создание жестких механизмов контроля за деятельностью новаторов |
Предоставление новаторам необходимой свободы при разработке новшеств |
Сочетание в системе образования специальных знаний и многодисциплинарной подготовки |
|
Вмешательство несопряженных отделов в оценку новаторскихпредложений |
Поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другимиподразделениями и прочими организациями |
Предоставление возможностисвободно высказать собственное мнение о проводимых в организации изменениях |
|
Боязнь риска и непризнание возможности ошибок со стороны руководства |
Высокое доверие со стороны руководства организации и допущение возможности поисковых ошибок |
Преодоление барьеров и «размывание границ» между разными видами работ и функциональными обязанностями |
|
Незамедлительная критика и угрозы увольнения в связи с допущением ошибок в процессе новаторской деятельности |
Ведение дискуссий и обмен идеями без злобы и страха наказания |
Предоставление новаторам содержательной деловой |
|
Строгое наказание за просчеты в научном поиске |
Отсутствие строгого наказания за просчеты в научном поиске |
Проведение регулярных совещаний рабочих групп |
|
Создание стереотипов мышления в организации |
Создание атмосферы взаимопонимания работников в организации |
Логичная аргументация необходимости изменений и реорганизаций в организаци |
|
Строгое выполнение своих функциональных обязанностей новатором, полный запрет на несанкционированный поиск |
Приоритет разнообразия и творчества над однообразием и приспособленчеством |
Предоставление гибких условий и режимов труда |
|
Тенденции к излишнему сужению границ предмета исследования новаторами |
Свободный доступ к дополнительным источникам информации о нововведениях |
Использование альтернативных форм трудового процесса для новаторов |
|
Необходимость множества согласований по разработке и внедрению новых идей |
Уменьшение помех и мелочного вмешательства в выполнение работ новатором |
Использование различных рычагов и стимулов активизации новаторской деятельности |
|
Постановка задач новаторам и передача им информации, сопровождаемая угрозами со стороны руководителя |
Повышение восприимчивости менеджмента к новым идеям новаторов |
Создание механизмов интеграции выдвижения идей с их эффективной и быстрой реализацией |
|
Возникновение у вышестоящих руководителей «синдрома всезнающих экспертов» |
Делегирование самоуправления в творческий процесс |
Создание духа предприимчивости, распространение его на работников низших рангов |
|
В случае использования неэффективного нововведения обвинение новатора в неудаче |
Признание позитивного вклада новаторов в деятельность организации |
Обучение работников способамнешаблонного мышления |
|
Строгая временная регламентация организации выполнения работ новатором |
Выделение дополнительного времени для «вызревания идей» |
Постоянная поддержка атмосферы доверия и восприимчивости к переменам |
|
Недопущение к использованию новатором необходимых видов ресурсов в научном поиске |
Обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием |
Поощрение совмещения профессий |
|
Процесс управления нововведениями в кадровой работе включает следующие этапы:
1) определение потребности в нововведениях;
2) сбор информации о нововведениях;
3) предварительный выбор нововведений;
4) принятие решения о внедрении нововведений;
5) внедрение, использование и сопровождение нововведений.
Потребность в нововведениях в кадровой работе может появиться в результате назначения нового руководителя, изменения технологии производства, реорганизации деятельности в связи с трансформацией целей организации, изменений во внешней среде (в действиях конкурентов, правительственных органов, в развитии НТП).
В любом из перечисленных случаев будет ощущаться разница между желаемым и реальным функционированием организации.
Определение потребности в нововведениях в кадровой работе связано со сбором информации о нововведениях (возможно, эти новшества новы только для данной организации).
Для этого организации используют членство в профессиональных ассоциациях, участвуют в выставках, обращаются в консультационные фирмы. Поиск нововведений осуществляется как при кризисе, так и в стабильных экономических условиях. В условиях кризиса он будет коротким и ограничится первой удачной альтернативой, а во втором случае может быть длительным, и окончательное решение будет основано на сравнении достоинств и недостатков множества альтернативных вариантов нововведений.
Следующий шаг — предварительный отбор нововведений с помощью определенных критериев. При этом источник нововведений в кадровой работе не очень влияет на процесс их принятия и внедрения. Иное дело анализ самих нововведений в кадровой работе, их основных характеристик и свойств, которые, по существу, являются критериями отбора. Бесспорно, главным критерием отбора будет их экономическая эффективность, т.е. прибыль, получаемая организацией от процесса совершенствования кадровой работы. Хотя можно выделить и другие критерии отбора (уровень финансовых затрат на приобретение или создание нововведений, их действенность с точки зрения целей, поставленных организацией, рентабельность, степень риска и неопределенности последствий внедрения, соответствие нововведений сложившейся в организации системе ценностей и нормам поведения, сложность освоения новшеств персоналом, возможность в случае неудачи во внедрении безболезненно вернуться к прежним методам управления персоналом).
Принятие решения о нововведениях в кадровой работе осуществляет: руководитель организации, руководитель подразделения, в котором планируется осуществить нововведения, руководитель финансовой службы (в случае приобретения нововведений), руководитель службы управления персоналом, если нововведения затрагивают в целом организацию. Если нововведения затрагивают определенные поведения внутриорганизационной кадровой работы, то решение об их внедрении принимают руководители кадровых подразделений (отдела кадров, отдела организации труда и зарплаты, отдела технического обучения, лаборатории НОТ, отдела подготовки, переподготовки и повышения квалификации, отдела социального развития и т.д.), а также руководители структурных подразделений и лица, участвующие в разработке нововведений. Если нововведения создаются в рамках организации, то для их разработки и внедрения могут создаваться конкретные организационные подразделения, охватывающие цикл «разработка — внедрение — сопровождение» нововведений в кадровой работе.
После того как нововведения в кадровой работе приобретены или разработаны, возникает проблема их внедрения, использования и сопровождения. Для этого определяют уровень восприимчивости организации к нововведениям, при этом быстрота реакции на нововведения в организациях становится дополнительным фактором конкурентной борьбы.
2.6 Восприимчивость организации к изменениям
В настоящее время не существует универсальных характеристик восприимчивости организации к нововведениям, это объясняется сложностью решения проблемы, так как принятие одного набора нововведений не следует тем же законам, что и принятие другого, независимо от того, какие нововведения в кадровой работе составляют каждый набор. Однако существуют следующие общепринятые подходы к определению уровня восприимчивости организации к нововведениям:
1.Уровень восприимчивости зависит от времени внедрения нововведений или от количества внедренных нововведений в единицу времени.
2.Уровень восприимчивости организаций к нововведениям зависит от следующих факторов-характеристик:
В = Л, С, К, Нв,
где В — восприимчивость организации к нововведениям; Л — личностно-психологические характеристики членов организации (личностно-психологические переменные); С — характеристики организационной структуры (структурные переменные); К — характеристики внешнего окружения и межорганизационных связей (контекстуальные переменные); Нв — характеристики самого нововведения.
Личностно-психологические переменные помогают оценить инновационный потенциал, психологическую готовность персонала, адекватность сложившихся процедур внедрения внедряемым нововведениям в кадровой работе. К ним можно отнести такие характеристики руководителей и членов организации, как их профессионализм, «космополитизм», уровень образования, осведомленность о нововведениях и желание использовать нововведения, склонность к риску, заинтересованность в служебном росте и прочим.
К структурным переменным относят, в первую очередь, размер организации и величину резервных ресурсов, используемых для приобретения и реализации нововведений (например, финансовые средства, отпускаемые для повышения квалификации персонала до уровня, требуемого нововведениями), а также ее организационную структуру. Организационная структура характеризуется сложностью, централизацией, регламентацией работ, развитостью коммуникационных каналов, организационным климатом, межорганизационной интеграцией.
Достаточно сложным является вопрос о направлении влияния характеристик организационной структуры на восприимчивость организации. Различные типы структур эффективны на различных стадиях инновационного процесса. Органические (адаптивные) структуры достаточно хороши при поиске и создании нововведений, механистические (бюрократические) — при внедрении, когда надо централизовать ответственность и предотвратить инновационные конфликты.
К контекстуальным переменным относится стабильность и неопределенность внешнего окружения, изменения в спросе на продукцию, межорганизационная кооперация, уровень конкуренции, региональные характеристики, положение среди конкурентов.
Восприимчивость зависит и от характеристик самих нововведений в кадровой работе.
К таким характеристикам можно отнести:
* относительную выгодность — степень, в которой предлагаемые нововведения в кадровой работе социально и экономически более выгодны работникам, чем действующий процесс функционирования объекта нововведений;
* совместимость — степень соответствия нововведенийвзглядам, опыту работников организации;
* сложность — степень понимания, использования и приспособления работников к нововведениям в кадровой работе;
* этапность — возможность внедрять нововведения в кадровой работе по этапам (так лучше воспринимаются нововведения) или возможность опробовать нововведения экспериментальным путем.
Внедрение и использование нововведений может сопровождаться развитием инновационного конфликта, так как и отдельные работники, и коллектив в целом могут сопротивляться нововведениям в кадровой работе, если они не чувствуют себя в безопасности и не уверены в позитивности результата и последствий внедрения нововведений для себя. Сопротивление работников нововведениям в кадровой работе может быть также связано со следующими причинами:
* предлагаемые нововведения уменьшают или вообще делают невозможным удовлетворение определенных потребностей работников;
* работники вынуждены рисковать, а это противоречит их натуре;
* работники чувствуют, что в результате нововведений могут упроститься их функциональные обязанности или вообще сократится их рабочее место;
* работники чувствуют неспособность выполнять новую роль, отведенную им в результате внедрения нововведений и испытывают страх потерять «лицо» в глазах руководства;
* некоторые работники не способны и не желают обучаться новому делу и осваивать новый стиль поведения;
* работники безразлично относятся к целям выживания и развития организации.
Для успешного внедрения и использования нововведений в кадровой работе в организациях должны применяться определенные меры.
1.Создание «стартовой площадки» нововведений в кадровой работе (группа экспертов выявляет потребности в нововведениях; определяет ресурсы, необходимые для нововведений; разрабатывает схемы взаимодействия между работниками и структурными подразделениями в ходе внедрения, использования и сопровождения нововведений; анализирует поведение работников по отношению к нововведениям; разрабатывает меры по успешному внедрению нововведений).
2. Нахождение таких нововведений, которые поддержали бы те работники, которых затрагивают эти нововведения.
3.Проведение разъяснительной работы с работниками организации о необходимости принятия нововведений, в результате которой преодолевается неверное понимание целей и задач нововведений, опасение перед предстоящими изменениями в кадровой работе, работникам разъясняются возможности и выгодные последствия нововведений в кадровой работе. Особое внимание уделяется группам и отдельным лицам, с чьей стороны можно ожидать противодействие и сопротивление.
4. Проведение экспериментального внедрения нововведений и разработка механизмов контроля за ходом полномасштабного внедрения.
5. Разработка системы мотивации работников для ускорения внедрения и освоения нововведений в кадровой работе. В этих целях можно использовать следующие формы поощрения работников: стартовые премии за выдвижение новой идеи и разработку проекта нововведений в кадровой работе; текущие премии за результаты внедрения, использования и сопровождения нововведений в кадровой работе; этапные премии за законченные этапы внедрения и освоения нововведений; финишные премии за достижение конечных результатов. Проблема измерения, анализа и оценки результативности нововведений в кадровой работе является одной из наиболее сложных задач управления персоналом, поэтому без серьезного анализа и оценки эффективности проектов нововведений в кадровой работе нельзя принимать решение об их реализации.
3. Обоснование необходимости направлений кадровых нововведений в организации
Кадровая политика является частью общей стратегии развития, поэтому начинать ее разработку целесообразно только в рамках работы над общей стратегией предприятия. Рассмотрим последовательность этапов:
1. Разработка стратегического плана, связанного с внутренними аспектами развития.
2. Разработка стратегического плана, связанного с внешними условиями деятельности организационной системы.
3. Интеграция результатов.
Этапы изменения представляют собой следующую последовательность (табл.3.1):
— размораживание;
— изменение;
— замораживание.
Заключение
Таким образом, закономерностями нормального функционирования социально-экономических и кадровых систем являются их устойчивость, воспроизводимость в неизменном качестве, структуре, функциях, формах и методах, бескризисность, стабильность, ритмичность, слабая конфликтность, несложная прогнозируемость.
Характеризуя процессы обновления и развития кадров и КС, необходимо дать определение понятий эволюционного и радикального обновления кадровых систем.
Кадровые нововведения и развитие кадровых систем не являются самоцелью, а вытекают из объективных потребностей обновления социально-экономических структур в условиях роста наукоемкости, интеллектуалоемкости и инновационности современного производства.
Организация кадровых нововведений — это совокупность структурных элементов (подразделений, групп и лиц), постоянно или временно входящих в систему ИКМ, а также способов и норм их взаимодействия при разработке и реализации КН.
Список литературы
1. Арутюнов, В.В. Управление персоналом: учебное пособие. 2009.
2. Боронова, Г.Х. Психология труда. Конспект лекций. М. 2008.
3. Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник, 2011.
4. Дятлов, В.А. Управление персоналом: учебное пособие / В.А. Дятлов.- М.: ПРИОР, 2009. — 365 с.
5. Зайцева, Т. В. Управление персоналом: учебник ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.(Профессиональное образование).
6. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник 2011.
7. Розарёновой Т.В Основы управления персоналом: учебник 2011.
8. Кибанова А.Я, Управление персоналом организации, 2009.
10. Шапиро, С.А, Основы управления персоналом в современных организациях. 2008.
Размещено на