Вопрос №20
Особенности подросткового и юношеского возраста.
«Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Особенности подросткового возраста
· Всестороннее половое созревание.
· Появляется способности логически мыслить. Именно поэтому в подростковом возрасте дети часто начинают заниматься творчеством: рисовать, сочинять стихи и песни, а также интересуются философскими учениями и стремятся к логическому мышлению, спорам на философские и другие темы.
· Появляется умение сопереживать, сами переживания становятся глубже, чувства — сильнее.
· Общение со сверстниками становится необходимостью, это дает возможность выразить эмоции, поделиться, а также дает возможность формирования норм поведения в обществе.
· Общение с родителями и родственниками уходит на второй план.
· Желание принять на себя обязанности и права взрослых.
· Формирование самооценки ребенка, способность принять как свои положительные, так и отрицательные черты, в т.ч. в волевой сфере.
Основные сложности подросткового возраста
· Угловатость и неуклюжесть. В связи с поэтапным ростом организма (сначала растут кисти рук и ног, затем конечности и в последнюю очередь — туловище), многие подростки становятся неуклюжими и комплектуют из-за этого.
· Частая смена настроений и физического состояния, которые возникают в организме в связи с ростом внутренних органов.
· Быстрая возбудимость, влияние эмоций на духовную жизнь.
· Обиды, озлобленность, раздраженность (особенно у подростков в тяжелой жизненной ситуации).
· Напряженные отношения с родителями, избегание общения с ними, отдавая предпочтения сверстникам возникают в случаях, когда родители не готовы относиться к подростку как к самостоятельному, взрослому человеку, уважая его взгляды и чувства.
Социализация детей подросткового возраста
... подросткового возраста 1.1 Теория и практика психолого-педагогической поддержки Под психолого-педагогической поддержкой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включая помощь детям, учителям и родителям ...
Внутренне происходит следующее.
· Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему,
как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.
· Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»).
· Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит.
· Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей
Юношеский возраст его особенности и проблемы
Юношескому возрасту соответствует период от 15 – 16 до 21 – 25 лет.
· характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.).
· происходит становление устойчивого самосознания. В это период складывается система представлений о самом себе, которое влияет на поведение, порождает те или иные переживания.
· Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция.
· Проявляется стремление к самоутверждению. Происходит так же и самооценка внешности.
· А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой).
· Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию.
· Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств.
Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение связано с решением в юности смысла жизненных проблем. Явлений действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.
Общение со сверстниками – это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.