Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4.- М., 1983.

“Утверждаю”

Проректор Института специальной

педагогики и психологии

_____________Е.В.Михайлова

“____”_______________2012 г.

Рабочий учебный план группы 550/Бк «Психология»

на 3 семестр с 22.10.12 по 10.11.12

Предмет

Форма

отчета

Экспериментальная психология

Экзамен

    Иностранный язык (3ч., посл.)

    Экзамен

      Общая психология (3ч., посл.)

      Экзамен

      в 4 сем.

        История психологии

        Экзамен

        в 4 сем.

          Психология развития и возрастная психология

          Экзамен

          в 4 сем.

            Педагогическая психология

            Зачет

              Безопасность жизнедеятельности

              Зачет

              Общая психология

              3ЧАСТЬ

              1. Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
              2. Личность как предмет психологического исследования. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Номотетическое и идиографическое описание личности. Место и роль личностного принципа в исследовании психических явлений. Личность как интегратор, «рефлектор» и регулятор активности человека (В.А.Ганзен).

                Ситуационизм и интеракционизм.

              3. Свойства, структура и типология личности. Выделение структуры личности из структуры психики и сознания. Уровни исследования личности (макро-, мезо- и микроописания в экспериментальной и прикладной психологии).

                Эмпирические подходы к структуре личности: клинический, экспериментальный, факторно-аналитический, поведенческий. Психологический профиль личности.

              4. Личность и биологическая детерминация. Возрастно-половые, конституциональные и нейротипические свойства человека. Современное состояние исследований свойств нервной системы. Структура свойств нервной системы. Методы измерения свойств нервной системы.
              5. Личность в системе социальных отношений. Структура социального опыта личности (картина мира, образ жизни, нравственные позиции).

                Социализация и индивидуализация личности. Статус, социальные роли и позиции личности. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Постоянство и изменчивость личности.

              6. Темперамент. Понятие о темпераменте. Свойства темперамента. Факторы, условия, влияющие на изменение свойств темперамента. Методы измерения свойств темперамента.
              7. Способности. Понятие способностей. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Способности и одаренность. Факторы и условия развития способностей.
              8. Общие интеллектуальные способности. Операциональная концепция интеллекта Ж.Пиаже. Факторные модели интеллекта. Модели С.Спирмена, Л.Терстона, Дж.Гилфорда и др. Когнитивные модели интеллекта. Концепция ментального опыта М.А.Холодной. Функциональная асимметрия головного мозга и способности.
              9. Диагностика интеллекта. Шкала умственного развития Бине-Симона. Тестовые измерения интеллекта. Прогрессивные матрицы Дж.Равена. Тесты Д.Векслера и Р.Амтхауэра.
              10. Креативность и её диагностика. Творческая личность и её жизненный путь. Концепции креативности. Дивергентное и конвергентное мышление. Тесты креативности Э. Торренса, Дж. Гилфорда и С.Медника.
              11. Мотивация и направленность. Структура мотива. Потребности и мотивы. Мотив и цель. Классификация мотивов. Методы исследования мотивов. Мотивация достижения. Мотивационная сфера – ядро направленности. Направленность как системообразующее свойство личности (Б.Ф.Ломов).
              12. Характер. Понятие характера. Свойства и структура характера. Социальная детерминация, факторы и условия формирования характера. Акцентуации как характерологические особенности. Методы исследования характера.
              13. Понятие индивидуальности. Теория интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин).
              14. Индивидуальность и развитие. Неравномерность развития индивидных, личностных, субъектных свойств человека. Источники и движущие силы саморазвития. Понятие самореализации.
              15. Индивидуально-психологические различия. Проблема объяснения индивидуально-психологических различий. Когнитивные стили и методы их изучения. Мотивационно-аффективные стили. Индивидуальный стиль деятельности.
              16. Самосознание – как ядро личности и индивидуальности. Функции самосознания: самопознание, самоотношение, саморегуляция. Проблема «Я» человека в психологии. Этапы становления и развития самосознания.
              17. Я-концепция и защитные механизмы личности. Я-концепция как «теория самого себя». Самоуважение. Уровень притязаний и самооценка. Защита Я-концепции. Теория защитных механизмов. Защитные механизмы и неврозы. Развитие защитных механизмов у детей.
              18. Теории личности в отечественной психологии. Психологическая теория целостного человека Б.Г.Ананьева. Теория отношений А.Ф.Лазурского и В.Н.Мясищева. Концепция личности А.Н.Леонтьева. Теория установки и личность (Д.Н.Узнадзе).

                Концепция динамики функциональной структуры личности (К.К.Платонов) и др.

              19. Теории личности в зарубежной психологии. Психодинамические теории личности (З.Фрейд, А.Адлер и др.).

                Теория оперантного научения Б.Скиннера. Теория личности К.Левина. Теория социального научения А.Бандуры. Когнитивные теории личности. Факторно-аналитические теории личности. Теории личности в экзистенциальной и гуманистической психологии.

              1. Психофизическая проблема (законы Вебера-Фехнера и Стивенса).

                Виды порогов и чувствительность.

              2. Характеристики образа восприятия: предметность, целостность, константность, обобщенность.
              3. Сфера вторичных образов. Представления памяти и воображения. Эмпирические характеристики образа представления и их сравнение с характеристиками образа восприятия.
              4. Память как сквозной психический процесс: ее функции, виды и процессы.
              5. Внимание как сквозной психический процесс. Виды вникмания: его характеристики и методы их диагностики.
              6. Операциональная природа мышления. Виды мышления. Фазы мыслительного процесса. Виды мыслительных операций.
              7. Стадии формирования понятия (по Л.С. Выготскому).

                Сравнительный анализ эмпирических характеристик допонятийного и понятийного мышления (по Л.М. Веккеру).

              8. Отношения мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н. Соколову).

                Методы исследования внутренней речи.

              9. Язык и речь: виды речи и ее функции.
              10. Классификация эмоций. Эмоции и чувства. Способы управления эмоциями.
              11. Диагностические и прогностические возможности интеллектуального тестирования (краткая характеристика основных интеллектуальных тестов).
              12. Воля как высший уровень психической регуляции. Основные теории воли.
              13. Нейродинамические, конституциональные и половозрастные и особенности человека.
              14. Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера.
              15. Направленность личности. Потребности, мотивы, мотивация. Ценностные ориентации.
              16. Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» в комплексном подходе Б.Г. Ананьева.
              17. Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, самоотношение и саморегуляция.
              18. «Я-концепция»: структура, этапы формирования, функции и механизмы защиты.
              19. Личность как система отношений в Ленинградской психологической школе (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев).
              20. Сознательное и бессознательное в личности: отечественный подход (школа установки Д.Н. Узнадзе, Ф.В. Бассин, А.Г. Асмолов) и зарубежный подход (психодинамические концепции).
              21. Гуманистический (К. Роджерс, А. Маслоу), экзистенциальный (В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом) и гештальт (Ф. Перлз, К. Левин) подходы к исследованию личности и психотерапия.
              22. Когнитивный (Ж.Пиаже, Л.Колберг), социально-когнитивный (А. Бандура, Б. Роттер) и когнитивно-бихевиоральный (Б.Ф. Скиннер, А.Бек, А.Эллис) подходы к исследованию формирования личности.
              23. Номотетический (Р.Кеттел, Г. Айзенк) и идиографический (Г.Олпорт, Р.Келли) подходы к описанию личности. Метод факторного анализа в психологии личности.
              24. Жизненный путь личности: исследования и описания процессов социализации и индивидуализиации.

              Литература

              1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.,1999.
              2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.,1982.
              3. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х т. М., 2006.
              4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.,1987.
              5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1983.
              6. Найссер У. Познание и реальность. М.,1981.
              7. Российская психология: Антология / Авт.-сост. А. Н. Ждан. М., 2009.
              8. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.,1947.
              9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1997.
              10. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб., 2002.
              11. А. Анастази, Урбина С Психологическое тестирование. – СПб., 2001
              12. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – ПИТЕР, 2002
              13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2001
              14. Общая психодиагностика. уч. пособие под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина, изд. МГУ, 1987.
              15. Основы психодиагностики под ред. А.Г. Шмелева. Р-Дон 1996.
              16. Психологическая диагностика. под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. изд.  ПИТЕР, 2003.
              17. Романова Е.С. Психодиагностика.  изд. Питер, 2008
              18. Гудвин Дж. Исследование в психологии. Методы и планирование. СПб., 2004
              19. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебник. СПб., 2007
              20. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М.,2002, 2005
              21. Мартин М. Психологические эксперименты. СПб-М., 2004
              22. Солсо Р., МакЛин М. Экспериментальная психология: Практический курс, 2003, 2006
              23. Геберт Д., фон Розенштиль Л. Организационная психология. Харьков: Гуманитарный центр, 2006.
              24. Психология менеджмента. Учебник / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2004.
              25. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб., 2000.
              26. Шекшня С.В. Управление персоналом в современной организации. СПб., 2003.
              27. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
              28. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.
              29. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001.
              30. Парыгин Б.Д. Социальная психология. С-Пб., 2003.
              31. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003.
              32. Выготский л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4.- м., 1983.

              33. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
              34. Шихи Г. Возрастные кризисы – ступени личностного роста. М., 1999.
              35. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
              36. Массен П, Конгер Дж., Каган Дж. Развитие личности в зрелом возрасте // Психология личности: тексты. М., 1982.
              37. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М., 1994.
              38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., «Питер», 1998
              39. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1969
              40. Онтопсихология: Учебное пособие под ред. Крылова А. А., Рыбалко Е. Ф. Главы Грищенко Н.А., Головей Л.А. СПб.: Изд. СПбГУ, 2003.
              41. Климов Е.А. Психология профессионала / Ин-т практ. Психологии. М., 1996.
              42. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для Студенов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: — 2003.
              43. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки.
              44. Амоношвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., 1990
              45. Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе.
              46. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1990
              47. Шакуров Р. Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982
              48. Бурменская Г. В., Карабокова Н. В., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990
              49. Семья в психологической консультации. Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989
              50. «Клиническая психология». Учебник под ред. Карвасарского Б. Д. СПб, 2006 г.
              51. «Неврозы». Карвасарский Б. Д. Л, «Медицина», 1990 г.
              52. «Психопатии и акцентуации характера у подростков». Личко А. Е. Л. 1987 г.
              53. «Психология и психотерапия семьи» Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. СПб, 2006г.
              54. «Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики». ЗейгарникБ.В. М. 2008 г.
              55. «Методики экспериментальной патопсихологии» Рубинштейн С. Я. М. 2007 г.
              56. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб, 2000
              57. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950
              58. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982
              59. Дорфман Л.Я Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. М., 2005
              60. Зароченцев К.Д. Худяков А.И. Экспериментальная психология. Учебник. М., 2005
              61. Кун Т. Структура научных революций. М. 2001
              62. Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980; СПб., 1996
              63. Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2003, 2007
              64. Поппер К. Предположения и опровержения: Рост научного знания. М., 2004
              65. Стивенс С. Экспериментальная психология. М., 1960
              66. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: Учебное пособие / под ред. Т.В. Корниловой. СПб., 2004
              67. Экспериментальная психология / Ред. П. Фресс и Ж. Пиаже. М., Вып. I-II. 1966; Вып. III. 1973: Вып. IV; 1973; Вып. V. 1975; Вып. VI. 1978.
              68. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
              69. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. С-Пб., 2001.
              70. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная психология. С-Пб, 2000.
              71. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. М., 2002.
              72. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. Сост. А.Л. Свенцицкий. С-Пб, 2000.

              Межсессионная работа

              СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

              «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

              1. Прочитать и законспектировать учебное пособие «История психологии» Конспект лекций / Составитель С. А. Векилова, – СПб.: Сова, 2005
              2. Ответить письменно на следующие вопросы:
              • Что представляет собой предмет истории психологии?
              • Какое место занимает история психологии в системе современного психологического знания?
              • Каковы междисциплинарные взаимосвязи истории психологии?
              • Какие функции выполняет история психологии как научная дисциплина?

              Темы для самостоятельной работы по курсу

              «Психология развития и возрастная психология»

              1. Предмет, методы и задачи возрастной психологии.

              2. Понятие возраста. Темп психического развития.

              3. Основные отечественные и зарубежные периодизации психического развития. Современные теории развития.

              4. Особенности системного анализа развития психики.

              5. Проблема стадиальности психического развития в отечественной и зарубежной психологии.

              6. Характеристика сензитивных периодов на разных стадиях психического развития.

              7. Развитие познавательной, психомоторной и речевой сфер младенца.

              8. Эмоциональное состояние матери и его отражение в психическом развитии детей.

              9. Развитие психомоторных функций ребенка раннего возраста.

              10. Развитие мышления и речи ребенка раннего возраста.

              11. Развитие речи и познавательной деятельности младшего дошкольника.

              12. Развитие эмоционально-волевой и мотивационной сферы.

              13. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

              14. Особенности общения со взрослыми и сверстниками дошкольника.

              15. Нормативные критерии психического развития.

              16. Особенности психологической готовности к обучению в школе.

              17. Развитие познавательной сферы и овладение учебной деятельностью.

              18. Адаптация к школе и школьная тревожность.

              19. Развитие личности младшего школьника.

              20. Общение со сверстниками и взрослыми младших школьников.

              21. Период полового созревания, его значение и этапы.

              22. Особенности отношения со взрослыми и сверстниками подростка.

              23. Специфика учебной деятельности и самосознания в подростковом возрасте.

              24. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.

              25. Основные черты кризиса подросткового возраста.

              26. Развитие познавательной и личностной сферы в ранней юности.

              27. Развитие самосознания в юности.

              28. Профессиональное самоопределение.

              29. Развитие личности в зрелом возрасте.

              30. Динамика познавательных процессов в зрелости.

              31. Акмеологический подход к зрелому человеку.

              32. Кризисы зрелого возраста.

              33. Инволюция и эволюция в старческом возрасте.

              34. Факторы долголетия.

              35. Особенности личности старого человека.

              Рекомендуемая литература.

              Основная.

              1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М. 1997.

              2. Божович Л.М. Проблемы формирования личности. — М., 1995.
              3. Венгер Л.А., Мухина B.C. Детская психология .- М., 1998.
              4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- СПб.,1997.
              5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр.соч.1983.ТЗ.
              6. Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.
              7. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.,1989.
              8. Крайг Г. Психология развития. — СПб, 2000.
              9. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
              10. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М, 1981.
              11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды . — М., 1989.

              Дополнительная.

              1. БауерТ. Психическое развитие младенца.-М., 1979.

              2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. — М.,1995.
              3. Возрастные аспекты онтописхологии/ Под ред. А.А. Крылова и Е.Ф.Рыбалко. — СПб.1993.
              4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. — СПб, 1997.
              5. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка. — М.,1991.
              6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — Москва-Воронеж, 1997.
              7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. -М., 1997.
              8. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. — М., 1998.
              9. Мухина B.C. Возрастная психология. -М.,1998.
              10. Обухова Л.Ф. Детская ( возрастная) психология. -М.,1996.
              11. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.,1994.
              12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.
              13. Тайсон Р.,Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
              14. Шихи Г. Возрастные кризисы. — СПб.,1999.
              15. Эльконин Д.Б. Избранные труды. — М., 1995.
              16. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.,1999.
              17. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб, 1996.
              18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.

              «Педагогическая психология»

              Задачи овладения курсом » Педагогическая психология«

              1. Научиться ориентироваться в круге основных понятий и проблем современной педагогической психологии;

              2. Познакомиться с психологическими теориями обучения и их практическими следствиями, выбрать собственную позицию в отношении теорий;
              3. Научиться выделять и анализировать педагогические явления, относящиеся к сфере деятельности психолога как участника решения задач личностно-ориентированного обучения и воспитания;
              4. Изучить оптимальные условия обучения и воспитания, особенности педагогического общения, обеспечивающие гармоничное развитие и психологическое здоровье детей;

              Ключевые понятия курса: развитие, обучение, воспитание, социализация, индивидуаизация обучения, обучаемость, познавательные процессы, мотивация достижения, автономия, ответственность, самоактуализация, самотрансценденция, педагогического руководства, социально- перцептивные стереотипы.

              Проблема общения в обучении и воспитании.

              Рекомендуемая литература:

              • Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.,1999 С 3-10,265-377
              • Левитов Н.Д. К психологии формирования авторитета учителя. В кн.: Хрестоматия по педагогической психологии.М.,1996.С.258-275
              • Мальковская Т.Н. Учитель-ученик. В кн.: Хрестоматия по педагогической психологии. М.,1996. С.227-248

              Проблема соотношения наследственности и среды в развитии.

              Рекомендуемая литература:

              • Ильенков Э.В. Психика человека под » лупой времени». В кн.: Хрестоматия по педагогической психологии. М.,1996. С.131-141
              • Малиновский А.А. Некоторые возражения Э.В. Ильенкову и А.И. Мещерикову. Там же. С.141-151
              • Немов Р.С. Психология Кн.2 Психология образования. М.,1997.С.273-278,301-303

              Проблема соотношения обучения (воспитания) и психологического развития.

              Рекомендуемая литература:

              • Давыдов В.В. Психическое развитие и воспитание. В кн.: Хрестоматия по педагогической психологии. М.1996.С.151-168
              • Немов Р.С. Психология. Кн.2.Психология образования.М.,1997.С.273-278
              • Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.,1998. С.266-273

              Проблема психологической готовности ребёнка к обучению.

              Рекомендуемая литература:

              • Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.,1998.С.28-38
              • Немов Р.С. Психология. Кн.2. Психология образования. М.,1997.С.273-278,343-345
              • Реан А.А. Костромина С.Н. Как подготовить ребёнка к школе? СПб.,1998

              Проблема индивидуализации в обучении.

              Рекомендуемая литература:

              • Немов Р.С. Психология. Кн.2 Психология образования. М.,1997.С.273-278
              • Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.,1998

              Дополнительная литература.

              1. Бернс Р.В. Развитие Я-концепциии воспитание. М.,1986

              2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. М.,1995
              3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.,1997
              4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под.ред.Н.Л. Селивановой. М.,1998
              5. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. В кн.: Хрестоматия по возрастной психологии / Под.ред.Д.И. Фельдштейна. М.,1994
              6. ЛейтесН.С. К проблеме сензитивных периодов психологического развития человека. В кн.: Принцип развития в психологии / Под.ред. Л.И. Анцыферовой. М.,1978
              7. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М.,1997
              8. Немов Р.С. Психологи. Кн.2.М.,1997
              9. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.,1995
              10. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.,1998
              11. Реан А.А. Костромина С.Н. Как подготовить ребёнка к школе. СПб.,1998
              12. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения).

                М.,1994

              13. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. В кн.: Хрестоматия по возрастной психологии / Под.ред.Д.И. Фельдштейна. М.,1994
              14. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.,1998