“Утверждаю”
Проректор Института специальной
педагогики и психологии
_____________Е.В.Михайлова
“____”_______________2012 г.
Рабочий учебный план группы 550/Бк «Психология»
на 3 семестр с 22.10.12 по 10.11.12
№ |
Предмет |
Форма отчета |
Экспериментальная психология |
Экзамен |
|
|
Иностранный язык (3ч., посл.) |
Экзамен |
|
Общая психология (3ч., посл.) |
Экзамен в 4 сем. |
|
История психологии |
Экзамен в 4 сем. |
|
Психология развития и возрастная психология |
Экзамен в 4 сем. |
|
Педагогическая психология |
Зачет |
|
Безопасность жизнедеятельности |
Зачет |
Общая психология
3ЧАСТЬ
- Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
- Личность как предмет психологического исследования. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Номотетическое и идиографическое описание личности. Место и роль личностного принципа в исследовании психических явлений. Личность как интегратор, «рефлектор» и регулятор активности человека (В.А.Ганзен).
Ситуационизм и интеракционизм.
- Свойства, структура и типология личности. Выделение структуры личности из структуры психики и сознания. Уровни исследования личности (макро-, мезо- и микроописания в экспериментальной и прикладной психологии).
Эмпирические подходы к структуре личности: клинический, экспериментальный, факторно-аналитический, поведенческий. Психологический профиль личности.
- Личность и биологическая детерминация. Возрастно-половые, конституциональные и нейротипические свойства человека. Современное состояние исследований свойств нервной системы. Структура свойств нервной системы. Методы измерения свойств нервной системы.
- Личность в системе социальных отношений. Структура социального опыта личности (картина мира, образ жизни, нравственные позиции).
Социализация и индивидуализация личности. Статус, социальные роли и позиции личности. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Постоянство и изменчивость личности.
- Темперамент. Понятие о темпераменте. Свойства темперамента. Факторы, условия, влияющие на изменение свойств темперамента. Методы измерения свойств темперамента.
- Способности. Понятие способностей. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Способности и одаренность. Факторы и условия развития способностей.
- Общие интеллектуальные способности. Операциональная концепция интеллекта Ж.Пиаже. Факторные модели интеллекта. Модели С.Спирмена, Л.Терстона, Дж.Гилфорда и др. Когнитивные модели интеллекта. Концепция ментального опыта М.А.Холодной. Функциональная асимметрия головного мозга и способности.
- Диагностика интеллекта. Шкала умственного развития Бине-Симона. Тестовые измерения интеллекта. Прогрессивные матрицы Дж.Равена. Тесты Д.Векслера и Р.Амтхауэра.
- Креативность и её диагностика. Творческая личность и её жизненный путь. Концепции креативности. Дивергентное и конвергентное мышление. Тесты креативности Э. Торренса, Дж. Гилфорда и С.Медника.
- Мотивация и направленность. Структура мотива. Потребности и мотивы. Мотив и цель. Классификация мотивов. Методы исследования мотивов. Мотивация достижения. Мотивационная сфера – ядро направленности. Направленность как системообразующее свойство личности (Б.Ф.Ломов).
- Характер. Понятие характера. Свойства и структура характера. Социальная детерминация, факторы и условия формирования характера. Акцентуации как характерологические особенности. Методы исследования характера.
- Понятие индивидуальности. Теория интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин).
- Индивидуальность и развитие. Неравномерность развития индивидных, личностных, субъектных свойств человека. Источники и движущие силы саморазвития. Понятие самореализации.
- Индивидуально-психологические различия. Проблема объяснения индивидуально-психологических различий. Когнитивные стили и методы их изучения. Мотивационно-аффективные стили. Индивидуальный стиль деятельности.
- Самосознание – как ядро личности и индивидуальности. Функции самосознания: самопознание, самоотношение, саморегуляция. Проблема «Я» человека в психологии. Этапы становления и развития самосознания.
- Я-концепция и защитные механизмы личности. Я-концепция как «теория самого себя». Самоуважение. Уровень притязаний и самооценка. Защита Я-концепции. Теория защитных механизмов. Защитные механизмы и неврозы. Развитие защитных механизмов у детей.
- Теории личности в отечественной психологии. Психологическая теория целостного человека Б.Г.Ананьева. Теория отношений А.Ф.Лазурского и В.Н.Мясищева. Концепция личности А.Н.Леонтьева. Теория установки и личность (Д.Н.Узнадзе).
Концепция динамики функциональной структуры личности (К.К.Платонов) и др.
- Теории личности в зарубежной психологии. Психодинамические теории личности (З.Фрейд, А.Адлер и др.).
Теория оперантного научения Б.Скиннера. Теория личности К.Левина. Теория социального научения А.Бандуры. Когнитивные теории личности. Факторно-аналитические теории личности. Теории личности в экзистенциальной и гуманистической психологии.
- Психофизическая проблема (законы Вебера-Фехнера и Стивенса).
Виды порогов и чувствительность.
- Характеристики образа восприятия: предметность, целостность, константность, обобщенность.
- Сфера вторичных образов. Представления памяти и воображения. Эмпирические характеристики образа представления и их сравнение с характеристиками образа восприятия.
- Память как сквозной психический процесс: ее функции, виды и процессы.
- Внимание как сквозной психический процесс. Виды вникмания: его характеристики и методы их диагностики.
- Операциональная природа мышления. Виды мышления. Фазы мыслительного процесса. Виды мыслительных операций.
- Стадии формирования понятия (по Л.С. Выготскому).
Сравнительный анализ эмпирических характеристик допонятийного и понятийного мышления (по Л.М. Веккеру).
- Отношения мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н. Соколову).
Методы исследования внутренней речи.
- Язык и речь: виды речи и ее функции.
- Классификация эмоций. Эмоции и чувства. Способы управления эмоциями.
- Диагностические и прогностические возможности интеллектуального тестирования (краткая характеристика основных интеллектуальных тестов).
- Воля как высший уровень психической регуляции. Основные теории воли.
- Нейродинамические, конституциональные и половозрастные и особенности человека.
- Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера.
- Направленность личности. Потребности, мотивы, мотивация. Ценностные ориентации.
- Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» в комплексном подходе Б.Г. Ананьева.
- Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, самоотношение и саморегуляция.
- «Я-концепция»: структура, этапы формирования, функции и механизмы защиты.
- Личность как система отношений в Ленинградской психологической школе (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев).
- Сознательное и бессознательное в личности: отечественный подход (школа установки Д.Н. Узнадзе, Ф.В. Бассин, А.Г. Асмолов) и зарубежный подход (психодинамические концепции).
- Гуманистический (К. Роджерс, А. Маслоу), экзистенциальный (В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом) и гештальт (Ф. Перлз, К. Левин) подходы к исследованию личности и психотерапия.
- Когнитивный (Ж.Пиаже, Л.Колберг), социально-когнитивный (А. Бандура, Б. Роттер) и когнитивно-бихевиоральный (Б.Ф. Скиннер, А.Бек, А.Эллис) подходы к исследованию формирования личности.
- Номотетический (Р.Кеттел, Г. Айзенк) и идиографический (Г.Олпорт, Р.Келли) подходы к описанию личности. Метод факторного анализа в психологии личности.
- Жизненный путь личности: исследования и описания процессов социализации и индивидуализиации.
Литература
- Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.,1999.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.,1982.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х т. М., 2006.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.,1987.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1983.
- Найссер У. Познание и реальность. М.,1981.
- Российская психология: Антология / Авт.-сост. А. Н. Ждан. М., 2009.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.,1947.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1997.
- Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб., 2002.
- А. Анастази, Урбина С Психологическое тестирование. – СПб., 2001
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – ПИТЕР, 2002
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2001
- Общая психодиагностика. уч. пособие под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина, изд. МГУ, 1987.
- Основы психодиагностики под ред. А.Г. Шмелева. Р-Дон 1996.
- Психологическая диагностика. под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. изд. ПИТЕР, 2003.
- Романова Е.С. Психодиагностика. изд. Питер, 2008
- Гудвин Дж. Исследование в психологии. Методы и планирование. СПб., 2004
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебник. СПб., 2007
- Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М.,2002, 2005
- Мартин М. Психологические эксперименты. СПб-М., 2004
- Солсо Р., МакЛин М. Экспериментальная психология: Практический курс, 2003, 2006
- Геберт Д., фон Розенштиль Л. Организационная психология. Харьков: Гуманитарный центр, 2006.
- Психология менеджмента. Учебник / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2004.
- Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб., 2000.
- Шекшня С.В. Управление персоналом в современной организации. СПб., 2003.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. С-Пб., 2003.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003.
-
Выготский л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4.- м., 1983.
- Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
- Шихи Г. Возрастные кризисы – ступени личностного роста. М., 1999.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
- Массен П, Конгер Дж., Каган Дж. Развитие личности в зрелом возрасте // Психология личности: тексты. М., 1982.
- Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М., 1994.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., «Питер», 1998
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1969
- Онтопсихология: Учебное пособие под ред. Крылова А. А., Рыбалко Е. Ф. Главы Грищенко Н.А., Головей Л.А. СПб.: Изд. СПбГУ, 2003.
- Климов Е.А. Психология профессионала / Ин-т практ. Психологии. М., 1996.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для Студенов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: — 2003.
- Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки.
- Амоношвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., 1990
- Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе.
- Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1990
- Шакуров Р. Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982
- Бурменская Г. В., Карабокова Н. В., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990
- Семья в психологической консультации. Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989
- «Клиническая психология». Учебник под ред. Карвасарского Б. Д. СПб, 2006 г.
- «Неврозы». Карвасарский Б. Д. Л, «Медицина», 1990 г.
- «Психопатии и акцентуации характера у подростков». Личко А. Е. Л. 1987 г.
- «Психология и психотерапия семьи» Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. СПб, 2006г.
- «Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики». ЗейгарникБ.В. М. 2008 г.
- «Методики экспериментальной патопсихологии» Рубинштейн С. Я. М. 2007 г.
- Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб, 2000
- Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982
- Дорфман Л.Я Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. М., 2005
- Зароченцев К.Д. Худяков А.И. Экспериментальная психология. Учебник. М., 2005
- Кун Т. Структура научных революций. М. 2001
- Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980; СПб., 1996
- Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2003, 2007
- Поппер К. Предположения и опровержения: Рост научного знания. М., 2004
- Стивенс С. Экспериментальная психология. М., 1960
- Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: Учебное пособие / под ред. Т.В. Корниловой. СПб., 2004
- Экспериментальная психология / Ред. П. Фресс и Ж. Пиаже. М., Вып. I-II. 1966; Вып. III. 1973: Вып. IV; 1973; Вып. V. 1975; Вып. VI. 1978.
- Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
- Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. С-Пб., 2001.
- Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная психология. С-Пб, 2000.
- Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. М., 2002.
- Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. Сост. А.Л. Свенцицкий. С-Пб, 2000.
Межсессионная работа
СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»
- Прочитать и законспектировать учебное пособие «История психологии» Конспект лекций / Составитель С. А. Векилова, – СПб.: Сова, 2005
- Ответить письменно на следующие вопросы:
- Что представляет собой предмет истории психологии?
- Какое место занимает история психологии в системе современного психологического знания?
- Каковы междисциплинарные взаимосвязи истории психологии?
- Какие функции выполняет история психологии как научная дисциплина?
Темы для самостоятельной работы по курсу
«Психология развития и возрастная психология»
1. Предмет, методы и задачи возрастной психологии.
2. Понятие возраста. Темп психического развития.
3. Основные отечественные и зарубежные периодизации психического развития. Современные теории развития.
4. Особенности системного анализа развития психики.
5. Проблема стадиальности психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
6. Характеристика сензитивных периодов на разных стадиях психического развития.
7. Развитие познавательной, психомоторной и речевой сфер младенца.
8. Эмоциональное состояние матери и его отражение в психическом развитии детей.
9. Развитие психомоторных функций ребенка раннего возраста.
10. Развитие мышления и речи ребенка раннего возраста.
11. Развитие речи и познавательной деятельности младшего дошкольника.
12. Развитие эмоционально-волевой и мотивационной сферы.
13. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
14. Особенности общения со взрослыми и сверстниками дошкольника.
15. Нормативные критерии психического развития.
16. Особенности психологической готовности к обучению в школе.
17. Развитие познавательной сферы и овладение учебной деятельностью.
18. Адаптация к школе и школьная тревожность.
19. Развитие личности младшего школьника.
20. Общение со сверстниками и взрослыми младших школьников.
21. Период полового созревания, его значение и этапы.
22. Особенности отношения со взрослыми и сверстниками подростка.
23. Специфика учебной деятельности и самосознания в подростковом возрасте.
24. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.
25. Основные черты кризиса подросткового возраста.
26. Развитие познавательной и личностной сферы в ранней юности.
27. Развитие самосознания в юности.
28. Профессиональное самоопределение.
29. Развитие личности в зрелом возрасте.
30. Динамика познавательных процессов в зрелости.
31. Акмеологический подход к зрелому человеку.
32. Кризисы зрелого возраста.
33. Инволюция и эволюция в старческом возрасте.
34. Факторы долголетия.
35. Особенности личности старого человека.
Рекомендуемая литература.
Основная.
-
Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М. 1997.
- Божович Л.М. Проблемы формирования личности. — М., 1995.
- Венгер Л.А., Мухина B.C. Детская психология .- М., 1998.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- СПб.,1997.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр.соч.1983.ТЗ.
- Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.
- Кон И.С. Психология ранней юности. — М.,1989.
- Крайг Г. Психология развития. — СПб, 2000.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М, 1981.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды . — М., 1989.
Дополнительная.
-
БауерТ. Психическое развитие младенца.-М., 1979.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. — М.,1995.
- Возрастные аспекты онтописхологии/ Под ред. А.А. Крылова и Е.Ф.Рыбалко. — СПб.1993.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. — СПб, 1997.
- Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка. — М.,1991.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — Москва-Воронеж, 1997.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. -М., 1997.
- Марцинковская Т.Д. История детской психологии. — М., 1998.
- Мухина B.C. Возрастная психология. -М.,1998.
- Обухова Л.Ф. Детская ( возрастная) психология. -М.,1996.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.,1994.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.
- Тайсон Р.,Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
- Шихи Г. Возрастные кризисы. — СПб.,1999.
- Эльконин Д.Б. Избранные труды. — М., 1995.
- Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.,1999.
- Эриксон Э. Детство и общество. — СПб, 1996.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.
«Педагогическая психология»
Задачи овладения курсом » Педагогическая психология«
-
Научиться ориентироваться в круге основных понятий и проблем современной педагогической психологии;
- Познакомиться с психологическими теориями обучения и их практическими следствиями, выбрать собственную позицию в отношении теорий;
- Научиться выделять и анализировать педагогические явления, относящиеся к сфере деятельности психолога как участника решения задач личностно-ориентированного обучения и воспитания;
- Изучить оптимальные условия обучения и воспитания, особенности педагогического общения, обеспечивающие гармоничное развитие и психологическое здоровье детей;
Ключевые понятия курса: развитие, обучение, воспитание, социализация, индивидуаизация обучения, обучаемость, познавательные процессы, мотивация достижения, автономия, ответственность, самоактуализация, самотрансценденция, педагогического руководства, социально- перцептивные стереотипы.
Проблема общения в обучении и воспитании.
Рекомендуемая литература:
- Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.,1999 С 3-10,265-377
- Левитов Н.Д. К психологии формирования авторитета учителя. В кн.: Хрестоматия по педагогической психологии.М.,1996.С.258-275
- Мальковская Т.Н. Учитель-ученик. В кн.: Хрестоматия по педагогической психологии. М.,1996. С.227-248
Проблема соотношения наследственности и среды в развитии.
Рекомендуемая литература:
- Ильенков Э.В. Психика человека под » лупой времени». В кн.: Хрестоматия по педагогической психологии. М.,1996. С.131-141
- Малиновский А.А. Некоторые возражения Э.В. Ильенкову и А.И. Мещерикову. Там же. С.141-151
- Немов Р.С. Психология Кн.2 Психология образования. М.,1997.С.273-278,301-303
Проблема соотношения обучения (воспитания) и психологического развития.
Рекомендуемая литература:
- Давыдов В.В. Психическое развитие и воспитание. В кн.: Хрестоматия по педагогической психологии. М.1996.С.151-168
- Немов Р.С. Психология. Кн.2.Психология образования.М.,1997.С.273-278
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.,1998. С.266-273
Проблема психологической готовности ребёнка к обучению.
Рекомендуемая литература:
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.,1998.С.28-38
- Немов Р.С. Психология. Кн.2. Психология образования. М.,1997.С.273-278,343-345
- Реан А.А. Костромина С.Н. Как подготовить ребёнка к школе? СПб.,1998
Проблема индивидуализации в обучении.
Рекомендуемая литература:
- Немов Р.С. Психология. Кн.2 Психология образования. М.,1997.С.273-278
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.,1998
Дополнительная литература.
-
Бернс Р.В. Развитие Я-концепциии воспитание. М.,1986
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. М.,1995
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.,1997
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под.ред.Н.Л. Селивановой. М.,1998
- Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. В кн.: Хрестоматия по возрастной психологии / Под.ред.Д.И. Фельдштейна. М.,1994
- ЛейтесН.С. К проблеме сензитивных периодов психологического развития человека. В кн.: Принцип развития в психологии / Под.ред. Л.И. Анцыферовой. М.,1978
- Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М.,1997
- Немов Р.С. Психологи. Кн.2.М.,1997
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.,1995
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.,1998
- Реан А.А. Костромина С.Н. Как подготовить ребёнка к школе. СПб.,1998
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения).
М.,1994
- Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. В кн.: Хрестоматия по возрастной психологии / Под.ред.Д.И. Фельдштейна. М.,1994
- Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.,1998