Занятие с элементами тренинга для родителей детей-инвалидов, получающих образование
С использованием дистанционных технологий
Психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей-инвалидов получающих образование с использованием дистанционных технологий, направлена на расширение жизненного опыта родителей, осознание родителями способов реагирования на ситуации, вызывающие тревогу, волнение.
Основные цели проведения занятия.
l Расширить представления о способах и правилах снятия эмоционального напряжения.
l Формировать позитивные психологические установки, способствующие выходу из стрессовых ситуаций.
l Формировать модель поведения в стрессовой ситуации, позволяющую сохранить эмоционально-волевой баланс личности.
Форма проведения:практическое занятие с элементами тренинга
Этап подготовки к проведению занятия
1. Формирование вопросов для обсуждения упражнений:
§ «Концентрация на счете».
§ «Радуга».
§ «Настрой».
§ «Итоги дня».
2. Подготовка рекомендаций для родителей с целью использования их в практике эмоционального восстановления.
Система построения занятия.
План занятия предусматривает три основные части:
I. Вводная часть (организационный момент).
II. Рабочее время (основная часть).
III. Обсуждение итогов (рефлексия).
Вводная часть служит для включения участников группы в работу, формирования мотивации к совместной деятельности.
Вторая часть и часть обсуждения должны составлять примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе.
Основная часть (рабочее время) направлена на создание условий, которые обеспечивают возможность участникам освоить новые приемы, стратегии поведения в безопасной обстановке в группе.
По окончании каждого упражнения необходимо организовать рефлексию.
Третья часть — обсуждение итогов, является важнейшей частью занятия, поскольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали на занятии. Обсуждение затрагивает внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые чувства, мысли, поведение и возможности применения новых знаний. Если не уделять должного внимания обсуждению, все предыдущие этапы теряют смысл. Обсуждение помогает структурировать весь материал занятия. Это дает родителям возможность понять точно и ясно, какие произошли изменения, помогает закрепить новый опыт.
Тематика практических занятий 2
... сторона любви. – М.: Библия для всех, 2008. - 288 с. Практическое занятие №8 Взаимоотношения детей и родителей Вопросы для рассмотрения 1. Модели общения в семье. 2. Культура ... и семейная дисциплина. 3. Последствия аддиктивного поведения (алкоголизация, курения, наркомания, противоправное поведение) родителей. 4. Перенос родительских отношений супругов на свою семью. Влияние внешних факторов на ...
Размер группы: 8-12 человек.
Для проведения занятия важно выбрать изолированное, просторное помещение, оснащенное стульями таким образом, чтобы все родители могли сидеть в кругу.
Материал и оборудование: листы бумаги для записей, ручки, цветные карандаши, заготовки фигур человека, солнца, бланки к упражнению «Эмоциональные сердечки», фигурки облачков, мячик или мягкая игрушка, ПК, проектор, экран, магнитофон.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть.
Родители группы входят в кабинет для проведения встречи. Звучит музыкальное вступление.
Организационный момент. Психолог знакомит родителей с целью проведения занятия, на что направлено содержание занятия.
«Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном кругу, поговорим об эмоциональных трудностях, которые у нас возникают. Очень часто причину эмоциональной нестабильности мы видим в усталости, накопившемся напряжении. Как изменить ситуацию, если жизнь часто полна стрессами, и полностью избежать сильных волнений не всегда удается? Для ответа на этот вопрос мы и собрались с вами сегодня.
Существует множество способов снятия напряжения. Мы познакомимся с некоторыми из них. Ведь это очень важно для вас, так как от вашего эмоционального состояния зависит и состояние вашего ребенка. Тема нашего занятия: «Способы снятия эмоционального напряжения». Но сначала нам нужно познакомиться поближе. Сделаем это с помощью упражнения «Знакомство».
Упражнение «Знакомство».
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы, вовлечение участников в необычные размышления о себе.
Инструкция. «Мы знаем, что каждый цвет несет в себе определенное состояние, настроение. Сейчас мы раздадим вам фигурки человечков и карандаши, а вы раскрасите своего человечка в цвет или цвета вашего настроения».
По окончании работы каждый участник, прежде чем назвать свое имя, называет предыдущие имена и только потом, называет свое имя, затем показывает и кратко рассказывает о своем настроении.
Обсуждение. Почему вы использовали для раскрашивания человечка именно эти цвета? Что вы можете сказать о своем настроении?
Обсуждение правил работы в группе.
Психолог. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил. Я зачитаю вам основные правила, а вы можете дополнить их своими.
1правило — правило конфиденциальности: все, о чем говорится в группе, остается в группе и не выносится за ее пределы.
2 правило — правило безоценочного отношения: все, о чем мы с вами будем говорить, не будет подвергаться критике и оценке.
3 правило — «стоп»: если вы не захотите отвечать, высказывать свое мнение, можно сказать «стоп».
4 правило: не перебивать друг друга.
5 правило — правило хорошего настроения.
Есть ли у кого дополнения? …Тогда начинаем!
II. Основная часть.
Психолог. В современном мире трудно жить, не накапливая отрицательного напряжения. В процессе любой деятельности людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. При небольших нагрузках включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с ними успешно, без сознательного участия человека. Но когда нагрузки значительны или действуют продолжительное время, очень важно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановиться. Именно с такими приемами и способами мы сегодня познакомимся.
Семинарское занятие № 1 Тема: «Психология как наука»
... в большинстве счастливых семейных пар при обсуждении проблем именно женщины предлагают решения, а ... 2.6). Новиков А. Что такое наука // Школьный психолог. – 2004. – № 32. (см. в ... 3. Характер знаний. ... ... Доступность для понимания. ... 4. Способ получения знаний. ... ... Путем переработки научных знаний в ... изучения психики», Стр. 81– 98). Семинарское занятие № 3 Тема: «Современные представления о ...
Упражнение «Облако ожидания».
Цель: определение целевых установок на взаимодействие.
Инструкция. Я предлагаю каждому из вас подумать над тем, что вы ждете от нашей встречи. А свои надежды и ожидания записать на облачках. Начать записывать со слов: «От сегодняшней встречи я жду…»
Обсуждение. Родителям предлагается по очереди озвучить свои ожидания.
Психолог. Надеюсь, что многие ваши ожидания оправдаются!
А теперь мы с вами попытаемся найти способы выхода из различных стрессовых, напряженных ситуаций, потому что отрицательную эмоцию нельзя подавлять, с ней нужно работать, ее нужно преобразовывать. Ведь самое неприятное, если такая эмоция станет главной в поведении человека, то есть станет «доминантной установкой».
Мы поможем вам освоить следующие способы саморегуляции:
l способы, связанные с управлением тонусом мышц, которые позволяют снять нервно-психическую напряженность;
l способы, связанные с воздействием слова ориентированы на психофизиологические функции организма;
l способы, связанные с использованием образов.
Необходимо помнить, что не все способы могут подойти для стабилизации вашего эмоционального состояния, так как каждый человек индивидуален!
Упражнение «Эмоциональные сердечки».
Цель: формирование навыка замены негативных мыслей на позитивные, повышение самооценки.
Инструкция. «Перед вами лист бумаги. На листе изображен человечек, от сердца которого в разные стороны разлетаются маленькие сердечки. На сердечках слева напишите ваши негативные мысли, эмоциональные состояния, которые чаще всего вы проявляете, а на сердечках справа позитивные, то есть пути выхода из негативных ситуаций (приложение 1)
Обсуждение. Предлагается по очереди обсудить полученные результаты. Начинает обсуждение психолог. Затем каждый участник показывает свой рисунок, озвучивает проблемы и пути выхода.
Психолог. Я думаю, что вы услышали возможные выходы по управлению своими эмоциями, которые вам помогут успокоить или настроить себя на позитивные мысли.
Но есть и другие способы борьбы с эмоциональной усталостью, плохим настроением.
Психолог. Метод «Внутренний луч» можно использовать на начальной стадии раздражения, когда приходит нарушение самоконтроля, исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение. Для его выполнения необходимо расслабиться и представить следующие картинки.
- В верхней части возникает светлый луч, который движется сверху вниз и медленно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и приятным светом.
- По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь.
- Светлый внутренний луч создает внешность нового спокойного, уверенного и благополучного человека.
Обсуждение. Какие картинки вы смогли создать? Смогли ли вы достичь состояния покоя?
Мифы о психологах
... того, наука эта молодая, и многие люди считают, что стать психологом можно, просто прочитав пару книжек по этой теме. - На ... делать. Мол, попал в трудную психологическую ситуацию, пришел к психологу на сеанс, объяснил, в чем дело, и он посоветовал ... На самом же деле: Не обманывайтесь внешней невинностью разговоров с психологом. Почти в каждой его фразе содержится определенный смысл, благодаря которому ...
Упражнение «Солнышко».
Цель: освоение способов саморегуляции.
Инструкция. «Перед вами — солнце. Каждый лучик- это способ, который используете вы. Запишите столько своих способов, сколько лучиков у солнца». (На экране слайд: возможные способы и приемы; приложение 2).
Обсуждение. Я предлагаю поделиться своими способами, может быть они будут полезны кому-либо из нас. Высказывания и примеры родителей.
Психолог: Я надеюсь, вам помогут услышанные рекомендации, которые по могут вам снять напряжение, освободиться от раздражения и гнева.
Психолог: Иногда нам необходимо быстро выйти из состояния тревоги, перевозбуждения, волнения. Для этого можно использовать очень простой способ, не требующий много времени и сил.
Упражнение «Концентрация на счете».
Цель: способствовать понижению возбудимости нервных центров, мышечному расслаблении.
Инструкция. Закройте глаза. Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Один вдох + один выдох = один. Дышите в вашем обычном ритме. По моему хлопку начинаем, кто достигает до 10 — тихо хлопает в ладоши и открывает глаза. И так, до тех пор, пока последний участник не откроет глаза.
Обсуждение.
· Много времени понадобилось на выполнение этого упражнения?
· Какое состояние у вас после проведенного упражнения?
· В каких ситуациях можно использовать данный способ?
Психолог. Хотелось бы отметить, что эффективность этого упражнения зависит от того, как часто вы будите тренироваться. И если вы будите делать это систематически, эффект будет наступать быстрее.
Предлагаем Вам еще один способ снятия эмоционального напряжения — это медитация. Суть любой медитации — отвлечение, путем сосредоточения внимания на каком-либо объекте (реальном или мысленном).
Я предлагаю вам попробовать выполнить медитационное упражнение «Радуга».
Упражнение «Радуга».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция. Сопровождается видеозаписью с появлением радуги над рекой.
«Посмотрите, перед вами находится экран. На экране вы видите поднимающуюся радугу, состоящую из разных цветов. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Старайтесь видеть в каждом цвете то, что описываю я.
— Первый цвет — голубой. Он мягкий и успокаивающий, как струящаяся вода. Голубой цвет приятно ласкает глаз в жару. Он освежает вас, как купание в озере.
— Следующий цвет — красный. Красный дает нам энергию и тепло, На него хорошо смотреть, когда холодно. Иногда слишком много красного нас злит, иногда напоминает нам о любви.
— Следующий цвет — желтый, который может приносить нам радость. Он согревает, как солнце улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает у нас настроение.
— Зеленый цвет — цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, то зеленый цвет помогает нам чувствовать себя лучше. Глаза отдыхают, успокаиваются.
— А теперь попробуйте увидеть на своем экране цвет, который вам более приятен, на который вам хочется долго смотреть. Что вы думаете, когда смотрите на него? Как он влияет на Ваше настроение, самочувствие? Поделитесь тем своим цветом, который вы представили и расскажите, какие он чувства у вас вызвал.
Обсуждение проходит по кругу. Психолог начинает обсуждение со своего цвета.
· А какой цвет у вас?
· Какие эмоции он у вас вызывает?
· С какими событиями вы связываете этот цвет?
Психолог. Традиционно принято приписывать цветам определенные характеристики. Например: красный возбуждает, мобилизует; розовый — придает ощущение легкости, счастья, нежности; оранжевый способствует концентрации внимания; желтый вызывает приятное ощущение разрядки, отвлечения, способствует фиксации, но может и возбуждать, вызывая неприятные ощущения; зеленый успокаивает; голубой — дает ощущение легкости, охлаждает; синий вызывает тревожность, беспокойство, ощущение холода; коричневый вызывает чувство тяжести, давления, угнетает, но и вызывает ощущение уверенности, твердости.
Знания особенностей цвета можно использовать в повседневной жизни, чтобы поднять настроение, снять усталость, мобилизовать свои силы или расслабиться. Постарайтесь практиковать данный метод как можно чаще в те моменты, когда чувствуете, что теряете самоконтроль. Тогда данный способ войдет у вас в привычку.
Психолог. По материалам исследований специалистов, сделаны выводы, что особо опасны для любого человека не активные эмоции, а пассивные: отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому надо развивать позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Предлагаем вам выполнить упражнение «Настрой».
Упражнение «Настрой».
Цель: снижение напряжения и оптимизация функционального состояния.
Инструкция. Закройте глаза. Дышите в обычном своем ритме и за мной повторяйте то, что я буду говорить.
Я хочу быть спокойной и стабильной. Я хочу быть уверенной в себе. Я очень люблю свою семью, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью и большим смыслом. Я люблю своих друзей. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыта к общению. Я спокойна и уверена в себе. Я верю в то, что могу легко и быстро восстановиться после работы, тяжелого дня. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя энергичной в конце дня. Я чувствую бодрость во всем теле. Я все умею. Я человек смелый и уверенный в себе. Я ничего не боюсь. Я знаю, что я достойна всех благ. Я полна сил и уверенна в себе и в своих силах. Я верю в себя и в свои таланты. Я способна преодолеть все трудности. Я ощущаю уверенность каждый день».
Обсуждение. Какое состояние у вас после самопрограммирования?
Может ли данный способ стать способом стабилизации вашего состояния?
Психолог. В жизни каждого человека бывают сложные ситуации, когда необходимо настроить себя на конструктивный подход решения своей проблемы. Психологи указывают на то, что тревога- это когда человек, очень сильно переживает за что-то. Это острое чувство неопределенности. Для того, чтобы самостоятельно справиться с этим состоянием, можно использовать призыв или установку на преодоление ситуации, которая вызывает тревогу.
Послушайте, пожалуйста притчу, в которой вы сможете услышать призыв к действиям.
Притча
Цель. Формирование установки на преодоление трудностей (самоприказ).
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец на него не смог ответить.
И он пошел на луг, поймал бабочку. Посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мертвая?» И тогда мудрец сказал «Все в твоих руках, человек!»
Психолог. Трудности неизменно встречаются в жизни любого человека. Их возникновение естественно. У взрослых людей трудные ситуации возникают часто, но управлять в полной мере своим эмоциональным состоянием, может только тот, кто овладел различными приемами и способами саморегуляции. Поэтому, как сказал бы мудрец «Ваше эмоциональное состояние зависит от ВАС!» Такой самоприказ мысленно повторяйте несколько раз.
III. Заключительная часть.
Упражнение «Итоги дня»
Цель: получение обратной связи от участников группы.
Вопросы:
u Какие способы возьмете на вооружение и будите использовать в дальнейшем?
u Какие из упражнений вы можете использовать сознательно, когда чувствуете напряженность или усталость?
u С каким настроением вы уходите с занятия?
u Реализовались ли какие-либо ваши ожидания?
u Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?
u Какие чувства вы испытываете, завершая нашу встречу?
Участникам выдаются бумажные облачка, на которых предлагается написать пожелания.
Психолог. Сегодня вы освоили лишь несколько методов. Выберите наиболее приемлемые для себя. Регулярное использование их приведет к тому, что гнев и раздражение покинут вас. Ваш новый опыт поможет вам продуктивно пройти через кризис и почувствовать себя более уравновешенным и спокойным.
На экране слайд – поляна с цветами.
Психолог. Спасибо за ваши впечатления. Чтобы наша встреча не оказалась бесполезной, хочется поделиться с вами рекомендациями, которые помогут вам в различных жизненных ситуациях, среди которых вы сможете выбрать именно те, которые подходят лично вам (приложение 3).
Спасибо вам за активное участие в работе. Успехов вам!
Литература
- Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е.К. Методические рекомендации по работе с плакатами «Как я справляюсь с тревогой». – СПб.: Речь, 2005.
Газета «Школьный психолог». 2006 № 16.
Журнал «Народное образование» 2006 № 4.
Приложение 1.
К упражнению «Эмоциональные сердечки».
Бланк для заполнения
Приложение 2.
К упражнению «Солнышко».
Возможные способы и приемы, выхода из стрессовой ситуации
· Слушаю спокойную музыку
· Отключаю телефон и лежу в теплой ванне
· Гуляю с собакой
· Уединяюсь
· Занимаюсь физическим трудом
· Начинаю активно общаться со знакомыми и друзьями
· Танцую
· Играю с детьми в подвижные игры
· Читаю
· Позволяю себе съесть что-нибудь вкусное
· Смотрю кинофильмы
· Сама себя успокаиваю, уговариваю
· Мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной)