В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Избранные проблемы психологии труда

 

Психология

Программа специализированной подготовки магистров

Психология труда, инженерная психология

 

Квалификация (степень)

Магистр

Форма обучения

Очная

 

Обсуждено на заседании кафедры «24»января 2012 г. Протокол № 5   Зав. Кафедрой _____(Т.А. Жалагина)   Составитель: к.п.н., доцент Н.Н. Демиденко     ______________________

 

Тверь 2012


 

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Избранные проблемы психологии труда» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин ООП, относится к дисциплинам по выбору. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

Содержательно дисциплина призвана помочь углубленно изучить актуальные проблемы психологии труда. В связи с тем, что магистранты выбирают определенные проблемы психологии труда в качестве тем исследований, то содержание дисциплины варьируется в зависимости от тематики исследований. В процессе изучения дисциплины особое внимание сосредоточено именно на выбранных для исследований проблемах. В ходе изучения дисциплины обучающиеся систематизируют, уточняют, дополняют свои знания понятийного строя психологии труда, знакомятся с тенденциями развития этой отрасли научного знания, знакомятся с основными проблемами исследований в области психологии труда.

 

Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины «Избранные проблемы психологии труда»:

· Иметь представление о закономерностях развития человека, парадигмах, концепциях и теориях, существующих в психологии, основных методологических положениях и проблемах этой области науки.

· Знать основные понятия, которыми оперирует психология, теории развития личности, сущность общения, деятельности, психики, ее проявлениях и связи с высшей нервной деятельностью, актуальные проблемы исследований в области общей психологии, психологии развития, социальной психологии.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

Цельюдисциплины является формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций:

· Способность и готовность к использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК – 5);

· Способность и готовность к адаптации к новым условиям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК – 7);

· Способность и готовность к определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);

· профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9);

· Способность и готовность к формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК – 20).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

понимать: значение специальных знаний в области психологии труда для успешной профессиональной научно-исследовательской и практической деятельности психолога;

знать современные проблемы и тенденции развития психологии труда как отрасли научного знания;

уметь использовать на практике знания в области организации научного исследования, управления коллективом; адаптироваться в новых условиях, использовать свои возможности; определять проблемное поле научного исследования; формулировать обоснованные психологические рекомендации прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований;

владеть навыками формулирования психологических рекомендаций прикладного профиля на основе данных исследования.

 

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:

Традиционная академическая лекция, активизация мыслительной деятельности, заполнение таблиц, работа с раздаточным материалом, подготовка письменных творческих работ, составление рефератов, подготовка сообщений, дискуссии, работа в группах, презентация программ исследований, дискуссия.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Тема 1

Профессиональный путь человека и его здоровье

Здоровье как феномен и системное понятие. Понятие профессионального здоровья. Профессиональное здоровье как предмет исследований в психологии.

Онтогенез и профессиогенез. Образ жизни и профессиональное здоровье. Факторы, влияющие на здоровье трудящегося человека. Проблема психологического обеспечения профессионального здоровья.

Понятия: «трудоспособность», «дееспособность», «работоспособность» (актуальная, потенциальная), «функциональные состояния человека в трудовой деятельности». Надежность профессиональной деятельности. Влияние стресса на здоровье субъекта труда. Безопасность труда как актуальная научно-исследовательская и практическая проблема.

Критерии профессионального здоровья. Понятие о работоспособности. Сущность и содержание профессиональной реабилитации.

Виды функциональных состояний Состояния сниженной работоспособности: утомление, переутомление как негативные проявления функционального состояния. Субъективные и объективные показатели утомления. Виды монотонии (сенсорная и моторная), объективные критерии монотон­ности труда, гиподинамия, сенсорная депривация; психологические способы преодоления монотонности труда. Психическое пресыщение. Профессиональный стресс.

Средства снижения профессионального утомления и повышения профессиональной работоспособности (режимы труда и отдыха, чередование операций, нормирование труда, саморегуляция состояний).

Психологические методы коррекции и профилактики неблагоприятных функциональных состояний (рационализация условий труда, орудий труда, рабочего места, состава трудовых функций и пр.).

Профессиональное выгорание: сущность, причины, ресурсы стрессоустойчивости и преодоления выгорания.

Экстремальные условия деятельности и их влияние на здоровье человека

 

Рабочая учебная программа

    №     Наименование разделов и тем       Всего     Аудиторные занятия         Самостоятельная работа
Лекции Практические
1. Актуальные проблемы психологии труда. Методы психологии труда    
2. Психология субъекта труда    
3. Мотивация труда как предмет научного исследования      
4. Профессиогенез. Проблема психологического сопровождения развития личности профессионала      
5. Психология профессионального конфликта      
6. Профессиональный путь человека и его здоровье      
  Итого

Матрица компетенций.

Наименование тем Формируемы компетенции Используемые технологии, способы и методы
ОК – 5 ОК – 7 ПК-5 ПК-9 ПК- 20
Актуальные проблемы психологии труда. Методы психологии труда х   х   х Традиционная лекция, работа с научными статьями, письменные творческие работы, презентация программ исследований
Психология субъекта труда   х   х   Лекция с интерактивными методами работы, подготовка обзора литературы, подготовка тезисов сообщений
Мотивация труда как предмет научного исследования     х     х Традиционная лекция, подготовка сообщений, обсуждение, активизация творческой деятельности,
Профессиогенез. Проблема психологического сопровождения развития личности профессионала   х   х х х Традиционная лекция, работа с раздаточным материалом, подготовка письменных творческих работ, работа со схемами
Психология профессионального конфликта   х       х Лекция с интерактивными методами работы, подготовка обзора литературы, подготовка сообщений
Профессиональный путь человека и его здоровье   х   х х   Работа с раздаточным материалом, решение учебных задач, метод малых групп, подготовка сообщений, обсуждение  

Таблица интерактивных методов работы по темам и видам занятий

Оценка уровня сформированности компетенций

осуществляется в процессе следующих форм контроля:

· следящего (проводится оценка выполнения студентами заданий в ходе аудиторных занятий);

· текущего (оценивается работа студентов вне аудиторных занятий);

· промежуточного (рейтинговые точки);

· итогового (экзамен).

Формы и способы контроля соответствуют цели обучения и избранным образовательным технологиям, методам формирования компетенций:

Таблица соответствия целей обучения и способов контроля сформированности компетенций:

 

Наименование составляющих компетенций Формы и способы контроля
Способность и готовность к использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК – 5);   Участие в дискуссиях, письменные контрольные работы, рефлексия успешности выполнения заданий, сообщения  
Способность и готовность к адаптации к новым условиям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК – 7);   Аналитические письменные работы, письменные контрольные работы, дискуссия
Способность и готовность к определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);   Рефлексия успешности выполнения упражнений, письменные контрольные работы, презентация программ исследования
Способность и готовность к формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК – 20).

 

Участие в дискуссиях, подготовка сообщений, письменные контрольные работы

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

(основная и дополнительная литература, тематика семинарских (практических) занятий и методические указания к ним, методические указания по организации самостоятельной работы студента и.т.д.)

Список литературы

Обязательной:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – М.: академия, 2009.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб пособие для студ. Высш.учеб заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. Профориентология: теория и практика. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2008.

4. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности : учебник для студентов вузов — Москва : Academia, 2010.

 

 

Дополнительной:

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, умение, воображение. М.­ 2003.

3. Брушлинский А.В. Психология субъекта. – М., 2003.

4. Деркач А.А. Акмеологичесие основы развития профессионала. – М.: Воронеж, 2004.

5. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: интегративный подход// Журнал прикладной психологии, 2003, №4-5,С.35-42.

6. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь /Авторы-составители Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А; под ред. Б.А. Душкова. – М.: Академический проект, 2005.

7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., «Питер», 2001.

8. Жалагина Т.А. Введение в психологию труда: Учебно-методическое пособие. Тверь: ТвГУ, 2008.

9. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособ.- М.: Академический прект «Мир», 2008.

10. Зеер Э.Ф.,, Сыманюк Э.Э. Психология прфессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. – М., 2005.

11. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятеьности: учеб. пособие для студ. вузов. – М.:Per Se, 2006.

12. Каверин С.Б. Мотивация труда. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.

13. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Воронеж, 2003.

14. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

15. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2010.

16. Пищик В.И. «Потеря» традиционной субъектности поколений как феномен трансформации ментальности // Психологический журнал, 2010, том 31, С. 20-27.

17. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2007.

18. Психология деятельности в экстремальных условиях: учебное пособие — Москва : Academia, 2008.

19. Психология здоровья: Учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006.

20. Психология труда / под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2004.

21. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003.

22. Секач М.Ф. Психология здоровья. – Академ. Проект, 2005.

23. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», Высшая школа, 2001.

24. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. –М.; Воронеж, 2004.

25. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.

26. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.

Информационное обеспечение дисциплины:

http://www.biblioclub.ru/

http://elibrary.ru/

. com/

Методические рекомендации по самостоятельной работе

— по использованию материалов УМК:

1. Посмотрите в материалах рабочей программы, какие формы самостоятельной работы предусмотрены.

2. Найдите количество часов каждой темы в содержании учебной программы, отводимых на самостоятельную работу. Посмотрите перечень вопросов, подлежащих изучению и осмыслению в каждой теме. Обратите внимание на основные понятия темы, при подготовке определения понятий сверяйтесь с психологическим словарем.

3. Попробуйте связать изученные ранее темы с той, которая изучается Вами самостоятельно в настоящий момент. Определите место этой темы в курсе.

4. Обратитесь к вопросам для самопроверки и размышлений по курсу и найдите те, которые связаны с изучаемой Вами темой. Проверьте себя, отвечая на эти вопросы.

— по работе с учебной и научной литературой:

1. При самостоятельном изучении темы студент должен обратиться к указанному в содержании учебной программы списку литературы.

2. Изучение темы нужно начинать с основной учебной литературы.

3. При работе с учебником необходимо делать записи, ориентируясь на материалы рабочей программы в части содержания каждой темы. Желательно зафиксировать то, что Вы не совсем поняли, в чем не до конца разобрались в виде проблемы, вопроса, чтобы обсудить это в группе или в индивидуальной консультации с преподавателем.

4. Работа с научной литературой позволит более глубоко проникнуть в содержание темы, увидеть возможный ракурс рассмотрения отдельных сторон проблемы в рамках изучаемой темы.

5. Возможно, Вы обратитесь к литературе, которая не указана в рабочей программе, но имеется в рекомендованных учебниках, монографиях, научных статьях. Знакомство с нею полезно. Если Вы уверены, что прочитанное определенно позволяет раскрыть содержание изучаемой самостоятельно темы, поделитесь своими соображениями в группе.

6. При работе с научной литературой необходимо делать записи основных положений теории, фактов, понятий с тем, чтобы сохранить логику автора (-ов) исследования (-ий) с целью более точной подачи материала или постановки проблемы обсуждения. Эти материалы нужно использовать и при подготовке к контрольным работам, зачету или экзамену.

— по подготовке контрольным работам, зачету, экзамену:

1. Познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых на контроль.

2. Сориентируйтесь в имеющемся у Вас материале по теме.

3. Изучайте рекомендованную для подготовки литературу с учетом вопросов, выносимых на проверку.

4. При подготовке к контрольной работе повторите основное содержание выносимой (-ых) на проверку тем (-ы).

Особое внимание обратите на категории и понятия, сущность рассматриваемых феноменов, смысл законов и закономерностей, раскрывающихся в теме (-ах), а также на персоналии, их теории и концепции.

7. При подготовке к итоговой аттестации необходимо быть уверенным в умении раскрыть содержание большинства понятий, в которых представлена учебная дисциплина. Для проверки уровня подготовленности необходимо поработать с психологическим словарем. Воспользуйтесь глоссарием в УМК.

8. Существенную помощь в подготовке могут оказать сделанные Вами рабочие записи при изучении обязательной и дополнительной литературы по темам курса.

9.При подготовке к итоговой аттестации у студента имеется возможность задать интересующие его вопросы в отношении процедуры, содержания сложных для студента вопросов по курсу в процессе изучения дисциплины или на консультации.

— банк контрольных вопросов и заданий по учебной дисциплине:

Вопросы для самопроверки и размышлений по курсу имеются в методических материалах.

— типовые тесты:

Образцы типовых заданий теста:

1.Верно ли, что субъект труда – это человек с точки зрения его профессиональной активности?

А) верно

Б) неверно

 

2. Психологическими признаками профессиональной (предметной) деятельности как труда являются:

а) сознательное предвосхищение социально ценного результата;

б) социальная и профессиональная ответственность за результат;

в) сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности;

г) сознание межличностных производственных зависимостей и отношений;

д) эмоциональная включенность в профессиональную деятельность;

е) сознание обязательности достижения социально фиксированной цели.

 

3. Дайте определение следующим понятиям:

Эмоциональное выгорание -___________

Профессиогенез- _____________________________

Нормативный кризис профессионального развития-_______________

 

4.Перечислите известные вам концепции профессионального развития личности _________________________________________

 

5. Назовите основание для разделения условий деятельности на экстремальные, сверхэкстремальные и особые:

а) вид экстремальных факторов;

б) периодичность, частота или длительность, сила воздействия экстремальных факторов;

в) степень выраженности негативных функциональных состояний.

 

6. Какие из перечисленных ниже характеристик отличают особые условия деятельности от экстремальных и сверхэкстремальных условий:

а) наличие действующих экстремальных факторов, выступающих как возмущения;

б) непостоянство действия экстремальных факторов или высокая осознаваемая вероятность их появления;

в) включение в деятельность резервных возможностей компенсаторного типа;

г) высокие нервно-психические и энергетические затраты;

д) возникновение негативных функциональных состояний типа динамического рассогласования.

3. Перед Вами основные признаки совместной деятельности:

а) единая цель

б) побуждение работать вместе

в) разделение деятельности на функционально связанные составляющие

г)объединение индивидуальных деятельностей

д) согласованное выполнение распределенных и объединенных деятельностей

е) наличие управления как атрибутивной функции деятельности

ж) единый конечный результат

з) наличие единого пространства и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей

Соотнесите каждую из перечисленных ниже характеристик коллективного субъекта с признаками совместной деятельности:

1) интегрированность (объединенность);

2) структурированность (распределенность);

3) продуктивность (результатитвность);

4) условия совместной деятельности;

5) организованность и управляемость (регулируемость);

6) согласованность (координированность);

7) мотивированность;

8) целенаправленность.

В квадрате укажите номер той характеристики коллективного субъекта, которая соответствует признаку совместной деятельности.

 

Задания для самостоятельной работы. 1. Аннотирование или конспектирование литературы

1. Аннотирование или конспектирование литературы.

2. Подготовка сообщений

3. Составление реферата

Каждая из указанных форм самостоятельной работы используется преподавателем в течение всего периода изучения дисциплины. Указываются конкретные источники для аннотирования и конспектирования (они могут быть разные для каждого обучающегося в зависимости от научных интересов обучающегося) и проводится консультация в отношении технологии выполнения работы.

Реферирование литературы осуществляется обучающимися в ходе подготовки к занятиям по заранее заявленным темам (см. содержание учебной программы).

 

Примерные темы сообщений:

1.Профессиогенез.

2 Интегративный подход к профессионализму человека.

3. Профессиональные деформации психолога и проблема профилактики.

4. Профессиональное долголетие.

5. Проблемы управления трудовой мотивацией профессионала.

6. Эмоциональное выгорание как проблема психологии труда.

7. Психологические проблемы профессиональной и социальной активности субъекта труда в условиях информационно-технологической глобализации.

 

Выбор тем для сообщений определяется научными интересами обучающихся и темой диссертационного исследования. Тематика согласуется в процессе обучения, устанавливается порядок подготовки и представления сообщения.

 

Вопросы для самопроверки знаний по дисциплине и подготовке к итоговой аттестации

1. Психология труда как развивающаяся отрасль психологической науки. Обзор актуальных проблем исследований в психологии труда.

2. Прикладное значение исследований в области психологии труда для различных областей жизни и деятельности общества.

3. Методы построения теории в психологии труда.

4. Эмпирические методы и их применение в психологии труда.

5. Возможности, ограничения, правила применения методов в исследованиях по психологии труда.

6. Понятие о человеке как субъекте в психологической науке.

7. Внешняя структура субъекта труда..

8. Внутренняя структура субъекта труда.

9. Психология мотивации: исторический аспект.

10. Концепции трудовой мотивации.

11. Управление мотивацией персонала как предмет научного исследования.

12. Диагностика проблем мотивации труда. Обзор современных методов психодиагностики мотивации профессиональной деятельности личности.

13. Понятие о профессиогенезе: определение понятия, сущность феномена, обзор исследований проблемы.

14. Периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова.

15. Процесс становления профессионала в концепции А.К. Марковой.

16. Периодизация профессионального становления и развития Д. Сьюпера.

17. Психосоциальная идентичность как критерий развития личности профессионала Э. Эриксона.

18. Нормативные кризисы профессионального развития личности.

19.Понятие о психологическом сопровождении как социально-психологическом феномене.

20. Факторы риска в профессиональной деятельности преподавателя. Субъективные и объективные факторы опасности профессиональной деятельности.

21. Сущность и структура производственного конфликта. Способы управления производственными конфликтами.

22. Профессиональное здоровье как предмет исследований в психологии.

23. Проблема психологического обеспечения профессионального здоровья.

24. Критерии профессионального здоровья.

25. Виды функциональных состояний.

26. Средства снижения профессионального утомления и повышения профессиональной работоспособности.

27. Профессиональное выгорание: сущность, причины, ресурсы стрессоустойчивости и преодоления выгорания.

28.Экстремальные условия деятельности и их влияние на здоровье человека

 

Примеры практико-ориентированных задач для проверки сформированности компетенций:

 

Задача 1.

Вашему вниманию представлено исследование, проведенное в организации с целью введения нового режима труда.

Подстанция экстренной медицинской помощи «Скорая помощь» расположена в одном из старых районов Москвы. В ней работают 20 врачей, а также 300 человек обслуживающего персонала. 70% обслуживающего персонала женщины и примерно 20% совместители (в основном студенты).

Заведующий подстанцией доктор С. Манохин хорошо осведомлен о том, что большая часть персонала — люди, проживающие в ближнем и дальнем Подмосковье. Многие из них тратят 2—3 часа на дорогу, чтобы добраться до работы. Существующий режим 12-часовой сменной работы для многих неудобен. Это одна из причин высокой текучести кадров. Оптимизировав режим труда, можно не только снизить текучесть кадров, но и обеспечить лучшие условия для организации отдыха и семейного быта работников. Разумеется, это не может не оказать положительного влия­ния на качество медицинского обслуживания, предлагаемого подстанцией. Заведующий подстанцией решил ввести новый режим работы персонала: вместо существовавшего ранее 12-часового сменного режима, при котором персонал должен был каждый день выходить на работу, он ввел 24-часовую смену, при которой работники могли работать через двое су­ток на третьи.

Новый режим работы был введен только для постоянного персонала. Дополнительный выходной день предоставлялся или в пятницу, или в по­недельник, и таким образом сотрудники получали возможность удлинить свой «уик-энд» до трех дней. Директор сообщил, что новая система вводится только на три месяца.

По истечении срока была назначена комиссия из пяти человек для оценки нового режима работы. В комиссию вошли помощник директо­ра, активный сторонник нововведения, и руководители двух отделений, открыто выступавшие против новшества. Мнения двух оставшихся членов были неясны.

Комиссия провела работу и представила директору отчет, в котором была продемонстрирована неадекватность нового режима работы и обосновывалась необходимость возврата к прежнему графику работы.

Требования к рейтинг-контролю

Порядок организации работы студента основывается на «Положении о рейтинговой системе обучения и оценки качества учебной работы студентов ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» от «26» мая 2010 года.

Некоторые положения документа:

В каждом семестре устанавливается два промежуточных этапа оценки знаний студентов (рубежных контроля) по каждой дисциплине.

В университете устанавливаются единые сроки проведения рубежного контроля:

1-й семестр:

I модуль – 9-10 учебная неделя по графику учебного процесса;

II модуль – две последние недели фактического завершения семестра по графику учебного процесса;

Для дисциплин, заканчивающихся экзаменом, 60 рейтинговых баллов составляет максимальная оценка учебной работы студента в течение семестра, 40 рейтинговых баллов – максимальная оценка на курсовом экзамене.

Максимальная сумма рейтинговых баллов по учебной дисциплине, заканчивающейся экзаменом, по итогам семестра составляет 60.

Студенту, набравшему 50-54 балла, при подведении итогов семестра (на последнем занятии по дисциплине) в экзаменационной ведомости и зачетной книжке может быть выставлена оценка «удовлетворительно».

Студенту, набравшему 55-60 баллов, при подведении итогов семестра (на последнем занятии по дисциплине) в графе экзаменационной ведомости «Премиальные баллы» может быть добавлено 15 баллов и выставлена экзаменационная оценка «хорошо». В каких-либо иных случаях добавление премиальных баллов не допускается.

Студент, набравший от 20 до 49 баллов включительно, сдает экзамен.

Студенту, набравшему меньше 20 баллов, в экзаменационной ведомости выставляется оценка «неудовлетворительно». Пересдача экзамена осуществляется в установленном порядке.

Оценку «отлично» студент может получить только на экзамене.

В университете действует следующая шкала пересчета рейтинговых баллов:

от 50 до 69 – «удовлетворительно»

от 70 до 84 – «хорошо»

от 85 до 100 – «отлично».

  1 контрольная точка   2 контрольная точка
Темы № 1,2,3,4 № 5,6
Текущая работа студента   15 баллов 15 баллов
Итоговый контроль за модуль 15баллов 15 баллов
Всего 30 баллов 30 баллов

 

Текущая работа студента:

Представление отчетов о самостоятельном изучении тем в указанных формах – 15 баллов.

Итоговый контроль по модулю:

Письменная контрольная работа – 15 баллов.

Темы для самостоятельного изучения, реферативных работ и вопросы для самопроверки по дисциплине приведены выше.

Глоссарий

Деятельность – система целенаправленной активности субъекта, включенная в общественные отношения; процесс, в котором происходит взаимный переход между полюсами «субъект-объект». Основной характеристикой является предметность.

Должность – наименее объективно и документально фиксируемое проявление профессии. Должность может отождествляться с квалификацией («младший научный сотрудник»), с временными обязанностями (и.о. заведующего, руководитель проекта), с временными обязанностями).

Индивидуальный стиль деятельности – индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания (согласования) своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.

Инновация (нововведение) – процесс создания, освоения и практической реализации психологических, педагогических, научных, технических и иных достижений.

Карьера в широком смысле – осознанная социальная позиция и поведение индивида, связанные с его профессиональной деятельностью. Карьера в узком смысле – фактическая последовательность занимаемых субъектом профессиональной деятельности должностей.

Квалификационные требования – перечень знаний, навыков, умений, которыми должен обладать работник для успешного выполнения работы.

Квалификация – уровень развития специальных способностей субъекта (работника), позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в определенном профессиональном труде. Квалификация определяется объемом теоретических знаний, практических знаний, навыков, умений, которыми владеет работник и которые являются его важнейшей социально-экономический характеристикой. Квалификация есть отражение уровня профессионального мастерства субъекта. Различают формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и т.п., и реальную квалификацию – уровень мастерства, который человек действительно проявлять.

Матрица профессионального поведения человека – особенности поведения и деятельности субъекта, детерминированные системой профессиональных критериев (ценностей, предпочтений), выходящие за границы и «снимающие» детерминации других поведенческих матриц (нормативной этики, правовых и межличностных отношений и др.).

Обязанности субъекта труда – отображение трудовых функций в нормативных документах (инструкциях, предписаниях).

Организация рабочего места – серия мероприятий по его оснащению средствами и предметами труда и их размещение в определенном порядке. Различают автоматизированные рабочие места, механизированные, индивидуальные, групповые.

Потенциал – система всех проявляющихся в профессиональной деятельности социально полезных способностей, как актуализированных, так и резервных. Потенциал человека выходит за рамки чисто прагматического соответствия работника требованиям, предъявляемым к нему в определенной сфере деятельности, привнося в его содержание нравственные, гуманистические начала. Профессионал должен не только соответствовать требованиям своей деятельности, но и предвидеть ее последствия и нести за них личную ответственность.

Пространство – множество каких-либо объектов, называемых его точками. Ими могут быть геометрические фигур, функции, состояния, физические системы и т.п. Рассматривая их множество как пространство, отвлекаются от всяких свойств и учитывают только те свойства и их совокупности, которые определяются принятыми во внимание или введенными по определению отношениями. Пространство – логически мыслимая форма (или структура), в которой осуществляются другие формы или конструкции. В «пространстве» часто фиксируются отношения, сходные по формальным свойствам с обычными пространственными отношениями. Основное свойство евклидова пространства (трехмерного) – его однородность и изотропность, т.е. одинаковость физических свойств среды по всем направлениям. Но уже в пространстве-времени Г. Минковского, т.е. четырехмерном, исходные свойства евклидова пространства нарушаются для макроскопических, неточечных объектов.

Пространство деятельности – совокупность технологических и межличностных процессов, действий, актов взаимодействия субъектов, создающих новые условия деятельности наряду с узкопрофессионально-технологическими и порождающих специфические феномены взаимной адаптации субъектов совместной деятельности (психологическая ниша, асимметрия восприятия, перераспределение трудовых функций в группе и др.).

Профессиограммавключает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

Профессиография – это технологии изучения, описания и проектирования профессий с учетом психофизиологических, психологических и социально-экономических требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к работнику.

Профессионал в широком понимании – это субъект, имеющий высокие показатели профессиональной деятельности, профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на новые личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.

Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта профессионального труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, адекватный уровень притязаний и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие личности.

Профессиональная компетентность – главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой трудовой деятельности.

Профессия – вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Наименование профессии определяется содержанием и характером работы или служебных функций, применяемыми орудиями или средствами труда. Многие профессии подразделяются на специальности. Профессия как группа родственных специальностей может быть представлена в шести основных аспектах социальных отношений, шести ее основных компонентах: 1) область приложения сил человека как субъекта труда, ограниченный вид трудовой деятельности; 2) общность людей, выполняющих определенные трудовые функции, имеющих общественно-полезный характер; 3) подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация) человека, благодаря которой он способен выполнять соответствующие трудовые функции; 4) деятельность профессионала как процесс реализации трудовых функций, выполняемых профессионально; 5) деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение; 6) деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус.

Психограмма – психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией. Это характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сфер специалиста.

Рабочее место – зона пространства деятельности (пространственно-временная и личностно-субъективная), оснащенная необходимыми техническими средствами, характеризующаяся индивидуально-психологическими критериями ее оптимальности, в которой совершается трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию. Рабочее место – это трудовой пост, заданный и ограниченный совокупностью специфических условий; реальное пространство трудовой деятельности субъекта, определяемое конкретными физическими, организационными, социальными, психологическими, этическими и правовыми факторами, чаще характеризующееся высокой динамичностью развития.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся на родственный вид дисциплин (например, профессия – врач, специальность – терапевт, педиатр); необходимая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область приложения сил человека, позволяющая ему, с одной стороны, воплощать свой профессиональный потенциал, с другой – получать необходимые средства существования и возможности развития.

Стили профессиональной деятельности – интегральные иерархические динамические системы психологических средств осуществления трудовой деятельности, детерминированные индивидуальностью взаимодействующих субъектов и организацией среды пространства деятельности.

Структура – это устойчивость, инвариантность; внутренняя организация; совокупность не всех, а лишь некоторых связей, отношений, элементов, компонентов, определяющих качество данной системы. Система как таковая может быть гибкой, изменяться в определенных пределах, но выход за пределы этих границ есть разрушение структуры и приводит к потере системой ее системных качеств, т.е. к необратимому разрушению самой системы.

Труд– сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности. Труд включает в себя следующие «простые моменты»: 1) целесообразная деятельность, или ил сам труд; 2) предмет труда; 3) средства труда; 4) результаты труда. Основные черты труда человека: его опосредствующая роль в процессе обмена веществ между человеком и природой; его целесообразность; значение идеальной представленности результата, который предвосхищает трудовой акт; активизация всех познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, представления, воображения) в планировании и осуществлении трудовой деятельности, а также волевых усилий, сформированной и формирующейся в процессе мотивационной и смысловой сферы. По мере усложнения техники и технологии роль этих процессов все более возрастает. Труд является основным источником формирования и проявления разнообразных чувств человека, которые во многом определяются степенью удовлетворенности трудом.

Трудовой пост – ограниченная вследствие разделения труда и зафиксированная документально область приложения сил человека с целью создания социально ценного продукта (материальных вещей, информации, услуг, функционально, эстетически и социально полезных эффектов, упорядоченного протекания социальных процессов).

Функциональные обязанности – изложенные в письменном виде задачи, обязанности и ответственность работника.