ПОСТПОЗИТИВИЗМ — общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма. Позитивизм не представляет собой особого философского направления, течения или школы, это скорее этап в развитии философии науки, начавшийся приблизительно в конце 1950-х гг. Характерная черта этого этапа — значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Феноменологическое направление сводит все мышление к изменениям, происходящим в поле сознания индивида («феноменальном поле») во время решения задачи, сливает психику и материальный мир в одно феноменальное поле.
Исследования мышления исчерпываются в бихевиоризме изучением действий индивида, производимых им в проблемной ситуации. Определенная совокупность этих действий и считается сутью мышления.
Изучая мышление, эти направления в силу своих философских позиций пытаются его определить, не выходя за границы изучаемых ими явлений. В результате устраняется основная, сущностная характеристика мышления — познавательная.
Определение мышления как специфической формы познания фиксирует его результативную сторону. Но в своем конкретном существовании мышление представляет собой процесс, особый вид психической деятельности.
Феноменологический метод впервые был выдвинут Ф. Брентано в работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874г.).
Положения Брентано были развиты его учеником К. Штумпфом. Особое внимание психологов к феноменологическому методу привлек Э. Гуссерль — ученик Брентано и Штумпфа. Разработке вопросов этого метода был посвящен его труд «Логические исследования» (1900 — 1901 гг.).
С точки зрения Брентано и Гуссерля, феноменологический метод представляет собой свободное описание тех «объектов», на которые направлены мысли человека.
Таким образом, при применении феноменологического метода, как и при интроспекции, человек имеет дело с содержанием собственного сознания. Однако в отличие от интроспективного метода феноменологический метод предлагает сосредоточиваться на феноменальном «объекте», а не на переживаниях, возникающих при его воздействии.
Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм
... т.п. Это широко распространенные в психиатрии характеристики мышления при шизофрении. Но, как отмечает Ю.Ф. Поляков, "такие понятия представляют собой лишь образные характеристики того, как мы ... Совершенно противоположный характер носили выборы больных шизофренией. Этими больными при выполнении метода пиктограмм было продуцировано всего 2462 выбора. Среди полученных видов выборов было ...
Феноменологический метод далее исключал из сферы феноменологического описания акты сознания, поскольку, по мнению феноменологов, при попытках осознать акты или психические действия, эти последние сливаются со своими объектами.
Метод феноменологического описания привлек внимание ряда психологов и был принят ими как замена интроспективного метода.
Этот метод образовал основу феноменологического направления в современной психологии капиталистических стран. Основной проблемой этого направления является проблема восприятия, но результаты своих исследований феноменологи широко применяют к проблемам мышления.
Феноменологический метод связан с очень важной, но ограниченной областью психики человека — с осознанным отражением окружающих объектов.
Феноменологический метод применяется, как правило, для анализа проблем, так или иначе связанных с исследованием интенциональной деятельности сознания. Специфика любого истинно философского мышления и мышления феноменологического в особенности — это широта горизонта.
Специфика феноменологического метода заключается в том, что анализ предмета начинается с фиксации его данности. В случае объективного времени анализ Гуссерля некорректен потому, что он не различает данность наглядного образа и процесс формирования абстракции. Гуссерль начинает рассматривать вопрос с того, что фиксирует осознание объективного времени, однако это осознание является, очевидно, наглядным образом, который формируется конкретно-исторически и прежде всего, хотя и не обязательно, в цепи обыденных представлений о времени.