В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА ИМЕННО СЕМЕЙНОЙ РАБОТЫ?

КОГДА ЦЕЛОЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СУММА СЛАГАЕМЫХ.

24-25 сентября состоялся тренинг «САМООЦЕНКА. РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ в СЕБЕ».Основная особенность этого тренинга то, что участниками в основном были семьи. Каждый взрослый представитель семьи, решив однажды изменить свою жизнь к лучшему, встал на этот нелегкий и непростой путь самопознания и развития. В процессе сложились пары, родились дети. Задачи и роли каждого участника поменялись. Только решают задачи они теперь сообща. А у меня после тренинга возникло большое желание не делиться тем, что и как мы делали на тренинге, а сказать о значимости именно семейной работы.

Семейная система обладает собственными целями и законами. Ее задача — выжить и выполнить те функции, ради которых она была создана. Кроме индивидуальных целей, члены семьи имеют еще и общие намерения. Кроме собственных интересов, они защищают еще и семейные ценности.

Нарушение стабильности всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и т.д.

Семейные кризисы возникают чаще всего при переходах от одной стадии жизненного цикла к другой. Именно в эти моменты способы достижения целей, прежде использовавшиеся в семье, уже не могут быть эффективными при удовлетворении возникших у ее членов новых потребностей. Возникновение проблем наиболее вероятно, когда стремление к развитию толкает семью и ее членов к росту и изменению, а РЕСУРСОВ, то есть навыков коммуникации, образцов для подражания, возможностей в плане поддержкине хватает. Чтобы перейти на новую стадию жизненного цикла, семье предстоит решать новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений, принятием новых ролей, новых правил, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия.

Задача психолога в такой ситуации – помочь членам семьи и всей семье как системе НАЙТИ РЕСУРСЫ для преодоления ситуации, кажущейся на первый взгляд тупиковой, после чего семья сможет перейти на следующий этап своего развития.

Чем «полней» состав семьи, тем эффективней работа для семьи с точки зрения сроков и средств, на неё затраченных.

В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА ИМЕННО СЕМЕЙНОЙ РАБОТЫ?

1. Неоспоримым преимуществом семейной работы является ее эффективность. Психолог работает не с симптомом (способом адаптации к проблемным взаимоотношениям), а с самим источником — самими нарушенными взаимоотношениями. Например, в результате индивидуальной работы психолога с ребенком, проблема ребенка (побеги из дому) может постепенно исчезнуть. Но поскольку сама причина — напряженное внутрисемейное взаимодействие не была затронута, то проблема спустя некоторое время может или возвратиться, или видоизмениться, или «перекочевать» к другому члену семьи. Можно сравнить с медициной: когда лечат болезнь, а не больного, лечение будет малоэффективным.

19 стр., 9099 слов

Особенности работы ду с людьми пожилого возраста

... группы активную аудиторию. В практике ведется работа по организации семейных клубов. Удовлетворение культурных потребностей данной ... производственной квалификацией, практическими навыками, житейской мудростью. Актуальной задачей становится включение пожилых людей в различные ... И поэтому одни пенсионеры – активны, деятельны, помогают семье, принимают участие в общественной деятельности, другие – ...

2. Достигнутый эффект более действенен и долгосрочен, поскольку вся семья работает на результат (если, конечно, рекомендации психолога выполняются всеми членами семьи).

Если у членов семьи мотивация на изменения различная, то более мотивированные могут активизировать менее мотивированных.

3. Семейная работа является более «оптимистичной» в том смысле, что не связывает проблемы людей с их генетикой или болезненными прошлыми переживаниями. Когда причины «болезни» в прошлом, становится непонятно, можно ли это «вылечить» сейчас. Работая с семьёй, психолог ищет причины в настоящем, с которыми можно начать что-то делать сейчас.

4. Семейная работа в сравнении с индивидуальной «экологически чище». Например, в процессе индивидуальной работы с ребенком психолог разговаривает с ребенком так, как не умеет или не хочет разговаривать с ним мама, играет так, как мама с ребенком не играет в реальной жизни. Мама ребенка при этом может испытывать массу негативных чувств: обиду или вину по отношению к своему ребенку, злость и ревность по отношению к психологу (за то, что она могла стать «лучшей» мамой ее ребенку).

Родительский авторитет мамы падает. Возникает парадокс: симптоматика ребенка ослабляется, а напряжение в семье растет — и зачастую это становится причиной того, что индивидуальная работа прекращается на полпути.

5. Семейная работа естественным образом «снимает» сопротивление членов семьи, потому как в системном подходе невозможно назначить «виноватого за все», определить кого-то на роль «источника всех бед». И хотя в самом начале семья может предъявлять кого-то в качестве семейного «козла отпущения», в процессе работы приходит понимание, что ни на какого конкретного члена семьи всю вину возлагать нельзя, поскольку каждый вносит свой «вклад», все члены семьи взаимно и обоюдно формируют поведение друг друга. Особенность системного подхода в том, что все члены семьи рассматриваются не как изначально обладающие определенными врожденными характеристиками, а как проявляющие соответствующее поведение в зависимости от поведения других. Глагол «быть» заменяется глаголом «проявлять», и тогда ни один из людей, составляющих систему, не характеризуется привычными для нас ярлыками типа «властный», «ленивый», «агрессивный», «обидчивый», т.к. каждое поведенческое проявление перестает быть чем-то отдельным. Лень может себе позволить лишь тот, кто точно уверен, что его обязанности будут все равно выполнены кем-то другим, даже, если это вызовет недовольство этого «кого-то другого». Агрессор держит всех в страхе только до тех пор, пока в семье не найдется кто-то другой, кто сможет ему противостоять.

22 стр., 10618 слов

Роль психолога в работе с детьми дошкольного возраста ‘группы ...

... когда в семье неадекватно расценивают психические возможности ребенка, и не понимают его своеобразие. Е.Е. Кравцова (22,23) в своих работах охарактеризововая психологическую ... эксперимента 2.3 Содержание коррекционно-развивающей работы психолога с детьми (формирующий эксперимент) 2.4 Анализ результатов коррекционно-развивающей работы психолога (итогового экспериментального исследования) Заключение ...

6. Семейная работа требует гораздо меньше времени и, соответственно, материальных затрат по сравнению с индивидуальной.