В) Т. Мор
Г) Н. Кузанский
Вопрос: 2. В основе натурфилософии Возрождения лежит:
А) солипсизм
Б) идеализм
В) пантеизм
Г) деизм
Вопрос: 3. Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались:
А) Николаем Коперником
Б) Никколо Макиавелли
В) Леонардо да Винчи
Г) Галилео Галилеем
Вопрос: 4. Главной проблемой философии Возрождения является:
А) познаваемость мира
Б) доказательство бытия Бога
В) поиски субстанции мира
Г) человеческая личность
Вопрос: 5. Пантеизм как философское течение эпохи Возрождения:
А) противопоставляет природу Богу
Б) отождествляет природу и Бога
В) отрицает существование Бога
Г) Бога считает внеприродным абстрактным началом
Вопрос: 6. Термин гуманизм происходит от лат. humanus, что означает:
А) божественный
Б) человеческий (человечный)
В) природный
Г) животный
Вопрос: 7. Пико делла Мирандола был известным гуманистом эпохи Возрождения. Ему принадлежит «Речь о достоинстве человека», которая была и остается одной из самых известных деклараций гуманизма. В чем, по мнению философа, главная особенность человека, его чудесность:
А) в разумности
Б) в способности творчески трудится
В) в свободе самоопределения
Г) в способности к добродетели
Вопрос: 8. Назовите учение, согласно которому Христианский Бог утрачивает свой неприродный, трансцендентный характер, сливается с природой, а природа обожествляется, т.е. понимается как божественная сила, открытая в вещах:
А) провиденциализм
Б) пантеизм
В) монотеизм
Г) релятивизм
Вопрос: 9. Для философии эпохи Возрождения характерен:
А) политеизм
Б) антропоцентризм
В) космополитизм
Г) теоцентризм
Вопрос: 10. Автор работы «Похвала глупости», в которой он обосновывает тезис «От великого до смешного один только шаг»:
А) Дж. Бруно
Б) Т. Мор
В) Эразм Роттердамский
Г) Н. Макиавелли
Вопрос: 1. Назовите представителей субъективного идеализма:
А) Беркли, Юм
Б) Гегель, Шеллинг
В) Пифагор, Платон
Г) Дидро, Гольбах
Вопрос: 2. Философ, автор учения о множественности субстанций:
А) Фома Аквинский
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
... античности Таблица 7. НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ СРАВНЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ Модель мира Геоцентрическая Гелиоцентрическая Бог и мир Доминирование теизма Доминирование пантеизма Бытие Дуализм бытия творящего (Бог) и бытия сотворенного (земной ...
Б) Августин Аврелий
В) Г. Лейбниц
Г) Дж. Бруно
Вопрос: 3. Представителями эмпиризма в философии XVII века были:
А) Р. Декарт, Б. Спиноза
Б) Ф. Бэкон, Д. Локк
В) Д. Дидро, К. Гельвеций
Г) Т. Мор, М. Монтень
Вопрос: 4. Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в:
А) божественном предопределении
Б) неразвитости науки и техники
В) существовании частной собственности
Г) низком уровне развития культуры
Вопрос: 5. Какого утверждения придерживался рационализм:
А) «Мир есть комплекс моих ощущений»
Б) «Я мыслю, следовательно, существую»
В) «Познай самого себя»
Г) «Нет ничего в уме, чего бы не было в чувствах»
Вопрос: 6. Создание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» связано с именами:
А) Д. Дидро и Д. Аламбера
Б) Канта и Лапласа
В) Платона и Аристотеля
Г) К. Маркса и Ф. Энгельса
Вопрос: 7. Кому принадлежит высказывание «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах:
А) Декарт
Б) Беркли
В) Локк
Г) Вольтер
Вопрос: 8. По Ф.Бэкону, эмпиризм – это:
А) опыт, опирающийся на эксперимент
Б) чувственное восприятие
В) форма, присущая самой вещи
Г) мыслительный образ вещи
Вопрос: 9. Основателем какого направления в философии был Р.Декарт:
А) материализм
Б) идеализм
В) эмпиризм
Г) рационализм
Вопрос: 10. Френсис Бэкон призывает руководствоваться в познании методом:
А) анализа
Б) синтеза
В) дедукции
Г) индукции
Вопрос: 11. Поиски «универсального» метода познания мыслителями XVII–XVIII вв. привели к разделению философов на сторонников:
А) эмпиризма и рационализма
Б) рационализма и эмпириокритицизма
В) материализма и идеализма
Г) номинализма и реализма
Вопрос: 12. По мнению Джона Локка, душа человека – это:
А) частица мирового духа, познающая путём интуиций и откровений
Б) вместилище «врождённых идей», которые определяют направление и содержание познания
В) человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта
Г) совокупность «врождённых принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи
Вопрос: 13. XVIII век принято называть веком Просвещения, поскольку мыслители этого времени полагали, что путём образования, просвещения, воспитания можно существенно улучшить:
А) абсолютную монархию
Б) географического детерминизма
В) европейского гуманизма
Г) социального фатализма
Вопрос: 81. Назовите английского философа Нового времени; автора высказывания «Знание — сила»:
А) Беркли
Б) Юм
В) Гоббс
*Г) Бэкон
Вопрос: 17. Кто является автором следующего высказывания: «Мыслю, следовательно, существую»:
А) Гоббс
Б) Спиноза
*В) Декарт
Г) Бэкон
Вопрос: 18. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:
А) развитие протестантизма как нового направления христианства
*Б) формирование наук, в первую очередь естественных
Древнегреческая натуРФилософия. Вопрос 1 философия милетцев, ...
... у Пифагора –открытие числовых пропорций как сущностей мира. Философия Пифагора строится вокруг понятий:Космоса,числаигармонии. Всё в мире проявляется ... всех ступенях эволюции вселенной, жизни, человека. Человек – единство тела, души и духа, человек бьётся между телом, плотью ... вещей, оно, согласно Ницше, выражает три философские идеи: вопрос о материальной основе всех веществ; требование рационального ...
В) становление абсолютной монархии
Г) реформирование католической церкви
Вопрос: 19. Основным методом получения истинных знаний Декарт считает:
А) созерцательный анализ
Б) индукцию
*В) дедукцию
Г) синтез
Вопрос: 20. Проблемы теории познания, поиска научного метода становятся центральными в философии:
*А) XVII века
Б) VI — V веков до н.э.
В) XХ века
Г) XV века
Вопрос: 21. Философская позиция Дж. Беркли и Д. Юма характеризуется как:
А) материализм
Б) иррационализм
*В) субъективный идеализм
Г) пантеизм
Вопрос: 22. Какие мыслители Нового времени разрабатывали договорную теорию происхождения государства:
А) К. Маркс, Ф, Энгельс
*Б) Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо
В) И. Кант, Г. Гегель
Г) Р. Декарт, Б. Спиноза
Вопрос: 1. Как закономерный процесс освобождения человека, осознание им собственной свободы понимал историю:
*А) Гегель
Б) Аристотель
В) Ф. Аквинский
Г) Д. Вико
Вопрос: 2. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:
*А) докритический и критический
Б) материалистический и диалектический
В) рациональный и иррациональный
Г) метафизический и диалектический
Вопрос: 3. Назовите представителя немецкой классической философии:
А) Ф. Ницше
Б) К. Маркс
В) Г.В. Лейбниц
*Г) Л. Фейербах
Вопрос: 4. Какой является философская система взглядов Фейербаха:
А) идеалистической
*Б) материалистической
В) дуалистической
Г) плюралистической
Вопрос: 5. В учении Г.В.Ф. Гегеля природа, общество, человек, Вселенная порождены:
А) косной материей
Б) сверхчеловеком
*В) Абсолютной Идеей
Г) Богом
Вопрос: 6. Людвиг Фейербах в центр своего учения поставил:
*А) человека
Б) природу
В) науку
Г) бытие
Вопрос: 7. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
*А) соответствует действующему закону
Б) доставляет личное удовлетворение
В) подчинен абстрактному чувству долга
Г) связан с гуманными или дружескими чувствами
Вопрос: 8. Суждение, выражающее смысл категорического императива И.Канта:
А) «знание – сила»
Б) «существовать – значит быть воспринимаемым»
В) «человек – высшая ступень эволюции природы»
*Г) «человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей»
Вопрос: 9. Исходным понятием философской системы Гегеля является:
А) «вещь в себе»
*Б) «Абсолютная идея»
В) «жизненный порыв»
Г) «трансцендентальный идеализм»
Вопрос: 10. Создателем этической системы, в основе которой лежат две основные идеи – безусловная самоценность человека и долг перед людьми, является:
А) Г. Гегель
Б) Т. Гоббс
В) Дж. Локк
*Г) И. Кант
Вопрос: 1. Конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, в марксизме называется:
Человек и свобода в философии Н.А. Бердяева
... бытия - космос, общество и самого человека. Свобода первична, беспредпосылочна и безосновна. Для объяснения ее сущности Бердяев использует понятие Ungrund ... - нации, социальные группы, классы.[4] В истории философии свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. ... Старый, но вечно новый вопрос о свободе и необходимости возникал перед идеалистами XIX века, как возникал, он перед ...
*А) цивилизацией
Б) государством
В) культурно-историческим типом
Г) формацией
Вопрос: 2. Направленность философии А. Шопенгауэра:
А) прагматизм
Б) психоанализ
*В) иррационализм
Г) материализм
Вопрос: 3. Ф. Ницше считал, что в основе мира лежит:
*А) воля к власти
Б) вера в Бога
В) свобода
Г) «слепая» воля
Вопрос: 4. Мыслитель XIX века, выделивший социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества:
А) Л. Фейербах
*Б) К. Маркс
В) М. А. Бакунин
Г) Н. А. Бердяев
Вопрос: 5. Общественно-экономическая формация – это:
А) революционный переход от доиндустриального к индустриальному обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ
*Б) исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как этап прогрессивного развития человечества
В) исторически установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками и воспроизводимый в неизменном виде в течение длительного времени
Г) пространственное распространение культурных достижений одних обществ в другие
Вопрос: 6. По К. Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
А) сознания
*Б) производительных сил
В) мирового исторического процесса
Г) взаимодействия бога и природы
Вопрос: 7. Согласно учению О. Конта развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или состояния человеческого духа:
А) мифологическую – философскую – позитивную
*Б) теологическую – метафизическую – позитивную
В) религиозную – натуралистическую – позитивную
Г) философскую – позитивную – религиозную
Вопрос: 8. Как называется направление в философии XIX века, основоположником которого считается О. Конт:
А) «философия жизни»
Б) структурализм
*В) позитивизм
Г) неофрейдизм
Вопрос: 9. Назовите представителей «философии жизни» — философского направления, сложившегося в последней трети XIX века:
А) О. Конт, Г. Спенсер
*Б) Ф. Ницше, А. Бергсон
В) А. Адлер, К. Юнг
Г) Р. Авенариус, Э. Мах
107Вопрос: 1. Автором работы «Слово о законе и благодати» является:
А) Никон
*Б) Илларион
В) Филофей
Г) Мономах
Вопрос: 2. Религиозно-философское обоснование идеи единства Русского государства во главе с его исторически сложившимся центром – Москвой (идеи «Москва – Третий Рим») содержится:
А) в сочинении Иосифа Волоцкого «Просветитель или Обличение ереси жидовствующих»
*Б) в «посланиях» монаха Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея
В) в «Соборном Уложении» Ивана III
Г) в сочинениях афонского учёного монаха Максима Грека, прибывшего на Русь для участия в переводах и сверке богослужебных книг
Западная философия конца 19-20 веков
... верить. На самом деле, философия не ссылается ни на откровение, ни на авторитет. Однако то, с чем разумно выражает свое согласие философствующий человек, - нечто значительно большее, ... мышления, желания, и это определение допускает существование бессознательного мышления и бессознательного желания. Вопрос о том, тождественно ли психическое сознательному или же оно гораздо шире, может ...
Вопрос: 1. Кто из русских философов является автором «философии всеединства»:
А) Н. Бердяев
Б) Н. Лосский
*В) В. Соловьев
Г) Ф. Достоевский
Вопрос: 2. Укажите, кто развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу (сферу разума):
*А) В.И. Вернадский
Б) А.Л. Чижевский
В) К.Э. Циолковский
Г) Н.Ф. Фёдоров
Вопрос: 3. Кто из представителей русской общественной и философской мысли поставил своей задачей создание самобытной национальной философии, полагая, что Россия – это особый тип цивилизации и культуры, отличный от западноевропейского:
А) западники (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин)
Б) нестяжатели (Н. Сорский, С. Радонежский, М. Грек)
*В) славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков)
Г) народники (П. Лавров, П. Ткачёв, М. Бакунин)
Вопрос: 4. Сторонником антропологического материализма в русской философии является:
А) В.С. Соловьев
*Б) Н.Г. Чернышевский
В) С.Л. Франк
Г) Н.А. Бердяев
Вопрос: 5. Сторонниками материалистической позиции в отечественной философии XIX — XX вв. были:
А) П. Флоренский, Н. Бердяев, С. Франк
Б) Н. Трубецкой, В. Ильин, В.Розанов
*В) В. Белинский, А. Герцен, Д. Писарев
Г) В.Соловьев, С.Булгаков, Н. Федоров
Вопрос: 6. Развитие марксизма в России связано с именами:
А) Вл. Соловьева и Н. Бердяева
Б) Н. Чернышевского и П. Флоренского
В) В. Розанова и К. Леонтьева
*Г) Г. Плеханова и В. Ленина
Вопрос: 7. Проблемы свободы личности и творчества были центральными темами в философии:
А) В. Розанова
Б) П. Чаадаева
*В) Н. Бердяева
Г) А. Хомякова
Вопрос: 8. Представитель русского космизма конца XIX – начала XX века, который разрабатывал идею о неразрывном единстве человека, Земли и космоса:
А) А.С. Хомяков
Б) Н.А. Бердяев
В) П.Я. Чаадаев
*Г) В.И. Вернадский
Вопрос: 9. Философию «общего дела» разработал:
*А) Н.Ф. Федоров
Б) П.Я. Чаадаев
В) Н.С. Трубецкой
Г) Н.А. Бердяев
Вопрос: 1. Одним из направлений философии, возникших в ХХ веке, является:
А) эмпиризм
Б) рационализм
*В) структурализм
Г) номинализм
Вопрос: 2. Концепцию научных революций как смену парадигм разработал:
А) Г. Гадамер
Б) А. Тойнби
В) Ж. Деррида
*Г) Т. Кун
Вопрос: 3. Направление западной философии ХХ века, обосновывающее понимание как метод познания, называется:
А) структурализмом
Б) персонализмом
*В) герменевтикой
Г) номинализмом
Вопрос: 4. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, – это:
А) исследование философских письменных памятников
Б) современная интерпретация древних идей
*В) толкование и осмысление текста
Г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством
Вопрос: 5. Понимание гуманизма как свободы человека выбирать самого себя, было представлено в философии:
Вопрос 2: Стадии развития литературного процесса, периодизация.
... безусловного доверия к творческим возможностям человека, с другой же стороны – возрожденческая “философия удачи питала <...> дух ... искусства; активизируется открытое индивидуальное авторство; литературное развитие обретает гораздо больший динамизм. Все это ... сути письменностью средневекового типа. Дискуссионен ключевой вопрос истории всемирной литературы: каковы географические границы ...
А) позитивизма
Б) фрейдизма
В) марксизма
*Г) экзистенциализма
Вопрос: 6. Неверное использование языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские, полагают сторонники:
*А) неопозитивизма
Б) иррационализма
В) неофрейдизма
Г) экзистенциализма
Вопрос: 7. В основе жизнедеятельности человека лежат биологические потребности и инстинкты, считают представители:
А) герменевтики
*Б) фрейдизма
В) неотомизма
Г) позитивизма
Вопрос: 8. Назовите представителей неофрейдизма:
А) М. Шлик, Р. Карнап
Б) К. Ясперс, Ж. П. Сартр
*В) К. Хорни, Э. Фромм
Г) Э. Жильсон, Ж. Маритэн
Вопрос: 9. Одним из основных принципов познания сторонники неопозитивизма считают:
А) инструментализм
*Б) верификацию
В) интерпретацию
Г) фальсификационизм
Вопрос: 10. Понятие коллективного бессознательного в психоанализе было введено:
А) З. Фрейдом
Б) Э. Фроммом
В) К. Хорни
*Г) К. Юнгом
Вопрос: 11. Согласно психоаналитическому учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:
А) мышлением
*Б) бессознательным
В) разумом
Г) рассудком
Вопрос: 12. Экзистенциализм – философское направление ХХ века:
А) обосновывающее понимание как метод познания
*Б) в центре внимания которого проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности
В) признающее истину как полезность, продуктивность и успешность следствий, вытекающих из исследования какой-либо идеи
Г) рассматривающее личность как высшую ценность культуры, а мир как проявление личностной творческой активности
Вопрос: 13. Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу):
А) истина – то, что доказано
Б) истина – то, что привычно
В) истина – то, что непостижимо
*Г) истина – то, что полезно
131 Вопрос: 14. Укажите представителей структурализма:
*А) К. Леви-Строс, Ж. Лакан
Б) К. Поппер, Т. Кун
В) М. Хайдеггер, Х.Г. Гадамер
Г) Ч. Пирс, Д. Дьюи
Вопрос: 132. Онтология изучает:
А) природу
Б) материю
В) бытие
Г) реальность
Вопрос: 133. Понятие «бытие» ввел в философию:
А) Парменид
Б) Фалес
В) Пифагор
Г) Сократ
Вопрос: 134. Источник единства и многообразия бытия, основа мироздания, первоначало, первопричина всего сущего обозначается понятием:
А) «акциденция»
Б) «абстракция»
В) «субстрат»
*Г) «субстанция»
Вопрос: 135. По мнению Парменида, бытие – это:
А) то, чего на самом деле не существует
Б) то, что неподвижно, неизменно и умопостигаемо
В) то, что воспринимается органами чувств человека
Г) иллюзия, существующая в человеческом сознании
Вопрос:136. Автором учения о единой субстанции, которая есть «причина самой себя», т.е. Бог и природа одновременно, является:
9 стр., 4363 слов
Тема 14. Человек как объект философского осмысления
... и другие. 1. Историческое развитие взглядов на человека Размышления о человеке, возможностях его деятельности, ценностно- ... перечень имен, представляющих различные решения «вечных» вопросов о человеке, его душе и теле. Как известно, традиции ... рассматривающий человека как чувственно-телесное существо, часть природы. Антропологический материализм Фейербаха, направленный против идеализма Гегеля, ...
А) Ленин
Б) Аристотель
В) Ницше
Г) Спиноза
Вопрос: 137. Основными формами бытия являются:
А) диалектическое и метафизическое
Б) материальное, идеальное, человеческое, социальное
В) объективное, субъективное, имманентное, трансцендентное
Г) сознательное, бессознательное, подсознательное, духовное
Вопрос: 138. Формирование из элементарных частиц атомов и молекул – это пример:
А) процесса качественных превращений, когда осуществляется переход от одного уровня к другому
Б) процесса качественных превращений, не выходящего за рамки соответствующего вида материи
В) круговорота
Г) функционирования
Вопрос: 139. Среди форм движения укажите высшую:
А) физическая
Б) социальная
В) химическая
Г) биологическая
Вопрос: 140.Взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи, называется:
А) временем
Б) движением
В) пространством
Г) системой
Вопрос: 141. Укажите свойство пространства:
А) длительность
Б) однородность
В) необратимость
Г) одномерность
Вопрос: 142. Характерной чертой времени является:
А) трехмерность
Б) обратимость
В) необратимость
Г) изотропность
Вопрос: 143. Концепция пространства и времени, рассматривающая пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, называется:
А) реляционной
Б) системной
В) субстанциональной
Г) детерминистской
Вопрос:144. Изменение вообще, способ существования материи и духа называется:
А) развитие
Б) мышление
В) движение
Г) круговорот
Вопрос: 145. Какая концепция утверждает взаимосвязь, взаимообусловленность пространства и времени:
А) субъективно-идеалистическая
Б) субстанциональная
В) реляционная
Г) объективно-идеалистическая
Вопрос: 146. Относительно связи движения и развития верным является суждение, что:
А) «не всегда развитие есть движение»
Б) «движение тождественно развитию»
В) «движение и развитие не связаны друг с другом»
*Г) «не всякое движение является развитием»
Вопрос: 147. «Материя есть порождение духовного первоначала, нематериальной субстанции», — считают сторонники:
А) атеизма
Б) объективного идеализма
В) материализма
Г) дуализма
Вопрос: 148. «Материя первична по отношению к сознанию, качественно неизменна, не развивается», – утверждают сторонники:
А) диалектического материализма
Б) панлогизма
В) трансцендентального идеализма
Г) метафизического материализма
Вопрос: 149. Представители субъективного идеализма:
А) отрицают существование материи вне сознания человека
Б) считают, что материя и субстанция тождественны
В) полагают материю первичной реальностью
Эмоциональная сфера человека и ее развитие в онтогенезе
... и неудовлетворения». Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека, выделяя наиболее важные для него события. Одно только это ... переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: так например, у малыша удовольствие возникает в ... своего приспособления к новой жизни — сохранения себя как личности с социальными связями с обществом или как индивида, замыкающегося ...
Г) трактую материю как воплощение Бога
Вопрос: 150. С позиции диалектического материализма материя есть:
А) «кирпичик» мироздания
Б) комплекс человеческих ощущений
В) объективная реальность, данная нам в ощущениях
Г) мир, созданный духовной субстанцией
Вопрос: 151. В понимании пространства и времени существуют две концепции:
А) материалистическая и креационистская
Б) физическая и биологическая
В) природная и социальная
Г) субстанциальная и реляционная
Вопрос: 152. Основоположники синергетики:
А) Шпенглер, Данилевский
Б) Хакен, Пригожин
В) Ясперс, Бердяев
Г) Витгенштейн, Рассел
Вопрос: 153. Упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство:
А) структура
Б) форма
В) система
Г) сущность
Вопрос: 154. Минимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию, называется:
А) частью
Б) элементом
В) явлением
Г) причиной
Вопрос: 155. Главное, основное, определяющее в предмете, существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта называют:
А) содержанием
Б) структурой
В) возможностью
Г) сущностью
Вопрос: 156. Содержание – это:
А) внутренняя и внешняя организация системы
Б) единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций
В) упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство
Г) процессы или явления, которые при определенных условиях вызывают к жизни новые процессы и явления
Вопрос: 1. Детерминизм – это:
А) наука, о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления
Б) направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего
В) философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность явлений природы, общества, сознания
Г) философская концепция, отвергающая всеобщую закономерность и причинную зависимость явлений в природе и обществе
Вопрос: 2. Философская концепция, отвергающая всеобщую закономерность и причинную зависимость явлений в природе и обществе, называется:
А) монизм
Б) индетерминизм
В) солипсизм
Г) детерминизм
Вопрос: 3. Количественная мера возможности – это:
А) абстрактная возможность
Б) конкретная возможность
В) вероятность
Г) случайность
Вопрос: 4. Процессы или явления, которые при определенных условиях вызывают к жизни новые процессы или явления, называют:
А) следствием
Б) причиной
В) поводом
Г) условием
Вопрос: 5. То, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном так, а не иначе, называется:
А) возможностью
Б) действительностью
В) причиной
Психологические особенности старых людей. Психологические задачи ...
... Цель данной работы - рассмотрение и изучение психологических особенностей, психологических задач развития людей пожилого возраста. Задачи работы: 1.Изучить теоретического материала о психологических и физиологических ... аномалией». Она нормальна с точки зрения соответствия биологическим законам угасания жизни. Она аномальна, проявляясь в самых нелепых формах: постоянных жалобах на недомогание ...
Г) необходимостью
Вопрос: 6. То, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может произойти и иначе, называется:
А) следствием
Б) причиной
В) случайностью
Г) действительностью
Вопрос: 7. Ядром детерминизма, его составным компонентом признается положение о существовании:
А) бытия
Б) причинности
В) случайности
Г) действительности
Вопрос: 8. Укажите название одного из законов диалектики:
А) исключенного третьего
Б) отрицания отрицания
В) непротиворечия
Г) достаточного основания
Вопрос: 9. Укажите название одного из законов диалектики:
А) непротиворечия
Б) исключенного третьего
В) единства и борьбы противоположностей
Г) тождества
Вопрос: 10. Философский метод, рассматривающий явления в их неизменности, независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития, называется:
А) детерминизмом
Б) метафизикой
В) диалектикой
Г) схоластикой
Вопрос: 11. Под развитием понимается:
А) необратимое качественное изменение объектов
Б) повторяющийся процесс
В) любое изменение
Г) круговорот
Вопрос: 12. Внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть, выражается в философии понятием:
А) качество
Б) количество
В) свойство
Г) мера
Вопрос: 13. Количество – это:
А) способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие
Б) переход от одного качества к другому
В) внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть
Г) характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах
Вопрос: 14. Развитие по спирали, а не по прямой линии предполагает концепция развития:
А) градуалистская
Б) диалектико-материалистическая
В) натуралистическая
Г) равновесно-интеграционная
Вопрос: 15. Основателем диалектической традиции принято считать:
А) Гераклита
Б) Платона
В) Фалеса
Г) Демокрита
Вопрос: 16. В виде стройной теоретической системы диалектика впервые предстала в идеалистической философии:
А) Канта
Б) Маркса
В) Гегеля
Г) Фейербаха
Вопрос: 17. Определенно направленное, необратимое качественное изменение системы называется:
А) круговорот
Б) функционирование
В) синтез
Г) развитие
Вопрос: 18. Согласно диалектике, источником развития выступает:
А) разрешение внутренних противоречий
Б) любое изменение объекта
В) внешнее воздействие на объект
Г) стремление к установлению равновесия
Вопрос: 19. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике, называют:
А) диалектическим
Б) гносеологическим
В) аксиологическим
Г) метафизическим
Вопрос: 20. К законам материалистической диалектики не относится закон:
А) единства и борьбы противоположностей
Б) тождества материи и сознания
В) перехода количества в качество, и обратно
Г) отрицания отрицания
Вопрос: 21. Представления древних об изменчивости мира характеризуются как:
А) позитивная диалектика
Б) стихийная диалектика
В) идеалистическая диалектика
Г) объективная диалектика
Вопрос: 22. С точки зрения диалектики, развитие присуще:
А) природе, обществу и сознанию
Б) только живой природе
В) только материальным объектам
Г) только общественному бытию
Вопрос: 23. Три основных закона диалектики впервые сформулировал:
А) Аристотель
Б) Платон
В) Ньютон
Г) Гегель
Вопрос: 24. С позиций диалектики, источником развития любого объекта является:
А) предвосхищающий покой объекта
Б) внешнее воздействие на объект
В) «первотолчок»
Г) разрешение внутренних и внешних противоречий
Вопрос: 25. Диалектика – это:
А) учение о развитии
Б) учение о мышлении
В) учение о бытии
Г) учение о познании
Вопрос: 1. Повторяющиеся, устойчивые и необходимые связи между явле-ниями и процессами называются:
А) содержанием
Б) формой
В) законом
Г) принципом
Вопрос: 2. В диалектическом учении понятие «мера» связано с законом:
А) достаточного основания
Б) отрицания отрицания
В) единства и борьбы противоположностей
Г) перехода количественных изменений в качественные изменения
Вопрос: 3. Структура сознания, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из:
А) Я и Не-Я
Б) либидо, сублимации
В) Сверх-Я, Я, Оно
Г) Эроса и Танатоса
Вопрос: 4. Трактовка сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для:
А) объективного идеализма
Б) субъективного идеализма
В) экзистенциализма
Г) диалектического материализма
Вопрос: 5. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как:
А) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности
Б) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира
В) высшую функцию мозга, связанную с речью
Г) душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей
Вопрос: 6. Человеческая способность целенаправленно и обобщенно воспро-изводить действительность в идеальной форме – это:
А) рефлексия
Б) психика
В) творчество
Г) сознание
Вопрос: 7. Сознание является воплощением мирового разума, по мнению сторонников:
А) материализма
Б) плюрализма
В) объективного идеализма
Г) субъективного идеализма
Вопрос: 8. Способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведе-ние – это:
А) мышление
Б) самосознание
В) впечатление
Г) эмоции
Вопрос: 9. Субъективный образ объективной реальности, возникающий в це-лесообразной деятельности человека, называется:
А) идеальное
Б) аффект
В) интенция
Г) рефлексия
Вопрос: 10. Социальный фактор, сыгравший, по мнению Энгельса, решающую роль в атропосоциогенезе:
А) использование огня
Б) трудовая деятельность в коллективе
В) освобождение верхних конечностей
Г) вмешательство внеземных цивилизаций
Вопрос: 11. Носителем, формой и способом существования сознания является:
А) информация
Б) мозг
В) язык
Г) воля
Вопрос: 12. Чувственной формой познания является:
А) гипотеза
Б) восприятие
В) суждение
Г) интуиция
Вопрос: 13. Рациональной формой познания является:
А) ощущение
Б) преставление
В) понятие
Г) восприятие
Вопрос: 14.Что из перечисленного относится к форме чувственного познания:
А) суждение
Б) представление
В) воображение
Г) убеждение
Вопрос: 15.Что из перечисленного относится к форме рационального позна-ния:
А) интуиция
Б) предвосхищение
В) суждение
Г) озарение
Вопрос: 16. Истина – это:
А) полное исчерпывающее знание
Б) процесс познавания мира
В) частичное неполное знание
Г) адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком
Вопрос: 17. Философское направление, представители которого выражают со-мнение в возможности достоверного познания действительности называется:
А) скептицизм
Б) номинализм
В) традиционализм
Г) позитивизм
Вопрос: 18. Отражение в сознании человека свойств предметов объективной реальности называется:
А) интуицией
Б) практикой
В) рефлексией
Г) познанием
Вопрос: 19. Единица мысли, в которой фиксируются общие и существенные свойства предметов и явлений, – это:
А) понятие
Б) суждение
В) образ
Г) представление
Вопрос: 20. Отображение отдельного свойства материального объекта, непо-средственно взаимодействующего с органами чувств, называется:
А) представлением
Б) ощущением
В) символом
Г) понятием
Вопрос: 21. Целостный образ предмета, который возникает в процессе позна-ния, называется:
А) восприятием
Б) символом
В) значением
Г) ощущением
Вопрос: 22. Полное знание об объекте, которое не может быть опровергнуто в процессе познания, есть истина:
А) субъективная
Б) относительная
В) объективная
Г) абсолютная
Вопрос: 23. Способ мышления, преувеличивающий значение абсолютной ис-тины, называется:
А) номинализмом
Б) релятивизмом
В) догматизмом
Г) детерминизмом
Вопрос: 24. Способ мышления, основанный на идее относительности и субъ-ективности истины, называется
А) догматизмом
Б) релятивизмом
В) реализмом
Г) индетерминизмом
Вопрос: 25. Сознательное, преднамеренное искажение информации о дей-ствительности называется:
А) заблуждением
Б) ложью
В) мнением
Г) ошибкой
Вопрос: 1. Для того, чтобы преодолеть глобальный экологический кризис, необходимо прежде всего:
А) снизить темпы научно-технического прогресса
Б) изменить потребительское отношение человека к природе
В) разработать международный экологический кодекс
Г) активизировать исследование космоса
Вопрос: 2. Для какого мировоззрения характерно обожествление природы:
А) деистического
Б) естественнонаучного
В) мифологического
Г) теологического
Вопрос: 3. В какую эпоху природа понимается мыслителями как идеал гармонии и совершенства:
А) Античности
Б) Средневековья
В) Нового времени
Г) Новейшего времени
Вопрос: 4. Сфера взаимодействия природы и общества, в которой человек сознательно контролирует ход природных процессов, называется:
А) биосферой
Б) геосферой
В) ноосферой
Г) киберсферой
Вопрос: 1. Социальная сфера общества включает себя:
А) общности людей
Б) государственные структуры
В) транснациональные корпорации
Г) средства производства
Вопрос: 2. Формационная концепция мирового исторического процесса была предложена и разработана:
А) К. Марксом
Б) О. Контом
В) Н. Я. Данилевским
Г) А. Тойнби
Вопрос: 3. Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, существование которого связано с разнообразными формами деятельности человека, называется:
А) формацией
Б) обществом
В) культурой
Г) государством
Вопрос: 4. Связи, в которые вступают люди (или группы людей) в процессе производства, называются:
А) производственно-экономической инфраструктурой
Б) технологией производственного процесса
В) производственными отношениями
Г) средствами производства
Вопрос: 5. Социальный порядок, основанный на однопартийной системе и всепроникающем государственном контроле в сфере экономики, культуры, общественной и личной жизни, характеризуется как:
А) тоталитаризм
Б) волюнтаризм
В) централизм
Г) анархизм
Вопрос: 6. Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг, называется:
А) социальной
Б) политической
В) экономической
Г) духовной
Вопрос: 7. Древнейший принцип – «Не делай того другим, чего не желаешь себе» – называется «золотым правилом ……….»:
А) политики
Б) справедливости
В) нравственности
Г) образования
Вопрос: 8. В постиндустриальном обществе главную роль в развитии начинает играть:
А) сельское хозяйство
Б) машиностроение и металлургия
В) производство товаров массового спроса
Г) сфера услуг, образования и науки
Вопрос: 9. Основоположником теории локальных «культурно-исторических типов» общества является:
А) О. Конт
Б) П.А. Флоренский
В) Н.Я. Данилевский
Г) В.И. Вернадский
Вопрос: 10. Сфера общественной жизни, участвующая в определении форм, задач и содержания деятельности государства, направлении его функционирования, называется:
А) социальной
Б) политической
В) экономической
Г) духовной
Вопрос: 11. Современный этап развития общества характеризуется:
А) культурным плюрализмом
Б) культурным негативизмом
В) культурным изоляционизмом
Г) культурным катастрофизмом
Вопрос: 12. Ядром политической системы общества выступает(-ют):
А) классы
Б) семья
) государство
Г) общественные учреждения
Вопрос: 13. Вид духовного производства в области эстетического освоения мира есть:
А) образование
Б) религия
В) мораль
Г) искусство
Вопрос: 14. Представления человека о добре и зле, счастье, долге и т.п., воплощаются в нормах:
А) морали
Б) политики
В) экономики
Г) науки
Вопрос: 1. Человек есть существо:
А) ноосферное
Б) биологическое
В) социальное
Г) биосоциальное
Вопрос: 2. К биологизаторским концепциям сущности человека относится:
А) экзистенциализм
Б) марксизм
В) социал-дарвинизм
Г) феноменология
Вопрос: 3. Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей общества, называется:
А) творчеством
Б) сублимацией
В) социализацией
Г) рефлексией
Вопрос: 4. Свобода как основной принцип бытия человека получил обоснование в:
А) марксизме
Б) экзистенциализме
В) позитивизме
Г) рационализме
Вопрос: 5. Учение, которое утверждает человека как высшую ценность, называется:
А) гуманизм
Б) детерминизм
В) рационализм
Г) позитивизм
Вопрос: 6. Объективный социальный процесс превращения деятельности человека и ее продуктов в самостоятельные, господствующие над ним сущности, называется:
А) опредмечиванием
Б) отчуждением
В) объективацией
Г) социализацией
Вопрос: 7. Человек несет ответственность за поступки, т.к. у него есть:
А) мышление
Б) сознание
В) социальный статус
Г) свобода выбора
Вопрос: 2. Индивид в философии понимается, как:
А) синоним понятия «человек»
Б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду
В) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества
Г) совокупность физических способностей отдельного человека
Вопрос: 3. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, – это:
А) индивид
Б) индивидуальность
В) личность
Г) субъект
Вопрос: 4. Какие философы считают, что смысл жизни человека заключается в служении обществу:
А) Платон, Гегель, марксисты
Б) Эпикур, Пиррон, киники
В) Фома Аквинский, Тертуллиан, Ориген
Г) Кант, Ницше, Шопенгауэр
Вопрос: 5. Учение, в котором проповедуется добровольное отречение человека от благ жизни и мирских соблазнов, называется:
А) аскетизм
Б) прагматизм
В) гедонизм
Г) анархизм
Вопрос: 6. «Все в жизни человека предопределено его судьбой», – считают сторонники:
А) утилитаризма
Б) прагматизма
В) фатализма
Г) волюнтаризма
Вопрос: 7. Смысл жизни, по мнению стоиков, состоит в:
А) стремлении бороться за справедливый общественный порядок
Б) умении наслаждаться жизнью
В) стремлении отказаться от всех общественных обязанностей
Г) умении мужественно и достойно подчиниться судьбе
Вопрос: 8. Личность обозначает:
А) человека как единичного представителя какого-то целого биологического рода, социальной общности, группы
Б) то особенное, специфическое, что отличает такого человека от всех других, включая природные и социальные, телесные, соматические и психические унаследованные и благоприобретенные свойства
В) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности
Г) совокупность физических способностей отдельного человека
Вопрос: 9. Индивидуальность означает:
А) человека как единичного представителя какого-то целого биологического рода, социальной общности, группы
Б) то особенное, специфическое, что отличает такого человека от всех других, включая природные и социальные, телесные, соматические и психические унаследованные и благоприобретенные свойства
В) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности
Г) совокупность физических способностей отдельного человека
Вопрос: 1. К духовной культуре относят:
А) орудия труда
Б) жилище
В) транспорт
Г) науку
Вопрос: 2. Определите, какой из приведенных ниже элементов общественной жизни может быть включен в состав материальной культуры:
А) искусство
Б) литература
В) религиозные вероучения
Г) технологии
Вопрос: 3. Понятия «культура» и «цивилизация»:
А) связаны между собой
Б) тождественны
В) никак не связаны
Г) противоположны
Вопрос: 4. Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях, называется:
А) цивилизацией
Б) формацией
В) культурой
Г) традицией
Вопрос: 5. В культурологических теориях О. Шпенглера, Н. Бердяева:
А) понятия «культура» и «цивилизация» рассматриваются как тождественные
Б) культуре противопоставляется цивилизация
В) культура и цивилизация исследуются как взаимосвязанные, но не тождественные
Г) культура и цивилизация рассматриваются как взаимодополняющие понятия
Вопрос: 6. Назовите черту, не характерную для западного типа культуры:
А) антропоцентризм
Б) рационализм
В) коллективизм
Г) преобладание активного творческого типа личности
Вопрос: 7. Восточной культуре не присущи такие черты, как:
А) традиционность, гармония с природной средой
Б) коллективизм, ориентация на сотрудничество
В) созерцательность, вживание в мир, неподвижность
Г) индивидуализм, рационализм, активное технико-технологическое переустройство мира
Вопрос: 8. Назовите черту, не характерную для инновационной культуры:
А) размывание шкалы жизненных ценностей
Б) неукоснительное следование образцам поведения
В) ослабление нормативности культуры
Г) создание благоприятных условий для развития творчества
Вопрос: 9. Назовите американского ученого, выдвинувшего гипотезу о том, что в современном мире грядет противоборство цивилизаций:
А) М. Хайдеггер
Б) А. Тойнби
В) О. Шпенглер
Г) С. Хантингтон
Вопрос: 10. Вестернизацией называют:
А) процесс распространения экономической модели развития, ценностей, образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам
Б) процесс интеграции этнических культур в единую мировую систему
В) поступательное развитие культуры, при котором она становится более сложной, многогранной и разнообразной
Г) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур
Вопрос: 11. Культура ХХ – начала XXI вв. характеризуется как культура:
А) позитивистская
Б) традиционная
В) постмодернистская
Г) маргинальная
Вопрос: 12. Противопоставление культуры и цивилизации характерно для:
А) философии Средних веков
Б) неклассической философии XIX-XX вв.
В) философии эпохи Возрождения
Г) философии Античности
Вопрос: 13. Культура, которая предлагает человеку набор стереотипных моделей поведения и ценностных предпочтений, называется:
А) маргинальной
Б) элитарной
В) массовой
Г) общечеловеческой
Вопрос: 14. В регулировании поведения человека мораль опирается на:
А) открытия в науке и технике
Б) властное принуждение государственных органов
В) официально принятые письменные нормы и законы
Г) общественное мнение и устоявшиеся обычаи и традиции
Вопрос: 15. Индивиды, не включенные полностью ни в одну культурную систему, представляют культуру:
А) маргинальную
Б) массовую
В) национальную
Г) элитарную
Вопрос: 1. Укажите метод эмпирического исследования:
А) наблюдение
Б) идеализация
В) гипотетико-дедуктивный
Г) аксиоматический
Вопрос: 2. Укажите метод теоретического исследования:
А) наблюдение
Б) эксперимент
В) идеализация
Г) описание
Вопрос: 3. Общественный прогресс связывает с достижениями науки:
А) сциентизм
Б) либерализм
В) антисциентизм
Г) прагматизм
Вопрос: 4. Элементом научной теории является (-ются):
А) фундаментальные понятия и принципы
Б) описания материальных объектов
В) эксперимент
Г) единичные факты
Вопрос: 5. Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве, есть:
А) закон
Б) принцип
В) теория
Г) гипотеза
Вопрос: 6. Основу эмпирического исследования составляют испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях, то есть:
А моделирование
Б) эксперимент
В) наблюдения
Г) конструирование
Вопрос: 7. Выделите уровни научного познания:
А) естественнонаучный и гуманитарный
Б) чувственный и рациональный
В) эмпирический и теоретический
Г) рациональный и иррациональный
Вопрос: 8. Непосредственной целью науки является:
А) связь с практикой
Б) достижение истины и открытие объективных законов
В) развитие материального производства
Г) защита государственных интересов
Вопрос: 9. Научное познание принципиально отличается от других форм осмысления мира наличием:
А) субъективизма и предвзятости
Б) методов – приёмов, способов организации познавательной деятельности
В) веры в непогрешимость авторитетных учёных
Г) синкретизма, т.е. слитности материального и идеального, субъективного и объективного, природного и человеческого
Вопрос: 10. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:
А) Античности
Б) Средних веков
В) Возрождения
Г) Нового времени
Вопрос: 11. Научное познание направлено на: