В) человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта

В) Т. Мор

Г) Н. Кузанский

 

Вопрос: 2. В основе натурфилософии Возрождения лежит:

А) солипсизм

Б) идеализм

В) пантеизм

Г) деизм

 

Вопрос: 3. Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались:

А) Николаем Коперником

Б) Никколо Макиавелли

В) Леонардо да Винчи

Г) Галилео Галилеем

 

Вопрос: 4. Главной проблемой философии Возрождения является:

А) познаваемость мира

Б) доказательство бытия Бога

В) поиски субстанции мира

Г) человеческая личность

 

Вопрос: 5. Пантеизм как философское течение эпохи Возрождения:

А) противопоставляет природу Богу

Б) отождествляет природу и Бога

В) отрицает существование Бога

Г) Бога считает внеприродным абстрактным началом

 

Вопрос: 6. Термин гуманизм происходит от лат. humanus, что означает:

А) божественный

Б) человеческий (человечный)

В) природный

Г) животный

 

Вопрос: 7. Пико делла Мирандола был известным гуманистом эпохи Возрождения. Ему принадлежит «Речь о достоинстве человека», которая была и остается одной из самых известных деклараций гуманизма. В чем, по мнению философа, главная особенность человека, его чудесность:

А) в разумности

Б) в способности творчески трудится

В) в свободе самоопределения

Г) в способности к добродетели

 

Вопрос: 8. Назовите учение, согласно которому Христианский Бог утрачивает свой неприродный, трансцендентный характер, сливается с природой, а природа обожествляется, т.е. понимается как божественная сила, открытая в вещах:

А) провиденциализм

Б) пантеизм

В) монотеизм

Г) релятивизм

 

Вопрос: 9. Для философии эпохи Возрождения характерен:

А) политеизм

Б) антропоцентризм

В) космополитизм

Г) теоцентризм

 

Вопрос: 10. Автор работы «Похвала глупости», в которой он обосновывает тезис «От великого до смешного один только шаг»:

А) Дж. Бруно

Б) Т. Мор

В) Эразм Роттердамский

Г) Н. Макиавелли

 

Вопрос: 1. Назовите представителей субъективного идеализма:

А) Беркли, Юм

Б) Гегель, Шеллинг

В) Пифагор, Платон

Г) Дидро, Гольбах

 

Вопрос: 2. Философ, автор учения о множественности субстанций:

А) Фома Аквинский

12 стр., 5713 слов

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

... античности Таблица 7. НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ СРАВНЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ Модель мира Геоцентрическая Гелиоцентрическая Бог и мир Доминирование теизма Доминирование пантеизма Бытие Дуализм бытия творящего (Бог) и бытия сотворенного (земной ...

Б) Августин Аврелий

В) Г. Лейбниц

Г) Дж. Бруно

 

Вопрос: 3. Представителями эмпиризма в философии XVII века были:

А) Р. Декарт, Б. Спиноза

Б) Ф. Бэкон, Д. Локк

В) Д. Дидро, К. Гельвеций

Г) Т. Мор, М. Монтень

 

Вопрос: 4. Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в:

А) божественном предопределении

Б) неразвитости науки и техники

В) существовании частной собственности

Г) низком уровне развития культуры

 

Вопрос: 5. Какого утверждения придерживался рационализм:

А) «Мир есть комплекс моих ощущений»

Б) «Я мыслю, следовательно, существую»

В) «Познай самого себя»

Г) «Нет ничего в уме, чего бы не было в чувствах»

 

Вопрос: 6. Создание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» связано с именами:

А) Д. Дидро и Д. Аламбера

Б) Канта и Лапласа

В) Платона и Аристотеля

Г) К. Маркса и Ф. Энгельса

 

Вопрос: 7. Кому принадлежит высказывание «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах:

А) Декарт

Б) Беркли

В) Локк

Г) Вольтер

 

Вопрос: 8. По Ф.Бэкону, эмпиризм – это:

А) опыт, опирающийся на эксперимент

Б) чувственное восприятие

В) форма, присущая самой вещи

Г) мыслительный образ вещи

 

Вопрос: 9. Основателем какого направления в философии был Р.Декарт:

А) материализм

Б) идеализм

В) эмпиризм

Г) рационализм

 

Вопрос: 10. Френсис Бэкон призывает руководствоваться в познании методом:

А) анализа

Б) синтеза

В) дедукции

Г) индукции

 

Вопрос: 11. Поиски «универсального» метода познания мыслителями XVII–XVIII вв. привели к разделению философов на сторонников:

А) эмпиризма и рационализма

Б) рационализма и эмпириокритицизма

В) материализма и идеализма

Г) номинализма и реализма

 

Вопрос: 12. По мнению Джона Локка, душа человека – это:

А) частица мирового духа, познающая путём интуиций и откровений

Б) вместилище «врождённых идей», которые определяют направление и содержание познания

В) человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта

Г) совокупность «врождённых принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи

 

Вопрос: 13. XVIII век принято называть веком Просвещения, поскольку мыслители этого времени полагали, что путём образования, просвещения, воспитания можно существенно улучшить:

А) абсолютную монархию

Б) географического детерминизма

В) европейского гуманизма

Г) социального фатализма

 

 

Вопрос: 81. Назовите английского философа Нового времени; автора высказывания «Знание — сила»:

А) Беркли

Б) Юм

В) Гоббс

*Г) Бэкон

Вопрос: 17. Кто является автором следующего высказывания: «Мыслю, следовательно, существую»:

А) Гоббс

Б) Спиноза

*В) Декарт

Г) Бэкон

 

Вопрос: 18. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:

А) развитие протестантизма как нового направления христианства

*Б) формирование наук, в первую очередь естественных

10 стр., 4721 слов

Древнегреческая натуРФилософия. Вопрос 1 философия милетцев, ...

... у Пифагора –открытие числовых пропорций как сущностей мира. Философия Пифагора строится вокруг понятий:Космоса,числаигармонии. Всё в мире проявляется ... всех ступенях эволюции вселенной, жизни, человека. Человек – единство тела, души и духа, человек бьётся между телом, плотью ... вещей, оно, согласно Ницше, выражает три философские идеи: вопрос о материальной основе всех веществ; требование рационального ...

В) становление абсолютной монархии

Г) реформирование католической церкви

 

Вопрос: 19. Основным методом получения истинных знаний Декарт считает:

А) созерцательный анализ

Б) индукцию

*В) дедукцию

Г) синтез

 

Вопрос: 20. Проблемы теории познания, поиска научного метода становятся центральными в философии:

*А) XVII века

Б) VI — V веков до н.э.

В) XХ века

Г) XV века

 

Вопрос: 21. Философская позиция Дж. Беркли и Д. Юма характеризуется как:

А) материализм

Б) иррационализм

*В) субъективный идеализм

Г) пантеизм

 

Вопрос: 22. Какие мыслители Нового времени разрабатывали договорную теорию происхождения государства:

А) К. Маркс, Ф, Энгельс

*Б) Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо

В) И. Кант, Г. Гегель

Г) Р. Декарт, Б. Спиноза

 

 

Вопрос: 1. Как закономерный процесс освобождения человека, осознание им собственной свободы понимал историю:

*А) Гегель

Б) Аристотель

В) Ф. Аквинский

Г) Д. Вико

 

Вопрос: 2. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:

*А) докритический и критический

Б) материалистический и диалектический

В) рациональный и иррациональный

Г) метафизический и диалектический

 

Вопрос: 3. Назовите представителя немецкой классической философии:

А) Ф. Ницше

Б) К. Маркс

В) Г.В. Лейбниц

*Г) Л. Фейербах

 

Вопрос: 4. Какой является философская система взглядов Фейербаха:

А) идеалистической

*Б) материалистической

В) дуалистической

Г) плюралистической

 

Вопрос: 5. В учении Г.В.Ф. Гегеля природа, общество, человек, Вселенная порождены:

А) косной материей

Б) сверхчеловеком

*В) Абсолютной Идеей

Г) Богом

 

Вопрос: 6. Людвиг Фейербах в центр своего учения поставил:

*А) человека

Б) природу

В) науку

Г) бытие

 

Вопрос: 7. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

*А) соответствует действующему закону

Б) доставляет личное удовлетворение

В) подчинен абстрактному чувству долга

Г) связан с гуманными или дружескими чувствами

 

Вопрос: 8. Суждение, выражающее смысл категорического императива И.Канта:

А) «знание – сила»

Б) «существовать – значит быть воспринимаемым»

В) «человек – высшая ступень эволюции природы»

*Г) «человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей»

 

Вопрос: 9. Исходным понятием философской системы Гегеля является:

А) «вещь в себе»

*Б) «Абсолютная идея»

В) «жизненный порыв»

Г) «трансцендентальный идеализм»

 

Вопрос: 10. Создателем этической системы, в основе которой лежат две основные идеи – безусловная самоценность человека и долг перед людьми, является:

А) Г. Гегель

Б) Т. Гоббс

В) Дж. Локк

*Г) И. Кант

Вопрос: 1. Конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, в марксизме называется:

11 стр., 5027 слов

Человек и свобода в философии Н.А. Бердяева

... бытия - космос, общество и самого человека. Свобода первична, беспредпосылочна и безосновна. Для объяснения ее сущности Бердяев использует понятие Ungrund ... - нации, социальные группы, классы.[4] В истории философии свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. ... Старый, но вечно новый вопрос о свободе и необходимости возникал перед идеалистами XIX века, как возникал, он перед ...

*А) цивилизацией

Б) государством

В) культурно-историческим типом

Г) формацией

 

Вопрос: 2. Направленность философии А. Шопенгауэра:

А) прагматизм

Б) психоанализ

*В) иррационализм

Г) материализм

 

Вопрос: 3. Ф. Ницше считал, что в основе мира лежит:

*А) воля к власти

Б) вера в Бога

В) свобода

Г) «слепая» воля

 

Вопрос: 4. Мыслитель XIX века, выделивший социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества:

А) Л. Фейербах

*Б) К. Маркс

В) М. А. Бакунин

Г) Н. А. Бердяев

 

Вопрос: 5. Общественно-экономическая формация – это:

А) революционный переход от доиндустриального к индустриальному обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ

*Б) исторический тип общества, основывающийся на определенном спосо­бе производства и выступающий как этап прогрессивного развития че­ловечества

В) исторически установившийся порядок поведения, закрепленный кол­лективными привычками и воспроизводимый в неизменном виде в те­чение длительного времени

Г) пространственное распространение культурных достижений одних обществ в другие

 

Вопрос: 6. По К. Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

А) сознания

*Б) производительных сил

В) мирового исторического процесса

Г) взаимодействия бога и природы

 

Вопрос: 7. Согласно учению О. Конта развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или состояния человеческого духа:

А) мифологическую – философскую – позитивную

*Б) теологическую – метафизическую – позитивную

В) религиозную – натуралистическую – позитивную

Г) философскую – позитивную – религиозную

 

 

Вопрос: 8. Как называется направление в философии XIX века, основоположником которого считается О. Конт:

А) «философия жизни»

Б) структурализм

*В) позитивизм

Г) неофрейдизм

 

Вопрос: 9. Назовите представителей «философии жизни» — философского направления, сложившегося в последней трети XIX века:

А) О. Конт, Г. Спенсер

*Б) Ф. Ницше, А. Бергсон

В) А. Адлер, К. Юнг

Г) Р. Авенариус, Э. Мах

 

 

107Вопрос: 1. Автором работы «Слово о законе и благодати» является:

А) Никон

*Б) Илларион

В) Филофей

Г) Мономах

 

Вопрос: 2. Религиозно-философское обоснование идеи единства Русского государства во главе с его исторически сложившимся центром – Москвой (идеи «Москва – Третий Рим») содержится:

А) в сочинении Иосифа Волоцкого «Просветитель или Обличение ереси жидовствующих»

*Б) в «посланиях» монаха Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея

В) в «Соборном Уложении» Ивана III

Г) в сочинениях афонского учёного монаха Максима Грека, прибывшего на Русь для участия в переводах и сверке богослужебных книг

3 стр., 1278 слов

Западная философия конца 19-20 веков

... верить. На самом деле, философия не ссылается ни на откровение, ни на авторитет. Однако то, с чем разумно выражает свое согласие философствующий человек, - нечто значительно большее, ... мышления, желания, и это определение допускает существование бессознательного мышления и бессознательного желания. Вопрос о том, тождественно ли психическое сознательному или же оно гораздо шире, может ...

 

Вопрос: 1. Кто из русских философов является автором «философии всеединства»:

А) Н. Бердяев

Б) Н. Лосский

*В) В. Соловьев

Г) Ф. Достоевский

 

Вопрос: 2. Укажите, кто развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу (сферу разума):

*А) В.И. Вернадский

Б) А.Л. Чижевский

В) К.Э. Циолковский

Г) Н.Ф. Фёдоров

 

Вопрос: 3. Кто из представителей русской общественной и философской мысли поставил своей задачей создание самобытной национальной философии, полагая, что Россия – это особый тип цивилизации и культуры, отличный от западноевропейского:

А) западники (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин)

Б) нестяжатели (Н. Сорский, С. Радонежский, М. Грек)

*В) славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков)

Г) народники (П. Лавров, П. Ткачёв, М. Бакунин)

 

Вопрос: 4. Сторонником антропологического материализма в русской философии является:

А) В.С. Соловьев

*Б) Н.Г. Чернышевский

В) С.Л. Франк

Г) Н.А. Бердяев

 

Вопрос: 5. Сторонниками материалистической позиции в отечественной философии XIX — XX вв. были:

А) П. Флоренский, Н. Бердяев, С. Франк

Б) Н. Трубецкой, В. Ильин, В.Розанов

*В) В. Белинский, А. Герцен, Д. Писарев

Г) В.Соловьев, С.Булгаков, Н. Федоров

 

Вопрос: 6. Развитие марксизма в России связано с именами:

А) Вл. Соловьева и Н. Бердяева

Б) Н. Чернышевского и П. Флоренского

В) В. Розанова и К. Леонтьева

*Г) Г. Плеханова и В. Ленина

 

Вопрос: 7. Проблемы свободы личности и творчества были центральными темами в философии:

А) В. Розанова

Б) П. Чаадаева

*В) Н. Бердяева

Г) А. Хомякова

 

Вопрос: 8. Представитель русского космизма конца XIX – начала XX века, который разрабатывал идею о неразрывном единстве человека, Земли и космоса:

А) А.С. Хомяков

Б) Н.А. Бердяев

В) П.Я. Чаадаев

*Г) В.И. Вернадский

 

Вопрос: 9. Философию «общего дела» разработал:

*А) Н.Ф. Федоров

Б) П.Я. Чаадаев

В) Н.С. Трубецкой

Г) Н.А. Бердяев

 

Вопрос: 1. Одним из направлений философии, возникших в ХХ веке, является:

А) эмпиризм

Б) рационализм

*В) структурализм

Г) номинализм

 

Вопрос: 2. Концепцию научных революций как смену парадигм разработал:

А) Г. Гадамер

Б) А. Тойнби

В) Ж. Деррида

*Г) Т. Кун

 

Вопрос: 3. Направление западной философии ХХ века, обосновывающее понимание как метод познания, называется:

А) структурализмом

Б) персонализмом

*В) герменевтикой

Г) номинализмом

 

Вопрос: 4. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, – это:

А) исследование философских письменных памятников

Б) современная интерпретация древних идей

*В) толкование и осмысление текста

Г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством

 

Вопрос: 5. Понимание гуманизма как свободы человека выбирать самого себя, было представлено в философии:

12 стр., 5769 слов

Вопрос 2: Стадии развития литературного процесса, периодизация.

... безусловного доверия к творческим возможностям человека, с другой же стороны – возрожденческая “философия удачи питала <...> дух ... искусства; активизируется открытое индивидуальное авторство; литературное развитие обретает гораздо больший динамизм. Все это ... сути письменностью средневекового типа. Дискуссионен ключевой вопрос истории всемирной литературы: каковы географические границы ...

А) позитивизма

Б) фрейдизма

В) марксизма

*Г) экзистенциализма

 

Вопрос: 6. Неверное использование языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские, полагают сторонники:

*А) неопозитивизма

Б) иррационализма

В) неофрейдизма

Г) экзистенциализма

 

Вопрос: 7. В основе жизнедеятельности человека лежат биологические потребности и инстинкты, считают представители:

А) герменевтики

*Б) фрейдизма

В) неотомизма

Г) позитивизма

 

Вопрос: 8. Назовите представителей неофрейдизма:

А) М. Шлик, Р. Карнап

Б) К. Ясперс, Ж. П. Сартр

*В) К. Хорни, Э. Фромм

Г) Э. Жильсон, Ж. Маритэн

 

Вопрос: 9. Одним из основных принципов познания сторонники неопозитивизма считают:

А) инструментализм

*Б) верификацию

В) интерпретацию

Г) фальсификационизм

 

Вопрос: 10. Понятие коллективного бессознательного в психоанализе было введено:

А) З. Фрейдом

Б) Э. Фроммом

В) К. Хорни

*Г) К. Юнгом

 

Вопрос: 11. Согласно психоаналитическому учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:

А) мышлением

*Б) бессознательным

В) разумом

Г) рассудком

 

Вопрос: 12. Экзистенциализм – философское направление ХХ века:

А) обосновывающее понимание как метод познания

*Б) в центре внимания которого проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности

В) признающее истину как полезность, продуктивность и успешность следствий, вытекающих из исследования какой-либо идеи

Г) рассматривающее личность как высшую ценность культуры, а мир как проявление личностной творческой активности

 

Вопрос: 13. Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу):

А) истина – то, что доказано

Б) истина – то, что привычно

В) истина – то, что непостижимо

*Г) истина – то, что полезно

 

131 Вопрос: 14. Укажите представителей структурализма:

*А) К. Леви-Строс, Ж. Лакан

Б) К. Поппер, Т. Кун

В) М. Хайдеггер, Х.Г. Гадамер

Г) Ч. Пирс, Д. Дьюи

 

Вопрос: 132. Онтология изучает:

А) природу

Б) материю

В) бытие

Г) реальность

 

Вопрос: 133. Понятие «бытие» ввел в философию:

А) Парменид

Б) Фалес

В) Пифагор

Г) Сократ

 

Вопрос: 134. Источник единства и многообразия бытия, основа мироздания, первоначало, первопричина всего сущего обозначается понятием:

А) «акциденция»

Б) «абстракция»

В) «субстрат»

*Г) «субстанция»

 

Вопрос: 135. По мнению Парменида, бытие – это:

А) то, чего на самом деле не существует

Б) то, что неподвижно, неизменно и умопостигаемо

В) то, что воспринимается органами чувств человека

Г) иллюзия, существующая в человеческом сознании

 

Вопрос:136. Автором учения о единой субстанции, которая есть «причина самой себя», т.е. Бог и природа одновременно, является:

9 стр., 4363 слов

Тема 14. Человек как объект философского осмысления

... и другие. 1. Историческое развитие взглядов на человека Размышления о человеке, возможностях его деятельности, ценностно- ... перечень имен, представляющих различные решения «вечных» вопросов о человеке, его душе и теле. Как известно, традиции ... рассматривающий человека как чувственно-телесное существо, часть природы. Антропологический материализм Фейербаха, направленный против идеализма Гегеля, ...

А) Ленин

Б) Аристотель

В) Ницше

Г) Спиноза

 

Вопрос: 137. Основными формами бытия являются:

А) диалектическое и метафизическое

Б) материальное, идеальное, человеческое, социальное

В) объективное, субъективное, имманентное, трансцендентное

Г) сознательное, бессознательное, подсознательное, духовное

 

Вопрос: 138. Формирование из элементарных частиц атомов и молекул – это пример:

А) процесса качественных превращений, когда осуществляется переход от одного уровня к другому

Б) процесса качественных превращений, не выходящего за рамки соответствующего вида материи

В) круговорота

Г) функционирования

 

Вопрос: 139. Среди форм движения укажите высшую:

А) физическая

Б) социальная

В) химическая

Г) биологическая

 

Вопрос: 140.Взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи, называется:

А) временем

Б) движением

В) пространством

Г) системой

 

Вопрос: 141. Укажите свойство пространства:

А) длительность

Б) однородность

В) необратимость

Г) одномерность

 

Вопрос: 142. Характерной чертой времени является:

А) трехмерность

Б) обратимость

В) необратимость

Г) изотропность

 

Вопрос: 143. Концепция пространства и времени, рассматривающая пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, называется:

А) реляционной

Б) системной

В) субстанциональной

Г) детерминистской

 

Вопрос:144. Изменение вообще, способ существования материи и духа называется:

А) развитие

Б) мышление

В) движение

Г) круговорот

 

Вопрос: 145. Какая концепция утверждает взаимосвязь, взаимообусловленность пространства и времени:

А) субъективно-идеалистическая

Б) субстанциональная

В) реляционная

Г) объективно-идеалистическая

 

Вопрос: 146. Относительно связи движения и развития верным является суждение, что:

А) «не всегда развитие есть движение»

Б) «движение тождественно развитию»

В) «движение и развитие не связаны друг с другом»

*Г) «не всякое движение является развитием»

 

Вопрос: 147. «Материя есть порождение духовного первоначала, нематериальной субстанции», — считают сторонники:

А) атеизма

Б) объективного идеализма

В) материализма

Г) дуализма

 

Вопрос: 148. «Материя первична по отношению к сознанию, качественно неизменна, не развивается», – утверждают сторонники:

А) диалектического материализма

Б) панлогизма

В) трансцендентального идеализма

Г) метафизического материализма

 

Вопрос: 149. Представители субъективного идеализма:

А) отрицают существование материи вне сознания человека

Б) считают, что материя и субстанция тождественны

В) полагают материю первичной реальностью

3 стр., 1449 слов

Эмоциональная сфера человека и ее развитие в онтогенезе

... и неудовлетворения».   Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека, выделяя наиболее важные для него события. Одно только это ... переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: так например, у малыша удовольствие возникает в ... своего приспособления к новой жизни — сохранения себя как личности с социальными связями с обществом или как индивида, замыкающегося ...

Г) трактую материю как воплощение Бога

 

Вопрос: 150. С позиции диалектического материализма материя есть:

А) «кирпичик» мироздания

Б) комплекс человеческих ощущений

В) объективная реальность, данная нам в ощущениях

Г) мир, созданный духовной субстанцией

 

Вопрос: 151. В понимании пространства и времени существуют две концепции:

А) материалистическая и креационистская

Б) физическая и биологическая

В) природная и социальная

Г) субстанциальная и реляционная

 

 

Вопрос: 152. Основоположники синергетики:

А) Шпенглер, Данилевский

Б) Хакен, Пригожин

В) Ясперс, Бердяев

Г) Витгенштейн, Рассел

 

Вопрос: 153. Упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство:

А) структура

Б) форма

В) система

Г) сущность

 

Вопрос: 154. Минимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию, называется:

А) частью

Б) элементом

В) явлением

Г) причиной

 

Вопрос: 155. Главное, основное, определяющее в предмете, существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта называют:

А) содержанием

Б) структурой

В) возможностью

Г) сущностью

Вопрос: 156. Содержание – это:

А) внутренняя и внешняя организация системы

Б) единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций

В) упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство

Г) процессы или явления, которые при определенных условиях вызывают к жизни новые процессы и явления

 

Вопрос: 1. Детерминизм – это:

А) наука, о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления

Б) направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего

В) философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность явлений природы, общества, сознания

Г) философская концепция, отвергающая всеобщую закономерность и причинную зависимость явлений в природе и обществе

 

Вопрос: 2. Философская концепция, отвергающая всеобщую закономерность и причинную зависимость явлений в природе и обществе, называется:

А) монизм

Б) индетерминизм

В) солипсизм

Г) детерминизм

 

Вопрос: 3. Количественная мера возможности – это:

А) абстрактная возможность

Б) конкретная возможность

В) вероятность

Г) случайность

 

Вопрос: 4. Процессы или явления, которые при определенных условиях вызывают к жизни новые процессы или явления, называют:

А) следствием

Б) причиной

В) поводом

Г) условием

 

Вопрос: 5. То, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном так, а не иначе, называется:

А) возможностью

Б) действительностью

В) причиной

8 стр., 3617 слов

Психологические особенности старых людей. Психологические задачи ...

... Цель данной работы - рассмотрение и изучение психологических особенностей, психологических задач развития людей пожилого возраста. Задачи работы: 1.Изучить теоретического материала о психологических и физиологических ... аномалией». Она нормальна с точки зрения соответствия биологическим законам угасания жизни. Она аномальна, проявляясь в самых нелепых формах: постоянных жалобах на недомогание ...

Г) необходимостью

Вопрос: 6. То, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может произойти и иначе, называется:

А) следствием

Б) причиной

В) случайностью

Г) действительностью

 

Вопрос: 7. Ядром детерминизма, его составным компонентом признается положение о существовании:

А) бытия

Б) причинности

В) случайности

Г) действительности

 

Вопрос: 8. Укажите название одного из законов диалектики:

А) исключенного третьего

Б) отрицания отрицания

В) непротиворечия

Г) достаточного основания

 

Вопрос: 9. Укажите название одного из законов диалектики:

А) непротиворечия

Б) исключенного третьего

В) единства и борьбы противоположностей

Г) тождества

 

Вопрос: 10. Философский метод, рассматривающий явления в их неизменности, независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития, называется:

А) детерминизмом

Б) метафизикой

В) диалектикой

Г) схоластикой

 

Вопрос: 11. Под развитием понимается:

А) необратимое качественное изменение объектов

Б) повторяющийся процесс

В) любое изменение

Г) круговорот

 

Вопрос: 12. Внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть, выражается в философии понятием:

А) качество

Б) количество

В) свойство

Г) мера

 

Вопрос: 13. Количество – это:

А) способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие

Б) переход от одного качества к другому

В) внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть

Г) характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах

Вопрос: 14. Развитие по спирали, а не по прямой линии предполагает концепция развития:

А) градуалистская

Б) диалектико-материалистическая

В) натуралистическая

Г) равновесно-интеграционная

 

Вопрос: 15. Основателем диалектической традиции принято считать:

А) Гераклита

Б) Платона

В) Фалеса

Г) Демокрита

 

Вопрос: 16. В виде стройной теоретической системы диалектика впервые предстала в идеалистической философии:

А) Канта

Б) Маркса

В) Гегеля

Г) Фейербаха

 

Вопрос: 17. Определенно направленное, необратимое качественное изменение системы называется:

А) круговорот

Б) функционирование

В) синтез

Г) развитие

Вопрос: 18. Согласно диалектике, источником развития выступает:

А) разрешение внутренних противоречий

Б) любое изменение объекта

В) внешнее воздействие на объект

Г) стремление к установлению равновесия

 

Вопрос: 19. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике, называют:

А) диалектическим

Б) гносеологическим

В) аксиологическим

Г) метафизическим

 

Вопрос: 20. К законам материалистической диалектики не относится закон:

А) единства и борьбы противоположностей

Б) тождества материи и сознания

В) перехода количества в качество, и обратно

Г) отрицания отрицания

 

Вопрос: 21. Представления древних об изменчивости мира характеризуются как:

А) позитивная диалектика

Б) стихийная диалектика

В) идеалистическая диалектика

Г) объективная диалектика

 

Вопрос: 22. С точки зрения диалектики, развитие присуще:

А) природе, обществу и сознанию

Б) только живой природе

В) только материальным объектам

Г) только общественному бытию

 

Вопрос: 23. Три основных закона диалектики впервые сформулировал:

А) Аристотель

Б) Платон

В) Ньютон

Г) Гегель

Вопрос: 24. С позиций диалектики, источником развития любого объекта является:

А) предвосхищающий покой объекта

Б) внешнее воздействие на объект

В) «первотолчок»

Г) разрешение внутренних и внешних противоречий

Вопрос: 25. Диалектика – это:

А) учение о развитии

Б) учение о мышлении

В) учение о бытии

Г) учение о познании

Вопрос: 1. Повторяющиеся, устойчивые и необходимые связи между явле-ниями и процессами называются:

А) содержанием

Б) формой

В) законом

Г) принципом

Вопрос: 2. В диалектическом учении понятие «мера» связано с законом:

А) достаточного основания

Б) отрицания отрицания

В) единства и борьбы противоположностей

Г) перехода количественных изменений в качественные изменения

Вопрос: 3. Структура сознания, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из:

А) Я и Не-Я

Б) либидо, сублимации

В) Сверх-Я, Я, Оно

Г) Эроса и Танатоса

Вопрос: 4. Трактовка сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для:

А) объективного идеализма

Б) субъективного идеализма

В) экзистенциализма

Г) диалектического материализма

Вопрос: 5. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как:

А) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности

Б) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира

В) высшую функцию мозга, связанную с речью

Г) душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей

Вопрос: 6. Человеческая способность целенаправленно и обобщенно воспро-изводить действительность в идеальной форме – это:

А) рефлексия

Б) психика

В) творчество

Г) сознание

Вопрос: 7. Сознание является воплощением мирового разума, по мнению сторонников:

А) материализма

Б) плюрализма

В) объективного идеализма

Г) субъективного идеализма

Вопрос: 8. Способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведе-ние – это:

А) мышление

Б) самосознание

В) впечатление

Г) эмоции

Вопрос: 9. Субъективный образ объективной реальности, возникающий в це-лесообразной деятельности человека, называется:

А) идеальное

Б) аффект

В) интенция

Г) рефлексия

Вопрос: 10. Социальный фактор, сыгравший, по мнению Энгельса, решающую роль в атропосоциогенезе:

А) использование огня

Б) трудовая деятельность в коллективе

В) освобождение верхних конечностей

Г) вмешательство внеземных цивилизаций

Вопрос: 11. Носителем, формой и способом существования сознания является:

А) информация

Б) мозг

В) язык

Г) воля

Вопрос: 12. Чувственной формой познания является:

А) гипотеза

Б) восприятие

В) суждение

Г) интуиция

Вопрос: 13. Рациональной формой познания является:

А) ощущение

Б) преставление

В) понятие

Г) восприятие

Вопрос: 14.Что из перечисленного относится к форме чувственного познания:

А) суждение

Б) представление

В) воображение

Г) убеждение

Вопрос: 15.Что из перечисленного относится к форме рационального позна-ния:

А) интуиция

Б) предвосхищение

В) суждение

Г) озарение

Вопрос: 16. Истина – это:

А) полное исчерпывающее знание

Б) процесс познавания мира

В) частичное неполное знание

Г) адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком

Вопрос: 17. Философское направление, представители которого выражают со-мнение в возможности достоверного познания действительности называется:

А) скептицизм

Б) номинализм

В) традиционализм

Г) позитивизм

Вопрос: 18. Отражение в сознании человека свойств предметов объективной реальности называется:

А) интуицией

Б) практикой

В) рефлексией

Г) познанием

Вопрос: 19. Единица мысли, в которой фиксируются общие и существенные свойства предметов и явлений, – это:

А) понятие

Б) суждение

В) образ

Г) представление

Вопрос: 20. Отображение отдельного свойства материального объекта, непо-средственно взаимодействующего с органами чувств, называется:

А) представлением

Б) ощущением

В) символом

Г) понятием

Вопрос: 21. Целостный образ предмета, который возникает в процессе позна-ния, называется:

А) восприятием

Б) символом

В) значением

Г) ощущением

Вопрос: 22. Полное знание об объекте, которое не может быть опровергнуто в процессе познания, есть истина:

А) субъективная

Б) относительная

В) объективная

Г) абсолютная

Вопрос: 23. Способ мышления, преувеличивающий значение абсолютной ис-тины, называется:

А) номинализмом

Б) релятивизмом

В) догматизмом

Г) детерминизмом

Вопрос: 24. Способ мышления, основанный на идее относительности и субъ-ективности истины, называется

А) догматизмом

Б) релятивизмом

В) реализмом

Г) индетерминизмом

Вопрос: 25. Сознательное, преднамеренное искажение информации о дей-ствительности называется:

А) заблуждением

Б) ложью

В) мнением

Г) ошибкой

Вопрос: 1. Для того, чтобы преодолеть глобальный экологический кризис, необходимо прежде всего:

А) снизить темпы научно-технического прогресса

Б) изменить потребительское отношение человека к природе

В) разработать международный экологический кодекс

Г) активизировать исследование космоса

 

Вопрос: 2. Для какого мировоззрения характерно обожествление природы:

А) деистического

Б) естественнонаучного

В) мифологического

Г) теологического

 

Вопрос: 3. В какую эпоху природа понимается мыслителями как идеал гармонии и совершенства:

А) Античности

Б) Средневековья

В) Нового времени

Г) Новейшего времени

 

Вопрос: 4. Сфера взаимодействия природы и общества, в которой человек сознательно контролирует ход природных процессов, называется:

А) биосферой

Б) геосферой

В) ноосферой

Г) киберсферой

 

 

Вопрос: 1. Социальная сфера общества включает себя:

А) общности людей

Б) государственные структуры

В) транснациональные корпорации

Г) средства производства

 

Вопрос: 2. Формационная концепция мирового исторического процесса была предложена и разработана:

А) К. Марксом

Б) О. Контом

В) Н. Я. Данилевским

Г) А. Тойнби

 

Вопрос: 3. Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, существование которого связано с разнообразными формами деятельности человека, называется:

А) формацией

Б) обществом

В) культурой

Г) государством

 

Вопрос: 4. Связи, в которые вступают люди (или группы людей) в процессе производства, называются:

А) производственно-экономической инфраструктурой

Б) технологией производственного процесса

В) производственными отношениями

Г) средствами производства

 

Вопрос: 5. Социальный порядок, основанный на однопартийной системе и всепроникающем государственном контроле в сфере экономики, культуры, общественной и личной жизни, характеризуется как:

А) тоталитаризм

Б) волюнтаризм

В) централизм

Г) анархизм

 

Вопрос: 6. Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг, называется:

А) социальной

Б) политической

В) экономической

Г) духовной

 

Вопрос: 7. Древнейший принцип – «Не делай того другим, чего не желаешь себе» – называется «золотым правилом ……….»:

А) политики

Б) справедливости

В) нравственности

Г) образования

 

Вопрос: 8. В постиндустриальном обществе главную роль в развитии начинает играть:

А) сельское хозяйство

Б) машиностроение и металлургия

В) производство товаров массового спроса

Г) сфера услуг, образования и науки

 

Вопрос: 9. Основоположником теории локальных «культурно-исторических типов» общества является:

А) О. Конт

Б) П.А. Флоренский

В) Н.Я. Данилевский

Г) В.И. Вернадский

 

Вопрос: 10. Сфера общественной жизни, участвующая в определении форм, задач и содержания деятельности государства, направлении его функционирования, называется:

А) социальной

Б) политической

В) экономической

Г) духовной

 

Вопрос: 11. Современный этап развития общества характеризуется:

А) культурным плюрализмом

Б) культурным негативизмом

В) культурным изоляционизмом

Г) культурным катастрофизмом

 

Вопрос: 12. Ядром политической системы общества выступает(-ют):

А) классы

Б) семья

) государство

Г) общественные учреждения

 

Вопрос: 13. Вид духовного производства в области эстетического освоения мира есть:

А) образование

Б) религия

В) мораль

Г) искусство

 

Вопрос: 14. Представления человека о добре и зле, счастье, долге и т.п., воплощаются в нормах:

А) морали

Б) политики

В) экономики

Г) науки

 

Вопрос: 1. Человек есть существо:

А) ноосферное

Б) биологическое

В) социальное

Г) биосоциальное

 

Вопрос: 2. К биологизаторским концепциям сущности человека относится:

А) экзистенциализм

Б) марксизм

В) социал-дарвинизм

Г) феноменология

 

Вопрос: 3. Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей общества, называется:

А) творчеством

Б) сублимацией

В) социализацией

Г) рефлексией

 

Вопрос: 4. Свобода как основной принцип бытия человека получил обоснование в:

А) марксизме

Б) экзистенциализме

В) позитивизме

Г) рационализме

 

Вопрос: 5. Учение, которое утверждает человека как высшую ценность, называется:

А) гуманизм

Б) детерминизм

В) рационализм

Г) позитивизм

 

Вопрос: 6. Объективный социальный процесс превращения деятельности человека и ее продуктов в самостоятельные, господствующие над ним сущности, называется:

А) опредмечиванием

Б) отчуждением

В) объективацией

Г) социализацией

 

Вопрос: 7. Человек несет ответственность за поступки, т.к. у него есть:

А) мышление

Б) сознание

В) социальный статус

Г) свобода выбора

 

 

Вопрос: 2. Индивид в философии понимается, как:

А) синоним понятия «человек»

Б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду

В) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества

Г) совокупность физических способностей отдельного человека

 

Вопрос: 3. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, – это:

А) индивид

Б) индивидуальность

В) личность

Г) субъект

 

Вопрос: 4. Какие философы считают, что смысл жизни человека заключается в служении обществу:

А) Платон, Гегель, марксисты

Б) Эпикур, Пиррон, киники

В) Фома Аквинский, Тертуллиан, Ориген

Г) Кант, Ницше, Шопенгауэр

 

Вопрос: 5. Учение, в котором проповедуется добровольное отречение человека от благ жизни и мирских соблазнов, называется:

А) аскетизм

Б) прагматизм

В) гедонизм

Г) анархизм

 

Вопрос: 6. «Все в жизни человека предопределено его судьбой», – считают сторонники:

А) утилитаризма

Б) прагматизма

В) фатализма

Г) волюнтаризма

 

Вопрос: 7. Смысл жизни, по мнению стоиков, состоит в:

А) стремлении бороться за справедливый общественный порядок

Б) умении наслаждаться жизнью

В) стремлении отказаться от всех общественных обязанностей

Г) умении мужественно и достойно подчиниться судьбе

 

Вопрос: 8. Личность обозначает:

А) человека как единичного представителя какого-то целого биологического рода, социальной общности, группы

Б) то особенное, специфическое, что отличает такого человека от всех других, включая природные и социальные, телесные, соматические и психические унаследованные и благоприобретенные свойства

В) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности

Г) совокупность физических способностей отдельного человека

 

Вопрос: 9. Индивидуальность означает:

А) человека как единичного представителя какого-то целого биологического рода, социальной общности, группы

Б) то особенное, специфическое, что отличает такого человека от всех других, включая природные и социальные, телесные, соматические и психические унаследованные и благоприобретенные свойства

В) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности

Г) совокупность физических способностей отдельного человека

 

 

Вопрос: 1. К духовной культуре относят:

А) орудия труда

Б) жилище

В) транспорт

Г) науку

 

Вопрос: 2. Определите, какой из приведенных ниже элементов общественной жизни может быть включен в состав материальной культуры:

А) искусство

Б) литература

В) религиозные вероучения

Г) технологии

 

Вопрос: 3. Понятия «культура» и «цивилизация»:

А) связаны между собой

Б) тождественны

В) никак не связаны

Г) противоположны

 

Вопрос: 4. Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, в создаваемых ими материаль­ных и духовных ценностях, называется:

А) цивилизацией

Б) формацией

В) культурой

Г) традицией

 

Вопрос: 5. В культурологических теориях О. Шпенглера, Н. Бердяева:

А) понятия «культура» и «цивилизация» рассматриваются как тождественные

Б) культуре противопоставляется цивилизация

В) культура и цивилизация исследуются как взаимосвязанные, но не тож­дественные

Г) культура и цивилизация рассматриваются как взаимодополняющие по­нятия

 

Вопрос: 6. Назовите черту, не характерную для западного типа культуры:
А) антропоцентризм

Б) рационализм

В) коллективизм

Г) преобладание активного творческого типа личности

 

Вопрос: 7. Восточной культуре не присущи такие черты, как:

А) традиционность, гармония с природной средой

Б) коллективизм, ориентация на сотрудничество

В) созерцательность, вживание в мир, неподвижность

Г) индивидуализм, рационализм, активное технико-технологическое переустройство мира

 

Вопрос: 8. Назовите черту, не характерную для инновационной культуры:

А) размывание шкалы жизненных ценностей

Б) неукоснительное следование образцам поведения

В) ослабление нормативности культуры

Г) создание благоприятных условий для развития творчества

 

Вопрос: 9. Назовите американского ученого, выдвинувшего гипотезу о том, что в со­временном мире грядет противоборство цивилизаций:

А) М. Хайдеггер

Б) А. Тойнби

В) О. Шпенглер

Г) С. Хантингтон

 

Вопрос: 10. Вестернизацией называют:

А) процесс распространения экономической модели развития, ценностей, образа жизни, свойственных западным промышленно развитым стра­нам

Б) процесс интеграции этнических культур в единую мировую систему

В) поступательное развитие культуры, при котором она становится более сложной, многогранной и разнообразной

Г) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур

 

Вопрос: 11. Культура ХХ – начала XXI вв. характеризуется как культура:

А) позитивистская

Б) традиционная

В) постмодернистская

Г) маргинальная

 

Вопрос: 12. Противопоставление культуры и цивилизации характерно для:

А) философии Средних веков

Б) неклассической философии XIX-XX вв.

В) философии эпохи Возрождения

Г) философии Античности

 

Вопрос: 13. Культура, которая предлагает человеку набор стереотипных моделей поведения и ценностных предпочтений, называется:

А) маргинальной

Б) элитарной

В) массовой

Г) общечеловеческой

 

Вопрос: 14. В регулировании поведения человека мораль опирается на:

А) открытия в науке и технике

Б) властное принуждение государственных органов

В) официально принятые письменные нормы и законы

Г) общественное мнение и устоявшиеся обычаи и традиции

 

Вопрос: 15. Индивиды, не включенные полностью ни в одну культурную систему, представляют культуру:

А) маргинальную

Б) массовую

В) национальную

Г) элитарную

 

 

Вопрос: 1. Укажите метод эмпирического исследования:

А) наблюдение

Б) идеализация

В) гипотетико-дедуктивный

Г) аксиоматический

 

Вопрос: 2. Укажите метод теоретического исследования:

А) наблюдение

Б) эксперимент

В) идеализация

Г) описание

 

Вопрос: 3. Общественный прогресс связывает с достижениями науки:

А) сциентизм

Б) либерализм

В) антисциентизм

Г) прагматизм

 

Вопрос: 4. Элементом научной теории является (-ются):

А) фундаментальные понятия и принципы

Б) описания материальных объектов

В) эксперимент

Г) единичные факты

 

Вопрос: 5. Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве, есть:

А) закон

Б) принцип

В) теория

Г) гипотеза

 

Вопрос: 6. Основу эмпирического исследования составляют испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях, то есть:

А моделирование

Б) эксперимент

В) наблюдения

Г) конструирование

 

Вопрос: 7. Выделите уровни научного познания:

А) естественнонаучный и гуманитарный

Б) чувственный и рациональный

В) эмпирический и теоретический

Г) рациональный и иррациональный

 

Вопрос: 8. Непосредственной целью науки является:

А) связь с практикой

Б) достижение истины и открытие объективных законов

В) развитие материального производства

Г) защита государственных интересов

 

Вопрос: 9. Научное познание принципиально отличается от других форм осмысления мира наличием:

А) субъективизма и предвзятости

Б) методов – приёмов, способов организации познавательной деятельности

В) веры в непогрешимость авторитетных учёных

Г) синкретизма, т.е. слитности материального и идеального, субъективного и объективного, природного и человеческого

 

Вопрос: 10. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

А) Античности

Б) Средних веков

В) Возрождения

Г) Нового времени

 

Вопрос: 11. Научное познание направлено на: