Утверждаю 29

15

Начальник кафедры ПРЭКС

кандидат медицинских наук, доцент,

полковник внутренней службы

Д.Н. Церфус

«_____» ______________ 20__ г.

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине «Экстремальная психология»

ТЕМА 3.3: «Специфика разрешения конфликтных ситуаций с участием

третьей стороны в условиях чрезвычайных ситуаций»

по направлению подготовки (специальности)

280705.65 «Пожарная безопасность»

Квалификация (специалист)

Обсуждены на ПМК (секции)

« 21 » августа 2013 г.

Протокол № 1

Санкт-Петербург

2013

Цели занятия

Учебные:

  1. Ознакомить обучающихся с ролью и функциями третьей стороны в разрешении конфликтов.
  2. Рассмотреть этапы, стратегии третьей стороны в разрешении конфликтов.
  3. Дать представление об особенностях ведения переговорного процесса в условиях ЧС.
  4. Развивать у обучающихся познавательный интерес к изучаемой теме.

Воспитательные:

1. Воспитывать у обучающихся стремление к самообразованию.

II. Расчет учебного времени

Содержание

и порядок проведения занятия

Время,

мин

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: принять доклад о готовности группы к занятиям; проверить наличие обучающихся, внешний вид, готовность к занятиям. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия. Подчеркнуть актуальность и значимость темы для дальнейшей практической деятельности обучающихся.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

  1. Роль, цели, задачи и основные функции третьей стороны при разрешении конфликтных ситуаций.
  2. Переговорный процесс: основные этапы, стратегии третьей стороны в ведении переговорного процесса.
  3. Особенности ведения переговорного процесса в условиях ЧС.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

10

70

30

15

25

10

III. Литература

Основная

  1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. к. психол. н. Ю.С. Шойгу: – СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2013.– 161 с.
  2. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие: – М.: Академия, 2013. – 320 с.

Дополнительная

1. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие / В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др.; Под ред. А.Н. Блеера. – М.: Академия, 2013. – 256 с.

2. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные кампании: учеб. пособие. – М.: Академия, 2013. – 160 с.

3. Дорохова А.В., Игумнова Л.И., Привалина Т.И. Разрешение конфликтов: учеб. пособие. – М.: Академия, 2013. – 192 с.

Электронные ресурсы:

  1. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. Учебное пособие, 2012.http://iprbookshop.ru/15453
  2. Семенов В.А. Конфликтология. История, теория, методология. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/6970
  3. Кузьмина Т.В. Конфликтология. Учебное пособие, 2012 http://iprbookshop.ru/645
  4. Доника Д.Д., Каминский Е.И. Конфликтология. Основы конфликтологических знаний. Учебное пособие, 2013. http://iprbookshop.ru/11329
  5. Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая, 2012. http://iprbookshop.ru/8169

Нормативные правовые акты:

  1. Руководство по организации психологической подготовки в МЧС России 2009 г.
  2. Методические рекомендации по проведению первичного профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России, 2011 г.
  3. Методические рекомендации Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке специалистов МЧС России (на примере психологической подготовки спасателей в рамках повышения классности), 2011 г.

IV. Учебно-материальное обеспечение

— мультимедийный проектор, компьютерная техника;

— слайды.

VI. Вопросы для самоконтроля:

  1. Кого называют «третьей стороной» при разрешении конфликтов?
  2. Какую цель должна преследовать «третья сторона» при разрешении конфликта?
  3. Какие средства воздействия может использовать «третья сторона» при разрешении конфликта?
  4. В каких случаях стороны конфликта обращаются к «третьей стороне»?
  5. Какими идеями по разрешению конфликта должен руководствоваться медиатор?
  6. Перечислите этапы переговорного процесса.
  7. Раскройте основные стратегии переговорного процесса.
  8. Как организуются переговоры с субъектами конфликта в экстремальной ситуации?
  9. Раскройте особенности ведения переговоров в экстремальной ситуации.
  10. Что необходимо учитывать на стадии достижения договоренности, чтобы тотально не изменить решение противоборствующей стороны?

Введение

Межличностные конфликты – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и пси­хологические разногласия.

Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т.д.

Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

В конфликтах, как правило, один из участников оценивает поведение другого как недопустимое. Причинами конфликтов также могут быть недостаточная психологическая устойчивость, завышенный или заниженный уровень притязаний, холериче­ский тип темперамента и т.д.

По мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, избираемые участниками конфликтной ситуации, становятся решающим фактором ее конструктивного преодоления.

Конфликты управляемы, и их можно успешно разрешать, одним из эффективных способов является обращение к третьему лицу или третьей стороне.

Учебный вопрос № 1 Роль, цели, задачи и основные функции третьей стороны при разрешении конфликтных ситуаций

С древних времен для урегулирования конфликтов привлекалась третья сторона, которая вставала между конфликтующими с тем, чтобы найти мирное решение. Обычно в качестве третьей стороны выступали наиболее уважаемые в обществе люди. Они судили, кто прав, а кто виноват, и выносили решения о том, на каких условиях должен заключаться мир. В средневековой Европе, до того, как были образованы национальные государства, важнейшую роль в качестве третьей стороны при урегулировании конфликтов играл папа римский. Выполняя функции скорее судьи, чем посредника, он решал, как должен закончиться спор. Однако позже роль римского папы в урегулировании конфликтов значительно снизилась. Суверенные государства стремились не допускать вмешательства церкви в свои дела, дабы не ограничивать свою свободу.

Понятие «третья сторона» является широким и собирательным, включающим в себя обычно такие термины, как «посредник», «наблюдатель за ходом переговорного процесса», «арбитр». Под «третьей стороной» может пониматься также любое лицо, не имеющее статуса посредника или наблюдателя, однако занятое вопросами урегулирования конфликтных отношений между другими сторонами. Вообще, когда речь идет о вмешательстве в конфликт (с целью его урегулирования или по крайней мере приостановления эскалации) кого-то иного, кроме самих его участников, то используют общее понятие «третья сторона». При этом важно подчеркнуть, что третья сторона вмешивается в конфликт именно с целью его мирного урегулирования, а не для оказания помощи одному из участников. В последнем случае в зависимости от характера вмешательства третья сторона становится его прямым или косвенным участником.

Третья сторона может вмешиваться в конфликт самостоятельно, а может – по просьбе конфликтующих сторон. Ее воздействие на участников конфликта очень разнообразно. Среди средств воздействия различают две группы:

• убеждение и оказание помощи в нахождении мирного решения;

• принуждение, оказание давления и ограничение конфликтных действий.

Убеждение и оказание помощи в нахождении решения являются основными средствами воздействия третьей стороны при использовании переговорного подхода, хотя не исключено и использование средств давления (например, оказание политического или экономического давления).

Когда говорят об ориентации третьей стороны на переговорный подход, то обычно различают следующие понятия: «посредничество», «оказание «добрых услуг», «наблюдение за ходом переговоров».

Под посредничеством, как правило, понимается участие третьей стороны с целью оптимизации процесса поиска взаимоприемлемого решения. В Дипломатическом словаре, например, посредничество определяется как одно из средств мирного разрешения международных споров, суть которого «заключается в том, что какая-либо третья, не участвующая в споре сторона в соответствии с международным правом организует по своей инициативе или по просьбе спорящих сторон переговоры между ними в целях мирного разрешения спора, зачастую принимая непосредственное участие в этих переговорах».

В арсенале средств воздействия третьей стороны на участников конфликта не исключаются и различные средства ограничения и принуждения, например, отказ в предоставлении экономической помощи в случае продолжения конфликта, применение санкций к участникам; введение миротворческих сил для разъединения противоборствующих сторон; осуществление военных операций подобно тем, которые проводились в отношении Ирака в 1991 г. в связи с оккупацией им Кувейта. Все эти средства интенсивно используются в ситуациях вооруженного конфликта, как правило, на первой (стабилизационной) фазе урегулирования, с Целью побудить участников прекратить насилие. Но к ним прибегают нередко одновременно с посредничеством, для того чтобы заставить стороны искать мирное решение. Принудительные и ограничительные меры иногда применяются и после достижения договоренности с тем, чтобы обеспечить выполнение соглашений (например, в зоне конфликта остаются миротворческие силы).

Стороны сами обращаются к медиатору в следующих случаях.

1. Объектом регулирования является затянувшийся конфликт. Все аргументы, силы, средства исчерпаны, но выхода не видно.

2. Стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения.

3. Различное трактование правовой нормы, или других критериев, являющихся ключевыми в разрешении конфликта.

4. Одной из сторон нанесен серьезный ущерб, и она требует санкций по отношению к оппоненту.

5. Сторонам важно сохранить хорошие отношения, конфликт не интенсивный, но взаимоприемлемое решение они найти не могут.

6. Оппоненты пришли к временное соглашению, но необходим внешний объективный контроль за его выполнением.

Оперативное самостоятельное вмешательство третьей стороны в конфликт необходимо в ситуациях, когда:

— происходит опасная эскалация конфликтных событий, существует непосредственная угроза применения насилия;

— одной из сторон массированно применяется насилие;

— третьей стороне лично не выгоден этот конфликт;

— конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной (руководитель вынужден регулировать конфликт, который негативно влияет на коллектив);

— стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон.

В зависимости от степени контроля медиатора за принимаемым решением выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский судья, арбитр, посредник, помощник и наблюдатель.

Вывод по первому вопросу:

Таким образом, разрешение конфликта с помощью «третьей стороны» представляет процесс, который включает анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование операционального состава действий, реализацию плана и (или) его коррекцию, оценку эффективности действий.

Учебный вопрос № 2 Переговорный процесс: основные этапы, стратегии «третьей стороны» по ведению переговорного процесса

Переговорный процесс представляет собой форму участия третьего лица (посредника) в разрешении конфликта. Этот процесс в конфликтологии называется медиацией, а профессиональный посредник – медиатором.

В основу организации переговоров по разрешению конфликта положены следующие идеи:

1. Взаимное доверие и достижение справедливого соглашения более вероятно, если его участники настроены на кооперативное взаимодействие, и менее вероятно, если в основу взаимодействия положена конкуренция;

2. Справедливое соглашение может иметь место в ситуации, когда участники переговоров прямо не заинтересованы во взаимном благополучии, но уверены, что достигнутая договоренность будет соблюдаться.

3. Соглашение достигается легче, если величина конфликта относительно небольшая и возникшие противоречия не приобрели неодолимый характер;

4. При возникновении коммуникационных барьеров в процессе заключения соглашения необходимо обращение к третьей нейтральной стороне (медиатору).

Его помощь может выражаться в побуждении сторон к преодолению коммуникационного барьера;

5. В случае конкурентного взаимодействия между участниками переговоров, действия медиатора могут быстрее привести к справедливому соглашению.

Основное содержание переговорного процесса описывается в рамках четырех основных этапов:

1. Подготовительный этап. На этом этапе осуществляется сбор информации о содержании, причинах, участниках, возможных последствиях и вариантах разрешения.

2. Этап начала переговоров. Здесь производится взаимный обмен информацией, когда участники конфликтов высказывают свои позиции, предлагают варианты соглашения.

3. Этап поиска приемлемого решения. На нем обсуждаются варианты соглашения, уточняются позиции, прорабатываются пути движения к соглашению.

4. Этап завершения переговоров. Здесь уточняются детали соглашения, сроки выполнения обязательств, устанавливаются формы контроля.

Важным представляется выбор стратегии ведения переговорного процесса. Он осуществляется на основании трех положений:

1. В стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат переговоров. Поэтому различают четыре типа ориентации (на односторонний выигрыш, на односторонний проигрыш, на взаимный выигрыш, на взаимный проигрыш).

Тим типам ориентации соответствуют основные типы стратегий: «выигрыш-проигрыш», «проигрыш-выигрыш», «проигрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш»;

2. Выбор той или иной стратегии у участников переговоров происходит на основе анализа соотношения их интересов, возможностей и средств. На анализ оказывают влияние следующие факторы:

2.1. Личностные качества конфликтующего.

2.2. Информация о себе и своем противнике.

2.3. Позиции других субъектов социального взаимодействия.

2.4. Содержание предмета конфликта и образ конфликтной ситуации.

3. Выбор той или иной стратегии в переговорном процессе отражает ту или иную модель поведения в конфликте по Томасу-Киллмену (уступка, уход, компромисс, сотрудничество, соперничество).

Наряду со стратегией, широкое применение на переговорах получили следующие тактики:

1. «Видимое сотрудничество». Эта тактика используется в стратегиях «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш». В этом случае партнер заявляет о своей готовности сотрудничать, создает видимость конструктивного поведения. В то же время он постоянно находит повод уйти от принятия соглашения, всячески оттягивает сроки его заключения. Такая тактика может применяться с целью выигрыша времени и создания условий для решительных действий для последующей победы или взаимоуничтожения;

2. «Дезориентация партнера». Может использоваться в стратегиях «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш». В отличие от ранее рассмотренной, она более активная и целеустремлена. Для этой тактики характерно использование следующих приемов:

2.1. Критика конструктивных предложений партнера;

2.2. Использование неожиданной информации;

2.3. Обман;

2.4. Угрозы;

2.5. Блеф.

Основной целью здесь является принуждение партнера к действиям в направлении Ваших собственных интересов;

3. «Провокация чувства жалости у партнера». Эта тактика применяется в стратегиях «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш». Основной целью этой тактики является усыпление бдительности партнера, снижение его активности, подталкивание на уступки. Такие цели достигаются посредством применения следующих приемов:

3.1. Изливание души.

3.2. Создание образа беззащитного, слабого человека.

3.3. Жалобы на страдания, незаслуженные обиды.

4. Ультимативная тактика применяется в стратегиях «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш». Она сводится к предъявлению ультиматума в самом начале переговоров.

Ультиматум – требования, предъявляемые одним из участников конфликта другому в категорической форме с указанием конкретных сроков выполнения этих требований и угрозой применения мер воздействия в случае отказа.

Наряду с приемами угрозы, шантажа, демонстрации силы, манипуляции в ультимативной тактике часто используются два специальных приема:

4.1. Прием альтернатив состоит в предложении партнеру сделать выбор из двух или более непривлекательных для него вариантов разрешения конфликта, которые одинаково удовлетворяют Вашим собственным интересам;

4.2. Прием затвора заключается в том, что ультимативное воздействие на партнера оказывается путем собственного ослабления контроля над ситуацией. Инициатор ультиматума имитирует создание безвыходной для себя ситуации, увязывая ее с тяжелыми последствиями при невыполнении требований другой стороной.

5. Тактика «выжимания уступок» характерна для стратегии «выигрыш-проигрыш», но она может использоваться и в других стратегиях. В этом случае требования предъявляются сопернику не сразу, а поэтапно. Для этого используются следующие психологические приемы:

5.1. Прием «закрытая дверь» сводится к демонстрации отказа от вступления в переговоры. Это делается в том случае, если соперник заинтересован в соглашении. В этом случае он готов пойти на уступки в целях привлечения к переговорам противоположной стороны;

5.2. Прием «пропускной режим» предполагает выдвижение предварительной уступки, как условия для начала переговоров или для их продолжения. Уступка здесь играет роль пропуска;

5.3. Прием «визирования» используется, когда соглашение почти достигнуто, но оно не устраивает в полной мере инициатора выжимания уступок. Тогда для получения новой уступки он делает заявление об ограниченности своих полномочий на принятие решения и необходимости дополнительного согласования с вышестоящей инстанцией;

5.4. Прием «внешней опасности» используется как демонстрация готовности принять предложение соперника, но при этом делается заявление о том, что его выполнение ставится под угрозу из-за вмешательства внешних сил. При этом оговариваются условия, которые исключали бы это вмешательство. Эти условия и представляют собой видоизмененную форму уступки;

5.5. Прием «чтения в сердцах» представляет собой уловку, суть которой состоит в приписывании словам соперника скрытого смысла. Таким образом, можно заставить соперника оправдываться в том, что он не совершал;

5.6. Прием «последнего требования» используется на заключительной стадии длительных переговоров. Уставшему и предчувствующему окончание переговоров сопернику выдвигается еще одно («последнее») требование, представляющее, по сути, уловку и уступку;

6. Тактика лавирования предполагает маневрирование резервами уступок. Она эффективна в стратегии «выигрыш-выигрыш». Резервы собственных уступок создаются на основе анализа баланса интересов в конфликте и соотношения сил, средств противоборствующих сторон. Этот резерв делится на количество уступок и продумываются последовательность и условия использования каждой из них.

Характеристика стратегий переговорного процесса

Тип стратегии

Стратегические цели

Факторы стратегии

«Выигрыш-

проигрыш»

Выигрыш за счет проигрыша соперника

— Предмет конфликта.

— Завышенный образ конфликтной ситуации.

— Поддержка конфликтанта в форме подстрекательства.

— Конфликтная личность

«Проигрыш-

выигрыш»

Уход от конфликта, уступка сопернику

— Предмет конфликта.

— Заниженный образ конфликтной ситуации.

— Запугивание.

— Низкие волевые качества;

«Проигрыш-

проигрыш»

Самопожертвование во имя проигрыша соперника

— Предмет конфликта.

— Неадекватный образ конфликтной ситуации.

— Личность конфликтанта.

— Отсутствие видения вариантов разрешения конфликта.

«Выигрыш-

выигрыш»

Достижение взаимовыгодного соглашения

— Предмет конфликта.

— Адекватный образ конфликтной ситуации.

— Благоприятные психологические условия для конструктивного разрешения конфликта

Вывод по второму вопросу:

Переговоры представляют собой процесс целенаправленного и ориентированного на достижение необходимых результатов делового общения. Они проводятся в основном для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями достигнуть отвечающего интересам обеих сторон соглашения и получить результаты, которые устроили бы всех участников переговоров.

Схема проведения переговоров: приветствие и введение в тему переговоров; характеристика темы и предложения о ходе переговоров; изложение позиций сторон, ведение диалога; решение проблемы; завершение переговоров и подготовка итогового документа.

Чтобы переговоры развивались успешно, необходимо сразу же после их начала постараться найти общую с партнером позицию. Начать следует с самых важных аспектов предмета обсуждения, пытаясь прийти к согласию по принципиальным вопросам, и только после этого переходить к деталям, используя различные стратегии переговорного процесса.

Учебный вопрос № 3 Особенности ведения переговорного процесса в условиях чс

Международная, да и российская, действительность свидетельствуют о том, что существует ряд ситуаций, подпадающих под признаки экстремальности и требующих проведения переговоров. Региональные и этнические конфликты, терроризм, освобождение заложников, обмен военнопленными, тюремные бунты – вот неполный перечень экстремальных ситуаций, требующих ведения переговоров с правопротивником для прекращения насилия или массовых беспорядков.

Переговоры с правопротивниками (преступниками) – достаточно актуальная проблема. Столкновения в экстремальных ситуациях базируются не только на просчитанных, но и на непостижимых факторах, которые означают возрастание риска.

Иногда модели поведения на переговорах в экстремальных обстоятельствах реализуются, исходя из ошибочных расчетов, которые становятся очевидными для переговаривающихся сторон только после того, как они зашли уже слишком далеко.

Субъектом переговоров в экстремальных ситуациях могут стать не только правопротивники, но и часть населения, органы самоуправления, представители религиозных конфессий, позиция которых носит явно выраженный враждебный характер, а в своих действиях они прибегают к насилию.

Переговоры с такими субъектами носят весьма специфический характер, который определяется следующим. Цель переговоров непосредственно влияет на ход переговоров и может включать в себя:

— освобождение заложников,

— обмен военнопленными,

— предупреждение или прекращение боевых действий, взрывов, поджогов, прекращение массовых беспорядков, сложение или выдача оружия и боеприпасов, выдача преступных лиц или сдача их органам правопорядка.

Переговоры ведутся по-разному в зависимости от того, имеется непосредственная угроза жизни жертвам экстремальной ситуации, например, заложникам или такой угрозы нет, например, переговоры об условиях прекращения сопротивления или разоружении.

— Мотивы действий преступной стороны безусловно влияют на ход переговоров. Среди них можно выделить такие: политические, националистические, корыстные, уклонение от ответственности, месть. Специфика мотивации влияет на ход переговоров тем, что требует серьезной политической, культуральной, а также психологической подготовки и компетентности правозащитной стороны переговоров.

— Вынужденный характер переговоров. Полезно иметь в виду, что подобные переговоры носят в прямом смысле слова вынужденный характер. Это находит свое проявление, в частности, в том, что стратегия силового решения проблемы с правозащитной стороны не только не снимается, а, напротив, усиливается, только все мероприятия этой стратегии самым тщательным образом маскируются.

— Противоправная сторона зачастую персонифицированно выбирает партнера для предстоящего диалога. Эта особенность неизбежно влияет на переговорный процесс, поскольку выбор конкретного участника переговоров, пользующегося особым доверием у правопреступной стороны (руководителя одного из правозащитных ведомств или постороннего субъекта в качестве посредника), вынуждает правозащитную сторону «играть по правилам», следовательно, стратегию силового решения проблемы приходится корректировать.

— Степень гласности переговоров. Переговоры могут быть гласными или тайными, что также определяет ход переговорного процесса. Тайные процедуры расширяют как возможности, так и диапазон нецивилизованных приемов и средств ведения переговоров.

— Условия, выдвигаемые противником. Их специфика состоит в том, что они могут быть для одной или обеих сторон либо полностью приемлемыми, либо частично приемлемыми, либо полностью неприемлемыми.

— Наличие множества неизвестных переменных, непосредственно влияющих на ход переговоров. Ход переговорного процесса безусловно в значительной мере зависит от множества обстоятельств. Например, от места нахождения противника или его жертвы (жертв), от численности противника, его боевой мощи, от морально-психологического состояния, от видов поддержки (финансовые, людские ресурсы, оружие), от масштаба и тяжести уже совершенных преступлений (есть что терять или нет).

— Наличие посреднической группы между участниками переговоров. Очень часто подобного рода переговоры ведутся при участии посредников, не связанных с правопреступниками, а также отдельных лиц, способных оказать позитивное убеждающее воздействие: родных, близких, священнослужителей, местных авторитетов. Определенная роль принадлежит переговорной группе, которая служит связующим звеном между правопреступнои и правозащитной сторонами. В нее могут входить высококвалифицированные специалисты тех или иных профессий, представители общественно-политических движений и организаций, как отечественных, так и международных, особенно женских.

Процесс ведения переговоров в экстремальных ситуациях характеризуется следующими особенностями:

— внезапностью действий экстремалов,

— стремлением подавить волю оппонентов,

— ведением ими «психологической атаки»,

— стремлением навязать оппоненту удобные для себя формы диалога.

В экстремальной ситуации возможно затягивание переговоров с целью выиграть время для уточнения обстановки. Кроме различных оперативных вопросов определенную значимость представляют чисто психологические проблемы: характер взаимоотношений между членами группы (если это группа), создавшими эту экстремальную ситуацию; состояние их физического и психологического или даже психического здоровья; приемлемые формы диалога; возможные референтные (значимые) лица, которых надо привлечь к участию в переговорах. Задача для другого участника переговоров при этом сводится, в частности, к тому, чтобы суметь успокоить экстремалов, ввести разговор в русло длительного обсуждения, выяснить, какой характер носят угрозы со стороны экстремалов (демонстративный или реальный), установить с ними контакт, внушить им чувство доверия к себе как к вероятному участнику переговоров.

Основная проблема, которая обычно возникает, как только становится известно о чрезвычайной ситуации подобного рода, это рассмотрение условий, которые выдвигают экстремалы. Как правило, в таких случаях оправдывает себя предложение к экстремалам выделить своего представителя, чтобы в более спокойной обстановке обсудить выдвинутые ими условия. Это безусловно способствует направлению переговоров в более спокойное русло. Обычно предметом переговоров в экстремальных ситуациях являются: частичное освобождение заложников при категорическом отказе экстремалов освободить их всех; условия освобождения заложников, организация питания для заложников; организация взаимодействия сторон; размеры выкупа, если проблему выкупа снять не удается; условия предоставления свободы экстремалам.

Одним из важных факторов успешного обсуждения предложений и условий в ходе переговорного процесса может стать перехват инициативы, что обеспечит повышение эффективности психологического воздействия на экстремалов, склонение их к отказу от акции. Если во время обсуждения предложений и условий удается добиться того, что экстремалы снижают свою активность, а также уровень своих требований или теряют последовательность в них, начинают занимать оборонительную позицию на переговорах, то это является несомненным успехом данного этапа переговоров.

Следует учитывать тот факт, что сама по себе экстремальная ситуация возникает как нарушение внутреннего или международного закона, например о терроризме или организации забастовок, уличных демонстраций и т. п., то есть с самого начала здесь приходится иметь дело с правопреступниками. Очень часто экстремальная ситуация сопровождается обстоятельствами, существенно ее отягощающими, например, похищение детей, захват заложников, в числе которых женщины и дети. К этому можно добавить такие обстоятельства: экстремалы представлены хорошо вооруженной группой, они уже частично исполнили угрозу применения насилия по отношению к кому-нибудь из заложников; их психическую неадекватность. Все это означает, что переговоры в таких ситуациях носят скорее вспомогательный, подчиненный характер, так как основной задачей в этой ситуации будет обезвреживание правопреступников.

Такие переговоры отвлекают внимание экстремалов от силового решения проблемы, хотя на протяжении всего переговорного процесса у экстремалов поддерживают убеждение в возможности удовлетворения их требований. Делается это для того, чтобы удержать их от насилия или продолжения насилия во время акции. При этом переговорный процесс нередко заходит в тупик. Экстремалы безусловно отдают себе отчет в том, что как бы ни шли переговоры, закончатся они для них сложением оружия, прекращением оказания сопротивления и сдачей их властям (обычно силовым структурам).

Все это дополнительно осложняет ситуацию, а переговоры делает неимоверно трудными.

На стадии достижения договоренности особенно важно вести переговоры так, чтобы не произошло изменения тональности диалога, не была применена сила для быстрейшего решения проблемы. На этом этапе переговоров нередко дается фиктивное согласие на выполнение предъявленных требований, осуществляется детальное обсуждение всей процедуры, всячески подчеркивается выполнение выдвинутых экстремалами условий. В таких случаях, чем больше контраст между успокаивающей манерой ведения переговоров и внезапностью применения силы, тем эффективнее результат. Считается, что в этом главная цель переговоров, то есть они ведутся как прикрытие силового решения этой сложной проблемы. Кроме того, в той ситуации, когда экстремалы частично уже осуществили акцию насилия, диалог для прикрытия всегда ведется при изначально принятом решении применить силу. На этапе достижения договоренности необходим комплексный подход к оценке перспектив переговоров и необходимости применения силы. Его основу составляют: оценка экстремалов, их опыта, агрессивности, мотивов, толкнувших на применение акции насилия, проверка достоверности информации о ееиспользовании, допустимость применения силы, исходя из требований гарантии безопасности лиц, оказавшихся в зоне действия экстремалов.

Достижение договоренности определяется соотношением условий, выдвигаемых экстремалами на переговорах. Условия могут быть: непротивоправными, например вызов прокурора, представителей средств массовой информации и др.; противоправными приемлемыми, например, удержание части заложников для обеспечения гарантий своей физической и психической безопасности , или обеспечение валютой и транспортом для перемещения на другую территорию (обычно за границу); противоправными неприемлемыми, например, обеспечение оружием и боеприпасами, удержание части или всех заложников при перемещении на другую территорию (за границу) и т. п. Если речь заходит о противоправных, но в принципе допустимых уступках, достижение соглашения не исключено. Достижение договоренности возможно, если экстремалы или противоположная сторона не выдвигают друг другу неприемлемых условий, или возможный вред соглашения не превышает уровня того вреда, который уже имеется в результате преступной акции.

Зарубежная переговорная практика свидетельствует, что до 80% заложников удается освободить именно благодаря переговорам.

На эффективность переговорного процесса с экстремалами влияют: обладание участниками переговоров знаниями и умениями в области переговорного процесса, то есть их профессионализм, знание особенностей психологии экстремала, знание особенностей психологии местного населения, на территории которого образовалась экстремальная ситуация, высокий психологический ресурс участников переговоров, развитые способности к вербализации, их находчивость и изобретательность, способность принимать адекватные решения в условиях крайнего дефицита времени и психологической остроты ситуации.

Вывод по третьему вопросу:

Таким образом, на эффективность переговорного процесса в условиях ЧС влияют: обладание участниками переговоров знаниями и умениями в области переговорного процесса, знание особенностей психологии местного населения, на территории которого образовалась экстремальная ситуация, высокий психологический ресурс участников переговоров, развитые способности к вербализации, их находчивость и изобретательность, способность принимать адекватные решения в условиях крайнего дефицита времени и психологической остроты ситуации.

Заключение

Третья сторона в конфликте – специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации процесса поиска решения проблемы.

В роли третьей стороны могут выступать межгосударственные организации, отдельные государства, прокуратура, суд, правительственные комиссии, руководители предприятий.

Неофициальными медиаторами могут выступать: психологи, старшие по возрасту, друзья, соседи, неформальные лидеры групп и др.

Для успеха переговоров необходимо: воспринимать партнеров как равных и ценить их опыт; уважать их право иметь свое мнение; не стремиться подчинить оппонентов своей воле. Из этих рекомендаций следуют приемы тактического поведения: субъект должен быть уверен, что его слушают и понимают; нужно задавать вопросы по существу проблемы, демонстрируя заинтересованность; надо показывать позитивное отношение к субъекту, к приводимым им доводам.

Разрешение конфликта представляет процесс, который включает анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование операционального состава действий, реализацию плана и (или) его коррекцию, оценку эффективности действий. Основными способами разрешения конфликта являются соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и уход от решения проблемы.

Разработал:

доцент кафедры ПРЭКС,

к.пс.н., доцент Е.Л. Лукьянова

«______»_______________20____г

Лист регистрации изменений

Номер

изменения

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка подписи

Дата

Дата введения изменения

заменен­ных

новых

аннулиро­ванных