Утверждаю 30

17

Начальник кафедры ПРЭКС

кандидат медицинских наук, доцент полковник внутренней службы

Д.Н. Церфус

«_____» ______________ 20__ г.

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине «Экстремальная психология»

ТЕМА 3.4: «Особенности управленческой деятельности руководителя в

условиях чрезвычайной ситуации и в повседневной деятельности»

по направлению подготовки (специальности)

280705.65 «Пожарная безопасность»

Квалификация (специалист)

Обсуждены на ПМК (секции)

« 21 » августа 2013 г.

Протокол № 1

Санкт-Петербург

2013

Цели занятия

Учебные:

  1. Ознакомить обучающихся с видами, структурой, функциями, групповой динамикой малых групп, психологическими механизмами взаимодействия личности и группы.
  2. Рассмотреть понятие «климат группы», факторы, влияющие на социально-психологический климат.
  3. Дать представление об особенностях групп, пострадавших в ЧС.
  4. Развивать у обучающихся познавательный интерес к изучаемой теме.

Воспитательные:

1. Воспитывать у обучающихся стремление к самообразованию.

II. Расчет учебного времени

Содержание

и порядок проведения занятия

Время,

мин

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: принять доклад о готовности группы к занятиям; проверить наличие обучающихся, внешний вид, готовность к занятиям. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия. Подчеркнуть актуальность и значимость темы для дальнейшей практической деятельности обучающихся.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

  1. Стили, формы и методы управления коллективом.
  2. Факторы, влияющие на эффективность управленческой деятельности. Учет индивидуальных особенностей членов коллектива в управленческой деятельности.
  3. Управление коллективом в условиях ЧС.
  4. Система психологического сопровождения деятельности специалистов экстремального профиля.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

10

70

20

15

20

15

10

  1. Психология управления коллективом.
  2. Управление коллективом в условиях ЧС.
  3. Система психологического сопровождения деятельности специалистов экстремального профиля.
  4. Психологическое сопровождение деятельности сотрудников системы МЧС России.

5.Психологическое сопровождение асднс.

III. Литература

Основная

    1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. к. психол. н. Ю.С. Шойгу: – СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2013.– 161 с.
  1. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие: – М.: Академия, 2013. – 320 с.

Дополнительная

1. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие / В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др.; Под ред. А.Н. Блеера. – М.: Академия, 2013. – 256 с.

2. Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления: учеб. пособие. – 224 с. издательский центр «Академия», 2013 г.

Электронные ресурсы:

  1. Гуревич П.С. Психология чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/17969
  2. Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы), 2013. http://iprbookshop.ru/9105
  3. Захарова Л.Н. Психология управления. Учебное пособие, 2012.http://iprbookshop.ru/9105
  4. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. Учебное пособие, 2013. http://iprbookshop.ru/8875
  5. Малягина Н.А. Психология управления. Учебное пособие, 2011.http://iprbookshop.ru/10806
  6. Митин А.Н. Психология управления. Учебник, 2011.http://iprbookshop.ru/16794
  7. Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая, 2012. http://iprbookshop.ru/8169

Нормативные правовые акты:

  1. Руководство по организации психологической подготовки в МЧС России 2009 г.
  2. Методические рекомендации по проведению первичного профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России, 2011 г.
  3. Методическое руководство по психологическому сопровожению деятельности профессиональных контингентов 2009 г.
  4. Методические рекомендации методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке специалистов МЧС России (на примере психологической подготовки спасателей в рамках повышения классности), 2011 г.
  5. Руководство по психологическому сопровождению аварийно-спасательных и других неотложных работ, Москва 2010 г.

IV. Учебно-материальное обеспечение

— мультимедийный проектор, компьютерная техника;

— слайды.

VI. Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройте понятие «управление коллективом».
  2. Какие три группы методов применяются при управлении коллективом?
  3. Раскройте основные стили руководства.
  4. Почему механизм поиска «козла отпущения» в коллективе позволяет избежать острых и интенсивных конфликтов?
  5. Перечислите критерии эффективной управленческой деятельности.
  6. Какие факторы влияют на эффективность управления коллективом?
  7. В каких случаях руководители ликвидации ЧС имеют право принимать самостоятельные решения?
  8. Какую ответственность несут руководители организаций во время предупреждения и ликвидации ЧС?
  9. Какой комплекс мероприятий включает в себя психологическое сопровождение деятельности специалистов экстремального профиля?
  10. На что направлена система психологического сопровождения деятельности специалистов экстремального профиля?

Введение

Любой руководитель повседневно осуществляет деятельность по управлению подчиненными подразделениями, сотрудниками. Иным словами, он выполняет функцию управления.

Под управлением понимают осуществление воздействий, выбранных (на основании определенной информации) из множества возможных и направленных на поддержание или улучшение функционирования какой-либо системы. Являясь специфически человеческой функцией, управление в обществе, где в качестве субъекта и объекта выступают человек либо разнообразные социальные группы и организации, может быть определенно, как целенаправленное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта управления на его объект, с корректирующим учетом изменений, происходящих в последнем.

Управление предполагает не подавление, манипуляцию, навязывание объекту противоречащих его природе требований, а напротив – максимальный учет его особенностей, согласование каждого действия с логикой его развития, понимание совокупности его возможностей.

Специфика совместной деятельности требует системы управления коллективом, то есть предполагает разделение сотрудников на ведущих и ведомых. Поскольку управление осуществляется через взаимодействие людей, руководителю в своей деятельности необходимо учитывать психологические особенности, определяющие процессы межличностных взаимоотношений, групповое поведение.

Учебный вопрос № 1 Стили, формы и методы управления коллективом

Управление коллективом – это осуществление управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.

Существует 3 группы методов управления, которые различаются способами воздействия на людей: административные, экономические, социально-психологические.

Административные методы. Осуществление управленческих воздействий на персонал базируется на власти, дисциплине и взысканиях. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т. д. Эти методы имеют прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Способы административного воздействия:

1) организационные воздействия: штатное расписание; положение о подразделениях; должностные инструкции; организация рабочего места; коллективный договор; правила трудового распорядка; организационная структура управления; устав учреждения.

2) распорядительные воздействия: приказы; распоряжения; указания; инструктирование; наставления; целевое планирование; нормирование труда; координация работ; контроль исполнения.

3) материальная ответственность и взыскания: добровольное возмещение ущерба учреждению или пациенту, которому был нанесен вред здоровью или спровоцировано развитие другого заболевания; удержания из заработной платы; депремирование; полная материальная ответственность; коллективная материальная ответственность;

4) дисциплинарная ответственность и взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в должности; увольнение;

5) административная ответственность: предупреждения; штрафы; возмещение ущерба. Роль административной ответственности в последнее время возросла. Все чаще стали налагаться штрафы за нарушение трудовой дисциплины, невыполнение приказов и распоряжений и т. д.

Административные методыуправления могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие.

В настоящее время роль административных методов понизилась. Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствуют использованию административных методов: это рост безработицы и частичная занятость, значительная инфляция в течение последних лет и несвоевременная выплата заработной платы, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы.

Экономические методы. Управляющие воздействия на персонал осуществляются на основе использования экономических законов и категорий. В советский период экономическими методами считались централизованное планирование, хозяйственный расчет, заработная плата, т. е. роль и место экономических методов толковались узко, что ограничивало диапазон принимаемых решений и рычагов регулирования на уровне учреждения. Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических методов.

Экономические методы управления можно классифицировать следующим образом:

1) плановое ведение хозяйства: свободное предпринимательство; план экономического развития; портфель заказов; критерий эффективности; конечные результаты;

2) оплата труда: должностной оклад для врачей; тарифная ставка для среднего и младшего медицинского персонала; дополнительная зарплата; вознаграждение; премия. Руководитель учреждения с помощью 5 перечисленных компонентов может регулировать материальную заинтересованность работников в соответствии с экономически возможными расходами на производство по статье «заработная плата», применять различные системы оплаты труда (сдельную или повременную), формировать материальные и духовные потребности работников, обеспечивать рост их жизненного уровня;

3) рабочая сила: рынок труда; спрос (потребность); наличие (численность); стоимость рабочей силы; уровень жизни;

4) рыночное ценообразование: стоимость; цена; себестоимость; доход; прибыль;

5) формы собственности: государственная (федеральная); муниципальная; частная; общественная; интеллектуальная. Формы собственности – важная экономическая категория, определяющая характер взаимоотношений внутри учреждения.

Экономические методы управления могут влиять на персонал как положительно, так и отрицательно.

Социально-психологические методывоздействия на персонал базируются на использовании закономерностей психологии и социологии. Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию работников с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Воздействие социально-психологических методов может носить как позитивный, так и негативный характер.

Психологические методыиграют очень важную роль в работе с персоналом, поскольку направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны.

На протяжении последних 100 лет место управления персоналом в системе менеджмента многократно изменялось. Наряду с этим пересматривались подходы и теоретические базисы. Ситуация в России не исключение. Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить эффективность последней. В целях эффективного управления кадрами различных учреждений также необходимо грамотно использовать соответствующие технологии и методы управления персоналом.

Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора социально-психологического климата. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. Руководителю стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания и т.д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации.

Стиль руководства:

Демократический стильразвивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность. При этом нет ощущения навязанности решений извне, «сверху». Участие членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации СПК.

Авторитарный стильобычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному СПК, как например, в спорте или в армии.

Попустительский стильимеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного СПК. Попустительский стиль может быть приемлем лишь в некоторых творческих коллективах.

Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т.д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества продукции.

Страх наказания порождает стремление избежать ответственности за совершенные ошибки, перекладывание вины на других, поиск «козла отпущения». На эту роль, как правило, выбирается человек (группа лиц), который не виновен в случившемся, но отличается от большинства сотрудников, не похож на них, слаб и не способен постоять за себя. Он становится объектом нападок, враждебного отношения, необоснованных обвинений. Наличие «козла отпущения» позволяет членам группы осуществлять разрядку напряжения и неудовлетворенности, которые легко накапливаются в атмосфере взаимного недоверия и страха. Тем самым группа поддерживает собственную стабильность и сплоченность. Это кажется парадоксальным, но какую бы неприязнь и враждебность не вызывал в свой адрес «козел отпущения», он нужен группе как «предохранительный клапан», позволяющий освободиться от агрессивных тенденций. Поиск «козла отпущения» играет роль механизма интеграции и стабилизации отношений в группе, позволяет избежать острых и интенсивных конфликтов. Но этот процесс обеспечивает лишь частичный, одномоментный эффект. Источник напряженности и неудовлетворенности в организации сохраняется, и немалую роль в их появлении играет неправильное поведение руководителя.

Даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы служащих, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными.

Таким образом, руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, т.е. социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.

Существуют критерии эффективной управленческой деятельности, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:

— уровень текучести кадров;

— производительность труда;

— качество продукции;

— количество прогулов и опозданий;

— количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;

— выполнение работы в срок или с опозданием;

— аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;

— частота перерывов в работе.

Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в группе и влиять на СПК. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на СПК. Остановимся на их характеристике более подробно.

Вывод по первому вопросу:

Таким образом, управление коллективом предполагает выбор оптимального стиля руководства в сочетании с адекватными методами управления.

Учебный вопрос № 2 Факторы, влияющие на эффективность управления. Учет индивидуальных особенностей членов коллектива в управленческой деятельности

На эффективность управления влияют факторы:

— умственные и физические возможности человека, его способности осуществлять управленческую деятельность;

— средства производства, с помощью которых человек, коллектив, общество производит все необходимое для жизни, то есть усиливает умственные и физические способности человека;

— социальные условия, которые способствуют раскрытию творческих способностей отдельного работника и коллектива в целом;

— совокупное влияние предыдущих факторов, усиленных их интеграцией.

В управленческой деятельности большую роль играет человеческий интеллект, использования вычислительных систем, информационное обеспечение труда руководителей и специалистов; профессиональный уровень руководителя, его творческие способности уровень формализации накопленного опыта, способность быстро принимать и реализовывать управленческие решения.

Значительное влияние на эффективность управления осуществляют такие факторы как, участие в управленческой деятельности коллектива, улучшения качественного состава работников управления, научная организация труда и др.

Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям, люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело. Руководитель должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того, чтобы пытаться успешно управлять ими.

В построении работы организации, в управлении кадрами, необходимо рассматривать каждого работника как индивида, обладающего набором определенных характеристик, как специалиста, призванного выполнять определенную работу, как члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении, и как человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с принципами обучения поведению.

Необходимость изучения индивидуальности человека вызывается тем, что люди обычно делают множество неверных заключений о других людях, об их характеристиках, их индивидуальности, потому что при познании они опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения.

Делая неверные выводы об индивидуальности людей, мы создаем основу для вредных конфликтов, скандалов, сплетен, трудностей в коммуникациях и взаимодействии людей. Это все наносит ущерб отдельным людям и организации в целом. Индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации. Делая выводы о характере человека его персоналии, необходимо исходить из того, что его поведение очень сильно определяется тем, в какой возрастной стадии он находится.

Только учет всех этих факторов в совокупности может дать ключ к пониманию индивидуальности человека, а, следовательно, к управлению человеком. Индивидуальные особенности индивида характеризуются такими психологическими характеристиками, как темперамент, характер и способности.

Вывод по второму вопросу:

Таким образом, на эффективность управления коллективом влияют следующие факторы: умственные и физические возможности человека, средства производства, социальные условия. Необходимость изучения индивидуальности человека вызывается тем, что люди обычно делают множество неверных заключений о других людях, об их характеристиках, их индивидуальности, потому что при познании они опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивидуальности людей, мы создаем основу для вредных конфликтов, скандалов, сплетен, трудностей в коммуникациях и взаимодействии людей.

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3

Управление коллективом в условиях ЧС

В условиях возможной ЧС или непосредственно в случае возникновения ЧС от решительных действий руководителя и правильно принятого решения зависит жизнь людей. В отличие от условий повседневной жизни решения принимаются в крайне жестких условиях и, как правило, при огромном лимите времени, сил и средств.

Управленческая деятельность руководителя охватывает организацию работы предприятия (учреждения) как в целом в повседневной жизни, так и в экстремальных условиях. Она основывается на федеральных законах и иных нормативно-правовых актах.

Руководитель высшего звена управляет коллективом не непосредственно, а через аппарат управления, нередко очень сложный и многозвенный. Поэтому важными аспектами в его работе являются организация своего труда и формирование управленческих функций, умение организовать работу аппарата управления и, главное, организация его работы над основным актом управления – решением.

Специфика работы руководителя такова, что большинство экономических, научно-технических и социальных проблем, встающих перед возглавляемыми ими коллективами (предприятиями, организациями, учреждениями, отраслями, регионами), для самих руководителей выступают прежде всего, как проблемы управленческие.

Руководитель должен переносить в сферу деятельности системы управления решение экономических, технических, научных и социальных проблем, т.к. важнейшей его задачей является организация перехода от научного анализа проблемы и теоретического варианта ее решения к практической деятельности. Управленческие функции для руководителя являются главными.

Основными принципами защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера являются:

— гласность и информирование населения и организаций о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по их предупреждению и ликвидации;

— заблаговременное определение степени риска и вредности деятельности организаций и граждан, если она представляет потенциальную опасность, обучение населения методам защиты и осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

— обязательность проведения спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказание экстренной медицинской помощи, социальная защита населения и пострадавших работников, возмещение вреда, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования.

Организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, обязаны в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

— планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости своего функционирования и обеспечению безопасности работников и населения;

— предоставлять в установленном порядке информацию, оповещать работников и население об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

— обучать работников методам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований, создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

— проводить защитные мероприятия, спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с утвержденными планами;

— в случаях, предусмотренных законодательством, обеспечивать возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций работникам и другим гражданам, проводить после ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятия по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан.

Руководители организаций несут персональную ответственность за выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предписаний специально уполномоченных государственных органов, имеющих обязательную силу.

Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защите от них населения, окружающей среды и объектов хозяйствования. Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь специальную подготовку, подтвержденную государственной аттестацией.

Первоочередные действия по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуют в соответствии с ранее утвержденными планами местные исполнительные органы и руководители организаций с привлечением сил и средств аварийно-спасательных служб, дислоцированных в зоне чрезвычайной ситуации.

При первоочередных действиях может проводиться временная эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации, мобилизация необходимых материально-технических ресурсов организаций, прекращается или приостанавливается работа объекта, на котором произошли авария, бедствие или катастрофа, изменяется режим работы в организациях, вводятся ограничения (карантин) на передвижение людей и грузов, осуществляются возможные спасательные и аварийно-восстановительные работы, обеспечиваются общественный порядок и охрана объектов.

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера немедленно вводится в действие служба экстренной медицинской помощи, а при недостаточности включаются медицинские силы и средства центральных государственных органов и организаций.

Аварийно-спасательные службы оснащаются техникой, специальным оборудованием, инструментами и приборами, необходимыми для спасательных и аварийно-восстановительных работ.

В целях скорейшей стабилизации обстановки, обеспечения законности и правопорядка, создания условий для проведения необходимых спасательных и аварийно-восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может вводиться режим чрезвычайного положения.

При введении режима чрезвычайного положения могут устанавливаться особые формы управления, ограничиваться отдельные права и свободы граждан, применяться другие меры, предусмотренные законодательством.

В случае крайней необходимости (непосредственной угрозы жизни и здоровью людей) руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:

— о проведении эвакуационных мероприятий;

— об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

— о проведении спасательных и неотложных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

— об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;

— о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

— об использовании средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций с последующим возмещением расходов в соответствии с действующим законодательством;

— о привлечении к проведению спасательных и неотложных работ добровольных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение спасательных и неотложных работ;

— о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению спасательных работ;

— о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом спасательных и неотложных работ.

Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих государственных органов, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб и формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации спасательных и неотложных работ.

В случае технологической невозможности проведения всего объема спасательных и неотложных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке указанных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.

При следовании к месту проведения спасательных и неотложных работ оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, в том числе временно привлеченный и арендованный, пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, в морских и речных портах, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в морских и речных портах независимо от форм собственности.

От своевременных и адекватных действий руководителя зависит жизнь и безопасность людей. Так, в 26 апреля 1986 г. в Чернобыле произошел взрыв на АЭС в 1ч 23 мин. Начальник штаба ГО Чернобыльской АЭС С. Воробьев доложил дежурному штаба ГО Киевской области об аварии, сам объезжал территорию объекта, замеряя уровни радиации. Докладывал заместителю главного инженера АЭС по науке, что в отдельных местах уровень очень высок, что обнаружил разбросанный графит из недр реактора. Тот не среагировал. Директор же станции Брюханов запретил начальнику штаба давать сведения об обстановке на АЭС кому бы то ни было. Между тем, если бы объективное положение дел не скрывалось, то в какой-то степени можно было минимизировать ущерб, особенно для мирного населения.

При восстановлении г. Ленска (Якутия), руководство спокойно и решительно принимало ответственные решения, настойчиво добивалось их исполнения. Наиболее ярко эти качества проявились в действиях всех служб МЧС. Десятки людей, принимавших активное участие в спасательных работах и проявивших при этом мужество, были удостоены высоких правительственных наград.

Вывод по третьему вопросу:

Таким образом, управленческая деятельность руководителя в области обеспечения безопасных условий жизнедеятельности – это целенаправленная работа по поддержанию органов управления, сил и средств, систем связи и управления в постоянной готовности к адекватным действиям в условиях возможных ЧС мирного и военного времени. Для успешного и надежного управления силами и средствами создается система управления, включающая в себя органы, объекты управления и каналы прямой и обратной связи для обмена информацией. Принципы, методы и формы управления (единоличная, коллективная, комбинированная) при принятии управленческого решения носят, как правило, централизованный и иерархический характер. Основой организации всех мероприятий по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности является решение руководителя, выражающееся в издании соответствующих нормативно-правовых актов.

Учебный вопрос № 4 Система психологического сопровождения деятельности специалистов экстремального профиля

Психологическое сопровождение деятельности профессиональных контингентов МЧС России включает в себя комплекс мероприятий по психологической и психофизиологической диагностике, психологической подготовке и профилактике, психологической коррекции, психологической и психофизиологической реабилитации, направленных на оптимизацию физического и психологического состояния, обеспечение профессиональной надежности личного состава.

Психодиагностическое обеспечение в системе МЧС России – комплекс мероприятий, направленных на изучение интеллектуально-мнестических, эмоционально-личностных, мотивационно-волевых и психофизиологических особенностей профессиональных контингентов МЧС России, выявление степени их пригодности к выполнению профессиональных обязанностей или обучению по конкретной специальности, а также динамическое наблюдение за их психологическим состоянием в период прохождения службы (работы, учебы) с целью выявления наличия и степени выраженности психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью.

Психодиагностическое обеспечение в системе МЧС России осуществляется по следующим направлениям:

— Профессиональный психологический отбор (прием на службу (работу), при поступлении в учебные заведения, молодого пополнения в/ч войск ГО).

— Психодиагностический мониторинг деятельности профессиональных контингентов.

3. Постэкспедиционное обследование профессиональных контингентов МЧС России.

4. Психодиагностические мероприятия в рамках работы аттестационных комиссий (назначение на должность, аттестация спасателей, ГДЗС).

5. Психодиагностические мероприятия по индивидуальным обращениям профессиональных контингентов и членов их семей.

Психологическая подготовка в системе МЧС России – целостная система научно обоснованных психолого-педагогических мероприятий, направленная на усвоение знаний, навыков и умений в области психологии, формирование и развитие профессионально важных качеств сотрудника, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, сохранения профессионального здоровья и увеличения профессионального долголетия.

Углубленное психодиагностическое исследование лиц «группы риска» используется как дополнительное обследование, выявляющее индивидуально-характерологические, интеллектуальные, функциональные и психофизиологические характеристики и другие особенности, предопределяющие повышение вероятности возникновения состояний дезадаптации не только в экстремальных, но и в обычных условиях несения службы (работы).

УПДИ предполагает использование более одной единицы психодиагностического инструментария (беседа, экспертная оценка, различные клинические опросники) после проведения основного психодиагностического обследования.

Вывод по четвертому вопросу:

Таким образом, система психологического сопровождения деятельности специалистов экстремального профиля направлена на оптимизацию физического и психологического состояния, обеспечение профессиональной надежности личного состава, включает в себя комплекс мероприятий по психологической и психофизиологической диагностике, психологической подготовке и профилактике, психологической коррекции, психологической и психофизиологической реабилитации.

Заключение

Управление – это функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и цели.

Обеспечение безопасных условий жизнедеятельности – одна из основных функций руководителя любого уровня. В условиях возможной ЧС или непосредственно в случае возникновения ЧС, решения принимаются в крайне жестких условиях и, как правило, при огромном лимите времени, сил и средств. Управленческая деятельность руководителя охватывает организацию работы предприятия как в целом в повседневной жизни, так и в экстремальных условиях. Она основывается на федеральных законах и иных нормативно-правовых актах.

Важными аспектами в работе руководителя являются организация своего труда и формирование управленческих функций, умение организовать работу аппарата управления и, главное, организация работы над основным актом управления – решением.

Специфика работы руководителя такова, что большинство экономических, научно-технических и социальных проблем, встающих перед возглавляемыми ими коллективами (предприятиями, организациями, учреждениями, отраслями, регионами), для самих руководителей выступают прежде всего, как проблемы управленческие.

Руководитель должен переносить в сферу деятельности системы управления решение экономических, технических, научных и социальных проблем, т.к. важнейшей его задачей является организация перехода от научного анализа проблемы и теоретического варианта ее решения к практической деятельности. Управленческие функции для руководителя являются главными.

Руководители организаций несут персональную ответственность за выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В целях скорейшей стабилизации обстановки, обеспечения законности и правопорядка, создания условий для проведения необходимых спасательных и аварийно-восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может вводиться режим чрезвычайного положения. В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения.

Разработал:

доцент кафедры ПРЭКС,

к.пс.н., доцент Е.Л. Лукьянова

«______»_______________20____г

Лист регистрации изменений

Номер

изменения

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка подписи

Дата

Дата введения изменения

заменен­ных

новых

аннулиро­ванных