Утверждаю 36

20

Начальник кафедры ПРЭКС

кандидат медицинских наук, доцент

полковник внутренней службы,

Д.Н. Церфус

«_____» ______________ 20__ г.

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине

«Экстремальная психология»

Тема 2.5 Психологические аспекты работы при массовом скоплении людей.

Психологические аспекты работы с толпой.

Направление подготовки (специальности)

280705.65 «Пожарная безопасность»

Квалификация специалист

Обсуждены на ПМК (секции)

« 21 » августа 2013 г

Протокол № 1

Санкт-Петербург

  1. Цели занятия

Учебные

1. Дать научные знания о механизмах образования толпы.

2. Акцентировать внимание на основных принципах ведения информационно-разъяснительной работы.

3. Дать представление о влиянии этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях.

Воспитательные

  1. Способствовать формированию у курсантов основ профессионального мышления и этики поведения в экстремальных ситуациях.

II. Расчет учебного времени

Содержание

и порядок проведения занятия

Время,

мин

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: принять доклад о готовности группы к занятиям; проверить наличие обучающихся, внешний вид, готовность к занятиям. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия. Подчеркнуть актуальность и значимость темы для дальнейшей практической деятельности обучающихся.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

1. Понятие и виды толпы.

2.Цели, задачи, основные принципы информационно-разъяснительной работы с пострадавшими в ЧС.

3. Принципы общения с представителями СМИ при ЧС.

4. Принципы профилактики образования толпы и приемы превращения толпы в действующую.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5

80

25

15

25

15

5

III. Литература

а) Основная литература:

  1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. к. психол. н. Ю.С. Шойгу: – СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2013.– 161 с.
  2. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. Пособие: Допущено УМО. 5-е изд. – 320 с. 2013 г.
  3. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные кампании: учеб. пособие: Допущено УМО. – 2-е изд., перераб. – 160 с. издательский центр «Академия», 2013 г.

б) Дополнительная литература:

  1. Сидоров П.И., Мосягин И.Г., Маруняк С.В. Психология катастроф. Учебное пособие, 2010. http://iprbookshop.ru/8882
  2. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие: Рекомендовано УМО / В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др.; Под ред. А.Н. Блеера. – 256 с. издательский центр «Академия», 2013 г.
  3. Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. – издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

в) Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 16.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I).

    Ст. 4921.

  4.  Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 30.12.2008) Ст.2331.
  5.  Федеральный закон от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 08.04.2008)// Ст. 711.
  6. Руководство по организации психологической подготовки в МЧС России 2009 г.
  7. Методические рекомендации по проведению первичного профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России, 2011 г.
  8. Приказ МЧС России от 20.09.2011г. № 525 «Об утверждении порядка оказания психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах».
  9. Организационно-методические указания по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений ФПС на 2014-2016 гг. №2-4-87-27-14 от 10.09.2013 г.

IV. Учебно-материальное обеспечение

— Технические средства обучения:ноутбук, мультимедийный проектор, телевизор, информационные слайды;

  • стенды.

V. Задание для самостоятельной работы

1. Разработка текста устного сообщения для информирования большой группы пострадавших и текста комментария эксперта-специалиста, дающего комментарий в СМИ (по карточке-заданию).

VI. Вопросы для самоконтроля:

1. Особенности психологического состояния людей в толпе?

2.Механизмы образования толпы?

3. Цели, задачи, основные принципы информационно-разъяснительной работы с пострадавшими в ЧС?

4. Каково влияние СМИ на психическое состояние пострадавших в ЧС? 5. Каковы принципы общения с представителями СМИ?

6. Принципы профилактики образования толпы?

7. Общие принципы работы в пассивной толпе?

8. Особенности групповой работы в толпе.

9. Методы и приемы профилактики образования толпы и превращения толпы в действующую?

VII. Текст лекции введение

При рассмотрении массовых психических явлений в боль­ших групповых образованиях (в первую очередь, распростране­ния слухов, паники и группового вандализма) исследователи часто используют термин «большая диффузная группа».

По своему содержанию он имеет много признаков определения толпы — размытость ее границ, слабые или опосредствованные взаимо­действия участников, изменчивость состава, низкий уровень сплоченности и др.

Под этим термином будем понимать много­численную, нечетко определенную по составу, изменчивую и низко интегрированную совокупность людей, локально и опо­средствованно связанных друг с другом.

Примерами больших диффузных групп являются жи­тели того или иного поселения (поселка, района города, города в целом и т. п.), постоянные зрители конкретных теле- или радио­передач, постоянные читатели периодических изданий (газет, журналов, еженедельников и т. п.), спортивные болельщики конкретной команды, почитатели того или иного театра, по­клонники эстрадного певца, актера и т. д.

Учебный вопрос 1. Понятие и виды толпы

Толпа — это скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но свя­занных между собой общим центром внимания и эмоциональным со­стоянием.

Процессы образования и поведения толпы существенно отличаются от нормативных процессов группового поведения.

Механизмы образования толпы — слухи и эмоциональное кру­жение (циркулярная реакция).

Итак, циркулярная реакция — это взаимное заражение, т.е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и, например, скука (если кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают окружающие), а также изначально более зловещие эмоции: страх, ярость и т.д.

Виды толпы: окказиональная, конвенциональная, экспрессивная и действующая.

Окказиональная толпа(от англ.occasion— случайность) — скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие. Это самая обыденная из ситуаций стихийного массового поведения, которую доводилось в жизни наблюдать любому взрослому человеку, будь он горожанином или жителем села. Тем не менее, приведу пару иллюстраций.

Конвенциональная толпа(от англ.convention— условность) собирается по поводу заранее объявленного события: петушиные или собачьи бои, боксерский или футбольный матч, митинг, концерт рок группы и т.д. и т.п. Здесь уже преобладает направленный интерес, и люди до поры (пока толпа сохраняет качество конвенциональности) готовы следовать определенным условностям (конвенциям).

Экспрессивная толпа(от англ.expression— выражение), ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т.д. Как видим, спектр эмоциональных доминант здесь очень широк, а главная отличительная черта — ритмичность выражения.

Экстатическая толпа(от англ.ecstasy— экстаз) — экстремальная форма экспрессивной толпы. В экстазе люди самозабвенно истязают себя цепями на религиозном шиитском празднике «шахсей-вахсей», доводят себя до невменяемости под нарастающий ритм неистового моления в секте трясунов или в танце на бразильском карнавале, рвут на себе одежду в ритме рока… Смертоносная пляска Святого Витта в Италии XIV века (см. выше) — из того же ряда.

Действующая (active) толпа— политически наиболее значимый и опасный вид стихийного поведения. В ее рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов.

Агрессивная (aggressive) толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как направленность действий, прозрачно выражены в названии.

Паническая (panic; saving) толпаобъята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности. Далее мы убедимся, что паническое поведение не только не является обычно спасительным, но и очень часто становится более опасным фактором, нежели то событие, которое непосредственно ее спровоцировало.

Стяжательная (greedy) толпа— люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Этот термин, в отличие от предыдущих, требует пояснений. Доминирующей эмоцией здесь обычно становится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх. Стяжательную толпу подчас образуют брокеры, когда на бирже пронесся слух о том, что какие-то акции быстро растут в цене. В советских городах, особенно провинциальных, возникали такие толпы («Дают!»), когда на прилавок «выбрасывали» дефицитный товар. В парламентах наблюдается нечто подобное, когда депутаты с боем прорываются к трибуне, дабы высказать очередную высокомудрую банальность.

Повстанческая (rebellious) толпапо ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения. Это также требует пояснений, поскольку понятие «социальная справедливость» выглядит здесь произвольным и не укладывающимся в операциональную схему. В действительности, однако, дифференциация повстанческой и агрессивной толпы столь же функционально полезна, как дифференциация конвенциональной толпы и публики.

Крайняя форма экспрессивной толпы — экстати­ческая толпа. Разновидности (подвиды) действующей толпы — агрессивная, паническая, стяжательная и повстанческая.

Основное свойство толпы — превращаемость: образовавшаяся толпа способна сравнительно легко превращаться из одного вида или подвида в другой. Превращения могут происходить спонтанно или провоцироваться намеренно. На свойстве превращаемости строятся основные приемы управления и манипуляции толпой.

Различают приемы воздействия на толпу извне и изнутри. Чтобы в них разобраться, обратим вни­мание на еще один специфический феномен, который называют географией толпы.

Ранее отмечалось, что толпа как таковая не обладает позиционно-ролевой структурой и что в процессе эмоционального кру­жения она «гомогенизируется», т.е. становится однородной.

Вмес­те с тем в толпе часто образуется свой параметр пространствен­ной и эмоциональной неоднородности, связанный с неравномер­ной интенсивностью циркулярной реакции.

География толпы (осо­бенно отчетливо фиксируемая при фотосъемке сверху) определя­ется различием между более плотным ядром и разреженной пери­ферией.

В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние.

Заражение всегда является основным средством формирования массы. Внешне оно вполне может быть представлено как внушение или даже убеждение — суть от этого меняется мало. Внушить что-то, убедить в чем-то — для рекламы все это озна­чает одно: заразить желанием совершить покупку, заразить массовым образцом по­требительского поведения и, таким образом, приобщить человека к массе потребите­лей определенного рекламируемого продукта или, еще шире, к массе потребителей.

Человека в толпе характеризуют следующие черты:

  • Анонимность.
  • Инстинктивность.
  • Бессознательность.
  • Состояние единения (ассоциации).
  • Состояние гипнотического транса.
  • Ощущение неодолимой силы.
  • Заражаемость.
  • Аморфность.
  • Безответственность.
  • Социальная деградация.

Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.

Психология слухов

Слухиотносятся к числу наиболее распространенных массо­вых явлений в больших диффузных группах, хотя они имеют и более широкое распространение, непременно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в це­лом.

Слухи это форма искаженной информации о значимом объекте или событии, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологиче­ской нестабильности.

Термин «слухи» имеет собирательный смысл для обозначения циркуляции в группах различных видов «искаженной информации» — явной лжи, сплетни, полуправды, осознанной демонстрации невежества и незнания, намеренного или ненамеренного искажения фактов, дезинформации и т. д.

Слух — это циркулирующая форма коммуникации с помощью которой, люди удовлетворяют свои потребности в информации недостающей из официальных источников.

— это информация, которая распространяется без свидетельств достоверности и может считаться недостоверной или ложной.

— это самотранслируемое сообщение, функционирующее в каналах межличностных коммуникаций.

Психологическая характеристика удачного слуха такова, что сознание среднего человека требует поделиться информацией.

Слух – это ответ на общественную потребность. В нем заключается коллективный интерес.

Существенная часть слухов, это ответ на тревожные ожидания.

Это передача эмоционально значимых для основной массы сообщений

Слух реализует потребности путем достраивания фрагментарной картины мира до целой.

Слух представляет собой социально востребованную желаемую информацию.

Характеристики слухов:

Исходные события, попадая в зону актуализации слуха, носят экзистенциональный характер (жизнь, смерть, безопасность, свобода, семья, деньги).

Слух включает у человека систему психологической защиты.

Для слуха характерна однократная воспроизводимость перед слушающим (Средний срок функционирования С. 12-15 дней при населении 300 тыс. человек).

Слух содержит информацию принципиально умалчиваемую официальными источниками.

Слух может быть позитивным, нейтральным, отрицательным.

Типы слухов:

  • уменьшающие неопределенность
  • деструктивные, возбуждаемые враждой
  • позитивные
  • актуализирующие страх
  • ориентирующие на действие по изменению текущей ситуации
  • порочащие
  • прославляющие
  • защищающие

При этом социально-психологические условия и закономер­ности их возникновения и распространения являются обшими:

• слухи возникают в связи с важными или значимыми для людей событиями и социальными объектами (например, о предстоящей денежной реформе в стране или какой-то уг­розе для нормальной жизнедеятельности людей и т. п.) Ин­формация о малозначимом или значимом только для узкого круга людей событии обычно широко не распространяется;

• слухи зарождаются в условиях неопределенности, когда информация либо совсем отсутствует, либо явно недоста­точна, либо является противоречивой и тем самым прово­цирует неопределенность (например, несогласованная ин­формация о дозах радиоактивного загрязнения территорий от чернобыльской катастрофы, вызвавшая массовые слухи в конце апреля — мае 1986 г.);

• важным условием, способствующим проявлению и распро­странению слухов, является политическая и экономическая нестабильность в общности, в которую входит диффузная группа. Это может быть город, регион или общество в це­лом. Нестабильность влечет за собой массовую тревогу, со­стояние общего дискомфорта, неуверенности в своем буду­щем или будущем своих детей и т. п.;

• благоприятным фактором для возникновения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни, некой сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек страстно стремится передать ее другим людям — это очень благоприятная почва для зарождения слухов.

Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции:

• удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира и стимулируют ее;

• снимают неопределенность или, по меньшей мере, снижают ее степень относительно важных событий, в которой человек не может пребывать длительное время, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;

• слухи не только помогают человеку сориентироваться в си­туации, но и регулируют его поведение, которое в соответствии с ними может изменяться;

• слухи выполняют функцию предвосхищения социальных событий, тем самым, помогая человеку что-то предусмот­реть, внести коррективы в свои представления и отноше­ния к социальным явлениям или в реальное поведение.

Профилактика слухов. Общая ориентация в «социальной ра­боте» со слухами состоит в противодействии отмеченным выше условиям, способствующим их возникновению и распростране­нию. Прикладные исследования и практический опыт в этой об­ласти позволили выработать ряд рекомендаций:

максимальное упреждающее информирование населения о наиболее важных для него событиях, социальных условиях жизни и т. п. (при этом необходимо стремиться к доступности, понятности и непротиворечивости информации, в экстремальных условиях — к организации регулярной ра­боты специальных источников информации по интересую­щим население вопросам);

целенаправленное снижение значимости тех социальных объектов, событий или явлений, вокруг которых прогнозиру­ется возникновение слухов;

положительное информирование об условиях политической, экономической и межнациональной стабильности развития тех регионов, в которые входят большие диффузные груп­пы (город, область, республика или общество в целом);

выяснение подлинных причин возникновения слухов для повы­шения эффективности последующей разъяснительной ра­боты (понимание реальных причин возникновения слухов снижает эмоциональную напряженность, неопределенность и позволяет людям относиться к происходящим со­бытиям более трезво и рационально);

выявление распространителей слухов и нейтрализация их влияния на группу и др.

Практическая задача управления слухами является важной в любых условиях, опасных для нормальной жизни людей, (например предвоенная и военная обстановка, экономические политические кризисы, региональные конфликты, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, крупные аварии, места большого скопления людей и т. п.).

В таких условиях для населения важна определенность воспринимаемой обстановки и событий, а также конкретность действий людей, в первую очередь тех, кто по роду своей работы обязан заниматься управлением подобных массовых явлений.

Учебный вопрос 2.Цели, задачи, основные принципы информационно-разъяснительной работы с пострадавшими в чс

Информационно-психологическое сопровождение пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС представляет собой комплекс действий психологов, направленных на своевременное, достоверное, регулярное и доступное информирование пострадавших о мероприятиях, проводимых с целью ликвидации ЧС и по другим вопросам, связанным с оказанием помощи пострадавшим.

Наличие своевременной и достоверной информации является важным условием для оптимизации психологической обстановки в зоне ЧС, снижения интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших, профилактики возникновения массовых негативных эмоциональных реакций. Как правило, особенностями психического состояния пострадавших в ЧС является чувство растерянности, дезориентация в окружающей действительности, притупленность мыслительных процессов.

Отсутствие необходимой информации либо получение пострадавшими недостоверных либо недоступных для их осмысления сведений приводит к раздражению, росту количества и интенсивности агрессивных реакций пострадавших, что повышает общую напряженность обстановки в зоне ЧС и снижает эффективность проводимых мероприятий по ликвидации ЧС. Порождаемые на фоне отсутствия информации слухи провоцируют массовые негативные реакции и неадекватные действия групп пострадавших. Необходимая информация должна быть донесена до пострадавших в доступной для них форме, с учетом особенностей их психического состояния.

Одновременно с подачей информации психологи осуществляют работу с острыми реакциями пострадавших на стресс, способствуют отреагированию пострадавшими их эмоционального состояния, помогают актуализировать ресурсы, прострагивают с пострадавшими ближайшую перспективу их действий, сопровождают пострадавших на всех этапах их участия в проводимых мероприятиях по ликвидации ЧС.

Важной составляющей информационно-психологического сопровождения пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС является информирование их по телефону «Горячая линия», а также путем размещения информации на сайте «Интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС России». Информация о работе телефона «Горячая линия», а также адрес сайта доводятся до населения через СМИ. Обеспечение минимальных условий жизнедеятельности пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС является существенным фактором, влияющим на общее, и в том числе, психическое, состояние пострадавших.

Как правило, люди, находящиеся в остром стрессовом состоянии, утрачивают способность и желание контролировать собственное самочувствие и жизнедеятельность, а именно: могут долгое время не испытывать чувство голода, жажды и потребности в отдыхе. Такое поведение пострадавших приводит к истощению их ресурсов, увеличивает риск развития соматических заболеваний, усугубляет интенсивность острых психических реакций, что осложняет работу специалистов по ликвидации ЧС.

Под обеспечением минимальных условий жизнедеятельности мы понимаем такой вид деятельности специалистов, который направлен на удовлетворение витальных потребностей пострадавших и включает в себя: установление взаимодействия со службами, обеспечивающими питание, размещение, проживание, транспортировку пострадавших, а также родственников пострадавших и погибших в ЧС, в зоне ЧС.

В процессе взаимодействия специалистам указанных служб разъясняются особенности психического состояния пострадавших и необходимость их учета при проведении мероприятий с участием пострадавших; сопровождение пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС в целях стимулирования их к поддержанию собственных ресурсов и контролю за своим физическим состоянием. Сопровождение осуществляется круглосуточно на всех участках пребывания пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС.

Вывод по второму вопросу. Организация взаимодействия со службами, осуществляющими ликвидацию ЧС и оказание помощи пострадавшим, направлена на разъяснение особенностей психического состояния пострадавших и необходимость их учета при проведении мероприятий с участием пострадавших.

Недооценка состояния пострадавших существенно затрудняет проведение всех необходимых мероприятий, как то: замедляет процесс опознания, документального оформления необходимых процедур, повышает общее напряжение обстановки при проведении массовых мероприятий (организационных, траурных, похоронных), увеличивает риск агрессивных и истерических проявлений среди пострадавших и т.д.

Учебный вопрос 3. Принципы общения с представителями сми при чс

В чрезвычайных ситуациях (при пожарах) существует проблема, с одной стороны, огромного потока неструктурированной, противоречивой, разноплановой информации, с другой стороны, недостаток достоверной официальной информации. Необходимо организовать поток информации, сделать его управляемым. Нужно помнить о том, что в период чрезвычайной ситуации (при пожаре) информацию ждут и получают разные референтные группы: группы специалистов, работающих на чрезвычайной ситуации, пострадавшие, их родственники, сочувствующие и т.д. Нельзя создавать информационный вакуум. Журналисты, не получив информацию от официальных лиц, будут искать другие источники, информация которых может быть субъективной и недостоверной.

Людям необходима оперативная, достоверная, однозначная и при необходимости дозированная информация. Отсутствие или неполная информация является основной причиной напряженности, агрессии, домыслов, слухов, возникновения массовой паники. Грамотное освещение чрезвычайной ситуации (пожара) дает населению уверенность в том, что ситуация под контролем, что делается все необходимое для спасения людей и оказания им необходимой помощи. Информация для пострадавших должна быть абсолютно достоверной и исходить из официальных источников. Информация в СМИ должна исходить от официальных лиц.

Необходимо приглашать для комментариев руководителей, экспертов и других официальных лиц, непосредственно отвечающих за конкретные участки работы. Не нужно подводить к журналистам представителей общественных организаций, очевидцев.

В чрезвычайной ситуации Вы также являетесь официальным лицом, и от Вас исходит официальная информация. Пользуйтесь проверенными, достоверными данными. Официальной информацией для сотрудников МЧС являются сведения из оперативного штаба по ликвидации ЧС и информация оперативного дежурного МЧС.

Основанием для информирования населения через СМИ и на сайте территориального органа МЧС России является наличие информации о прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуациях, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

При организации информирования населения через СМИ и на сайте территориального органа МЧС России о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий запрещается сообщать сведения, которые могут вызвать панику среди людей и массовые нарушения общественного порядка, а также сведения ограниченного доступа.

Порядок информирования населения через СМИ о произошедших чрезвычайных ситуациях (пожарах), вызвавших широкий общественный резонанс,ходе их ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения

Время информирования населения через СМИ и на сайте территориального органа МЧС России о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях не должно превышать 3 часа с момента получения прогноза; о произошедших чрезвычайных ситуациях -не более 1,5 часов с момента их возникновения и не более 30 минут с момента получения пресс-службой информации о них.

Это время включает в себя процесс уточнения информации, согласования ее между информационными подразделениями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур (см. Межведомственную инструкцию), чтонеобходимо для недопущения предоставления в СМИ непроверенной, противоречивой информации.

Форма одежды для комментирующего:синяя форма МЧС России (летняя или зимняя в соответствии с сезоном).

Речь комментирующего: четкая, лаконичная, но при этом интонационно-акцентированная (комментарий не должен представлять собой монотонный рапорт), не перегруженная специальными терминами. Сообщение должно быть максимально понятно и доступно для всех категорий населения.

Первичное сообщение в СМИ о чрезвычайной ситуации (пожаре):

Первичное сообщение о чрезвычайной ситуации (пожаре) должно поступить в СМИ от руководителя пресс-службы (лица его замещающего) не позднее, чем через 30 минут с момента получения пресс-службой информации о чрезвычайной ситуации (пожаре).

Одновременно сообщение размещается на сайте территориального органа МЧС России, где при необходимости вводится«РЕЖИМ ЧС». Комментарий может быть размещен на сайте в виде аудио-файла для удобства его использования радиостанциями.

На данном этапе информация должна быть краткой и отражать факт случившегося, время и место (без уточнения причин и возможных последствий), а также сведения о силах и средствах, привлеченных к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Задача такой информации – заполнить информационный вакуум в начальный период чрезвычайной ситуации (пожара), предотвратить панику среди населения, создать предпосылки для осознанных и организованных действий граждан, попавших в зону чрезвычайной ситуации (пожара).

При комментировании ситуации через СМИ необходимо использовать следующие ключевые фразы:

«Сегодня в (время мск.) в оперативную дежурную смену МЧС России поступил сигнал (о пожаре, чрезвычайной ситуации).

К месту _____ оперативно выехали (силы и средства(количество человек, наименование техники).

В результате спасено_______ человек. По предварительным данным, есть пострадавшие (в случае, если количество уточняется).

Количество пострадавших, а также обстоятельства случившегося уточняются.

В данный момент работы по ликвидации _______ продолжаются».

В случае, если чрезвычайная ситуация повлекла человеческие жертвы, но их количество не уточнено, необходимо сообщить, что «подробности случившегося, а также информация о возможных пострадавших (погибших) уточняются».

Если количество жертв известно, но в последующем оно может возрасти, необходимо сообщить о количестве погибших и пострадавших по состоянию на данный момент.

При пожаре в первых же комментариях необходимо назвать время вызова пожарных и время их прибытия на место. Следует отметить, сколько времени прошло от начала пожара до вызова пожарных. Эту информацию следует использовать как повод для пропагандистской работы – на наглядном примере показать насколько негативно влияет на итог работы пожарных задержка с их вызовом и попытка справиться с огнем собственными силами.

Представители Государственного пожарного надзора в кратчайший сроки должны дать информацию о состоянии объекта, на котором произошел пожар. В частности, возраст объекта, когда проводилась последняя проверка, какие были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, какие санкции были применены к собственникам объекта.

Последующие сообщения в СМИ о чрезвычайной ситуации (пожаре):

После первичного сообщения в СМИ вводится режим временного «информационного молчания» до сбора более точной информации о произошедшей чрезвычайной ситуации и выработки взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти и другими заинтересованными структурамисовместной согласован­ной позиции. Период «информационного молчания» не должен превышать 1,5 часа. В случае, если согласование информации между федеральными органами и заинтересованными ведомствами не требуется, информация должна передаваться в СМИ и размещаться на сайте сразу же после уточнения дополнительных подробностей.

Одновременно организуются комментарии для средств массовой информации с места случившегося.В зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации (пожара) ситуацию комментирует руководитель территориального органа МЧС России (его заместитель), должностное лицо, осуществляющее руководство работами на месте чрезвычайной ситуации (пожара).

По мере развития событий, после уточнения обстоятельств произошедшего, при комментировании следует использовать следующие фразы:

«По уточнённым данным (по состоянию на _____ мск.), в ходе спасательных работ спасено _______ человек, пострадало _____ человек. Все пострадавшие доставлены в лечебные учреждения. По предварительным данным погибло _____ человек.

На месте ______ продолжаются спасательные работы. К ним привлечено ______ человек и _______ единиц техники, в том числе от МЧС России ______ человек и _______ единиц техники.

На месте _____ работают психологи МЧС России. Открыта «горячая линия» _____ . Ее телефон: ________ ».

Комментирующие также должны давать разъяснения об особенностях данной чрезвычайной ситуации (или пожара) и связанных с ними сложностях в проведении спасательных работ (или пожаротушения).

По мере проведения спасательных работ (или пожаротушения) сотрудники информационного подразделения должны организовывать регулярные подходы к прессе руководителей, ответственных за ход ликвидации работ.

Данные об изменениях в зоне чрезвычайной ситуации (пожара) должны регулярно обновляться.

После завершения спасательных работ (или пожаротушения) руководитель, комментирующий ситуацию, должен подвести итоги с акцентом на конкретных действиях и с указанием имен конкретных лиц, действия которых положительно повлияли на ход спасательной операции. Следует отметить случаи мужественных и самоотверженных действий спасателей и пожарных, назвать количество спасенных людей, обозначить объем сохраненных материальных ценностей.

Информационным подразделениям рекомендуется сразу же по окончании спасательных работ (пожаротушения) организовывать подготовку репортажей в СМИ о сотрудниках МЧС России, наиболее отличившихся при ликвидации последствий данной чрезвычайной ситуации (пожара).

Общение с пострадавшими в ЧС осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств.

Вербальные — это речевые средства общения (лат. Verbalis устный, словесный).

Невербальные — это неречевые средства (мимика, жесты, прикос­новения и др.).

Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника. Структуру речевого общения составляют:

1. Значение и смысл слов, фраз. Важную роль игра­ет точность употребления слова, его доступность и выразительность. Фразы должны быть построены правильно, быть доходчивыми для слушателя. Звуки и слова должны правильно произноситься; интона­ция должна быть выразительной и отвечать смыслу сказанного.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный); модуляция высоты голоса (плавная, резкая); тональность голоса (высокая, низкая); ритм речи (равномерный, пре­рывистый); тембр голоса (раскатистый, хриплый, скрипучий); интона­ция, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлека­тельной в общении является спокойная, плавная, равномерная речь.

3. Выразительные качества голоса. К ним отно­сятся характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, вздохи, шепот, плач; разделительные звуки — кашель, чихание; нулевые звуки — паузы; звуки назализации — «э-э-э», «хм-хм» и т, п.

Однако слова, звуки и интонации в ежедневном общении человека составляют (по данным исследований) всего 45%, а остальные 55% приходятся на неречевое взаимодействие.

Мимика это движение мышц лица, которое отражает внутрен­нее эмоциональное состояние человека. Она способна дать истинную информацию о том, что человек переживает. Мимика несет в себе до 70% информации о человеке. Глаза, взгляд, лицо человека способны рассказать больше, чем произнесенные слова. Так, например, человек, пытающийся скрыть информацию (или дающий ложную информа­цию), старается отвернуться, не встретиться глазами с собеседником.

Положительные эмоции отражаются на обеих половинах лица более или менее равномерно, а отрицательные — ярче выражены на левой.

Жесты в общении несут очень большую информацию. В языке жестов, так же как и в речи, есть слова и предложения. Все огромное разнообразие жестов можно разделить на пять групп:

1. Жесты-иллюстраторы (жесты сообщения) — указывай не, изо­бражение картины с помощью рук и движения телом, жесты-отмашки; движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

2. Жесты-регуляторы (жесты, выражающие отношение говоряще­го к чему-либо) — улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправ­ленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы (заменители слов или фраз в общении), напри­мер сжатые вместе руки на манер рукопожатия на уровне груди озна­чают «здравствуйте», а сжатые и поднятые над головой — «до свида­ния».

4. Жесты-адапторы (движения рук, связанные с привычками че­ловека)— почесывания, подергивания, касания, поглаживания, перебирание предметов, находящихся под рукой.

5. Жесты-аффекторы (жесты, выражающие определенные эмоции через движение тела и мыши лица) — сгорбленная фигура с вялой, спотыкающейся походкой, опущенным вниз лицом; летящая походка с высоко поднятой головой и т. п.

Существует и множество микрожестов: покраснение щек, движе­ние глаз, подергивание губ, увеличение количества миганий глазами в минуту.

Наиболее часто при общении возникают следующие виды жестов, относящихся к разным группам:

а) жесты оценки (почесывание подбородка, вытягивание указа­тельного пальца вдоль щеки, вставание, прохаживание и др.);

б) жесты уверенности (раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол пирамиды);

в) жесты нервозности и неуверенности (постукивание пальцами по столу, переплетение пальцев рук, сутулость);

г) жесты отрицания (сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус);

д) жесты расположения (прикладывание руки к груди, прерывис­тое прикосновение к собеседнику);

е) жесты доминирования (выставление больших пальцев на показ, резкие взмахи сверху вниз, долгий пристальный взгляд в глаза собе­седника);

ж) жесты неискренности (бегающий взгляд, поворот корпуса в сторону от собеседника, прикосновение к носу как замаскированная форма прикрытия рта и др.).

Умение замечать, понимать и трактовать жесты людей, а также де­лать соответствующие выводы позволяет лучше разбираться в людях и ориентироваться во внешней среде.

Вывод по третьему вопросу:

При подготовке и участию в мероприятиях для СМИ следует четко придерживаться инструкции по организации оперативного информирования населения о произошедших чрезвычайных ситуациях (пожарах), в которой прописано время информирования населения через СМИ, форма одежды, речь комментирующего ЧС, формы сообщений для СМИ: первичное, последующее, комментарии официальных лиц, подведение итогов после проведения операции. Следует учитывать факторы, возникающие в чрезвычайной ситуации, и типичные ошибки.

Учебный вопрос 4. Принципы профилактики образования толпы и приемы превращения толпы в действующую

География толпы (осо­бенно отчетливо фиксируемая при фотосъемке сверху) определя­ется различием между более плотным ядром и разреженной пери­ферией.

В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние.

Например, типичная картина массовых погромов такова. Непосредственными насильниками и убийцами оказываются срав­нительно небольшая часть индивидов, составляющих толпу. Дру­гие их активно поддерживают (поощрительными выкриками, улю­люканьем и т.д.), еще больше людей поддерживают пассивно, а на самой периферии — досужие зеваки; там уже обнаруживаются, скорее, свойства окказиональной толпы. Но вся эта масса придает ядру силу мотивации, дополненную ощущением анонимности и безнаказанности.

Поэтому психологическое воздействие на толпу извне мы обычно рекомендуем нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается.

Для воздействия же изнутри агентам чаще реко­мендуется проникнуть в ядро, где гипертрофированы внушаемость и реактивность.

Чтобы конкретные примеры были понятнее, сразу сделаю су­щественную оговорку.

Стихийное массовое поведение часто со­пряжено с серьезными неприятностями, и в ряде случаев прихо­дится выбирать «меньшее из зол». Какое же именно из зол считать меньшим — это, конечно, зависит от системы ценностей, поли­тических целей и моральных качеств той группы, которая осуще­ствляет воздействие.

Приемы управления толпой изнутри.

Так, два-три агента, проникнув в ядро агрессивной (или гото­вой превратиться в агрессивную) толпы, имитируют испуг и рас­пускают слухи: «Они идут! У них оружие!» Иногда эти действия дополняются выстрелами или похожими на них звуками, которые производят за углом невидимые единомышленники агентов. Под влиянием таких стимулов вместо массовой агрессии возникает массовая паника, что в конкретных случаях может оказаться все-таки «менее плохо».

Еще один вариант: внимание агрессивной толпы переносится на нейтральный объект. В таком случае либо жертвой насилия стано­вится не тот, на кого ярость была первоначально направлена (один из самых подлых приемов политики вообще и манипуляции тол­пой в частности; хотя иногда жертвой может стать сам провокатор насилия), либо толпа из агрессивной превращается в стяжатель­ную, что с точки зрения социальных последствий опять-таки «ме­нее плохо».

Более разнообразны приемы воздействия на толпу извне.

Самый известный из них — опять-таки переключение вни­мания на другой объект. Повторю, что при этом рекомендуется ориентация прежде всего на периферию. Небольшая автомобиль­ная авария, популярная в данном обществе динамичная игра в исполнении умелых игроков, раздача или дешевая продажа дефи­цитных товаров и т.д. могут отвлечь значительную часть массы. Тем самым агрессивная, конвенциональная или экспрессивная толпа превращается в одну или несколько окказиональных (или стяжательных) толп, лишая ядро эмоциональной подпитки.

Прием противодей­ствия митингам и демонстрациям, пусть даже санкционирован­ным, но нежелательным для властей: Поодаль располагаются ав­томобили с динамиками, по которым передается футбольный репортаж, выступление популярных артистов или что-то еще в том же роде.

Это одна из причин, почему организаторам массового меро­приятия консультанты рекомендуют предусмотреть, чтобы оно повремени не совпало с каким-либо другим интересным для народа событием.

Рекомендуется также заранее позаботиться о непосред­ственных нуждах людей в зависимости от погоды: прохладитель­ных напитках, укрытиях от дождя, жары и т.д. В противном случае поведение толпы может стать непредсказуемым, и скажем, па­ника с трагическими последствиями возникнет из-за такой мело­чи, как внезапно хлынувший ливень.

Кроме того, политические противники, воспользовавшись пу­стующей «экологической нишей», станут ее по-своему заполнять, отвлекая внимание собравшихся, а в худшем случае, например, вместо прохладительных напитков распространять горячительные и т. д.

При разработке сценария важно также внимательно ознако­миться с прогнозом погоды и, если возможно, проконсультиро­ваться с синоптиками.

Еще один комплекс приемов влияния на действующую толпу связан с использованием ритма. Удалось установить, что действую­щая толпа в отличие от экспрессивной аритмична, и поэтому гром­кий ритмический звук способствует соответствующему превра­щению.

В конце 1970-х гг. советская газета под иронической рубрикой «Их нравы» сообщила о том, что в Южно-Африканской Республике изобре­тен «музыкальный танк». У слушателей из ЮАР я выяснил, что это дей­ствительно танк, преобразованный специально для борьбы с уличными беспорядками. Вместо пушки у него на вооружении брандспойты, «стре­ляющие» мощной струей холодной воды, а вместо пулемета — силь­ные динамики, «стреляющие» во все стороны громкой ритмической му­зыкой.

Под воздействием звуков люди невольно начинают двигаться в такт, и толпа из агрессивной превращается в экстатическую. Энергия ярости уходит в танец, и это помогает избежать худшего.

Африканское изобретение возникло, конечно, не на пустом месте. Психологи давно изучают удивительное влияние ритма на толпу, и ис­ходным материалом для этого послужила упомянутая выше история с пляской святого Витта. Считается, что после того как толпа «поймалась на ритм», ее можно удерживать в экстатическом состоянии сколь угодно долго: пока музыка продолжается, люди, попавшие под ее влияние, не способны по собственной воле избавиться от наваждения (отсюда, ве­роятно, народные сказки про волшебную гармонь и волшебную флей­ту).

Но при уличных беспорядках доводить людей до полного изнеможе­ния, как правило, нежелательно — у кого-то не выдержит сердце и т. д., — и чаще всего задача состоит в том, чтобы выиграть время.

Здесь, правда, следует добавить, что противодействие различ­ным видам толпы требует различных ритмов. Как мы видели, пре­вращению агрессивной толпы в экспрессивную (экстатическую) способствует быстрый ритм типа рока, твиста или шейка.

В заключение расскажу еще об одном способе противодействия массовой агрессии. Как ранее говорилось, в тол­пе человек теряет ощущение индивидуальности, чувствует себя безличным и потому свободным от ответственности, накладыва­емой ролевыми регуляторами.

Вдохновляющее чувство вседозво­ленности и безнаказанности составляет важное условие массовидных действий. Это условие нарушается приемами деанонимизации.

Некото­рые американские авторы предлагали иную модификацию: в тол­пе снуют хмурые личности с фотоаппаратами или блокнотами, откровенно фиксируя самых активных индивидов. На раннем эта­пе формирования толпы этот прием, вероятно, может кого-то отрезвить и предотвратить экстремистские действия. Тем не менее я никогда его не рекомендовал, поскольку считаю чересчур опас­ным для здоровья и жизни агентов.

Но сегодня деанонимизация достигается более безопасными средствами. На крышах окружающих зданий размещаются хорошо заметные камеры, и (или) высылаются мобильные группы теле­репортеров. Демонстративные действия последних (с проверен­ными путями ухода от опасности) способствуют возвращению идентичности индивидам в толпе и снижению коллективного эффекта.

Вывод по четвертому вопросу: Психологическое воздействие на толпу извне следует нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается. Для воздействия же изнутри агентам чаще реко­мендуется проникнуть в ядро, где гипертрофированы внушаемость и реактивность.

Эффективными средствами могут считаться следующие: — переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу; — объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы; — обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности; — применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.

Заключение

В чрезвычайных ситуациях (при пожарах) существует проблема, с одной стороны, огромного потока неструктурированной, противоречивой, разноплановой информации, с другой стороны, недостаток достоверной официальной информации. Необходимо организовать поток информации, сделать его управляемым. Нужно помнить о том, что в период чрезвычайной ситуации (при пожаре) информацию ждут и получают разные референтные группы: группы специалистов, работающих на чрезвычайной ситуации, пострадавшие, их родственники, сочувствующие и т.д. Нельзя создавать информационный вакуум. Журналисты, не получив информацию от официальных лиц, будут искать другие источники, информация которых может быть субъективной и недостоверной.

Людям необходима оперативная, достоверная, однозначная и при необходимости дозированная информация. Отсутствие или неполная информация является основной причиной напряженности, агрессии, домыслов, слухов, возникновения массовой паники. Грамотное освещение чрезвычайной ситуации (пожара) дает населению уверенность в том, что ситуация под контролем, что делается все необходимое для спасения людей и оказания им необходимой помощи. Информация для пострадавших должна быть абсолютно достоверной и исходить из официальных источников. Информация в СМИ должна исходить от официальных лиц.

Разработал:

преподаватель кафедры ПРЭКС Т.В. Иванова

«______»_______________20____

Лист регистрации изменений

Номер

изменения

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка подписи

Дата

Дата введения изменения

заменен­ных

новых

аннулиро­ванных