Министерство Просвещения, Молодёжи и Спорта Республики Молдова
Кишинёвский Педагогический Колледж имени Алексея Матеевича
Дидактический проект
учебного занятия по педагогике
специальность: «Педагогика начального обучения»
тема:
Урок — как основная форма организации
учебного процесса, его характеристика
и требования к нему
преподаватель: Н. Даний-Серебрянская
Кишинёв, 2006
Ø Дата: 28 февраля 2006
Ø Группа: 24 школьная
Ø Предмет: Педагогика
Ø Тип занятия: передача и усвоение новых знаний
Ø Тема: Урок — как основная форма организации учебного процесса, его характеристика
и требования к нему
Ø Ключевая цель: — передача и усвоение знаний об организации учебного процесса в начальной школе;
— формирование и развитие интеллектуальных способностей;
— развитие практических умений;
Коррекционное обучение как тип дифференцированного учебного процесса
... – актуальность данной темы. Разработка системы коррекционного обучения, как типа дифференцированного учебного процесса – это новая и сложная задача. Она требует объединения усилий специалистов ... работника. - М., 1993. 42. Шевченко С. Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Начальная школа. ...
Ø Операциональные цели:
а) познавательные:
0.1. – Усвоить и понять важность и необходимость урока – как одной из основных
форм организации учебного процесса;
0.2. – Знать структурные элементы урока;
0.3. – Аргументировать ведущую роль урока – как формы организации учебного
процесса в начальном звене обучения;
0.4. – Применять соответствующую научную терминологию;
б) психомоторные:
0.5. – Проявлять оригинальность, креативность, работоспособность;
0.6. — Искать и находить аргументы в сравнении различных форм организации учебного
процесса в трёх циклах обучения, отдавая приоритет уроку в начальном звене;
0.7. – Анализировать, выявлять, обобщать, приводить доводы и аргументы;
в) аффективные:
0.8. – Проявлять интерес, любознательность, желание изучать проблему;
0.9. – Осознавать необходимость и значимость знаний для будущей профессии;
0.10. – Проявлять способность применения приобретенных знаний в
педагогической практике (организуя и проводя внеклассные занятия).
Ø Стратегические основы урока:
Методы и приёмы:
Объяснение Беседа Демонстрация Исследование Проблемная ситуация Работа в группах Ланкастерский метод
|
|
Формы организации:
Фронтальная Групповая Индивидуальная
|
Средства:
Учебники педагогики разных авторов;
Опорные схемы;
Постер
Ø Библиография:
1. И.П. Подласый «Педагогика», Владос, 2001
2. И.Ф. Харламов «Педагогика», Минск, 2004
3. Г.М. Каджаспирова, «Педагогика», Владос, 2004
4. N. Silistraru, “Vademecum în pedagogie”, Chişinău, 2004
5. N. Silistraru, “Notiţe de curs la pedagogie”, Chişinău, 2002
6. C. Postelnicu, “Fundamentele ale didacticei şcolare”
7. V. Cojocariu, “Teoria şi metodologia instruirii”, Bucureşti, 2002
8. C.B. Кульневич, Т.П. Лакоценина, «Анализ современного урока», Ростов на Дону, 2003
Этапы урока |
Операциональные цели |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методы и приёмы |
Оценивание |
Организа-ционный момент. Активиза-ция внимания |
0.9. |
Устанавливаю адекватную атмосферу для проведения учебного занятия. |
Учащиеся приводят в порядок рабочие столы, готовят всё необходимое. |
Беседа |
Оценивается уровень подготовки к уроку |
Проверка домашних заданий |
0.7. |
В каждой группе есть опорная таблица, которую они должны заполнить |
Оценивается способность анализировать, демонстриро-вать, применять знания |
||
Определение целей. Восприятие. Постановка учебной задачи |
0.6. 0.7. 0.11. |
Прошу дать характеристику классно-урочной системы обучения Прошу учащихся аргументировать идею организации учебного занятия У доски: анализируют: — фронтальный — дифференцированный (по группам и индивидуально) — отношения: учитель-ученик Предлагаю учащимся составить общие требования к проведению урока. |
Работа в группах: анализируют и комментируют основные характеристики урока. Учащиеся составляют в группах общие требования к уроку, обсуждают их в группах и лидер предлагает |
Работа в группах Дискуссия |
Оценивается способность высказывать своё мнение, делать выводы |
Этапы урока |
Операциональные цели |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методы и приёмы |
Оценивание |
Сообщение новых знаний |
0.10. |
Обсуждение элементов урока. Работа с таблицей-схемой |
Изучение таблицы-схемы |
Диалог Наблюдение Исследо-вание |
|
Раскрытие содержа-ния, направле-ние учением |
0.1. 0.9. |
Акцентирую: — характеристики урока раскрывать применительно к психолого-педагогической, внеклассной практике; — работать в тех же группах, что и на педпрактике |
Учащиеся работают с опорой на дидактические проекты проведённых ими внеклассных воспитательных занятий. Учащиеся работают с постерами (приложение №2, приложение №3) Учащиеся анализируют требования к уроку |
Работа в группах |
Оценивается четкость, быстрота и рациональность выполнения задания Оценивается способность осмысленного усвоения знаний |
Выводы Д/З |
0.2. 0.3. 0.9. 0.4. |
Какие выводы можем сделать на основе изученного на уроке? На чём основываемся в подборке содержания, методологии урока? Домашнее задание: Изучить тему. Ознакомиться с Памяткой (по ведению урока для начинающего учителя) |
Урока, как категория Дидактики, имеет научную основу, методологию построения — в основе -дидактические принципы Запись литературы для самостоятельного изучения |
Оценивается способность достигать результата Оценивается способность интегрировать знания с пед. практикой |
Приложение №1
Историческая эволюция форм учебной работы
? Индивидуальное обучение;
? Индивидуально-групповое обучение;
? Классно-урочная система обучения;
? Белл-ланкастерская система взаимного обучения;
? Батавская система обучения в США;
? Маннгеймская система обучения в Европе;
? Система индивидуализированного обучения, или Далтон-план, созданный Еленой Паркхерст;
? Проектная система обучения (метод проектов);
? Учебные экскурсии;
? Программированное обучение – машинное и безмашинное.
Требования к уроку:
Дидактические (образовательные) требования
|
Воспитательные и развивающие |
Организационные |
1.Чёткое определение места и задач данного урока в системе уроков 2.Определение оптимального содержания урока в соответствии с учебной программой, с учётом подготовки учащихся. 3.Осуществление принципов целостного педагогического процесса. 4.Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля. 5.Сочетание различных видов коллективной, групповой, индивидуализированной работы. 6.Наличие межпредметных связей. |
1.Формирование различных видов мышления, памяти, внимания. 2.Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира. 3.Развитие познавательных интересов и положительных мотивов. 4.Всесторонний учёт уровня развития психологических особенностей учащихся. 5.Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки, терпения. 6.Формирование потребности в знаниях, умении их удовлетворять; организация учебной деятельности учащихся, готовность к самообразованию. 7.Развитие творческих способностей. 8.Обогащение опыта общения и отношений. 9.Создание проблемных ситуаций. |
1.Наличие продуманного плана проведения урока. 2.Организационная чёткость проведения урока: своевременное начало, высокая плотность, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность. 3.Сознательная рабочая дисциплина. 4.Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, ТСО и НИТО. 5.Структурная гибкость и подвижность урока 6.Целостность, завершенность отдельного урока и их системы внутри темы, раздела. |
1.Дидактические требования к современному уроку:
· Чёткое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
· Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
· Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
· Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока;
· Реализация на уроке всех дидактических принципов;
· Создание условий успешного учения учащихся.
2. Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2) учёт в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся;
Стиль урока:
· определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения;
· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
· определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
· планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
· выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто составит проблему, формулирует ее, кто решает);
· учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников;
· рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе;
· психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.)
Организация познавательной деятельности учащихся:
· Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся;
· Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
· Планирование приёмов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся;
· Руководство повышением уровня внимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
· Закрепление результатов работы:
— формирование навыков путём упражнений;
— обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса;
Организованность учащихся:
1) Отношение к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
2) Возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учёт возрастных особенностей учащихся:
1) Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2) Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3) Дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Гигиенические требования к уроку:
1) Температурный режим;
2) Физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3) Освещение;
4) Предупреждение утомления и переутомления;
5) Чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
7) Соблюдение правильной рабочей позы у учащегося;
8) Соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока:
1) Урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2) Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3) Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4) Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5) По возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;
6) Обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
7) Учитель должен обеспечить активное участие каждого школьника.
Организация работы |
Повторение изученного (актуализация темы) |
Изучение нового материала, формирование новых умений |
Закрепление, систематизация, применение |
Задание на дом |
2 мин |
10 мин |
25 мин |
5 мин |
3 мин |
Динамика работоспособности детей и структура урока
0 мин 30 мин 45 мин