Семинарское занятие № 11
Функции и основные направления деятельности
Классного руководителя
Задачи занятия
· Выявить основные функции классного руководителя, особенности его деятельности;
· Понять способы планирования работы классного руководителя;
· Научиться оптимально планировать время и содержание работы с классом.
План занятия
1) Первые 5 – 7 мин. отводятся на то, чтобы выделить 7 «экспертов» для проведения основной части занятия и выяснить организационные вопросы.
2) Затем идёт обсуждение вопросов в форме игры – «вертушки». Семь выбранных в начале занятия экспертов сидят за отдельными столами с табличками, обозначающими тему обсуждения за столом. Они собирают мнения и предложения участников обсуждения, выявляют сомнительные моменты, варианты решения тех или иных проблем. Итогом их работы на занятии будет выступление в следующей его части.
Остальные участники занятия в течение этого периода (30 мин.) переходят от одного стола к другому, включаясь в обсуждение, внося свои предложения, выделяя важные моменты в обсуждаемых вопросах, предлагая свои материалы. Эксперты оценивают степень их участия в обсуждении следующими баллами: 1 – принял участие в обсуждении; 2 – внёс интересное предложение; 3 – предложил особенно ценные материалы. Эти оценки заносятся в «путевые листы» участников, которые они заранее готовят для себя по следующей форме:
Игра – «вертушка» по теме «Система работы классного руководителя»
Фамилия, имя, отчество ________________________________________
Группа ________________________ Дата _________________________
По окончании и второго этапа путевые листы сдаются преподавателю.
Оцененных баллами «2» эксперт должен обязательно упомянуть в своём итоговом выступлении, а в случае оценки «3» — особо выделить внесённые этим участником предложения.
Остановимся на содержании работы за каждым столом эксперта:
Назначение и полномочия классного руководителя
Постарайтесь доработать разделы 1, 3 и 5 приведённой должностной инструкции классного руководителя, уточнив формулировки, дополнив вариантами отдельных пунктов применительно к условиям школы, в которой Вы работаете, учились, проходите педагогическую практику. При этом разделите текст на основной и тот, который зависит от условий конкретной школы.
Разделы 1 и 5 нуждаются в предельной конкретизации и уточнении формулировок. Помните, что должностная инструкция – юридический документ, на основании которого можно поощрить и наказать работника и даже уволить его. Раздел 3 постарайтесь, насколько это возможно, расширить (но реальными правами, а не фантастическими пожеланиями).
Современные формы работы классного руководителя с родителями
... формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе. Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, ...
При этом необходимо руководствоваться правилом, что всякая обязанность должна быть обеспечена соответствующими правами, дающими возможность её выполнить.
Обязанности классного руководителя
Аналогично предыдущему доработайте разделы 2 и 4 должностной инструкции классного руководителя. При этом следует выделить минимум действительно необходимых обязанностей, выполнения которых администрация школы вправе требовать от классного руководителя. Помните, что за невыполнение каждой из этих обязанностей работник может быть подвергнут взысканию.
Рабочее время классного руководителя
Перед Вами стоит задача распределить 6 часов (или 360 мин.) в неделю рабочего времени, которое оплачивается учителю за классное руководство. При этом следует помнить, что работа классного руководителя в течение четверти и на каникулах существенно различается. Не забывайте, что выполнение отдельных видов деятельности можно совмещать (например, организуя учащихся во время перемены, попутно провести 1-2 короткие индивидуальные беседы).
Уточнить реальные затраты времени помогут Вам предварительные беседы с педагогами школ, где Вы учились или проходите педагогическую практику.
Содержание воспитательной работы
Вы можете дополнить и конкретизировать приведённые в рекомендациях к занятию направления или предложить свой вариант.
Формы планирования работы с классом
Нужно собрать различные формы плана работы классного руководителя с объяснением того, в каких случаях целесообразна каждая из них.
Циклограмма деятельности классного руководителя
Дополните предложенную циклограмму. Для этого проконсультируйтесь предварительно в школе, где Вы учились или проходите практику.
Должностная инструкция классного руководителя
1. Общие положения
1.1. Основное назначение должности состоит в обеспечении непрерывного педагогического процесса в урочное и внеурочное время, в организации внеурочной воспитательной, общественно полезной и культурно-досуговой работы с закрепленным классом.
1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от работы в установленном порядке приказом директора из числа основных сотрудников лицея, имеющих среднее специальное или высшее образование.
1.3. Обязанности, предусмотренные данной инструкцией, выполняются в дополнение к обязанностям по основной должности как в порядке совмещения, так и в дополнительное время с доплатой в размере 20 % тарифной ставки из расчёта 6 часов воспитательной работы в неделю.
1.4. Классный руководитель подчиняется директору лицея. Текущее руководство его работой осуществляют заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
1.5. Классный руководитель в своей работе руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом лицея, настоящей должностной инструкцией и нормативами учёта рабочего времени, утверждаемыми директором лицея.
2. Обязанности
Классный руководитель по своей должности выполняет следующие обязанности:
2.1. Работа с учащимися:
— организация и проведение режимных моментов: контроль посещаемости, выяснение причин отсутствия, организация питания;
Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися общеобразовательных ...
... и оценку семейного воспитания учащихся. Если семья неблагополучная, то сведения есть у классного преподавателя и у администрации школы. Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его ...
— изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей учащихся, их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
— работа с активом класса;
— проведение классных часов и других коллективных форм воспитательной работы;
— планирование и осуществление воспитательной и культурно-досуговой работы в классе, разработка сценариев внеклассных мероприятий (не менее одного в год);
— контроль за ходом учебно-воспитательного процесса в классе; выявление причин слабой успеваемости учащихся, организация своевременной необходимой помощи;
— индивидуальные психолого-педагогические консультации с учащимися по их просьбам, заявкам родителей или учителей;
— помощь одарённым детям в раскрытии и совершенствовании их способностей – информирование родителей, консультации со специалистами;
— помощь детям с медицинскими, психологическими или специальными проблемами;
— сбор и обработка информации об учащихся – от них, их родителей, учителей и других специалистов лицея;
— участие в организации и проведении культурно-досуговых, оздоровительных и других общественно полезных мероприятий лицея;
— организация дежурства и другой социально полезной деятельности учащихся.
2.2. Работа с учителями, преподающими в закреплённом за педагогом классе:
— наблюдение уроков с согласия преподавателя;
— организация и проведение малых педсоветов, педагогических консилиумов;
— координация и согласование педагогических воздействий сотрудников лицея, оценка их целесообразности.
2.3. Работа с родителями:
— информирование об успехах, проблемах ученика – лично, по телефону, в письме, путём записей в дневнике и т.д.;
— проведение родительских собраний (не менее пяти раз в год и не реже одного раза в четверть);
— посещение семей учащихся с их согласия;
— консультации по вопросам воспитания детей.
2.4. Взаимодействие со службами лицея:
— информирование руководства о проблемных случаях, об одарённых детей, предложения о соответствующих мерах;
— участие в педсоветах лицея: подготовка необходимой информации по классу и отдельным учащимся;
— участие в работе методических объединений классных руководителей;
— содействие в осуществлении психолого-педагогических исследований в классе;
— отчёт о деятельности перед администрацией и педагогическим советом лицея;
— взаимодействие с медицинской службой;
— взаимодействие с библиотечной службой;
— взаимодействие с психологической службой;
— взаимодействие с педагогами дополнительного образования.
2.5. Работа с документами:
— ведение личных дел учащихся;
— ведение классного журнала;
— контроль за ведением ученических дневников;
— подготовка характеристик учащихся класса;
— обработка и сохранение поступающих справок и документов.
3. Права
Классный руководитель имеет право:
— самостоятельно избирать формы и методы проведения воспитательной работы, использовать новаторские и экспериментальные методики воспитания;
— посещать уроки других учителей в закреплённом за ним классе с целью изучения учащихся и контроля за ходом учебно-воспитательного процесса в классе;
— использовать помещения и базу лицея для проведения воспитательной работы с классом: закреплённый кабинет и оборудование – в свободное от уроков время, другие помещения и оборудование – по предварительной заявке в порядке, определяемом директором лицея;
— вызывать от имени лицея родителей учащихся в необходимых случаях;
— получать полную и исчерпывающую информацию об учащихся закреплённого за ним класса от всех служб лицея, включая медико-психологическую службу.
4. Ответственность
4.1. Классный руководитель несёт дисциплинарную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, перечисленных в п. 2 настоящей Инструкции, а также за нарушение Конвенции ООН о правах ребёнка, Правил внутреннего трудового распорядка для работников лицея.
4.2. Классный руководитель несёт полную индивидуальную материальную ответственность в соответствии со ст. 243 ТК России в случае непринятия мер по обеспечению сохранности имущества лицея за ущерб, причинённый по его вине подотчётному имуществу.
4.3. Классный руководитель несёт административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
5. Оценка работы
5.1. Работа классного руководителя оценивается по уровню ответственного отношения к выполнению настоящих должностных обязанностей, определяемому по итогам:
— проверка выполнения планов работы, четвертных или полугодовых;
— проверка установленной документации;
— посещение занятий, проводимых классным руководителем;
— собеседования с администрацией лицея;
— анкетирования учащихся и их родителей.
5.2. Оценка работы классного руководителя снижается в случаях:
— наличия обоснованных жалоб на его работу со стороны родителей и учащихся;
— педагогически обоснованных конфликтов с учащимися;
нарушения трудовой дисциплины.
6. Замены по работе
6.1. Классный руководитель по распоряжению руководителя заменяет временно отсутствующих классных руководителей с соответствующей доплатой за дни замены.
6.2. В случае временного отсутствия классного руководителя, его обязанности выполняет другой классный руководитель, назначаемый директором лицея или его заместителем по воспитательной работе.
С инструкцией ознакомлен (а):
Такой документ помогает упорядочить работу классного руководителя. Однако требует дальнейшей детализации: в пределах каких временных рамок классному руководителю планировать свою работу? Как велик может быть объём требований, предъявляемых к нему со стороны администрации? В том же лицее в результате коллективного анализа и с учётом опыта работы других школ на педагогическом совете были в качестве ориентиров утверждены следующие нормы учёта рабочего времени.
Основные направления деятельности классного руководителя. · Совместная деятельность с руководителями физической культуры и медицинскими работниками лицея по проведению физкультурно-оздоровительных и
Здоровье
· Совместная деятельность с руководителями физической культуры и медицинскими работниками лицея по проведению физкультурно-оздоровительных и санитарно-просветительских мероприятий;
· загородные экскурсии и походы;
· консультации специалистов по итогам ежегодной диспансеризации, контроль за выполнением их рекомендаций;
· индивидуальная работа с каждым учащимся по режиму дня на основе медицинских данных, наследственной предрасположенности.
Учение
· Обеспечение руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся: их самообразованием;
· совместная работа с учителями-предметниками, завучем по соблюдению учебной дисциплины;
· посещение уроков с целью выявления способностей, возможностей учащихся;
· организация консультативной помощи по предметам;
· включение учащихся в исследовательскую жизнь.
Общение
· Организация систематической работы по нравственному воспитанию;
· овладение правилами функционирования в урбанизированной среде;
· обсуждение вопросов по культуре поведения и общения.
Досуг
· Обеспечение педагогического руководства и влияние на досуговую сферу школьников;
· создание условий для культурного досуга, использования клубных форм общения по интересам и т.д.;
· отработка методики внешних взаимосвязей.
Семья
· Изучение условий воспитания детей в семье;
· организация комплексного подхода к воспитанию детей в семье;
· оказание помощи семье и тактическое корректирование процесса семейного воспитания, а не информирование родителей главным образом о неуспеваемости или недисциплинированности их ребёнка. Это означает: соответствие предъявляемых требований возможностям и стремлениям ребёнка, а также осуществление родителями психотерапевтической функции в отношении детей, т.е. осознание того, что они являются психологической опорой для ребёнка.
Наконец, для осуществления своих замыслов педагоги определили вопросы, на которые необходимо ответить в процессе самообразования и методической учёбы. В данном случае конкретный коллектив лицея № 5 Волгограда разработал следующий план, представленный в табл. 4.
В данном случае педагоги не обсуждали форму плана работу классного руководителя, на какой период следует планировать работу с классом: для работающих учителей это вопросы в достаточной мере известные. Студентам, же следует иметь для себя несколько обоснованных вариантов их решения, чтобы затем реализовать своё право выбора форм и периода планирования. Предлагаем ознакомиться с четырьмя из множества возможных вариантов оформления плана работы классного руководителя.
Вариант 1. В виде целевых программ по выделенным в аналитической части плана ключевым проблемам. Например:
Программа«Волонтёр»
Цель: организация при классе группы волонтёров, работающих с детьми «группы риска»
Руководитель программы: И. О. Фамилия, наименование должности
№ | Содержание деятельности | Кто привлекается | Сроки |
Вариант 2. В случае, когда работа класса строится по ключевым мероприятиям, удобной может быть следующая форма плана.
№ | Ключевое мероприятие месяца | Участники | Анализ результативности | |||
Все дети | Актив | Педагоги | Родители и общественность | |||
Вариант 3. Если работа класса строится по выделенным приоритетным направлениям, возможно план оформить в следующей таблице (выделенные направления являются примерными).
Неделя, месяц | Социально-педагогическая работа | Дополнительное образование | Организация досуга | Спортивно-оздоровительная работа | Коммуникативное направление | Патриотическое воспитание | Экологическое воспитание | Художественно-эстетическая деятельность | Техническое творчество |
В клетках таблицы указывается проводимое мероприятие, дата его проведения, состав участников, организатор и ожидаемые результаты.
Вариант 4. Возможно выделенные приоритетные направления работы сделать разделами содержательной части плана. Тогда он примет следующий вид:
Социально-педагогическая деятельность клуба
№ | Содержание работы | Дата | Состав участников | Ответственные | Ожидаемые результаты |
Организация досуга
№ | Содержание работы | Дата | Состав участников | Ответственные | Ожидаемые результаты |
…И так далее
При планировании работы многие классные руководители вначале определяют те дела, которые периодически повторяются и занимают большую часть времени. Такой раздел плана часто называют «циклограмма». В ходе методической учёбы классные руководители лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда, например, выделили следующие циклически повторяющиеся виды деятельности.
Циклограмма деятельности классного руководителя
Ежедневно
1. Встреча детей.
2. Уборка кабинета.
3. Контроль посещаемости.
4. Встреча с учителями-предметниками, заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
5. Организация питания.
Еженедельно
1. Классный час.
2. Проверка дневников.
3. Индивидуальная работа с родителями и детьми.
4. Внеклассные мероприятия по планам предметных недель.
5. Ведение классного журнала.
6. Работа с активом класса.
Каждый месяц
1. Посещение уроков своего класса.
2. Линейка.
Каждую четверть
1. Родительское собрание.
2. Генеральная уборка кабинетов.
3. Экскурсии и культпоходы.
4. Подведение итогов четверти.
Каждый год
Август: встреча учащихся по классам; проверка личных дел; получение учебников.
Сентябрь: День знаний; День здоровья; «трудовой десант».
Октябрь: осенний бал.
Ноябрь: классные вечера; экскурсии.
Декабрь: проведение предметных олимпиад, новогодних праздников.
Январь: культпоходы на каникулах.
Февраль: вечер встречи выпускников; годовщина Сталинградской битвы; День защитников Отечества.
Март: праздник 8 Марта.
Апрель: юморина; «трудовой десант».
Май: День физкультурника; праздник последнего звонка; переводные экзамены.
Июнь: заполнение личных дел учащихся; сдача классных журналов; выпускные экзамены и вечер; ремонт учебных кабинетов; сдача учебников.
Список литературы
1. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1984.
2. Методические рекомендации по планированию системы работы классного руководителя. Волгоград, 1989.
3. Практикум по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. З.И. Васильевой. М., 1988. С. 125 – 133.
4. О некоторых итогах I этапа эксперимента «Содержание и условия деятельности освобождённого классного руководителя (классного воспитателя)» // Вестник образования: Справ.-информ. изд. Мин-ва образования Российской Федерации. 1992. № 1. С. 2 – 51; 1991. № 8.
5. Вестник образования: Справ.-информ. Изд. Мин-ва образования Российской Федерации. 1991. № 8.
Задания к занятию
1. Оцените ситуацию, в которой оказался классный руководитель:
· Какие задачи предлагают решить классному руководителю учителя-коллеги? Может ли он отказаться от их решения?
· Можно надеяться, что Ольга Петровна оправдает надежды своих коллег?
· А как бы вы вели себя на месте классного руководителя? на месте каждого из учителей?
2. Познакомившись с разработкой занятия, найдите дополнительный материал в рекомендованной литературе. Ответьте на вопросы:
· Что такое план работы классного руководителя? В чём его назначение?
· Какие элементы плана классного руководителя обязательны? Какие возможны по усмотрению классного руководителя?
· Какие существуют принципы и требования к планированию?
· План, проект, целевая программа, сценарий… – каково соотношение этих понятий?
· Каково соотношение планов работы школы и классного руководителя?
3. Для подготовки к работе с экспертами на занятии выпишите свои предложения каждому эксперту на отдельный листок. Это ускорит их анализ. В том числе выполните задание 6 в книге: Практикум по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. З.И. Васильевой. М.: Просвещение, 1988. С. 132 -133.
Обратите внимание, что для подготовки к занятию необходимо побеседовать с работающими учителями, познакомиться с их опытом эффективной организации работы классного руководителя.
4. Заготовьте для себя «Путевой лист» и перепишите в тетрадь материалы, которые будут дорабатываться на занятии, чтобы дополнять их во время третьего этапа занятия.
Задания к СРС, УИРС
1. Подготовьте выступления на тему:
· Составляющие мастерства воспитателя.
· Документация классного руководителя.
· Взаимодействие классного руководителя с учителями, родителями, администрацией и общественностью в воспитании детей.
2. Составьте план воспитательной работы с классом на четверть, приготовьтесь к его защите перед преподавателем.
Контрольные вопросы
1. В чём состоит основное назначение классного руководителя: какие его функции не могут выполнить другие педагоги?
2. В чём состоят основные служебные обязанности классного руководителя?
3. Как регулируется рабочее время классного руководителя?
4. Как оплачивается эта работа?
5. Кем и как назначается классный руководитель? Требуется ли при этом согласие самого педагога?
6. Какие направления в содержании воспитательной работы классного руководителя возможно выделить? Чем обосновано это выделение?
7. Какие формы плана классного руководителя вы знаете? Чем они различаются? когда целесообразно применять каждую из них?
8. Какая ещё существует организационно-педагогическая документация, ведение которой для классного руководителя обязательно?
9. Каковы особенности методической работы классного руководителя в сравнении с учителем-предметником?