Председатель комитета по рабочим и
учебным программам______________
«____»________________ 2016 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СТУДЕНТА
Учебный год:2016-2017
Количество кредитов:3
Форма обучения:очная
Дисциплина:Психологическая диагностика и профилактика зависимости
Код дисциплины:
Курс:4
Специальность:5B010300 «Психология»
Семестр:7
Всего часов:135
из них:
семинарские:45
СРСП:45
СРС:45
Экзамен:7 семестр
Ф.И.О. преподавателя: Гущина В.Д.
Тараз 2016
Программа курса подготовлена на основании учебной программы по дисциплине «Психологическая диагностика и профилактика зависимости» и Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан.
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Психология и акмеология»,
Протокол № 1 от « ___ »____________ 20___г.
Заведующая кафедрой ________________ Сматова К.Б.
Рабочая учебная программа одобрена комитетом по рабочим программам педагогического факультета
Протокол № 1 от от « ___ »____________ 20___г.
Председатель комитета _________________
Актуальность и необходимость изучения курса
Курс «Психологическая диагностика и профилактика зависимости» является отражением нового направления в медицинской психологии, расширяющим проблемное поле этой дисциплины и воплощением на практике новой идеи о роли совладающего с зависимостью поведения в адаптации к социальной среде. Он обеспечивает студентов необходимой инновационной информацией для овладения определенными знаниями и умениями в области психологии зависимости, необходимыми для профессиональной деятельности.
Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины: формирование у студентов готовности профессионально осуществлять процесс выявления, предупреждения и преодоления зависимого поведения у различных категорий людей. Передача студенту необходимого объема знаний в области психологии зависимостей, развитие его профессионального мышления в области психологии зависимостей.
11 стр., 5251 слов
Рабочая программа «Психология»
... Программа курса дисциплины 1.1 Тематический план дисциплины «Психология» Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, для студентов, чья психологическая ... индивидуально-психологических особенностей личности, стилей их познавательной и профессиональной деятельности; Дисциплина «Психология» ...
Задачи дисциплины:
— рассмотреть и определить психологические механизмы и причины, лежащие в основе развития зависимого поведения в целом и отдельных его видов;
-развить навыки оказания психологической помощи, решения психологических проблем в освоении основных методов и приѐмов преодоления различных форм зависимостей;
— решать вопросы, связанные с определением содержания и методов психологической диагностики зависимого поведения, аспектами принятия управленческих решений и взаимодействия участников различных областей знаний в области профилактики зависимостей;
-повысить психологическую культуру будущего специалиста путем воспитания в нем потребности в самосовершенствовании личности и постоянном профессиональном развитии.
Требования к знаниям и умениям
Студент должен знать:основы психологии зависимого поведения, усвоить язык и содержание понятийного аппарата, информационную базу, природу и происхождение зависимого поведения; природу психики человека, основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение биологических и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов в аддиктивном поведении человека; биологическую, психологическую основу зависимостей.
Студент должен уметь: давать психологическую характеристику личности; давать оценку поступков отдельных лиц и социальных групп на основе имеющихся данных и внешних психологических и социально-психологических критериев, различать виды, моно-и полизависимость; правильно осуществлять психологическое воздействие, устанавливать психологический контакт; эффективно строить профессиональные взаимоотношения, разрешать конфликтные ситуации; использовать психологические знания для адекватной самооценки своей личности и профессионального самосовершенствования.
Студент должен владеть: необходимым набором комплексных методик психодиагностики вербальным и не вербальным аппаратом психологии для объективного выявления зависимого расстройства личности; понятийным аппаратом психологии зависимости, усвоить такие понятия как аддикции, зависимость, созависимость алкоголизм, наркомания, гемблинг, трудоголизм и другие, сформировать навыки выявления зависимого поведения, основными методами преодоления зависимого поведения, навыками психологии общения, аргументации, манипулирования, приѐмами психологической защиты и стрессоустойчивости.
Компетенции, формируемые при изучении дисциплины, способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.
Пререквизиты и постреквизиты курса
Общая психология, социальная психология, медицинская психология, патопсихология.
Описание курса
В курс входят 45 часов практических занятий, которые будут проводиться в различных активных формах – дискуссии, игры, тренинги, коллоквиумы, эвристические беседы и т.д.
Также в курс входит по 45 часов самостоятельной работы студентов – в аудитории (СРСП) и вне аудитории – (СРС).
СРСП будет осуществлять в виде реферативной работы с последующей ее защитой, в виде выполнения рейтинговых и других заданий и индивидуального консультирования.
СРС – это работа студента в библиотеках города и вуза с целью подготовки к лекционным и практическим занятиям. А также для выполнения разного рода заданий, предложенных студенту преподавателем.
Студенту необходимо иметь одну общую тетрадь для лекций и получения домашних заданий. В ней будут вестись записи пояснений преподавателя, конспекты лекций и фиксироваться необходимая литература для вашей подготовки. Кроме того, студенту необходима обычная тонкая тетрадь для индивидуальных занятий и ведения глоссария, ручки с красными и черными чернилами.
Календарно-тематический план практических занятий
№ | Дата | Номер, название модуля и темы занятия | Кол-во часов | Формы проведения занятия | Формы контроля | Знания и умения, формируемые у студента |
неделя | Практическое занятие 1. Определение зависимости. Основные виды зависимого поведения. Биологические основы зависимого поведения. Психологические феномены зависимого поведения. | Сравнитель ный анализ | Оперативный контроль | Понятие зависимости. Основные виды и формы зависимости. | ||
неделя | Практическое занятие 2.Алкогольная зависимость. | Беседа | Блицконтроль | Алкоголизм. | ||
3 неделя | Практическое занятие 3. Опийная зависимость. Большой наркоманический синдром. | Устный опрос | Составление таблицы | Наркомания. | ||
неделя | Практическое занятие 4. Токсикомания и табакокурение. | Устный опрос | Выполни ть творческого задания. | Табакокурение. | ||
неделя | Практическое занятие 5. Лекарственная зависимость. | Эвристическая беседа | Схема типологии групп | Лекарственная зависимость. | ||
неделя | Практическое занятие 6. Технологические зависимости (интернет – зависимость, зависимость от компьютерных игр).
Проблемное использование компьютера и мобильного телефона. |
Сравнительный анализ | Конспект | Интернет – зависимость. | ||
неделя | Практическое занятие 7.. Работоголизм. Компульсивный шопинг (ониомания).
Компульсивное влечение к чрезмерному накоплению. |
Свободное собеседование | Подготов ка тезисов по проблеме | Работоголизм. Компульсивный шоппинг. Компульсивное влечение к чрезмерному накоплению. | ||
неделя | Практическое занятие 8. Зависимость от физических упражнений. Танорексия (зависимость от загара).
Зависимость от пластических операций. |
Сообщение | Выполни ть творческого задания. | Зависимость от физических упражнений. Танорексия. | ||
неделя | Практическое занятие 9. Эмоциональнаяи сексуальнаязависимость. | Эвристическая беседа | Конспект | Эмоциональнаяи сексуальнаязависимость. | ||
неделя | Практическое занятие 10. Религиозный фанатизм. | Мозговой штурм | Конспект | Религиозный фанатизм. | ||
неделя | Практическое занятие 11. Патологическая склонность к азартным играм (гэмблинг).
Пищевые аддикции (переедание и голодание). |
Эвристическая беседа | Конспект | Гэмблинг. | ||
12 неделя | Практическое занятие 12. Психология созависимости. Сочетанные формы зависимого поведения (интернет-казино, киберсекс). | Устный опрос | Конспект | Психология созависимости. | ||
13 неделя | Практическое занятие 13. Изменения личности при развитии зависимости. Расстройства мышления, памяти, внимания, интеллекта при развитии зависимостей. Расстройства эмоций, воли, сознания при развитии зависимостей. | Сравнительный анализ | Конспект | Изменения личности при развитии зависимости. | ||
14 неделя | Практическое занятие 14.Методы, этапы профилактики зависимостей. | Устный опрос | Конспект | Методы, этапы профилактики зависимостей. | ||
15 неделя | Практическое занятие 15. Методы психологической диагностики зависимости. Роль психолога в диагностике зависимого поведения, расстройств, вызванных потреблением ПАВ. | Устный опрос | Конспект | Методы психологической диагностики зависимости. |
Перечень заданий студенту по СРС
№ | Темы занятий | Задание на СРС | Рекоменд. литература | Форма контроля | Сроки с № нед. | Объем и условия оформления работы |
Симптомы и синдромы зависимости. Общие сведения об этиологии и патогенезе зависимостей. | Подготовить доклад | 1-4, 1-18 | Защита рефератов | Доклад не более 8-10 минут | ||
Традиции употребления алкогольных напитков в Казахстане (психологические и социокультурные факторы). | Написать аналитическую работу на тему | 1-4, 1-18 | Анализ ситуации | Аналитическая работа не более 5 стр. | ||
Этико- деонтологические и правовые аспекты наркологии. Организационные вопросы работы клинического психолога в наркологии. | Составить подробный отчет | 1-4, 1-18 | Конспект | Представить материал в письменном виде | ||
Анализ исторических и социокультурных аспектов зависимого поведения | Написать аналитическую работу | 1-4, 1-18 | Анализ ситуации | Аналитическая работа не более 10 стр. | ||
Выделение групп риска среди детей и подростков. Теории аддиктивного поведения. | Вопросы для подготовки: 1. Методы определения риска формирования зависимого поведения у детей и подротсков. 2. Методы определения склонности к аддиктивному поведению | 1-4, 1-18 | Презентация | Выполнить презентацию и продемонстрировать (8-10 минут) | ||
Зависимость как проблема мотивации. | Написать эссе | 1-4, 1-18 | Конспект | Эссе | ||
Профилактические подходы, формы и методы профилактики ВИЧ/СПИДа | Остановиться на особенностях | 1-4, 1-18 | Эвристическая беседа | Устное выступление | ||
Терапия зависимости и психология лечебного процесса | Подготовить устный материал | 1-4, 1-18 | Сообщение | Устное выступление не более 5 минут | ||
Копинг-профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста | Подготовить доклад | 1-4, 1-18 | Защита рефератов. | Доклад не более 8-10 минут | ||
Формирование здорового жизненного стиля | Найти материал и подготовить сообщение | 1-4, 1-18 | Коллоквиум | Устное выступление не более 5 минут |
Примечание. Самостоятельная работа студента является важной частью учебной работы. От интенсивности и качества самостоятельной работы, от умения студента самостоятельно овладевать знаниями программного материала зависят успехи и результаты изучения курса специализации.
Важное значение имеет конспектирование материала, т.е. его краткая запись. Особенно эффективным при конспектировании является подчеркивание наиболее важных мыслей, идей, цифр и фактов. Такое выделение способствует закреплению материала в памяти и позволяет быстро найти выделенные места во время занятий. Желательно в рабочих тетрадях записывать дополнительные сведения и замечания преподавателя.
Одной из действенных форм самостоятельной работы является подготовка докладов и рефератов.
Эта работа позволяет студенту приобрести навыки поиска новой информации из различных источников. Подготовка докладов и рефератов приучает к библиографическим поискам, сбору, анализу и обобщению материала, развивает умение излагать свои мысли кратко, четко аргументировано; расширяет кругозор; развивает интерес и вкус к самообразованию, что в условиях постоянного обновления информации пригодится будущим специалистам с высшим образованием. Кроме того, эта работа формирует навыки научно-исследовательской работы.
Подготовка и участие студентов в таких формах занятий как дискуссии, игры, тренинги, подготовка рейтинговых заданий помогает развитию творческого мышления, приобретению навыков и умений в применении знаний в будущей профессиональной деятельности студентов, а также в развитии коммуникативных связей.
Сдача в сроки, определенные преподавателем, разного рода заданий, выполненных студентом в полном объеме и качественно, предполагает получение студентом поощрительных баллов.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика : учеб.- метод. пособие / А.В. Гоголева. – М. ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 237 с.
2. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости /А.Е. Айвазова. – СПб. : Речь, 2003. – 120 с.
3. Психология зависимости / [сост. К.В. Сельченок]. – Мн. : Харвест,2004. – 592 с.
4. Психология и лечение зависимого поведения / [под ред. С. Даулинга]. – М. : Класс, 2000. – 240 с.
Дополнительная литература
1. Вудман М. Страсть к совершенству: Юнгианское понимание зависимости / М. Вудман. – М. : Класс, 2006. – 272 с.
2. Гофман А.Г. Клиническая наркология / А.Г. Гофман. – М. : Миклош, 2003. – 214 с. 4. Егоров А.Ю.
3. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. – СПб. :Речь, 2007. – 190 с.
4. Зайцев В.В. Как избавиться от пристрастия к азартным играм /В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина. – СПб. : Нева, 2003. – 128 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2002. – 176 с.
6. Карсон Р. Анормальная психология / Р. Карсон, Д. Батчер, С. Минека. – СПб. : Питер, 2004. – 1167 с.
7. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики / Р. Комер. – СПб., М. : Прайм-еврознак ; Нева, 2002. – 608 с.
8. Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – 460 с.
9. Котляров А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus: человек зависимый / А.В. Котляров. – М. : Психотерапия, 2006. – 480 с.
10. Кулаков С.А. Руководство 080 и13 по реабилитации наркозависимых / С.А. Кулаков, С.Б. Ваисов. – СПб. : Речь, 2006. – 240 с.
11. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте / Н.С. Курек. – СПб. : Алетейя, 2001. – 225 с.
12. Лисецкий К.С. Психология и профилактика наркотической зависимости / К.С. Лисецкий, Е.В. Литягина. – Самара : Бахрах-М, 2008. – 224 с.
13. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних : учеб. пособие / Н.Ю. Максимова. – Ростов н/Д : Феникс,200 –383 с.
14. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь / В.Д. Москаленко. – М. : Per Se, 2002. – 335 с. 15. Пил С. Любовь и зависимость / С. Пил, А. Бродски – М. : Институт общегуманитарных исследований, 2005. – 384 с.
16. Руководство по аддиктологии / под ред. В.Д. Менделевича. –СПб. : Речь, 2007. – 768 с.
17. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей / Г.В. Старшенбаум. – М. : Когито-Центр, 2006. – 367 с.
18. Уайнхолд Б. Освобождение от созависимости / Б. Уайнхолд,Д. Уайнхолд. – М. : Класс, 2002. – 223 с.
Методические рекомендации для студентов. При изучении дисциплины предполагается базовое изучение первоисточников как лучших отечественных и зарубежных ученых (см
При изучении дисциплины предполагается базовое изучение первоисточников как лучших отечественных и зарубежных ученых (см. список рекомендованной литературы).
Рекомендованные источники используются как при самоподготовке, так и при работе на семинарских занятиях, подготовке контрольных работ и рефератов. Существующие теории рассматривают широкий диапазон вопросов и охватывают многочисленные области развития. Поскольку ни одна из этих теорий не предлагает всесторонне разработанного взгляда на развитие в целом, все они вносят вклад в углубление понимания отдельных его аспектов, таких как развитие познания или личности.
Изучение процесса роста и развития человека, носит многосоставной характер. Предполагается самостоятельная и реферативная проработка основных аспектов антропологии, психодиагностики, этнологии, медицинской психологии.
Одной из актуальных, интересных для самостоятельного изучения и последующего обсуждения является тема формирования у ребенка полоролевой идентичности и представления о приемлемых половых ролях на разных этапах развития общества.
В процессе изучения учебного курса важное место отводится самостоятельной подготовки, и в частности составлению реферативных работ, методические рекомендации к подготовки которых приведены ниже.
Методические рекомендации к составлению реферата. Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.
Рекомендации по подготовке реферативной работы. Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний.
Реферат не является простым пересказом (и что совершенно недопустимо – переписыванием) содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы. Поэтому следует стремиться усвоить не только основное содержание той или иной теории, но и способ доказательства, к которому прибегает автор, раскрыть особенности основных точек зрения на один и тот жевопрос, оценить практическую и теоретическую значимость результатов реферируемой работы, а также отразить собственное отношение к идеям и выводам ученого, подкрепить его достаточно весомыми аргументами (доводами, высказываниями, доказательствами других авторитетных исследователей).
Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной, и наиболее часто встречающийся, является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.
Как показывает многолетняя практика, реферат удобно составлять, подразделяя материал на пункты, параграфы, подзаголовки, либо же выделяя главы реферируемого источника (т. е., сохраняя структуру и логику изложения автора научной работы).
Возможна и следующая логика изложения: введение в состояние изучаемой проблемы, выделение основных и наиболее важных вопросов, целей и задач исследования, используемых в нем методов и, конечно, результатов, выводов и предложений. Весьма приветствуется, если студенту в заключение реферата удается выявить те проблемы и вопросы, которые специально не изучались в данном конкретном исследовании, однако их постановка как бы вытекает из всей проделанной автором научной работы и дальнейшее исследование проблематики будет весьма плодотворным и важным для последующей научной деятельности (чем, впрочем, в дальнейшем может заняться сам обучающийся в рамках курсовых и выпускной квалификационной (дипломной) работы).
Список использованной литературы, а также все ссылки на литературные источники оформляются таким образом: фамилия и инициалы автора(ов), название работы, место и год издания, общее количество страниц, если работа является самостоятельным изданием. Если же работа входит в структуру коллективной монографии, сборника статей, тезисов, научных трудов и т. д., либо же является статьей из журнала и другой периодики, то после названия работы ставятся две косые линии, после которых указывается название источника, в структуру которого входит реферируемая работа, далее – место и год издания, страницы, на которых напечатана работа, либо год выхода в свет периодического издания, его номер и страницы, которые занимает статья.
Требования к оформлению реферативной работы. Текст набирается на компьютере в редакторе Microsoft Word для Windows, гарнитурой Times New Roman, межстрочный интервал 1.5, размер шрифта – 14. Работа оформляется на одной стороне листа белой бумаги размером 210х297 мм (формат А-4).
На каждой странице работы строго соблюдаются поля: левое – 30 мм, правое – 10-15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм. Абзационный отступ равняется пяти знакам или 15-17 мм. Порядковый номер страницы ставится в правом нижнем углу страницы. На первой странице номер не ставится.
Цитируемая литература оформляется в виде списка в конце работы. Ссылки приводятся в порядке следования по тексту в квадратных скобках. Объём реферата от 10 до 24 страниц.
Электронный вариант материалов предоставляется на CD-RW или DVD-RW дисках. В отдельных файлах предоставляются рисунки в форматах JPEG (разрешение 300 пикс/дюйм) или TIFF, и диаграммы в формате MS Excel.
Политика выставления оценок
Распределение рейтинговых баллов по видам контроля:
№ д/п | Виды контроля | Баллы |
1. | Промежуточный контроль | |
2. | Рубежный контроль | |
3. | Текущий контроль |
Применяются три вида контроля:
— текущий (проводится еженедельно в рамках семинарских занятий и СРОП);
— рубежный (проводится по графику деканата);
— промежуточный (проводится один раз в конце академического периода).
Баллы распределяются следующим образом:
— за текущий контроль – 1500:15×0.4=40 балл
— за рубежный контроль – 200:2×0.2=20 балл
— за промежуточный контроль – 100×0,4=40 балл
итого 100 баллов
Контроль знаний студентов:
Преподаватель может проводить проверку Ваших знаний тестами, в виде мини-интервью, мини-викторины без предварительного предупреждения, оценка по этим видам контроля будет включена в итоговую оценку. Кроме того, преподавателем будет оцениваться любая Ваша работа на практическом занятии и СРСП.
Требования к уровню подготовки студентов:
Студент должен к практическому занятию подготовить конспект необходимого материала, обозначенного в списке литературы. Все предлагаемые задания к практическому занятию должны быть выполнены
Студент должен подготовить по проблемам, вынесенным для обсуждения на практическом занятии, проблемные или терминологические вопросы.
Все индивидуальные, рейтинговые, реферативные и т.п. задания должны сдаваться в определенные графиком сроки.
Студент на практическом занятии должен предъявить свои знания в любом виде: выступление, дополнение, рецензирование выполненных другими студентами заданий или ответов и т.д.
Преподавателем предусматриваются следующие штрафные санкции:
— за отсутствие конспекта – минус 10 баллов.
— за отсутствие выполненных заданий к практическому занятию — минус 10 баллов.
-за предоставление выданных преподавателем заданий в нарушении сроков — минус 10 баллов.
Поощрения студентов:
Вам добавляется 20 баллов за самостоятельно найденный материал по теме занятия, самостоятельную подготовку интересного научного сообщения, самый лучший проблемный вопрос на практическом занятии, в том случае, если Вы выступите инициатором обсуждения проблемы на дискуссии или в роли руководителя дискуссии, а также за самую хорошую рецензию доклада, реферата, устного ответа и.т.п. другого студента.
За активную работу на практических занятиях студенту добавляется по 5 баллов.
Первым пяти студентам, сдавшим точно в сроки домашнее задание, добавляется по 5 баллов.
За качественную подготовку реферата, самостоятельного обследования его своевременную сдачу и хорошую защиту добавляется 25 баллов.
Требования к рубежному контролю
По курсу «Основы современного семейного воспитания» предусмотрены 2 рубежных контроля. Они будут проходить: первый – в виде теста.
Каждый рубежный контроль оценивается в 100 баллов. Итоговая оценка будет составляться от 0 до 200 баллов.
Требования к промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация будет проводиться в виде экзамена, вес которого в общей оценке составляет 40%. Экзамен проводится в устной форме.
Студенту заранее будут выданы экзаменационные вопросы на которые они должны будут заранее найти ответы. Экзамен охватывает весь пройденный материал.
На экзамене студент может использовать программу курса, но ему не разрешается пользоваться глоссариями, справочниками, шпаргалками и т.п. В случае если у студента будет обнаружена шпаргалка, он будет удален с экзамена.
Рубежный контроль
Рубежный контроль проводится во время СРСП в форме:
— Письменная работа — 1 час
— Коллоквиум – 1 час
График сдачи рубежного контроля
№ | Наименование | Время сдачи | Максимальный балл |
Письменная работа | 7-неделя | ||
Коллоквиум | 14-неделя |
Задания на рубежный контроль №1
1. Понятие зависимого поведения, аддикции, зависимости.
2. Виды аддиктивного поведения.
3. Факторы формирования аддиктивного поведения.
4. Характеристика нехимических аддикций.
5. Характеристика химических аддикций.
6. Сравнительный анализ динамики аддикций.
7. Общие принципы сопровождения аддиктов.
8. Общая характеристика теорий аддиктивного поведения.
9. Аддикция в теории деятельности.
10. Психодинамическая теория зависимостей.
11. Бихевиоральная трактовка аддиктивного поведения.
12. Риски аддиктивного поведения при различных акцентуациях характера.
13. Понятие профилактики. Виды профилактической работы.
14. Характеристика первичной, вторичной, третичной профилактики зависимостей.
15. Принципы разработки профилактических программ.
16. Профилактика подростковой наркозависимости.
17. Профилактика виртуальных зависимостей.
18. Профилактика химических зависимостей.
19. Профилактика зависимости от тоталитарных сект.
20. Профилактика нарушений пищевого поведения.
21. Проблема игровой аддикции в современной психологии. Интернет-аддикция как вид девиации.
Задания на рубежный контроль №2
1. Исследование пищевой аддикции в психологии и психиатрии.
2. Современные представления о коппинг-стратегиях. Особенности совладающего поведения лиц с аддиктивным поведением.
3. Проблема зависимости личности от тоталитарных сект.
4. Проблема созависимости в психологии.
5. Характеристика гэмблинга как аддиктивного поведения.
6. Характеристика зависимой личности.
7. Этапы развития аддиктивности и психологическое сопровождения лиц с аддиктивным поведением.
8. Акцентуации характера как фактор риска аддиктивности.
9. Особенности протекания химических аддикция в подростковом возрасте.
10. Особенности выбора и употребления ПАВ при разных типах акцентуаций характера.
11. Роль неправильного семейного воспитания в возникновении аддиктивного поведения у подростков.
12. Психоактивные вещества (ПАВ).
Психоактивные вещества: сущность понятия, типы.
13. Воздействие ПАВ на организм человека.
14. Новые тенденции в употреблении наркотиков.
15. Трудоголизм как форма аддиктивной реализации.
16. Сексуальные аддикции.
17. Стратегии коррекционного вмешательства при различных формах аддиктивного поведения.
18. Коррекционная программа: функции, задачи, методика составления. Оценка результативности.
19. Индивидуальная и групповая коррекционные программы.
20. Факторы, препятствующие излечению.
21. Подростковый возраст как сензитивный период аддиктивного развития.
Итоговая оценка курса будет определена на основе следующих категорий:
№ | Компоненты курса | Количество заданий | Вес оценки, % | Максимальный балл |
Активность на занятиях | 15*100=1500 | |||
Устный опрос | 15*100=1500 | |||
Составление конспекта (глоссарий). | 15*100=1500 | |||
СРС | 10*100=1000 | |||
Рубежный контроль (аттестация). | 2*100=200 | |||
Всего | (5700/57)*0,6=60 | |||
Промежуточный контроль | 100*0,4=40 | |||
Итого | 60+40=100 |
* баллы выставляются согласно графику контроля знаний
* если студент в течении всего семестра не пропустил ни одного семинарского занятия и активно участвовал на занятиях, то ему в итоге добавляется поощрительный 10 балл.
* если студент пропускал занятия по неуважительным причинам и не отробатал их своевременно, то у него снимается штрафной балл (за 1 пропуск 10 баллов).
График контроля знаний
Недели Виды Задания и оценки | Итого | |||||||||||||||
Активность на занятиях | ||||||||||||||||
Устный опрос | ||||||||||||||||
Составление конспекта (глоссарий) | ||||||||||||||||
СРС | ||||||||||||||||
Рубежный контроль (аттестация) | ||||||||||||||||
Суммарный балл | 100+100 | 100+100 | (1700/17)*0.6=60 | |||||||||||||
Промежуточный контроль | 100*0,4=40 | |||||||||||||||
Итого | 60+40=100 |
Система оценок с использованием буквенных символов
Оценки по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Баллы | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | Отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
Д+ | 1,33 | 55-59 | |
Д | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Все оценки складываются из Ваших результатов по каждому заданию, и выводится средний балл для итоговой оценки за курс.
Политика курса
1. Не опаздывать на занятия.
2. Не разговаривать во время занятия, отключать сотовый телефон.
3. На лекционные занятия приходить в деловой одежде.
4. Не пропускать занятия, вслучаях по уважительной причине предоставлять справку.
5. Пропущенные занятия отрабатывать в определенное преподавателем время.
6. В случаях невыполнения заданий, итоговая оценка снижается.
7. Активно участвовать в учебном процессе.
8. Выполнять задания преподавателя.
9. Быть терпимым, открытым, откровенным и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям.
10. Конструктивно поддерживать обратную связь на всех занятиях. Содействовать коллективной работе и вовлечению в дискуссию более застенчивых студентов.
11. Быть пунктуальными и обязательными.
12. Исключить курение в институте.
13. Не допускать потребления алкоголя.
Политика курса не должна противоречить политике академического поведения и этики. В условиях ТарГПИ это: правила внутреннего распорядка, справочник — путеводитель обучающихся.