Тема 1:Теоретические основы юридической психологии

МВД России

Санкт-Петербургский университет

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(ПСИХОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ)

ПРОГРАММА

Цикла ОПД ГОС ВПО

По специальности 030501 – юриспруденция

Санкт-Петербург

Материалы актуализированы по состоянию на 17 мая 2011 года.

 

МВД России

Санкт-Петербургский университет

УТВЕРЖДЕНА

Начальником

Санкт-Петербургского

университета МВД России

«25» ноября 2008 г.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(ПСИХОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ)

ПРОГРАММА

цикла ОПД ГОС ВПО

по специальности 030501 – юриспруденция

Кафедра юридической психологии

Санкт-Петербург

План 2009 г., поз.

Юридическая психология (психология в деятельности следователя): Программа цикла ОПД ГОС ВПО по специальности 030501 – юриспруденция/ Сост.: Фомина Т.Ф.СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011. 29 С.

 

 

Программа курса подготовлена и составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и с учетом особенностей профессиональной деятельности специалистов МВД РФ, а также с учетом профиля подготовки в Университете МВД России. Она отражает основные положения и психические явления юридической психологии в соответствии с взглядами современного научного познания. Программа предназначена для курсантов и слушателей следственного, иностранного и заочного факультетов.

Рассмотрена на заседании кафедры юридической психологии (протокол № 3 от 24.11.2008), заседании методического совета университета (протокол № 2 от 24.11.2008), одобрена на заседании ученого совета Санкт-Петербургского университета МВД России (протокол № 5 от 25.11.2008).

Рекомендована в качестве программы для организации учебных занятий.

 

Рецензенты:

Колпаков В.Ю., кандидат педагогических наук, доцент

(Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России);

Арбузова Е.Н., кандидат психологических наук

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

 

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Юридическая психология» (Психология в деятельности следователя)», и предназначена для обучения курсантов по специальности 030501, с учетом того, что курс «Юридическая психология», предваряет курс «Психология».

11 стр., 5139 слов

Психология посттравматического стресса

... общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. – 24 с. Рабочая программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего ...

Учебная дисциплина «Юридическая психология» призвана вооружить будущих следователей психологическим инструментарием, необходимым для эффективного осуществления их профессиональной деятельности.

Учебным планом на изучение курса «Юридическая психология» (Психология в деятельности следователя)» отводится 60 часов. Из них лекционные занятия составляют 30 часов, семинарские – 14, 16часов отводится на практические занятия, и 60 часов для самостоятельной работы.

Цель изучения курса «Юридическая психология» (Психология в деятельности следователя)» – углубление и совершенствование психологических знаний, умений и навыков курсантов, позволяющих эффективно решать профессиональные задачи по расследованию преступлений. Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

· формирование представлений о психологической структуре следственной деятельности, психологических основах следственной тактики, сущности судебно-психологической экспертизы;

· совершенствование навыков проведения психологического анализа следственных ситуаций, оказание правомерного психологического воздействия и установление психологического контакта с гражданами при осуществлении профессиональной деятельности;

· развитие умений по использованию психологических приемов, направленных на повышение эффективности проведения следственных действий.

Программа курса предполагает развитие у курсантов следующих личностных качеств:

· высокий уровень общих и профессионально-психологических умений, позволяющих обеспечить качественное осуществление следственной деятельности;

· высокий уровень мотивации профессиональной деятельности в органах внутренних дел;

· чувство профессиональной чести и гордости, убеждение в высоком социальном престиже следователя;

· высокий уровень самоконтроля своего поведения в экстремальных ситуациях;

· высокий уровень общей и профессиональной креативности;

· осознание смысла своей жизни в борьбе с преступностью.

В результате изучения курса «Юридическая психология» (Психология в деятельности следователя)», курсант должен знать:

· место и роль юридической психологии в системе научного познания;

· методологические принципы и методы юридической психологии;

· основные понятия и категории юридической психологии;

· основные психологические аспекты и закономерности профессиональной деятельности следователя;

· основы психологии личности преступника и преступных сообществ, психологические аспекты криминального поведения;

· психологические особенности производства следственных действий;

· предмет, основания, поводы и особенности назначения судебно-психологической экспертизы.

уметь:

· применять психологические знания в профессиональной деятельности;

· устанавливать психологический контакт с гражданами различной категории при решении служебных задач;

· оказывать правомерное психологическое воздействие на участников процесса расследования;

· применять методики самоконтроля и саморегуляции поведения;

· использовать психологические знания в оценке личности и деятельности человека;

· применять отдельные методы визуальной психодиагностики при производстве следственных действий;

· интерпретировать различные формы поведения и эмоциональные состояния : жесты, мимику, выражение лица, манеру и стиль поведения;

· анализировать влияние психологических факторов на деятельность следователя;

· выявлять и квалифицированно формулировать основания судебно-психологической экспертизы.

Иметь представление осистеме юридической психологии.

Изучение каждой темы дисциплины имеет практическую направленность и предполагает решение прикладных задач, предусматривающих приобретение курсантами конкретных профессиональных умений и навыков.

Практические занятия по дисциплине целесообразно проводить с использованием новейших технологий: социально-психологических тренингов, ролевых и деловых игр, современных методов психодиагностики. Эти занятия целесообразно проводить на базе подразделений ГУВД, ОПО УВП Санкт-Петербургского университета МВД России, компьютерного класса университета МВД России.

Самостоятельная работа над отдельными вопросами позволит курсантам более глубоко изучить некоторые темы, чтобы иметь более широкое представление о юридической психологии как науке, а участие в работе научного кружка, научно-практических конференциях и конкурсах еще более расширят круг знаний по юридической психологии.

Для слушателей заочного обучения предлагается ряд тем для написания курсовых и контрольных работ. Они составлены с учетом профессиональной направленности сотрудников ОВД. Изучение курса завершается сдачей экзамена.

 

 

Примерный тематический план

 

№ п/п Наименование тем
Раздел 1. Теоретические основы юридической психологии
1. Теоретические основы юридической психологии
Раздел 2. Личность юриста и юридическая деятельность
2. Личность юриста и юридическая деятельность
Раздел 3. Прикладная юридическая психология.
3. Основы правовой и криминальной психологии.
4. Психологические особенности организованной преступности.
5. Особенности психологии лиц, привлекаемых к расследованию преступлений.
6. Психологические особенности предварительного расследования.
7. Судебно-психологическая экспертиза.
8. Психология оперативно-розыскной деятельности

 

Содержание дисциплины

 

Тема 1:Теоретические основы юридической психологии

Развитие представлений о юридической психологии. Предпосылки и истоки возникновения и развития юридической психологии. Генезис правового моровоззрения. Классики античной эпохи – Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель – о справедливости и правомерности. Роль психологических явлений в правовой области в эпоху Просвещения. Первые монографические работы по юридической психологии немецких ученых.

Первая половина Х1Х века: работы И.Горбуера, И.Фридрейха, А.П.Куницина, А.И.Галича, К.Евлпатьевского по психологическому обоснованию меры наказания, исправления и перевоспитания преступников. Развитие биологизаторского направления. И.М.Сеченов – отечественный физиолог и основоположник объективного поведенческого подхода в психологии как самостоятельной науки и его работа «Учение о свободе воли с практической стороны». Конец 80-х годов Х1Х столетия профессором С-Петербургского университета И.Я.Фойницким и его последователями разработана типология преступников (невменяемые, случайные, профессиональные).

Конец Х1Х – начало ХХ вв. ознаменованы фундаментальными психолого-юридическими трудами Г.Гросса, В.Штерна, О.Липман и др. Активизация усилий по изучению психологии лиц, отбывающих наказание. Основные тенденции в развитии зарубежной юридической психологии в ХХ столетии. Развитие отечественной юридической психологии в советский и постсоветский периоды.

Интегративный характер предмета юридической психологии. Предмет юридической психологии. Цели и основные задачи юридической психологии как науки. Психологическая сущность и структура юридической психологии. Мир психических явлений в правовой сфере. Система юридико-психологического знания. Концепция системы. Структура и состояние системы. Методологические принципы и понятийный аппарат юридической психологии (состояние и перспективы развития).

Характеристика взаимосвязей юридической психологии с отраслями психологической и смежной с нею наук, с правовой теорией и практикой. Методы и методика юридико-психологического исследования: методы организации исследования, методы сбора данных, методы обработки данных, методы интерпретации и оценки данных. Проблемы разработки и внедрения специальных методик для изучения юридически значимых психологических явлений (детекция лжи, различные виды судебно-психологических экспертиз, воздействия на личность и группу в юридической практике и др.).

 

Тема 5: Особенности психологии лиц, привлекаемых к расследованию преступлений

Психологическая характеристика участников предварительного расследования: подозреваемого, свидетеля, потерпевшего, несовершеннолетнего. Особенности психологической позиции лиц, причастных к расследуемому событию.

Психология подозреваемого и обвиняемого. Факторы, влияющие на их поведение в процессе расследования. Мотивы поведения подозреваемого и обвиняемого. Мотивы дачи ложных показаний и самооговора.

Психологическая характеристика свидетеля. Свидетельские показания, оценка их достоверности. Этапы формирования свидетельских показаний. Роль познавательных процессов в формировании свидетельский показаний. Влияние эмоций на свидетельские показания. Субъективный фактор свидетельских показаний.

Психология потерпевшего. Психология виктимного поведения и его роль в преступном деянии. Психологические аспекты воздействия преступления на личность потерпевшего и на формирование его показаний.

Понятие виктимности или виктимогенности — «приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки», которые «могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву преступления». Виктимизация – процесс приобретения виктимности. Практическое использование виктимологических данных. Психологическая характеристика потерпевшего. Методы изучения личности потерпевшего: «статическая область» — возраст, пол, служебное и семейное положение и т.д.; и «динамическая область» — поведение потерпевшего до, во время и после совершения преступления, связь этого поведения с поведением преступника. Специальные методы исследования личности и поведения потерпевшего – анализ следственной и судебной практики, статистики материалов судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз, и тд. Психологические особенности показаний потерпевшего. Анализ взаимоотношений между жертвой и преступником до совершения преступления. Проблема виктимного («способствующего») поведения. Концепция М.Амира. Причинно-следственные связи между поведением потерпевшего и противоправным деянием «причинителя вреда». Роль потерпевшего в расследовании и раскрытии преступления.

Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.

Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии. Состояние и причины преступности несовершеннолетних. Факторы, влияющие на рост преступности несовершеннолетних. Условия и факторы, «принимающие участие» в формировании личности «трудного» подростка. Искажение мотивационной сферы «трудных» подростков – одна из причин девиантного поведения. Другие источники девиантного поведения подростков: социальное неравенство, неравенство возможностей, неудовлетворенность материальных потребностей, принадлежность к различным социальным группам (стратам).

Концепция Р.Мертона «двойной неудачи». Факторы, влияющие на десоциализацию подростков. Влияние субкультуры на формирование подростка. Интеграция подростков и молодежи в субкультурные группы. Типология объединений с девиантным поведением и антиобщественным сознанием: случайная группа, ретристская группа, агрессивная группа. Психологические детерминанты антиобщественного поведения на разных этапах формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя. Неосознаваемая мотивация преступного поведения несовершеннолетних и ее особенности. Формирование асоциальных установок у несовершеннолетних. Криминальная субкультура молодежи. Стратификация несовершеннолетних в системе криминальной субкультуры. Атрибуты криминальной субкультуры несовершеннолетних и молодых преступников. Способы тайного общения в криминальной субкультуре.

Методы воспитания и перевоспитания «трудных» подростков. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних. Особенности показаний несовершеннолетних. Профилактика преступности несовершеннолетних.

 

Тема 6: Психологические особенности предварительного расследования

Предварительное следствие в органах внутренних дел как объект психологического анализа. Психологические факторы, связанные с тактикой следственных действий. Психологическая структура следственных действий. Психологические условия, влияющие на выбор тактического приема: объективные, субъективные и обстановочные.

Психологический анализ следственной ситуации. Версия как интеллектуальная модель расследования. Психологические особенности принятия решений на основе анализа следственной ситуации, определения линий и тактики поведения следователя.

Психологические особенности тактики действий в ситуации противоборства и активного противодействия заинтересованной стороны.

Психологические основы производства отдельных следственных действий.

Психологические основы осмотра места происшествия. Психологические приемы, повышающие результативность и качество следственного осмотра. Психология тактики осмотра места происшествия. Определение половозрастных, профессиональных, индивидуально-психологических и иных характеристик преступника при осуществлении осмотра места происшествия. Место происшествия – источник информации о психологических особенностях личности преступника. Восприятие обстановки места происшествия, анализ обнаруженных следов и вещественных доказательств, установление их причинной взаимосвязи, создание модели происшедшего события. Учет психологических факторов при выявлении скрываемых обстоятельств. Влияние на способы совершения преступлений динамического стереотипа. Инсценировки преступника на месте происшествия, методы их распознавания.

Психологическая характеристика обыска. Самоконтроль и психологическая саморегуляция следователя при проведении обыска. Рефлексия как важный психологический фактор обыска. Психология обыскиваемого. Мотивация преступников при изготовлении тайников и хранилищ. Психологические возможности обнаружения демаскирующих признаков. Психология ищущего. Психологические приемы активизации мыслительной деятельности следователя и нейтрализации воздействия отрицательных факторов на его психику во время обыска. Психологические факторы, влияющие на выбор способов сокрытия объектов. Объективная и субъективная недоступность искомого. Анализ поведения, идеомоторных реакций обыскиваемого. Улики поведения. Методы проверки непроизвольных реакций обыскиваемого. Факторы, влияющие на эффективность обыска.

Психологические основы допроса. Допрос как вид общения. Методы психологической диагностики допрашиваемого. Приемы установления психологического контакта и доверительных отношений. Использование методов психолого-педагогического воздействия на допросе. Психологические особенности допроса несовершеннолетних, мужчин и женщин. Психологические особенности допроса подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей. Ложь и причины искажения показаний участниками уголовного процесса. Этапы допроса.

Допрос в бесконфликтной ситуации. Психологические закономерности получения, накопления и обработки информации. Приемы допроса в бесконфликтной ситуации. Виды допросов, особенности их воздействия на психику допрашиваемого. Приемы активизации памяти допрашиваемого во время допроса. Влияние психического состояния потерпевшего на его показания. Допрос в конфликтной ситуации. Управление конфликтной ситуацией следователем.

Психология очной ставки. Очная ставка как средство психологического воздействия на участников процесса. Психологические факторы, определяющие порядок и тактику очной ставки. Конфликтные ситуации в ходе очной ставки, их предупреждение и возможности для получения необходимой информации. Природа противоречий в показаниях. Характер взаимодействия участников очной ставки. Эффект присутствия. Маскировка поведения. Психологическая сущность предъявления для опознания. Симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое) опознание. Зрительное опознание. Опознание при помощи слуха, а также по вкусу и запаху. Психологические приемы предъявления для опознания. Психологическая природа ошибок при опознании.

Психологическая характеристика следственного эксперимента, предъявления для опознания и проверки показаний на месте. Виды и структура следственного эксперимента. Моделирование опытного действия, события или явления. Учет объективных и субъективных факторов в реконструкции обстоятельств исследуемого события, варьирование и многократное повторение опытов. Учет психологических особенностей участников следственного эксперимента: способностей, знаний, умений, темперамента и эмоционально-волевых качеств Общие черты и различия проверки показаний на месте и следственного эксперимента.

Психология проверки показаний на месте. Психофизиологические возможности проверки показаний на месте. Особенности топографических (пространственных) восприятий. Способы обеспечения объективности показаний подозреваемого. Наблюдение за действиями участников и оценка полученных результатов.

 

Тема 7: Судебно-психологическая экспертиза

Предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы. Объекты, задачи, поводы и основания СПЭ. Общее представление о судебной экспертизе. Методы и методики проведения СПЭ. Проблема совершенствования судебно-психологических экспертиз по гражданским и уголовным делам. Права и обязанности эксперта. Подготовка и назначение СПЭ.

Виды экспертиз: дополнительная, повторная, комплексная. Назначение и производство экспертизы, требования к форме и содержанию заключения и выводов эксперта. Возможности СПЭ. Судебно-психологическая экспертиза как одна из главных форм практического применения специальных психологических познаний в уголовном процессе. Психодиагностика предрасположенности к аффекту. Психодиагностика способностей потерпевших правильно оценивать и осознавать характер и значение совершаемых с ними действий. Психодиагностика умственной отсталости и отставание в психическом развитии. Экспертиза эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей личности, несовершеннолетних обвиняемых и потерпевших. Методическое обеспечение судебно-психологической экспертизы. Интерпретация психологом результатов тестирования. Оценка следователем результатов СПЭ. Правовые основы применения СПЭ. Роль заключения эксперта-психолога в процессе доказывания. Организационные вопросы СПЭ. Взаимодействие эксперта и следователя при производстве судебно-психологической экспертизы.

 

Тема 8: Психология оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность как особый вид правоохранительной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность как процесс познания. Структура оперативно-розыскной деятельности как системы. Особенности установления психологического контакта в оперативно-розыскной деятельности. Доверие и доброжелательность – важнейшее условие установление контакта. Психологические основы общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов Психологические основы ведения переговоров в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. Использование психологии в получении информации в оперативно-розыскной деятельности. Психология агентурной работы. Психологические основы оценки личности, интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности. Схема изучения конкретной личности оперативным сотрудником. Методы оценки в оперативно-розыскной деятельности. Оценка личности по внешним признакам в оперативно-розыскной деятельности. Психологическое воздействие на личность в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. Методы и средства воздействия: метод передачи информации, убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Баранов К.М. Юридическая психология: Учебное пособие. МВД России ДКО, 2-е изд., М.: ЦОКР МВД России, 2006.

2. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей: Учебное пособие. МВД России ДКО, М., 2007.

3. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2009.

4. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М.: 2010.

5. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

6. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 2009.

7. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М., 2010.

8. Яковлева О.А. Психология показания детей 5-8 лет: Дисс. … канд.псих.н., СПб., 2006.

 

Дополнительная:

1. Федеральный закон ФЗ №3 «О полиции».

2. Приказ № 1138 от 24 декабря 2008 г. «Об утверждении кодекса профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

3. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. – М.: 1996.

4. Немов Р.С. Психология. М.: 2010.

5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М., 2009.

6. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: Изд. «Зерцало», 2006.

7. Цветков В.Л. Юридическая психология: учебное пособие для вузов в схемах и комментариях. – М.: ЩИТ-М, 2010.

8. Цветков В.Л. Юридическая психология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

 

Приложение 1

Перечень вопросов для подготовки к итоговому экзамену

1. Юридическая психология: ее предмет и методы исследования. Роль знаний по психологии в деятельности следователя.

2. История становления и развития юридической психологии.

3. Методы научного познания в юридической психологии.

4. Методы изучения личности в юридической психологии.

5. Методы судебно-психологической экспертизы.

6. Память и ее развитие у следователя.

7. Мышление, интуиции и воображение юриста.

8. Речь в деятельности юриста.

9. Эмоции и чувства в деятельности следователя.

10.Воля и эмоционально-волевая устойчивость личности юриста.

11.Психология личности следователя.

12.Профессиональная направленность и способности следователя.

13.Морально-психологические особенности следователя.

14.Профессиональное мастерство следователя и его психологические составляющие.

15.Интеллектуальная сфера следователя.

16.Профессиональные способности следователя.

17.Темперамент, характер, способности и их влияние на эффективность деятельности юриста.

18.Наблюдательность как профессионально значимое качество следователя.

19.Психологическая идентификация человека. Визуальная психодиагностика, язык жестов.

20.Структура деятельности следователя. Использование этнопсихологических знаний в следственной работе.

21.Гендерные различия в свете современной психологии, использование знаний о них в следственной работе.

22.Предмет и задачи криминальной психологии.

23.Детерминация преступного поведения.

24.Мотивы преступного деяния в свете психологического анализа.

25.Психология потерпевшего. Психологический анализ показаний потерпевшего.

26.Психологическая характеристика свидетеля. Свидетельские показания, оценка их достоверности.

27.Психологическая характеристика подозреваемого и обвиняемого. Мотивы дачи ложных показаний и самооговора.

28.Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии. Причины преступности несовершеннолетних.

29.Психологический портрет и его составление.

30.Психологические особенности корыстных преступников.

31.Психологические особенности насильственных преступников.

32.Психологические особенности корыстно-насильственных преступников.

33.Психологические особенности неосторожных преступников.

34.Проблема психологического воздействия и психологического насилия в процессе раскрытия и расследования преступления.

35.Психологические основы применения полиграфа в следственной работе.

36.Психодиагностика лжи на допросе и при осуществлении иных следственных действий.

37.Установление психологического контакта с допрашиваемым. Психологическое воздействие на него в целях получения правдивых показаний.

38.Проблема правомерности и допустимости психологического воздействия в процессе расследования преступлений.

39.Понятие о методах психологического воздействия. Возможности методов психологического воздействия.

40.Убеждение, стимулирование, принуждение, переубеждение при решении следственных задач.

41.Психологическая характеристика преступных групп: общая характеристика, типология, феномен лидерства, конфликты в преступных группах.

42.Психология расследования групповых преступлений.

43.Психологические особенности допроса как следственного действия.

44.Психология тактики допроса свидетеля и потерпевшего.

45.Психология тактики допроса подозреваемого и обвиняемого.

46.Психология допроса малолетнего свидетеля и потерпевшего.

47.Психологические особенности осмотра места происшествия. Установление личностно-психологических качеств преступников в процессе осмотра места происшествия.

48.Психология очной ставки. Сущность, особенности, тактика.

49.Психологическая сущность опознания. Психологические особенности предъявления для опознания как следственного действия. Психология тактики предъявления для опознания.

50.Психологические особенности обыска как следственного действия. Психология обыскиваемого и обыскивающего. Психология тактики обыска.

51.Психология воспроизведения показаний на месте: сущность, особенности тактики.

52.Психология следственного эксперимента.

53.Психология проверки показаний на месте.

54.Судебно-психологическая экспертиза: общая характеристика.

55.Характеристика отдельных видов судебно-психологической экспертизы.

56.Психологическая структура судебной деятельности при рассмотрении уголовных дел.

57.Психологические основы общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

58.Психологические особенности получения интересующей информации.

59.Методы оценки личности в процессе общения в оперативно-розыскной деятельности.

60.Система методов психологического воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности.

 

Приложение 3