Тема: Теории психического развития
Цель занятия: изучить основные подходы к периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии.
Теоретические вопросы:
1. Проблема возраста в трудах Л.С. Выготского. Подходы к периодизации психического развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
2. Зарубежные периодизации: З. Фрейд, Э. Эриксон, Ш. Бюллер, А. Валлон.
3. Периодизация интеллектуального развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер).
4. Развитие морального сознания личности (Л. Колберг).
5. Взгляды Л. С. Выготского на стадиальность развития. Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина.
Литература
Основная:
1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2004.
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: Сфера, 2001.
4. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4-е изд. – М.: Владос, 2007.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005.
6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.Кн.3.:Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 4-е. – М.: ВЛАДОС, 2007.
7. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4-е изд. – М.: Владос, 2001.
8. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. – 10-е перер. и доп. – М.: Академия, 2006.
Дополнительная:
1. Крайг Г. Психология развития – СПб. , 2000.
2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М. , 1995.
3. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. — М. 1981.
4. Пауэр Ф.К., Хиггинс Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию / Психол. Журнал. – 1992. — Т.13. — № 3.
5. Психология развития/ Сост. и общая ред. Каф.психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб: Питер, 2001.
6. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития — Екатеринбург, 1998.
7. Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Ж. Пиаже — М. , 1967.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста. Предмет- конкретные возрастные периоды, ...
8. Хьелл Л. , Зиглер Д. Теории личности — СПб, 2000.
9. Эриксон Э.Г. Детство и общество. — М., 1996.
Методические указания:
Выполните конспект работы Л.С. Выготского «Проблема возрастной периодизации детского развития».
2.Составьте аналитическую таблицу: периодизации возрастного развития. Сопоставление критериев выделения возрастов в отечественных и зарубежных подходах к проблеме (Л.С. Выготский-Д.Б. Эльконин, З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже и т.д. см. в вопросах к семинару).
Работа на семинаре организуется в экспертных группах. Экспертную группу составляют 2-3 студента. В задачу экспертной группы входит подготовка и представление на семинарском занятии основных вопросов темы, организация дискуссии по спорным моментам. Выступление готовит каждый член группы по одному или нескольким указанным подвопросам. Форму сообщения студенты определяют самостоятельно. Время работы группы – 15-20 минут. Студенты, незадействованные в работе группы, ведут конспект выступления и готовят вопросы к экспертам.
Практическое занятие №2
Тема: Психологическая характеристика развития ребенка в младенчестве и раннем детстве
1. Кризис новорожденности. Психическая жизнь новорожденного.
2. Кризис 1-го года жизни.
3. Когнитивные особенности ребенка раннего возраста.
4. Аффективная сфера ребенка от 1-го года до 3-х лет.
5. Особенности Я-концепции ребенка.
6. Кризис 3-х лет.
Методические указания:
При подготовке вопросов 1-2 следует обратить внимание на особенности развития человеческого детеныша по сравнению с другими млекопитающими (сенсорика опережает моторику), связать их с ролью культуры и взрослых в выхаживании ребенка. Ознакомиться с врожденными механизмами поведения; определить их дальнейшую трансформацию (что отмирает, что развивается в навыки).
Очертить этапы становления хватания и ходьбы, а также открывающиеся с этими навыками возможности обретения личной автономии ребенком.
Литература
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М, 1968.
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1990.
3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб , 1997.
4. Захарова А. В. Генезис самооценки. — Тула, 1998э
5. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. /Под ред. М. И. Лисиной. — М., 1985.
6. Развитие личности ребенка./ Под ред. А. М. Фонарева. — М, 1987.
7. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — Л., 1990.
8. Уайт Б. Первые 3 года жизни. — М. , 1982.
9. Харин С. С. Развитие общения со взрослыми и сверстниками у детей первых 3-х лет. — Минск, 1988.
10. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 1960.
Практическое занятие №3
Тема: Психология взрослости
Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме, обсудить основные проблемы данного периода.
Теоретические вопросы:
1. Взрослость как период жизни.
2. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости.
Психология развития, возрастная психология
... Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды 1986 5.Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. СПБ Питер 2007 1)Основные теорий развития. Центральная проблема для возрастной и педогогическои психология, проблема ведущего фактора, психического развития ребенка, источник психического развития детей. От ...
3. Возрастные границы старения. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости.
4. Личностные особенности в старости. Познавательные процессы в геронтогенезе.
Литература
Основная:
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2004.
10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: Сфера, 2001.
12. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4-е изд. – М.: Владос, 2007.
13. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005.
14. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.Кн.3.:Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 4-е. – М.: ВЛАДОС, 2007.
15. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4-е изд. – М.: Владос, 2001.
16. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. – 10-е перер. и доп. – М.: Академия, 2006.
Дополнительная:
a. Гамезо М. В., Герасимова В.С, Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. — М., 1999.
b. Крайг Г. Психология развития — СПб ., 2000.
c. Крыжановская Л. М. Психология развития. — М., 1997.
d. Леонтьев Д. А. Психология смысла. — М., 1999.
e. Психология человека от рождения до смерти. // Под общей ред. А. А. Реана. — СПб, 2001.
f. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1994.
Письменные работы
КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА №1
Эссе.
Вам необходимо написать эссе по теме: «Автобиография», опираясь на следующие пункты:
— выделите основные события, оказавшие влияние на формирование Вашей личности;
— считаете ли Вы, что Ваша жизнь сложилась под воздействием устойчивых и непрерывных влияний (например, под влиянием стратегии воспитания родителей), или на нее повлияли непредвиденные обстоятельства, которые привели к переменам. Кратко опишите основные влияния;
— как бы Вы ответили на вопрос, анализируя собственное развитие: наследственность или среда сыграли в этом развитии определяющую роль?
При написании данного вида письменной работы следует учесть, что эссе в переводе с французского обозначает «попытка», «проба», «очерк». Это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала.
Эссе состоит из четырех частей, отвечающих следующим требованиям:
1. Краткое содержание, в котором:
- определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы (/это может быть один тезис);
- дается краткое описание структуры и логики развития материала;
- формулируются основные выводы.
2. Основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию.
3. Заключение. В заключении представляются выводы, могут быть обозначены вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе выполнения письменной работы.
Критериями оценки эссе будут выступать следующие: наличие грамотного, развернутого ответа на поставленные вопросы; владение психологическими понятиями и терминами; логика построения композиции эссе; приведение аргументов, примеров; умение самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщения; четко и ярко выражать свою точку зрения, свое личное отношение к проблеме.
Конспект.
В процессе работы вам предстоит законспектировать первоисточник, учебную литературу. Конспекты статей, параграфов и глав или иного полного текста книг оцениваются с учетом труда, вложенного в их подготовку. Они не подменяются планами работ или полностью переписанным текстом: студент должен научиться отбирать основное.
Конспект пишется в тетради, от руки, с обозначением фамилии владельца. Обязательно указывается автор книги (статьи), место и год издания, а на полях помечаются страницы, где расположен конспектируемый текст.
Качество конспекта повышается, когда студент сопровождает его своими комментариями, схемами или таблицами. В данном модуле Вам предлагается выполнить тезисный конспект. Вам предстоит написать следующий конспект: Л.С. Выготский «Проблема возрастной периодизации детского развития».
3. Аналитическая таблица«Периодизации возрастного развития».
Автор | Критерии выделения возрастов |
КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА №2
1. Отчет по научно-исследовательскому проекту: самостоятельное эмпирическое исследование личностных особенностей подростка с помощью проективного рисунка «Несуществующее животное».
Проективный тест «Несуществующее животное»
Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально — “Всякая мысль заканчивается движением”).
Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль).
Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением).
Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. В содержательном плане чувство собственной правоты, связанное с внешне-обвинительной (экстрапунитивной) позицией, отражалось в сдвиге рисунка вправо, а неправоты (интрапунитивности) – влево. Так же высокие и низкие притязания («идеал-Я») связаны с «высоким» и «низким» положениями рисунка в пространстве листа бумаги. Необходимо также осторожно подходить к интерпретации рисунков, занимающих более 2/3 площади листа бумаги, а также к рисункам, выходящим за срез листа: они могут не подчиняться указанным семантическим закономерностям. Особую категорию составляют маленькие рисунки, расположенные в левом верхнем углу листа. Этот тип локализации часто свидетельствует о высокой тревожности, склонности к регрессивному поведению и эскапизму (желание выйти из ситуации, уход в прошлое либо В фантазию), избеганию новых переживаний. Возможна выраженная дисгармония между самооценкой и уровнем притязаний (актуальным и идеальным «образом Я»).
Эти рисунки также могут не подчиняться общим семантическим закономерностям.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.
Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием».
Показатели и интерпретация
ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.
Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Повышение положения рисунка на листе бумаги коррелирует со стремлением соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.
Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Сдвиг рисунка вправо может свидетельствовать об акцентировании в сознании будущего, мужских черт характера, стремлении к контролю над ситуацией, ориентации на окружающих, экстраверсии. Сильный сдвиг вправо наблюдается достаточно редко и может быть связан с «бунтарством», неподчинением.
Сдвиг рисунка влево имеет противоположное значение. Это акцентирование прошлого, нежелание участвовать в ситуации, склонность к принятию вины и ответственности на себя, застенчивость, интроверсия. Преобладают интропунитивные реакции, снижается уровень направленной вовне агрессивности и активности.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или замещающая ее деталь).
Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца).
Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно).
Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание).
Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль. Двух- (и более) головые животные и «тяни-толкай» рассматриваются как выражение противоречивых тенденций.
НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда – постамент).
Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.).
Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
ХВОСТЫ. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.).
Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
КОНТУРЫ ФИГУРЫ. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.).
Для нормы характерна уверенная линия со средним равномерным нажимом и четкими соединениями. Колеблющаяся, прерывающаяся линия, «островки» перекрывающих друг друга линий, несоединенные углы, «запачканные» рисунки говорят о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности, что свойственно «невротикам». Контуры рисунка здесь могут быть размытыми, «волосатыми», во всем исполнении может чувствоваться неуверенность, неловкость. Характер линии служит одним из индикаторов общей энергии. Слабая «паутинообразная» линия («возит карандашом по бумаге»; не нажимая на него) является признаком экономии энергии, астенизации, снижения общего тонуса. При пониженном фоне настроения это встречается достаточно редко и сочетается с экономией линии и деталей (обедненностью изображения).
Особо следует обращать внимание на резко продавленные линии, видимые с обратной стороны листа (судорожный, высокий тонус рисующей руки) – резкая генерализованная тревожность. Необходимо обращать внимание на то, какая деталь, какой символ выполнен с увеличением нажима, т.е. к чему «привязана» тревога (например, верхний «шип»).
О повышении тревожности также говорит наличие штриховки внутри контура фигуры и различных деталей.
Контур фигуры анализируется по наличию или отсутствию выступов типа шипов, панцирей, игл, прорисовке или затемнению линии контура. Это – защита от окружающих: агрессия, если они выполнены в острых углах; страх и тревога, если имеет место затемнение, «запачкивание» линии контура; опасение и подозрительность, если поставлены «щиты», заслоны, линия удвоена. Направленность такой защиты интерпретируется соответственно пространственному положению по схеме. Верхний контур – реакция против вышестоящих, против лиц, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей. Нижний контур – защита против насмешек, отсутствия авторитета, т.е. против нижестоящих, младших, подчиненных, боязнь осуждения. Боковые контуры – недифференцированная опасливость, готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе реальной деятельности, слева – больше защита своих мыслей, убеждений, вкусов.
Контур также может рассматриваться как «оболочка», символ контроля со стороны «Я» над собственной эмоциональностью, ее проявлением вовне. Укрупненные рисунки могут свидетельствовать о повышении аффекта, эгоцентризме, придании повышенного значения собственной персоне. При этом следует учитывать, что дети рисуют крупнее взрослых, девочки – крупнее мальчиков. Мелкие рисунки – свидетельство наличия депрессии, подавленности, угнетенности, чувства собственной малозначимости, повышенного самоконтроля.
Уверенные, хорошо стыкующиеся линии, упругая пластичность контура является показателем хорошего контроля эмоциональности. В случае повышенной возбудимости, плохой контролируемости аффективных проявлений по интенсивности появляются увеличенные рисунки с плохо «пристыкованными», имеющими перерывы, но энергичными линиями контура, создающими впечатление «разрывания» оболочки изнутри наружу.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки).
Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.).
В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Названиеможет выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.).
Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.).
Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, лю-лю”, “кус-кус” и т.п.).
Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).