Делаются попытки построить единую теорию психических процессов: Лев Маркович Веккер.
см. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.
Два способа строить теорию психических процессов: 1) «снизу», рассматривая высшие (ментальные структуры) как порождение, продукт действия психофизиологических механизмов (именно так и делает Веккер и вся западная психология); 2) «сверху», уделяя большее внимание сознательным механизмам психики, ее социальным источникам и пр. (преимущественно так рассматривает психику советская психология, делая акцент на социальности, сознательности, управляемости поведения человека, на его волевых качествах – «человек – хозяин своей судьбы», «человек сам кузнец своего счастья» и т.п.).
Основные признаки всех психических процессов:
1. Предметность – механизм любого психического процесса в принципе описывается в той же системе физиологических понятий, что и механизм любого физического акта жизнедеятельность. Иначе говоря, психические процессы – неотъемлемая часть системы функций нашего организма.
Однако, в отличие от всякого другого собственно физиологического акта, конечные, итоговые характеристики любого психического процесса могут быть описаны только в терминах свойств и отношений внешних объектов, физическое существование которых с органом этого психического процесса совершенно не связано и которые составляют его содержание. Так, восприятие или представление нельзя описать иначе, чем в терминах формы, величины, твердости и пр. воспринимаемого или представляемого объекта. Мысль может быть описана лишь в терминах признаков тех объектов, отношения между которыми она раскрывает. Эмоция – в терминах отношений к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают, а произвольное решение или волевой акт не могут быть выражены иначе, чем в терминах тех событий по отношению к которым эти действия или поступки совершаются.
2. Субъктность – в картине психического процесса остается совершенно скрытой вся внутренняя динамика тех сдвигов в состояниях организма, которые данный процесс реализуют. Иначе говоря, полная модель психического процесса не может быть построена только на основании материала стандартных нервных импульсов или динамики биопотенциалов. Неформулируемость характеристик психических процессов на языке физиологических изменений и свойств.
3 стр., 1056 слов
Термины фармакология
... действия. Обладает общими свойствами: снижает психомоторную активность, снимает психическое возбуждение, производит антипсихотическое действие. нейротоксичность нефротоксичность токсическийэффект некоторых химических ... психомоторные, аффективные расстройства и др.). психостимулятор психотропные вещества,активизирующие психическую и, в меньшей степени, физическую активность организма. психотропное ...
3. Чувственная недоступность – психические процессы (свои собственные или чужие) недоступны прямому чувственному наблюдению. Человек не воспринимает своих восприятий, хотя ему непосредственно открывается предметная сторона их объектов. Нельзя пронаблюдать собственную память или внимание, мыслительный акт, эмоцию, волевое усилие – мы наблюдаем либо объекты этих психических процессов или их результат.
4. Спонтанная активность – на всех уровнях поведения – от простейшего локомоторного акта до высших проявлений разумности и нравственности – конкретные параметры этого акта не могут быть непосредственно выведены ни из физиологических сдвигов внутри организма, ни из физических свойств воздействующих на него стимулов. В активности психических процессов нет жестко предзаданной и фиксированной программы и субъект может действовать «на много ладов» (Сеченов).
Психическая активность проявляется как активность свободная.
Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) – «Рефлексы головного мозга»; принцип рефлекса (лат. refleksive – отражение): 1) принцип рефлекса охватывает функции всех иерархических уровней нервно-мозгового аппарата и выражает общую форму работы нервной системы; 2) Психофизиологическую основу ментальных явлений образуют процессы, по происхождению и способу осуществления представляющие собой частную форму рефлекторных актов; 3) Целостный рефлекторный акт с его периферическим началом, центром и периферическим конечным звеном составляет недробимую функциональную единицу психических процессов.
Павлов Иван Петрович (1849-1936) – безусловные и условные рефлексы. Принцип сигнальной функции. Две сигнальные системы – два подуровня высшей нервной деятельности (ВНД).
На первом подуровне сигнальную функцию несут образы, на втором – речемыслительные процессы.
Рис. 1. Иерархия уровней сигналов в концепции И.П. Павлова
Нервные сигналы Первые сигналы Вторые сигналы
Образы Рече-мыслительные
Процессы
Область рефлекторных Психические процессы, регулирующие рефлекторные акты
актов низшей нервной высшей нервной деятельности
деятельности
(допсихический уровень)
Познавательные процессы:
- Ощущение
- Восприятие
- Представление
- Воображение (Фантазия)
- Внимание
- Память
- Мышление
Свойства ощущений
1. Проекция, или локализация.
Длительность
3. Модальность – качественная характеристика ощущений – состоит в наличии качественной специфичности каждого из видов ощущений по сравнению с другими и определяемой физическими или физико-химическими особенностями тех раздражителей, которые адекватны для данного анализатора.
4. Интенсивность – закон Вебера-Фехнера – устанавливает связь между психологической величиной ощущения и физической величиной раздражения.
Рис. 2. Пространственно-временная структура ощущений
Пространственная Временная
Локализация или проекция последовательность или
Длительность
Репрезентация движения внешних объектов
и ноителя информации
Модальность
Сенсорных процессов
Эмоции
Некоторые иследователи утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную структуру человека, другие убеждены, что само понятие «эмоция» слишком расплывчато для объяснения поведения и лучше обойтись терминами «активация» или «возбуждение».
Одни думают, что поведение и эмоции неразрывны и люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции, другие рассматривают эмоции как кратковременные состояния.
Одни считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение и являются основным источни-ком психосоматических заболеваний, другие, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения.
Одни считают, что эмоции должны быть подконтрольны когнитивным процессам (т.е. разуму) и рассматривают нарушение этой субординации как признак неблагополучия. Другие считают, что эмоции выступают в роли пусковых механизмов когнитивных процессов, что они порождают и направляют их (т.е. в конечном счете управляют разумом).
Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие (Изард К.)
+ оценочная функция
+ познавательная функция
– дезорганизующая функция
* Принципиально наличие ментального компонента в переживании эмоции.
Вудворт (1938) и позже Шлосберг (1941) создали классификационную схему-шкалу, включающую шесть основных эмоций:
УДОВОЛЬСТВИЕ
(1) любовь, радость, счастье
(2) презрение (3) удивление
ОТВЕРЖЕНИЕ ПРИНЯТИЕ
(4) отвращение (5) страх, страдание
(6) гнев, ненависть, злость
НЕУДОВОЛЬСТВИЕ
Базовые эмоции по Изарду:
- Интерес
- Радость
- Удивление
- Печаль (горе, депрессия)
- Гнев
- Отвращение (презрение)
- Страх (тревога)
- Смущение
- Стыд
- Вина (совесть)
* Любовь – сложный паттерн (образец, структура, модель, комплекс), включающий в
себя эмоции, влечения и когнитивные процессы. Складывается из базовых эмоций:
интерес-возбуждение и удовольствие-радость.
т.е. любовь – сложный феномен, несводимый к дискретным эмоциям, собственно,
поэтому настолько трудноопределимый.